Лизинг
Удк 339.187.62
практика применения лизинга в строительной сфере. экономико-статистический аспект
М. А. ЗМАНОВСКАЯ, аспирант кафедры финансового менеджмента Е-mail: zmanoffskaya@mail.ru Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации
В статье отмечается, что практика применения лизинга в российской строительной отрасли насчитывает более двух десятилетий. Подчеркивается, что в условиях переходного периода ощущался существенный недостаток капитальных вложений, связанный в первую очередь с высокой инфляцией, несоразмерным налоговым бременем, нехваткой оборотных средств и высокой стоимостью кредитных ресурсов. Рассмотрен кардинально новый и финансово привлекательный способ инвестиционной деятельности, который стал катализатором для развития лизинга.
Ключевые слова: лизинг, строительная отрасль, экономико-статистический анализ, практика развития лизинга в России.
Отправной точкой активного развития рынка лизинговых услуг в нашей стране можно считать начало 1990-х гг. Выделяются три наиболее существенных рубежа, разделяющие предыдущий и нынешний этапы его становления.
Первый рубеж можно назвать стихийным. Он ограничен моментом принятия Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». В этот период образовывались первые лизинговые компании на основе коммерческих банков. К середине 1990-х гг. Правительство РФ, взвесив все преимущества лизинга и оценив потенциальные возможности его дальнейшего развития,
одобрило ряд постановлений, способствующих дальнейшему становлению лизинга в России. В результате появившиеся новые игроки лизингового рынка были образованы преимущественно финансово-промышленными группами, целью которых стало переоснащение предприятий, входивших на тот момент в состав группы. Динамика численности лизинговых компаний представлена на рис. 1.
По оценкам экспертов Ассоциации российских лизинговых компаний «Рослизинг», в 1995 г. лизинговые компании, являющиеся членами ассоциации, подписали соглашения о лизинге на общую сумму порядка 170 млрд руб. (42 млн долл.). В 1996 г. сумма заключенных договоров возросла до 670 млрд руб. (130 млн долл.), а в 1997 г. объем лизинговых соглашений членов ассоциации составил уже 2,8 трлн руб. (500 млн долл.).
Оптимальный налоговый режим для лизингового бизнеса по сравнению с банковским кредитованием давал существенную экономию на расходах (по различным оценкам, — до 40 %). Однако лизинговый механизм на тот момент имел существенные проти -воречия в правовой базе. Много вопросов вызывали отдельные положения Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — закон о лизинге). Так, согласно закону о лизинге у лизингодателя было право в бесспорном порядке изъять предмет лизинга у лизингополучате-
1993 1994 1995 1996 1997 1998
Рис. 1. Рост числа лизинговых компаний в России в 1993-1998 гг., ед.
ля. Это, несомненно, противоречило норме ст. 619 Гражданского кодекса РФ, регулирующей расторжение договора лизинга только в судебном порядке. Одновременно возникло противоречие между п. 1 ст. 14, п. 5 ст. 18 закона о лизинге и п. 1 ст. 335 Гражданского кодекса РФ (о праве передачи предмета лизинга в залог). Согласно положению Гражданского кодекса РФ имущество, передаваемое в залог, должно находиться у залогодателя в собственности или на основании права хозяйственного ведения, к коим невозможно отнести право владения и пользования предметом лизинга лизингополучателем.
В тот период лизинг чаще всего выступал как средство минимизации налогообложения. Например, если приобреталось новое оборудование или техника, компания стремилась существенно сократить период амортизации путем оформления сделки как лизинговой. По факту большая часть денежных средств перечислялась в момент оплаты аванса: фактически лизинговые отношения не возникали. 50
Ко второму этапу функционирования лизинга в России можно отнести период после банковского кризиса 1998 г. и до момента принятия Федерального закона от 29.01.2002 № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге» (далее — Федеральный закон № 10-ФЗ). В это время произошел значительный сдвиг в сфере лизингового бизнеса. В первую очередь банковский криз 1998 г. вынудил многие компании искать альтернативные пути для обеспечения финансирования своих капитальных вложений. Тем более что скорейшему развитию лизинговой деятельности в нашей стране помогало государство. Оно официально признало лизинг стимулом для развития ряда отраслей экономики: сельского хозяйства, автотранспорта, авиатехники, производства телекоммуникационного оборудования и др. С другой стороны, лизинговая деятельность стала более востребованной. На смену «коротким» деньгам пришли «длинные» — с соответствующими низкорискованными инструментами.
Лизингу удалось оптимизировать большую часть кредитных рисков и тем самым минимизировать возможность срыва сделки за счет передачи предмета лизинга в виде дополнительных гарантий.
Согласно статистическим данным доля невозвратов по лизинговым сделкам на тот момент не превышала 5 %. В основном из-за просрочки лизингового платежа от одной недели до одного месяца. По данным группы по развитию лизинга МФК, объем лизинговых операций в 2001 г. составил 1,7 млрд долл. (49,7 млрд руб.) (рис. 2).
Если рассматривать общий размер инвестиций в основной капитал за счет совокупности всех источников инвестирования, то объем инвестиций в 2001 г. достиг 1 599 млрд руб. При этом доля лизинга в общем объеме инвестиций в России приблизилась к 3 %. По информации Росстата (по мнение многих специалистов, данные были значительно занижены), этот показатель составлял порядка 1 %.
Существенно выросла численность лизинговых организаций. Так, до 17.08.1998 было организованно и зарегистрировано около 21 % от общего числа компаний. После кризиса — уже 79 %.
Таким образом, российский рынок лизинговых услуг обладал огромным потенциалом для своего дальнейшего развития.
0 -I-,-,-,-,—
1998 1999 2000 2001 2002
Рис. 2. Темпы прироста рынка лизинговых услуг в 1998—2002 гг., млрд руб.
Несмотря на то, что доля лизинга в финансировании основных фондов на тот момент была в 1,5 раза меньше европейского уровня и почти в 4 раза ниже американских показателей, разрыв между Россией и остальными государствами — лидерами лизингового рынка с каждым годом сокращался.
Следует учитывать, что острая фаза банковского кризиса 1998 г. была уже пройдена, но еще довольно длительное время ощущались его последствия. Значительная часть предприятий и организаций продолжали проводить консервативную политику в отношении финансирования затрат на модернизацию действующих производств и поддержание проектов по реализации новых. Данное обстоятельство, а также недостаточно развитые правовые отношения, регулирующие лизинговую деятельность на тот момент, сложность с фондированием проектов на период, превышающий три года, нестабильность рыночной стоимости имущества, ухудшение финансового состояния потенциальных клиентов еще долгое время сдерживало развитие рынка лизинга.
С момента принятия Федерального закона № 10-ФЗ начинается новейший этап развития лизинга в России как альтернативного и экономически целесообразного механизма кредитно-инвестиционной политики организаций.
Произошли конструктивные изменения в нормативно-правовой базе, снявшие многие противоречия в законе о лизинге и нормативно-правовые преграды в Налоговом кодексе РФ, убраны бюрократические барьеры с момента отмены лицензирования лизинговой деятельности.
Современные исследования выявили растущий интерес российских организаций к лизинговому бизнесу: в 2010 г. рынок лизинговых услуг в России достиг 281 млрд руб., тем самым показав рост с 2002 г. в 11,7 раза.
Доля лизинга от объема инвестиций в основные фонды в 2010 г. составила 3,8 %. При этом доля лизинговых сделок в ВВП России достигла 0,63 %.
Имеющиеся данные показывают, что темп роста инвестиционной привлекательности лизинга в 2010 г. составил 6 %. Данное обстоятельство свидетельствует об
1 200,0
1 000,0
800,0
600,0
400,0
200,0
0,0
увеличении непосредственного влияния лизингового механизма на инвестиционный процесс в нашей стране в целом.
Рынок лизинговых услуг в России продемонстрировал улучшенные показатели по итогам 2010 г. Значительно выросла активность лизинговых организаций в сравнении с результатами прошлого года и достигла уровня, сопоставимого с уровнем 2008 г. (рис. 3). В результате можно констатировать, что полученные результаты компаний во многом стали выходить на докризисный уровень, что не может не сказаться на оперативном восстановлении лизингового рынка в России.
Согласно исследованию рейтингового агентства «Эксперт РА», проводимому в рамках проекта «Российский лизинг», в котором приняли участие 100 лизинговых организаций с общим оборотом примерно 80 % от оборота всех компаний, присутствующих на рынке лизинга, получены следующие данные.
Объем нового бизнеса по результатам 2010 г. составил 556 млрд руб. (темп прироста по сравнению с результатами аналогичного периода 2009 г. составил 79,4 %). Совокупный портфель лизинговых компаний по состоянию на 31.12.2010 вырос до 1,387 млрд руб.
Проанализировав полученные данные, можно утверждать, что произошел рост объема совершенных сделок в 2010 г. по сравнению с 2009 г. почти вдвое. При этом число заключенных сделок также увеличилось (в 2010 г. — 42 836).
Достигнутые лизинговыми компаниями результаты позволяют судить о стабилизации и некотором улучшении ситуации. Компании успешно восстанавливают свой бизнес в основном при помощи увеличения объема производства и улучшения ситуации
-200
-140
-120
■
997,5 179 % -
■ 167 %
- 720 /
565
<12% -
315 / -
- ■ ■ ^ 44% ■ -
-100
80
60
40
20
3 §
.а
д
2007
2008
2009
2010
рис. 3. Показатели развития рынка лизинговых услуг в 2007—2010 гг., млрд руб.
0
по сбору платежей. Банковский сектор, по праву являющийся основным источником финансирования для лизингодателей, постепенно выходит из кризиса и начинает активно заниматься согласованием новых кредитных лимитов или увеличением уже имеющихся, а также снижает процентные ставки.
В течение 2010 г. зафиксирован устойчивый рост спроса на лизинговые услуги практически по всем сегментам рынка, в частности в сегментах автотехники и строительного оборудования.
40 ■ 35 30 25 20 15 10 5 0
Г
/
8°
8°
Л»
8°
Л»
г
/ *
8°
8°
8°
Л»
<0-
#
<>а
сГ
■ 2010 г.
. 2009 г.
с?
Рис. 4. Территориальное распределение новых лизинговых сделок в 2010 г. в сравнении с 2009 г., %
Железнодорожная техника Авиационный транспорт Грузовой автотранспорт Легковой автотранспорт Стр оительная техника Суда (морскиеи речные) Дор ожно-стр оительная техника Энергетическое оборудование Оборудование для ЖКХ Здания и сооружения
33,20
10
20
Рис. 5. Топ-10 сегментов рынка по доле в общем объеме нового бизнеса, %:
1 — 2010 г.; 2 — 2009 г.
По территориальному распределению сделок за 2010 г. существенно поменялась доля трех регионов — Москвы, Центрального федерального округа и Сибирского федерального округа. При этом доля других регионов изменилась менее существенно. Москва укрепила свои позиции, увеличив долю в структуре с 28,9 % по итогам 2009 г. до 37,1 %. Доля Сибирского округа уменьшилась с 15,6 до 6,5 %. Доля Центрального округа также снизилась с 20,9 до 14,8 % по сравнению с 2009 г. (рис. 4).
Тройка лидеров по количеству заключенных сделок в течение 2010 г. включает следующие компании: «Сбербанк Лизинг», «ВТБ-Лизинг» и «ТрансКредитЛизинг». По официально опубликованным данным, компания «Сбербанк Лизинг» в 2010 г. провела экспансию на региональную сеть, включив в состав новых регионов дальнее зарубежье. Вновь вовлеченные регионы пока не являются конкурентоспособными по сравнению с Центральным или СевероЗападным федеральными округами, но главное, что в этом направлении ведется усиленная работа по освоению новых рынков, которая в дальнейшем, безусловно, даст свои положительные результаты.
Сводные показатели данных компаний обеспечивают 48,4 % от общего объема новых сделок, заключенных в Москве.
Значительные изменения произошли в сегменте лизингового рынка в зависимости от доли в объеме нового бизнеса (рис. 5).
Значительный объем лизинговых сделок за 2010 г. в зависимости от видового состава оборудования пришелся по объемам на сегмент железнодорожной техники — 33,2 % (объем в 2009 г. — 14,5 %). Вторым по объему является авиатехника — 15 % (22,66 % в 2009 г). Сегменты грузового и легкового автотранспорта занимают соответственно третье и четвертое места с почти одинаковыми до-
зо
40
лями в структуре лизинговых сделок — 9,9 и 9,4 % соответственно (8,01 и 11,12 % в 2009 г). Строительная техника и дорожно-строительное оборудование заняли пятое и седьмое места в структуре с долей в новых сделках — 3,9 и 3,2 % соответственно (за аналогичный период 2009 г. - 4,29 и 1,27 %).
Как свидетельствуют результаты исследований, проведенных аналитиками компании «Эксперт РА», за 2010 г. в зависимости от видового состава оборудования сокращение произошло по 26 сегментам рынка из 38 изученных. При этом положительная динамика наблюдалась лишь в одиннадцати сегментах лизингового рынка.
Доля строительной техники (включая строительную спецтехнику на колесах) в новом бизнесе сократилась незначительно — на 9,6 %. А структура дорожно-строительной техники, наоборот, имела тенденцию к увеличению: по итогам 2010 г. прирост составил 154,3 %.
Строительные организации, выступая в качестве потенциальных пользователей лизинговых услуг, в наибольшей степени заинтересованы в техническом перевооружении и переоснащении средств производства и, как следствие, в получении полной объективной информации об имеющихся на рынке лизинговых компаниях, специализирующихся на предоставлении в лизинг строительной техники и дорожно-строительного оборудования. Они имеют значительный опыт по ведению лизингового бизнеса, работают с конкретными поставщиками техники и оборудования, а также привлекают доступные источники финансирования для лизинговых проектов.
Перечень ведущих российских лизинговых компаний, одним из направлений специализации которых является строительная и дорожно-строительная техника и оборудование, представлен в таблице. Полученные данные позволяют сориентироваться кто является ключевыми игроками в данном сегменте рынка лизинговых услуг.
Восстановление спроса на лизинговые услуги способствовало увеличению потребности организаций в поиске оптимальных источников фондирования. Как отмечает большинство игроков рынка, произошедшая в 2008 г. либерализация условий выдачи банковских кредитов чаще всего неспособна удовлетворить возрастающие потребности лизинговых компаний как по срокам кредитования и уровню процентной ставки, так и по предъявляемым требованиям к заемщикам.
В условиях роста активности кредиторов во второй половине 2010 г. на денежном рынке одним
Рэнкинг топ-10 лизинговых компаний строительного и дорожно-строительного оборудования и техники в 2010 г.
Наименование объем нового бизнеса, млн руб. заключенные контракты, ед.
Сбербанк Лизинг 17 485,55 91
Газтехлизинг 10 514,84 11079
ГТЛК 3 605,01 1047
Балтийский лизинг 3256,39 525
Дельта Лизинг 1 721,78 553
Еигор1ап 1 644,44 1012
Универсальная лизинговая компания 1 557,56 69
Интерлизинг 877,23 100
Лизинговая компания КАМАЗ 602,66 8
РМБ-ЛИЗИНГ 576,37 55
из главных средств финансирования для лизинговых компаний стал выпуск облигационного займа. Принимая во внимание достаточно низкие эффективные ставки заимствования на долговом рынке, лизинговые компании, активно размещая облигационные займы, создают хорошую кредитную историю, формируют имидж публичной компании, раскрывая информацию о себе.
Повышенный интерес со стороны лизинговых компаний к облигационному выпуску обусловлен возможностью получить доступ к существенному объему «длинных» и «дешевых» источников наравне с кредитованием без дополнительного обеспечения.
Однако следует подчеркнуть, что размещение облигаций, хотя и перспективная альтернатива банковскому кредитованию, но все же не является его заменой, а выступает лишь как дополнительный источник финансирования, позволяющий привлекать ресурсы на более длительный период и с оптимальными для компании условиями размещения.
Как следствие, привлечение долгосрочных источников лизинговыми компаниями дает возможность заключать сделки на более длительный период. Участники лизингового рынка отмечают, что за последнее время наметилась тенденция к повышению сроков лизинговых сделок в результате некоторой стабильности рынка. Если ранее среднестатистическая сделка не превышала срока лизинга 3—5 лет, то в настоящее время стала активно практиковаться передача по лизинговому соглашению дорогостоящей техники и оборудования, объектов железнодорожной инфраструктуры, авиатехники и строительных комплексов на более длительный срок — в среднем до 10—15 лет.
Следует отметить, что наибольший объем сделок, осуществленных в течение 2010 г., относится к
масштабным проектам, разработанным государственными компаниями и приближенными к ним структурами, профинансировавшими крупные инвестиционные сделки. Это сказалось на значительном росте доли долгосрочных лизинговых сделок на рынке. Отметим, что существенно уменьшилась доля сделок продолжительностью более 2—3 лет и 3—5 лет. Это прослеживается не только в кризисном 2009 г., но и в первой половине докризисного 2008 г. При этом сделки срочностью выше 7 лет в 2010 г., наоборот, значительно выросли.
Спрос со стороны пользователей лизинговыми услугами на текущий момент хоть и увеличивается, но все еще остается достаточно слабым. Это вызвано:
— короткими сроками планирования со стороны лизингополучателей и медленным восстановлением их финансового состояния;
— неопределенностью в отношении лизингового законодательства в перспективе.
Увеличение спроса на рынке за последние два года преимущественно было осуществлено за счет массовых мелких лизинговых сделок (автолизинг) и масштабных сделок по заключению крупных единичных контрактов (например, на поставку авиатехники, лизинг подвижного состава, парка строительной техники). Спрос на оформление крупных договоров зачастую стимулируется государством (к примеру, частичное возмещение затрат на лизинговые платежи по приобретению авиатехники и судов). При этом небольшие сделки поддерживаются исключительно программой «Двухуровневая поддержка малых и средних предприятий с использованием механизмов лизинга», предоставленной ОАО «Российский банк развития». По мнению автора, подобная ситуация даст доминирующий перевес в сторону крупных сделок в качестве основного направления развития лизингового рынка в 2011—2012 гг.
Для дальнейшего увеличения рынка лизинговых услуг необходимо поддержание спроса на соответствующем уровне: потенциал для развития высок. По данным агентства «Эксперт РА», по состоянию на 01.01.2011 в число потребителей лизинговых услуг в России входило около 50 тыс. предприятий. В то же время, по подсчетам ФНС России, число зарегистрированных юридических лиц на ту же дату составляло около 4,4 млн, а индивидуальных предпринимателей — порядка 4,1 млн. Из этого следует, что услугами лизинговых компаний пользуются менее 0,6 % предприятий от общего числа потенциальных лизингополучателей.
Благодаря возросшим потребностям организаций в обновлении средств производства, а
также возобновлению свернутых во время кризиса инвестиционных программ, восстановление рынка лизинговых услуг в 2010 г. впечатлило своими темпами.
Наряду с некоторым улучшением экономической ситуации в мире в целом и в России в частности дальнейшему развитию лизингового рынка в нашей стране могут помочь изменения в законодательной базе. Так с 01.01.2011 было отменено ограничение на использование объекта лизинга исключительно в целях предпринимательской деятельности. Это в значительной степени расширит целевой сегмент потенциальных клиентов, даст толчок для усовершенствования продуктового ряда и разработки новых видов услуг, будет стимулом для усовершенствования технологий по оценке кредитного риска. При этом видимого эффекта от данного нововведения следует ожидать не ранее, чем к концу 2011 — началу 2012 г., поскольку лизинговым компаниям потребуется некоторое время для усовершенствования ряда лизинговых услуг и разработки соответствующих критериев для оценки рисков в отношении потенциальных лизингополучателей.
Если до конца 2011 г. сохранится прежний режим налогообложения, то можно ожидать прироста рынка лизинга в среднем на 30—50 %. При данном ожидаемом увеличении доля лизинга в ВВП оценивается всего в 1,5—1,7 %, что сопоставимо с уровнем 2008 г.
Согласно прогнозу агентства «Эксперт РА» на 2012 г. рынок лизинговых услуг может вырасти на 10—30 %. Но если ожидаемая отмена ускоренной амортизации все же произойдет, то лизинговый рынок, напротив, ждет отрицательная динамика — показатели сократятся в 2—3 раза по сравнению с результатами 2010 г.
Список литературы
1. Адамов Н. А., Титов А. А. Лизинг. СПб: Питер. 2007.
2. Гараджа М. Краткий обзор рынка финансовой аренды в России // Лизинг-курьер. 1999. № 1.
3. Сурнин B. C., Бувальцева В. И., Тимощук Н. А. и др. Императивы преодоления кризиса экономики. Регулирование. Банки. Инвестиции (на примере Кемеровской области). Кузбасская энциклопедия. Серия экономическая. Кемерово: Кузбассвузиздат. 2001.
4. Финансовая аренда (лизинг) в России. Обзор рынка 2000-2001. М.: МФК. 2002.
5. Шабашев В. А, Федулова Е. А., Кошкин А. В. Лизинг: основы теории и практики: учеб. пособие. М.: КНОРУС. 2005.
6. URL: http//www.raexpert.m.
7. URL: http//www.rosleasing.ru.
8. URL: http//www.gks.ru.