ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАВЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПУБЛИКАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Н.Н. Горбачев, асп., нач. отдела ИТ Тел.: (+375) 17-328-12-86; E-mail: http://www.mfmesi.ru Научный руководитель: А. С. Гринберг, д.т.н., проф.
Минский филиал МЭСИ http://www.mfmesi.ru
Intention to establish a knowledge-based economy in both Russia and Belarus has become a governmental priority today. However, the task of involving various groups of disabled people into life-long learning process may be settled only with the development and implementation of e-learning systems. Applying the methods and models of knowledge management based on permanent renewal of personalized intellectual capital allows to include disabled people into the knowledge development process.
Формирование экономики, основанной на знаниях, становится сегодня одним из основных стратегических приоритетов России и Белоруссии. Тем не менее, задача включения различных групп граждан, в том числе инвалидов, в процесс образования в течение всей жизни может быть решена путем разработки и внедрения систем электронного обучения. Применение методов и моделей управления знаниями на основе постоянного обновления персонифицированного интеллектуального капитала позволяет включить инвалидов в процесс создания новых знаний.
Ключевые слова: информационная экономика, модель онтологии, электронное обучение, управление знаниями, образовательные информационные ресурсы, проблемные ситуации, отчуждение знаний, персонифицированный интеллектуальный капитал.
Keywords: information economy, ontology model, e-learning, knowledge management, educational information resources, problem situations, knowledge alienation, personalized intellectual capial.
Введение
Реальной продукцией вуза в информационном обществе являются знания, умения, навыки, компетенции, полученные студентами в ходе обучения, подтвержденные в результате выполнения самостоятельных, лабораторных работ, выпускных квалификационных работ, апробированные в научных лабораториях университета и на производственных практиках. Анализ этих знаний, их аттестация - задача специализированного инструментального комплекса.
Анализ современных подходов к управлению образовательными информационными ресурсами (ОИР) показал, что системы управления информационным запасом (СУИЗ) и системы управления знаниями (СУЗ) во многих организациях функционируют обособленно. Такую модель, иллюстрирующую отношения системы управления
знаниями, системы управления информационным запасом и управления обучением, приводят Дженнекс (1еппех) и Олфман (ОИтап) [1]. Адаптация ее в части разработки и внедрения моделей, методов и инструментальных средств, направляющих пользователей на актуализацию элементов системы управления знаниями и системы управления информационным запасом, позволит обеспечить взаимодействие между указанными системами, создаст условия для активной роли пользователей в системе организационных знаний (рис. 1).
Для повышения эффективности управления интеллектуальной собственностью в части использования электронных образовательных информационных ресурсов необходимо обеспечить объединение элементов информационной среды посредством использования инструментальных средств, направляющих пользователей на постоянную актуализацию информационных ресурсов и аттестацию их в качестве образовательных.
В данной статье отражены научные принципы и опыт разработки и внедрения инструментария управления электронными образовательными информационными ре-
сурсами, позволяющего сформировать в процессе обучения персонифицированный интеллектуальный капитал специалиста и стимулировать его к постоянной актуализации полученных знаний. Возможности иллюстрируются на примере «Автоматизированной ннтегрнрованной системы дистан-
РУКОВОДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ
Мониторинг эффективности организаци! и регулирование требований, предъявляем к знаниям (по мере необходимости)
ИНЖЕНЕРЫ ПОУПРАВЛЕНИ ЗНАНИЯМИ
ционного обучения, социально-психологической адаптации и трудоустройства инвалидов (АИС ДО)», разработанной в рамках программы «Электронная Беларусь» для обучения лиц с ограниченными возможностями экономическим специальностям.
Доступ и использование ИЗ для выполнения операций, влияющих на производительность организации
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ЗНАНИЙ
Оценка событий для применения соответствующих ИЗ в ситуациях, влияющих на производительность организации
Идентификация и формализация ИР для дальнейшего использования
Направляет пользователей на внесение информации и знаний ПУИЗ
Хранение, получение, поиск в базе ИЗ
ВНЕШНИЕ ИР
Рис. 1. Адаптированная модель Система управления знаниями - Система управления информационным запасом по Дженнексу и Олфману
Рис. 2. Основные узлы функциональной модели управления электронными образовательными информационными ресурсами
Эта группа обучающихся является достаточно многочисленной: по данным ЮНЕСКО, около 10% населения земного шара являются инвалидами; доля инвалидов в Республике Беларусь составляет 4,6-4,8% [2], аналогичные данные приводит Пенсионный фонд Российской Федерации [3].
Проблема исследования формулируется как создание функциональной модели управления электронными образовательными информационными ресурсами и инструментария среды обучения, в которой обучаемый может проявить себя как пользователь, создатель и владелец интеллектуальной собственности, формирующий в процессе обучения персонифицированный интеллектуальный капитал и пополняющий информационный базис системы управления знаниями учреждения образования.
Концепция отчуждения знаний
При разработке АИС ДО были разработаны и применены новые методы управления дистанционным обучением в виде моделей управления информационным обменом документированными знаниями между студентами и вузом на основе концепции отчуждения знаний [4]. С использованием инструментальных средств межпредметной интеграции и актуализации базовых электронных учебно-методических комплексов в результате контролируемой самостоятельной работы студентов была создана среда, позволяющая привлечь к образовательному процессу максимально широкий круг обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями.
Отчуждение знаний - это один из способов осуществления собственником правомочия распоряжения компонентами своих документированных и недокументированных информационных запасов и информационных ресурсов как своим имуществом. Отчуждение - это передача данных, информации, знаний от обладателя пользователю.
Отчуждение знаний и формирование информационных ресурсов являются специфическими операциями, которые имеют разную трактовку при подготовке контента. Передача прав пользования определяет лишь возможность пользования информационными ресурсами и оказания информационных услуг на их основе. В процессе отчуждения происходят: генерация и регенерация информационных запасов и информационных ресурсов; изменение областей их применения; увеличение длительности их жизненно-
го цикла; формирование вторичных и производных информационных ресурсов; развитие самого процесса отчуждения.
Различаются:
• индивидуальное отчуждение (между отдельными индивидами);
• групповое отчуждение (между или внутри групп);
• экспертное отчуждение (с привлечением внешних экспертов);
• корпоративное отчуждение (при действии корпоративных регламентов и стимулов).
Образовательные информационные ресурсы, созданные в результате индивидуальной, групповой работы студентов или с привлечением внешних экспертов, включаются в репозиторий как новые электронные образовательные информационные ресурсы, либо актуализируют уже существующие на основании полученных в ходе обучения результатов.
Для управления образовательными информационными ресурсами существенными являются следующие закономерности отчуждения знаний:
• целенаправленность информационного производства на решение реальных учебных проблемных ситуаций, активное и комплексное (системное) использование информационных запасов и информационных ресурсов;
• мотивированное (мотивированно-принудительное) отчуждение информационных запасов и информационных ресурсов каждого участника информационного производства;
Отчуждение информационных запасов и информационных ресурсов как процесс представляет собой их локализацию (в том числе документирование), идентификацию, систематизацию, интерпретацию, передачу (тиражирование, репликацию) от собственника или владельца пользователям.
Передача обработанных таким образом образовательных информационных ресурсов осуществляется на возмездной или безвозмездной основе при обеспечении прав на интеллектуальную собственность. При передаче нескольким пользователям производится тиражирование образовательных информационных ресурсов, при их актуализации обеспечивается репликация изменений.
Для реализации концепции отчуждения знаний были разработаны средства и методы
управления персонифицированными документированными знаниями и их публикации как нового компонента образовательных информационных ресурсов.
Таким образом, основу образовательного процесса в АИС ДО составляет целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте по индивидуальному расписанию с использованием специальной образовательной среды, обеспечивающей информационный обмен и возможность контакта с преподавателем-экспертом.
На предварительном этапе разработки АИС ДО были определены специальности
высшего профессионального образования, по которым возможно обучение с использованием технологий дистанционного обучения и трудоустройство инвалидов (бухгалтер, аудитор, экономист, менеджер, маркетолог). На их базе разрабатывались опытный образец системы и базовый электронный учебно-методический комплекс.
Было проведено моделирование вариантов управления отчуждением знаний на основе нотаций стандартов ГОЕБ: функциональное моделирование ГОЕБО (см. рис. 2), технологическое моделирование ГОЕБЗ, онтологическое моделирование ГОЕР5.
иЗЕР АТ: AUTHOR: Горбаче* Н.Н. DATE: 14.06.200Í ■ WORKINO READER DATE CONTEXT:
PROJECT: Управление образовательными REV: 04.01.2001 DRAFT |-1
продуктами RECOMMENDED
NOTES: 123456789 10 PUBLICATION A2
Корпоративные ИП^ по электронным ОИР
Стандарты предприятия по электронныйтандарты предприятия на документам и изданиям УМК, видеолекции. ЭУ
Собственные электронные ОИР
Профиль портальных --п^-решений
Собственный официальный электронный ОИР
Собственный неофициальный электронный ОИР
ЛВС Администраторы контента
А22
Управление внутренними электронными ОИР
Рис. 3. Фрагмент функциональной модели управления электронными образовательными информационными ресурсами на Интранет-портале системы АИС ДО
Структура электронных образовательных информационных ресурсов
При проектировании системы управления электронными образовательными информационными ресурсами на основе концепции отчуждения знаний были выделены модули управления (рис. 3):
- собственными электронными образовательными информационными ресурсами -управление разработками, управление информационным обменом (авторскими правами, правами владения и использования), управление электронным каталогом, управление гипертекстовыми ссылками (или ги-
пертекстом), управление актуализацией;
- актуализацией собственных электронных образовательных информационных ресурсов - управление тезаурусами, управление каталогом, актуализация на основе информационного обмена интеллектуальной собственностью (студентов, преподавателей);
- публикацией собственных электронных образовательных информационных ресурсов - в виде мультимедийных учебников, в репозитории, в репозиториях партнеров, в качестве электронных образовательных информационных ресурсов по различным дис-
циплинам за счет интеграции на основе тезаурусов;
- тезаурусами: - на основе официальных тезаурусов по дисциплинам, решений преподавателей-экспертов;
- пертинентностью (привлекательностью) электронных образовательных информационных ресурсов - создание сетей доверия (взаимодействия) и влияния вокруг надежных, регулярно обновляемых электронных образовательных информационных ресурсов.
Онтология предметной области
В качестве основы инструментальных средств управления образовательными информационными ресурсами при разработке АИС ДО были использованы принципы организации учебных материалов с использованием онтологии предметной области. Объектами при управлении контентом в ре-позитории являются внешние и внутренние электронные образовательные информационные ресурсы. Результаты самостоятельной работы обучаемых, а также результаты коллективной работы (например, в образовательных форумах) могут формировать собственные официальные или неофициальные электронные образовательные информационные ресурсы по дисциплинам, систематизация которых производится на основе понятий онтологии предметной области специальностей [5].
Иерархия онтологии включает четыре уровня множеств, группирующих знания, необходимые для подготовки и представления (доставки) электронных образовательных информационных ресурсов потребите -лям (обучающимся):
- метауровень - специальности, включенные в государственные образовательные стандарты (ГОС), а также специализации вуза;
- уровень абстрактных понятий - дисциплины учебных планов (помимо обязательных дисциплин, включенных в ГОС, могут содержать региональные компоненты, факультативы, программы дополнительного и послевузовского обучения, тренинги, семинары и т.п.);
- уровень реальных понятий - понятия на основе дидактических единиц по дисциплинам (также могут дополняться обучающим для дисциплин, отсутствующих в ГО-Сах);
- уровень экземпляров понятий - поня-
тия, сформированные на основе тезаурусов по дисциплинам.
Прикладное значение метаданных, генерируемых на основе построенной модели онтологии, заключается в управлении электронными образовательными информационными ресурсами. Использование метаданных обеспечивает переориентацию систем управления знаниями на «интегрированные знания». Результатом является целостное, объектно-ориентированное усвоение знаний. Это позволяет производить динамическую подборку информационных ресурсов за счет нелинейной структуры организации хранилищ знаний.
В системе АИС ДО используются дополнительные дескрипторы метаданных для описания применимости отдельных образовательных информационных ресурсов в целях обучения групп лиц с ограниченными возможностями в зависимости от типа инвалидности.
Технологическая часть программного комплекса
Технологическая часть архитектуры среды обучения АИС ДО регулируется стандартами на интерфейсы, форматы, протоколы обмена информационными ресурсами в целях обеспечения мобильности, инте-роперабельности, стабильности, эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем. В качестве основных стандартов при разработке инструментария были использованы рекомендации международных консорциумов IMS (Instructional Management System) [6], SCORM Sharable Content Object Reference Model [7].
Элементами разработанного программного комплекса АИС ДО являются:
• интегрированная база данных инвалидов для обучения и трудоустройства на рынке дистанционного труда;
• базовый электронный учебно-методический комплекс для инвалидов с нарушениями слуха;
• опытный образец системы, включая разработку программного обеспечения;
• программно-технические компоненты системы дистанционного обучения (СДО) (рис. 4);
• программное обеспечение образовательных веб-сайтов дистанционного обучения.
АИС ДО представляет собой адаптив-
ную среду, соединяющую учащегося с единым образовательным пространством посредством сети Интернет. Здесь происходит процесс обмена документированными знаниями с использованием экспертной системы, обеспечивающей управление учебным процессом.
Адаптивные курсы формируются средствами разработки и актуализации электронных образовательных информационных ресурсов как персональные последовательности обучения в зависимости от индивидуальных особенностей групп лиц с ограниченными возможностями.
| РЕПО С Систеи/ Sr. тирова ЗИТОРИЙ ia проек- ' ния УМК | ^
£___СДО _ ^ Система ' **'* % дистанционного 1 обучения я г
| МУЛЬТИМЕДИА ^ Мультимедийные | ^ компоненты , СДО для 1 отдельных 1 групп инвалидов | ^
Рис. 4. Программно-технические компоненты АИС ДО (СДО)
Репозиторий э-ОИР
Учебно-методическое обеспечение
Учебные пособия
Тезаурус
Глоссарии по дисциплинам
Руководство по изучению (Study guide)
Тестовые задания
Практикумы
Он-лайн семинары
Мультимедиа ЯШ для различных групп инвалидов
Среда разработки 1/и актуализации э
Разметка учебного материала
Интерфейсы
ввода и актуализации э-ОИР
Создание Структуры электронного курса
Проектирование дидактик для групп инвалидов
Проектирование и настройка тестов
Раздел 1]
ХМ1. разметка
Метаданные
| Объект А] | Задание"?! | Форум А] | Практикум]
Объект П | Задание 1 | Форум ¡~| | практикум |
Раздел\
Представление курса
Просмотр
Поиск
Корректировка содержания
Корректировка разметки
Корректировка структуры
i>
"V-
Пред-репозиторий
э-ОИР
Новые ОИР для публикации в репозитории
Рис. 5. Средства разработки и актуализации электронных образовательных информационных
ресурсов в АИС ДО
Инструментарий позволяет регламентировать в процессе обучения технологические переходы посредством ограничений для контроля самостоятельной работы обучаемого на: максимальное число попыток по деятелыюсти, максимальную продолжи-
тельность попытки, максимальную продолжительность деятельности и допустимый временной диапазон. Для публикации документов используются средства, представленные на рис. 5.
ТОР
Система
дистанционного I обучения |
Система тестирования
Выдается тьютором после успешного прохождения пре-теста
Сдается один раз с контролем времени
ВИДЕО
Видеокомпоненты | системы дистан- ■ ционного обучения 8
Видеолекции с
функцией промежутовного тестирования
Проходится неограниченное количество раз без ограничения по времени. Результат фиксируется в журнале
Фиксируется в электронной зачетной книжке
Рис. 6. Контроль знаний
Различные виды электронных образовательных информационных ресурсов (текстовые, визуальные, мультимедийные, модельные тренажеры и др.) готовятся к публикации путем разметки метаданных, генерируемых на основе онтологии предметной области. Для объединения нескольких электронных образовательных информационных ресурсов используются контентные приложения, которые позволяют компилировать документы и коррелировать их с помощью перекрестных ссылок на основе тезаурусов. При необходимости добавления интерактивных элементов в электронный образовательный информационный ресурс могут ин-
обучающихся в системе АИС ДО
тегрироваться инструменты взаимодействия с пользователем (обучаемым, обучающим). Для дополнительной визуализации (или придания дополнительных возможностей, например, для обучения лиц с ограниченными возможностями) производится дополнительная визуализация, вводятся мультимедийные компоненты. В АИС ДО могут применяться дополнительные инструментальные средства, позволяющие готовить и публиковать в репозитории с использованием метаданных мультимедийный контент, подготовленный в результате контролируемой самостоятельной работы обучаемых на основе, например, системы PowerPointForce [8].
Система проверки знаний АИС ДО
Элементами инструментария проверки знаний являются:
• Средства разработки тестов АИС ДО, предназначенные для тьюторов;
• Система тестирования АИС ДО.
Видеолекции с элементами промежуточного тестирования (реализованы с использованием рекомендаций SCORM) разрабатываются непосредственно преподавателем и могут быть доступны отдельным группам обучающихся (рис. 6).
Использование элементов управления образовательными информационными ресурсами с метаданными на основе технологий XML позволяет обеспечить ведение единой базы тестовых заданий, которые могут проверяться на соответствие требованиям ГОС посредством анализа онтологии предметной области. В результате при создании контрольных заданий для отдельного курса они фиксируется в базе данных, и в последствии отдельные вопросы могут быть использованы в других курсах, для составления итоговых экзаменов по курсу или для контроля остаточных знаний по всем курсам.
Внедрение предлагаемых методов и моделей управления электронными образова-
тельными информационными ресурсами в рамках системы АИС ДО позволило создать:
• систему управления знаниями на основе онтологии предметной области специальностей экономической направленности;
• методы эффективного управления электронными образовательными информационными ресурсами с учетом индивидуальных особенностей групп обучающихся;
• среду, в которой обучаемый может выступать не только как потребитель, но и как создатель интеллектуальной собственности в процессе обучения;
• интегрированный тезаурус предметных областей, обеспечивающий междисциплинарный интерфейс взаимосвязанных дисциплин.
Эффективность элементов управления инструментальным комплексом
Для оценки эффективности системы управления электронными образовательными информационными ресурсами на основе регулярной актуализации в процессе самостоятельной работы студентов была разработана и использована на этапе внедрения система качественных показателей (рис. 7).
Рис. 7. Связанные
Рейтинг студента, обучаемого с использованием регулярно обновляемых электронных образовательных информационных ресурсов - RateSTUD, устанавливаемый в соответствии с данной методикой, может интегрироваться в балльно-рейтинговую систему на основе модуля управления учебным процессом АИС ДО. Основной его целью является установление способности обучаемого производить новые объекты интеллектуальной собственности. Рейтинг студента определяется экспертным путем на основе оценок эффективности его работы с электронными образовательными информационными ресурсами в процессе обучения и ценности
показатели Ка1е0ш
произведенных им объектов интеллектуальной собственности.
Для определения рейтинга электронных образовательных информационных ресурсов (RateOIR) вводятся показатели:
• TUTORAcт - количество активных преподавателей, работающих с данным информационным ресурсом;
• 8ТиББКТАСТ - количество активных студентов, работающих с данным информационным ресурсом;
• IRcЛС - место электронного образовательного информационного ресурса в структурно-логической схеме дисциплин (СЛС) (количество связей с другими дисциплинами в соответствии с онтологией);
• CY - индекс цитируемости для электронного образовательного информационного ресурса (показатель места элемента электронного образовательного информационного ресурса в гипертекстовой системе). При его расчете учитывается количество ссылок на данный документ из других документов, перекрестных ссылок. СУ позволяет оценить уровень популярности путем анализа ссылок и цитирования документа в учебных форумах, блогах и чатах, и в этом смысле является средством оценки электронного образовательного информационного ресурса со стороны пользователей;
• О^ТАТ - статистические показатели: хиты (совокупное количество обращений к электронному образовательному информационному ресурсу); хосты (количество обращений уникальных пользователей - позволяет отсеять часть обращений, например, из локальной сети); сессии (обращения к различным элементам электронного образовательного информационного ресурса одним пользователем в течение ограниченного времени - указывает на целенаправленное использование электронного образовательного информационного ресурса пользователем).
RateOIR определяется на основе качественных показателей, с учетом анализа результатов анкетирования обучаемых и преподавателей. RateOIR позволяет определить потенциальную возможность актуализации электронных образовательных информационных ресурсов за счет контролируемой самостоятельной работы студентов и рассчитывается как совокупность баллов.
Уровень амортизации информационного ресурса Ашщ определяется с использованием дополнительных показателей и вычисляется в процентах от стоимости на момент создания до момента актуализации: ТАСТ -время, прошедшее с момента актуализации; РАСТ - периодичность актуализации, определяемая экспертным путем; Язшо - рейтинг информационного ресурса со стороны студента (востребованность, количество посещений). Как правило, самая высокая стоимость электронного образовательного информационного ресурса наблюдается после создания или актуализации. Самая высокая востребованность электронного образовательного информационного ресурса - непосредственно перед контрольным мероприятием (зачетом, экзаменом).
Рейтинги электронного образовательно-
го информационного ресурса составляются из анализа первичных данных на основе анкетирования пользователей (студентов, преподавателей), анализа статистики использования электронного образовательного информационного ресурса и экспертных оценок.
Исследования показали, что изменение RateOIR, регулярно обновляемого в результате активности обучаемых, имеет тенденцию к постоянному увеличению. Это обусловлено организацией работы по дисциплинам, связанным с таким электронным образовательным информационным ресурсом. Требования актуализации электронного образовательного информационного ресурса также могут быть связаны с методическими соображениями (студенты показывают слишком высокие или слишком низкие результаты).
С разработкой тезаурусов по дисциплинам на основе онтологии расширились возможности междисциплинарной интеграции по группам дисциплин, связанных в структурно-логических схемах.
Установлена зависимость между регулярной актуализацией внутренних электронных образовательных информационных ресурсов и снижением потребности во внешних образовательных информационных ресурсах для изучения дисциплин. Актуализация электронных образовательных информационных ресурсов за счет использования объектов интеллектуальной собственности студентов, созданных в процессе обучения под контролем преподавателей-экспертов, позволила снизить зависимость от внешних информационных ресурсов, вовлечь обучаемых в процесс подготовки новых образовательных информационных ресурсов.
Заключение
Разработанные инструментальные средства подтвердили свою экономическую эффективность. Ориентация студентов на производство интеллектуальной собственности на основе использования доступных информационных ресурсов может привести к дополнительным экономическим эффектам в будущем, привлекая бывших студентов в качестве клиентов на программы дополнительного обучения. На макроэкономическом уровне возможно увеличение спроса на информационные ресурсы, а также активности на рынке предложения интеллектуальной собственности.
Модели и методы управления электронными образовательными информацион-
ными ресурсами могут получить развитие в рамках проекта «Глобальная электронная система обучения граждан Союзного государства России и Беларуси (ГЭСО СГ)», разрабатываемого в рамках Концепции социального развития Союзного государства до 2010 года. Это обеспечит получение современного качественного образования ли-
цами с ограниченными возможностями (в том числе проживающими в малых городах Российской Федерации и Республики Беларусь) по специальностям, востребованным на рынке труда, с использованием современных технологий дистанционного обучения на базе ведущих учебных заведений Союзного государства.
Литература
1. Jennex M., Olfman L. Organizational Memory/Knowledge Effects on Productivity: A Longitudinal Study // 35th Hawaii International Conference on System Sciences (HICSS-35 2002). Электронный ресурс. Режим доступа: http://csdl.computer.org/comp/proceedings/hicss/2002/1435/04/14350109babs.htm.
2. Статистические данные Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.minzdrav.by/med/article/statsod.php?prg=10&prn=%C8%ED%E2%E0 %EB%E8%E4%ED%EE%F1%F2%FC.
3. Статистические данные Пенсионного фонда Российской Федерации. Электронный ресурс, режим доступа: http://statistika.ru/zdr/2007/12/12/zdr_9933.html?curPos=2.
4. Горбачев Н.Н., Гринберг А. С. Концепция платформы для формирования и поддержки технологичных образовательных продуктов на основе отчуждения знаний // Сб. научн. тр. Реинжениринг бизнес-процессов - Системы управления знаниями (РБП-СУЗ-2007). - М., 2007.
5. Горбачев Н.Н., Гринберг А.С. Инструментальный комплекс управления образовательными информационными ресурсами вуза // Открытое образование. - 2009. - № 1.
6. IMS Learning Design Information Model, электронный ресурс. Режим доступа: http://www. Imsglobal.org/learningdesign/ldv1p0/imsld_infov1p0.html.
7. SCORM Documents. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.adlnet. gov/Technologies/scorm/SC0RMSDocuments/2004%204th%20Edition/0verview.aspx - загл. с экрана
8. PowerPointForce. Электронный ресурс, режим доступа http://elearningforce.ru/powerpointforce.html.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПОСЕЩАЕМОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Е.Г. Гридина, д.т.н., проф.
Тел.: (495) 955-08-15; E-mail: [email protected] Д. С. Лысенко, асп., м. н. с.
Тел.: (495) 955-08-15; E-mail: [email protected] ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» http://www.infomika.ru
The problem of increasing attendance of the federal educational portals system has become particularly topical recently. Solving this problem by search engines optimization (SEO) is considered.
Проблема повышения посещаемости федеральной системы информационно-образовательных ресурсов стала актуальной сравнительно недавно. В данной статье рассматривается решение этой проблемы путем поисковой оптимизации.
Ключевые слова: поисковая оптимизация, СЕО, продвижение сайтов, поисковое продвижение сайтов, раскрутка сайтов, оптимизация под поисковые системы.
Keywords: search optimisation, СЕО, advancement of sites, search advancement of sites, promotion of sites, optimisation for search systems.
1. Актуальность проблемы (далее - ФСИОР). В ФСИОР входят: инфор-
На протяжении многих лет ФГУ ГНИИ мационная система «Единое окно доступа к
ИТТ «Информика» ведет работы по созда- ресурсам образовательных порталов»
нию и развитию федеральной системы ин- (http://window.edu.ru), федеральный образо-
формационно-образовательных ресурсов вательный портал «Российское образование»