Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ'

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / НЕДРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ / ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА / ПРОШЛЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВРЕД / КОМПЛЕКСНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / SUBSOIL / ENVIRONMENTAL LEGISLATION / SUBSOIL USE / LEGAL LIABILITY / MINING OFFENCES / WASTE PRODUCTION / PAST ENVIRONMENTAL DAMAGE / INTEGRATED ENVIRONMENTAL RESOLUTION / POLLUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Спиридонов Денис Вадимович

В данной статье автор рассматривает текущую ситуацию в сфере недропользования и охраны недр РФ, описываются различные законодательные нововведения, меняющие экологическое регулирование в целом. Проведен анализ опыта применения новых законов на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Спиридонов Денис Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice of applying environmental laws in subsoil use

In this article, the author examines the current situation in the field of subsoil use and protection of the bowels of the Russian Federation, describes various legislative innovations that change environmental regulation in general. An analysis of the experience of applying the new laws in practice has been carried out.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ»

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ

СПИРИДОНОВ Денис Вадимович,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В данной статье автор рассматривает текущую ситуацию в сфере недропользования и охраны недр РФ, описываются различные законодательные нововведения, меняющие экологическое регулирование в целом. Проведен анализ опыта применения новых законов на практике.

Abstract: In this article, the author examines the current situation in the field of subsoil use and protection of the bowels of the Russian Federation, describes various legislative innovations that change environmental regulation in general. An analysis of the experience of applying the new laws in practice has been carried out.

Ключевые слова: природопользование, недра, экологическое законодательство, недропользование, юридическая ответственность, правонарушения в сфере недропользования, отходы производства, прошлый экологический вред, комплексное экологическое разрешение, загрязнение окружающей среды.

Keywords: environmental management, subsoil, environmental legislation, subsoil use, legal liability, mining offences, waste production, past environmental damage, integrated environmental resolution, pollution.

полном объеме в соответствии с законодательством.

Горные предприятия всегда выступали источником повышенной опасности как для людей, так и для окружающей среды, а недропользование является одним из видов экономической деятельности, оказывающим наиболее существенную нагрузку на экологию. Это связано с тем, что полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, содержащиеся в недрах, являются фундаментом экономики Российской Федерации, их использование определяет основные векторы экономического и социального развития страны и обеспечивает до трети ВВП и более 70% валютных поступлений[14].

Так как основными направлениями российского экологического законодательства является природоохранное и природоресурсное[17], то его конечной целью выступает регулирование использования земли, животного и растительного мира, вод, атмосферного воздуха и ее недр.

Помимо Конституции РФ, где в ч. 1 ст. 9[1] земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, экологическое законодательство в сфере недропользования включает в себя Закон РФ «О недрах»[5], который закрепляет, что все недра, находящиеся в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются собственностью государства, а также Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[2].

В соответствии со ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в

В дополнение к сказанному, согласно ч.3 ст.77 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Среди общих требований по охране недр в процессе пользования недрами можно выделить нормы п. 1, 710 ст. 23 Закона РФ «О недрах», предусматривающие соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; охрану месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях.

Специфика охраны окружающей среды при пользовании недрами обусловлена принципом государственной собственности на недра. В силу ст. 23 Закона РФ «О недрах» основным требованием по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и

недопущение самовольного пользования недрами.

Практика привлечения к юридической ответственности за нарушение норм экологического законодательства в сфере недропользования представляется весьма обширной. Наиболее часто происходят такие нарушения как: пользование недрами без специального разрешения, нерациональное использование недр, несоблюдение требований по консервации и ликвидации горных предприятий и другие. Так, например, ООО «Лотос» является владельцем лицензии на право пользования недрами. На принадлежащем ему участке недр были сделаны пробы почвы, которые показали, что фоновый показатель превышен в 29 раз, что свидетельствует об ухудшении качественного состояния земельного участка из состава земель «земли сельскохозяйственного назначения», используемого ООО «Лотос» не по целевому назначению, а именно для размещения и эксплуатации производственного объекта[20]. Размер вреда, причиненного почвам, составил 2.457.600 рублей, который был исчислен на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 08 июля 2010 г. № 238[6]. В процессе судопроизводства была назначена судебная экспертиза, которая установила ошибочность расчетов, и обозначила сумму вреда 983.040 рублей. Суд согласился с мнением экспертов и назначил именно такую сумму к уплате в качестве компенсации за причиненный вред.

Как уже упоминалось выше, целью экологического законодательства является защита природных ресурсов и экологии в целом, для этого принимаются новые и ужесточаются старые меры воздействия. В процессе недропользования нередки случаи выбросов вредных (загрязняющих) веществ.

А.Ю. Книжников руководитель программы по экологической политике ТЭК Всемирного фонда дикой природы (WWF) отмечает, что ведущая нефтедобывающая страна не имеет достоверной статистики по такому зримому экологическому нарушению, как нефтеразливы. Там разброс оценок на порядок отличается: от 50 тыс. т ежегодно разлитой нефти до 5-10 млн т. Сейчас WWF создало новый инструмент -рейтинг экологической ответственности нефтегазовых компаний. В рамках этого рейтинга ведется подсчет отдельного критерия - количества разлитой нефти, ведется своя статистика по этому критерию на основании тех отчетов, которые нефтегазовые компании представляют в публичное пространство. По отчетам компаний, 23 инцидента с разливом нефти происходят ежегодно на каждую тысячу км трубопроводов. У нас в стране как минимум 350 тыс. км трубопроводов. Если посчитать разливы нефти по всей протяженности трубопроводов, то это будут тысячи и тысячи, порядка 7-10

тыс. инцидентов с разливом нефти[19].

По инициативе Всемирного банка уже много лет при нем работает уникальный проект - партнерство по проблемам попутного нефтяного газа, для всех стран, в том числе и России, добывающих нефть. Это партнерство помогает странам решать проблемы, в том числе и экономическими преференциями и т. д. Чтобы понимать ситуацию на глобальном уровне, Всемирный банк в партнерстве с американскими агентствами уже много лет ведет независимый мониторинг за всеми факелами всего мира. С каждым годом повышается достоверность этих данных, запускаются спутники с новыми детекторами.

В России внесены поправки в ФЗ «Об охране окружающей среды» и иные сопутствующие документы, регулирующие вопросы выбросов в атмосферу. Так, в частности, устанавливается, что на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды, стационарные источники загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых устанавливаются Правительством РФ, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов вредных (загрязняющих) веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов вредных (загрязняющих) веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды[9].

К I категории относятся предприятия, занимающиеся непосредственно добычей сырой нефти, различных руд, производством кокса, нефтепродуктов, т.е., собственно, большая часть недропользователей. Для объектов I категории юридические лица и ИП обязаны получить комплексное экологическое разрешение (КЭР). В соответствии со ст. 31.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» КЭР заменит собой ныне предусмотренные отдельные разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и на размещение отходов[16]. При этом ст. 1 ФЗ «Об окружающей среде» определяет, что наилучшая доступная технология (НДТ) -технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

В связи с этим, например, начиная с 1 января 2020 года будет отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, если данный объект относится к объектам, оказывающим негативное

воздействие на окружающую среду и входит в область применения НДТ, но сами НДТ в его технологических процессах не реализованы (п. 2 ст. 38 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Таким образом, внедрение НДТ должно быть осуществлено еще до постановки объекта на государственной учет и присвоения ему категории.

С 1 января 2019 г. в силу вступил новый крупный пакет поправок в ФЗ «Об охране окружающей среды», который призван установить новые правила экологического нормирования деятельности предприятий и организаций. Так, вступили в силу нормы о проведении дополнительной государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) проектной документации объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к I категории, - крупных предприятий, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.

Так же юридические лица, состоящие на государственном учете, оказывающие негативнее воздействие на окружающую среду, заполняют и подают специальную Декларацию. Форма Декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее представления утверждены приказом Минприроды России от 11 октября 2018 г. № 509[22].

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. При этом внесение изменений в указанный документ осуществляется одновременно с актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В состав декларации входят расчет нормативов допустимых выбросов в атмосферный воздух и расчет нормативов допустимых сбросов в окружающую среду, а также включает информацию о реализации природоохранных мероприятий, данные об авариях и инцидентах, информацию о программе производственного экологического контроля, описание вида основной деятельности, объем производимой продукции и другую информацию.

Данные дополнительные правила в отношении недропользователей, оказывающих своей деятельностью наибольшее влияние на окружающую среду, позволят государству усилить контроль за опасными объектами[21].

Данные нововведения демонстрируют переход к новой модели экологического регулирования, при которой учетной единицей является не организация в целом, а кон-

кретный объект, который ей принадлежит. То есть если организации принадлежит несколько объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, то данная разрешительная документация должна быть получена на каждый из них.

Следовательно, экологическое законодательства пытается воздействовать и контролировать количество выбросов, что в будущем может положительно сказаться на состоянии экологии.

Большую проблему в практики применения норм экологического законодательства представляют собой и отходы недропользования, что связано с тем, что отходы недропользования составляют подавляющую по массе часть отходов, образованных и образующихся в настоящее время на территории России.

К отходам недропользования Минприроды РФ относит: вскрышные и вмещающие породы; шламы; хвосты обогащения полезных ископаемых; др. отходы от геологического изучения, разведки, добычи и первичной переработки минерального сырья.

Основным федеральным законом, регулирующим отношения в области обращения с отходами, в том числе отходами при пользовании недрами выступает ФЗ «Об отходах производства и потребления»[3].

В соответствии с положениями Закона РФ «О недрах» могут предоставляться в пользование субъектам предпринимательской деятельности для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе для использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Необходимость вовлечения в промышленную разработку отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, представляющих собой отходы недропользования, объясняется не только ценными потребительскими свойствами содержащихся в них полезных компонентов, но и высокой степенью их экологической опасности для окружающей среды: накопление больших объемов указанных видов отходов приводит к изъятию из хозяйственного оборота больших земельных площадей, ухудшению экологической обстановки на соответствующей территории, дополнительным затратам собственников отходов на их безопасное хранение.

С целью совершенствования процессом управления отходами и устранению неясностей был введен ГОСТ Р 57677-2017. Национальный стандарт Российской Федера-

ции. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация отходов недропользования[10].

Ввиду данного документа общими экологическими требованиями при обращении с отходами недропользования являются: сохранение земной поверхности за счет применения специальных методов разработки месторождений; предотвращение техногенного опустынивания земель; применение предупредительных мер от проявлений опасных техногенных процессов при обращении с отходами недропользования; обеспечение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при складировании и размещении отходов; сокращение территорий нарушаемых и отчуждаемых земель путем опережающего до начала работ строительства автомобильных дорог по рациональной схеме, а также использования других методов, включая кустовой способ строительства скважин, применение технологий с внутренним отвалообразованием, использование отходов добычи и переработки минерального сырья; предотвращение ветровой эрозии почвы, отвалов вскрышных пород и отходов производства, их окисления и самовозгорания; очистка и повторное использование буровых растворов; ликвидация остатков буровых и горюче-смазочных материалов экологически безопасным способом; очистка и повторное использование нефтепромысловых стоков в системе поддержания внутрипластового давления нефтяных месторождений.

С целью активизации вовлечения в промышленное использование отходов недропользования Минприрды РФ создало и направило на согласование законопроект «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов недропользования[7]» предлагает вместо понятия «отходы добычи и связанных с ней перерабатывающих производств», проектом вводится понятие «отходы недропользования», к которым предлагается отнести вскрышные и вмещающие породы, шламы, хвосты обогащения полезных ископаемых и иные отходы геологического изучения, разведки, добычи и первичной переработки минерального сырья, в том числе представленные техногенными месторождениями.

Предполагается, что компания на период действия лицензии будет иметь право осуществлять извлечение полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, образовавшихся в результате выполнения работ, связанных с пользованием недрами на предоставленном в пользование участке недр, а также использовать их для собственных производственных и технологических нужд. Если отходы недропользования расположены за границами участка недр, данное право устанавливается путем изменения его границ.

При этом компании будут обязаны предоставлять в органы госстатистики достоверные данные о полезных ископаемых и полезных компонентах, содержащихся в отходах недропользования, а право на добычу или извлечение полезных ископаемых и компонентов из отходов будет определяться только законодательством о недрах.

Одновременно в случае повторной добычи полезных ископаемых из отходов в течение срока фактического проведения работ, для компании будет установлен 0-вой коэффициент платы за негативное воздействие на окружающую среду[13].

Извлечение полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования пользователем недр, должно будет осуществляться на основании соответствующего технического проекта.

Необходимость активизации вовлечения в промышленное использование отходов недропользования обусловлена высокой степенью экологической нагрузки этих отходов на окружающую среду и потенциально ценными потребительскими свойствами содержащихся в них полезных ископаемых и полезных компонентов, не извлеченных на момент первичной добычи и обогащения полезных ископаемых. Предлагаемые изменения позволят освободить значительные площади от отвалов горных пород и снизить антропогенную нагрузку.

С другой стороны, будет стимулироваться экономический рост через создание высокотехнологичных производств.

Рассматривая практику применения норм экологического законодательства в процессе недропользования нельзя не затронуть вопросы ликвидации ущерба окружающей природной среде с каждым годом приобретают всю большую актуальность.

Несмотря на то, что прошло десять лет с момента констатации Коллегией Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проблем, касающихся неотработанности механизмов финансирования мероприятий по ликвидации «экологического ущерба» связанного с хозяйственной деятельностью, и реабилитации загрязненных территорий, данный экологическая проблема по-прежнему стоит очень остро[8].

С 01 января 2017 г. внесены поправки в ФЗ «Об охране окружающей среды», регулирующие общественные отношения, связанные с обеспечением ликвидации накопленного вреда окружающей среде[4].

Новые нормы права позволяют универсально разрешить проблему ликвидации накопленного вреда окружающей среде на различных территориях и акваториях, предусматривают общий комплекс мер и последовательность дей-

ствий, направленных на ликвидацию такого вреда.

Законодатель определяет накопленный вред - как вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме. Подавляющее число таких территорий загрязнено в результате прошлой хозяйственной деятельности, земельные участки, на которых расположены отвалы и хвостохранилища, как правило, являющиеся бесхозными, принадлежали или принадлежат предприятиям-банкротам, находятся в государственной или муниципальной собственности.

В настоящее время функционирует федеральная программа «Чистая страна» национального проекта «Экология»^], которая в период 2018-2024 гг. гарантирует регионам получения государственных субсидий на ликвидацию объектов прошлого экологического вреда I класса, т.е. наиболее опасных для экологии.

Показательно, что в паспорте национального проекта «Экология» при этом сразу два целевых показателя связаны именно с обеспечением ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Это показатели ликвидации «наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда» и ликвидации всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов. Данная программа позволяет постепенно снижать масштаб наибо-

лее опасных объектов накопленного вреда, внесенных в государственный реестр, но радикально не решает ситуацию с будущим экологическим вредом, так как эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду. При этом из вышеназванного положения следует то, что возмещение вреда является повышенной имущественной ответственностью, которая устанавливается с учетом не только материальных, но и экологических потерь.

Таким образом, недропользованию всегда сопут-

ствуют иные виды полезной хозяйственной деятельности такие, как землепользование и природопользование, что налагает на недропользователя большую ответственность не только за правильную разработку и охрану недр, но и за сохранение природной среды. Эти три вида антропогенной деятельности неразделимы, а потому они должны регулироваться как законодательством о недрах и недропользовании, так и экологическим и земельным законодательством. Каждый недропользователь должен осуществлять работы по освоению недр в строгом соответствии с существующими экологическими стандартами и нормативами.

Библиография:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398

2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // "Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133

3. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об отходах производства и потребления" // СЗ РФ, N 26, 29.06.1998, ст. 3009.

4. Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, № 146, 2016.

5. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 13.07.2015) // "Собрание законодательства РФ", 06.03.1995, N 10, ст. 823

6. Приказ Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" // Текст приказа официально опубликован не был

7. Проект Федерального закона N 664487-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов недропользования" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.03.2019) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://sozd.parlament.gov.ru/ по состоянию на 15.03.2019

8. Постановление Коллегии Ростехнадзора от 02 апреля 2008 г. № ПК-2 «Совершенствование деятельности по обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия предприятий на окружающую среду и ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой хозяйственной деятельностью» // Безопасность труда в промышленности, № 5, 2008

9. Проект Федерального закона N 425725-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ" // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://sozd.parlament.gov.ru/ по состоянию на 26.03.2018

10. "ГОСТ Р 57677-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация отходов недропользования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 19.09.2017 N 1162-ст) . М.: Стандартинформ, 2017

11. "Паспорт национального проекта "Экология" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) // Документ опубликован не был.

12. Бринчук М.М. Эколого-правовая ответственность — самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. 2009. № 4. С. 43.

13. Все в дело! Минприроды РФ хочет стимулировать добывающие компании активнее использовать отходы недропользования // https://neftegaz.ru/news/gosreg/199351-vse-v-delo-minprirody-rf-khochet-stimulirovat-dobyvayushchie-kompanii-aktivnee-ispolzovat-otkhody-ne/ (Дата обращений 10.04.2019)

14. Особенности правового регулирования охраны и использования природных ресурсов в топливно-энергетическом комплексе: учебное пособие для бакалавров / В.Б. Агафонов, Н.О. Ведышева, Г.В. Выпханова и др.; отв. ред. Н.Г. Жаворонкова, В.Б. Агафонов. М.: Проспект, 2018. 200 с

15. Петров В.В. Экологическое право России: учебник для вузов. М.: БЕК, 1995. С. 265-277.

16. Петрова Т.В. Правовое регулирование нормирования воздействия на окружающую среду: новые подходы и старые проблемы // Экологическое право. 2018. N 5. С. 24 - 29.

17. Правовое регулирование использования и охраны биологических ресурсов: научно-практическое пособие / С.А. Боголюбов, Е.А. Галиновская, Д.Б. Горохов и др.; отв. ред. Е.Л. Минина. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2016. 328 с.

18. Сосновщенко Г.Н. Лишение и ограничение прав разрешенной деятельности за экологические правонарушения: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Саратов, 2002. С. 15.

19. Экологические проблемы недропользования в России // http://neftianka.ru/knizhnikov/ ( Дата обращения 05.04.2019)

20. Решение Арбитражного суда Саратовского округа по делу № А57-27202/2017// СПС «КонсультантПлюс. Судебная практика»

21. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.07.2014.

22. Приказ Минприроды России от 11 октября 2018 г. № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.07.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.