Психология, философия
ПРАКТИКА УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Н. И. МЕШКОВ, доктор психологических наук, В. Р МУХАДИНОВ, аспирант
Общеобразовательная школа характеризуется обилием всевозможных межличностных, групповых, ролевых взаимосвязей, проявляющихся в социально-педагогической среде. Учитель сталкивается с таким количеством проблемных ситуаций, что все его усилия в течение некоторого времени направляются не на исполнение своих непосредственных профессиональных обязанностей, а на ориентацию в этом мире. Выдержавший испытание и проработавший несколько лет школьный педагог приспосабливается к нему, овладевает искусством лавирования, игнорирования, избегания острых углов, делается его частью и перестает замечать множество противоречий, поражавших его воображение раньше. Неразрешенные же проблемы накапливаются и постепенно перерастают в конфликты.
Самой распространенной в образовательном учреждении является система межличностных отношений «учитель — учащиеся». Именно данный тип взаимо-
и педагогического состава, занятостью
и
действии стал основным и претендует на звание «педагогический». Однако взаимоотношения между взрослыми и детьми в учебном заведении далеко не всегда могут быть названы педагогическими, т. е. содействующими личностному развитию учащихся. Объясняется это целым рядом причин, порожденных особенностями организации и функционирования образовательной системы, наличием различных социальных и материальных трудностей, уровнем профессионализма администрации
родителей, психологическим климатом в семье и школе и др.
Действительно, педагогический процесс невозможен без разного рода противоречий и конфликтов. Более того, в определенном случае конфликт — необходимое условие для устранения несовершенств. Он может быть использован и как эффективный инструмент для вскрытия латентных противоречий, которые мешают нормальному развитию организации или отношениям людей. Поэтому нужно изменить отношение к конфликту как к отрицательному явлению. Важно установить его реальные истоки и найти оптимальные пути снятия противостояния. Поэтому неотложной задачей набирающей силу конфликтологии образования надо признать разработку системы обучения пре-
и
подавателей методам урегулирования конфликтов, так как инициатива должна принадлежать именно педагогу как более профессионально подготовленному человеку.
Умение и способность предотвращать и разрешать конфликты в педагогической деятельности мы неразрывно связываем с вопросом профессиональной пригодности, которую следует понимать как нечто большее, чем сумму знаний, умений и навыков, приобретаемых в ходе профессионального обучения. Это понятие включает определенные стороны личности, систему жизненных ценностей, общую культуру, развитие, а также морально-психологи-
Н. И. Мешков, В. Р Мухадинов, 2003
ческую готовность к воспрепятствованию деструктивному влиянию последствий конфликта на личность учащегося. К тому же, чтобы учитель мог правильно устранить конфликт, ему нужны глубокие психолого-педагогические знания, развитое педагогическое сознание, так как в конфликтных ситуациях обнажаются позиции каждой личности, ее переживания, способы деятельности и поведения. Неумение регулировать острые противоречия или преднамеренное усиление их с целью подавить личность и заставить подчиниться, приводит к потере у учащегося веры в свои силы, в людей, рождает равнодушие к происходящим в школе событиям, цинизм, лицемерие и другие негативные качества.
Вместе с тем успех в разрешении конфликта во многом предопределяется способностью педагога прогнозировать ход его развития. Для составления правильного прогноза требуется представлять объективные и субъективные причины его возникновения, уметь установить тип педагогической ситуации, а также вид кон-фликтогена. Педагог должен не только свободно ориентироваться во всем диапазоне собственных возможных реакций и действий, но и достаточно точно оценивать вероятность тех или иных ответных реакций и действий учащихся. Причем желательно предугадать поведение последних и одновременно выбрать из возможных адекватные конкретной обстановке собственные действия.
Итак, педагог — это личность, на которую в учебно-воспитательном процессе возложена миссия по прогнозированию, профилактике и разрешению конфликта в сфере «учитель — учащиеся», что является первоочередной задачей педагогической конфликтологии как научно-практического направления общей конфликтологии. Однако не только он должен изменять напряженную ситуацию в социально-педагогической среде. Надо также направлять в нужное русло мысли и действия учащихся, с тем чтобы создать в школе микроклимат, благотворно влияющий на результаты деятельности и самочувствие учителей и учащихся, что во многом зависит от них самих, их готовности сделать шаг навстречу друг другу.
Как верно заметил А. А. Бодалев, семье и школе «необходимо вырабатывать у детей привычку относиться к другому человеку, кто бы он ни был, как к высшей ценности, столь же субъективно значимому, как в глазах каждого из них значима их собственная личность» [1, с. 185]. Это определяет важность проблемы изменения отношений в системе «учитель — учащиеся» (как и в системе «учащийся — родитель»), превращения их из субъект-но-объектных (когда учитель воздействует на учащихся только как на объект своих усилий) в субъектно-субъектные (когда постоянно принимается в расчет собственное отношение учащегося к совместной деятельности и учитывается индивидуальное психическое развитие в той или иной возрастной группе).
Кроме того, в условиях субъектно-субъектных отношений у учащегося рождается ответственность и за себя, и за других, и за результаты общего дела. В них проявляется такой признак деятельности, как ее совместность, а также совместимость субъектов. В данных обстоятельствах не должно быть места противоречиям и разногласиям. Иначе можно будет говорить о крайней педагогической неграмотности: конфликты чаще всего происходят тогда, когда учителю не хватает отеческой мудрости, умения понимать и сердцем ощущать, что он имеет дело с детскими поступками, детским мировоззрением, умения войти в мир интересов ребенка, как это делал В. А. Сухом л ин-ский [2]. Но если все же конфликт не удалось своевременно предотвратить, то в него могут быть вовлечены новые участники, например администрация учебного заведения, которая может либо занять позицию арбитра, либо встать на защиту одной из сторон, и тогда число возможных вариантов его развития значительно увеличивается.
Особенно велика роль учителя в тех случаях, когда в ходе педагогического процесса образуется конфликтный треугольник «учитель — ученик — родитель». Тогда возможны следующие варианты:
— учитель в союзе с родителями действует против ученика;
— родители с учеником — против учителя ;
— учитель с учеником — против родителей;
— все — против всех и каждый за себя.
Не вызывает сомнения, что школа и семья должны действовать заодно. Но это достижимо, если учителя и родители — единомышленники, способные вовремя
ф
заметить и устранить причины тревожного поведения ребенка. А неспособность и нежелание многих учителей видеть собственные педагогические ошибки, от которых никто не застрахован, неумение анализировать конфликтные ситуации становятся источником конфронтации с родителями. Последние, в свою очередь, реагируют на упреки по-разному: одни их принимают, другие оправдываются, третьи начинают обвинять учителей, вследствие чего страдают дети, поскольку обе стороны допускают новые педагогические ошибки, ухудшающие взаимоотношения, усиливающие взаимное непонимание и отчуждение.
Уважение к учителю — результат его гуманного отношения к ученику, показатель умения не терять достоинство в любом конфликте, готовности признать обнаружившуюся неправоту, а не упорствовать в ней. Только тогда учитель может надеяться на ответное понимание родителей и принимать вместе с ними меры в пользу детей.
Как было отмечено, наиболее типичными для педагогической среды являются отношения (и конфликты) сугубо между учителем и учащимися. Необходима научная разработка рекомендаций, позволяющих улучшить качество общения между ними, что подтверждено результатами опроса и анкетирования учителей, которые проведены нами в различных общеобразовательных учреждениях. Создание методик урегулирования педагогического конфликта ведется, но они не всегда доходят до преподавателей. Особенно это касается начинающих, которым столь нужна помощь в налаживании педагогически правильного общения с учащимися.
Учителя, на которых ложится ответственность за разрешение педагогических конфликтов, нередко не обладают знаниями и умениями, действуют интуитивно или в соответствии с многолетними традици-
ями, основанными, как правило, на силовых или неконструктивных подходах к спорным вопросам. Поэтому предпринятые действия (репрессивные меры, откладывание решения и др.) оказываются неэффективными, не устраняют причин, инициирующих конфликт, а значит, и не снимают его.
Исходя из изложенного, следует предусматривать действия учителя в возникшей напряженной ситуации. Многие конфликты по поводу учебной деятельности школьников (например, невыполнение или неправильное выполнение заданий учителя) можно исключить, если иметь представление о возможностях, интересах и знаниях учащихся в данной предметной области. Целесообразно провести специально организованное наблюдение и тестирование учащихся, что позволит определить их мотивацию к учению, выявить пробелы в знаниях, степень сформированное™ умений и навыков, некоторые индивидуальные особенности психики (эмоциональное состояние, степень тревожности, самооценку, уровень развития умственных способностей и др.). Анализируя данные, учитель может установить причину противоречия и попытаться устранить ее психолого-педагогическими средствами.
Например, ученик не выполнил письменное домашнее задание. Реакция учителя обычно сводится к выставлению неудовлетворительной отметки, что, судя по результатам анкетирования учащихся, может стать поводом к началу конфликта (явного или скрытого) в отношениях учителя и ученика. Проблема же остается неразрешенной, поскольку не выявлено противоречие и не найдена причина. Распространенность подобных способов объясняется простотой воздействия на ученика, когда не тратятся силы на поиск истоков плохой успеваемости, не надо менять формы работы, стиль общения с учащимися и т. д.
Кроме того, целесообразно добиваться адекватного восприятия оппонентами друг друга. Конфликтующие люди (в первую очередь дети), как правило, настроены недружелюбно к «противнику». Эмоциональное возбуждение мешает им адекватно оценивать ситуацию. Если искажение велико, то может возникнуть опасность
предвзятого отношения друг к другу, потому что ощущается лишь враждебность партнера по обучению, но не замечаются прочие чувства. Контролируя себя, педагогу необходимо снизить эмоциональное напряжение, для чего следует использовать ряд приемов:
— не отвечать агрессией на агрессию;
— не оскорблять и не унижать ученика (что очень часто происходит на практике) ни словом, ни жестом;
— дать возможность ученику высказаться;
— стараться выразить свое понимание трудностей, испытываемых учеником;
— не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов;
— предложить ученику при помощи диалога, в спокойной обстановке обсудить возникшие проблемы;
— наметить план действий по урегулированию негативного развития ситуации.
Вместе с тем требуются педагогические условия конструктивного завершения конфликтов:
1) знание теории педагогической конфликтологии:
а) основных понятий, описывающих педагогический конфликт;
б) типологии конфликтов;
в) главных функций конфликтов;
г) основных противоречий и кризисов возраста участников, влияющих на конфликтное взаимодействие;
д) основ профессионального пред-
ставления о месте конфликтов в структуре педагогической деятельности;
2) умения:
а) различать конфликты конструктивные и деструктивные;
б) оценивать психотип своей личности по критерию конфликтогенности;
в) анализировать стили поведения сторон в конфликте;
3) навыки управления конфликтом в целях решения учебно-воспитательных задач:
а) анализа ситуации;
б) прогнозирования возможных результатов и выбора адекватной ситуации стратегии взаимодействия;
в) убеждения конфликтующих в общности цели, взаимной выгоды совместной работы;
г) разделения объекта спора, уточнения границ полномочий, ответственности;
д) организаций переговорного процесса, посредничества;
е) контроля за осуществлением соглашения.
Постоянный поиск путей разрешения проблем в общении учителя и учащихся, использование уже имеющихся приемов и их комбинаций позволят поднять не только эффективность работы педагога, но и его авторитет в глазах учащихся. А это, в свою очередь, будет способствовать большей комфортности процесса обучения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бодалев А. А. Психология обучения. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «Модэк*, 1996. 256 с.
2. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. Ижевск: Удмуртия, 1981. 296 с.
Поступила 23.05.03.