УДК 658.11
DOI: 10.14258/epb201927
ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ
КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЯМИ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Д. О.Яровой
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Санкт-Петербург, Россия)
В статье рассмотрены промежуточные итоги реализации программы по совершенствованию принципов корпоративного управления. Проанализированы годовые отчеты публичных компаний Алтайского края на предмет соблюдения принципов Кодекса корпоративного управления. Обобщены проблемы реализации принципов корпоративного управления.
Ключевые слова: кодекс корпоративного управления, публичная компания, органы управления, годовой отчет.
PRACTICE OF IMPLEMENTATION OF PRINCIPLES OF CORPORATE GOVERNANCE OF COMPANIES
OF ALTAI REGION
D. O. Yarovoy
St. Petersburg State University of Economics (St. Petersburg, Russia)
The article considers the interim results of the implementation of the program to improve the principles of corporate governance. We analyzed the annual reports of public companies of the Altai Region for compliance with the principles of the Code on Corporate Governance. We also generalize the problems of implementing the principles of corporate governance.
Keywords: code on corporate governance, public company, management, annual report.
В апреле 2017 г. Банком России опубликован обзор практики корпоративного управления в российских публичных обществах, который подводит промежуточный итог работы по внедрению принципов Кодекса корпоративного управления (Кодекс). Банк России в качестве одной из приоритетных задач ставит внедрение наилучших стандартов корпоративного управления, отраженных в Кодексе, в практику российских публичных компаний. Как отмечается во введении к Кодексу, совершенствование корпоративного управления в Российской Федерации — важнейшая мера, необходимая для повышения устойчивости, эффективности деятельности акционерных обществ, увеличения притока инвестиций во все отрасли российской экономики как из источников внутри страны, так и от зарубежных инвесторов [1].
Опираясь на опыт крупных компаний, можно утверждать, что система корпоративного управления является определяющей в обеспечении их инвестиционной привлекательности, способности адаптироваться к глобальным переменам на макро- и микроуровнях, что в конечном итоге влияет на конкурентоспособность бизнеса на национальном и международном рынках и, как следствие, ведет к развитию национальной экономики [2].
По данным сетевого издания «Информационный ресурс СПАРК», выявлено 386 действующих компаний, зарегистрированных в Алтайском крае, чьи активы превышают 10 млн руб. (по состоянию на конец 2015 г.), по организационно-правовой форме относящихся к акционерным обществам (публичные акционерные общества (ПАО) и непубличные акционерные общества (НАО)).
Публичные акционерные общества Алтайского края представлены 114 компаниями. Большинство из них (в дальнейшем ПАО, ОАО) созданы в период до 1996 г., что объясняется переходом от планово-командной экономики к рыночной со всеми вытекающими последствиями, в том числе приватизацией государственной собственности. Другими словами, большинство ОАО того периода не являются вновь созданными предприятиями, а были перерегистрированы из одной организационно-правовой формы в другую под воздействием изменения уклада российской экономики. Дальнейшие периоды характеризуются незначительным количеством вновь образуемых ОАО (ПАО). Схематично динамика регистрации ОАО (ПАО) Алтайского края представлена на рисунке.
Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с информацией, размещенной на портале Центра раскрытия корпоративной информации (http://www.e-disclosure.ru), в Алтайском крае действуют только две компании, в названии которых указан статус ПАО — «Красногорский маслосырза-вод» и «НК «Роснефть» — Алтайнефтепродукт».
Положения ст. 66.3 Гражданского кодекса РФ выделяют два критерия отнесения общества к ПАО:
• акции и ценные бумаги (конвертируемые в его акции) которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах;
• АО, включившее в устав и в фирменное наименование указание на то, что общество является публичным [3].
Соответственно, две вышеприведенные компании точно соответствуют второму из критериев ПАО. В отношении остальных акционерных обществ может наблюдаться несоответствие организационно-правовой формы требованиям и критериям, установленных законодательством.
Стоит отметить, что за 2016-2017 гг. в Алтайском крае не было зарегистрировано ни одного ПАО. Данная ситуация может быть связана как с общероссийской негативной экономической конъюнктурой и спадом экономической активности, так и с ужесточением на законодательном уровне требований к публичным акционерным обществам.
Динамика регистрации ОАО (ПАО) Алтайского края
Примечание. Источник: сетевое издание «Информационный ресурс СПАРК»
Кроме того, за 2016-2017 гг. было ликвидировано пять публичных общества (ОАО), четыре из которых (ОАО «Алтайспиртпром», ОАО «КЖБИ № 1», ОАО «Маслобойный завод», ОАО «РМСЗ») вследствие завершения процедур несостоятельности (банкротства), одна компания — ОАО СХП «Рассвет» — по причине реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу.
В стратегическом документе Банка России «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 гг.» отмечается важность совершенствования практи-
ки корпоративного управления в российских публичных обществах и приводятся подходы к решению соответствующей задачи. В частности, один из механизмов оценки эффективности корпоративного управления — отражение результатов его совершенствования в годовой отчетности публичных обществ.
17 февраля 2016 г. Банк России опубликовал информационное письмо № ИН-06-52/83. Годовой отчет ПАО теперь должен включать в себя и отчет о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления. В письме содержат-
ся рекомендованная форма отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса, а также разъ-
яснения по ее заполнению и по формированию объяснений причин несоблюдения Кодекса.
Крупнейшие по совокупным активам публичные компании Алтайского края
№ Наименование компании На конец 2015 г., активы всего, руб. На конец 2015 г., валовая прибыль, руб. На конец 2015 г., чистая прибыль (убыток), руб.
1 ОАО «Сибирь-полиметаллы» 10 618 593 000,00 1 731 590 000,00 97 814 000,00
2 ОАО «Бийский Кхп» 10 327 253 000,00 15 070 000,00 -22 000,00
3 ОАО «Алтай-кокс» 9 111 871 000,00 8 904 098 000,00 4 908 281 000,00
4 ОАО «Черемновский сахарный завод» 4 726 710 000,00 1 653 209 000,00 1 224 040 000,00
5 ОАО «Сибэнергомаш» 3 955 201 000,00 -60 815 000,00 -221 248 000,00
6 ОАО «Кучуксульфат» 3 944 857 000,00 4 124 304 000,00 1 010 042 000,00
7 СПП ОАО «Стройгаз» 3 163 602 000,00 24 435 000,00 11 211 000,00
8 ОАО «БПЗ» 2 290 451 000,00 702 660 000,00 58 957 000,00
9 ПАО «НК «Роснефть» — Ал-тайнефтепродукт» 2 085 287 000,00 817 275 000,00 -217 230 000,00
10 ОАО ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Ка-тунь» 1 570 786 000,00 -32 100 000,00 -40 829 000,00
Примечание. Источник: сетевое издание «Информационный ресурс СПАРК».
Приверженность принципу прозрачности бизнеса имеет прямое отношение к привлечению инвестиционных ресурсов в капиталы компаний [4, с. 35; 5, с. 57; 6].
На основании информации, раскрытой в годовых отчетах публичных компаний Алтайского края, рассмотрим эффективность корпоративного управления алтайских компаний.
Крупнейшая компания Алтайского края по совокупным активам среди публичных компаний (ОАО) и вторая среди всех акционерных обществ (на первом месте — ЗАО «Эвалар») — ОАО «Сибирь-полиметаллы» в своем годовом отчете, утвержденном общим собранием акционеров 20 апреля 2017 г., довольно кратко отражает результаты корпоративной управления. Так, отмечается, что общество стремится следовать принципам и рекомендациям, заложенным в Кодексе. Корпоративные конфликты, связанные с ненадлежащим исполнением обществом рекомендаций Кодекса в 2016 г., отсутствовали. В качестве одной из мер, направленных на повышение эффективности корпоративного управления, компания в 2016 г. создала ревизионную комиссию. Практическая польза такого решения весьма сомнительна, дорожная карта Правительства Российской Федерации «Совершенствование корпоративного управления», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. № 1315-р, вводит правило, согласно которому функции ревизионной комиссии АО целесообразно передать внутреннему аудиту.
ПАО «НК «Роснефть» — Алтайнефтепро-дукт» в годовом отчете отмечает, что обществом
не утвержден Кодекс корпоративного управления, но компания руководствуется его рекомендациями. Общество гарантирует равное и справедливое отношение ко всем акционерам при реализации ими права на участие в управлении обществом (п. 1.1 главы I Кодекса), расшифровка соблюдения принципов данной главы отсутствует. Также обществом соблюдаются принципы, заложенные в главах II, VI, VII Кодекса. Подробное раскрытие осуществляемых мероприятий по соблюдению этих принципов также не представлено. В годовом отчете не отражена и информация, касающаяся корпоративного секретаря общества (глава III Кодекса) и системы вознаграждения членов совета директоров, исполнительных органов и иных ключевых руководящих работников общества (глава IV Кодекса). Информация о намерениях по принятию мер, направленных на приведение практики корпоративного управления в соответствие принципам главы III, IV Кодекса в отчете опять же не отражена.
Являясь дочерней компанией ПАО «НК «Роснефть», общество должно изучить практику корпоративного управления ПАО «НК «Роснефть», которое, согласно исследованию Национальной ассоциации корпоративных директоров (НАКД), вошло в топ-10 компаний в этой области.
ОАО «Антипинское», ОАО «Алтайский Хим-пром» имеют схожую структуру представления информации в годовых отчетах. В разделе «сведения о соблюдении обществом Кодекса корпоративного управления» отражено, что деятельность общества осуществляется с соблюдением требований, установленных главами II-X Кодекса.
По ряду компаний, в частности ПАО «Красногорский маслосырзавод», ОАО «Бийский комбинат хлебопродуктов», ОАО «Алтай-кокс», СПП ОАО «Стройгаз» и др., не удалось найти в открытом доступе информацию о годовых отчетах, соответственно, оценить эффективность реализации принципов корпоративного управления не представляется возможным.
Изучив практику корпоративного управления компаний Алтайского края, можно констатировать, что уровень реализации рекомендаций, заложенных в Кодексе корпоративного управления, достаточно низок. Большинство компаний подходят формально к отражению в годовых отчетах информации о соблюдении и реализации принципов корпоративного управления, ограничиваясь лишь информацией о соблюдении того или иного положения. Таким образом, нарушая заложенный в Кодексе принцип «соблюдай или объясняй», компаниям в случае, если они не соблюдают либо частично соблюдают какой-либо из принципов Кодекса, следует излагать причины несоблюдения соответствующего принципа. Такие объяснения являются важной составной частью Отчета о соблюдении принципов Кодекса, поскольку предоставляют возможность всем заинтересованным лицам оценить с учетом конкретных обстоятельств, приведенных обществом, обоснованность отклонения системы корпоративного управления, принятой в обществе, от лучших практик, обобщенных в Кодексе. Кроме того, можно отметить достаточно низкий уровень информационной прозрачности российских компаний (в частности, отсутствие отчетности в публичном доступе), что чрезвычайно затрудняет применение инструментария результативного управления и делает
крайне затруднительным процесс привлечения инвестиций, необходимых для внедрения различных инноваций [7].
Будучи одним из инструментов по повышению инвестиционной привлекательности и, как следствие, конкурентоспособности компании, корпоративное управление современной компании должно, прежде всего, по нашему мнению, опираться на следующие принципы:
— эффективное взаимодействие между акционерами (бенефициарами) общества, органами управления и структурными подразделениями;
— прозрачность деятельности общества, его органов управления и контроля;
— обеспечение раскрытия информации в соответствии с положениями законодательства РФ;
— апробирование новых подходов и практик по совершенствованию корпоративного управления.
Таким образом, публичные компании Алтайского края в целом осведомлены о принципах и требованиях Кодекса корпоративного управления, но должного уровня понимания значения следования им для собственной репутации и инвестиционной привлекательности пока не сложилось. Урегулирование этой проблемы в практике корпоративного управления алтайских АО — один из возможных драйверов роста экономики края. На решении вопросов использования лучших практик корпоративного управления в бизнес-среде должно быть сосредоточено внимание научного сообщества, общественных предпринимательских объединений (Союз промышленников и предпринимателей), консалтинговых и аудиторских компаний.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Обзор практики корпоративного управления в российских публичных обществах. Банк России, апрель 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/statichtml/file/14233/review_17042017.pdf.
2. Яровой Д. О., Растова Ю. И. Корпоративное управление: актуальные исследовательские программы // Экономика и предпринимательство. 2017. № 7 (84). С. 495-499.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc.
4. Батаева Б. С. Корпоративное управление, корпоративная прозрачность и корпоративная ответственность // Управленческие науки в современном мире: Сборник докладов научной конференции: в 2 т. СПб.: ИД Реальная экономика, 2015. Т. 1. С. 35-39.
5. Растова Ю. И. Корпоративное управление: методические императивы совершенствования. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 113 с.
6. Стейфутина А. М., Батаева Б. С. Влияние нефинансовой отчетности и открытости на репутацию компании // Современные корпоративные стратегии и технологии в России: сборник научных статей: Ч. 1. М., 2016. С. 157-160.
7. Милехина О. В., Адова И. Б. О методических подходах к исследованию феномена успешности публичных компаний в России // Траектории реформирования российской экономики. Т. 1: материалы
Междунар. экономического симпозиума, посвященного 50-летию экономического факультета ТГУ (Томск, 16-22 окт. 2013 г.). Томск: Изд. дом Том. гос. ун-та, 2014. С. 352-353.
8. Информационный ресурс СПАРК. [Электронный ресурс]. URL: http://www.spark-interfax.ru.
REFERENCES
1. Review of corporate governance practices in Russian public societies. Bank of Russia, April 2017. URL: http://www.cbr.ru/statichtml/file/14233/review_17042017.pdf.
2. Yarovoy D. O. & Rastova Y. I. (2017) Corporate Governance: Current Research Programs. Economy and Entrepreneurship, 7 (84), 495-499 (in Russian).
3. The Civil Code of the Russian Federation (part 2) of January 26, 1996 No. 14-FZ (as amended on May 23, 2016). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc.
4. Bataeva, B. S. (2015) Corporate Governance, Corporate Transparency and Corporate Responsibility. Management Sciences in the Modern World: Proceedings of the scientific conference. St. Petersburg, vol. 1, 35-39.
5. Rastova Y. I. (2016) Corporate governance: methodological imperatives of improvement. St. Petersburg,
113.
6. Steifutin, A. M. & Batayeva, B. S. (2016) Impact of non-financial reporting and openness on the company's reputation. Modern corporate strategies and technologies in Russia: Collection of scientific articles: Part 1. Moscow, 157-160.
7. Milekhina, O. V. & Adova, I. B. (2014) On the methodological approaches to the study of the phenomenon of the success of public companies in Russia. Trajectories of reforming the Russian economy. Vol. 1: Proceedings of the International economic symposium dedicated to the 50th anniversary of the economic faculty of the TSU (Tomsk, October 16-22, 2013). Tomsk, 352-353.
8. Information resource SPARK. URL: http://www.spark-interfax.ru.
Поступила в редакцию: 11 декабря 2018 г. Принята к печати: 15 апреля 2019 г.