Научная статья на тему 'ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)'

ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДОРОГ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Швора А.В.

Формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры предполагает интеграцию в мировое транспортное пространство, реализацию транзитного потенциала страны. Данная статья посвящена актуальной проблеме ускорения темпов социально-экономического развития Приморского края, развитию дорожной сети, обеспечению эффективной транспортной интеграции с международным окружением. В статье представлен процесс формирования международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», связанных с возможностями развития внутреннего китайского транзита, концепцией Шелкового пути, а также с интересом к этим коридорам других стран Северо-восточной Азии (СВА) и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Транспортные коридоры позволяют не только осуществлять текущую перевозку грузов, но и способствуют реализации множества экономических проектов, для которых необходимы транспортные коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF IMPLEMENTING THE TRANSPORT SPACE OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF PRIMORSKY TERRITORY)

The formation of a Common Transport Space of Russia on the basis of a balanced advanced development of efficient transport infrastructure intends the integration into the global transport space, the realization of transit potential of the country. The article concerns the problem of accelerating socio-economic development of Primorsky Territory, the development of the road network, the provision with effective transport integration with the international environment. The article presents the process of formation of international transport corridors "Primorye-1 and Primorye-2", connected with the possibilities of the development of internal Chinese transit, the concept of the Silk Road, as well as with the interest of North-East Asia (NEA) and the Asia-Pacific region (APR) in these corridors. Transport corridors make it possible not only to implement the current transportation of goods, but also favour of the realization of many economic projects for which the necessary transport communications.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)»

338.2

Швора, директор департамента транспорта и дорожного хозяйства морского края И: shvora_av@primorsky.ru

ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (на примере Приморского края)

Формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры предполагает интеграцию в мировое транспортное пространство, реализацию транзитного потенциала страны.

Данная статья посвящена актуальной проблеме ускорения темпов социально-экономического развития Приморского края, развитию дорожной сети, обеспечению эффективной транспортной интеграции с международным окружением.

В статье представлен процесс формирования международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», связанных с возможностями развития внутреннего китайского транзита, концепцией Шелкового пути, а также с интересом к этим коридорам других стран Северо-восточной Азии (СВА) и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Транспортные коридоры позволяют не только осуществлять текущую перевозку грузов, но и способствуют реализации множества экономических проектов, для которых необходимы транспортные коммуникации.

Ключевые слова: транспортная стратегия, субъект Российской Федерации, международные транспортные коридоры, экономическая эффективность дорог.

В соответствии с Транспортной Стратегией Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 1032-р, определены основные направления государственной транспортной политики на долгосрочный период.

Для формирования единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры необходимы интеграция в мировое транспортное пространство, реализация транзитного потенциала страны [1].

Экономика региона оказывает влияние на транспортную инфраструктуру по нескольким каналам: расширяет трудовые, материально-технические ресурсы для строительства объектов транспортной инфраструктуры, формирует спрос на транспорт; региональные органы власти осуществляют управление и регулирование транспортных потоков, привлекают бюджетные инвестиции в транспортную инфраструктуру [2, с. 67].

Логистика Приморского края формирует около 18% ВРП всего региона, что привлекает субъектов хозяйственной деятельности заниматься этим видом экономической деятельности. Поэтому из года в год увеличивается количество предприятий и организаций, ведущих деятельность в сфере транспорта. Для ускорения темпов социально-экономического развития Приморского края важно развитие

дорожной сети, в связи с чем, необходимо:

- обеспечить потребности экономики и населения в перевозках, повысить связность края с иными регионами России;

- обеспечить эффективную транспортную интеграцию с международным окружением.

Это позволит повысить конкурентоспособность и качество работы транспорта, включая развитие транзита, грузовых и пассажирских перевозок, логистического сервиса. Необходимость обеспечения потребности экономики и населения в перевозках, улучшении логистического сообщения с другими регионами России и интеграции транспортно-логи-стического комплекса в международный, развитие международных транспортных коридоров «Примо-рье-1» и «Приморье-2» связано с внешнеторговыми оборотами.

В научной литературе сущность и предназначение международных транспортных коридоров рассматривается как организационно и экономически сбалансированная совокупность инфраструктурных объектов различных видов транспорта, из которых формируется технически оснащенная магистральная коммуникация, связывающая различные страны и обеспечивающая международные грузовые и пассажирские перевозки в направлении наибольшей концентрации [4 с. 157].

Особенность Дальнего Востока состоит в том, что здесь имеются востребованные маршруты,

ГОСТЬ НОМЕРА

опирающиеся на побережье Тихого океана, которые включают порты Приморья, Транссиб, а также международные транспортные коридоры «Примо-рье-1» и «Приморье-2».

Потенциал этих коридоров связан с внешнеторговым оборотом провинций Хэйлунцзян, Цзилинь, Внутренней Монголии, с возможностями развития внутреннего китайского транзита, концепцией Шелкового пути, а также с интересом к этим коридорам других стран Северо-Восточной Азии (СВА) и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР): Кореи, Японии, Монголии и других.

Что касается грузовой базы провинции Хэй-лунцзян, тяготеющей к коридору «Приморье-1», то анализ данных Бюро статистики этой провинции с учетом динамики статистических показателей показывает: к портам Приморья тяготеет объем внешней торговли и внутренних перевозок. По прагматичным оценкам к 2025 году он будет составлять примерно 80 млн тонн грузов в год, включая зерно, контейнеры, генеральные грузы и т.д.

На основе данных Бюро статистики провинции Цзилинь объем внешней торговли и внутренних перевозок, тяготеющих к порту Зарубино, оценивается величиной до 90 млн тонн в год, включая зерно, контейнеры, генеральные и иные грузы.

В будущем освоение транзитного потенциала может составить 30-40%, т.е. около 50-60 млн тонн в год, а в дальнейшем при развитии инфраструктуры рост может составить 70-80%, или 120-140 млн тонн в год дополнительных грузов.

Таким образом существует реальная возможность увеличить грузообороты портов Приморского края более чем в 2 раза к 2025 году.

Международный транспортный коридор «При-морье-1» является частью международного коридора «Суйфэньхэ», способного связать перевозки морем через порты Владивосток, Восточный, Находка с сухопутными перевозками в направлении на провинцию Хэйлунцзян, т.е. на Харбин, а далее - с выходом на Транссиб через Маньчжурию и Забайкальск.

Одной из важнейших составных частей МТК «Приморье-1» является автомобильная дорога, протяженность которой составляет около 368 км и включает:

- региональную автомобильную дорогу «Уссурийск - Пограничный - Госграница»;

- часть федеральной автомобильной дороги А-370 «Уссури»: Хабаровск-Владивосток от Уссурийска до Артема;

- региональную автомобильную дорогу «Владивосток - Находка - порт Восточный».

Интенсивность движения здесь составляет от 10 тыс. до 60 тыс. транспортных средств в сутки.

Понимая важность стратегического значения, Администрация Приморского края принимает эффективные меры по реконструкции участков

автомобильной дороги «Уссурийск-Пограничный-Госграница» общей протяженностью 112,34 км и федеральных участков автодороги. Из них 80,59 км уже введены в эксплуатацию. Кроме этого, требуется завершить реконструкцию участка км 72 -км 96 со стоимостью строительства 4,11 млрд руб. и реконструкция участка км 13 - км 20 протяженностью 7,853 км со стоимостью строительства 1,13 млрд руб.

В целях увеличения пропускной способности дорог Администрацией Приморского края принято решение о строительстве новой альтернативной автомобильной дороги Владивосток - Находка - порт Восточный. Расчетная скорость автомобильной дороги - 120 км/час, категория - 1Б, длина - около 147 км, 4 полосы движения. Для этого предлагается сделать платным участок протяженностью 129,9 км от Артема до порта Восточный.

В качестве организационных моделей строительства и эксплуатации предлагается государственно-частное партнерство (ГЧП) в форме концессии при участии федерального центра, Приморского края, частных инвесторов и институтов развития. Приморский край берет на себя расходы по подготовке технико-экономического обоснования, а также расходы по эксплуатации дорог, включающей содержание и ремонт.

Предполагаемый тариф будет соответствовать уровню платных дорог в европейской части Российской Федерации и в Китайской Народной Республике.

Текущее состояние строительства дороги на порт Восточный выглядит следующим образом:

1 этап - 3,5 км, введен в эксплуатацию в 2012 году;

2 этап - 13 км, окончание строительства - март 2016 года.

3 этап - около 25 км, стоимость строительства -16,152 млрд руб., планируемый срок строительства 2016-2018 годы.

4 этап - около 105 км. Это новое альтернативное направление скоростной дороги в обход населенных пунктов с выходом на порт Восточный включает мосты, путепроводы, эстакады, арки и тоннели, 4 полосы движения. Стоимость строительства - 97 млрд руб. (в ценах 2015 г.).

В настоящее время ведется разработка необходимой документации и готовится документация для проведения торгов на разработку инженерных изысканий, проектной документации.

Транспортный коридор «Приморье - 2», протяженностью ориентировочно 224 км (Чанчунь -Цзилинь - Хуньчунь - Краскино - порты Зарубино/ Посьет) и далее морские линии, является сегментом Туманганского коридора.

Данный коридор рассматривается, как один из самых перспективных маршрутов и его появление на международном транспортном рынке востре-

бовано, так как его целью является обеспечение внешней торговли северо-восточной провинции Цзилинь со странами АТЭС, а так же с морскими портами южного Китая.

К транспортному коридору «Приморье - 2» относятся автомобильные дороги:

1. Строительство автомобильной дороги в четырехполосном исполнении от поселка городского типа Зарубино до международного пограничного автомобильного перехода «Краскино» (Россия-Китай). Для реализации мероприятий по строительству дороги необходим объем финансирования в размере 39 096,28 млн руб.

2. Реконструкция автомобильной дороги Раздольное - Хасан:

- участок Нарвинский перевал км 74 - км 79 -трасса автомобильной дороги проходит по территории ФГБУ «Земля леопардов». В целях сохранения популяции диких животных, в том числе амурского тигра и дальневосточного леопарда и путей их миграции, предусматривается строительство автодорожного тоннеля протяженностью 575 м. Ведутся строительные работы;

- участок км 67 - км 74 - III категория, длина 7,0 км, 2 полосы движения;

- участок км 79 - км 86 - III категория, длина 7,0 км, 2 полосы движения.

Прогноз проектируемого грузооборота по про-

ектам в МТК «Приморье-1» и МТК «Приморье-2» составляет 93,2 и 85 млн тонн в год соответственно.

Это служит основанием для определения потенциальной экономической эффективности дорог, которая является комплексной величиной и включает:

- современные высококлассные безопасные и комфортные дороги;

- рост грузовых и пассажирских перевозок;

- снятие инфраструктурных ограничений в развитии края, импульс в развитии экономики края (производство, порты, туризм, и т.д.);

- интеграцию в транспортную систему Северо-Востока Азии;

- рост стоимости земли и другие макроэкономические эффекты;

- улучшение делового климата, появление новых возможностей для бизнеса;

- рост уровня жизни местного населения.

По итогам проведенного анализа транспортной инфраструктуры Приморского края можно сделать выводы: дороги нужны не только для текущей перевозки грузов, но и для реализации множества новых экономических проектов, для которых важны транспортные коммуникации; дороги для частных инвесторов могут и должны быть окупаемыми, а участие государства в данном проекте позволит снизить риски и даст дополнительный импульс экономическому развитию Приморского края.

Литература

1. Транспортная Стратегия Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 1032-р.

2. Катаев, Ю.В. Интегральная оценка уровня развития транспортной инфраструктуры региона / Ю.В. Катаев // Вестник Пермского университета. - 2013. - № 4(19). - С.67.

3. Хегай, Ю.А. Проблемы и перспективы развития транспортной системы в России/ Ю.А. Хегай // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 4. - С. 204.

4. Хмель, В.А. Трансформация пограничной инфраструктуры международных транспортных коридоров. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. /В.А. Хмель. - Хабаровск. 2002. - С.157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.