Научная статья на тему 'Практика взаимодействия власти и общества: региональные аспекты'

Практика взаимодействия власти и общества: региональные аспекты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
514
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / AUTHORITY / CIVIL SOCIETY / PUBLIC CHAMBER / PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Висханов Магомед Русланович

Рассматриваются принципы взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с институтами гражданского общества, анализируется практика их реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Висханов Магомед Русланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF AUTHORITY AND SOCIETY: REGIONAL ASPECT

The principles of interaction between state and municipal administration and institutions of civil society are considered; practice of its realization is analyzed.

Текст научной работы на тему «Практика взаимодействия власти и общества: региональные аспекты»

российских компаниях, приобрести практический опыт работы, и овладев комплексом необходимых знаний и навыков, вернуться в свои регионы.

За последние годы республика смогла не только возродиться, но и стать одним из самых динамично развивающихся регионов России. В Чеченской Республике происходят зримые изменения. Развиваются все сферы жизнедеятельности. Социально-экономическая сфера, образование, культура, спорт, духовно-нравственное воспитание - главные направления изменений, которые в ближайшем будущем позволят осуществить сбалансированность развития, в том числе и рынка труда, добиться качественно иного уровня управления трудовыми ресурсами Чеченской Республики.

Список литературы

Федеральный закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета.- 1991.- 2 апр.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 года № 537 «О федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы» // Российская газета.- 2008.- 17 июля

Маренков, Н.Л., Алимарина, Е.А. Управление трудовыми ресурсами. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Региональный рынок труда в условиях социально-экономической трансформации российской экономики (на материалах Южного Федерального округа). - Ставрополь, 2002.

Россия в цифрах. 2010: краткий статистический сборник / Росстат. - М., 2010.

Экономическая активность населения России. 2010: стат. сб. / Росстат. -М., 2010.

© Исаев З.Э., 2010

М.Р. Висханов

ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

ВИСХАНОВ Магомед Русланович - аспирант кафедры социологии РАГС (е-таИ: magomed.vishanov@yandex.ru)

Аннотация. Рассматриваются принципы взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с институтами гражданского общества, анализируется практика их реализации.

Ключевые слова: власть, гражданское общество, общественная палата, общественное мнение.

Власть и общество - взаимоотношения между ними, степень и формы взаимозависимости и взаимовлияния являются определяющими для стабильного и эффективного развития. Власть упорядочивает функционирование государства в целом и каждого его субъекта в отдельности, определяет степень развития и структурированности гражданского общества.

Механизмы взаимодействия власти и общества формируются в процессе эволюции общества, его исторического развития. Являясь неотъемлемым элементом в системе баланса интересов власти и общества, эти механизмы становятся наиболее востребованными в кризисных условиях, когда либо обостряются социальные проблемы, либо власть становится заложницей противостояния элит, а государственные органы не в состоянии управлять такого рода процессами. Неразрешимое противоречие интересов стимулирует возникновение стихийных форм регуляции власти (заговоры, бунты, восстания, революции, и т. д.) и тем самым изменение системы государственного управления. Конфликт интересов, способствующих возникновение кризисной ситуации, можно объяснить либо нарушениями в системе сигналов обратной связи, либо их отсутствием у субъекта управления1. В современных условиях назрела необходимость инициирования демократических форм взаимодействия общества и власти, которые необходимо дополнять институциональными инновациями демократического содержания. Необходимость инициирования надежных связей в системе «общество - власть» обусловлена также сильной социальной поляризацией и культурной фрагментацией российского общества2. Данные социологических исследований о состоянии социальной структуры российского общества свидетельствуют о значительном расслоении населения по уровню доходов и существовании полюсов бедности и богатства3.

Начиная с 90-х гг. ХХ в. Российская Федерация ведет поиск реальных форм участия граждан в управлении на различных уровнях власти и создания механизма гражданского участия в системе социальной регуляции государства. Одной из таких форм стала система общественных консультативных органов в структурах власти различных уровней.

Принципы создания и функционирования этих органов регулируются соответствующими положениями, уставами, регламентами и другими нормативными документами. В своей деятельности консультативные органы

1 См.: Шабров, О.Ф. Политическое управление: проблемы стабильности и развития. - М. 1997.- С 154.

2 См.: Десять лет российских реформ глазами россиян (материалы подготовил В.В. Платковский) // Социс. - 2002. - № 10. - С. 22 - 37.

3 См.: Арутюнян, Ю. В. О социальной структуре общества в современной России// Социс.- 2002.- № 9 . - С. 29 - 40.

руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, конституциями и уставами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований и распоряжениями глав администраций.

Структуры общественных консультативных органов могут иметь разные названия. Наиболее представительная их группа - «общественные палаты». Использующиеся также такие названия, как «общественно-политический консультативный совет» и «совещание представителей политических партий и движений».

Одна из задач института общественных палат или аналогичных им организаций при органах государственной власти субъектов РФ - обеспечить взаимодействие конструктивных сил общества при проведении политических и экономических преобразований, формировании единого правового пространства, совершенствовании федеративных отношений и в укреплении Российского государства.

В соответствии с российским законодательством в состав общественных палат входят граждане Российской Федерации, имеющие особые заслуги перед государством и обществом, а также представители официально зарегистрированных общероссийских, региональных и межрегиональных общественных объединений и некоммерческих организаций. Общественная палата призвана обеспечивать и согласовывать интересы граждан и органов власти при решении важных вопросов в экономической и социальной сфере, в сферах безопасности и контроля деятельности Правительства РФ и органов исполнительной власти всех других уровней. Эти задачи, как обусловлено законом, должны решаться путем общественной экспертизы нормативных правовых актов органов власти, а также выдвижения гражданских инициатив. Решения Общественной палаты имеют рекомендательный характер и принимаются в форме заключений, предложений и обращений. По формам деятельности общественные палаты и подобные им организации, учрежденные при органах государственной власти в субъектах РФ, имеют специфические отличия, но в основу их деятельности в целом заложен принцип развития гражданского общества и становления правового государства в России, предусматривающий широкое участие общественности в управлении.

По данным печати, освещающей деятельность общественных организаций, созданных при органах власти, можно сформулировать ряд выводов:

в составе рассматриваемых структур необходимо представительство руководящих работников органов власти и общественных объединений, имеющих большой практический опыт работы в общественном секторе, а также обладающих общественным признанием экспертов;

приоритетным направлением деятельности этих структур можно считать определение социально значимых проблем, мониторинг реакции различных социальных групп на принимаемые и реализуемые управленче-

ские решения органов власти, поиск консенсуса и согласование противоположных позиций по спорным вопросам;

деятельность этих структур не должна быть строго регламентирована со стороны органов власти, так как чрезмерная опека властей может превратить ее в «карманный» атрибут соответствующего властного органа и сделать социально недееспособной. Напротив, политическая и финансовая независимость позволит полнее раскрыть социально-политический потенциал такого совещательного органа.

Автор предпринял попытку выделить на основе имеющегося у него материала основные этапы развития стратегии взаимодействия власти и общества, сформулировав их следующим образом:

принятие стратегического (политического) решения должностным лицом соответствующего уровня (субъектом РФ, органом местного самоуправления) в виде договора, декларации, соглашения и т. д. с указанием основных принципов и направлений сотрудничества;

создание правовой, процедурной и кадровой основы подобного сотрудничества;

формирование реестра потенциальных участников как со стороны общественных объединений, так и со стороны органов власти;

заключение договоров о сотрудничестве между легитимными (реестровыми) участниками (партнерами) по взаимодействию.

Принципиальным в этой градации, является, на наш взгляд, то, что на уровне экспертного, консультативного взаимодействия исключается любое специальное финансирование. Это позволяет обеспечить равноправное партнерское сотрудничество между властью и обществом и служит дополнительным стимулом для создания нового гражданского института ведения диалога общества и власти. Естественно, что с точки зрения взаимодействия органов власти и общества ситуация в субъектах РФ не одинакова. Так, положение, сложившееся в Чеченской Республике, отличается особой остротой и сложностью решения социальных, экономических и политических проблем. Здесь, на небольшой территории, занимаемой республикой, особенно четко проявляется расслоение общества по уровню доходов, резче обозначается снижение жизненных стандартов населения, усиление обнищания одной его части на фоне быстро растущего обогащения другой, выявляется устойчивость высоких показателей безработицы. Эти факторы обуславливают рост социальной напряженности в Чечне, непринятие населением многих политических, социальных и экономических новаций. Начиная с 1995 г. в структурах органов власти различного уровня начался процесс создания специальных подразделений или назначенных представителей (советников) по взаимодействию с общественными объединениями.

В последнее время вопросам общественных отношений в Чеченской Республике уделяется особое внимание. По инициативе главы Чеченской

Республики Р.А. Кадырова, практически во всех республиканских органах государственного и муниципального управления созданы специализированные структуры по связям с общественностью. Так, в Администрации главы Чеченской Республики и ее правительства созданы Департамент по работе с религиозными и общественными организациями и отдел по работе с органами местного самоуправления в составе Департамента социальной политики Администрации. Одним из действенных инструментов получения информации о характере общественных процессов становятся специализированные структуры по связям с общественностью и отделы по работе с заявлениями и обращениями граждан, созданные во всех органах исполнительной власти, а также в органах местного самоуправления.

Основным принципом работы таких структур является широкая гласность принимаемых управленческих решений органов власти всех уровней и результатов их реализации через СМИ.

Обоюдные интересы органов власти и общества учитываются в процессе взаимодействия общественных объединений и органов исполнительной власти путем поиска политического и гражданского согласия, внедрения общественных начал в деятельность властных структур всех уровней.

Автор изучил степень соответствия закрепленных в нормативных документах принципов организаций служб по связям с общественностью степени реализации одной из таких целей. Анализ официальной документации, содержащей сведения о должностных обязанностях заместителей глав района или города (в их компетенцию входит курирование вопросов связи с общественностью), и документации, характеризующей соответствующие структурные подразделения, позволил установить перечень целей и задач, которые ставят соответствующие органы власти перед службами по связям с общественностью. Этот перечень определяет характер взаимодействия органов власти и общественности. На этой основе появилась возможность выделить основные задачи, сформулированные в процессе взаимодействия органов власти и общественности:

информирование населения о решениях органов власти;

обеспечение взаимодействия главы администрации с общественными объединениями граждан;

проведение социальной экспертизы принимаемых управленческих решений;

проведение мониторинга общественного мнения.

Одновременно были определены основные направления сотрудничества:

создание экспертных советов на общественных началах при комитетах обеих палат парламента ЧР исходя из их основных направлений деятельности;

размещение проектов законодательных актов на официальных сайтах палат парламента ЧР, что предоставляет возможность заинтересованным

организациям гражданского общества получать свободный доступ к информации и направлять в комитеты заключения, анализ последствий предлагаемых инициатив, мнения, оценки, предложения и другие материалы;

организация тематических совещаний для проведения консультаций по конкретным проблемам, стоящим на повестке дня палат парламента ЧР, и по другим проблемам, представляющим интерес для жителей республики;

организация не реже чем раз в год каждым комитетом палат парламента ЧР открытых слушаний для консультаций с организациями гражданского общества;

проведение ежегодных конференций для оценки уровня сотрудничества и принятия решений относительно новых направлений диалога;

включение представителей гражданского общества в рабочие группы, созданные парламентом ЧР и его рабочими органами для разработки или доработки проектов законодательных актов.

Итоги законотворческой деятельности парламента ЧР первого созыва (2005-2008) свидетельствуют о достаточно высокой работоспособности народных избранников. Так, за период их деятельности депутаты приняли 200 законов, призванных ускорить восстановление социально-экономической сферы и обеспечить всестороннее возрождение республики. В законотворческой деятельности парламента в составе экспертных советов и рабочих групп активное участие принимали представители общественных объединений. В этот же период была принята «Концепция сотрудничества между парламентом и институтами гражданского общества Чеченской Республики».

По инициативе влиятельных общественных и правозащитных объединений, в 2005 г. была создана Общественная палата ЧР, целями и задачами которой стало проведение общественной экспертизы и выработки предложений по важнейшим социально-экономическим и общественно-политическим вопросам. В состав Общественной палаты вошли почетные граждане Чечни, видные общественные деятели, руководители общественных и религиозных объединений, представители научной и творческой интеллигенции. 23 апреля 2009 г. парламент Чеченской Республики принял закон об «Общественной палате Чеченской Республики», проект которого внес глава Чеченской Республики Р.А.Кадыров.

Работа в рабочих органах власти Общественной палаты стала новой формой сотрудничества органов власти с общественными объединениями. Это сотрудничество представляет своего рода «переговорную площадку», предназначенную для диалога заинтересованных представителей власти, и общественности, научного сообщества.

В таком диалоге участвуют специально сформированные комиссии по вопросам:

трудовых отношений и социальной политики; образования, науки и экономического развития;

охраны здоровья и окружающей среды;

межнациональных отношений, духовно-культурного наследия, информационной политики, свободы совести;

соблюдения законности и правопорядка, профилактики правонарушений; молодежной политики, формирования здорового образа жизни, развития физической культуры и спорта;

этики, регламенту палаты и вопросам местного самоуправления; развития гражданского общества и внешних связей. Базовые принципы, на основе которых должно укрепляться взаимодействие представителей власти и общества, должны формироваться в первую очередь на основе понимания устойчивого развития гражданского общества, создающего условия для деятельности различных общественных организаций. Показателем успешного перераспределения власти и ответственности в обществе перехода к более демократической форме управления является динамический рост общественных объединений. Он обусловлен необходимостью расширения прямого участия различных общественных объединений в деятельности органов власти различного уровня. Как свидетельствует практика такого взаимодействия, участие общественности в управлении способствует устранению причин возникновения многих потенциальных конфликтов, снижению напряженности в обществе.

Увеличение численности активистов, сознательно и добровольно занимающихся общественной деятельностью, способствует росту количества общественных организаций, что умножает властные ресурсы гражданского общества, составляя основу и гарантию необратимости демократических преобразований.

Накопленный опыт сотрудничества между основными социальными силами общества - властью, бизнесом и общественными объединениями - нуждается в использовании новых организационных подходов к формированию служб по связям с общественностью. Однако есть основания полагать, что для реализации эффективной политики управления общественными процессами имеются существенные препятствия. Они проявляются в том, что не разработана научно обоснованная концепция взаимодействия общества и власти, отвечающая требованиям формирования гражданского общества.

Изучение направлений деятельности структур, обеспечивающих взаимодействие органов власти и общественных объединений, показало, что органы власти лишь эпизодически используют методы социологического изучения мнений и настроений населения. Данные социологических исследований не публикуются в открытой печати и не доступны широкой общественности и экспертам.

Тенденции общественного развития, обусловленные демократическими преобразованиями в обществе, опыт формирования многопартийной

политической системы ставят органы власти в условия, при которых, чтобы не быть отторгнутыми обществом, необходимо широко использовать принципы информационной открытости и дискурса с общественностью.

Список литературы

Арутюнян, Ю. В. О социальной структуре общества в современной России // Социс. - 2002.- № 9.

Беляева, Л.А. Социальна стратификация и средний класс в России; 10 лет советского развития. - М. 2001.

Куда идет Россия? / Власть, общество, личность/ под ред. Т.И. Заславской. -М., 2000.

Лактионова, Н.Я. Власть и общество как антитеза российской жизни // Национальные интересы. - 2004.- № 5.

Шабров, О.Ф. Политическое управление: проблемы стабильности и развития. - М. 1997.

© Висханов М.Р., 2010

Н.К. Мамедов

СВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЗАРОЖДЕНИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

МАМЕДОВ Ниджат Камран оглы - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии, права и социологии (e-mail: mni-catm@mail.ru)

Аннотация. Рассматриваются вопросы становления просветительства в Азербайджане. Раскрываются синкретичный характер азербайджанской культуры, роль русской культуры в трансляции ценностей западной культуры в духовный мир Азербайджан, формирование светского образования. В этом контексте особое внимание уделено творчеству выдающегося ученого, философа, энциклопедиста А.К. Бакиханова.

Ключевые слова: азербайджанская культура, просветительство, светское образование, русская культура, ценности культуры, взаимодействие культур.

В истории Азербайджана просветительство занимает особое место. Становление этого духовного феномена оправданно связывают с присоединением Азербайджана к России в начале XIX в. Это присоединение привело не только к уникальной конвергенции ценностей азербайджан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.