Практика реализации мер направленных на стимулирование проектов государственно-частного партнерства на территории Дальневосточного федерального округа
Жарехин Андрей Александрович
аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», [email protected]
Проблемы исследования региональных аспектов реализации проектов концессионных соглашений частного и публичного инвестора являются весьма значимыми для повышения эффективности реального сектора экономики. В работе выявлены структурные причины отставания темпов роста экономики Дальневосточного федерального округа от регионов европейской части России, сделаны выводы об областях, в которых реализация проектов государственно-частного партнерства являются наиболее эффективными для создания условий для развития региональной экономики и формирования современной социальной инфраструктуры. Рассматривая стратегию регионального развития показана роль в ней инструментов государственно-частного партнерства, значение утверждаемых на федеральном уровне механизмов повышения инвестиционной привлекательности региона. В работе раскрыта особенность формирования институциональной среды региона, в том числе такие как создание территорий опережающего развития, внедрения категории регионального инвестиционного проекта и налоговых льгот при реализации таких инструментов промышленной политики. Ключевые слова: концессионные соглашения, государственно-частное партнерство, региональная экономика, экономика Дальневосточного федерального округа, иностранные инвестиции
Дальневосточный федеральный округ является крупнейшим из федеральных округов Российской Федерации, занимающим площадь в 6 215,9 тыс. кв.км, что составляет порядка 36% от площади России . Однако количество жителей Дальнего составляет менее 5% от общероссийского населения, а доля в ВВП составляет порядка 5,5 % . Регион имеет уникальное географическое положение, характеризующееся наличием сухопутной границы с Китаем и КНДР, границами по морю с Японией и США. ДФО включает в себя девять территориальных образований, в том числе три краевых: Приморский край, Хабаровский край, Камчатский край, четыре области: Амурская, Сахалинская, Еврейская и Магаданская, один автономный округ - Чукотский и одну республику - Саха (Якутия).В геологическом плане, федеральный округ является одним из богатейшим по запасам полезных ископаемых и минеральных ресурсов, по некоторым оценкам, в недрах Дальнего Востока содержатся до 69% запасов страны по углю (18% от общемировых), 75% золота (12% мировых), 18% железной руды (26,3% от мировых), и др.Также на территории ДФО расположены промышленные предприятия, ведущие деятельность в металлургической, топливно-энергетической, энергетической, химической и горнодобывающей отраслях.
Данные аспекты (экономико - географическое положение, в т.ч. кратчайшие транспортные связи «Восток - Запад», большие запасы природных ресурсов, обширное морское побережья и внешние границы, все более востребованные туристические направления, а также близость к ведущим мировым туристическим рынкам на фоне растущего спроса со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона, делают этот регион инвестиционно привлекательным для российских и иностранных компаний.-Данный тезис подтверждает исследование «Новая экономическая география России», в котором проанализированы инвестиционные планы крупного бизнеса и, согласно полученным результатам исследования, масштабные инвестпроекты стоимостью не менее 100 млн $ в течение ближайших 15 лет будут сосредоточены именно на Дальнем Востоке .Вместе с тем ДФО существенно отстает от европейской части России по темпам экономического развития.
Причинами такого положения дел являются:
- депопуляция населения , низкая плотность и очаговое расселение;
- слабое развитие транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры;
- замедленное инновационное развитие;
- удаленность от федерального центра, суровые и даже экстремальные климатические условия;
- технологическая отсталость и т.п.
Указанные негативные факторы означают, что инвестор, оценивая будущие перспективы реализации инвестиционного проекта, сталкивается с нехваткой квалифицированной рабочей силы и, как следствие, дополнительными затратами на привлечение необходимых специалистов; повышенными капитальными затратами на основные фонды, что обусловлено природно-климатическими особенностями; повышенными затратами на логистику, что связано большими расстояниями и отсутствием доступной транспортной инфраструктуры; высокими тарифами на электроэнергию и/или отсутствием ее сетевой или генерирующей составляющей; слабыми экономическими связями ДФО с другими регионами России; доминированием в макрорегионе добывающей промышленности. Хотя имеются случаи, когда инвестор использует, казалось бы, негативные факторы как «окно возможностей» для реализации соответствующих инвестиционных проектов. Считаем необходимым здесь сразу оговориться и отметить, что климатические особенности ДФО, зачастую рассматриваемые бизнес-сообществом как некий негативный фактор, в отдельных случаях выполняются роль уни-
© £
Ю
5
2
сч cJ £
Б
а
2 ©
кальных природных условии, которые позволяют разрабатывать и тестировать новые технологии, применение которых в последующем может быть реализовано во многих странах и регионах. Такими примерами являются следующие проекты:
1. Японские энергетические компании, в лице Komaihaltec, пользуюсь поддержкой государственной организации NEDO (Японская организация по развитию новых энергетических и промышленных технологий) и властей Камчатки, построили комплексы ветровой генерации, использующие специально разработанные технологии, позволяющие оборудованию функционировать в условиях, когда столбик термометра опускается до -40 C . Кроме этого специфические требования также отразились и на металлоконструкциях, основном конструктиве, а также на схеме выдачи электроэнергии. Данный успешный опыт позволил Компании выйти на новые рынки, например, рынок ветровой генерации в Арктике;
2. Проект, реализуемый в Якутии, договоренность о котором достигнута вовремя ВЭФ-2017 между РусГидро, правительством Якутии и NEDO, в части реализации проекта строительства системы ветрогенерации в поселке Тикси, Булун-ского района. Проект предполагает строительство ветропарка мощностью до 1 МВт, разработка схему осуществления поставки и передачи оборудования, выполнения СМР, создания необходимой инфраструктуры и ввода объекта в эксплуатацию. В свою очередь, NEDO готовит технико-экономическое обоснование проекта, а также планирует поставку трех ветроэнергетических установок мощностью по 300 кВт, трех дизель-генераторов, систем аккумулирования электроэнергии и автоматизированного управления. Правительство Якутии окажет содействие РусГидро в выполнении работ по проекту и вводе объекта в эксплуатацию, в т.ч. намерены разработать план создания базовой инфраструктуры, включая строительство лЭп, к моменту завершения разработки ТЭО ;
3. Проект японского инвестора «Хоккайдо Корпорейшн» и компании «Саю-ри» по строительству в Якутии круглогодичного тепличного комплекса в районе вечной мерзлоты. Старт проекту был дан в мае 2015 года, когда в рамках визита в Японию в губернаторстве Хоккайдо правительство Республики Саха (Якутия) презентовало ряд инвестиционных проектов, включая и настоящий проект. Инвесторами проекта выступили «Алмазэр-
гиенбанк» и «Хоккайдо корпорейшн» . Проект также предусматривает круглосуточный мониторинг японской стороной всех параметров теплицы, данные в он-лайн-режиме транслируются в Японию, где специалисты принимают решения о выставлении параметров оборудования (свет, отопление, вентиляция) .
В этой связи, возвращаясь к теме снижения влияния указанных негативных элементов на экономику региона, Правительство Российской Федерации активно реализует политику по приоритетному созданию условий для динамичного и поступательного социально-экономического развития дальневосточного региона. Данный подход призван обеспечить соблюдение стратегических приоритетов России в мире, полноценную реализацию конкурентного потенциала ДФО и интеграцию региона в мировую систему
разделения труда. Уникальный производственный потенциал Дальнего Востока может быть в полной мере реализован исключительно путем создания новых и оперативной модернизации существующих производственных мощностей в добывающих отраслях, при этом неотъемлемым условием является развитие соответствующей инфраструктуры, которая в большей части остается в государственной собственности. В условиях рыночной экономики, для решения данного вопроса, есть только два источника привлечения средств - это государственное финансирование, т.е. привлечение средств из бюджета, или инвестиции частного сектора, т.е. посредством специальной институциональной системы -государственно-частного партнерства (ГЧП) .
Для успешной реализации, обозначенной государственной стратегической задачи необходим комплексный подход к решению указанных вопросов и координация действий на федеральном и региональном уровнях. Активное стимулирование притока долгосрочных инвестиций в национальную экономику является одним и стратегических направлений в экономической политике станы в целом и региона в частности. В этой связи интересным представляются данные официальные данные Росстата о прямых иностранных инвестициях в России.
Впервые в новейшей истории России попытка создать условия для ускоренного социально-экономического развития и привлечения инвестиций на Дальний Восток, в т.ч. по средству использования механизма государственно-частного партнерства предпринята в апреле 1996
г., когда подписана государственная программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы».Однако данная программа не была реализована, чему причиной стал разразившийся в 1998 г. финансово-экономический кризис и намерения по «развороту» на Дальний Восток остались практически нереализованными. Лишь в 2001 г. данная тема была озвучена в Благовещенске Президентом РФ, после чего в 2002 г. принята госпрограмма развития региона и в 20082012 гг. осуществлены вложения, в основном за счет бюджета РФ, в подготовку и проведение во Владивостоке саммита АТЭС. В 2009 г. сформировано новое профильное Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, а в 2012 г. полпред Президента РФ в ДФО одновременно стал Заместителем Председателя Правительства РФ.
С точки зрения сущностных изменений в законодательной базе стали 20152016 гг., когда по инициативе Минвосток-развития России приняты ряд постановлений и федеральных законов, начавших эру «новой дальневосточной экономической политике». Данные акты призваны стимулировать приток инвестиций на Дальний Восток, при этом в качестве доминирующей формы учитывают механизмы государственно-частное партнёрства.
Остановимся на актах федерального уровня, давшим сигнал для нового этапа экономического развития Дальневосточного региона и призванных стимулировать развитие ГЧП. К данным документам, наглядно отражающим устойчивую тенденцию следует по экономическому развитию Дальнего Востока, следует отнести:
1. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (ТОСЭР), суть которого была рассмотрена нами в разделе 2.2. настоящего исследования. Вместе с тем отметим, что в 2017 году зафиксирована положительная динамика по ключевым показателям: прирост новых резидентов, количество новых рабочих мест, увеличение числа частных инвестиций. В 2016 г. соотношение частных инвестиций к бюджетным составляло 12/1, по итогам 2017 г. увеличилось до 39/1, то есть на вложенный бюджетный рубль в инфраструктуру ТОСЭР привлечено 39 рублей от частного партнера. Наиболее эффективными являются ТО-СЭР признаны «Белогорск», «Южная Якутия» и «Кангалассы».
2. Федеральный закон от 30.09.2013 № 267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации» .
Данным законом введено понятие -региональный инвестиционный проект (РИП), под которым понимают инвестиционный проект, реализуемый на территории Дальнего Востока и Восточной Сибири, целью которого является производство товаров в рамках единого технологического цикла, при котором объем капитальных вложений должен составлять от 50 до 500 млн рублей. В качестве меры поддержки государство представляет инвестору право на получение в течение 10 лет льгот по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых. Цель установления особенностей налогообложения при реализации РИП состоит в стимулировании развития товарного производства на территориях ДФО и отдельных субъектов СФо . Данный механизм нельзя назвать успешным, т.к. он не нашел широкого отклика у бизнеса, по состоянию на 2017 г. было отобрано порядка 14 заявок:
1. Республика Саха (Якутия) отобрала шесть инвестиционных проектов, включенных в реестр РИП: ООО «Эльгауголь», ООО «Рябиновое», ООО «Томпо-Аурум», АО «Та-рынская Золоторудная компания», ООО «Артель старателей «Дражник», ООО Рудник «Дуэт». Один инвестпроект - ООО «Золото Ыныкчана», получил статус РИП в заявительном порядке;
2. Камчатский край включил в реестр РИП три компании: АО «Аметистовое», АО «Камголд» и ОАО «Сибирский горнометаллургический альянс»;
3. Сахалинская область в список РИП включила два предприятия: ООО «Бош-няковский угольный разрез» и ООО «Никольский камень»;
4. Хабаровский край включило в реестр одно дочернее предприятие АО «Полиметалл» - ООО «Светлое»;
5. Еврейская автономная область включило в реестр РИП проект, реализуемый ООО «Кимкано-Сутарский горнообогатительный комбинат» .
Такая ситуация обусловлена рядом ограничений для налогоплательщиков, одним из которых является требование о том, что доходы участника РИП от реализации товаров, произведенных в результате РИП, не могут быть менее 90 %
от всех доходов, куда относились курсовые разницы, доходы от аренды, доходы от выявления излишков, восстановление резервов и т.п. В формальном отношении, данная мера не имеет отношения к механизмам ГЧП, а является мерой стимулирования по привлечению частного капитала в проекты на территории ДФО и СФО, при условии предоставления льгот со стороны государства;
3. Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (СПВ). По сути, данный акт имп-лементирует успешный опыт свободных портов Азии (Сингапур, Гонконг, Макао, ОЭЗ Цинхай (КНР), Лабуан (Малайзия), Инчхон, Пусан-Джинхе (Республика Корея) в России. СПВ повторяет идею ТО-СЭР, акцентируя внимание на самом крупном логистическом хабе Дальнего Востока - Владивостоке.
Режим СПВ охватывает территорию 20 муниципальных образований, 5 дальневосточных регионов, в том числеаэро-порт «Кневичи», международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «При-морье-2». порты Ванино (Хабаровский край), Корсаков (Сахалинская область), Петропавловск-Камчатский (Камчатский край), Певек (Чукотский АО). Прогноз по результатам создания СПВ: рост ВРП ДФО к 2025 г. до 2 трлн руб.; увеличение числа рабочих мест до 470 тыс. чел. к 2034 г. . Для резидентов СПВ действует система преференций:
- налоговые преференции (по налогу на прибыль: 0 % в течении 5 лет, последующие 5 лет 12 %, налогу на имущество организаций 0 % в течении 5 лет 0,5 % в течении последующих 5 лет, земельному налогу);
- преференции по платежам в государственные фонды страхования (общий размер взносов на 10 лет 7,6%);
- административные преференции (право на предоставление земельных участков без торгов и по кадастровой стоимости; упрощенный визовый порядок въезда; разрешение на иностранную рабочую силу: доля до 20% для всех резидентов, более 20% по решению наблюдательного совета;
«единое окно» при пересечении грузами государственной границы РФ, «зеленый коридор» для субъектов внешнеэкономической деятельности, электронное декларирование грузов).
Процедура получения статуса резидента СПВ, при рассмотрении верхнего уровня, включает в себя три этапа, первый из которых предполагает подготовку и подачу заявки в Корпорацию разви-
тия Дальнего Востока; вторая этап, заключение соглашения и внесение в реестр резидентов; выдача свидетельства. Отметим, соглашение заключается между двумя сторонами: органов власти и инвестором и по своей сути предусматривает регулирование отношений, в т.ч. обязательства публичной стороны в части обязательств перед инвестором и обязательства частного партнера, относительно планов по реализации инвестиционного проекта. По состоянию на сентябрь 2017 г. резиденты СПВ представляют в основном следующие сферы деятельности: транспортные услуги, рыболовство, рыбоводство и рыбопереработка, строительство, хранение и обработка грузов, сельское хозяйство.
Анализ закона об СПВ свидетельствует о том, что экономическое содержание СПВ выходит за рамки привычного понимания свободного порта и предусматривает формирование специализированной экономической зоны, в рамках которой осуществляется комплексное развитие инфраструктуры региона и которой свойственна высокая степень международной интеграции . Отметим, что в целях снижения бремени и упрощения административных процедур, которые необходимо пройти инвестор для получения статуса резидента СПВ, а равно ТО-СЭР, создано и функционирует Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций. На сегодня Агентство имеет разработанные стратегии инвестиционного развития для всех 9 субъектов ДФО, а в портфеле проработанных инвестиционных проектов имеется более 400 проектов, структурированных по объему инвестиций и отраслям. Многие из них могут быть интересны иностранным компаниям и уже предлагаются им на различных площадках. Существенные ожидания у АПИ связаны и с созданием страновых инвестиционных платформ .
4. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 28.12.2016 № 508-ФЗ , которым внесены изменения в Федеральный закон «Об электроэнергетике», в части снижения тарифов для дальневосточных потребителей среднероссийского уровня за счет средств надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее -ОРЭМ) субъектами оптового рынка -производителями электрической энергии (мощности), за счет потребителей расположенных в европейской части России, Урала и Сибири.
О £
ю
I
2
сч сч £
Б
а
2 ©
Использование средств, предусматривает предоставление поставщиками электроэнергии средств, полученных на ОРЭМ, в результате применения надбавки к цене на их мощность, в виде целевого безвозмездного взноса в бюджеты субъектов ДФО, в которых цены доводятся до базовых уровней. Взносы предоставляются для выделения из бюджетов субъектов ДФО субсидий на возмещение энергоснабжающим организациям выпадающих доходов в связи с доведением цен на электроэнергию до базовых уровней.
К субъектам дальневосточных регионов, для которых в 2017 году Правительством РФ предусмотрено распределение средств надбавки относятся: Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская область, Сахалинская область и Чукотский автономный округ.
В 2017 г. среднероссийский уровень цен рассчитан на уровне 4 руб/кВт ч, тариф Магаданской области составляет 6,63 руб/кВт ч, в 2018 г. среднероссийский тариф -т 4,3 руб/кВт ч, при полном тарифе в Магаданской области - 6,92 руб/кВт ч.
Целью данного механизма перекрестного субсидирования является стимулирование инвестиций в ДФО, его вступление в силу начинается с 01.07.2017, но распространил он свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2017 до 01.01.2020.
Сейчас срок действия механизма 3 года, однако для крупных потребителей, реализующих новые инвестпроекты, эффект от данной новеллы может быть достигнут только в случае распространения механизма на долгосрочный период, например, от 10 лет.
Принятие решения по выравниванию тарифов на электроэнергию и мощность на долгосрочный период станет весомым вкладом в процесс развития как предприятий, так и энергетических компаний макрорегиона.
Одним из базовых документов, определяющих стратегию развитию дальневосточного макрорегиона и подходы реализуемые Правительством РФ является государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» (далее - ГП), в состав которой входит Федеральная целевая программа «Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» , целью которой является ускоренное социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского регио-
на, ориентированное на реализацию экспортного потенциала.
ГП учитывает текущие реалии макрорегиона для создания условий по формированию конкурентоспособной экономики и жизни населения. При этом, мероприятия, указанные в ГП, помимо прочего, нецелены на создание современной инвестиционной инфраструктуры и институтов развития и снижения уровня энергетических, транспортных, телекоммуникационных тарифов; активного использования бюджетных, налоговых, таможенных и тарифных преференций выравнивающих конкурентные условия с европейской частью России; а также развития государственно-частного партнерства на основе создания гибкой и тонко настраиваемой правовой базы, учитывающей интересы не только крупного бизнеса и средних, мелких предприятий.
Также в соответствии с поручением Правительства РФ в 27 госпрограммах должны быть выделены специальные «дальневосточные» разделы.
В субъектах ДФО сформированы интерактивные он-лайн ресурсы «инвестиционные порталы», на которых размещена информация о регионе, контакты уполномоченных лиц, в т.ч. ответственных за развитие ГЧП, приведена актуальная нормативно-правовая база, описаны механизмы государственной поддержки инвесторов, приведены списки проектов и инвестиционная карта. Результаты данных мероприятий оценены на высоком правительственном уровне, так 20.11.2017 в рамках заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона Председатель Правительства России Д. Медведев отметил, что в течение прошедших 4 лет в ДФО проводится системная работа по кардинальному улучшению бизнес-климата, которая позволила обеспечить ежегодный экономический рост, превышающий общероссийские темпы . Для оценки ключевых факторов создания условий повышения деятельности региональной власти создан проект Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, задачей которого является выявление и описание практик по улучшению инвестклимата для его апробации и внедрения в других регионах. Оценка формируется на основе мнения представителей делового сообщества, а также экспертных оценок. Сравнение регионов проводится относительно друг друга по пяти индикаторам:
1) регуляторная среда - качество оказания государственных услуг (стоимость услуги, сроки, уровень удовлетворённости);
2) институциональная среда - наличие институтов и механизмов, обеспечивающих бизнес-интересы, доступность правовой защиты интересов бизнеса; доступность ресурсов и качество инфраструктуры для бизнеса (технопарки, инкубаторы и промышленные парки, обеспеченность челове-ческим капиталом);
3) инфраструктуры и ресурсы - уровень развития и доступности инфраструктуры
4) поддержка малого и среднего предпринимательства - оценка эффективность существующих мер поддержки.
5) показатели вне рейтинга - дополнительно оценка проводится по 31 показателю.
В марте 2014 и 2015 г. проведена апробация данной системы, по итогам которой из которых 7 регионов ДФО прошли оценку получил итоговый бал: III-Камчатский край, Приморский Край, Республика Саха (Якутия), ^-Сахалинская область, Хабаровский край, Магаданская область, ^Амурская область .
Оценивая результат данных мероприятий можно констатировать, что доля прямых иностранных инвестиций ДФО по итогам в 2017 г. увеличилась и составила порядка 26% от общероссийского показателя. При этом суммарный объем заявленных инвестиций составил более 3,5 триллиона рублей, которые составили порядка 950 инвестпроектов .
По оценкам Минвостокразвития России, благодаря появлению новых инвесторов, в 2017 году инвестиции в экономику макрорегиона составили 92,5 млрд рублей. При этом инвестиции в ТОСЭР составили 45 млрд рублей, 30 млрд рублей проинвестировали компании, заключившие с Минвостокразвития России инвестиционное соглашение и соглашение о субсидии на строительство инфраструктуры, 16,5 млрд рублей - инвестиции резидентов СПВ . Объемы строительства выросли на 11 процентов. Промышленное производство - на 3 процента. Сельское хозяйство - около 5 процентов.
Литература
1. Байдак Ю. С., Пашина Л. Л. При-сутсвие государственно-частного партнерства в АПК Амурской области //Символ науки. - 2017. - Т. 1. - №. 3.
2. Гагарина Г. Ю., Архипова Л. С., Басюк К. В. Место и роль государственно-частного партнерства в реализации государственных программ Российской
Федерации //Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2015. - №. 1. - С. 14-17.
3. Дильман М. И., Байрамова Ж. М. Государственно-частное партнерство в России: современное состояние и проблемы развития //Знание. - 2017. - №. 1-2. - С. 88.
4. Крюкова Е. Л., Амбарникова В. И. Государственная поддержка развития дальнего востока //Устойчивое развитие науки и образования. - 2017. - №. 2. -С. 119-124.
5. Курманова Л. Р., Мустафина Н. Р., Фаязова Р. Р. Государственно-частное партнерство-актуальный и универсальный механизм развития регионов Российской Федерации //Проблемы экономики и менеджмента. - 2015. - №. 12 (52).
6. Макуха Н. А. Проблема развития инжиниринга в Дальневосточном федеральном округе как инструмента экономического развития региона //Экономика, предпринимательство и право. -2016. - Т. 6. - №. 3.
7. Морковкин Д. Е. Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства //Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». -2015. - №. 1.
8. Руденко Л. Г., Жидков А. С. Государственно-частное партнерство как возможный инструмент стимулирования импортозамещения //Экономика и предпринимательство. - 2015. - №. 6-1. -С. 179-183.
9. Савченко И. И. и др. Государственно-частное партнерство в России: современное состояние и проблемы развития //Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2015. - №. 1 (73).
10. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 28.12.2016 № 508-ФЗ
11. Филюшина А. В., Бочарова Ю. Н. Стратегия регионального развития: механизм государственно-частного партнерства как стимул экономического рос-
та на Дальнем Востоке в условиях недостаточности ресурсов //Стратегии бизнеса. - 2017. - №. 6.
12. Delmon J. Public-private partnership projects in infrastructure: an essential guide for policy makers. - Cambridge University Press, 2017.
13. Osei-Kyei R. Critical success criteria for public-private partnership projects: International experts' opinion //International Journal of Strategic Property Management. - 2017. - Т. 21. - №. 1. - С. 87-100.
14. Silvestre H. C., Marques R. C., Gomes R. C. Joined-up Government of utilities: a meta-review on a public-public partnership and inter-municipal cooperation in the water and wastewater industries // Public Management Review. - 2018. - Т. 20. - №. 4. - С. 607-631.
The experience of implementing measures aimed at public-private partnership stimulating projects in the Far Eastern Federal District Zharekhin A.A.
The Moscow city university of management of the
Government of Moscow The problems of regional aspects issued of the implementation of concession agreements projects between private and public investors are significant for increasing the efficiency of the economy real sector. The article reveals the structural reasons for the backlog in the growth rates of the economy of the Far Eastern Federal District from the regions of the European part of Russia and draws conclusions on the areas in which the implementation of public-private partnership projects are the most effective for creating conditions for the regional economy development and a modern social infrastructure formation. Considering the strategy of regional development, its shown the role of public-private partnership instruments, the importance of mechanisms for increasing the investment attractiveness of the region, approved at the federal level. The paper reveals the peculiarity of the formation of the institutional environment of the region, including such as the creation of territories for advanced development, the introduction of the category of a regional investment project and tax incentives for the implementation of such industrial policy instruments.
Keywords: concession agreements, public-private partnership, regional economy, Far Eastern Federal District economy, foreign investments
References
1. Baydak Yu. S., Pashin L. L. Presence of public-private partnership at agrarian and industrial complex of the Amur region//science Symbol.
- 2017. - T. 1. - No. 3.
2. Gagarina G. Yu., Arkhipova L. S., Basyuk K. V.
The place and a role of public-private partnership in implementation of state programs of the Russian Federation//the Bulletin of the Samara state economic university. - 2015. - No. 1. - Page 14-17.
3. Dilman M.I., Bayramova Zh. M. Public-private
partnership in Russia: current state and problems of development//Knowledge. -2017. - No. 1-2. - Page 88.
4. Kryukova E. L., Ambarnikova V.I. State support
of development of the Far East//Sustainable development of science and education. -2017. - No. 2. - Page 119-124.
5. Kurmanova L. R., Mustafina N. R., Fayazova R.
R. State-private partnership - the relevant and universal mechanism of development of regions of the Russian Federation//Problem of economy and management. - 2015. - No. 12 (52).
6. Makukh N.A. A problem of development of
engineering in the Far Eastern Federal District as instrument of economic development of the region//Economy, business and the right.
- 2016. - T. 6. - No. 3.
7. Morkovkin D. E. Innovative development of
economy on the basis of use of mechanisms of public-private partnership//the RGGU Bulletin. Series «Economy. Management. Right». - 2015. - No. 1.
8. Rudenko L. G., Zhidkov A. S. Public-private
partnership as possible instrument of stimulation of import substitution//Economy and business. - 2015. - No. 6-1. - Page 179-183.
9. Savchenko I. I., etc. Public-private partnership
in Russia: current state and problems of development//News of Far Eastern Federal University. Economy and management. -2015. - No. 1 (73).
10. The federal law «About introduction of amendments to the Federal law «About Power Industry» from 12/28/2016 No. 508-FZ
11. Filyushina A. V., Bocharova Yu. N. Strategy of regional development: the mechanism of public-private partnership as an incentive of economic growth in the Far East in the conditions of insufficiency of resources//the Strategy of business. - 2017. - No. 6.
12. Delmon J. Public-private partnership projects in infrastructure: an essential guide for policy makers. - Cambridge University Press, 2017.
13. Osei-Kyei R. Critical success criteria for public-private partnership projects: International experts' opinion //International Journal of Strategic Property Management. - 2017. - T. 21. - №. 1. - C. 87-100.
14. Silvestre H. C., Marques R. C., Gomes R. C. Joined-up Government of utilities: a metareview on a public-public partnership and inter-municipal cooperation in the water and wastewater industries //Public Management Review. - 2018. - T. 20. - №. 4. - C. 607631.
О
Ю i
* 2