Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ИНСТРУМЕНТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НАЛЬЧИК'

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ИНСТРУМЕНТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НАЛЬЧИК Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
96
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОЕКТЫ / СОГЛАШЕНИЯ / ИНВЕСТОРЫ / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Акопян Елена Александровна, Гусельщикова Надежда Бениаминовна, Сердюкова Ольга Ильинична

Цель исследования - предложить мероприятия по совершенствованию муниципально-частного партнерства в городском округе Нальчик. Данное исследование проводилось в целях раскрытия результатов рейтинга городов по уровню развития МЧП, рассчитанного по обновленной методике. Проведен анализ проблем, связанных с применением муниципально-частного партнерства в городском округе Нальчик, и предложен ряд мер по совершенствованию муниципально-частного партнерства. Проанализированы реализуемые и планируемые к реализации проекты на основе соглашения МЧП, а также концессионных соглашений. В результате предложенных мероприятий повысится эффективность правовой, институциональной и финансовой составляющих механизма МЧП в городском округе Нальчик. Рекомендации помогут повысить квалификацию и создать необходимый набор компетенций для муниципальных служащих, снизить административные барьеры и создать благоприятные финансовые и налоговые условия реализации проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Акопян Елена Александровна, Гусельщикова Надежда Бениаминовна, Сердюкова Ольга Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF USING MUNICIPAL-PRIVATE PARTNERSHIP MECHANISMS AS A TOOL FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF A MUNICIPALITY ON THE EXAMPLE OF THE NALCHIK CITY DISTRICT

The purpose of the study is to propose measures to improve the municipal-private partnership in the urban district of Nalchik. This study was conducted in order to disclose the results of the rating of cities in terms of the level of development of the MCHP, calculated according to the updated methodology. An analysis of the problems associated with the use of municipal-private partnership in the city district of Nalchik was carried out and a number of measures to improve municipal-private partnership were proposed. The projects being implemented and planned for implementation are analyzed on the basis of the PIL agreement, as well as concession agreements. As a result of the proposed measures, the effectiveness of the legal, institutional and financial components of the PPP mechanism in the city district of Nalchik will increase. The recommendations will help improve the skills and create the necessary set of competencies for municipal employees, reduce administrative barriers and create favorable financial and tax conditions for the project.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ИНСТРУМЕНТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НАЛЬЧИК»

THE PRACTICE OF USING MUNICIPAL-PRIVATE PARTNERSHIP MECHANISMS AS A TOOL FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF A MUNICIPALITY ON THE EXAMPLE OF THE NALCHIK CITY DISTRICT

<

О x

Akopyan Elena Alexandroma, PhD of Economics, Associate Professor Gusekhikova Nadejda Beniammovna, PhD of Economics, Associate Professor

North-Caucasian institute, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Pyatigorsk Serdyukova Oiga Uymichna, PhD of Economics, Associate Professor, Institute of Management, Business and Law, Pyatigorsk

The purpose of the study is to propose measures to improve the municipal-private partnership in the urban district of Nalchik. This study was conducted in order to disclose the results of the rating of cities in terms of the level of development of the MCHP, calculated according to the updated methodology. An analysis of the problems associated with the use of municipal-private partnership in the city district of Nalchik was carried out and a number of measures to improve municipal-private partnership were proposed. The projects being implemented and planned for implementation are analyzed on the basis of the PiL agreement, as well as concession agreements. As a result of the proposed measures, the effectiveness of the legal, institutional and financial components of the PPP mechanism in the city district of Nalchik will increase. The recommendations will help improve the skills and create the necessary set of competencies for municipal employees, reduce administrative barriers and create favorable financial and tax conditions for the project.

Keywords: municipal-private partnership; projects; agreements; investors; business.

DO I 10.24923/2222-243X.2022-45.1

УДК 338.28 ВАК РФ 5.2.3

1 Акопян E.A., 2022 ^ Гуселыцикова Н.Б., 2022 > Сердюкова ОМ, 2022

АКОПЯН Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент

ГУСЕЛЫЦИКОВА Надежда Вениаминовна, кандидат экономических наук, доцент

Северо-Ка вказский институт, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Пятигорск

СЕРДЮКОВА Ольга Ильинична, кандидат экономических наук, доцент, Институт управления, бизнеса и права, Пятигорск

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ МУНИЦИПАЛЬНО- ЧА СТНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ИНСТРУМЕНТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НАЛЬЧИК

Цель исследования ■ предложить мероприятия по совершенствованию муниципально-частного партнерства в городском округе Нальчик. Данное исследование проводилось в целях раскрытия результатов рейтинга городов по уровню развития МЧП, рассчитанного по обновленной методике. Проведен анализ проблем, связанных с применением муниципально-частного партнерства в городском округе Нальчик, и предложен ряд мер по совершенствованию муниципально-частного партнерства. Проанализированы реализуемые и планируемые к реализации проекты на основе соглашения МЧП, а также концессионных соглашений. В результате предложенных мероприятий повы сится эффективность правовой, институциональной и финансовой составляющих механизма МЧП в городском округе Нальчик. Рекомендации помогут повысить квалификацию и создать необходимый набор компетенций для муниципальных служащих снизить административные барьеры и создать благоприятные финансовые и налоговые условия реализации проекта. Ключевые слова: муниципально-частное партнерство; проекты; соглашения; инвесторы; бизнес.

В последние годы федеральные и региональные власти предприняли значительные усилия для разработки механизмов МЧП. Был создан регулирующий механизм для реализации проектов МЧП, а также созданы методологические и институциональные основы для выбора и реализации МЧП. Однако, в связи с комплексом нерешенных проблем в повестке дня федеральных и региональных властей, вопросы привлечения ресурсов бизнеса в развитие муниципальных образований через механизм МЧП по-прежнему остаются весьма сложными и неизученными в полной мере. "МЧП является альянсом государственных органов и частного бизнеса, цель которого заключается в создании и развитии социально значимых проектов - от стратегических отраслей экономики до оказания услуг в масштабах страны либо отдельных ее территорий" [5, с. 16].

Таким образом, МЧП представляет собой сотрудничество между государством и бизнесом в целях привлечения частных инвестиций

в экономику, обеспечения доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества на национальном, региональном и местном уровнях.

В соответствии со Страте- ^_

гией социально-экономического развития городского округа Нальчик на период до 2030 года и Концепцией инвестиционной политики городского округа Нальчик основными показателями эффективности деятельности органов местного самоуправления являются уровень и качество жизни населения, новые методы и принципы управления, обеспечивающих переход к более результативным моделям муниципального управления.

Городской округ Нальчик входит в состав Северо-Кав-казского федерального округа и граничит с двумя муниципальными районами Кабардино-Балкарской Республики: Чегемским - с юго-запада и Черекским ~ с северо-востока.

В настоящее время Городской округ Нальчик - это деловой, логистический и реальный социально-экономический центр Кабардино-Балкарской Республики.

Согласно Программы развития городского округа Нальчик [8], основной целью является сделать город Нальчик городом для людей, комфортным для всех категорий граждан и в будущем планируется обеспечение выполнения задач по следующим направлениям; развитие экономики; оптимизация расходов, снижениюе неоправданных затрат; стимулирование экономического роста, создание благоприятных условий для развития бизнеса; создание комфортной городской среды; благоустройство и озеленение городского округа; создание со-циально-ориентирован-ных, комфортных условий жизни всех категорий горожан; формирование здорового образа жизни горожан и др.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ, к полномочиям главы муниципального образования в сфере (ИЧП относится (рис, 1).

Обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления при реализации проекта муниципально-частного партнерства

{ ч Согласование с публичным партнером конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения соглашения о МЧП

Осуществление мониторинга реализации соглашений о МЧП

Содействие в защите прав и законных интересов публичных партнеров и частных партнеров в процессе реализации соглашения о МЧП

Ведение реестра заключенных соглашений

Обеспечение открытости и доступности информации о соглашения о МЧП

Представление мониторинга реализации соглашения о МЧП

Осуществление иных полномочий

Показатели Сроки реализации Форма участия муниципального образования Цель проекта Способ реализации Частные средства

1 2 3 4 5 6

Апарт-отель «Нальчик», г Нальчик, пр., Шогенцукова/ Лермонтова 4/4 2019-2022 гт Строительство инфраструктуры (реконструкция котельной «Нарт» и трансформаторной подстанции ТП-206) Увеличение емкости номерного фонда Частная инициатива 300,0 тыс. руб.

Апарт-отель «Гранд-Парк» г. Нальчик, ул. Кешокова 2020-2024 гт, Строительство инженерной инфраструктуры Увеличение емкости номерного фонда Частная инициатива 80,0 тыс. руб.

Реконструкция сувенирного рынка «Горянка» г. Нальчик, ул.Каиукоева, б^н 2022-2024 гт Строительство транспортной инфраструктуры Модернизация центра организованной торговли сувенирной продукцией Частная инициатива 215,0 тыс. руб.

Спортивно-рекреационный комплекс а Нальчик», г Нальчик, ул. Лермонтова б/н № 2-3 2019-2022 гт Имущественная поддержка МСП Организация деятельности городского пляжа, восстановление водны* обь-екгов Частная инициатива 30,0 тыс. руб.

Г\!

г\; О

Г\! _й О. иэ (15

Ф

о г

Рисунок 1 - Полномочия муниципальных образований в сфере МЧП [1]

Рассмотрим применение механизма МЧП в практике городского округа Нальчик. Для этого проанализируем реализуемые и планируемые к реализации проекты на основе соглашения МЧП, а также концессионныхсогла-шений.

На данный момент в городском округе Нальчик всего 12 проектов, представленных в таблицах 1 и 2, которые находятся на разных стадиях - от проектной инициативы до реализуемых проектов.

Таблица 1 - Проекты МЧП, реализуемые в городском округе Нальч

Ё

Продолжение табл. 1

1 2 3 4 5 6

Реконструкция «Зоопарка» г. Нальчик, Курортный парк 2021-3035 гг - строительство: 2025-2055 эксплуатация Концессия Создание центра семейного досуга. Частная инициатива 70,0 тыс. руб.

Реконструкция «Парка аттракционов» г Нальчик, Курортный парк 2016-2023 гг Муниципальная преференция Модернизация парка аттракционов Частная инициатива 20,0 тыс. руб.

Реконструкция кинотеатра «Победа» 1 Нальчик, ул. Кабардинская 2022-2023 гг Льготная ставка арендной платы Создание до- сугового центра Частная инициатива 70,0 тыс. руб.

Источник: Составлено автором на основании официального сайта Администрации городского округа Нальчик - Режим доступа: URL: https://admnafchik.ru/category/ economy/proekty-mchp/platiiruemye/

Рассматриваемые проекты реализуются в сфере благоустройства, отдыха, социальной инфраструктуры. Планируемые проекты будут реализоваться в сфере благоустройства, отдыха, социальной и инженерной инфраструктуры.

Таблица 2 - Проекты МЧП, планируемые в городском округе Нальчик

Показатели Сроки реализации Форма участия муниципального образования Цель проекта Способ реализации Частные средства

Оздоровительный комплекс кРодо-новый ИСТОЧНИКИ г. Нальчик, ул., Вовчок, б/н 2022-2023 гг. Строительство инженерной инфраструктуры Повышение эффективности деятельности курортно- рекреационно- го комплекса Частная инициатива 150,0 тыс. руб.

Комплексное развитие набережной р. Нальчик г; Нальчик от моста ул. Канукоева до моста по ул. Кешокова 2021-2022 гг Строительство инфраструктуры Организация досуга, общественное питание, размещение туристов Публичная инициатива 120,0 тыс. руб.

Аквакомплекс «Водолей» (реконструкция детских бассейнов) г. Нальчик, Курортный парк 2022-2023 гг Строительство инженерной инфраструктуры Создание вод-но-развлека-тельных объектов Повышение уровня обеспеченности населения водными объектами для рекреационных цепей Частная инициатива 30,0 тыс. руб.

Wellness-цектр «Термальная чаша», г. Нальчик, Курортный парк ул. Канукоева, б/н 2022-2023 п- Строительство инженерной инфраструктуры Создание пез^центра на базе уникальных природных эзотно-термальпых источников Частная инициатива 95,0 тыс. руб.

Спорт ивно-развлекательный центр «Скай-парк «Нальчика г Нальчик, Курортный парк 2022-2024 Гг Строительство инженерной инфраструктуры Создание объ-еи-ов экстремальных видов отдыха Частная инициатива 365,0 тыс. руб.

Источник: Составлено автором на основании [3]

Одной из отраслей развития экономики города является санаторно-курортный и гостиничный комплексы, которые относятся к наиболее динамично развивающимся и быстро окупаемым отраслям. Уникальная лечебно-оздоровительная система курортного комплекса города округа Нальчик определяется

наличием объектов рекреационной инфраструктуры, лечебных минеральных вод, курортных парков, скверами и архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры, а также особо ценными санаторно-курортными объектами, бальнеотехни-ческими коммуникациями и лечебными ресурсами [9].

Министерство экономического развития совместно с Национальным центром ГЧП провели анализ санаторно-курортного комплекса России[3, с 156]. И выработали набор критериев, которые позволят для первичного анализа определить, стоит или не стоит в отношении определенного имущества рассматривать механизм МЧП.

На рисунке 2 представлены требования к объектам санаторно-курортного комплекса для МЧП.

Доступность туристских ресурсов важная, но не единственная составляющая индустрии туризма. Развитая инфраструктура является неотъемлемой частью. Она состоит из имеющихся в городе средств размещения и туристических услуг - санаториев, гостиниц, пансионатов, а также специализированных туристических компаний, предоставляющих информационно-справочную поддержку и туристические услуги. Благодаря формирующейся инфраструктуре происходит освоение туристских ресурсов, повышаются их привлекательность, доступность для туристов, увеличивается туристская емкость территории.

Анализ и прогноз совокупного спроса на туристическом рынке показал, что количество отдыхающих с каждым годом увеличивается, и тенденции роста туристического потока в ближайшей перспективе будут сохраняться.

Для системного понимания сферы МЧП е городском округе Нальчик проанализируем исследования Национального центра государ-ственно-частного партнерства за 2020-2021 года. Данное исследование проводилось в целях раскрытия результатов рейтинга городов по уровню развития МЧП, рассчитанного по обновленной методике. В исследовании принимали участие 110 российских городов [6].

Надлежащим образом оформлены права собственности публичного партнера на объект и земельный участок необходимый дпя реализации проентта

Отсутствуют права третьих лиц на оёьект и земельный участок или есть возможность их прекращения к моменту заключения соглашения

Не является объектом культурного наследия

Основные объекты КЗПИТаГ1ЬН0Гв строительства введены в эксплуатацию после 1967 года

Отсутствуют судебные решения ппи подписания

ко нтроль н о-н ад з ори ы х органов препятствующие применению механизмов М4П

Рисунок 2 - Требования к объектам санаторно-курортного комплекса для МЧП [7]

Национальный Центр государствен но-частного партнерства запустил рейтинг, в рамках которого проводится оценка готовности институциональной среды и управленческих команд в городах привлекать частные инвестиции с использованием различных механизмов МЧП[2, с.79]. Его пилотная апробация состоялась в 2020 году, а результаты опубликованы на платформе "РОСИНФРА"[Ю].

Развитие муниципально-частного партнерства в муниципальных образованиях Российской Федерации представлено в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3 - Развитие сферы МЧП в муниципальных образованиях РФ

Город Итоговый интегральный показатель. % Место в рейтинге МЧП Объем частных инвестиций в проектах МЧП. млн руб.

3030 г. 2021 г 2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г

Нижневартовск 53,2 96,3 3 1 15 257 16 059,7

Сургут 67,3 92,0 1 2 3 638,1 В 633.1

Волгоград 49.4 70,6 4 3 83 916,9 82 353,9

Саратов 266 43,1 17 э 25 300 25 928,7

Ставрополь 20,04 15,3 33 59 723 715,6

Нальчик 7.2 12,7 84 67 77 107

Махачкала 11,3 11,3 03 69 145 145

Пятигорск - 11,4 71 455

Сочи 14,4 0,0 52-53 73 - -

Грозный 6.0 6,2 92-93 97 - -

Владикавказ 7.3 4.4 80 103 - -

На основании данных таблицы 3 можно сделать вывод, что городской округ Нальчик в 2021 году является лидером относительно других городов СКФО. Однако, по отношению к другим городам в 2020 году был аутсайдерам рейтинга развития ГЧП/МЧП в России, в 2021 году улучшил свою позицию на 17 пунктов.

В городском округе Нальчик существуют сложности. До недавнего времени наиболее острой оставалась проблема несовершенства законодательного регулирования. Законодательные трудности в области внедрения МЧП - проектов заключаются в следующем:

- отсутствие правовых актов, регулирующихпред-варительную процедуру переговоров;

- отсутствие актов, регулирующих контроль и мониторинг объектов;

- отсутствие актов, регламентирующих порядок оценки эффективности и сравнительных преимуществ проектов на этапе подготовки (т.е. выбор наиболее эффективного пути - соглашение МЧП, концессия или госзаказ);

- нормативная база для реализации проектов МЧП не полностью сформирована;

- неоднозначность применения норм закона о МЧП {сложность обоснования отсутствия необходимости руководствоваться нормами 44-ФЗ);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- трудности с обеспечением гарантий при заключении договоров МЧП;

- отсутствие конкретных схем реализации МЧП.

В настоящее время наиболее важным препятствием для развития практики проектов МЧП в городском округе Нальчик является неспособность муниципальных органов власти, которые располагают привлекательными территориями и инвестиционными возможностями, подготовить и "упаковать" проект дпя инвесгоров[4]. Ограничением для частных инвесторов, повышающим их риски, является низкий уровень методологической проработки проек-

Г\! СМ О

Г\! _й О. иэ га

о г

Ё

тов со стороны государства (низкое качество подготовки проектной документации для реализации МЧП-проектов по причине того, что органы власти в большинстве случаев не выделяют на соответствующие работы бюджетных средств, зачастую неустраивает частных инвесторов и банки) и отсутствие реальной практики участия в МЧП-проектах.

Проблема ограниченного числа квалифицированных рабочих также весьма актуальна. Наблюдается нехватка компетенций в области привлечения потенциальных инвесторов и в вопросах проработки МЧП -проектов (проектная документация, обоснование рентабельности).

Качество институциональной среды, нормативной правовой базы, структурирования и запуска проектов МЧП зависит от соответ-^ ствующей подготовки и квалификации кадров ^ в органах местного самоуправления. Органи-^ зация образовательных мероприятий должна Q носить системный характер в силу имеющего ^ место обновления муниципальных команд. О Также стоит учитывать изменения, которые ^ вносятся не только в законодательство, связанное с реализацией проектов МЧП, но и в отраслевые законодательные и подзаконные акты.

Следует приобрести необходимые компетенции действующих сотрудников, а также дальнейшее привлечение высококвалифицированных специалистов в состав персонала.

Следующей проблемой является отсутствие разработанных и опубликованных методических рекомендаций для частных инвесторов и публичной стороны по инициированию и реализации МЧП-проектов, по взаимодействию с органами местного самоуправления, а также иных документов и материалов, упрощающих инициирование и запуск инфраструктурных проектов на принципах МЧП.

Основной причиной недостаточного развития МЧП в городском округе Нальчик, является нехватка собственных финансовых ресурсов, что серьезно ограничивает способность местных органов власти участвовать в программах поддержки инвестиций и бизнеса. В городском округе Нальчик объем финансовых ресурсов, необходимых для выполнения своих расходных обязательств, не соответствует уровню реальных потребностей.

Проанализировав проблемы на пути развития МЧП в городском округе Нальчик, нами сформулированы рекомендации посовершен-ствованию механизма реализации МЧП,

Для более успешного и эффективного развития МЧП в городском округе это может быть создание совещательно-консультативного органа, который необходим для объединения усилий частного сектора, публичного сектора, а также экспертов в выработке политики в сфере МЧП, оценки эффективности применения принципов МЧП в развитие тех или иных отраслей общественной инфраструктуры.

Для формирования политики в сфере МЧП целесообразно реконструировать раздел МЧП на Интернет-портале, а именно официальном сайте администрации городского округа Нальчик, добавив в него информацию о потребности в объеме внебюджетных средств в отраслях общественной инфраструктуры городского округа. Подобная информация содержится на официальном сайте поддержки инфраструктурных проектов РОСИНФА, но включает сведения не по отдельным отраслям, а по отдельным городам. На муниципальном уровне важнее будет рассмотреть именно отрасли, что позволит визуально-графически определить отрасли аутсайдеры, на развитие которых следует уделить большее внимание.

В городском округе Нальчик необходимо закрепить мероприятия и механизмы МЧП в конкретные муниципальные программы.

Например, в муниципальную программу "Развитие физической культуры и массового спорта в городском округе Нальчик на 2020-2023 годы" можно закрепить мероприятия по механизму МЧП по строительству (созданию) физкультурно-оздоровительного комплекса для занятий зимними видами спорта и крытого катка с искусственным льдом. Для повышения мотивации горожан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни посредством обеспечения условий для развития физической культуры и спорта в г.о. Нальчик.

В Муниципальной программе "Формирование современной городской среды на территории городского округа Нальчик" включить механизм по МЧП по реконструкции "Зоопарка". Для увеличения площади благоустроенных наиболее посещаемых общественных территорий.

Не менее важным инструментом инфраструктурного планирования и инвестиционного позиционирования является МЧП - план города ("Инфраструктурный план"), который представляет собой сводную "дорожную карту" по запуску перспективных проектов МЧП. В данном документе в дополнение к ключевым параметрам по планируемым проектам отра-

жаются необходимые мероприятия с отведенными сроками реализации, а также указываются ответственные исполнители для взаимодействия с потенциальными инвесторами.

Эти рекомендации повысят эффективность правовой, институциональной и финансовой составляющих механизма МЧП в муниципалитете, будут способствовать реализации проектов МЧП, помогут повысить квалификацию и создать необходимый набор компетенций для муниципальных служащих, снизить административные барьеры и создать благоприятные финансовые и налоговые условия реализации проекта. Теоретическая и практическая значимость предлагаемых рекомендаций заключается в понимании благоприятных финансовых, институциональных и правовых элементов механизма реализации МЧП на муниципальном уровне, которые направлены на улучшение конкурентной позиции муниципалитета и создание благоприятной инвестиционной среды.

Литература:

1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. ог 29.12.2015) "О государственно-частном партнерстве, муниЦипально-чжтном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений е отдельные законодательные акты Российской Федерации" - Режим доступа: URL: http://

www, со nsultant.ru / document/ cons_docJ.AW_182660/

2. Житнева E.C. Современные тенденции развития государствен но-части о го партнерства / Е.С, Житя-ева, М.С Гусева // Региональное развитие: электронный научно практический журнал. 2018. №4(16).-С, 78-82.

3. И татю к H.A. Государстве и но-час гное партнерство / H.A. Игнаткж. - М.: Юстицинформ, 2017. -229с.

4. Инвестиционный паспорт Кабардино-Балкарской Республики - URL: Режим доступа http-;:// ¡nvest.kbr.ru/invcstitsionnaya karta/

5. Кабашкин ß.A. Государствен но-частное партнерство в регионах Российской Федерации / В.А. Кабашкин. - М.: Дело, 2015.-251 с.

6. Официальный сайт "РОСИНФРА" Рейтинг городов по уровню развития МЧП [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosinfra.ru/digest/ rating-of-cities

7. Официальный сайт Национального центра го-сударственного-частного партнерства [сайт]. -URL: http://pppcenter.ru/index, php?id=599

8. Официальный сайт Администрации городского округа Нальчик). - Режим доступа: URL: https:// admnalchik.ru/category/economy/proekty mchp/ pía ni rue туе/

9. Паспорт городского округа Нальчик [сайт]. -URL: http:// https://admnalchik.ru/pasport-goroda/ 1443087329/

Ю.Рынок государственно-частного партнерства в России: проблемы и перспективы развития [сайт]. - URL: https://iptg.ru/upload/iblock/5a5/ 5a5d4440ca6eec9837c16003dc2f69c2.pdf/

Г\!

г\; О

Г\!

Cl ю

(15 Ф

о г

S

ESSENCE-CLASSIFICATION ASPECTS OF THE CONCEPTS OF CONNECTIVITY, PROXIMITY AND COMMONALITY OF THE ELEMENTS OF THE ECONOMIC SPACE IN THE CONTEXT OF THEIR INTERACTION AND THE PROCESSES OF NETWORKING THE REGIONAL

Bondareva Yana Yurievna, PhD of Economics, Associate Professor, Belgorod State National Research University, Belgorod

The relevance of the problem statement is determined by the need to substantiate the promising forms of the spatial organization of the economy and productive forces based on the use of the properties of connectivity, proximity and commonality of the elements of the economic space. The purpose of the study is to systematize individual scientific ideas about these properties, compiling their classification set, revealing the distinctive features and specifics of each of the properties and, on this basis, substantiating the conceptual and methodological provisions on promising forms of economic space organization. The results of the study are of theoretical and applied importance in the context of scientific support for the processes of transformation of the economic space and the search for optimal forms of its organization in order to effectively use the absolute and relative advantages of the territories.

Keywords: economics; region; economic space; spatial connectivity; territorial proximity; commonality of elements of the economic space; dusters; economic networks; networkization of the economic space.

DO! 10.24923/2222-243X.2022-45.2

СУЩНОСТНО-КЛАССИФИКАЦИОННЫЕАСПЕКТЫ УДК 332.1:338.91 ПОНЯТИЙ СВЯЗНОСТИ, БЛИЗОСТИ И ОБЩНОСТИ ВАК РФ 5.2.3 ЭЛЕМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В КОНТЕКСТЕ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПРОЦЕССОВ СЕТИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Актуальность постановки проблемы определяется необходимостью обосно- ©Бондарева Я.Ю., 2022 вания перспективных форм пространственной организации экономики и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.