Научная статья на тему 'Практика внедрения государственно-частного партнерства в России: результаты и проблемы развития'

Практика внедрения государственно-частного партнерства в России: результаты и проблемы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РОССИЯ / ПРОБЛЕМЫ / РЕЗУЛЬТАТЫ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / RUSSIA / PROBLEMS / RESULTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дербина Е. С.

В настоящее время в экономике ряда развитых и развивающихся стран широкое распространение принимает новая особая форма взаимодействия государства и частного бизнеса государственно-частное партнерство. Государственно-частное партнерство представляет собой организационное и институциональное объединение государства и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в масштабе всей страны или отдельных территорий. Значительные изменения происходят в формах и методах управления производственной и социальной инфраструктуры, по традиции находящиеся в государственной собственности: коммунальные и энергетические сети, морские и речные порты, аэропорта; здравоохранение, образование, правоохранительная и военная области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF IMPLEMENTATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN RUSSIA: RESULTS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT

Currently, the economy of a number of developed and developing countries widespread adopts a new special form of interaction between government and private business public-private partnership. Public-private partnership represents the organizational and institutional consolidation of the state and the private sector for the implementation of socially important projects in the country as a whole or of individual territories. Significant changes occur in the forms and methods of management of industrial and social infrastructure, traditionally owned by: municipal and energy network, sea and river ports, airports, health, education, law enforcement and military field.

Текст научной работы на тему «Практика внедрения государственно-частного партнерства в России: результаты и проблемы развития»

3) инновационная активность предприятия характеризует степень участия предприятий в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода (в зависимости от периодичности статистического наблюдения - одного года либо трех-пяти лет);

4) инновационная активность представляется как деятельность, направленная на решение творческих нестереотипных задач, доведенное до степени коммерциализации;

5) инновационная активность это комплексная характеристика инновационной деятельности фирмы, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества.

Таким образом, при анализе инновационного состяония предприятия, с целью разработки стратегии развития, следует уделять особое внимание инновационной аткивности.

Литература

1. Саликов, Ю. А. Системно-функциональные факторы развития современного менеджмента и его инструментария [Текст] : монография /

Ю. А. Саликов . - Воронеж : Научная книга, 2008. - 324 с.

2. Ковалев, В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учебник / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. - М. : Проспект, 2009.- 424 с.

3. Моисеева, Н. А. Маркетинговая активность [Текст] / Н. А. Моисеева,

М. М. Конышева // Маркетинг. - 2010. - № 6. - С. 26-29.

References

1 Salikov, Y. A. Systemic-functional factors in the development of modem management and its instruments [Text] : monograph / Y. A. Salikov . - Voronezh : Scientific book, 2008. - 324 S.

2. Kovalev, V. C. Analysis of economic activity of the enterprise [Text] : textbook / V.V. Kovalev, O. N. Volkova. - M. : Prospect, 2009.- 424 S.

3. Moiseeva, N. A. Marketing activity [Text] / N. A. Moiseyeva, M. M. Konysheva // Marketing. - 2010. No. 6. - S. 26-29

Дербина Е.С.

Аспирант, Орловский филиал РАНХиГС

ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ И

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация

В настоящее время в экономике ряда развитых и развивающихся стран широкое распространение принимает новая особая форма взаимодействия государства и частного бизнеса - государственно-частное партнерство. Государственно-частное партнерство представляет собой организационное и институциональное объединение государства и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в масштабе всей страны или отдельных территорий. Значительные изменения происходят в формах и методах управления производственной и социальной инфраструктуры, по традиции находящиеся в государственной собственности: коммунальные и энергетические сети, морские и речные порты, аэропорта; здравоохранение, образование, правоохранительная и военная области.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, Россия, проблемы, результаты.

Derbina E.C.

Graduate, Orel branch of Ranepa

THE PRACTICE OF IMPLEMENTATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN RUSSIA: RESULTS AND

PROBLEMS OF DEVELOPMENT

Abstract

Currently, the economy of a number of developed and developing countries widespread adopts a new special form of interaction between government and private business - public-private partnership. Public-private partnership represents the organizational and institutional consolidation of the state and the private sector for the implementation of socially important projects in the country as a whole or of individual territories. Significant changes occur in the forms and methods of management of industrial and social infrastructure, traditionally owned by: municipal and energy network, sea and river ports, airports, health, education, law enforcement and military field.

Keywords: public-private partnership, Russia, problems, results.

Эти изменения характеризуют ослабление непосредственного влияния государства в экономике и параллельное усиление ее государственного регулирования в различных формах. Причиной такого поведения является недовольство государства работой публичных служб по обеспечению и обслуживанию общества. Вытекающее из этого следствие представляет собой партнерство государства и частного сектора.

Проанализировав различные варианты взаимодействия бизнеса и власти в мировом масштабе, рассмотрим развитие и успехи взаимоотношений государственного и частного секторов в России.

В жизни российской экономики сама возможность партнерских отношений между государством и бизнесом до начала текущего столетия казалась маловероятной. В советское время государство, при руководящей роли партии, исполняло роль строгого, но рачительного опекуна, заботящегося об ускорении роста, перестройки экономики и т.п., с развитием же либеральных реформ наметилась противоположная тенденция - освобождение экономики от прямого государственного вмешательства, доминировавшего в экономической стратегии, из-за слабости механизмов экономического регулирования в условиях спада во второй половине 90-х годов. Вследствие этого взаимовыгодное партнерство между государством и бизнесом было признано необходимым элементом государственной политики только в начале 2000-х гг., когда в экономической жизни страны стал насущным переход от экономики, основанной на эксплуатации сырьевых отраслей, к экономике знаний и развитию высоких технологий. В результате первостепенное значение приобрели вопросы, касающиеся четкого законодательного сопровождения развитию партнерства и определения самого понятия государственно-частного партнерства. Вопросы приобрели особую остроту при появлении признаков мирового финансового кризиса.

В России законодательное определение государственно-частного партнерства появилось в 2005 году в разделах Гражданского кодекса, определяющих типы собственности, а также в положениях Конституции Российской Федерации о признании и защите форм собственности. Основные нормативные акты, принятые в 2005 году: 1)федеральные законы «О концессионных соглашениях», "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Согласно закону особой экономической зоной считается часть территории РФ, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности: налоговый, таможенный, визовый и лицензионный. Далее закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (доля госзаказа для малого бизнеса 10-20%). Следует отметить, что частично проработан механизм взаимодействия между тройкой хозяйствующих субъектов — государством, бизнес - структурами и некоммерческими организациями — в недавно принятом Законе "Об автономных учреждениях". В нем, в частности, предусмотрено создание института наблюдательных советов, в которые входят представители исполнительных органов власти, бизнеса, некоммерческих организаций, а также независимые эксперты и ученые; 2)федеральные законы «О Банке развития», «О морских портах в РФ», «Об

18

автомобильных дорогах». Также сформированы государственный Инвестиционный фонд, Венчурная компания и Банк развития. 3) постановление Правительства "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения".[10]

Конкретными примерами в области взаимодействия между государством и бизнесом, безусловно, являются так называемые особые экономические зоны, которых в настоящий момент существует одиннадцать. А первая была организована в Республике Татарстан, в Елабуге, в декабре 2005 года. Ее формирование идет достаточно динамично: на территории в 20 квадратных километров завершилось строительство инфраструктуры первого комплекса, включающего административно-деловой центр, таможенный терминал, автомобильные дороги и инженерные сети. На сегодняшний день в качестве резидентов ОЭЗ "Алабуга" зарегистрировано пять компаний с общим объемом инвестиций более 330 миллионов долларов. Выпуск первой продукции одного из предприятий зоны — автомобиля "Фиат Дукато" — был запланирован на начало 2008 года.[9]

Положительный опыт в развитии государственно-частного партнерства накоплен в г. Санкт-Петербурге. 20 декабря 2006 г. Законодательное собрание города приняло Закон «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах», целями которых стали:

1) реализация социально значимых проектов в городе;

2) привлечение инвестиций частного сектора в экономику Санкт-Петербурга;

3) обеспечение эффективности использования имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга;

4) повышение качества услуг, работ, предоставляемых потребителям.

Данный закон устанавливает порядок и правила передачи государственного имущества Санкт-Петербурга или прав на реализацию различных видов деятельности частному сектору. Он дает понять инвестору в какие проекты и на каких условиях город готов вступать в отношения государственно-частного партнерства. Подобных законов еще нет ни в одном субъекте Российской Федерации. [9]

Примеры реализации проектов в Российской Федерации и г. Санкт-Петербурге:

- 2002 г. были построены Юго-Западные очистные сооружения (в этом случае право собственности на объект по завершении строительства получает специальная проектная компания инвестора (СПК));

- скоростная автомагистраль Москва - Санкт-Петербург (на основе концессий);

- реализован проект Орловского тоннеля под рекой Невой;

- проект реконструкции и развития аэропорта «Пулково»;

- строительство, реконструкция и эксплуатация станций очистки сточных вод в Южном Бутово и Зеленограде (Москва);

- реконструкция мусоросжигательного завода № 3 в Москве.

В настоящее время иностранные инвесторы проявили существенный интерес в отношении российских государственночастных проектов. В частности самой распространенной юридической фирмой в России и во всем миру является компания Allen and Overy, осуществляющей консультации правительств государств, спонсоров проектных компаний и их кредиторов

Примеры ГЧП проектов по России:

- автодорога М-1 «Беларусь», Москва - Минск;

- комплекс нефтехимических заводов в г. Нижнекамск, Татарстан

- строительство школ в Московской области

- проект «Надекс» - легкое метро в Санкт - Петербурге;

Проанализировав имеющиеся данные по реализации российских ГЧП - проектов, обозначим основные успехи в данной области:

1. политическая поддержка развития инфраструктуры на условиях ГЧП на всех уровнях;

2. начало реализации широкого круга проектов, стоимостью свыше 1 млрд долларов за последние 10 лет;

3. в рамках деятельности Министерства транспорта и госкомпании «Росавтодор» ведется планомерная подготовка новых конкурсов на объекты федеральной транспортной инфраструктуры. В Удмуртии ведется подготовка регионального концессионного конкурса на строительство крупного автомобильного моста;

4. развитие законодательной и институциональной базы ГЧП на федеральном и региональном уровнях;

5. заинтересованность иностранных инвесторов в реализации российских проектов.

Но наравне с успехами и результатами имеются и некоторые сложности и прорехи в реализации проектов:

1. нет согласованности действий государственных органов при разработке и реализации проектов. Каждое министерство пытается курировать свои проекты и создавать собственные программы;

2. большой минус в том, что наше законодательство не содержит специальных положений, целенаправленно регулирующих тот или иной аспект реализации проектов ГЧП. Не закреплено законодательно даже само определение государственночастного партнерства, что можно было бы сделать в рамках принятия федерального закона или нормативного акта о ГЧП. Не урегулированы процедуры защиты проектов и интересов частных инвесторов;

3. недостаток финансовых ресурсов и неэффективное использование имеющихся средств;

4. недоверие муниципалитетных органов к частным операторам;

5. муниципальные активы не всегда зарегистрированы в установленном порядке, поэтому не могут быть переданы в управление частному сектору;

6. пробелы в инвестиционных соглашениях и отсутствие судебной практики по решению спорных вопросов;

7. отсутствие единой концепции государственно-частного партнерства, отсюда проблемы с правовым обеспечением проектов, плохо структурированные соглашения, малоинтересные для инвесторов экономические модели и допустимые финансовые механизмы;

8. отсутствие единого центра для выработки общей позиции государственных органов, координация их деятельности при реализации принятых решений. [3]

Анализируя развитие партнерства в зарубежных странах, особо хочется подчеркнуть тот факт, что эти страны готовы к новым переменам и развитию особых экономических отношений, что представители и правительство стран имеет четкое направление деятельности с частным сектором, имеет достаточное и объемное количество проектов реализации стратегически важных объектов, в зависимости от уровня развития страны и ее экономического положения. Также особо развиты специализированные учреждения, несущие ответственность за осуществление определенной деятельности в масштабах страны. Все это говорит в пользу наиболее успешного развития государственно-частных проектов и их значительное влияние на экономику стран.

Обобщая анализ развития партнерства в ряде зарубежных стран, и соотнося все с российской аналогией, можно сделать вывод, что развитие государственно-частного партнерства в России возможно и особенно необходимо, так как страна находится на сложном этапе экономического развития, а также имеет место развитие экономического кризиса.

Перспективы перехода на более высокий уровень развития рынка ГЧП зависят от внутренних и внешних экономических, институциональных и политических факторов. Несмотря на всю быстроту развития на мировых финансовых рынках и существенное ухудшение экономической ситуации в России, институциональные инвесторы готовы вкладывать в проекты с невысоким риском и умеренными требованиями к начальной сумме инвестиций. Особо отмечается развитие государственночастного проектов в сфере транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, а также

19

промышленности и строительства. Это предполагает значительные изменения в отношении частных операторов, переход к возможности рационального сочетания свободной конкуренции с мерами госрегулирования и обеспечения интересов общества.

Суммируя все показатели и возможности государственно-частного партнерства, хочется выразиться в пользу такой новой формы взаимоотношений государства с частным бизнесом. Во- первых, государственно-частное партнерство является одним из механизмов смешанной экономики, позволяющий развивать отношения бизнеса и государства, во вторых это возможность государства нахождения источника бюджетных доходов, а у частного сектора - возможность владения и распоряжения государственными и муниципальными активами, а также возможность получения различных государственных привилегий. В третьих, объединение усилий государства и частного предпринимательства в рамках конкретных проектов формирует их дополнительные конкурентные преимущества. И последнее, это удачный механизм нахождения экономического и социального консенсуса, внедрение новых разработок и технологий, с помощью идей, логических и хладнокровных рассуждений бизнеса в сочетании с упорядоченностью и властью государственных структур.

Государственно-частное партнерство в современном мире при грамотном и рациональном поведении - механизм, который может стать основой создания высокотехнологических корпоративных структур, призванных обеспечить ориентацию бизнеса и государства на решение задач, связанных с выводом реального сектора экономики из финансового кризиса.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998.

2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах» // Парламентская газета, 32, 01-07.07.2011

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. от 17 марта 2008 г.

4. Постановление Правительства РФ от 2 июня 2004 г. № 263 «Положение о Совете по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации».

5. Проект Федерального Закона «О государственно-частном партнёрстве»

6. Воротников А.М., Королев В.А. О развитии государственно-частного партнерства в российских регионах //Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование.-2010.-№2(43).

7. Лихачев В., Азанов М. Практический анализ современных механизмов государственно-частного партнерства в зарубежных странах, или, как реализовать ГЧП в России // Финансы. Экономика. Безопасность - 2010. - свидетельство о регистрации Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и СМИ: ПИ № 77-17208.

8. Айрапетян М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства// Информационный портал «ГЧП-Россия» - http://www.ppp-russia.ru, 2013.

9. Баулин М.С. Реализация проектов с привлечением механизма государственно-частного партнерства. Теория и практика //Портал о Государственно-частном партнерстве в России -http://www.pppinrussia.ru, 2011.

10. Спиридонов А. А. Государственно-частное партнерство: понятие и перспективы совершенствования законодательного регулирования, Актуальные проблемы социально-экономического развития России»//Центр развития государственно-частного партнёрства - http://pppcenter.ru, 2011

References

1. Bjudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31 ijulja 1998.

2. Bjudzhetnoe poslanie Prezidenta RF Federal'nomu sobraniju ot 29.06.2011 «O bjudzhetnoj politike v 2012 - 2014 godah» // Parlamentskaja gazeta, 32, 01-07.07.2011

3. Koncepcija dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 g. ot 17 marta 2008 g.

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 2 ijunja 2004 g. № 263 «Polozhenie o Sovete po konkurentosposobnosti i predprinimatel'stvu pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii».

5. Proekt Federal'nogo Zakona «O gosudarstvenno-chastnom partnjorstve»

6. Vorotnikov A.M., Korolev V.A. O razvitii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v rossijskih regionah //Nedvizhimost' i investicii. Pravovoe regulirovanie. -2010.-№2(43).

7. Lihachev V., Azanov M. Prakticheskij analiz sovremennyh mehanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v zarubezhnyh stranah, ili, kak realizovat' GChP v Rossii // Finansy. Jekonomika. Bezopasnost' - 2010. - svidetel'stvo o registracii Ministerstvom RF po delam pechati, teleradioveshhanija i SMI: PI № 77-17208.

8. Ajrapetjan M.S. Zarubezhnyj opyt ispol'zovanija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva// Informacionnyj portal «GChP-Rossija» -http://www.ppp-russia.ru, 2013.

9. Baulin M.S. Realizacija proektov s privlecheniem mehanizma gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Teorija i praktika //Portal o Gosudarstvenno-chastnom partnerstve v Rossii -http://www.pppinrussia.ru, 2011.

10. Spiridonov A. A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: ponjatie i perspektivy sovershenstvovanija zakonodatel'nogo regulirovanija, Aktual'nye problemy social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossii»//Centr razvitija gosudarstvenno-chastnogo partnjorstva -http://pppcenter.ru, 2011

Егорцева Ю.Ю.1, Артемьева С.С.2

'Студент; 2доктор экономических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева» НАЛОГОВЫЙ АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данной статье обоснованна необходимость осуществления налогового контроля. Рассмотрена специфика банковской деятельности и роль банков в налоговых правоотношениях. Раскрыто понятие и сущность налогового аудита. Обоснована необходимость включения в состав аудиторской проверки финансовой отчетности процедур контроля, связанных с налоговым аудитом. Рассмотрены перспективные направления научной работы в сфере налогового аудита.

Ключевые слова: налоговый аудит, аудиторская проверка деятельности коммерческого банка, налогообложение банков, налоговое консультирование.

Egortseva, Yu.Yu.\ Artem'eva, S.S.2

'Student; 2Doctor of Economics, professor, Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Mordovia State

University of N.P. Ogareva "

TAX AUDIT IN THE SYSTEM AUDIT BANKING

Abstract

The article gives the need of tax control. The article reveals The specificity of the banking and the role of banks in tax legal relations. The concept and essence of the tax audit are exposed. The necessity of inclusion in the audit control procedures of tax audit. Perspective directions of research in the field of tax audit are examined.

Keywords: tax audit, audit of the commercial bank, taxation of banks, tax advice.

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.