Научная статья на тему 'Практика наблюдения полиции за еврейскими партиями в 1884-1909 гг (по материалам газеты "Еврейское слово", март 1918 г. )'

Практика наблюдения полиции за еврейскими партиями в 1884-1909 гг (по материалам газеты "Еврейское слово", март 1918 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
139
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907 ГГ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ / СИОНИЗМ / ЕВРЕЙСКОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НАЧАЛА ХХ В. / FIRST RUSSIAN REVOLUTION OF 1905-1907 / RUSSIAN EMPIRE / CIVIL WAR IN RUSSIA / ZIONISM / JEWISH SOCIALIST MOVEMENT AT THE BEGINNING OF XX

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецов Данила Сергеевич

В данной работе рассмотрен цикл статей «Сионизм в освещении "Охранки"» из газеты «Еврейское слово» (март 1918 г.), представляющих журналистское расследование С.Л. Мильнера деятельности «Охранного отделения» (жандармов) Российской империи по контролю за еврейскими организациями в 1884-1909 гг. Фактически этот цикл статей представляет собой политическую пропаганду, призванную создать положительный образ сионистов. Четко прослеживается тезис о том, что сионисты содействовали революционному движению и развитию демократических сил в России. Цикл статей начинается с вступительной части, в которой сообщается, что полиция вела тайное наблюдение за сионистами, составляя многочисленные отчеты об их деятельности, после Февральской революции 1917 г. эти документы стали доступны широкой общественности. По материалам этих документов С.Л. Мильнер приводится краткий обзор истории сионистского движения, при этом прослеживается тенденция к положительной оценке деятельности сионистов и оправданию спорных сторон их деятельности. В данной статье представлена первая часть цикла, опубликованная малым тиражом и давно ставшая библиографической редкостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Routines of police surveillance for the activity of Jewish partie in 1884-1909 (on the basis of the newspaper "Evrejskoe slovo" ("The Hebrew word") publications, March 1918)

This paper is focused on a series of articles “Zionism in the coverage of "Okhranka"” from the newspaper “Evrejskoe Slovo” (“The Hebrew Word”) (March 1918) representing a journalist investigation of Dr. S.L. Mil'ner of the activities of the Russian Empire gendarme department “Okhranka” for the control of the Jewish organizations in 1884-1909. In fact, this series of articles is a political propaganda aimed at creating a positive image of the Zionists. It is clearly shown that Zionists had contributed to the development of the revolutionary movement and democratic forces in Russia. The series of articles begins with the introductory part, in which it is shown that the police conducted secret surveillance of the Zionists, making numerous reports on their activities. After the February Revolution of 1917, these documents became available to the public. A brief overview of the history of the Zionist movement is also presented. There is a tendency to a positive evaluation of the Zionists and justification of the controversial aspects of their activities. The paper presents only the beginning of the series of articles which came out with a minimal circulation and has long become a bibliographic rarity.

Текст научной работы на тему «Практика наблюдения полиции за еврейскими партиями в 1884-1909 гг (по материалам газеты "Еврейское слово", март 1918 г. )»

Документ с комментарием

Д.С. Кузнецов

Практика наблюдения полиции за еврейскими партиями в 1884-1909 гг. (по материалам газеты «Еврейское слово», март 1918 г.)

В данной работе рассмотрен цикл статей «Сионизм в освещении "Охранки"» из газеты «Еврейское слово» (март 1918 г.), представляющих журналистское расследование С.Л. Мильнера деятельности «Охранного отделения» (жандармов) Российской империи по контролю за еврейскими организациями в 1884-1909 гг. Фактически этот цикл статей представляет собой политическую пропаганду, призванную создать положительный образ сионистов. Четко прослеживается тезис о том, что сионисты содействовали революционному движению и развитию демократических сил в России. Цикл статей начинается с вступительной части, в которой сообщается, что полиция вела тайное наблюдение за сионистами, составляя многочисленные отчеты об их деятельности, после Февральской революции 1917 г. эти документы стали доступны широкой общественности. По материалам этих документов С.Л. Мильнер приводится краткий обзор истории сионистского движения, при этом прослеживается тенденция к положительной оценке деятельности сионистов и оправданию спорных сторон их деятельности. В данной статье представлена первая часть цикла, опубликованная малым тиражом и давно ставшая библиографической редкостью.

Ключевые слова: Первая русская революция 1905-1907 гг., Российская империя, Гражданская война в России, сионизм, еврейское социалистическое движение начала ХХ в.

Цикл статей «Сионизм в освещении "Охранки"» вышел в свет в газете «Еврейское слово» в марте 1918 г. Автором этих статей был

О" 2 т

С.Л. Мильнер1. Газета, выходившая минимальным тиражом, давно уже ¡2 5 & стала библиографической редкостью. А сам цикл статей является одним ^ 2 оо из первых популярных очерков по истории сионистского движения 'о з ° в России. § ^

о

В текстах, написанных Мильнером, чувствуются его симпатии к сио- ^ ^ низму. Сам материал статей выстроен по степени важности для автора. ^ Первая и наиболее объемная часть посвящена «общим» сионистам2. о Следующим идет рассказ о «Поалей-Цион»3. Всем другим сионистским партиям уделено мало внимания. Главной задачей журналиста было создание положительного образа сионизма не только среди евреев, но и среди русской интеллигенции. Об этом говорит и то, что данный цикл статей был представлен в русскоязычной газете.

Стоит обратить внимание, что в тексте статей используется политическое клише - «Царская охранка». Под этим термином подразумевается «Охранное отделение»4. После Февральской революции многие документы полиции стали достоянием общественности. Журналист использовал различные тайные циркуляры и приказы полиции для написания цикла статей. Подбор выдержек из этих документов свидетельствует, что исследователь старался показать сионистов с лучшей стороны. Кроме того, материал однозначно рассчитан на то, что читающая публика будет сочувствовать социалистическим идеям.

Цикл статей «Сионизм в освещении "Охранки"» является не только примером агитации сионистов в 1918 г., но также ценен для изучения истории Первой русской революции 1905-1907 гг. В частности, полицией выдвигался тезис о том, что сионизм - нежелательное движение из-за его тесного переплетения с социалистическими партиями, т.к. последние могли «эволюционировать» в сторону радикально-революционных партий. Данный тезис небесспорный и требует отдельного исторического исследования.

В цикле статей четко прослеживаются следующие моменты: сионисты - жертвы царского режима; содействие сионистов революционному

1 Мильнер Семен Львович - в 1918-1919 гг. сотрудник Всероссийского центрального союза потребительских обществ, затем - Наркомата внешней торговли. Корреспондент идейного лидера анархистов П.А. Кропоткина.

2 Общие сионисты - либеральное крыло в мировом сионистском движении.

3 Поалей-Цион (Рабочие Сиона) - общественно-политическое движение, сочетавшее политический сионизм с социалистической идеологией.

4 Полное наименование - «Отделение по охранению общественной безопасности и порядка» (в просторечии - «Охранка») - структурный орган Департамента полиции Министерства внутренних дел Российской империи, ведавший политическим сыском. В системе государственного управления Российской империи в конце XIX - начале XX вв. это отделение занимало одно из важнейших мест.

* 1

ш s движению и развитию демократических сил; отсталая и недальновидная ¡с р национальная политика Российской империи; агитация сионизма; при-ч влечение новых сторонников из других еврейских партий и фракций. § Последний пункт заслуживает особого внимания, т.к. сочувствующие и сионистам были членами различных движений. Кроме того, мы видим, что сионистские кружки могли «леветь» и принимать более радикальную программу. Данное положение сохранилось и после 1917 г. Но в период Гражданской войны это выразилось в дроблении крупных партий на «правых» и «левых». «Левые», обособившись, в конечном итоге, пополняли ряды большевиков. Наиболее ярко этот процесс виден на примере «Бунда»5 [12, с. 3-6, 12-13, 167-168].

Данная ситуация была характерна не только для организаций в целом, но и для самих участников. Например, для профессионального революционера Г.Я. Аронсона. В 1904-1908 гг. он был членом партии большевиков, в 1908-1921 гг. - членом «Бунда» и меньшевиком [7, с. 209, 217]. П.М. Рутенберг - политический деятель и предприниматель, активный участник русских революций 1905-1907 и 1917 гг. Вначале был близок к социал-демократами. Позже, с возникновением партии эсеров, вступил в нее. Впоследствии отошел от революционной деятельности и стал одним из руководителей сионистского движения [13, с. 1-14].

Кроме того, многие члены партии могли иметь и индивидуальную точку зрения. Показателен случай, произошедший в Самаре в 1918 г., когда один из видных местных активистов Поалей-Цион по личной инициативе агитировал голосовать не за социалистический блок, а за «общих» сионистов. Несмотря на это, самарская организация Поалей-Цион постановила голосовать за социалистов [11].

Можно сделать вывод, что анализируемая нами серия статей, опубликованных в газете «Еврейское слово» и посвященных истории сионистского движения, вышла неслучайно. Красной нитью в ней проходит идея, что все страдали от царского режима: и мирные сионисты, и социалисты, и революционеры. Понятно, что эта мысль находила сочувствие и у народа, не знакомого с «грызней» деятелей партийных верхушек.

При рассмотрении сионистской агитации нужно учитывать, что еврейские партии (как и общероссийские) были оторваны от основной массы населения. Основная еврейская масса была представлена

5 «Бунд» (идиш Bund - союз; «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России») - еврейская социалистическая партия, действовавшая в Восточной Европе с 1890-х до 1940-х гг. Будучи сугубо национальной организацией, «Бунд» претендовал на исключительную роль представителя интересов еврейского пролетариата в социал-демократическом движении. С первого дня существования он неуклонно выступал против сионизма и религиозных партий, но сотрудничал в различных областях с другими еврейскими рабочими партиями.

О" 2 ГО

инертными «обывателями», для которых первостепенной задачей было ¡2 5 & выживание [2, с. 94]. Многие не стремились жертвовать деньги на пар- ^ 2 оо тийные нужды. Поэтому, за исключением коротких периодов6, сбор 'о з ° денежных средств всегда был больным местом сионистов как до Фев- § ^

О

ральской революции, так и в период Гражданской войны. Организация ^ е^ сионистов была настолько бедна, а доход от взносов так мал, что при- ^ ходилось годами держать в секрете состояние финансов, чтобы не быть о посмешищем [6, с. 155-156]. В анализируемых статьях бросается в глаза попытка заретушировать тему финансов. «Чтобы быть сионистом, - рассуждают далее знатоки из "охранки", - необходимо внести 40 коп. Этот незначительный сбор для жителей Западного Края представляется тяжелой жертвой» (см. далее с. 132).

Впрочем, такая ситуация была характерна не для всех регионов. Так, имеется информация о сборе средств в 1920 г. в Пензе: «Пожертвования в национальный фонд проводятся сионистами как нечто обязательное для всего еврейского населения. Сборщики организации периодически обходят все еврейские квартиры в городе и собирают пожертвования, цифра взноса которого невелика и устанавливается организацией, причем взносы взимаются помесячно и в приеме таковых выдаются квитанции от имени "Пензенского Бюро Национального фонда"» [5, с. 82]. Ситуация со сбором денежных средств зависела от конкретного населенного пункта и от политической ситуации в каждом отдельном регионе. В целом, финансовое положение оставляло желать лучшего.

Естественно, возникает вопрос: насколько непредвзято написаны отчеты спецслужб, ведших наблюдение за сионистами? Ведь эти сообщения наполнены крайними выводами. Необоснованная субъективность характерна для многих отчетов о евреях. Так, например, в 1905 г. было организовано наблюдение за николаевским городским казенным раввином, и жандармерия в своих донесениях явно демонизировала его личность [14, с. 48].

Вообще, цитируемый журналистом «обзор» гораздо подробнее стандартных отчетов. Например, по сравнению с отчетом о еврейском территориальном обществе, датируемым 1907 г. [10, л. 13-14]. В этом документе дается краткий исторический обзор сионистского движения. Далее говорится о действиях территориалистов. В заключении делается вывод об обществе сионистов-территориалистов в Киеве: «Члены правления... хотя и не привлекались к ответственности за политические

6 Например, в то время, когда до России дошла новость о «декларации Бальфура» (декларация, датированная 2 ноября 1917 г., от министра иностранных дел Великобритании А. Бальфура о доброжелательном отношении Великобритании к сионистским стремлениям евреев), вызвавшая народный подъем и энтузиазм еврейского населения.

£ 5

ш ^ преступления, но принадлежат к левым партиям, враждебно настро-р ены к русскому правительству, а потому дальнейшее существование ч ^ еврейского территориалистского общества является нежелательным» | [10, л. 14].

и Возможно, что 1909 г. был особым в плане составления отчетов. Интересно, что в этом же году появляется «обзор» деятельности РСДРП, представляющий собой краткий очерк истории партии [4]. Не исключено, что такая активность агентурной деятельности была связана с разоблачением провокатора Охранки в партии эсеров Е.Ф. Азефа.

Кроме того, в анализируемой серии статей упоминаются документы Варшавского и Воронежского охранных отделений. Возникает вопрос: откуда в распоряжении московского журналиста оказались такие документы? Маловероятно, что редакция газеты искала их по всей стране, логичнее всего предположить, что эти документы были отчетами Московского отделения: «Самой многочисленной, хорошо организованной и наиболее опытной в России была московская "Охранка". Ее деятельность зачастую приобретала всероссийский характер...» [Там же, с. 19].

Стоит пояснить, что упоминаемое в статье IV отделение Охранки было создано в январе 1907 г. в результате реорганизации. «Особый отдел» стал включать в себя четыре отделения: «1-е - розыскные органы, шифровальная, химическая, фотографическая части, перлюстрация; 2-е - эсеры и анархисты; 3-е - РСДРП, Бунд и другие социал-демократические организации; 4-е - наблюдение за служащими железных дорог, почтово-телеграфного ведомства, польскими социалистами и всеми национальными партиями, кроме социал-демократических» [3].

Таким образом, представленный в газете «Еврейское слово» материал интересен исследователям и как источник по истории сионизма конца XIX - начала XX вв., так и в плане изучения сионистской агитации в России в 1918 г. Как мы видим, в Российской империи сионизм считали опасным течением. Материал наглядно показывает, насколько национальные движения были тесно переплетены с революционным до, во время и после Первой русской революции.

Необходимо помнить, что сионисты не были политической партией в современном смысле этого слова. Это было движение необычайно подвижное по своему составу, включавшее в себя самые разные слои еврейского общества. В пропагандистских материалах постоянно упоминаются участвующие в сионистской деятельности рабочие, учителя-гебраисты, военнослужащие, врачи, беженцы, лидеры местного еврейского самоуправления [1, с. 356-357; 5, с. 78-88; 8, с. 5-6]. «Левые» составляли значительный сектор электората «общих» сионистов [1, с. 356-357, 361-362].

Тексты публикуемой статьи переданы с сохранением стилистических и лексических особенностей, пунктуация и орфография приведены в соответствие с современными нормами русского языка.

С. Мильнер

Сионизм в освещении «охранки»7

Говорят, Герцль8 когда-то сказал, что русская жандармерия собирает богатый материал по истории сионистского движения в России, который, когда вспыхнет революция и уничтожит царскую Россию, попадет в наши руки, обогатив архив сионистской организации.

Герцль был прав. Сионизм не давал покоя русским жандармам и охранникам. Как из рога изобилия сыпались тайные циркуляры об отношении власти к сионизму и сионистам. Были даже написаны большие фолианты по истории сионистского движения, которые рассылались «секретно» и «весьма секретно» всем жандармским полковникам и начальникам «для руководства во время преследования сионистов». В этих исторических материалах чувствуется иногда опытная рука еврея-филера или, как охранники его называли, «нашего наемного сиониста»...

Для охранного отделения «сионист», «социалист» и «революционер» - синонимы. Несмотря на то, что исторические обзоры о сионизме, сфабрикованные охранниками, доказывают, что они великолепно разбирались в понятиях «буржуазный сионизм» и «социалистический сионизм», все-таки достаточно было заподозрить кого-либо в тяготении к сионизму - по малейшему поводу, чуть ли не за покупку шекеля, чтобы над евреем учинили немедленно «негласный надзор».

Так, например, наш национальный поэт Х.Н. Бялик9 был в глазах «охранки» совершенно неблагонадежным только потому, что «он сионист и принимает горячее участие в сионистском движении».

В бумагах варшавского охранного отделения был найден такой документ о Х.Н. Бялике.

«Л[ист] № 3656. Хаим-Нахман Ицков Бялик, мещанин г. Житомира, писатель-сионист, принимает горячие участие в сионистском движении. На седьмом сионистском конгрессе в Вене неоднократно выступал с агитационными

о" -О т

т ^ о:

к и 2 и з

3 и ^

о о О -О гм - О.

и

^ ж

и * >

о

7 Еврейское слово. 1918. 03.03 (18.02). № 4. С. 2-3.

8 Теодор Герцль (1860-1904) - еврейский общественный и политический деятель, основатель Всемирной сионистской организации, основоположник идеологии политического сионизма. Доктор юриспруденции. Журналист, писатель. - Здесь и далее комментарии в сносках мои. - Д.К.

9 Хаим Нахман Бялик (1873-1934) - еврейский поэт и прозаик, классик современной поэзии на иврите и автор поэзии на идиш. Участвовал в сионистских конгрессах 1907 и 1913 гг.

£ 5

ш ^ речами. Обратить внимание таможенного чиновника при возвращении Бялика р через границу тщательно осмотреть его багаж. При обнаружении чего-либо ч ^ преступного арестовать и телеграфировать департаменту для получений даль-§ нейших указаний...».

и В бумагах же воронежского охранного отделения найден такой же документ о Бялике, но в другой вариации.

«...Хаим Нахман Ицков Иосиф Бялик, житомирский мещанин. При возвращении через границу обратить внимание таможенного чиновника тщательным досмотром багажа. При обнаружении чего-либо преступного - арестовать и телеграфировать департаменту для получения дальнейших указаний; в противном случае - предоставить свободу следствия. Уведомить о направлении избранного пути». <...>

Я привел эти два документа исключительно для иллюстрации. Достаточно было заподозрить Х.Н. Бялика в сионизме, чтобы превратить его в «агитатора, принимающего горячее участие в сионистском движении.».

Все эти «тайные циркуляры» и «приказы» охранки имеют, безусловно, большое значение для изучения истории сионистского движения в России. Но еще более интересны те «исторические обзоры» охранного отделения, в которых русская жандармерия освещала сионистское движение в лице разных организаций, как, например, сионистской «Поалей-Цион», «сионистов-социалистов», «СЕРП» и др.

В 1909 г. (5 августа) Департамент Полиции разослал всем жандармским и охранным отделениям «для руководства» довольно объемистую книгу, написанную на машинке, под названием «Обзор Организаций Сионистов и Социалистической еврейской рабочей партии». Этот «обзор» подписали следующие лица: «Заведующий Особым Отделом Департамента полиции «Полковник Климович»10 и «Начальник !У-го Отделения, подполковник Беклемишев»11.

Я пользуюсь материалом этого «Обзора», оригинал которого находится у меня, для настоящей моей работы.

I. «Организация Сионистов»

В начале этой первой главы «Обзора Организаций Сионистов и Социалистической Еврейской Рабочей Партии» мы находим довольно обширное историческое обозрение сионистского движения (мессианское движение Саббатая

10 Е.К. Климович (1871-1932) - начальник (с 1906 г.) Московского охранного отделения, в 1909 г. - заведующий Особым отделом Департамента полиции. Впоследствии глава Департамента полиции.

11 В.А. Беклемишев (1868-1911) - начальник IV отделения Департамента полиции. Составленный им в 1909 г. монументальный труд «Обзор революционного движения» стал одним из основных пособий для подготовки чинов русской политической полиции.

к

О" 2 го

Цеви12; Моисей Монтефиоре13; Шарль Неттер14

Потом начинается эпоха «Ховеве-Цион»15. Движение это началось, читаем

мы в «Обзоре», потому, что «в 1881-[18]82 гг. на юге России произошел ряд 'о з °

еврейских погромов», и евреи были «лишены крова и средств к существо- § ^

О.

ванию и не были уверены в своей безопасности». Во главе движения стала ^ ^ интеллигентная молодежь. В Киеве, Харькове и Одессе многие евреи покида- ^ ли университеты и гимназии и образовывали группы, которые должны были о направиться в Палестину или другую страну, где будет приобретена особая территория для еврейского народа. Далее мы находим историю возникновения кружков «палестинофилов» в России, Галиции, Румынии и Болгарии и студенческих союзов в Вене, Берлине, Гейдельберге, Париже и других университетских городах. Особенно выделяет Департамент Полиции «духовное палестинофильство» и объясняет их отличие от «практических палестино-фильцев».

После этого автор «Обзора» особенно подробно останавливается на «политическом сионизме» и деятельности Герцеля. Здесь обзор конгрессов и деятельности русских сионистов в Петербурге, Москве, Киеве, Гомеле, Сувалках, Одессе, Минске и других местностях. Особенно подчеркивается деятельность «агитатора» Коган-Бернштейна16, «центрального руководителя всех кружков в России». Но, по мнению «охранки», «успех сионизма, однако, не был на самом деле велик и существенен: он был скорее кажущийся». Здесь речь идет о периоде после первых конгрессов. «Герцль, правда, сразу, нашел себе последователей несколько сот человек, среди которых были лица, пользовавшиеся известностью, обладавшие недюжинными способностями, но в общем все же их было

12 Шабтай Цви (Саббатей Цеви, Саббатай Цви) (1626-1676) - каббалист, один из самых известных еврейских лжемессий. Лидер массового движения XVII в., охватившего многие еврейские общины. Мессианское движение почти прекратилось, когда он неожиданно принял ислам.

13 Мозес (Моше) Хаим Монтефиоре (1784-1885) - один из известнейших британских евреев XIX в., финансист, общественный деятель и филантроп.

14 Неттер Ицхак (1826-1882) - еврейско-французский общественный деятель, один из основателей и лидеров первой современной международной еврейской организации -«Всемирный еврейский союз» (Альянс).

15 Ховевей Цион (букв. «любящие Сион»; в рус. традиции - палестинофилы) - движение, основанное из разрозненных кружков и групп (главным образом, из России). Первый их съезд состоялся в 1884 г. «Ховевей Цион» явилось связующим звеном между идеей возвращения к Сиону и началом политического сионизма, провозглашенного Т. Герцлем на 1-м сионистском конгрессе.

16 Скорее всего, здесь говорится об Я. Бернштейне-Когане (Кохене) [1859-1929] -еврейском общественном деятеле. Он был делегатом 1-го сионистского конгресса, активным членом и идеологом Демократической фракции (1901 г.) и одним из лидеров оппозиции русских сионистов «плану Уганды» (план по созданию автономного еврейского поселения в Британской Восточной Африке (ныне - часть территории Кении), предложенный британским правительством в 1903 г.). В 1907 г. поселился в Палестине. Был одним из основателей Объединения врачей в Палестине в 1908 г. В 1910 г. вернулся в Кишинёв.

£ 5

ш ^ все же немного. Главная масса еврейства, все многомиллионное население р русских городов и местечек, было чуждо пониманию истинного сионизма».

О !Е

ч ш Но тут следует характерное объяснение причин этого «неуспешного разви-§ тия» сионизма в России. Охранка не любит и не способна задумываться. А пото-и му она приходит к абсурдному и смешному заключению, что в этом виноват шекельный взнос в 40 коп. «Чтобы быть сионистом, - рассуждают далее знатоки из охранки, - необходимо внести 40 коп. Этот незначительный сбор для жителей Западного Края представляется тяжелой жертвой17. В черте оседлости средний заработок еврея-ремесленника, при недельном расчете, достигает не более двух рублей. Следовательно, взнос когда бы то ни было в 40 коп. является для подобного еврея, вдобавок семьянина, непосильной тяжестью. Но энергичные собиратели шекеля сулят ему взамен обетованную землю в количестве нескольких десятин и, следствие этого, бывали примеры, что бедняк шекеледатель, сделавшийся членом сионистского общества, распродавал свое имущество, бросал работу и требовал себе земли: понятие планомерного переселения было ему, конечно, совершенно недоступно».

Вот почему массы еврейские не примкнули к сионизму! Всеведущий охранник понимает, что ввиду тяжести для массового еврея платить 40 коп., он вынужден был встать вдали от народного движения. Удивительная жандармская логика! Но наши Аргусы из «охранки», убежденные в том, что «жиды -мошенники», указывали и на то, что сионисты для получения 40 коп. обманули «бедняка-шекеледателя» и обещали ему за эти же 40 коп. «взамен обетованную землю».

Это - о еврейских трудящихся массах. Как же интеллигенция отнеслась к сионизму? На этот вопрос «охранка» в своих «научных трудах» отвечает совсем курьезно: «Еврейская интеллигенция, не будучи уверена в том, как отнесется правительство к возникшему движению, боялась подвергнуться из-за него преследованию»18.

Такой ответ неожиданно поражает нас потому, что жандармы всегда были совершенно обратного мнения о еврейской интеллигенции. «Очаг русской революции, - писал когда-то кишинёвский жандармский полковник в своем докладе к Плеве, - это еврейская интеллигенция. Еврейский интеллигент по натуре своей бесстрашен и готов даже пойти на верную смерть, коль скоро он защищает свой идеал. Вот почему еврейская интеллигенция является авангардом русского революционного движения».

Сионисты работали, узнаем мы со слов охранника в своем «Обзоре» (так в тексте. - В.К.), в подполье. Это особенно злит его. «Необходимо заметить, -пишет он, - что сами сионисты виноваты в нарушении правил, выработанных

17 Курсив здесь и далее С. Мильнера.

18 Как мы видели выше, на примере Бялика, опасения были небезосновательными.

О" -О т

на конгрессе. Согласно § 8 проекта организации, последняя «по форме должна ™ 5 & быть утверждена правительством»19. Между тем, о таком утверждении не толь- ^ § 2 ко не возбуждалось вопроса, но и в период времени между I и II конгрессами20 'о з ° всякая организация и даже деятельность сионистов тщательно ими скрыва- § ¡ь лись. Только в последующие годы, видя оказываемое им правительством снис- I ^ хождение (?!) и нередко получая от местных властей разрешение на устрой- ^ ство собраний, сионисты решили придать своей деятельности немного более о открытый характер.

Охранник, написавший этот «обзор», видимо, не отличался особенной памятью. Забыв о своем первоначальном утверждении, что еврейская молодежь из-за боязни правительства русского неохотно примкнула к сионизму, он вдруг заявляет, что после II конгресса еврейская молодежь начала «стремиться сочетать сионистское движение с социалистическим». Вот что он говорит: «Об отношении в этот период времени сионизма к социал-демократическим учениям Герцль, в беседах с одним лицом, высказывал, что сионизм в основе своей есть движение легального характера, но еврейская молодежь стремится сочетать сионистское движение с социалистическим: еврейские социалисты в Вене во главе с доктором Ландау задались целью воспользоваться сионизмом для пропаганды социалистических идей, так как заметили, что еврейское простонародье очень склонно к восприятию сионистского учения».

После IV конгресса21, замечает далее охранник, «еврейская учащаяся молодежь в России, начиная с гимназистов 5-го класса, усиленно примыкает к сионистским теоретическим кружкам и занимается культурной работой. Эти новые силы направили сионизм по новой дороге: представители их преследовали идеалы и стремления, далеко не укладывавшиеся в рамки первоначальной программы сионизма». «С течением времени теоретические кружки, приобретая ту или иную окраску, присвоили себе соответствующие наименования. Так, в Чите организовался "сионистский демократический кружок", в Одессе - "кружок сионистов-социалистов" и т.п.».

«Таким образом, первоначальные сионистские и практические кружки, стоявшие в стороне от современных политических течений и считавшие их вредными для еврейского народа (!) путем постепенного распространения "теоретических кружков", носящих политическую окраску, незаметно подготовляются к слиянию с социал-демократическими фракциями. В свою очередь евреи-социалисты, усматривая в сионистских кружках благодатную почву для пропаганды своих воззрений, начинают в большом количестве поступать в число членов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Обычное дело - в уставе может быть прописано одно, а де-факто политика партии другая.

20 I конгресс проходил в Базеле (Швейцария) 29-31 августа 1897 г. II конгресс проходил там же, 28-31 августа 1898 г.

21 Лондон, 13-16 августа 1900 г.

£ 5

ш ^ теоретических кружков и стремятся преобразовать их в направлении, наибо-

р лее соответствующем видам социалистов. Социалисты, вступившие в число

Д х

ч ш членов теоретических кружков, стали пропагандировать идеи так называемой о социалистическо-сионистской группы в Лондоне, выпустившей прокламацию и «к русской молодежи». Согласно программе сионистов-социалистов, решение еврейского вопроса сводится к деятельности в двух направлениях: 1) к социал-демократической организации еврейского пролетариата в его теперешних местах жительства и 2) к социалистическо-сионистской пропаганде.

После V конгресса22 (в декабре 1901 г.) русские сионисты воспользовались решением конгресса о допущении группировок сионистов согласно их мировоззрению и направлению (при наличности не менее 50 кружков с общим числом шекеледателей в 5000 человек) и образовали различные группы и фракции. Среди этих фракций «охранка» обращает особое внимание на «сио-нистско-демократическую фракцию» и на группу «сионистов-социалистов». Первая «частью опиралась на Базельскую программу23, а частью сливалась с социал-демократическими элементами сионизма» (?). Вторая состояла из сионистов других групп, главным образом, из учащейся молодежи и «выставила своей программой социал-демократическую организацию еврейского пролетариата и широкую пропаганду социалистическо-сионистских идей».

После V конгресса усиливается рост сионизма в России. Причину этого роста «охранка» видит вот в чем: «Делу распространения сионизма в России много помогло постановление пятого конгресса о том, что сионизм не исключает иной деятельности сиониста на пользу народа. Это постановление дало возможность сионистам, оставаясь таковыми, вступать в ряды даже явно революционных партий, но, впрочем, не в качестве сионистов».

Шестой конгресс24 и «угандский раскол» описываются довольно ярко и верно. Неверна только заметка о том, что национальный фонд25 был основан после шестого конгресса. Здесь уже «охранка» напутала. Ложно и то сообщение, что после этого конгресса выяснилось, что в России, кроме «мизрахистов»

22 Базель, 26-30 декабря 1901 г.

23 Базельская программа - первая официальная программа сионистской организации. Принята на 1-м сионистском конгрессе. Программа сформулировала цель сионистского движения: «Сионизм стремится создать для еврейского народа обеспеченное публичным правом убежище в Палестине. Для достижения этой цели Конгресс рекомендует: 1) содействие поселению в Палестине евреев-земледельцев, ремесленников и рабочих; 2) организацию и объединение всего еврейства с помощью местных и международных учреждений в соответствии с законами каждой страны; 3) укрепление и развитие еврейского национального чувства и национального самосознания; 4) предварительные меры для получения согласия правительства на осуществление целей сионизма».

24 Базель, 23-28 августа 1903 г.

25 Фонд сионистского движения для приобретения и освоения земли в Эрец-Исраэль. Основан 29 декабря 1901 г. на V сионистском конгрессе в Базеле.

О" 2 го

и «политических сионистов», имеются еще какие-то «фракционеры»,

и _о

«примыкают капиталисты, ученые и часть сионистов-социалистов26. Многие ^ 2 оз из этой группы - бывшие революционеры и лица, готовые перейти в ряды рево- 'о з ° люционеров в тот момент, когда сионизм потерпит полную неудачу». § ^

Как капиталисты и социалисты могут работать в «одной группе фракционе- ^ Е| ров», «охранка» нам не объясняет. Есть более абсурдно указание охранника, >! что «эти капиталисты и социалисты», составляющие одну группу «фракционе- О ров», придали своему течению «полную демократическую окраску из общей социал-демократической программы». Вот чем еврейские капиталисты занимаются! И эти «фракционеры имеют своей целью осуществление социалистической организации общественно-экономических отношений в "обществе будущего" в пределах своей нации».

Кроме того, узнаем, что на VI конгрессе было довольно много «крайних левых из русских сионистов», но они «не выступали из боязни навлечь гонение на евреев со стороны русского правительства».

На VIII конгрессе (1/1427 1907 г. в Гааге) «охранка» обнаружила среди «2000 человек», принимавших участие в конгрессе, «более 150 русских евреев-революционеров», приехавших в качестве делегатов русских сионистских кружков. «Несмотря на возражения этих многочисленных русских евреев-революционеров, участвовавших в конгрессе», было принято решение: «участие сионизма в политике разных стран исключается»» (курсив «Охранки». - Д.К.). Но русские сионисты, по словам «охранки», не хотели подчиниться этому решению. «Это относится главным образом, - пишет охранник, - к русским сионистам, во главе которых стоит сионистско-еврейская социал-демократическая рабочая партия "Поалей-Цион"».

В этой же главе мы находим обзор деятельности почти всех сионистских институций и органов. Резюмируя сказанное, охранка разбивает всю сионистскую организацию России на три группы, постоянно враждующие между собой и преследующие различные цели.

«Первая группа - раввинистов (мизрахи), - читаем мы в «обзоре» охранки, -не желая уступать своего исторического влияния на еврейскую массу, создала так называемый ортодоксальный сионизм». «Представители этой фракции в проповедях своих стараются возбудить еврейский народ против христиан и внушить ему древне-еврейский фанатизм».

26 Нет оснований считать данное утверждение ложным, учитывая рыхлую либеральную структуру «общих» сионистов, допускающих существование самых различных фракций. Показателен пример фракции сионистов «Цейре-Цион», принявших социалистическую программу в 1918 г. Интересна реакция на это событие: некоторые потребовали выхода из «общих» сионистов или отмены социалистической программы «Цейре-Цион» (Еврейская мысль. 7 сентября 1918 г. № 10. С. 2).

27 8-й Сионистский конгресс. Гаага (Нидерланды), 14—21 августа 1907 г.

£ s

ш g «Вторая группа28 - капиталистов, с некоторыми учеными, спасая свой капи-а-

¡с р тал и свое положение от покушения на них революционных масс, создала проч ^ грессивную фракцию, принявшую в основу своих идей культурно-экономиче-§ скую деятельность. Эта фракция стремится захватить рабочее движение в свои и руки и дать ему желательное для него направление (политические сионисты и фракционеры)».

«И, наконец, третья группа, состоящая из учащейся молодежи, интеллигентного и рабочего пролетариата, создала молодую фракцию, по идее и программе своей совершенно тождественную с программой и основами "Бунда"», но на национальной почве29.

Таким образом старалась «охранка» превратить русских сионистов в «революционеров» и «неблагонадежных». Даже мизрахисты неблагонадежны [из-] за их «агитации против христиан»! ... А потому вполне понятно, что эта глава о русском сионизме в «Обзоре» «охранки» заканчивается циркуляром Департамента Полиции по 4-му Делопроизводству (от 21 мая 1908 г. за № 65470) о том, «что никакие организации сионистов не должна быть допущены в России, в виду преследуемых ими политических задач, ведущих к обособлению еврейских масс, с целью активной борьбы с существующими условиями правовой жизни еврейства, и обострению национальной вражды с коренным населением».

Более интересный материал дает нам «охранка» о партиях «Поалей-Цион», «СЕРП» и «С.-С.»30. Но о них в следующих статьях.

Библиографический список

1. Аграновский Г. Документы по истории сионистского движения начала ХХ столетия в Государственном историческом архиве Литвы // Архив еврейской истории / Гл. ред. О.В. Будницкий. М., 2006. Т. 3. С. 355-384.

2. Булдаков В.П. Российское еврейство и большевистский переворот в Петрограде, октябрь 1917 - январь 1918 // Архив еврейской истории / Гл. ред. О.В. Будницкий. М., 2007. Т. 4. С. 92-124.

3. Колпакиди А., Север А. Спецслужбы Российской Империи. Уникальная энциклопедия. Гл. 13. Особый отдел Департамента полиции. М., 2010.

4. Кошель П. История сыска в России. URL: http://iknigi.net/avtor-petr-koshel/2272-istoriya-syska-v-rossii-kn1-petr-koshel/read/page-19.html (дата обращения: 26.08.2015).

5. Кузнецов Д.С. Движение за объединение еврейского народа в г. Пензе в 1917-1920 гг. // «Белые пятна» российской и мировой истории. 2015. № 1-2. С. 68-94.

28 Под второй группой подразумевается руководящая верхушка «общих» сионистов. Интересно, что схожую оценку верхушке сионистов давали чекисты в 1920 г. [5].

29 Тут, несомненно, говорится о «Поалей-Цион», «Цейре-Цион» и о группах, имеющих сходную с ними программу.

30 Сионисты-социалисты.

О" 2 го

6. Лайкер В. История Сионизма / Пер. с англ. А. Блейз, О. Блейз. М., 2000. ™ 5 S

7. Макаров В.Г., Христофоров В.С. Из истории меньшевиков в 1921-1923 го- ш =§ ^ дах (по материалам Центрального архива ФСБ) // Архив еврейской исто- vo Ч о рии / Гл. ред. О.В. Будницкий. М., 2007. Т. 4. С. 189-218. °

8. Медико-санитарное дело в Самарской общине // Еврейская мысль. 29 сен- ^ Е^ тября 1918 г. № 11. С. 5-6. ^ |

9. Мильнер С. Сионизм в освещении «охранки» // Еврейское слово. 1918. ^ 03.03 (18.02). № 4. С. 2-3. g

10. О еврейском территориалистическом обществе «ЕТО». О действиях эми- ^ грационного Общества // Российский государственный исторический архив. Ф. 1284 (Департамент общих дел Министерства внутренних дел. Отделение III. Стол I). Оп. 224. Д. 209.

11. Предвыборная агитация // Еврейская мысль. 7 сентября 1918 г. № 10. С. 9-10.

12. Рафес М.Г. Два года революции на Украине (Эволюция и раскол «Бунда»). М., 1920.

13. Хазан В.И. Пинхас Рутенберг: от террориста к сионисту (Опыт идентификации человека, который делал историю). М., 2008. Т. 1.

14. Щукин В. Дело по обвинению николаевского казенного раввина Лейба Виленского в революционной пропаганде // Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер». Новые исследования по еврейской истории: материалы XIX Международной ежегодной конференции по иудаике. М., 2012. Т. 3. С. 45-51.

Кузнецов Данила Сергеевич - студент историко-филологического факультета, Пензенский государственный университет

E-mail: cosmopolit_88@mail.ru

D.S. Kuznetsov

Routines of police surveillance for the activity of Jewish partie in 1884-1909 (on the basis of the newspaper "Evrejskoe slovo" ("The Hebrew word") publications, March 1918)

This paper is focused on a series of articles "Zionism in the coverage of "Okhranka"" from the newspaper "Evrejskoe Slovo" ("The Hebrew Word") (March 1918) representing a journalist investigation of Dr. S.L. Mil'ner of the activities of the Russian Empire gendarme department "Okhranka" for the control of the Jewish organizations in 1884-1909. In fact, this series of articles is a political propaganda aimed at creating a positive image of the Zionists. It is clearly shown that Zionists had contributed to the development of the revolutionary movement and democratic forces in Russia. The series of articles begins with the introductory part, in which it is shown that the police conducted secret surveillance of the Zionists, making numerous reports on their activities. After the February Revolution of 1917, these documents became available to the public. A brief overview of the history of the Zionist movement is also presented. There is a tendency to a positive evaluation of the Zionists and justification

£ s

cu ^ of the controversial aspects of their activities. The paper presents only the beginning

¡y p of the series of articles which came out with a minimal circulation and has long

¿j J become a bibliographic rarity.

1 Key words: First Russian revolution of 1905-1907, Russian Empire, Civil War

§ in Russia, Zionism, Jewish Socialist movement at the beginning of XX.

u

Kuznetsov Danila S. - student at the Department of History and Philology, Penza State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.