Научная статья на тему 'Разработка и использование web-ресурса в качестве педагогического инструментария'

Разработка и использование web-ресурса в качестве педагогического инструментария Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / CПЕЦИАЛИСТ-ПРАКТИК / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / WEB-РЕСУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булавин Д.А., Гончаренко Е.В., Поляков Г.А.

Обучение педагогическому мастерству специалистов-практиков государственной службы для эффективной передачи своих практических навыков в процессе повышения квалификации госслужащих имеет свою особенность и требует применение особых методов и форм. В современных условиях развития информационных технологий интернет-ресурсы все чаще выступают качестве средств преподавания, самообразования и взаимопомощи в профессиональных вопросах. Использование web-ресурса в качестве педагогического инструментария специалистом-практиком помогает ему ориентироваться не только в педагогической деятельности, но и позволяет удовлетворить его профессиональные потребности. В статье проанализированы современные информационные технологии разработки Web-инструментария обучения специалистов-практиков и в результате выбран Dreamweaver.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булавин Д.А., Гончаренко Е.В., Поляков Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка и использование web-ресурса в качестве педагогического инструментария»

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. №21 (192). Выпуск 32/1

УДК 004.4236

РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ WEB-РЕСУРСА В КАЧЕСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ

2) Белгородский государственный национальный исследова-

1) Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина

ДА БУЛАВИН1 Е.В. ГОНЧАРЕНКО1 Г.А. ПОЛЯКОВ2

Обучение педагогическому мастерству специалистов-практиков государственной службы для эффективной передачи своих практических навыков в процессе повышения квалификации госслужащих имеет свою особенность и требует применение особых методов и форм. В современных условиях развития информационных технологий интернет-ресурсы все чаще выступают качестве средств преподавания, самообразования и взаимопомощи в профессиональных вопросах. Использование web-ресурса в качестве педагогического инструментария специалистом-практиком помогает ему ориентироваться не только в педагогической деятельности, но и позволяет удовлетворить его профессиональные потребности. В статье проанализированы современные информационные технологии разработки Web-инструментария обучения специалистов-практиков и в результате выбран Dreamweaver.

тельский университет

e-mail:

d.bulavin@karazin.ua Elena_rousse @ukr.net

Ключевые слова: государственный служащий, повышение квалификации, специалист-практик, педагогический инструментарий, современные информационные технологии, «еЬ-ресурс.

tda_ua@pochtamt.ru

Современные системные и быстротечные изменения, происходящие в государственной службе, введение инноваций в предоставлении административных услуг приводят к трансформации условий решения профессиональных задач государственными служащими и лицами местного самоуправления, что и объясняет спрос на повышение их квалификации.

Известно, что эффективность и результативность процесса повышения квалификации госслужащих зависит от его практической направленности. В свою очередь, она обеспечивается: путем изменений нормативно правовой базы, актуализацией содержания обучения, учетом потребностей государственных служащих, усовершенствованием научно-методической работы и т.д. Процент привлечения специалистов-практиков государственной службы к обучению определяет степень практической направленности процесса повышения квалификации. Это объясняется тем, что государственные служащие нуждаются при повышении квалификации в советах не теоретиков, а практиков.

По результатам анкетирования слушателей, определенная часть жалоб, связанных с качеством обучения, обращены к специалистам-практикам, в связи с тем, что они далеко не всегда могут быть талантливыми преподавателями.

Для того чтобы поднять привлеченных специалистов на соответствующий уровень и создать своеобразный педагогический резерв, в центрах переподготовки и повышения квалификации, звучат предложения о проведении с практиками тематических занятий по вопросам педагогического мастерства.

Таким образом, система повышения квалификации государственных служащих столкнулась с новой задачей, такой как обучение педагогическому мастерству привлеченных специалистов-практиков государственной службы.

Такое обучение обеспечивает знание педагогической инженерии и профессиональной дидактики. Знание педагогической инженерии, как метода повышения квалификации госслужащих, позволяет проводить специалистам-практикам обучение по фазам: анализ потребностей, выявление знаний и целевых компетенций, проектирование педагогического сценария и использование ресурсов (профессиональных или индивидуальных). Умение использовать профессиональную дидактику помогает практикам управлять процессом обучения, анализировать передачу и приобретение профессиональных знаний с целью их усовершенствования^].

Возникновение сообществ специалистов-практиков играет значительную роль в данной педагогической деятельности. Если речь идет о креативности, ресурсах, навыках, то целью является обмен опытом между практиками.

Благодаря развитию современных информационных компьютерных технологий, сообщества практиков все чаще используют интернет-ресурсы в качестве средств преподавания, самообразования, взаимопомощи в профессиональных вопросах [3,4]. Данные технологии обладают следующими преимуществами:

• минимизация финансовых затрат;

• экономия времени;

• вседоступность.

Метод педагогической инженерии дополняется новым компонентом - объектной педагогической инженерией. Такой метод позволяет визуально изобразить знания и навыки и использовать их как средства обучения. Он помогает улучшить качество обучения на каждом этапе процесса повышения квалификации госслужащих[2].

Ссылки в каталогах доступные в Интернете, являются ресурсами, или объектами обучения. В качестве объектов могут выступать - текстовые документы, аудиовизуальный контент, учебные пособия, мультимедийное представление, инструменты коммуникации или обработки информации. Подготовка к распространению требует использование платформ, содержащих различные инструменты доступа, которые позволят определить объект обучения, обозначить ссылкой, объединить и запустить для использования.

Таким образом, интернет ресурсы для структурирования знаний и навыков, предметные депозитарии сценариев обучения, платформы - являются педагогическим инструментарием, который поддерживает специалистов-практиков в их педагогической деятельности, помогают делиться информацией в рамках сообществ практиков, строить процесс обучения, усовершенствовать педагогические знания без получения формального педагогического образования.

При разработке подобного ресурса необходимо учитывать, что он должен соблюдать главные принципы организации обучения госслужащих: гибкость, демократизм, сочетание теории и практики, прогностичность, доступность, дифференциацию, системность, гуманизацию, взаимосвязь с национальной культурой, равенство и научность.

Исходя из вышеописанных потребностей, -№еЬ-ресурс должен иметь такую струк-

1. Раздел общего описания организации, главная страница. Этот раздел содержит краткий перечень того, чем занимается организация, общее представление об организации, которое визуально характеризует деятельность организации, ссылки на другие разделы.

2. Новости. Иногда этот раздел представлен двумя ветвями - собственно новости организации и события, произошедшие и запланированные в организации.

3. Исследования. Данный раздел содержит краткое тезисное описание научных исследований, предпринимаемых в организации, и ссылки на ресурсы, содержащие более подробное их освещение (возможно, непосредственно на этом же сайте).

4. Информация. Данные разделы могут быть представлены по-разному и могут содержать:

• учебные программы;

• учебные планы;

• разнообразные информационные ресурсы - лекции, презентации, методические рекомендации и т.п.;

5. Разнообразная информация об организации, такая как история организации, информация об оснащенности лабораторий и аудиторий организации и т. д.

6. Контакты - адрес учебного корпуса, где находится организация, контактный телефон, адрес электронной почты и т.п.

Для создания "№еЬ-ресурса используются разнообразные современные компьютерные технологии:

туру:

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. №21 (192). Выпуск 32/1

• DHTML (Dynamic Hyper Text Markup Language - динамический язык разметки гипертекста) - способ создания интерактивного веб-сайта;

• Java Script - язык управления сценариями просмотра гипертекстовых страниц Web на стороне клиента;

• ASP (Active Server Pages - активные серверные страницы) - серверный язык сценариев для динамической генерации веб-страниц, разработанный компанией Microsoft.

• PHP (Hypertext Preprocessor - гипертекстовый предпроцессор) -язык сценариев общего назначения;

• JSP (Java Server Pages - серверные страницы Java) - технология, основанная на языке Java, которая позволяет динамически генерировать веб-страницы;

• XML (Extensible Markup Language - расширяемый язык разметки) - язык разметки документов, содержащих структурированную информацию. XSLT (Extensible Stylesheet Language Transformations - расширяемый язык преобразования таблиц стилей) - язык преобразования XML - документов;

• AJAX (Asynchronous Javascript and XML - асинхронный Java Script и XML). AJAX сам по себе не является технологией, но представляет подход на основе Java Script для объединения существующих технологий, заключающийся в «фоновом» обмене данными браузера с веб-сервером;

• DOM (Document Object Model - объектная модель документа) - это не зависящий от платформы и языка программный интерфейс.

Как средство для динамической генерации веб-компонентов, в работе был избран РНР, поскольку он имеет следующие преимущества:

1. Высокая производительность. PHP-программы работают быстрее, чем ASP и JSP.

2. Функциональность. Разработку PHP-приложения можно отделить от собственной разработки Web-страницы позволяя сделать разработку модульной, что удобно для разделения работы между программистом и дизайнером.

3. Цена. РНР абсолютно бесплатный.

4. Простота в использовании. Те, кто имеет опыт программирования на распространенных языках найдут синтаксис РНР хорошо знакомым.

5. Переносимость. Один и тот же PHP-код можно использовать в различных средах.

При верстке сайта рассчитанного на государственных служащих создается или находится каркас в который будет вложен весь необходимый контент. Каркас должен быть кросс-браузерным, легким, простым. Каркасы и шаблоны удобно применять потому, что они обеспечивают согласованность решений и повышают производительность, позволяют минимизировать код.

В настоящее время существует большое количество готовых инструментальных средств, предоставляющих среду для обработки и редактирования всех элементов продуктов мультимедиа.

Выделяют такие группы инструментальных систем для создания компьютерных средств обучения:

14. Специализированные программные средства, предназначенные для быстрой подготовки определенных типов гиперссылочных или мультимедийных приложений:

• Macromedia Flash;

• Macromedia Dreamweaver;

• Microsoft FrontPage;

• Microsoft PowerPoint;

• EasyHelp.

15. Авторские средства разработки, предназначенные для создания программных средств учебного назначения:

• Adobe Authorware;

• HyperMethod;

• ToolBook Assistant;

• Web Course Builder.

16. Универсальные языки программирования позволяют создавать КСО:

• Delphi;

• Javascript;

• Perl;

• Си++.

Для разработки Web-инструментария обучения специалистов-практиков выберем Macromedia Dreamweaver - программную среду для создания электронных документов и Web-страниц. Разработчику Web-проекта предлагается гибкий и мощный инструментарий управления сайтом, включая встроенный полноценный инструмент FTP-клиент, визуальные карты сайтов и контроль над ссылками. Dreamweaver позволяет создавать объекты и страницы с использованием языка DHTML, поддерживает каскадные таблицы стилей, а также слои и действия JavaScript.

Сегодня Adobe Dreamweaver предлагает пользователям:

• разработку и дизайн кода в одном пакете;

• поддержку и удобное редактирование CCS3;

• работу с html5 и xml;

• свою коллекцию скриптов;

• простую работу с мультимедиа - добавление картинки или видео на сайт, не вызывает никаких трудностей;

• встроенный менеджер загрузки, позволяющий с легкостью перемещать готовые проекты на веб-сервер.

Рис. 1. Главное меню web-ресурса для государственных служащих

Macromedia Dreamweaver объединяет признанные средства визуальной разметки электронного документа с функциями быстрой разработки web-приложений.

Dreamweaver UltraDev с возможностями редактора Macromedia HomeSite легко интегрируется со средой Flash MX.

Веб-инструментрий для государственных служащих содержит два меню. Первое и второе меню содержат 5 и 6 пунктов соответственно, которые включают различные подпункты. Оба меню имеют модульную систему расширения.

На рисунке 1 приведен вид главной страницы, где содержится следующее:

• информация о том, для кого этот сайт рассчитан;

• общие сведения о самообразовании;

• меню;

• баннеры для перехода на государственные сайты страны: сайт Президента Украины, сайт Верховной Рады, сайт государственной службы, а также Национальной академии государственного управления.

Данная информация позволяет быстро ознакомить государственных служащих с нововведениями в законодательстве, изменениями в самой государственной службе, а также с научной, педагогической, международной работой Национальной академии государственного управления.

Второе меню (рис. 2) позволяет преподавателям, специалистам-практикам, государственным служащим и службам персонала ознакомиться с передовым опытом Европы по вопросам управления процессом обучения при повышении квалификации, последними научными разработками в этой области, методическими рекомендациями.

Рис. 2. Второе меню web- ресурса для государственных служащих

Возможность постоянного расширения каждого подпункта позволяет постоянно обновлять информацию и дополнять новыми научными исследованиями в области государственной службы. Каждый государственный служащий, заинтересованный в работе данного ресурса и желающий обменяться профессиональным опытом с коллегами может разместить свои предложения в соответствующей рубрике.

Как вывод отметим, что обучение специалистов-практиков педагогическому мастерству отличается от классической педагогической подготовки. Педагогическая деятельность данной группы преподавателей заключается в умении строить и управлять процессом повышения квалификации государственных служащих, что требует опреде-

ленных педагогических знаний и необходимости усовершенствования профессиональных умений. Использование web-ресурса в качестве педагогического инструментария, является одним из эффективных способов профессионализации специалистов-практиков. Благодаря своим преимуществам он помогает ориентироваться практику государственной службы не только в педагогической деятельности, но и позволяет удовлетворить его профессиональные потребности. Для разработки web-ресурса был использован Macromedia Dreamweaver, позволяющий быстро и эффективно создать подобный Web-инструментарий.

1. Гончаренко Е.В. Французский опыт профессионализации форматоров системы повышения государственных служащих/Гончаренко Е.В. Современные проблемы и перспективы развития педагогики психологии: сборник материалов 3-й научно-практической конференции Махачкала: ООО «Апробация», 2014. —142с. С.80

2. Anaïce Fonteneau La professionalisation des formateurs contribution à la construction d'une ingénierie de formaton / Anaïce Fonteneau Université François Rabelais - Tours UFR Arts et Science Humaines 2009. —231с. С.45

3. Зайцева Т.В. Применение экспертной системы контроля знаний «REXPERT» в учебном процессе/ Зайцева Т.В., Смородина Н.Н., Васина Н.В. // Научные ведомости БелГУ. Серия История Политика Экономика Информатика. 2013. № 22(165). Вып. 28/1.—С. 231-235.

4. Зайцева Т.В. О некоторых подходах к построению самообучающихся экспертных систем/ Зайцева Т.В., Нестерова Е.В., Смородина Н.Н., Маматов Р.А., Слободюк А.А. // Научные ведомости БелГУ. Серия История Политика Экономика Информатика. 2012. № 1(120). Вып. 21/1. С. 162-165.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DEVELOPMENT AND USING OF THE WEB RESOURCE AS PEDAGOGICAL TOOLS

1) VN. Karazin Kharkiv National University

2) Belgorod National Research University

D. A. BULAVIN1

E. V. GONCHARENKO1 G.A. POLYAKOV2

Training in pedagogical skill of public service practice experts for effective transfer of the practical skills in the course of professional development of civil employers has the feature and application of special methods and forms demands. In modern conditions of information technologies development Internet resources even more often act quality of means of teaching, self-education and mutual aid in professional questions. Use of a web resource as pedagogical tools by the practice expert helps it to be guided not only in pedagogical activity, but also allows to satisfy his professional requirements. In article modern information technologies of Web tools development of practice experts training are analysed and Dreamweaver is as a result chosen.

e-mail:

Keywords: civil employer, professional development, practice expert, pedagogical tool, modern information technologies, web-resourse.

d.bulavin@karazin.ua Elena_rousse@ukr.net tda_ua@pochtamt.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.