Научная статья на тему 'Практика внедрения систем управления знаниями на российских предприятиях'

Практика внедрения систем управления знаниями на российских предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ / "IBS" / KNOWLEDGE MANAGEMENT SYSTEM / IMPLEMENTATION PRACTICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агабабян А.А.,

В статье основное внимание уделяется проектам по внедрению систем управления знаниями в России. Также приводятся статистические данные по проектам внедрения системы управления знаниями в России в разрезе отраслевой принадлежности компаний, собранные на основе открытых источников, а также указывается распределение проектов внедрения системы управления знаниями по типам ее ключевых технологических инструментов (корпоративная социальная сеть, база знаний, а также корпоративный портал). Помимо этого, описывается опыт выявления целей и задач внедрения системы управления знаниями компании «IBS», который был применен в государственной некоммерческой корпорации с целью выявления инструментального состава разрабатываемой информационной системы, а также сформулирован задел на продолжение научного исследования в области систем управления знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice of knowledge management systems implementation in the russian enterprises

The article focuses on projects for the implementation of knowledge management systems in Russia. It also provides statistical data on projects for the implementation of a knowledge management system in Russia in the context of industry-specific companies, collected on the basis of open sources, and also indicates the distribution of projects for implementing a knowledge management system by types of its key technological tools (corporate social network, knowledge base, and corporate portal). In addition, it describes the experience of identifying the goals and objectives of introducing the knowledge management system of the IBS company, which was used in the state non-profit corporation to identify the instrumental composition of the information system being developed, and also laid the groundwork for continuing research in knowledge management systems.

Текст научной работы на тему «Практика внедрения систем управления знаниями на российских предприятиях»

Практика внедрения систем управления знаниями на российских предприятиях

Practice of knowledge management systems implementation in the russian enterprises

Агабабян А.А.

Студент 2 курса

Факультет Прикладная математика и информационные технологии

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

e-mail: artemredblue@mail.ru

Agababyan A.A.

Student 2 term

Faculty of Applied Math and Informational Technologies Financial University under the Government of the Russian Federation

e-mail: artemredblue@mail.ru

Научный руководитель Морозова О.А.

к.т.н., доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

e-mail: oamorozova@fa.ru

Scientific adviser Morozova O.A.

ph. D., assoc. Professor Financial University under the Government of the Russian Federation

e-mail: oamorozova@fa.ru

Аннотация.

В статье основное внимание уделяется проектам по внедрению систем управления знаниями в России. Также приводятся статистические данные по проектам внедрения системы управления знаниями в России в разрезе отраслевой принадлежности компаний, собранные на основе открытых источников, а также указывается распределение проектов внедрения системы управления знаниями по типам ее ключевых технологических инструментов (корпоративная социальная сеть, база знаний, а также корпоративный портал). Помимо этого, описывается опыт выявления целей и задач внедрения системы управления знаниями компании «IBS», который был применен в государственной некоммерческой корпорации с целью выявления инструментального состава разрабатываемой информационной системы, а также сформулирован задел на продолжение научного исследования в области систем управления знаниями.

Annotation.

The article focuses on projects for the implementation of knowledge management systems in Russia. It also provides statistical data on projects for the implementation of a knowledge management system in Russia in the context of industry-specific companies, collected on the basis of open sources, and also indicates the distribution of projects for implementing a knowledge management system by types of its key technological tools (corporate social network, knowledge base, and corporate portal). In addition, it describes the experience of identifying the goals and objectives of introducing the knowledge management system of the IBS company, which was used in the state non-profit corporation to identify the instrumental composition of the information system being developed, and also laid the groundwork for continuing research in knowledge management systems.

Ключевые слова: Система управления знаниями, практика внедрения, «IBS».

Key words: Knowledge management system, implementation practice, «IBS».

Управление знаниями - это процесс, подразумевающий под собой создание, систематизацию, распространение и использование явных и неявных знаний [1]. Любая организация обладает интеллектуальным капиталом - ресурсом, который организация может конвертировать в собственную финансовую выгоду.

Управление знаниями обеспечивает эффективность предприятия и его конкурентоспособность, способствует появлению инновационных идей и накоплению know-how.

Одним из инструментов данного процесса является система управления знаниями (далее - СУЗ) -система, осуществляющая процесс методического извлечения новых ценностей из интеллектуальных активов предприятия и их распределения между всеми заинтересованными сторонами. СУЗ способствует эффективному сбору, хранению, распространению, использованию знаний и передового опыта сотрудников организации, а также повышению качества создания новых знаний и know-how. Решение таких задач обеспечивают компоненты системы, набор которых зависит от конкретных потребностей предприятия. Основные информационные технологии, поддерживающие процессы управления знаниями - это интранет, базы знаний и корпоративные социальные сети.

До сих пор не было проведено системное исследование рынка, отражающее данные по внедрению СУЗ. Это может быть связано с тем, что управление знаниями является дисциплиной, а не сегментом ИТ-рынка. Рынок СУЗ включает в себя большое количество сегментов, сбор данных по которым является непростой задачей.

Автор предпринял попытку консолидировать данные по внедрению систем управления знаниями по российскому рынку за 2013 - 2017 год на основе открытых источников с целью выявления приоритетных типов систем, построения рейтинга компаний-исполнителей проектов внедрения СУЗ, рейтинга проектов внедрения СУЗ по отраслям, а также рейтинга продуктов, на базе которых разрабатывались СУЗ.

Наибольшее количество проектов по внедрению СУЗ было реализовано в отрасли «Банки и финансовые организации» (40%), на втором месте - «Нефтяная промышленность» (12%), на третьем - «ИТ-бизнес» (8%). АИС Корпоративный портал заняла первое место (60%) по популярности среди остальных типов систем, АИС Корпоративная социальная сеть (20%) и АИС База знаний (20%) разделили вторую строчку рейтинга. Самым популярным продуктом, на базе которого разрабатывалась система, стал Microsoft Share Point (55%), ниже в рейтинге расположились собственные продукты таких компаний, как: Oracle, IBM, IBS и AT Consulting. Компания «IBS» (25%) лидирует в рейтинге компаний-исполнителей по внедрению СУЗ на российском рынке, второе место разделили компании «Softline» (17%) и «Техносерв Консалтинг» (17%), а третье место - «КОРУС Консалтинг» (11%).

АИС

Рисунок 1. Распределение проектов внедрения СУЗ по типам систем

«IBS» обладает значительными компетенциями и профессиональным опытом в области внедрения СУЗ. Компания обладает собственной методикой выявления целей и задач, на достижение которых должна быть направлена СУЗ, а также набора инструментов, которыми она должна обладать. Практика основана на японском методе QFD (Quality Function Deployment), суть которого заключается в конвертации потребности заинтересованного лица в технические характеристики системы [2].

В конце 2017 года в компании стартовал проект, заказчиком которого является государственная корпорация «Х». Корпорация «Х» обладает большим количеством дочерних предприятий, базирующихся по всей территории России. Управление знаниями происходит исключительно внутри самих предприятий. Такая модель является рабочей, но неудобной, по причине частого возникновения ситуаций, когда предприятие нуждается в опыте коллег с других предприятий.

На основе целей и потребностей корпорации команда консультантов в соответствии с собственной методикой «IBS» - «тактическая карта» сформулировала цели и задачи СУЗ. Использованная методика позволит топ-менеджменту корпорации увидеть потребности предприятий и их требования к СУЗ, а команде консультантов составить четкий набор подсистем и компонентов, которые должна включать в себя система.

Учитывая потребности предприятий корпорации и их требования к будущей системе, в качестве продукта планируется использовать Microsoft Share Point, на базе которого будет реализован АИС Корпоративный портал и АИС Корпоративная социальная сеть.

Такая практика разработки СУЗ стала актуальной для компании, имеющей сильно разветвленную, географически децентрализованную организационную структуру.

Планируется доработка выше упомянутой «тактической карты», модернизация которой позволит выявлять не только цели, задачи и набор инструментов СУЗ, но и возможность потенциального использования других систем, например, систем класса Master Data Management, в связке с СУЗ.

Список используемой литературы:

1. P. Balco, M. Drahosova, «Knowledge Management as a Service», The IEEE fourth International Conference on Future Internet of Things and Cloud Workshops, 22-24 August, Vienna, Austria, 2016;

2. Z. Iqbal, N. Grigg, «Enhancing prioritization of technical attributes in quality function deployment», International Journal of Productivity and Performance Management, pp. 398-415, Vol. 63 №3, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.