338.2
Швора, директор департамента транспорта и дорожного хозяйства морского края И: shvora_av@primorsky.ru
ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (на примере Приморского края)
Формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры предполагает интеграцию в мировое транспортное пространство, реализацию транзитного потенциала страны.
Данная статья посвящена актуальной проблеме ускорения темпов социально-экономического развития Приморского края, развитию дорожной сети, обеспечению эффективной транспортной интеграции с международным окружением.
В статье представлен процесс формирования международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», связанных с возможностями развития внутреннего китайского транзита, концепцией Шелкового пути, а также с интересом к этим коридорам других стран Северо-восточной Азии (СВА) и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Транспортные коридоры позволяют не только осуществлять текущую перевозку грузов, но и способствуют реализации множества экономических проектов, для которых необходимы транспортные коммуникации.
Ключевые слова: транспортная стратегия, субъект Российской Федерации, международные транспортные коридоры, экономическая эффективность дорог.
В соответствии с Транспортной Стратегией Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 1032-р, определены основные направления государственной транспортной политики на долгосрочный период.
Для формирования единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры необходимы интеграция в мировое транспортное пространство, реализация транзитного потенциала страны [1].
Экономика региона оказывает влияние на транспортную инфраструктуру по нескольким каналам: расширяет трудовые, материально-технические ресурсы для строительства объектов транспортной инфраструктуры, формирует спрос на транспорт; региональные органы власти осуществляют управление и регулирование транспортных потоков, привлекают бюджетные инвестиции в транспортную инфраструктуру [2, с. 67].
Логистика Приморского края формирует около 18% ВРП всего региона, что привлекает субъектов хозяйственной деятельности заниматься этим видом экономической деятельности. Поэтому из года в год увеличивается количество предприятий и организаций, ведущих деятельность в сфере транспорта. Для ускорения темпов социально-экономического развития Приморского края важно развитие
дорожной сети, в связи с чем, необходимо:
- обеспечить потребности экономики и населения в перевозках, повысить связность края с иными регионами России;
- обеспечить эффективную транспортную интеграцию с международным окружением.
Это позволит повысить конкурентоспособность и качество работы транспорта, включая развитие транзита, грузовых и пассажирских перевозок, логистического сервиса. Необходимость обеспечения потребности экономики и населения в перевозках, улучшении логистического сообщения с другими регионами России и интеграции транспортно-логи-стического комплекса в международный, развитие международных транспортных коридоров «Примо-рье-1» и «Приморье-2» связано с внешнеторговыми оборотами.
В научной литературе сущность и предназначение международных транспортных коридоров рассматривается как организационно и экономически сбалансированная совокупность инфраструктурных объектов различных видов транспорта, из которых формируется технически оснащенная магистральная коммуникация, связывающая различные страны и обеспечивающая международные грузовые и пассажирские перевозки в направлении наибольшей концентрации [4 с. 157].
Особенность Дальнего Востока состоит в том, что здесь имеются востребованные маршруты,
ГОСТЬ НОМЕРА
опирающиеся на побережье Тихого океана, которые включают порты Приморья, Транссиб, а также международные транспортные коридоры «Примо-рье-1» и «Приморье-2».
Потенциал этих коридоров связан с внешнеторговым оборотом провинций Хэйлунцзян, Цзилинь, Внутренней Монголии, с возможностями развития внутреннего китайского транзита, концепцией Шелкового пути, а также с интересом к этим коридорам других стран Северо-Восточной Азии (СВА) и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР): Кореи, Японии, Монголии и других.
Что касается грузовой базы провинции Хэй-лунцзян, тяготеющей к коридору «Приморье-1», то анализ данных Бюро статистики этой провинции с учетом динамики статистических показателей показывает: к портам Приморья тяготеет объем внешней торговли и внутренних перевозок. По прагматичным оценкам к 2025 году он будет составлять примерно 80 млн тонн грузов в год, включая зерно, контейнеры, генеральные грузы и т.д.
На основе данных Бюро статистики провинции Цзилинь объем внешней торговли и внутренних перевозок, тяготеющих к порту Зарубино, оценивается величиной до 90 млн тонн в год, включая зерно, контейнеры, генеральные и иные грузы.
В будущем освоение транзитного потенциала может составить 30-40%, т.е. около 50-60 млн тонн в год, а в дальнейшем при развитии инфраструктуры рост может составить 70-80%, или 120-140 млн тонн в год дополнительных грузов.
Таким образом существует реальная возможность увеличить грузообороты портов Приморского края более чем в 2 раза к 2025 году.
Международный транспортный коридор «При-морье-1» является частью международного коридора «Суйфэньхэ», способного связать перевозки морем через порты Владивосток, Восточный, Находка с сухопутными перевозками в направлении на провинцию Хэйлунцзян, т.е. на Харбин, а далее - с выходом на Транссиб через Маньчжурию и Забайкальск.
Одной из важнейших составных частей МТК «Приморье-1» является автомобильная дорога, протяженность которой составляет около 368 км и включает:
- региональную автомобильную дорогу «Уссурийск - Пограничный - Госграница»;
- часть федеральной автомобильной дороги А-370 «Уссури»: Хабаровск-Владивосток от Уссурийска до Артема;
- региональную автомобильную дорогу «Владивосток - Находка - порт Восточный».
Интенсивность движения здесь составляет от 10 тыс. до 60 тыс. транспортных средств в сутки.
Понимая важность стратегического значения, Администрация Приморского края принимает эффективные меры по реконструкции участков
автомобильной дороги «Уссурийск-Пограничный-Госграница» общей протяженностью 112,34 км и федеральных участков автодороги. Из них 80,59 км уже введены в эксплуатацию. Кроме этого, требуется завершить реконструкцию участка км 72 -км 96 со стоимостью строительства 4,11 млрд руб. и реконструкция участка км 13 - км 20 протяженностью 7,853 км со стоимостью строительства 1,13 млрд руб.
В целях увеличения пропускной способности дорог Администрацией Приморского края принято решение о строительстве новой альтернативной автомобильной дороги Владивосток - Находка - порт Восточный. Расчетная скорость автомобильной дороги - 120 км/час, категория - 1Б, длина - около 147 км, 4 полосы движения. Для этого предлагается сделать платным участок протяженностью 129,9 км от Артема до порта Восточный.
В качестве организационных моделей строительства и эксплуатации предлагается государственно-частное партнерство (ГЧП) в форме концессии при участии федерального центра, Приморского края, частных инвесторов и институтов развития. Приморский край берет на себя расходы по подготовке технико-экономического обоснования, а также расходы по эксплуатации дорог, включающей содержание и ремонт.
Предполагаемый тариф будет соответствовать уровню платных дорог в европейской части Российской Федерации и в Китайской Народной Республике.
Текущее состояние строительства дороги на порт Восточный выглядит следующим образом:
1 этап - 3,5 км, введен в эксплуатацию в 2012 году;
2 этап - 13 км, окончание строительства - март 2016 года.
3 этап - около 25 км, стоимость строительства -16,152 млрд руб., планируемый срок строительства 2016-2018 годы.
4 этап - около 105 км. Это новое альтернативное направление скоростной дороги в обход населенных пунктов с выходом на порт Восточный включает мосты, путепроводы, эстакады, арки и тоннели, 4 полосы движения. Стоимость строительства - 97 млрд руб. (в ценах 2015 г.).
В настоящее время ведется разработка необходимой документации и готовится документация для проведения торгов на разработку инженерных изысканий, проектной документации.
Транспортный коридор «Приморье - 2», протяженностью ориентировочно 224 км (Чанчунь -Цзилинь - Хуньчунь - Краскино - порты Зарубино/ Посьет) и далее морские линии, является сегментом Туманганского коридора.
Данный коридор рассматривается, как один из самых перспективных маршрутов и его появление на международном транспортном рынке востре-
бовано, так как его целью является обеспечение внешней торговли северо-восточной провинции Цзилинь со странами АТЭС, а так же с морскими портами южного Китая.
К транспортному коридору «Приморье - 2» относятся автомобильные дороги:
1. Строительство автомобильной дороги в четырехполосном исполнении от поселка городского типа Зарубино до международного пограничного автомобильного перехода «Краскино» (Россия-Китай). Для реализации мероприятий по строительству дороги необходим объем финансирования в размере 39 096,28 млн руб.
2. Реконструкция автомобильной дороги Раздольное - Хасан:
- участок Нарвинский перевал км 74 - км 79 -трасса автомобильной дороги проходит по территории ФГБУ «Земля леопардов». В целях сохранения популяции диких животных, в том числе амурского тигра и дальневосточного леопарда и путей их миграции, предусматривается строительство автодорожного тоннеля протяженностью 575 м. Ведутся строительные работы;
- участок км 67 - км 74 - III категория, длина 7,0 км, 2 полосы движения;
- участок км 79 - км 86 - III категория, длина 7,0 км, 2 полосы движения.
Прогноз проектируемого грузооборота по про-
ектам в МТК «Приморье-1» и МТК «Приморье-2» составляет 93,2 и 85 млн тонн в год соответственно.
Это служит основанием для определения потенциальной экономической эффективности дорог, которая является комплексной величиной и включает:
- современные высококлассные безопасные и комфортные дороги;
- рост грузовых и пассажирских перевозок;
- снятие инфраструктурных ограничений в развитии края, импульс в развитии экономики края (производство, порты, туризм, и т.д.);
- интеграцию в транспортную систему Северо-Востока Азии;
- рост стоимости земли и другие макроэкономические эффекты;
- улучшение делового климата, появление новых возможностей для бизнеса;
- рост уровня жизни местного населения.
По итогам проведенного анализа транспортной инфраструктуры Приморского края можно сделать выводы: дороги нужны не только для текущей перевозки грузов, но и для реализации множества новых экономических проектов, для которых важны транспортные коммуникации; дороги для частных инвесторов могут и должны быть окупаемыми, а участие государства в данном проекте позволит снизить риски и даст дополнительный импульс экономическому развитию Приморского края.
Литература
1. Транспортная Стратегия Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 1032-р.
2. Катаев, Ю.В. Интегральная оценка уровня развития транспортной инфраструктуры региона / Ю.В. Катаев // Вестник Пермского университета. - 2013. - № 4(19). - С.67.
3. Хегай, Ю.А. Проблемы и перспективы развития транспортной системы в России/ Ю.А. Хегай // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 4. - С. 204.
4. Хмель, В.А. Трансформация пограничной инфраструктуры международных транспортных коридоров. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. /В.А. Хмель. - Хабаровск. 2002. - С.157.