Научная статья на тему 'Важнейшее средство реализации транзитного потенциала Дальнего Востока'

Важнейшее средство реализации транзитного потенциала Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
253
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНЗИТ / ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / FREIGHT TRANSPORTATION / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / RAILWAY TRANSPORT / ПОРТЫ / PORTS / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / THROUGH TRAFFIC / MARITIME TERRITORY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рой О.В., Петраков В.В.

Обоснована необходимость развития международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Даны расчеты по их конкурентному преимуществу по сравнению с другими маршрутами. Прокомментирована проделанная работа по реализации проектов. Поставлены задачи по дальнейшему развитию намеченных планов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Рой О.В., Петраков В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The most important means for realisation of the Far East''s transport potential

The paper justifies the necessity for development of international transport corridors Primorye-1 and Primorye-2. Calculations regarding their competitive advantages over other routes are provided. The work done on implementation of the projects is commented on. Tasks regarding further development of the outlined plans are set.

Текст научной работы на тему «Важнейшее средство реализации транзитного потенциала Дальнего Востока»

Важнейшее средство реализации транзитного потенциала Дальнего Востока

О. В. Рой,

начальник отдела международных транспортных коридоров департамента инфраструктурных проектов Министерства по развитию Дальнего Востока

В. В. Петраков,

к.э.н., доцент кафедры менеджмента Дальневосточного федерального университета

уникальное географическое положение приморского края и его соседство с китаем создает конкурентные преимущества для развития макрорегиона и существенные возможности для взаимовыгодной торговли. потенциал двустороннего сотрудничества может быть реализован с помощью международных транспортных коридоров (мтк) «приморье-1» и «приморье-2».

М:

.1. ▼ .А.:

еждународные транспортные коридоры «При-.морье-1» и «Приморье-2» являются важнейшим средством реализации транзитного потенциала Дальнего Востока, развитие которого связано не только с вектором внешнеполитического развития Российской Федерации, но и с особым геоэкономическим расположением этих коридоров, спецификой международных связей и международной интеграции, а также приграничного сотрудничества [1].

МТК «Приморье-1» включает в себя направление Харбин — Муданьцзян — Суйфэньхэ — Пограничный (Дунин-Полтавка) — Уссурийск — порты Владивосток, Восточный, Находка, далее морские линии и является сегментом транспортного коридора Суйфэньхэ.

«Приморье-2» проходит от Чанчуня к Цзилиню, далее через Хуньчунь к пор-

рис. 1. карта международных транспортных коридоров «приморье-1» и «приморье-2»

ту Зарубино и далее на морские линии. Этот МТК является сегментом Туман-ганского коридора (рис. 1).

Предпосылками создания коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» являются, с одной стороны, наличие существенных грузопотоков в северо-восточных провинциях Китая, непосредственно прилегающих к территории России, и с другой — реальная возможность повышения эффективности перевозки грузов из/в данные территории за счет сокращения логистических затрат и снижения сопутствующих рисков.

Конкурентное преимущество МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» заключается в более коротком расстоянии при отправке китайских транзитных грузов через приморские порты Владивосток, Находка, Восточный и Зарубино на юг Китая. Наиболее существенным грузопотоком северо-восточных провинций Китая (Цзилинь, Хэйлунцзян) является грузопоток из данных провинций в южные и центральные провинции Поднебесной. Его объем составляет 250300 млн т в год. Основные транспортные маршруты данного грузопотока пролегают по железной дороге и через морские порты провинции Ляонинь. Новые коридоры дают возможность повысить эффективность перевозок из данных регионов благодаря сокращению транспортного плеча на 250-400 км.

Необходимость развития МТК «При-морье-1» и «Приморье-2» была отмечена в ходе выступления президента Российской Федерации В. В. Путина на II Восточном экономическом форуме, проходившем 2-3 сентября 2016 г. во Владивостоке. Он в частности подчеркнул: «Интеграция должна опираться на серьезные совместные проекты, ко-

Рис. 2. Сравнительный анализ экономической привлекательности перевозок грузов через разные порты по маршруту Муданьцзян - Шанхай

Целевой грузооборот международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» к 2030 г. может достигнуть 45 млн тонн

Структура грузопотока северо-восточных провинций Китая

Комментарии

Потенциал переключения

Млн тонн / год

Категории грузов

Прогноз грузооборота

Млн тонн / год

Зерно,соя и кукуруза

Млн тонн

70

#

Рост на уровне индекса сельскохозяйственного производства Китая 80% грузов в зоне тяготения транспортных коридоров переключаются на порты РФ

Контейнеры

Млн тонн

О

Прогноз построен на базе темпов роста индустриального ВВП Китая и данных пром. производства региона

80% грузов в зоне тяготения коридоров переключаются

Общий грузопоток1

Млн тонн / год

о

133

100

2015

20

25 2030

Улучшение транспортной доступности провинций может стимулировать экономический рост региона и дополнительно увеличить поток грузов

1 Средняя масса 1 ТЕи - 12 тонн

Рис. 3. Прогноз грузооборота на МТК «Приморье-1» и «Приморье-2»

торые будут буквально "сшивать" наше экономическое пространство, создавать дополнительные ресурсы для развития. <...> В качестве примера приведу транспортные коридоры "Приморье-1" и "Приморье-2", которые позволяют сформировать кратчайшие пути доставки грузов из северо-восточных провинций Китая к портам юга Приморского края» [2].

Создание предпосылок для развития коридоров сопровождала большая переговорная, нормотворческая и организационная работа [3-5]. В декабре 2016 г. в России на правительственном уровне была принята Концепция развития

30 | «Транспорт Российской Федерации:

международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» [1]. А в июле 2017 г. РФ и КНР подписали меморандум по МТК, согласно которому стороны будут оказывать содействие в развитии инфраструктуры, включая автомобильные и железные дороги, порты, аэропорты, пункты пропуска и системы связи. Обе страны также выразили готовность упростить процедуры, расходы и время при таможенном оформлении транзитных грузов, увеличить объем грузовых перевозок и др. [6].

Для построения экономической, финансовой и организационной концепции развития МТК «Приморье-1» и

«Приморье-2» Министерством по развитию Дальнего Востока с привлечением международной консалтинговой компании «МакКинзи» проведена работа по оценке перспектив данных коридоров. Приоритетом является создание основной необходимой инфраструктуры МТК за счет внебюджетных средств при минимизации финансовых мер государственной поддержки и обеспечение бесшовного режима пересечения границы.

Результаты оценки транспортных потоков северо-восточных провинций КНР показали, что создание МТК «При-морье-1» и «Приморье-2» предоставляет возможности для взаимовыгодного сотрудничества всех сторон: грузоотправителей с северо-востока Китая, китайских и российских операторов, транспортных и инфраструктурных компаний, федеральных и региональных органов государственной власти двух стран, институтов развития. Так, при отправке зерновых грузов из китайского Муданьцзяна в Шанхай экономия на 1 т составляет до 20 долларов по железной дороге и до 40 долларов — при отправке автомобильным транспортом через МТК «Приморье-2» и порт Зару-бино по сравнению с внутрикитайским маршрутом. Аналогичная ситуация и с контейнерными грузами: экономия на контейнер составляет 315 долларов по железной дороге и 595 долларов — по автомобильной. Таким образом, совершенно очевидно, что основными грузами будут зерновые и контейнерные (рис. 2, 3).

На основе проведенных исследований потенциал переключения грузопотока способен вырасти, по осторожным оценкам, до 45 млн т в год к 2030 г., в том числе 23 млн т зерновых (кукурузы, риса, сои) и 22 млн т контейнерных (или 1,8 млн ТЕи-контейнеров в 20-футовом эквиваленте).

Для обеспечения ускоренного транзита грузов и снятия административных барьеров приоритетными считаются:

• обустройство пунктов пропуска «Пограничный», «Краскино», «Махали-но», расшивка узких мест. В соответствии с решениями, принятыми на совещаниях у заместителя председателя правительства — полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе Ю. П. Трутнева, а также в рамках ФЦП «Государственная граница (2012-2020 годы)», предусмотрено выделение денежных средств

№5 (72) 2017

в объеме 496 млн руб. для корректировки документации и для завершения строительства МАПП «Краскино» и 1,1 млрд руб. — для корректировки документации и для завершения строительства МАПП «Пограничный»;

• снижение тарифов для транзитных грузов. В настоящее время установлена 50%-ная скидка с ж/д тарифа для транзитных грузов через станцию Гродеково МТК «Приморье-1», аналогичная скидка будет обеспечена на станции Камышовая МТК «Приморье-2», когда начнется грузопоток;

• реализация принципа единого окна. Рядом законов о Свободном порте Владивосток предусмотрен единый орган контроля на границе (включает все пункты пропуска МТК «Приморье-1» и «Приморье-2»);

• увеличение объема перевозок и расширение номенклатуры грузов. Реализуются мероприятия по развитию терминально-складской инфраструктуры станции Камышовая в рамках программы «Модернизация ж/д инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской ж/д магистралей с развитием пропускных и провозных способностей». Модернизация ЖДПП «Маха-лино» предусматривает наращивание объемов грузоперевозок до 8 млн т/год. В рамках данной программы также предусматривается расширение пропускной способности участков ж/д сети от Уссурийска в направлении портов Находка и Восточный, а также в направлении пункта пропуска «Махалино».

В настоящий момент в рамках работы по развитию транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» мы переходим от стадии теоретических

разговоров в практическую плоскость. Нашими специалистами изучен мировой опыт управления деятельностью международных коридоров, и в результате сравнительного анализа действующих МТК выявлены наиболее эффективные и удачные проекты с точки зрения организации и управления.

В качестве наиболее успешных коридоров можно отметить международные транспортные коридоры «Мапуту», «Юкшину» и «Уолфиш-Бей». Их модель управления несет в себе самые важные и необходимые черты для качественного управления МТК. Здесь грамотно распределены источники средств, в состав правления входят наиболее заинтересованные представители бизнеса и государства. Это позволило предотвратить разногласия при принятии решений и сократить время для реализации различных мероприятий. На базе данных коридоров был создан так называемый бесшовный маршрут, что возможно только при полном взаимодействии всех сторон-участников.

Лучшее из этих моделей планируется использовать при реализации проектов по развитию МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» в целях максимизации эффективности их функционирования.

Управление проектом будет осуществляться на трех уровнях:

• проектный офис (рабочая группа) на уровне правительства. Его задачи: общая координация, выработка согласованных решений исполнительной власти и заинтересованных организаций, решение регуляторных вопросов, взаимодействие на межправительственном уровне, привлечение зарубежных партнеров;

• управляющая компания. Ее задачи: определение параметров проекта, проектирование и разработка технических и технологических решений, создание объектов инфраструктуры, привлечение инвестиций в проект;

• оператор (операторы) проекта. Задачи: обеспечение гарантированного грузопотока, заключение контрактов, привлечение финансирования.

Следует отметить, что в настоящее время инфраструктура МТК уже создана и на первом этапе удовлетворяет потребности грузооборота. Основной поток идет по железной дороге, причем его динамика свидетельствует о лавинообразном нарастании объемов. Так, за 2016 г. по МТК «Приморье-1» перевезено 3158 контейнеров (в ДФЭ) в то время как за 2015 г. — лишь 282. Между тем за 9 месяцев 2017 г. отправлено уже 3902 контейнера.

Перспективы развития перевозок грузов транзитом по территории России через МТК «Приморье-2» в основном связаны с реализацией проекта строительства «Большого порта Зарубино» с прогнозируемой мощностью грузопотока (включая контейнерные и зерновые навалочные грузы) до 60 млн т в год.

В настоящее время идет проектирование первой очереди зернового терминала (проект Объединенной зерновой компании), осуществляется оценка вариантов строительства железнодорожной линии в направлении порта Зару-бино с учетом перспективных объемов перевозок; с китайской стороной ведется работа по привлечению инвесторов, обсуждению вариантов сотрудничества и выбору формы «проектного офиса» (управляющего института), без которого,

как показала практика, реализация такого крупного проекта будет менее эффективна.

При этом важно отметить, что мы открыты для сотрудничества с иностранными инвесторами. Конечно, роль стратегического партнера принадлежит КНР, но архитектура МТК позволяет присоединять бизнес из Республики Корея, Японии и из других стран.

Выгоды обоюдны для всех участников проекта. Вклад проекта в экономику Приморского края увеличит к 2030 г. ВВП на 30 млрд руб. в год, приведет к росту налоговых поступлений на 5-6 млрд руб. в год и создаст до 4 тыс. новых рабочих мест.

Инвесторы же получат доходность на свои инвестиции порядка 10-13 %, а грузовладельцы и грузоотправители — суммарную экономию на транспортных издержках до 1 млрд долл. в год и сокращение времени доставки (рис. 4).

Выручка компаний по реализуемым проектам в 2030 г. может составить 91 млрд руб/год, в том числе:

• порты — 40 млрд руб.;

• железная дорога — 11 млрд руб.;

• транспортные компании — 30 млрд руб.;

• автодороги — 10 млрд руб.

Меморандумом о совместном развитии МТК «Приморье-1» и «Примо-рье-2» предусмотрено создание международной рабочей группы по подготовке проекта межправительственного соглашения, в том числе вопросы о создании управляющей компании. В настоящий момент Минвостокразвития готовит предложения по организационно-правовой форме, функциональной структуре и структуре акционерного капитала, составу участников и другим вопросам деятельности предложенной структуры. Необходимо отметить, что это будет компания с регистрацией на территории Российской Федерации.

Кроме того, следует обратить внимание, что проект МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» предполагается развивать с применением механизма Свободного порта Владивосток, который предоставляет своим участникам в первые 10 лет льготные условия налогообложения [7]. Учитывая, что начало эксплуатации коридоров предполагается в 2020 г., льготный период будет действовать до 2029 г. и совпадает с выходом проекта на запланированные объемы — до 45 млн т по двум МТК. В целом же следует констатировать, что развитие меж-

Рис. 4. Коммерческие характеристики проектов «Приморье-1», «Приморье-2»

дународных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» окажет благоприятное воздействие на развитие бизнеса в Приморском крае, обеспечив современную транспортную инфраструктуру и выход на экспортные рынки стран АТР.

Российские грузоотправители получат уникальные ценовые условия на услуги стивидорных компаний, которые будут продиктованы прямой конкуренцией с терминалами в Китайской Народной Республике. Значительный рост объемов морского грузооборота позволит привлечь в российские порты крупнейшие мировые морские линии, обеспечив приток иностранных судов и дополнительные доходы от вспомогательных услуг (бункеровки, проводки и

др.).

Развитие транспортной инфраструктуры позволит разместить на прибрежной территории новые перерабатывающие мощности и сельскохозяйственные производства. Благодаря воплощению данного проекта в жизнь должна повыситься привлекательность ведения бизнеса в Приморском крае, что станет стимулом к дополнительному притоку капитала, созданию промышленных кластеров и индустриальных парков. □

Литература

1. Концепция развития международных транспортных коридоров «Примо-рье-1» и «Приморье-2». URL: http:// government.ru/news/25953 (дата об -

ращения 10.10.2017 г.).

2. Восточный экономический форум. URL: http://www. kremLin.ru/events/ president/news/52808 (дата обращения 11.10.2017 г.).

3. Переговоры В.В. Путина с Си Цзиньпи-ном в Шанхае, май 2014 г. URL: http:// www.kremLin.ru/events/president/ news/21045 (дата обращения 12.10.2017 г.).

4. Совместное коммюнике по итогам 21-й регулярной встречи глав правительств России и Китая. URL: http:// government.ru/info/25224 (дата обращения 12.10.2017 г.).

5. Постановление правительства от 22.06.2017 г. № 732 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в Приморском крае, для прибытия в Российскую Федерацию отдельной категории товаров, ввозимых с территории Китайской Народной Республики». URL: http:// government.ru/docs/aLL/112070 (дата обращения 12.10.2017 г.).

6. Официальный сайт Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Россия и Китай подписали соглашение по развитию МТК «Примо-рье-1» и «Приморье-2». URL: https:// minvr.ru/press-center/news/6161 (дата обращения 12.10.2017 г.).

7. Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» от 13.07.2015 № 212-ФЗ. URL: http://www.consuLtant.ru/ document/cons_doc_LAW_182596 (дата обращения 12.10.2017 г.).

32 | «Транспорт Российской Федерации»

№5 (72) 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.