Научная статья на тему 'Практика применения методики оценки качества услуг, оказываемых вузами'

Практика применения методики оценки качества услуг, оказываемых вузами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВЕРЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ИНДИВИД / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗОВ / КОЭФФИЦИЕНТ ПОГРЕШНОСТИ / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ / СТАНДАРТЫ МЕНЕДЖМЕНТА / КОМПЕТЕНЦИИ / КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛНОТЫ ДОКУМЕНТООБОРОТА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / COMPETITIVE ABILITY OF VUZ (HIGHER EDUCATION INSTITUTION) / SOVEREIGN TERRITORY / INDIVIDUAL / ERROR RATES / BUSINESS REPUTATION / SOCIAL SECTOR / MANAGEMENT STANDARDS / COMPETENCIES / THE COMPLETENESS RATIO OF DOCUMENT TURNOVER / ECONOMIC PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сметанина Татьяна Владимировна, Загоскина Наталья Михайловна, Полонская Мария Сергеевна

В статье рассмотрена методика оценки качества услуг, оказываемых вузами России. Методика разработана на основе принципов, действующих в системе международной стандартизации. Стандарты менеджмента качества определены в данной методике как ключевые. Качество взаимосвязано с конкурентоспособностью. Образование как отрасль экономики суверенной территории входит в состав группы социальных отраслей. Она поставляет трудовые ресурсы для группы предприятий обрабатывающих и добывающих отраслей экономики. Чем качественнее конечный результат труда образовательной отрасли подготовленные квалифицированные кадры, тем конкурентоспособнее экономика суверенной территории в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сметанина Татьяна Владимировна, Загоскина Наталья Михайловна, Полонская Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The practice of applying the technique of assessing the quality of services provided by higher education institutions

This article presents the technique of assessing the quality of services provided by the Russian higher education institutions. The technique is developed on the basis of the principles of the international standardization system. Quality management standards are defined in this technique as key ones. It is known that quality is interrelated to competitiveness. Education as a branch of economy of the sovereign territory belongs to the group of social sectors. It supplies human resources for the group of enterprises manufacturing and extractive industries. The better the end result of the work of the education sector skilled human resources, the more competitive economy of the sovereign territory in general.

Текст научной работы на тему «Практика применения методики оценки качества услуг, оказываемых вузами»

УДК 37.015.6

Т. В. Сметанина, Н. М. Загоскина, М. С. Полонская

Практика применения методики оценки качества услуг, оказываемых вузами

В статье рассмотрена методика оценки качества услуг, оказываемых вузами России. Методика разработана на основе принципов, действующих в системе международной стандартизации. Стандарты менеджмента качества определены в данной методике как ключевые. Качество взаимосвязано с конкурентоспособностью. Образование как отрасль экономики суверенной территории входит в состав группы социальных отраслей. Она поставляет трудовые ресурсы для группы предприятий обрабатывающих и добывающих отраслей экономики. Чем качественнее конечный результат труда образовательной отрасли - подготовленные квалифицированные кадры, тем конкурентоспособнее экономика суверенной территории в целом.

This article presents the technique of assessing the quality of services provided by the Russian higher education institutions. The technique is developed on the basis of the principles of the international standardization system. Quality management standards are defined in this technique as key ones. It is known that quality is interrelated to competitiveness. Education as a branch of economy of the sovereign territory belongs to the group of social sectors. It supplies human resources for the group of enterprises manufacturing and extractive industries. The better the end result of the work of the education sector - skilled human resources, the more competitive economy of the sovereign territory in general.

Ключевые слова: суверенная территория, индивид, конкурентоспособность вузов, коэффициент погрешности, деловая репутация, социальные отрасли, стандарты менеджмента, компетенции, коэффициент полноты документооборота, экономические процессы.

Key words: sovereign territory, individual, competitive ability of VUZ (Higher Education Institution), the error rates, business reputation, social sector, management standards, competencies, the completeness ratio of document turnover, economic processes.

Актуальность авторского исследования определена развитием рыночных отношений в России, которые коренным образом изменили условия функционирования системы высшего образования. Эти условия характеризуются сегодня нестабильностью и неопределенностью внешней среды, существенной нехваткой бюджетного финансирования высшей школы, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг. В этой связи перед вузами возникли про-

© Сметанина Т. В., Загоскина Н. М., Полонская М. С., 2014

98

блемы обеспечения жизнеспособности, поддержания финансового состояния на достаточном уровне и поиска источников устойчивого развития. Для решения проблем необходима разработка и реализация стратегии повышения конкурентоспособности вуза и производимых ими услуг. Формирование стратегии повышения конкуренто-конкурентоспособности вуза предполагает оценочные процедуры. Поэтому разработка качественной методики оценки конкурентоспособности вуза важна для реализации такой стратегии. В свою очередь, органам, осуществляющим управление системой высшего образования, такой подход позволил бы повысить эффективность управления и наладить индивидуальный подход к каждому вузу.

В современной системе высшего образования в последнее время произошел ряд изменений, в том числе: переход на многоуровневую систему профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов1;

изменение отношений собственности; быстрый рост негосударственного сектора высшего образования; усиление конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг.

В связи с вышеуказанными изменениями вступил в силу новый Федеральный закон «Об образовании» с 01 сентября 2013 г. Согласно ему образование понимается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [14].

В новых условиях перед вузами встают вопросы повышения конкурентоспособности образовательных услуг, достижение которых должно быть основано на постоянной оценке. Каждый вуз стремится оказывать образовательные услуги лучше, чем конкурент, представлять дополнительные условия и льготы, постоянно повышать качество образования, что ведет к повышению и закреплению имиджа учебного заведения на рынке образовательных услуг.

А

1 Федеральный государственный образовательный стандарт (далее -ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [14].

Как известно, конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной человеческой потребности и способности выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Так или иначе конкурентоспособность высшей школы определяется, прежде всего, по конкурентоспособности ее выпускников и успешности их деятельности в тех отраслях, где они работают [5], а конкурентоспособность выпускника во многом определяется конкурентоспособностью вуза [1].

Рост численности вузов (в основном за счет негосударственных) и ухудшающаяся демографическая ситуация в нашей стране увеличивают разрыв между спросом и предложением, а следовательно, обостряют конкуренцию между вузами.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России), с 1 сентября 2013 г. начали работу 2649 вузов и филиалов, в том числе 1027 негосударственных. Профессорско-преподавательский состав вузов составляет более 271 тыс. чел. (в 2001 г. - 267 тыс. чел.). В 2013-2014 учебном году в системе высшего образования обучаются 6 млн студентов, из них в государственных вузах - более 5 млн чел. В прошлом учебном году в системе высшего образования обучались более 6,5 млн чел., сокращение количества обучающихся в вузах обусловлено демографическим спадом [7].

В связи с этим Минобрнауки России принял решение о проведении мониторинга вузов РФ на их эффективность. С 2012 г. срез проводился только по государственным вузам и филиалам, но с 2013 г. добавили и негосударственные. Все результаты находятся в открытом доступе для всех желающих.

Поэтому для успешной конкурентной борьбы каждый вуз должен уметь выявлять резервы улучшения качества образовательной деятельности, для чего есть реалтный рыночный инструмент - менеджмент качества.

Система менеджмента качества (СМК) - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Она предназначена для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках, определяет конкурентоспособность любой организации. Она является частью системы менеджмента организации.

На основе типовой системы менеджмента качества (рис. 1) можно представить систему менеджмента качества вуза (рис. 2) [8].

ПОТРЕБИТЕЛИ (И ДРУГИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ)

Удов-

летво-

ренность

Рис. 1. Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе

Рис. 2. Модель системы менеджмента качества образовательных услуг

В любой системе различают макро- и микропроцессы. В системе вуза на входе макропроцесса - абитуриенты, «поставляемые» организациями среднего образования и другими организациями народного хозяйства; на выходе - выпускники, квалифицированные специалисты, которые «потребляются» работодателями.

Эффективность деятельности вуза зависит от организации его работы с поставщиками и потребителями. Отдельные вузы страны имеют мощную систему базовых школ и осуществляют мониторинг качества подготовки последних. В успешной работе с учебными заведениями среднего звена и предприятиями народного хозяйства реализуется один из принципов системы менеджмента качества -взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Усиливающаяся конкуренция побуждает вузы создавать специальные подразделения, ответственные за продвижение образовательных услуг: отделы маркетинга и рекламы, отделы по связям с общественностью и трудоустройства выпускников. В установлении тесной связи с работодателями реализуется главный принцип системы менеджмента качества - ориентация на потребителя.

Главным показателем деятельности вуза становится степень удовлетворенности потребителя. Вузы должны научиться его измерять. В модели системы вуза (см. рис. 2) блок «Менеджмент ресурсов» предполагает управление следующими видами ресурсного обеспечения:

• материально-техническим (учебные аудитории и лаборатории, компьютеры, оборудование, расходные материалы);

• методическим (образовательные программы, учебная литература);

• кадровым (профессорско-преподавательский и вспомогательный персонал);

• финансовым (бюджетные ассигнования, плата за обучение, средства от хоздоговорных НИР).

Эти виды обеспечения являются микрофакторами конкурентоспособности вуза и входят в номенклатуру критериев, по которым Минобрнауки России как главный заказчик кадров проводит рейтинговую оценку вузов.

Блок «Измерение, анализ и улучшение» относится ко всем стадиям жизненного цикла предоставления образовательной услуги и предусматривает контроль знаний на входе (у абитуриентов на приемных экзаменах), в процессе обучения (студентов) и на выходе (выпускников). Помимо контроля за учебой студентов в вузе осуществляется аттестация преподавателей.

Перечисленные виды контроля составляют внутренний мониторинг качества образования. Результаты измерений качества абиту-

риентов и выпускников представлены в рассмотренной ниже интегрированной оценке конкурентоспособности вузов.

Блок «Учебный процесс» определяет требования к технологии обучения, в частности к таким его переменным, как содержание образования, формы организации учебного процесса, педагогические технологии, подготовка и переподготовка кадров, мотивация их деятельности, инфраструктура вуза.

Любой управленческий процесс представляет собой цепочку из четырех действий: планирование образовательных услуг, их реализация, проверка результатов, анализ и необходимая коррекция. Задача руководства вуза (блок «Ответственность руководства») состоит в том, чтобы этот алгоритм бесперебойно действовал на всех уровнях образовательного процесса. Ректор несет персональную ответственность за разработку и реализацию стратегии деятельности вуза. От первого лица зависит создание благоприятного микроклимата в вузе (корпоративной культуры) [4].

Имидж ректора может заметно влиять на имидж вуза. Не случайно во всех публикациях в СМИ известный экономист и политик Г. Попов представляется как ректор Международного университета [3].

Обострение конкурентной борьбы вузов стимулирует сертификацию систем менеджмента качества вузов и их участие в конкурсе Правительства РФ в области качества. Московский институт стали и сплавов - первый в России вуз, который стал лауреатом премии Правительства РФ в 2000 г. Еще два вуза являются лауреатами премии Правительства РФ: Томский политехнический университет и Ставропольский государственный аграрный университет.

Стандарты качества образования - это совокупность требований, предъявляемых к знаниям выпускников учебных заведений, и обязательных при реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

В Российской Федерации стандарты качества управления образованием были приняты с 17 июля 1998 г. приказом № 1941 Министерства образования России. Этим приказом была утверждена структура центрального аппарата министерства, включающая в себя подразделение Управления контроля качества образования. Управление качеством образования выполняет следующие функции:

• системообразующий компонент в системе деятельности внешкольных учреждений;

• обеспечение целенаправленной работы всех субъектов педагогического процесса;

• создание гибких организационных структур;

• создание многообразных образовательных и развивающих программ.

Управление качеством образования реализуется на трех уровнях.

1. Стратегический: директор взаимодействует с региональными управленческими структурами для определения социального заказа и выработки нормативно-правовой базы.

2. Тактический: разработка директором и его заместителями программ развития учреждений дошкольного образования (УДО), Устава, программ отделов и обеспечение внутреннего контроля.

3. Оперативный: включение педагогов дополнительного образования в реализацию функций управления.

Основополагающим стандартом серии стандартов качества является документ ^О 9000 «Стандарты на управление качеством и обеспечение качества. Руководящие положения по выбору и применению». Он определяет основные принципы политики руководства организаций в области обеспечения качества, описывает три возможных модели управления, устанавливает и разъясняет взаимосвязь между различными понятиями в области качества. Стандарт устанавливает новое для экономических процессов понятие «степень подтверждения», определяющее представление потребителю (заказчику) доказательств того, что система управления качеством и продукция изготовителя (поставщика) соответствует установленным в договорах техническим требованиям. В стандарте ^О 9004 «Система качества. Элементы системы управления качеством. Руководящие положения» рассматриваются 20 элементов системы управления качеством на предприятии и их применение. На основе рекомендаций этого стандарта руководитель предприятия может выбрать соответствующие элементы управления, отвечающие специфике организации. Используя рекомендации стандарта при проектировании системы управления качеством, можно сократить затраты и одновременно за счет применения уже апробированного опыта повысить экономический эффект от проектируемой системы.

Три модели обеспечения качества, входящие в состав стандартов серии ^О 9000, отражают различные виды (сочетания) производственных этапов предприятия, которые могут быть сертифицированы. Они позволяют сделать обоснованный выбор заказчику и поставщику продукции, а также корректно зафиксировать взаимные обязательства в договоре (контракте) на разработку, поставку или испытание продукции.

Первая модель - стандарт ^О 9001 «Система качества. Модель обеспечения качества на стадиях разработки (проектирования, производства, монтажа и обслуживания)». Он используется тогда, когда изготовитель (поставщик) должен обеспечить соответствие

продукции установленным требованиям на всех стадиях жизненного цикла продукции - от проектирования до обслуживания. Область организационного применения - договор (контракт) на поставку, включающий проведение опытно-конструкторских работ. Требования к продукции выражаются в основном с позиций эксплуатационных характеристик. Данная первая модель качества содержит наиболее полный набор требований при строгом соблюдении всех элементов управления качеством.

Вторая модель - стандарт ^О 9002 «Система качества. Модель обеспечения качества на стадиях производства и монтажа». Стандарт применяется в условиях, когда требования к продукции устанавливаются с точки зрения уже разработанного проекта. В этих случаях необходимо подтвердить возможности изготовителя (поставщика) в части производства и монтажа продукции. Хотя в договоре (контракте) рекомендуется использовать полный набор требований, строгость соблюдения некоторых из элементов управления качеством может быть ослаблена.

Третья модель - стандарт ^О 9003 «Система качества. Модель обеспечения качества на стадии контроля и испытания готовой продукции». Эта модель устанавливает возможности и обязанности изготовителя (поставщика) в части контроля и испытания

поставляемой продукции. Третья модель качества может содержать полный набор требований или только часть наиболее важных элементов [11].

В основу оценки уровня конкурентоспособности вузов в нашем исследовании была положена авторская методика оценки качества услуги Т.В. Сметаниной, изложенная в [4]. Согласно данной методике в отношении любого предприятия должна быть выработана группа показателей, характеризующих особенности протекания технологических процессов (табл. 1).

Таблица 1

Реализация принципа однозначности при постановке задачи экономико-математического моделирования оценки качества

Элементы постановки задачи Предприятия с полным технологическим циклом Предприятия, оказывающие услуги (только реализация, только снабжение и т. п.) Предприятия, участники договора франчайзинга (производство и частичная реализация)

1. Влияние длительности технологического цикла на процесс интеграции =1 >=1 >=1

2. Влияние размера организационноуправленческой структуры Ыкрупное, Ысреднее, Ымалое Ыкрупное, Ысреднее, Ымалое Ысреднее, Ымалое

Отношение собственности к ОПФ (основным производственным фондам) Х-ВОАбалансова я-максимальная стоимость внеоборотных активов предприятия/ ХВОАобщая стоимость ОПФ* ХВОАбалансовая -минимальная стоимость внеоборотных активов предприятия/ ХВОАобщая стоимость ОПФ* ХВОАбалансовая -максимальная стоимость внеоборотных активов предприятия/ ХВОАобщая стоимость ОПФ* ХВОАбалансовая -минимальная стоимость внеоборотных активов предприятия/ ХВОАобщая стоимость ОПФ* ХВОАбалансовая-максимальная стоимость внеоборотных активов предприятия/ ХВОАобщая стоимость ОПФ* ХВОАбалансовая -минимальная стоимость внеоборотных активов предприятия/ ХВОАобщая тои-мость ОПФ*

3. Наличие учетной политики по финансовому учету Ккоэффициент стандартизации финансового учета=0 -есть,=1- нет Коэффициент стандартизации финансового учета=0 -есть,=1- нет Коэффициент стандартизации финансового уче-та=0 - есть,=1- нет

4. Наличие учетной политики по налоговому учету Коэффициент стандартизации финансового учета=0 -есть,=1- нет Коэффициент стандартизации финансового учета=0 -есть,=1- нет Коэффициент стандартизации финансового уче-та=0 - есть,=1- нет

5. Наличие учетной политики по управленческому учету Коэффициент стандартизации финансового учета=0 -есть,=1- нет. Коэффициент стандартизации финансового учета=0 -есть,=1- нет. Коэффициент стандартизации финансового уче-та=0 - есть,=1- нет.

6. Коэффициент полноты интегрированного документооборота Одоктах -максимальный объем документооборота, Одокт 'т -минимальный объем документооборота Одоктах - максимальный объем документооборота, Одокт 'т -минимальный объем документооборота Одоктах - максимальный объем документооборота, Одокт'т - минимальный объем документооборота

* Используемые в технологическом процессе.

Технологические процессы могут быть разбиты на этапы. Предприятия с наиболее полным объемом - базовые, для них характерна критическая оценка системы менеджмента. Для предприятий с менее длительным технологическим циклом характерна производная оценка системы менеджмента. Отношение собственности к ОПФ (основным производственным фондам) будет характеризовать степень собственности и на ВА (внеоборотные активы), поскольку на предприятиях не все фонды находятся в собственности, есть и те, которые арендованы на определенный период времени или находятся в лизинге. Интегрированный документооборот - это документальное оформление всех управленческих процессов на предприятии, определит степень реализации стандартизации в целом. Деловая репутация в условиях рыночной конкуренции будет характеризовать уровень конкурентоспособности предприятия, принадлежащего любой отрасли экономики.

Степень реализации принципа однозначности на уровне индивида, организации, суверенной территории, например человека, вуза, страны, при оценке системы менеджмента может быть определена через значения основного ключевого показателя деятельности организации:

Преальн. значения = Пномин. значения х КПогрешности х Кстандартизации х Кцикличности; (1)

где Преальн. значения - реальное значение основного ключевого показателя деятельности;

КПогрешности - коэффициент, определяющий погрешность в результате интеграции стандартов менеджмента, на предприятиях с принадлежностью к разным адаптационным группам (1 - предприятия с полным циклом выпуска продукции - от разработки изделий до их обслуживания потребителем -ИСО 9001; 2 - франчайзинг - производство продукции по технической документации других производителей - ИСО 9002; 3-предприятия, оказывающие услуги (бытовые, финансовые, юридические, образовательные и т. п.) - ИСО 9004) [12];

Кстандартизации - доля валовой продукции, произведенной на предприятиях соответствующей адаптационной группы, применяющих стандарты менеджмента, в общем объеме валовой продукции, произведенной предприятиями этой адаптационной группы на рассматриваемой территории; Кцикличности - скорость реакции суверенной территории - страны, индивида-человека или организации - вуза на реализацию СМК.

При этом суверенную территорию, индивида и организацию следует рассматривать как объект исследования. В зависимости от выбранного объекта исследования можно рассчитывать значения

реального основного ключевого показателя деятельности соответственно для организации, индивида, суверенной территории:

^погрешности = т + N + отношение к собственности ОПФ + К + О (2)

где Т - степень влияния длительности технологического цикла;

N - степень влияния размера организационно-управленческой структуры; отношение к собственности - какая часть ОПФ, участвующих в процессе производства, принадлежит предприятию;

K - коэффициент наличия финансовой, управленческой, налоговой политики;

Q - коэффициент полноты интегрированного документооборота.

В результате использования данных параметрических коэффициентов можно высчитать прогнозное значение стоимости деловой репутации организации, деловой репутации индивида и деловой репутации суверенной территории. Она будет в математическом виде представлять собой XПреальн. значения всех ключевых показателей результатов деятельности предприятий [4].

В нашем исследовании мы ограничились определением основных показателей деятельности вузов, которые могут повлиять на

определение Кпогрешности, участвующего в расчете ХПреальн. значения, а Стандартизации и Комичности в данном случае принимаются за 1, так как

их расчет должен быть проведен на основании более репрезентативной выборки.

В исследовании рассматривались следующие вузы: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Московский государственный университет дизайна и технологии (МГУДТ), Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна (СПГУТД), Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (СВФУ), Красноярский государственный художественный институт (КГХИ), Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского (ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского) и Казанский государственный университет культуры и искусств. Главным условием отбора вуза было наличие такой укрупненной группы, как «Культура и искусство». Отметим, что укрупненные группы специальностей и направлений подготовки по ОКСО1 объединяют совокупности специальностей и направлений подготовки, относящихся к

А

1 Общероссийский классификатор специальностей по образованию (далее - ОКСО) является составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации. ОКСО принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст. с учетом изменений, произошедших в системе высшего и среднего профессионального образования России. ОКСО базируется на положениях ФЗ РФ «Об образовании» [9].

какой-либо широкой предметной области. Все рассмотренные нами вузы по результатам мониторинга признаны эффективными.

Результаты сравнения представлены в табл. 2. и показаны на рис. 3.

По результатам расчета Кпогрешности можно выделить трех лидеров:

МГУ! Кпогрешности =13,79. СПБГУ! Кпогрешности =12,79. СПГУТД! Кпогрешности =12,3°.

Рис. 3. Диаграмма оценки значения коэффициента погрешности Кпогрешности вузов

110

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ вузов РФ [6]

Таблица 2

СПГУТД [3] СПбГУ МГУДТ МГУ СВФУ кгхи ЮУрГИИ им. П.И, Чайковского Казанский государственный университет культуры и искусств

1. Статус вуза (автономное ОУЛэюджетное ОУ) Бюджетное Бюджетное Бюджетное Бюджетное Автономное Бюджетное Бюджетное Бюджетное

Приведение показателя 1 к нормативному 1 1 1 1 0,7 1 1 1

2, Длительность тех нологического цикла 100 % 90 % 90 % 100% 80 % 70 % 80% 70%

Приведение показателя 2 к нормативному 1 0,90 0,90 1,00 0,80 0,70 0,80 0,70

3. Формы обучения 3 3 3 3 3 2 2 2

Приведение показателя 3 к нормативному 1 1,00 1,00 1,00 1,00 0,67 0,67 0,67

4. Уровни образования 3 2 2 3 1 1 2 1

Приведение показателя А к нормативному 1 0,67 0,67 1,00 0,33 0,33 0,67 0,33

111

5. Размер организационно-управленческой структуры Численность сотрудников около 1500, ППС 700; студентов 12000 Численность сотрудников около 11500, ППС 4000; студентов 30000 Численность сотрудников около1600, ППС 700; студентов 9000 Численность сотрудников окопо19000, ППС 4000; студентов 40756=1 Численность сотрудников около 4150, ППС 1330; студентов 19000 Численность сотрудников 110, ППС 50; студентов 350 Численность сотрудников 120, ППС 50; студентов 200 Численность сотрудников 450, ППС 250; студентов 2800

Приведение показателя 5 к нормативному 0,22 0,71 0,18 1,00 0,38 0,01 0,01 0,06

6. Уровень остепененности преподавателей (%) 69,37 74,02 65,19 68,32 12,2 12,2 5,64 46,46

Приведение показателя € к нормативному 0,94 1,00 0,88 0,92 0,16 0,16 0,08 0,63

7. Средний балл ЕГЭ поступающих в вуз 62,89 77,94 59,35 81,86 54,83 64,07 60,08 71,68

Приведение показателя 7 к нормативному 0,77 0,95 0,73 1,00 0,67 0,78 0,73 0,88

112

Й. Количество укрупненных групп 14 12 13 8 21 1 1 8

Приведение показателя 8 к нормативному 0,67 0,57 0,62 0,38 1,00 0,05 0,05 0,38

Э. Наличие учетной политики по финансовому учету Да Да Да Да Да Да Да Да

Приведение показателя 9 к нормативному 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00

Ю, Наличие учетной политики по налоговому учету Да Да Да Да Да Да Да Да

Приведение показателя 10 к нормативному 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00

11, Наличие учетной политики ПО управленческому учету Да, частично Да, частично Да, частично Да, частично Да, частично Да, частично Да, частично Да, частично

Приведение показателя 11 к нормативному 0,70 0,70 0,70 0,70 0,70 0,70 0,70 0,70

12, Полнота интегрир ованного документооборота Приблизительно 80 % Приблизи- тельно 80 % Приблизи- тельно 80 % Приблизительно 80 % Приблизительно 80 % Приблизительно 80 % Приблизительно 80 % Приблизительно 80 %

Приведение показателя 12 к нормативному 0,80 0,80 0,80 0,80 0,80 0,80 0,80 0,80

113

13, Стандарты Система Сертифи- Создание Сертифика- Качество Системы

менеджмента качества кации системы ции по ІЄО КГХИ, учтены внутреннего

образова- по ІЄО сопоставимых 9001:2008 требования мониторинга

тельного критериев, следующих качества

учреждения методик и документов: образования,

реализована технологии 1) «Стандар- соответству-

на базе оценки ты и рекомен- ющей

модели качества дации требованиям

Премии образования гарантии международ-

Правитель- с целью качества ного стандарта

ства Санкт- обеспечения высшего 150 9001:2008

Петербурга, гармонизации образования в и директив

а также российской европейском ЕМОА

«Стандартов системы регионе» (Европейской

и руково- оценки (далее - ассоциации

дящих качества «Стандарты и гарантии

принципов образования рекомендации качества в

гарантии с европей- ЕЫС!А»} высшем

качества в скими 2) ГОСТ Р образовании}

Европейской системами ИСО 9001-

зоне высшего Содействие 2008 Системы

образования вхождению менеджмента

ЕША» России в Европейскую сеть агентств по обеспечению качества ЕША качества, Требования. (150 9001:2008)

Приведение

показателя 13 к 1,00 0,70 0,00 1,00 0,70 1,00 0,00 1,00

нормативному

14 Число приезжих Примерно Примерно Примерно Примерно Примерно Примерно Примерно Примерно 190

абитуриентов 3200 12000 1200 15000 3400 100 50

114

Приведение показателя 14 к нормативному 0,21 0,80 0,08 1,00 0,23 0,01 0,00 0,01

15, Коэффициент занятости 0,99 0,99 0,99 0,99 0,97 1 0,95 0,98

Приведение показателя 15 к нормативному 0,99 0,99 0,99 0,99 0,97 1 0,95 0,98

К погрешности 12,30 12,79 10,54 13,79 10,45 9,21 8,45 10,13

Как видно из табл. 2, практически все вузы используют такой вид стандартов, как «Стандарты и руководящие принципы гарантии качества в Европейской зоне высшего образования ENQA».

Стандарты и руководящие материалы по обеспечению качества высшего образования в ENQA основываются на некоторых базовых принципах внутренней и внешней оценки качества:

• высшие учебные заведения несут первоочередную ответственность за качество предлагаемых ими услуг и их оценку;

• интересы общества в части качества и стандартов высшего образования должны быть защищены;

• качество академических программ для студентов и других пользователей высшего образования в ENQA должно постоянно улучшаться;

• необходимо наличие эффективной организационной структуры, в рамках которой реализуются, поддерживаются и развиваются академические программы;

• очень важна прозрачность и внешняя экспертная оценка процесса обеспечения качества;

• необходимо поощрение развития культуры качества в учреждениях высшего образования;

• развитие образовательной деятельности должно сопровождаться открытой демонстрацией образовательными учреждениями своей отчетности, включающей и данные об инвестициях из собственных и частных источников;

• прозрачность отчетности по обеспечению качества полностью совместима с идеей обеспечения качества для целей совершенствования всей системы в целом;

• образовательные учреждения должны иметь возможность обеспечивать качество как в национальном, так и в международном контексте;

• применяемые процедуры не должны подавлять диверсификацию и инновации.

Все эти принципы нацелены на повышение качества конечного результата деятельности образовательных учреждений. Они заложены в методике оценки Преальн. значения деятельности учреждений. Чем выше значение Кпогрешности объекта исследования, тем выше уровень Преальн. значения, который в конечном итоге влияет на уровень деловой репутации и конкурентоспособности образовательного учреждения в целом.

Результатом применения данной методики явилось выявление из числа анализируемых образовательных учреждений наиболее успешных (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна (СПГУТД)), лидерство которых в данной отрасли, в свою очередь, подтверждено и мнением квалифицированных экспертов.

Отметим, что, пользуясь данной методикой, можно оценивать качество подготовки специалистов для смежных групп отраслей (обрабатывающих и добывающих), поскольку, чем выше качество подготовки трудовых ресурсов, тем выше конкурентоспособность адаптационных групп предприятий [4], тем выше уровень конкурентоспособности суверенной территории, на которой эти предприятия расположены.

Список литературы

1. Волченков А. А., Пархоменко Е. Портрет потребителя: практические рекомендации по составлению и использованию // Маркетинг. - 2005. - № 7. -С. 9-11.

2. В этом году в вузы поступило на полмиллиона студентов меньше, чем в прошлом [Электронный ресурс] / Деловая газета «Взгляд». - URL: http://www.vzglyad.ru/news/2013/8/30/648009.html (дата обращения: 30.08.2013).

3. Дагаева Е. Управление имиджем вуза // Управление персоналом. -2005. - № 3. - С. 26-28.

4. Иванова О.В., Плотникова А.Р., Сметанина Т.В. и др. Современная экономика: анализ состояния и перспективы развития: моногр. Кн. 3 / под общ. ред. Н.С. Клунко. - Ставрополь: Логос, 2013. - 155 с.

5. Казанникова А.В., Морозова М.И., Сметанина Т.В. Методические рекомендации по обучению руководителей анализу конкурентной среды и стратегическому планированию развития образовательных учреждений / под ред. А.М. Пырского. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. - 184 с.

6. Лукашенко М.А. Конкуренция» на рынке образовательных услуги // Высшее образование в России. - 2006. - № 9.

7. Минько Э.В., Минько А.Э. Менеджмент качества: учеб. пособие. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2013. - 252 с.

8. Менеджмент качества в образовании [Электронный ресурс] / KPMS. -URL: http://kpms.ru/Standart/ISO_Education.htm

9. Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003 (ОКСО) от 30.09.2003 г. № 276-ст.

10. Протокол ученого совета СПГУТД № 6 от 24.01.2012 г. «Политика в области качества».

11. Плаксий С. И. Конкурентоспособность российского высшего образования [Электронный ресурс] / Portalus.ru - URL: http://www.portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?archive&id=119166522 0&start_from&subactюn=showfuN&ucat=1 (дата обращения: 06.10.2007).

12. Сметанина Т.В. Стратегические основы развития эффективной экономической деятельности организации - экономического субъекта - предприятия России в условиях международной интеграции: моногр. - СПб.: СПГУТД, 2012. - 165 с.

13. Сметанина Т.В. Формирование теоретических подходов использования теории дистортности в теории проникновения международных стандартов менеджмента в систему управления экономическими субъектами России. -Ереван: АМИКУС, 2011. - 130 с.

14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

15. Smetanina T.V. Standardiyation of the management system of the educational institutions of Russia. Materials of the ^International research and practice conference. Vol. 1. - Munich, Germany, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.