Научная статья на тему 'ПРАКТИКА СОЧЕТАНИЯ СТРАТЕГИЙ «ВВОЗА» И «ВЫВОЗА» В КОНТЕКСТЕ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ» (НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКО-БЕЛОРУССКОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ПАРКА)'

ПРАКТИКА СОЧЕТАНИЯ СТРАТЕГИЙ «ВВОЗА» И «ВЫВОЗА» В КОНТЕКСТЕ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ» (НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКО-БЕЛОРУССКОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ПАРКА) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / Беларусь / ввоз и вывоз / Китайско-белорусский индустриальный парк / Китайско-сингапурский сучжоуский индустриальный парк.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тун Баохуэй

С развитием политики реформы и открытости и продвижением «Одного пояса и одного пути» Китай фокусируется на сочетании стратегий «ввоза и вывоза», а Китайско-сингапурский сучжоуский индустриальный парк и Китайско-белорусский индустриальный парк являются практикой ввоза и вывоза соответственно. Китайско-сингапурский индустриальный парк в Сучжоу как успешный опыт «вывоза» может стать опытом для Китайско-белорусского индустриального парка с точки зрения выбора места, планирования парка, научного развития, интеграции города и промышленности, политики экономического стимулирования и охраны окружающей среды. Создание парков не только способствует сочетанию китайского «ввоза» и «вывоза», но и будет способствовать сопряжению ЕАЭС и ИПП, а также послужит уроком для других стран как пример международного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА СОЧЕТАНИЯ СТРАТЕГИЙ «ВВОЗА» И «ВЫВОЗА» В КОНТЕКСТЕ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ» (НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКО-БЕЛОРУССКОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ПАРКА)»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-7-161-169 ТУН Баохуэй,

NIION: 2018-0076-7/22-833 магистрант

MOSURED: 77/27-023-2022-7-1031 Ланьчжоуского университета (Китай),

e-mail: baohuitong@yandex.ru

ПРАКТИКА СОЧЕТАНИЯ СТРАТЕГИЙ «ВВОЗА» И «ВЫВОЗА» В КОНТЕКСТЕ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ» (НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКО-БЕЛОРУССКОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ПАРКА)

Аннотация. С развитием политики реформы и открытости и продвижением «Одного пояса и одного пути» Китай фокусируется на сочетании стратегий «ввоза и вывоза», а Китайско-сингапурский сучжоуский индустриальный парк и Китайско-белорусский индустриальный парк являются практикой ввоза и вывоза соответственно. Китайско-сингапурский индустриальный парк в Сучжоу как успешный опыт «вывоза» может стать опытом для Китайско-белорусского индустриального парка с точки зрения выбора места, планирования парка, научного развития, интеграции города и промышленности, политики экономического стимулирования и охраны окружающей среды. Создание парков не только способствует сочетанию китайского «ввоза» и «вывоза», но и будет способствовать сопряжению ЕАЭС и ИПП, а также послужит уроком для других стран как пример международного сотрудничества.

Ключевые слова: Китай; Беларусь; ввоз и вывоз; Китайско-белорусский индустриальный парк; Китайско-сингапурский сучжоуский индустриальный парк.

TONG Baohui,

Graduate student, Lanzhou University (China)

THE PRACTICE OF COMBINING BRINGING IN AND GOING OUT STRATEGIES IN THE CONTEXT OF THE BELT AND ROAD INITIATIVE (BY THE EXAMPLE OF THE CHINESE-BELARUSIAN

INDUSTRIAL PARK)

Annotation. With the development of reform and opening-up policy and the promotion of One Belt and One Road, China focuses on the combination of bringing in and going out strategies, and China-singapore Suzhou Industrial Park and China-belarus Industrial Park are practices of bringing in and going out respectively. China-singapore Suzhou Industrial Park as a successful experience of going out can be an experience for Chinese-belarusian Industrial Park in terms of site selection, park planning, scientific development, city and industry integration, economic incentive policy and environmental protection. The creation of parks not only contributes to the combination of Chinese bringing in and going out, but also will contribute to the conjugation of the EAEC and B&R, and serve as a lesson for other countries as an example of international cooperation.

Key words: China; Belarus; bringing in and going out; China-belarus Industrial Park; China-singapore Suzhou Industrial Park.

Китайские исследования, посвященные Китайско-белорусскому индустриальному парку, уже описали основные результаты, связанные с его созданием. В исследованиях авторы в основном сосредоточены на текущей ситуации, преимуществах, вызовах и проблемах развития Китайско-белорусского индустриального парка, а также на мерах по их решению. В данной статье рассматривается, как функционирование Китайско-белорусского индустри-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

ального парка может учесть опыт строительства Китайско-сингапурского индустриального парка в Сучжоу, и рассматривается этот опыт в контексте сочетания китайской стратегии ввоза и вывоза в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Создание Китайско-белорусского индустриального парка показывает, что у Китая есть силы и опыт для содействия развитию других стран посредством высококачественного экономического развития этих стран и для реализации соче-

тания стратегии ввоза и вывоза; во-вторых, завершение строительства Китайско-белорусского индустриального парка станет успешным примером сопряжения ЕАЭС и ИПП и заложит основу для будущих сопряжений; кроме того, анализ этого опыта может служить примером для строительства индустриальных парков в других странах, что важно для международного сотрудничества.

1. Стратегия «ввоза» и «вывоза»

С 1978 года, когда на третьем пленуме 11-го созыва ЦК КПК началась реализация политики реформ и открытости, до 1984 года, когда на третьем пленуме 12-го созыва ЦК КПК осуществление политики внешней открытости было определено как основная государственная политика страны, в Китае была создана всесторонняя, многоступенчатая и многоотраслевая архитектоника открытости внешнему миру.

Благодаря китайской политике реформ и открытости, а также южной инспекции Дэн Сяопина в 1992 г., в 1994 г. был запущен Индустриальный парк в Сучжоу, индустриальный парк, созданный совместно Китаем и Сингапуром в городе Сучжоу. После почти 30 лет развития он стал успешной практикой реализации китайской стратегии «ввоза», представляя собой модель для экономического сотрудничества между двумя странами и даже с миром. В рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь», в соответствии с требованиями доклада Си Цзиньпина на 19-м съезде Компартии Китая, Китай, опираясь на успешный опыт индустриального парка в Сучжоу, совместно с Беларусью создал Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень» в Минске. Этот шаг является практикой стратегии «вывоза» Китая. Индустриальный парк в Сучжоу и Китайско-белорусский индустриальный парк стали типичными примерами китайской стратегии сочетания «ввоза» и «вывоза».

Индустриальный парк в Сучжоу, построенный совместно Китаем и Сингапуром показал себя как успешная практика внедрения стратегии Китая в рамках инициативы «Один пояс, один путь» и служит референтным опытом для строительства Китайско-белорусского индустриального парка. Китайско-белорусский индустриальный парк также стал образцом сочетания стратегии ввоза и вывоза Китая.

2. Торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и Беларусью

2.1. Китайско-белорусское экономическое сотрудничество

Китайско-белорусский индустриальный парк является важным событием в экономическом сотрудничестве между Китаем и Беларусью. С момента установления дипломатических отношений между Китаем и Беларусью 20 января 1992 года обе стороны провели не только дружественные обмены в политической сфере, но и ряд дружественных мероприятий в экономической и культурной областях.

«Несмотря на негативное влияние пандемии Со^-19 и замедление мировой деловой активности, по итогам 2021 года внешнеторговый оборот Беларуси и Китая составил рекордные 5,9 млрд долларов США (далее - долл.), темп роста -108,7%. Темпы роста экспорта 109,7%, импорта -108,3%. Сальдо отрицательное -3,2 млрд долл. Объемы внешнеторгового оборота превысили «допандемийные» значения» [5] .

Г 4

г ромышл е мна я иидустр и алвн ый п а рчч

агломерация ,

Рисунок 1. Объем торговли товарами и услугами Республики Беларусь с КНР (включая Гонконг, Макао и Тайвань) в 2017-2021 гг. Источник: [5].

В связи с растущим экономическим и торговым сотрудничеством между двумя странами совместное строительство индустриального парка между Китаем и Беларусью станет естественным продолжением этого сотрудничества.

2.2. История Китайско-белорусского индустриального парка

Идея создания платформы инвестиционного сотрудничества двух стран впервые была высказана в марте 2010 года во время встречи Президента Беларуси Александра Лукашенко с бывшим вице-председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином (нынешний председатель государства). 18 сентября 2011 года правительство Республики Беларусь и правительство Китайской Народной Республики подписали межправительственное соглашение о Китайско-белорусском индустриальном парке, которое было ратифицировано обеими странами 30 января 2012 года. 5 июня 2012 года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ № 253 «О Китай-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

ско-белорусском индустриальном парке». Документ определяет структуру управления индустриальным парком и устанавливает ряд льгот для инвесторов и резидентов парка.

4 июня 2013 г. постановлением Советом Министров Республики Беларусь №447 утвержден генеральный план Китайско-белорусского индустриального парка. 19 июня 2014 года в Смо-левичском районе Минской области состоялась церемония закладки первого камня в строительство Китайско-белорусского индустриального парка. В том же году, 30 июня, Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ №326 «О деятельности Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». Согласно документу, индустриальный парк назван «Великий камень» по названию деревни, которая находится на юго-востоке парка. 12 мая 2015 года председатель Си Цзиньпин и президент Республики Беларусь Лукашенко посетили строительную площадку индустриального парка. В присутствии главы государства первые семь резидентов Китайско-белорусского индустриального парка получили свидетельства о регистрации. В 2016 году в индустриальном парке построена подстанция, объемом в 110 кВ. Это первый проект, реализованный на китайские средства технической и экономической помощи. 12 мая 2017 года президент Лукашенко подписал Указ №166 «О совершенствовании специального правового режима Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». По сравнению с другими режимами в Беларуси и странах ЕАЭС для предприятий в парке создан наилучший правовой режим ведения хозяйственной деятельности. Согласно Указу президента Республики Беларусь от 22 декабря 2018 года № 490 индустриальному парку «Великий камень» присвоен статус территориальной особой экономической зоны Республики Беларусь. 27 августа 2019 года было завершено строительство первого арендного жилого дома в парке.

«До 17 июня 2022 в «Великом камне» было 89 резидентов из 15 стран, в том числе из США, Швейцарии, Израиля и, конечно, Беларуси. Но большинство (44) — из Китая, плюс четыре субъекта инновационной деятельности. Со времени создания «Великого камня» инвестиции в основной капитал составили 760 млн долл.: 36 млн — бюджетные средства, которые потрачены на внешнюю инфраструктуру, подвод ее к границам парка и пожарное депо; 60 млн — бюджет КНР на объекты технико-экономической помощи (реконструкция русла реки Уша, жилой дом, инновационный центр, подстанция); 297 млн долл. — инвестиции компании по развитию парка; 367 млн вложили инвесторы-резиденты» [3].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

3. Использование успешного опыта индустриального парка в Сучжоу

3.1. Сосредоточение внимания на географических преимуществах

Индустриальный парк «Великий камень» опирается на опыт Китайско-сингапурского индустриального парка в Сучжоу в выборе местонахождения и уделяет внимание его географическим преимуществам. Индустриальный парк в Сучжоу расположен на востоке старого районы города Сучжоу, с удобным водным и наземным транспортом и выгодным географическим положением.

Беларусь расположена на стыке Европы и Азии, что удобно для импортно-экспортной торговли между индустриальным парком «Великий камень» и странами Евразии в будущем. Китайско-белорусский индустриальный парк расположен в Смолевичском районе Минской области, в 25 километрах от столицы, в уникальном природном окружении, недалеко от международного аэропорта, железнодорожных путей и транснациональной автомобильной магистрали Берлин-Москва. В парке планируется разместить промышленные и жилые зоны, офисные и торгово-развле-кательные комплексы, финансовые и исследовательские центры. Китайско-белорусский индустриальный парк предназначен для развития высокотехнологичных производств и торговли, включая исследования и разработки, производство и логистику.

Китайско-белорусский индустриальный парк расположен в центре Беларуси и выступает транспортным звеном между Европой, СНГ и Россией, снижает транспортные расходы, имеет гибкие логистические решения, близость к соседним европейским странам, что дает снижение транспортных расходов при экспорте в Европу и в более короткий срок выход на рынок Евразийского экономического союза с 183 млн потребителей. Китайско-белорусский индустриальный парк обладает уникальными транспортными преимуществами в области судоходства, водного, железнодорожного и автомобильного транспорта, а именно:

1) удобный доступ к развитой транспортной системе: Китайско-белорусский индустриальный парк находится менее чем в 600 км от трех морских портов и одного речного порта; менее одного километра от национального аэропорта; прямые рейсы в большинство европейских и евразийских столиц в течение 1-3 часов: 189 км от Вильнюса, 475 км от Варшавы, 480 км от Риги, 573 км от Киева и 676 км от Москвы;

2) железнодорожный транспорт: два основных трансъевропейских железнодорожных транспортных коридора обеспечивают Китайско-бело-

русскому индустриальному парку отличные связи с Европой и Россией, а также с Балтийским и Черным морями, прямое подключение к Транссибирской магистрали и прямое сообщение с транзитным международным маршрутом Чунцин - Синь-цзян - Европа;

3) международные автомобильные дороги: существует международная автомагистраль Москва-Берлин (М1 / Е30) в Россию и Центральную Европу.

Конечно, продукция и услуги Китайско-белорусского индустриального парка имеют возможность беспошлинно поступать в Евразийский экономический союз, но Беларусь не является членом Евросоюза, и при продаже в ЕС требуются таможенные пошлины, а также необходимы при ввозе в Россию.

3.2. Модель управления Китайско-белорусским индустриальным парком: разделение правительства и предприятия

Модель управления Китайско-белорусским индустриальным парком основана на модели управления индустриальным парком в Сучжоу. Административной организацией индустриального парка в Сучжоу является Комитет по управлению парком Сучжоу, который является агентством, назначаемым муниципальным правительством Сучжоу и выполняющим административные функции от имени муниципального правительства. Комитет по управлению управляет и обслуживает «разработчиков». Основным органом развития парка Сучжоу является СЗАО «Компания по развитию индустриального парка», которая отвечает за развитие парка и осуществляет разделение администрации и предприятия.

Структура управления Китайско-белорусским индустриальным парком представляет собой трехуровневую модель управления парком.

1. Межправительственный координационный совет Китайско-белорусского индустриального парка, который является высшим органом управления индустриальным парком. Основными функциями комитета являются: формулирование стратегических целей, координация и поддержка работы парка, принятие решений по вопросам, требующим участия двух правительств.

2. Администрация индустриального парка. Администрация парка по управлению парком находится в прямом подчинении Правительства Республики Беларусь и как государственный орган отвечает за управление парком. Руководство отвечает за предоставление комплексной системы обслуживания резидентов по принципу «одной станции», привлечение и регистрацию новых резидентов и инвесторов, а также управление развитием парка.

3. Компания по развитию индустриального парка. Основной задачей компании является обеспечение безопасности промышленного сектора за счет строительства инженерной и транспортной инфраструктуры, а также строительства объектов коммерческой недвижимости, привлечения жителей и предоставления коммунальных услуг (электроэнергия, отопление, водоснабжение, очистка сточных вод) для обеспечения развития индустриального парка.

«Компания по развитию Китайско-белорусского индустриального парка ЗАО является основным органом развития Китайско-белорусского индустриального парка. Он совместно инвестируется и учреждается китайскими, белорусскими и немецкими акционерами. Среди них китайской стороне принадлежит 68% акций, белорусской -31,3% акций, на долю немецкой стороны приходится 0,67% акций» [6].

Модель управления Китайско-белорусского индустриального парка опирается на модель управления парком Сучжоу и также реализует разделение администрации и предприятия. Администрация Китайско-белорусского индустриального парка выполняет управленческие функции от имени правительства Беларуси и обеспечивает комплексное обслуживание парка по принципу «одной станции». Китайско-белорусская компания по развитию индустриального парка как деве-лопер решает следующие задачи: управление землей и недвижимостью, строительство инфраструктуры, оказание операционных услуг и привлечение инвестиций в парк. Как оператор земельных ресурсов, совместная кампания сдает в аренду или передает участки парка частным резидентам и инвесторам в парке. Эта концепция может предоставить инвесторам готовую площадку для реализации инвестиционных проектов, тем самым сократив их финансовые и временные затраты на подготовку площадки и всей необходимой инфраструктуры.

3.3. Приоритеты внимания - научно-техническое развитие, инновационная деятельность и обеспечение качества окружающей среды

1. Четкая промышленная направленность индустриального парка: фокус развития парка -высокотехнологичные, инновационные, наукоемкие, экспортоориентированные и экологически чистые производства. Ключевые направления развития парка: машиностроение, электроника и телекоммуникации, тонкая химия, биотехнологии, новые материалы, логистика, электронная коммерция, хранение и обработка больших объёмов данных, социально-культурная деятельность и др.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

2. Генеральный план парка: территория парка разделена на четыре основные функциональные зоны: жилая застройка, общественная застройка, производственная застройки и ланд-шафтно-рекреационная зона. К 2060 году масштабный проект завершит свой заключительный этап освоения. Согласно генеральному плану, в будущем здесь будут проживать более 130 000 человек.

Функциональные направления Китайско-белорусского индустриального парка: инкубатор; платформа, объединяющая производство, финансирование и научные исследования; платформа для торговых ярмарок; платформа для Китайско-белорусского научно-исследовательского сотрудничества и т.д. Парк сформулировал набор научных планов по инкубации проектов, а также сформулировал планы ускорения инкубации проектов, проведения предпринимательских конкурсов с премиями и оказания помощи в привлечении инвестиционных средств для получения последующей финансовой поддержки. Кроме того, научно-исследовательский центр парка оснащен лабораториями и опытно-производственными центрами, испытательными центрами, промежуточными исследовательскими центрами мелкосерийного производства, бизнес-инкубаторами, учебными центрами, офисами для старта-пов, а также торговыми, выставочными и демонстрационными залы для развития стартапов.

Видно, что строительство парка имеет черты научного планирования, такие как четкая промышленная направленность и поэтапное развитие, парк поощряет развитие высокотехнологичных, инновационных и экологически чистых производств и ориентировано на них. Это основано на строительном опыте парка Сучжоу. Направленность индустриального парка Сучжоу - «интеграция промышленности и города, ориентированная на людей». В соответствии с принципами «сначала планирование, потом строительство» и «сначала под землей, потом над землей» городское планирование и строительство должны осуществляться на высоком уровне и по высоким стандартам. Обратим внимание на озеленение парка, цель которого внедрить «девять соединений и одно выравнивание»1, построить развитую сеть подземных трубопроводов и сеть городских дорог, а также построить трехмерную и многоуровневую комплексную систему общественного транспорта.

3.4. Интеграция промышленных территорий в структуру города

«План индустриального парка в Сучжоу разработан с учетом озера Цзиньцзи в качестве ядра, центральный деловой район расположен вокруг озера Цзиньцзи, образуя городской центр парка;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

вокруг зоны Китайско-сингапурского сотрудничества площадью 80 квадратных километров расположены четыре функциональных сектора: бизнес, научные и образовательные инновации, туризм и отдых, высокотехнологичное производство и международная торговля, сформировали конструкцию городского развития интеграция промышленных территорий в структуру города и региональная интеграция» [7]. Китайско-белорусский индустриальный парк будет создаваться с учетом опыта парка Сучжоу. Целью строительства парка является не только индустриальный парк, но и направлением его развития будет интеграция промышленных территорий в структуру города, строительство города в городе, то есть превращение в город-спутник Минска, столицы Беларуси.

«Индустриальный парк "Великий камень" трансформируется в технологичный город-спутник Минска, - заявил премьер-министр Республики Беларусь Сергей Румас 3 апреля на встрече с заместителем председателя постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Шэнь Юэюэ, сообщает пресс-служба правительства» [2] .

«Научно-техническая недвижимость = высокотехнологичная промышленность + новый город» - это ведущая сила высоких технологий, включающая наукоемкие высокотехнологичные производства, проведение ^исследований, индустрию программного обеспечения, промышленного дизайна, развитие творческих отраслей, и т.д. Данные отрасли характеризуются высокой концентрацией талантов, технологий и капитала, полностью отличаются от трудоемкой концентрации традиционного производства промышленного парка» [1, с. 71].

Источниками формирования научно-технической недвижимости являются высокотехнологичные инкубаторы (центры предпринимательства), научно-исследовательские центры, центры технологий, центры дизайна, творческие центры, промышленные зоны высокого уровня и др. Помимо высокотехнологичных промышленных зон, технологическая недвижимость также включает в себя другие комплексные зоны для жизни, отдыха и развлечений, чтобы всесторонне удовлетворить требования «еды, жилья, транспорта, развлечений и покупок». Промышленные районы обеспечивают возможности трудоустройства для жилых районов, а жилые районы дополняют жилье, жизнь, отдых и развлечения промышленных районов. Эти две формы эффективно циркулируют, образуя двухколесную модель регионального развития.

«Реализация проектов научно-технической недвижимости требует серьёзной поддержки государства и местных органов власти. Это

должно стать основой развития хорошей среды для носителя научно-технической недвижимости - комплексного парка высоких технологий с постепенным повышением его добавленной стоимости и преобразованием в город-спутник по схеме: индустриальный парк ^ высокотехнологичная промышленная агломерация ^ научно-техническая недвижимость ^ город-спутник (рисунок 1)» [1, с. 72].

з

I 1

высокотехнологичная

промышленная индустриальный парк

Рисунок 2. Взаимосвязь между Китайско-белорусским индустриальным парком и городом-спутником г. Минска. Источник: [1, с. 72].

Согласно мировому опыту, индустриальный парк - это фактически город, построенный по заранее заданным правилам функционирования. После завершения строительства Китайско-белорусского индустриального парка и развития его высокотехнологичного района промышленного кластера полученный доход можно будет использовать для строительства детских садов, школ, банков, медицинских учреждений, торговых центров, ресторанов и т. д. Когда научно-техническая недвижимость превратится в определенного масштаба парк можно превратить в город-спутник. Тогда Китайско-белорусский индустриальный парк сможет разделить некоторые функции основного городского района Минска, снизить нагрузку на население и жилье в основном городском районе, поддерживать тесную связь с Минском и способствовать экономическому росту и скоординированному региональному развитию.

3.5. Политика экономического стимулирования

С экономической точки зрения Китайско-белорусский индустриальный парк извлек уроки из преференциальной политики Китая и Сингапура при строительстве индустриального парка Сучжоу и предоставил предприятиям множество налоговых льгот.

С года получения прибылии 1 -й год ■ 2-й год ^ 3-й год ■ 4-й год - 5-й год р

Базовая ставка налога (технически передовые предприятия) 15% . 15% . 15% . 15% 15% ,

Налоговые льготы (программные предприятия) освобождение освобожд ение вдвое снижение вдвое снижение вдвое снижение

Льготная налоговая ставка^ 0 0 , 7.5% , 7.5% , 7.5% ,

Таблица 1. Налоговая политика Индустриального парка Сучжоу.

В 1995 г. Китайская государственная налоговая администрация выпустила уведомление по вопросам, связанным с налогообложением в индустриальном парке Сучжоу (Национальное налоговое письмо [1995] № 128 от 27 марта 1995 г.), предлагая: «1. Предприятия с иностранными инвестициями, занятые в проектах строительства транспортных, энергетических и инфраструктурных объектов, таких как порты, терминалы, железные дороги, автомагистрали, электростанции и вспомогательные объекты, виндустриальном

парке Сучжоу могут облагаться налогом на прибыль предприятий, который уплачен по сниженной ставке 15% в соответствии с положениями ст.7, п.1 Закона Китая «О подоходном налоге с предприятий с участием иностранного капитала и иностранных предприятий» (далее именуемый закон о налогах) 2. В соответствии с действующей государственной льготной налоговой политикой китайско-иностранные совместные предприятия, занимающиеся строительством портов и пристаней в городе Сучжоу, могут в соответствии с поло-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

жениями пункта (1), параграфа 1, ст.75 правил реализации налогового закона, пользоваться преференциальным режимом в виде пятилетнего освобождения от налога на прибыль с момента возникновения прибыл, а затем пятилетнего вдвое снижения налога на прибыль» [8].

В настоящее время в индустриальном парке Сучжоу действует льготная политика «двух освобождений и трех половин» для налога на прибыль предприятия, то есть базовая ставка налога составляет 15%, а льготная политика освобождения от налогов в течение первых двух лет и вдвое снижение налогов на следующие три года.

2. Китайско-белорусский индустриальный парк заимствовал налоговые льготы индустриального парка Сучжоу, на основе налоговых льгот, заимствованных у индустриального парка Сучжоу, были разработаны следующие налоговые льготы, соответствующие местным условиям парка:

«1) Освобождение от налога на прибыль на 10 лет с момента возникновения прибыли и уплата этого налога по ставке вдвое ниже (9%) по истечении 10 лет и до 2062 года.

2) Полное освобождение от налога на недвижимость и налога на землю до 2062 года.

3) Освобождение от налога на дивиденды в течение 5 лет с момента начисления дивидендов.

4) Освобождение от таможенных пошлин и НДС при ввозе в Беларусь товаров для использования в целях реализации инвестиционных проектов в Парке.

5) Ставка подоходного налога с работников составляет всего 9% (против 13% по Беларуси).

6) В пределах свободной таможенной зоны, определяемой администрацией парка, для резидентов индустриального парка допускается создание таможенного склада и (или) склада временного хранения, если их владельцем является резидент индустриального парка.

7) Вычет в полном объеме НДС, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), использованных для проектирования, строительства и оснащения зданий и сооружений в Парке» [4, 11-12].

Выше перечислены лишь некоторые из льгот. Эти налоговые льготы, подчеркивая преимущества парка в привлечении иностранных инвестиций, создают хорошую инвестиционную среду для предприятий и помогают стимулировать их инвестирование и строение в Парке.

3.6. Охрана окружающей среды

Достижения индустриального парка Сучжоу в координации научного развития парка и охраны окружающей среды очевидны для всех. Китайско-белорусский индустриальный парк, опираясь на опыт парка Сучжоу, придает большое значение

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

охране и восстановлению окружающей среды. При разработке генерального плана развития парка и детальных планов по приоритетным направлениям развития максимально учтены законодательные требования Республики Беларусь по охране окружающей среды и здоровья человека. Согласно концепции развития парка, индустриальный парк «Великий камень» будет развиваться в международный экологический город с максимально комфортными условиями для жизни и работы, который станет высокотехнологичным спутником белорусской столицы и первым экологическим парком Республики Беларусь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Администрация Китайско-белорусского индустриального парка и Китайско-белорусская компания по развитию индустриального парка приняли ряд мер по защите и восстановлению окружающей среды.

1. В парке сложилась традиция посадки деревьев и уделяется особое внимание озеленению. Цель строительства индустриального парка «Великий камень» - стать экогородом, и парк стремится максимально сохранить природный ландшафт: около трети территории будет «зеленой». При строительстве парка приоритет будет отдан велосипедному и электрическому транспорту, а также будут предприняты усилия по сокращению автомобильного движения до минимума. Компания по развитию индустриального парка также требует от резидентов, строящих производственные объекты на территории парка, уделять первостепенное внимание охране окружающей среды - зеленая зона на приобретаемом участке должна составлять 30% от общей площади.

2. Защита территории парка от вредных веществ. Глава администрации парком А. Яро-шенко заявил, что на территории парка никогда не будет вредных производств. Предпринимаются усилия по защите земли и резервированию ценных земель для высокотехнологичных производств с высокими экологическими требованиями.

3. Рациональное планирование жилой зоны и природоохранной зоны. При строительстве парка основное внимание уделяется правильному планированию для размещения резидентов. Было обеспечено отсутствие негативного воздействия на специальную охрану республиканского биологического заказника «Волмянский» и местного заказника «Маяк», а также на зоны санитарной охраны водозаборов столицы и деревни Быкачино, водоохранной зоны реки Уша. Согласно генеральному плану, зона охраны окружающей среды составляет 45% от общей площади индустриального парка, а земля, предназначенная для строительства, составляет 55% от общей площади парка в 112,5 км2.

4. Защита воздуха, строгое использование топлива и строгая очистка сточных вод. Жесткие требования к строительству объектов в парке. Например, размер санитарно-защитной зоны не будет превышать 300 метров. В целях снижения воздействия на климат в качестве топлива используется только природный газ. Компания по развитию индустриального парка приложила большие усилия для защиты окружающей среды в ходе фактического развития парка, и значительные средства были выделены на строительство городской станции очистки сточных вод. Эта станция очистки сточных вод не имеет аналогов в Беларуси, так как бытовые сточные воды будут очищаться до уровня рыбного пруда с использованием самых передовых технологий и смогут сбрасывать очищенную воду в реку Уша. Кроме того, при технико-экономической помощи КНР в индустриальном парке был успешно реализован проект по реконструкции реки Уша.

5. Особое внимание направлено на соблюдение международных стандартов. Парк высоко ценится не только в Беларуси, но и в ЕС. Парк получил и подтвердил международный сертификат EMAS2 (Схема экологического менеджмента и аудита). Китайско-белорусский индустриальноый парк - первый парк в Беларуси, получивший такой сертификат. Выданный сертификат свидетельствует о том, что парк соответствует стандартам ЕС. Этот сертификат существенно поможет парку быть сопоставим со стандартами ЕС и будет способствовать развитию экоиндустриального парка.

Кроме того, 16 мая 2021 года министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Худык встретился с послом Китайской Народной Республики в Беларуси Се Сяоюном, поскольку Китай и Беларусь готовятся стать партнерами в области охраны окружающей среды.

4. Заключение

Китайско-белорусский индустриальный парк является примером сочетания китайского «ввоза» и «вывоза». Строительство Китайско-белорусского индустриального парка является не только важным достижением развития инициативы «Один пояс, один путь», но и важным проектом для сопряжения сотрудничества инициативы «Пояса и пути» с Евразийским экономическим союзом. Ожидается, что он станет моделью для взаимодействия «Пояса и пути» и Евразийского экономического союза. Развитие Китайско-белорусского индустриальный парка способствует непрерывному развитию Китайско-белорусского экономического и торгового сотрудничества, а также создает условия для политического, научного и культурного развития. Он представляет

собой модель экономического сотрудничества между странами в рамках инициативы «Один пояс, один путь».

В заключение следует отметить, что развитие индустриального парка «Великий камень» по-прежнему сталкивается со многими вызовами. Индустриальный парк «Великий камень» должен продолжать изучать успешный опыт Китая и передовых стран мира в строительстве индустриальных парков, обновлять модель развития на основе развития парка Сучжоу, стремиться стать успешной практикой в сопряжении ЕАЭС и ИПП, а также вносить свой собственный успешный опыт в международное сотрудничество.

Примечание

1. Девять соединений и одно выравнивание: «Одно выравнивание» относится к выравниванию естественных рельефов земли, а «девять соединений» относится к муниципальным дорогам, дождевой воде, канализации, водопроводной воде, природному газу, электричеству, телекоммуникациям, отоплению и кабельному телевидению.

2. Система экологического менеджмента Европейского Союза, разработанная по британским стандартам, называется Схема экологического управления и аудита (EMAS), большая часть которой исходит из BS7750, который является одним из планов реализации экологической политики. Другой план называется BS7750.

Список литературы:

[1] Ван Цзюнь. Концептуальные подходы к формированию белорусскокитайского индустриального парка // Экономика и управления. - 2012. - № 14. - С. 68-75.

[2] Индустриальный парк «Великий камень» трансформируется в технологичный город-спутник Минска — Румас [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://primepress.by/news/ekonomika/ ^шШа1пуу_рагк^еНЫу_катеп_ transformimetsya_v_te0/o20khnologюhnyy_goшd_ sputnik_minska_rumas-9373/ (дата обращения 18.06.2022).

[3] Первый этап «Великого камня» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://belmarket.by/ news/news-51391.html? (дата обращения 18.06.2022).

[4] Справочная информация по Китайско-белорусскому индустриальному парку«Великий камень» [Электронный ресурс]. - 17 с. - Режим доступа: https://minec.gov-murman.ru/spravka-o-ip-velikiy-kamen.pdf (дата обращения 18.06.2022).

[5] Торгово-экономическое сотрудничество // Посольство республики беларусь в китайской народной республике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://china.mfa.gov.by/ru/bilateral/trade/ (дата обращения 18.06.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

[6] // "Ё^'ФЙХМ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. zbgyy.cn/cn/Companystructure/index_93.aspx (дата обращения 18.06.2022).

[7] ШШт «Й^ // ^HHIME« ^ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.sipac.gov.cn/szgyyq/ghxx/common_tt.shtml (дата обращения 18.06.2022).

[8]

ЙШЙШП // ФНЖй [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://www.chinacourt.org/law/ detail/1995/03/id/22168.shtml (дата обращения 18.06.2022).

Spisok literatury:

[1] Van Czyun'. Konceptual'nye podhody k formirovaniyu belorussko kitaj-skogo industrial'nogo parka // Ekonomika i upravleniya. - 2012. - № 14. - S. 68-75.

[2] Industrial'nyj park «Velikij kamen'» trans-formiruetsya v tekhnologich-nyj gorod-sputnik Minska

— Rumas [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dos-tupa:https://primepress.by/news/ekonomika/industrial-nyy_park_velikiy_kamen_transformiruetsya_v_te%20 khnologichnyy_gorod_sputnik_minska_rumas-9373/ (data obrashcheniya 18.06.2022).

[3] Pervyj etap «Velikogo kamnya» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://belmarket.by/news/ news-51391.html? (data obrashcheniya 18.06.2022).

[4] Spravochnaya informaciya po Kitajsko-Belo-russkomu industrial'nomu par-ku«Velikij kamen'» [Elektronnyj resurs]. - 17 s. - Rezhim dostupa: https:// minec.gov-murman.ru/spravka-o-ip-velikiy-kamen.pdf (data obrashcheniya 18.06.2022).

[5] Torgovo-ekonomicheskoe sotrudnichestvo // Posol'stvo respubliki belarus' v kitajskoj narodnoj res-publike [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// china.mfa.gov.by/ru/bilateral/trade/ (data obrashcheniya 18.06.2022).

[6] // [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.zbgyy. cn/cn/Companystructure/index_93.aspx (data obrashcheniya 18.06.2022).

[7] MMJ&ff // ifflifggfi ^ [Elektronnyj resurs]. - Rezhim do-stupa: http://www. sipac.gov.cn/szgyyq/ghxx/common_tt.shtml (data obrashcheniya 18.06.2022).

[8]

// ^H^IR [Elek-tronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://www.chinacourt.org/law/ detail/1995/03/id/22168.shtml (data obrashcheniya 18.06.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.