Научная статья на тему 'Практика преподавания общественно-политологических дисциплин с использованием новых информационных технологий'

Практика преподавания общественно-политологических дисциплин с использованием новых информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / GOOGLE СЕРВИСЫ / ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сащенко Наталья Петровна, Сергеев Владимир Александрович

В этой статье авторами рассматривается важность и необходимость расширения использования новых информационных технологий в практике преподавания общественно-политологических дисциплин, как новой формы развития информационно-технологической компетентности кадров государственной службы. В современных условиях жизни общества информация становится важным стратегическим ресурсом, и ее использование современным государственным служащим предполагает, что он должен свободно ориентироваться в информационных потоках, уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств информационных технологий. Использование новых информационных технологий в практике преподавания общественно-политологических дисциплин в ходе подготовки кадров государственный службы должна быть направлено на достижение двух основных целей: повышение уровня подготовленности специалистов посредством совершенствования технологии обучения на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий, а также подготовку специалистов для профессиональной деятельности в условиях информатизации общества, повышение их информационно-технологической компетентности. Рассматриваются различные формы использования новых технологий с использованием облачных сервисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сащенко Наталья Петровна, Сергеев Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING PRACTICE OF SOCIO-POLITICAL DISCIPLINES, USING NEW INFORMATION TECHNOLOGIES

In this article the authors discusses the importance and the necessity of promoting the use of new information technologies in the practice of teaching socio-political disciplines, as new forms of development information technology competence of State service. In modern conditions of information society becomes an important strategic resource and its use of modern civil servants suggests that he should freely navigate in information flows, to be able to receive, process and use information through computers, telecommunications and other information technology tools. The use of new information technologies in the practice of teaching socio-political disciplines during a public service training should be aimed at achieving two main goals: raising the level of professional qualification by improving technology training through the use of modern information and communication technologies, as well as training of specialists for professional activity in conditions of informatization of the society, enhancing their information technology competence. Discusses the various forms of use of new technologies using cloud services. The work is a description of some of the significant benefits of the introduction of new information technologies in the training process in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Практика преподавания общественно-политологических дисциплин с использованием новых информационных технологий»

Н.П. Сащенко, А.В. Сергеев

ПРАКТИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ

ОБЩЕСТВЕННО-

ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИХ

ДИСЦИПЛИН С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

НОВЫХ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

N. Saschenko, A. Sergeev

TEACHING PRACTICE OF SOCIO-POLITICAL DISCIPLINES, USING NEW INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация

В этой статье авторами рассматривается важность и необходимость расширения использования новых информационных технологий в практике преподавания общественно-политологических дисциплин, как новой формы развития информационно-технологической компетентности кадров государственной службы. В современных условиях жизни общества информация становится важным стратегическим ресурсом, и ее использование современным государственным служащим предполагает, что он должен свободно ориентироваться в информационных потоках, уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств информационных технологий. Использование новых информационных технологий в практике преподавания общественно-политологических дисциплин в ходе подготовки кадров государственный службы должна быть направлено на достижение двух основных целей: повышение уровня подготовленности специалистов посредством совершенствования технологии обучения на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий, а также подготовку специалистов для профессиональной деятельности в условиях информатизации общества, повышение их информационно-технологической компетентности. Рассматриваются различные формы ис-

Abstract

In this article the authors discusses the importance and the necessity of promoting the use of new information technologies in the practice of teaching sociopolitical disciplines, as new forms of development information technology competence of State service. In modern conditions of information society becomes an important strategic resource and its use of modern civil servants suggests that he should freely navigate in information flows, to be able to receive, process and use information through computers, telecommunications and other information technology tools. The use of new information technologies in the practice of teaching socio-political disciplines during a public service training should be aimed at achieving two main goals: raising the level of professional qualification by improving technology training through the use of modern information and communication technologies, as well as training of specialists for professional activity in conditions of informatization of the society, enhancing their information technology competence.

Discusses the various forms of use of new technologies using cloud services. The work is a description of some of the significant benefits of the introduction of new information technologies in the training process in modern conditions.

пользования новых технологий с использованием облачных сервисов.

Ключевые слова:

общественно-политологические дисциплины, информационные технологии, дистанционное обучение, технологии обучения, google сервисы, облачные сервисы.

Key words :

information technology, distance learning, corporate wi-fi network, office 365 for education, google services.

В истории человечества выделяют три глобальные революции аграрную, индустриальную и информационную.

Информационная революция происходит в настоящее время в виде повсеместного внедрения современных информационных технологий.

В современных условиях жизни общества информация становится важным стратегическим ресурсом, ее использование предполагает, что современный государственный служащий должен свободно ориентироваться в информационных потоках, уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств информационных технологий.

В обществе формируется насущная потребность иметь в штате государственной службы квалифицированных специалистов, владеющих арсеналом средств и методов информатики, что в свою очередь ставит соответствующие задачи перед системой подготовки государственных служащих и ее реализация невозможна без включения информационной компоненты в систему подготовки современного государственного служащего.

Анализируя работы А.В. Гагарина, Л.А. Быстряковой и П.В. Беспалова [3; 5] овладение современными информационными технологиями становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и для государственной службы, что требует разработки и внедрения в учебный процесс профессионально ориентированных программ и курсов, направленных на овладение основами необходимых знаний и накопление личного опыта их использования в своей профессиональной деятельности.

Несмотря на определенные трудности, связанные с организационными, материально-техническими, научно-методическими аспектами разработки и внедрения современных информационных технологий в образование, они вызывают интерес специалистов в области подготовки кадров государственной службы.

Назрела необходимость перехода от традиционных форм подготовки, направленных на накопление определенных знаний, умений и навыков, к использованию современных информационных и коммуникационных технологий, позволяющих значительно эффективнее осуществлять сбор, обработку и передачу информации, вести самостоятельную работу и самообразование, качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения [10].

Информатизация процесса подготовки кадров государственный службы должна быть направлена на достижение двух основных целей:

- подготовка специалистов для профессиональной деятельности в условиях информатизации общества, повышение их информационно-технологической компетентности;

- повышение уровня подготовленности специалистов посредством совершенствования технологии обучения на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий.

Первая цель должна достигаться современным подходом к содержанию процесса подготовки государственных служащих, предполагающим изучение информационных технологий как средства предъявления, обработки и усвоения информации, направленных на повышение его информационно-технологической компетентности. Знание данных технологий, умелое их использование создают реальные возможности для включения в подготовку специалиста принципиально нового содержания, ранее недоступного для применения в процессе обучения. Навыки поиска, отбора, оценки информации и ее дальнейшего использования постепенно начинают рассматриваться как базовый компонент общей грамотности.

Перечислим основные задачи информационной подготовки в настоящее время: обобщение и углубление теоретических знаний об основных понятиях и методах информации как научной дисциплины; изучение и освоение основ и способов представления, хранения, обработки и передачи информации с применением компьютеров; формирование умений и навыков работы на персональном компьютере; освоение методов работы с информационными и телекоммуникационными технологиями; изучение и освоение методов и способов применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности.

Значительное место в профессиональной подготовке специалистов государственной службы могут занять глобальные телекоммуникационные

сети, например, Интернет. Благодаря Интернету создаются совершенно новые возможности для слушателей и профессорско-преподавательского состава: проведение телеконференций; обмен информацией; организация совместных исследований обучаемых из различных учебных заведений; организация консультативной помощи обучаемым, организация сети дистанционного обучения; формирование умения добывать информацию из разнообразных источников, банков знаний, банков данных, хранить ее, передавать и обрабатывать.

Преподаватели благодаря доступу к сетям телекоммуникаций не только существенно повышают свою информационную вооруженность, но и получают уникальную возможность общения со своими коллегами практически во всем мире. Это создает идеальные условия и для профессионального общения, ведения совместной учебно-методической и научной работы, обмена учебными разработками, компьютерными программами, данными и т.п. Использование новых информационных технологий дает преподавателю возможность достигать дидактических целей, применять как отдельные виды учебной работы, так и любой их набор, т.е. проектировать обучающую среду. Ориентированные на преподавателя инструментальные средства позволяют ему оперативно обновлять содержание автоматизированных учебных и контролирующих программ в соответствии с появлением новых знаний и технологий. Преподаватель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого, творческого поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучших вариантов учебных программ. Он становится основным поставщиком предметных целей обучения с учетом неоднородности и значимости учебных дисциплин. Открывается возможность отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавателя, предоставив ему интеллектуальные формы труда. Новые информационные технологии освобождают его от изложения обучаемым значительной части учебного материала и от рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков. Намечается качественный сдвиг в существующих сегодня отношениях между преподавателями и слушателями. Компьютеры выступают третьим партнером в учебном процессе. Они предоставляют новые возможности другим его участникам и требуют изменения сложившихся между ними отношений.

Определенный интерес в этом плане представляют мультимедиа технологии. Так, например, весьма эффективны дидактические материалы, подготовленные на основе мультимедиа технологий (программы для контроля и самоконтроля знаний, обучающие мультимедиа системы по различным дисциплинам, справочно-информационные энциклопедии и т.п.). Технология мультимедиа не только превращает компьютер в полноценного собеседника, но и позволяет слушателям, не выходя из аудитории, присутствовать на лекциях выдающихся ученых и педагогов, занятиях ведущих специалистов, стать свидетелями исторических событий прошлого и настоящего, посетить образовательные, культурные центры мира. При этом необходимо особо подчеркнуть, что, в этом случае, происходит параллельная передача аудио и визуальной информации на персональный компьютер в сочетании с использованием больших объемов информации и интерактивными возможностями работы: произвольный переход от одного места к другому, осуществление поиска разделов по содержанию, организация режима вопросов и ответов, использование разветвленных сюжетов и т.д.

Достижение второй цели практически неразрывно связано с первой. Принципиальное решение задачи повышения уровня подготовки специалистов посредством совершенствования технологии обучения на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий требует сегодня нового научно-методического обеспечения, рассчитанного на широкое использование новых информационных технологий.

Анализ современного состояния области обучения на базе передовых информационных технологий показывает, что два фактора технологии и теории обучения действуют без должной связи между собой. Важно, чтобы в учебный процесс входили не просто новые технические средства, а новые образовательные технологии, направленные на решение собственно образовательных задач, а значит, глубоко осмысленные с позиций педагогической науки, теории обучения, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, что усиливает необходимость проведения глубоких исследований в этой области. В этой связи приобретает особую актуальность разработка дидактических и методических принципов использования современных информационных технологий в учебном процессе, педагогическом осмыслении накопленного в других областях опыта, проведения соответствующих научных и методических работ по

созданию и изучению возможностей педагогических программных средств в профессиональной подготовке специалистов государственной службы.

Обеспечение необходимого уровня информационной культуры государственного служащего не может быть целью только одной учебной дисциплины, необходимо внедрение современных информационных технологий во все специальные дисциплины профилирующих кафедр, что требует определенного уровня профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава, его знакомства с потенциальными возможностями этих технологий, умением использовать эти возможности в своей практической и научной деятельности. Этот момент является весьма актуальным и педагогически значимым, так как слушатели в процессе учебных занятий, проведения научных исследовании и т.д., должны видеть и на себе испытать преимущества и возможности современных информационных технологий.

В настоящее время очерчиваются основные направления использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности и подготовке специалистов государственной службы, в частности специалистов политологического профиля.

К ним можно отнести создание и использование программ контроля и самоконтроля знаний по различным дисциплинам; обучающие мультимедиа системы; создание и использование баз данных; моделирование политических, экономических, экологических процессов; использование информационных технологий для обслуживания деятельности государственной службы; применение информационных технологий в рекламной, издательской и предпринимательской деятельности; использование информационных технологий в организации и проведении научных исследований; автоматизированные методы психодиагностики; организацию дистанционного обучения и т.д.

Анализ состояния вопроса показывает, что, несмотря на значительные потенциальные возможности современных информационных технологий в системе подготовки специалистов государственной службы в целом, они еще не нашли должного применения.

Для решения поставленных задач необходимо сформулировать понятие к формированию информационно-технологической компетентности государственных служащих и подходов ее формирования; разработать педагогическую концепцию подготовки специалистов государственной

службы в условиях использования современных информационных и коммуникационных технологий; сформулировать основные требования к информационной подготовке специалистов государственной службы для включения в квалификационные характеристики и в государственные образовательные стандарты нового поколения; проводить дальнейшие научные исследования с целью изучения возможностей современных информационных и коммуникационных технологий в подготовке специалистов государственной службы; подготовить к изданию учебники и учебно-методические пособия, в том числе и в электронном варианте, для обеспечения учебного процесса с учетом профессиональной направленности будущих специалистов государственной службы; планомерно осуществлять повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по вопросам использования современных информационных технологий в подготовке государственных служащих; целенаправленно решать вопросы, связанные с оснащением учебных заведений государственной службы соответствующими техническими средствами и коммуникациями.

А. Хуторской определяет компетенцию как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которые являются заданными для соответствующего круга предметов и процессов и необходимыми для качественного продуктивного действия, а компетентность - как владение человеком соответствующей компетенцией, которая включает его личностное отношение к предмету деятельности [12].

Как подчеркивают в своей работе М.Хохлова, Е. Черкашина информационную компетентность необходимо трактовать более широко, исходя из того, что она не сводится только к способности индивида свободно ориентироваться в информационном потоке, а включает, помимо этого, умение конструктивно взаимодействовать с людьми. Поэтому, следует говорить об информационно-коммуникативной компетентности (ИКТ-компетентность), и целесообразно включать в нее развитие навыков межличностного профессионального общения, стремление к достижению благоприятного психологического климата в коллективе и предотвращению конфликтных ситуаций, терпимость к чужой точке зрения [13].

Так О.А. Захарова под информационно-коммуникативной компетентностью государственных служащих Российской Федерации понимает сформированную человеком способность использовать полученные по-

средством обучения навыки и умения создания, сохранения, обработки и передачи информации с применением новых технологий и технических средств, формирующие информационную культуру личности и выступающие основой для успешной профессиональной деятельности в системе российской государственной службы [9].

П.В. Беспалов же информационную компетентность определяет, как «интегральную характеристику личности, которая предусматривает мотивацию к усвоению соответствующих знаний, способность к решению различных задач в профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники, владение приемами компьютерного мышления» [2].

Информационно-коммуникативная компетентность государственных гражданских служащих не статична, она социодинамична. Поэтому необходимо ее постоянное развитие [6; 8; 14]. Развитие компетентности - это ее переход на качественно новый уровень.

Обобщение исследовательских концепций [2; 4; 9] информационно-коммуникативной компетентности с точки зрения ее функциональности позволяет представить ее в виде четырех взаимосвязанных компонентов: когнитивный компонент (технические знания, знания технологий работы, компьютерная грамотность, осведомленность, знание коммуникативных стратегий и тактик); деятельностный компонент (умения и навыки работы с информацией, ее представление и передача, умение решать возникающие задачи с использованием программного обеспечения, навыки межличностного профессионального и виртуального общения, развитие коммуникативных умений, полученных на основе когнитивного компонента); мотивационно-личностный компонент. Он характеризует степень мотива-ционных побуждений, готовность и способность к использованию информационных технологий в своей деятельности, отношение государственного гражданского служащего к новым информационным технологиям, ценностные ориентации; рефлексивный компонент. Он заключается в осознании собственного уровня компетентности и проектировании его повышения, самооценке, самоорганизации и саморегуляции государственного гражданского служащего, самоуправлении собственным поведением, дея-тельностной рефлексии, а также в расширении самосознания, самореализации на государственной службе.

В настоящее время разрабатываются новые подходы к формированию информационно-технологической компетентности государственных служащих.

Через построение обучающих компьютерных систем и система проблемно-модульного обучения с использованием информационных технологий, которые на стимулирование у обучающихся ряд принципиально важных качеств:

- мотивационную установку на высокие достижения в профессиональной деятельности и в личностном развитии, на возрастание уровня зрелости; возрастание мотивации достижения и уменьшение мотивации избегания; потребность в профессиональном саморазвитии;

- профессиональное мышление и вариативный подход к решению профессиональных задач;

- профессиональное самосознание, адекватную профессиональную самооценку с преобладанием внутреннего контроля;

- стремление осознать и использовать свой субъективный прошлый опыт учебно-познавательной и профессиональной деятельности, осознать свой индивидуальный стиль профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом, осуществить свой субъектный выбор индивидуального пути в общем и профессиональном развитии;

- рефлексию (личностную и профессиональную), принятия себя как целостной развивающейся личности и профессионала, позитивную Я-концепцию;

- владение приемами успешного и творческого решения профессиональных, в том числе нестандартных задач;

- владение приемами самодиагностики, в том числе в рамках дистанционного обучения;

- владение приемами профессионального самосовершенствования и саморазвития и др.

Такие системы реализуют в своем применении продуктивные подходы развивающего и личностно-ориентированного обучения психологии: переход от ориентации на объем знаний к ориентации на усвоение обучающимися методов и способов деятельности (учебной, познавательной, мыследеятельности) и далее к развитию индивидуальных способностей с опорой на субъектный опыт обучающихся.

Важное место в формировании информационно-технологической компетентности государственных служащих занимают дистанционные формы обучения государственных служащих с использованием новых информационных технологий.

П.В. Беспалов выделяет разные виды дистанционного обучения [1]:

- передача знаний и заданий и получение обратной связи от обучающихся на расстоянии, что, по сути, близко к традиционному заочному обучению;

- прямое включение участников — членов учебной виртуальной группы в процесс обучения и общения, что означает доступ с помощью новых информационных технологий к новым источникам информации, формирование принципиально новых приемов учебной работы и навыков профессиональной деятельности обучающихся. Это современная форма заочного обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа;

- преодоление недостатков традиционного заочного обучения, а также сохранить ее достоинства (оперативное ознакомление с новым материалом, массовый охват аудитории, отсутствие жилищных проблем и транспортных расходов и др.);

- осуществление личностно-ориентированного процесса непрерывного самосовершенствования, опирающегося на глубокие мотивы профессионального и личностного развития у государственных служащих.

Автор на основе проведенного исследования дистанционного обучения государственных служащих системами Интернет и Интранет выделяет и определяет следующие уровни дистанционного обучения государственных служащих: информированность; осведомленность; элементарная компетентность; функциональная компетентность; системная компетентность.

В настоящее время в России пока главенствует дисциплинарная модель обучения, на основе которой, в случае необходимости, реализуется модульный подход к образованию в качестве организационных форм обучения в такой модели используются лекции, семинарские и практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика, курсовые и дипломные работы, зачеты и экзамены. Хранителем информации в такой модели является книга, а интерпретатором знания - преподаватель.

Современные информационные формы обеспечения учебной деятельности значительно расширяю арсенал преподавателя в процессе обучения студентов и слушателей.

Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» ставит перед системой подготовки и переподготовки государственных служащих достаточно жесткую задачу обеспечения качественной переподготовки не менее 20% общего числа государственных служащих в год. Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» введена обязательная профессиональная переподготовка лиц, впервые назначенных на руководящие должности федеральной государственной службы, а также обязательное повышение квалификации (не реже одного раза в три года) лиц, замещающих данные должности.

Простые арифметические расчеты показывают, что обеспечить столь массовую подготовку и переподготовку госслужащих в рамках традиционных моделей и форм обучения не представляется возможным даже при использовании всех возможностей региональных Академий госслужбы и их филиалов. Традиционными методами задачу массовой подготовки и переподготовки руководящих кадров госслужбы не решить.

Обучение и переподготовка высшего административного персонала государственной службы имеют ряд специфических особенностей. Это прежде всего почти предельная профессиональная нагрузка, постоянный дефицит времени и отсутствие какой-либо возможности «выйти из повседневного круга забот».

Для решения указанной проблемы требуется изменение форм, прежде всего заочного обучения, пересмотр старых представлений в отношении методики преподавания, практики проведения учебных сессий внедрения в практику заочного обучения новых информационных технологий, позволяющих интенсифицировать и максимально приблизить процесс обучения к месту работы [1].

Одной из главных задач дистанционного обучения госслужащих должно быть адекватное, гибкое и эффективное предоставление обучения в соответствии с конкретными потребностями различных категорий обучаемых.

Для дистанционного образования как новой формы обучения должны быть разработаны соответствующие дидактические модели и способы

представления знаний, принципиально новые методы аттестации и самодиагностики, строго соответствующие действующим образовательным стандартам.

Современные информационные технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Использование дистанционного обучения позволит получить полноценное образование, повысит квалификацию и интеллектуальный уровень многим государственным служащим по месту жительства или работы без отрыва от основной деятельности. Такая система дистанционного образования государственных служащих России должна стать системой адаптивного, личностно ориентированного обучения [1]. Только такая система может поддерживать непрерывный процесс самосовершенствования, базирующейся на глубоко мотивированной потребности государственных служащих в профессиональном и личностном развитии.

Данный подход предполагает разработку и внедрение в практику подготовки и переподготовки государственных служащих России системы дистанционного образования, базирующейся на принципе вариативности педагогических форм реализации образовательных модулей, оптимально сочетающей существующие формы: очное, очно-заочное, заочное, вечернее, экстернат и дистанционное образование. Особое внимание в работе предполагается уделить разработке методов дистанционной диагностики и самодиагностики знаний обучаемых.

РАНХиГС постоянно расширяет рамки использования новых информационных технологий в подготовке кадров государственной службы.

Академия обладает высоким уровнем оснащения средствами информационно-вычислительной и телекоммуникационной техники, в том числе развитой корпоративной сетью, большим количеством компьютерных классов, в том числе специализированных, аудиториями, оснащенными современными мультимедиа-проекторами, позволяющими воспроизводить различный видео- и аудио-контент, как локального источника, так и сразу из интернета.

Большое значение для совершенствования учебного процесса имеет корпоративная сеть Wi-Fi, позволяющая студентам и преподавателям, не

только выходить в Интернет для поиска необходимой информации, обмена электронной почтой, но и дающая возможность преподавателям и проводить занятия в аудиториях с использованием широких возможностей современных облачных технологий, включая корпоративную версию Microsoft Office 365, которая дает возможность преподавателям и студентам сразу начать с ней работу, поскольку, как правило, они уже знакомы с базовыми приложениями Office.

Функции Office, интегрирующийся в Office 365, «работают сразу», без установки или настройки [11; 16; 17]. При этом Office 365 гарантирует работоспособность 99,9% времени, так как службы Office 365 реализуются в глобальных центрах обработки данных с многоуровневой системой безопасности и строгой политикой конфиденциальности.

Кроме этого, Office 365 предоставляет пользователям возможность работать как в корпоративной сети академии, так и в автономном режиме, используя приложения Office для настольных систем на ПК и Mac. Если преподаватель или студент находится за пределами академии, то он может работать с входящей почтой в Outlook как спомощью приложения Web App, так и с помощью стандартного приложения Microsoft Outlook 2016, которое можно установить прямо из корпоративного Office 365 на свой домашний компьютер. Кроме этого возможно также установить на свой домашний компьютер локальные версии базовых программ Office 2016 (Microsoft Word 2016, Microsoft Excel 2016, и др.)

Другим важным инструментом совершенствования учебного процесса за счет внедрения новых информационных технологий является использование различных сервисов Google [3, c. 15].

Прежде всего, это система управления обучением Google Класс, которая позволяет создавать учебные классы, оценивать задания, предоставлять учащимся обратную связь, публиковать объявления, и распространять учебные материалы. Преподаватель может видеть, кто выполнил задание, а кто еще продолжает над ним работать, а также читать вопросы и комментарии учащихся. Основные приложения, входящие в эту систему, которые достаточно легко интегрируются в учебный процесс: Google Документы - это сервис, который позволяет создавать и редактировать текстовые документы аналогично всем хорошо знакомому редактору Microsoft Word; Google Таблицы - это сервис, позволяющие анализировать и визуализировать данные в виде таблиц, во многом схож с Microsoft

Excel, но имеют некоторые плюсы, сходные с плюсами Документов Google; Google Формы - это сервис, позволяющий быстро создавать опросы и собирать данные в Google Таблицы, которые затем там же и обрабатывать; Google Диск — это хранилище данных, где можно разместить файлы различных типов: текст, изображение, фото, аудио, видео, презентацию, и так далее. Здесь же будут храниться и результаты работы вышеописанных сервисов Google и, кроме этого, ряд полезных приложений, позволяющих создавать и сохранять файлы различных типов.

Рамки данной статьи не позволяют широко и подробно описать все возможности и практику внедрения новых информационных технологий в учебный процесс академии. Тем не менее, опыт внедрения новых информационных технологий позволяет существенно модернизировать учебный процесс, повысить эффективность преподавания общественно-политологических дисциплин и качество подготовки кадров государственной службы.

Литература

1. Беспалов П.В. Акмеологическая концепция формирования информационно-технологической компетентности государственных служащих. М., 2002.

2. Беспалов П.В. Акмеологическая концепция развития информационно-технологической компетентности государственных служащих: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006.

3. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личност-но-ориентированного обучения // Педагогика. 2003. №4.

4. Базаров Т.Ю., Ладионенко М.А. Методика создания модели компе-тентностей // Организационная психология. 2013. Т. 3. №3.

5. Гагарин А.В., Быстрякова Л.А. Информационно-коммуникационная компетентность личности: структура и содержание, особенности развития // Личность в межкультурном пространстве: Материалы VII Международной научно-практической конференции: в 2-х тт. Т. 1. Москва, РУДН, 16 ноября 2012 г. / Под общ. ред. А.Г. Коваленко. М.: РУДН, 2012.

6. Деркач А.А. Личностно-ориентированный подход к развитию и саморазвитию государственных служащих. М.: РАГС, 2002.

7. Евзикова О.В. Инструменты Google для образования. URL: http://teachtech.ru/instrumenty-veb-2-0/instrumenty-google-dlya-obrazovaniya.html (дата обращения 01.10.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Захаров В.М. Управление профессиональным развитием государственных и муниципальных служащих. Белгород: Белгород, 2014.

9. Захарова О.А. Информационно-коммуникативная компетентность государственных служащих в условиях современных социокультурных изменений: дис. ... канд. культуролог. наук. М., 2007.

10. Тихонов А.Н. Национальная система образования при переходе к информационному обществу // Проблемы информатизации высшей школы. 1998. Бюллетень №1-2.

11. Office 365 для науки и образования // Университетская КНИГА. 2012. Апрель.

12. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 23 апреля 2002. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. (дата обращения 01.10.2016).

13. Хохлова М., Черкашина Е. Информационно-коммуникативная компетентность молодого специалиста как фактор повышения его конкурентоспособности на рынке труда // Человек и труд. 2010. №1.

14. Проблемы профессионального развития и кадровых процессов на государственной гражданской службе: социологический анализ / общ. ред. А.И. Турчинова. М.: Буки Веди, 2014.

15. Lucy Gray, Google Classroom Explained. URL: http://edtech.about.com/od/Educational-Technology-Tools/fl/Google-Classroom-Explained.htm (дата обращения 01.10.2016).

16. Juan Carlos Perez, Microsoft Releases Office 365 for Education. URL: http://www.pcworld.com/article/258413/microsoft_releases_office_365_for_edu cation.html (дата обращения 01.10.2016).

17. David Nagel, Microsoft Launches Office 365 Free for Education. URL: https://thejournal.com/articles/2012/06/27/microsoft-launches-office-365-free-for-education.aspx (дата обращения 01.10.2016).

References

1. Bespalov P.V. Akmeologicheskaya kontseptsiya formirovaniya informat-sionno-tekhnologicheskoi kompetentnosti gosudarstvennykh sluzhashchikh. M., 2002.

2. Bespalov P.V. Akmeologicheskaya kontseptsiya razvitiya informat-sionno-tekhnologicheskoi kompetentnosti gosudarstvennykh sluzhashchikh: dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2006.

3. Bespalov P.V. Komp'yuternaya kompetentnost' v kontekste lichnostno-orientirovannogo obucheniya. Pedagogika. 2003. №4.

4. Bazarov T.Yu., Ladionenko M.A. Metodika sozdaniya modeli kompetent-nostei. Organizatsionnaya psikhologiya. 2013. T. 3. №3.

5. Gagarin A.V., Bystryakova L.A. Informatsionno-kommunikatsionnaya kompetentnost' lichnosti: struktura i soderzhanie, osobennosti razvitiya. Lich-nost' v mezhkul'turnom prostranstve: Materialy VII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: v 2-kh tt. T. 1. Moskva, RUDN, 16 noyabrya 2012 g. Pod obshch. red. A.G. Kovalenko. M.: RUDN, 2012.

6. Derkach A.A. Lichnostno-orientirovannyi podkhod k razvitiyu i samoraz-vitiyu gosudarstvennykh sluzhashchikh. M.: RAGS, 2002.

7. Evzikova O.V. Instrumenty Google dlya obrazovaniya. URL: http://teachtech.ru/instrumenty-veb-2-0/instrumenty-google-dlya-obrazovaniya.html (data obrashcheniya 01.10.2016).

8. Zakharov V.M. Upravlenie professional'nym razvitiem gosudarstvennykh i munitsipal'nykh sluzhashchikh. Belgorod: Belgorod, 2014.

9. Zakharova O.A. Informatsionno-kommunikativnaya kompetentnost' gosudarstvennykh sluzhashchikh v usloviyakh sovremennykh sotsiokul'turnykh izmenenii: dis. ... kand. kul'turolog. nauk. M., 2007.

10. Tikhonov A.N. Natsional'naya sistema obrazovaniya pri perekhode k informatsionnomu obshchestvu. Problemy informatizatsii vysshei shkoly. 1998. Byulleten' №1-2.

11. Office 365 dlya nauki i obrazovaniya. Universitetskaya KNIGA. aprel'

2012.

12. Khutorskoi A.V. Klyuchevye kompetentsii i obrazovatel'nye standarty. Internet-zhurnal «Eidos». 23 aprelya 2002. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. (data obrashcheniya 01.10.2016).

13. Khokhlova M., Cherkashina E. Informatsionno-kommunikativnaya kompetentnost' molodogo spetsialista kak faktor povysheniya ego konkurento-sposobnosti na rynke truda. Chelovek i trud. 2010. №1.

14. Problemy professional'nogo razvitiya i kadrovykh protsessov na gosu-darstvennoi grazhdanskoi sluzhbe: sotsiologicheskii analiz. obshch. red. A.I. Turchinova. M.: Buki Vedi, 2014.

15. Lucy Gray, Google Classroom Explained. URL: http://edtech.about.com/od/Educational-Technology-Tools/fl/Google-Classroom-Explained.htm (data obrashcheniya 01.10.2016).

16. Juan Carlos Perez, Microsoft Releases Office 365 for Education. URL: http://www.pcworld.com/article/258413/microsoft_releases_office_365_for_edu cation.html (data obrashcheniya 01.10.2016).

17. David Nagel, Microsoft Launches Office 365 Free for Education. URL: https://thejournal.com/articles/2012/06/27/microsoft-launches-office-365-free-for-education.aspx (data obrashcheniya 01.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.