Научная статья на тему 'Агитационные материалы партии «Идише Фолкспартей» в 1917 г'

Агитационные материалы партии «Идише Фолкспартей» в 1917 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
180
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ИДИШЕ ФОЛКСПАРТЕЙ / ФОЛКСПАРТЕЙ / БУНД / ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г / ЕВРЕЙСКИЙ СОЮЗ / ВСЕРОССИЙСКИЙ ЕВРЕЙСКИЙ СЪЕЗД / BUND / CIVIL WAR / FOLKSPARTEY / YIDDISH FOLKSPARTEY / FEBRUARY REVOLUTION OF 1917 / JEWISH UNION / ALL-RUSSIA JEWISH CONGRESS OF 1918

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецов Данила Сергеевич

В статье рассматриваются деятельность партии «Идише Фолкспартей» и ее программа 1917 г., показаны некоторые причины прекращения деятельности этой партии на территории России в годы Гражданской войны. Дана характеристика самой «Фолкспартей» (центристской либеральной партии). Кратко описывается история Фолкспартей, дана характеристика ее партийной программы. Рассказано о главном пункте партийной программы «Идише Фолкспартей» о еврейской автономии в России. Основой автономии должна была стать еврейская светская организация, которая управлялась на демократической основе. Уделяется внимание также и другой идее партии еврейской национально-персональной автономии. Проведено сравнение петроградской агитации «Идише Фолкспартей» с пропагандистскими материалом этой же партии, опубликованном на окраине «еврейского мира» (в Пензе). Дана характеристика отношения «Идише Фолкспартей» к сионистскому движению в целом. Представлена газетная агитация, связанная с темой исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Yiddish Folkspartey" party campaign materials in 1917

The article deals with the activities of the party “Yiddish Folkspartey” and its program in 1917; some reasons for terminating the activities of the Party in the territory of Russia during the Civil War are also disclosed. “Folkspartey” itself is also characterized as a centrist liberal party. Brief history of “Folkspartey” is presented and its party program is outlined. Special attention is paid to Jewish autonomy in Russia and the main point of the party program. The basis of the autonomy was to be a Jewish secular organization run on a democratic basis. Attention is also paid to Jewish national-personal autonomy, which is another idea of the party, and to the impossibility of implementation of this idea into real life. Propaganda materials of Petrograd and Penza (outskirts of the Jewish world) regional branches of the Party are compared. The attitude of “Yiddish Folkspartey” to the Zionist movement as a whole is characterized. Propaganda materials published in newspapers and dealing with the subject under study are presented.

Текст научной работы на тему «Агитационные материалы партии «Идише Фолкспартей» в 1917 г»

Библиографический список

о j 1. Английский путешественник в России и его мнение о русском обществе.

(1826 и 1827 гг.). Сообщ. И.С. Шукшинцев // Русская старина. 1902. Т. 110. о Кн. 6 (июнь). С. 575-578.

и 2. Орлов А.А. Английский шпионаж в России в 1820-1830 годах: изменение форм и методов разведывательной деятельности // Актуальные проблемы новой и новейшей истории зарубежных стран: Материалы ежегодной научной сессии кафедры новой и новейшей истории МШ У / Отв. ред. М.А. Родригес-Фернандес, М.В. Пономарёв, С.Ю. Рафалюк. М., 2017. С. 12-26.

3. Отношение оренбургского военного губернатора генерала от инфантерии П.К. Эссена дежурному генералу Главного штаба Е.И.В. от 24 марта 1827 г., № 2231. Секретно // Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 410 (Коллекция ВУА «Материалы по истории народов СССР»). Оп. 1. Д. 62. Микрофильм. Л. 4-4 об.

4. Перевод выписки из Английского письма Англичанина Сандерсона из Оренбурга от 28-го марта 1827-го года к Матери его госпоже Сандер-сон, [проживающей] близ Болтон Лемурс [Болтон-ле-Мур] в Лаккешире [Ланкашире], под кувертом к Ивану Пик[к]ерсгилю в Москву // Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 410. Оп. 1. Д. 62. Л. 1-3 об.

5. Эренбург И.Г. Собр. соч.: В 8 т. / Сост., подгот. текста И. Эренбург и Б. Фрезинского; Коммент. Б. Фрезинского. Т. 8. Люди, годы, жизнь. Кн. пятая (гл. 14-27), шестая, седьмая. М., 2000.

Д.С. Кузнецов

Агитационные материалы

партии «Идише Фолкспартей» в 1917 г.

В статье рассматриваются деятельность партии «Идише Фолкспартей» и ее программа 1917 г., показаны некоторые причины прекращения деятельности этой партии на территории России в годы Гражданской войны. Дана характеристика самой «Фолкспартей» (центристской либеральной партии). Кратко описывается история Фолкспартей, дана характеристика ее партийной

■О -о т

программы. Рассказано о главном пункте партийной программы «Идише ¡2 5 &

и _о

Фолкспартей» - о еврейской автономии в России. Основой автономии ^ 2 г-с должна была стать еврейская светская организация, которая управлялась 'о з ° на демократической основе. Уделяется внимание также и другой идее пар- § ^ тии - еврейской национально-персональной автономии. Проведено срав- ^ ^ нение петроградской агитации «Идише Фолкспартей» с пропагандистскими ^ материалом этой же партии, опубликованном на окраине «еврейского мира» о (в Пензе). Дана характеристика отношения «Идише Фолкспартей» к сионистскому движению в целом. Представлена газетная агитация, связанная с темой исследования.

Ключевые слова: Гражданская война, Идише Фолкспартей, Фолкспартей, Бунд, Февральская революция 1917 г., Еврейский союз, Всероссийский еврейский съезд.

«Фолкспартей» (на идиш «Народная партия») - название ряда еврейских политических партий в России и странах Восточной Европы, основанных на идеологии автономизма1; существовали с 1906 по 1939 гг. В России «Фолкспартей» существовала до 1918 г. «Фолкспартей» относится к тем еврейским партиям, которые не так хорошо исследованы в русскоязычной литературе (по сравнению с «Бундом», «Поалей-Цион» и «общими сионистами»). Поэтому изучение агитационной программы партии за 1917 г. является актуальным.

Данная партия была немногочисленной, хотя после Февральской революции 1917 г. она расширила свое влияние, но не выдержала конкуренции с другими еврейскими партиями [4], в первую очередь с «Бундом»2, с которым ее многое сближало (идишизм, еврейская автономия, программа социальной помощи широким слоям населения).

«Фолкспартей» была центристской либеральной партией. Но в ней сильны были и социалистические идеи. Так, например, после Первой русской революции 1905-1907 гг. в эту партию вступила часть

1 Автономизм - одно из течений в еврейском национальном движении. Его сторонники считают возможным еврейское национальное существование в диаспоре. Они полагают, что евреи, будучи гражданами различных государств, должны образовать в них особые национально-культурные единицы с широким кругом деятельности, очерченным законами этих государств.

2 «Бунд» (на идиш «Союз») - «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России»; еврейская социалистическая партия, действовавшая в Восточной Европе с 1890 до 1940 гг. Будучи сугубо национальной организацией, «Бунд» претендовал на исключительную роль представителя интересов еврейского пролетариата в социал-демократическом движении. С первого дня существования «Бунд» неуклонно выступал против сионизма и религиозных партий, но сотрудничал в различных областях с другими еврейскими рабочими партиями.

£ 5

ш ^ автономистов-социалистов1. Идеологом и создателем «Фолкспартей»

^ р являлся С.М. Дубнов2.

ч Основой еврейского национального существования в условиях авто-

§ номии должна была стать еврейская светская организация, которая и управлялась на демократической основе [3].

1917 г. был насыщенным по многим значимым событиям в еврейской истории: эмансипация российских евреев, «Декларация Бальфура»3, подготовка к выборам Всероссийского еврейского съезда4.

В декабре 1917 г. в Петрограде была выпущена однодневная газета «Еврейский мир», которая преследовала своей целью агитацию «Идише Фолкспартей». Кроме того, выпуск газеты был актуален и в связи с подготовкой к Всероссийскому еврейскому съезду.

В «Еврейском мире» по большей части были опубликованы статьи-рассуждения на разные темы. Наибольшую ценность представляет статья А. Перельмана, в которой были четко сформулированы цели и задачи партии к концу 1917 г. Основные положения программы партии:

1) создание персонального внеобластного автономного союза на всей территории России (далее - Еврейский союз);

2) создание Еврейским союзом социальных учреждений (школы, больницы, библиотеки, благотворительные учреждения и пр.);

3) демократический принцип создания и функционирования органов Еврейского союза;

4) охрана и развитие еврейской культуры;

1 Социалистическая еврейская рабочая партия (СЕРП; также «сеймисты») - партия, основанная в Киеве в апреле 1906 г. Ее платформа сочетала еврейскую национальную и социалистическую идеологию. Значительное влияние на идеологию СЕРП оказали также взгляды С.М. Дубнова. В период реакции, последовавшей за поражением Первой русской революции, влияние СЕРП ограничивалось узким кружком интеллигенции. Ряд активистов партии перешли в ряды «Фолкспартей».

2 Семён Маркович (Шим'он Мейерович) Дубнов (1860-1941) - еврейский историк, публицист и общественный деятель. Основал Еврейскую народную партию («Идише Фолкспартей»).

3 «Декларация Бальфура» (1917 г.) - официальное письмо, датированное 2 ноября

1917 г., министра иностранных дел Великобритании А. Бальфура к лорду Л.У Ротшильду, представителю британской еврейской общины, для передачи Сионистской федерации Великобритании. Это была декларация о доброжелательном отношении Великобритании к сионистским стремлениям евреев.

4 Всероссийский еврейский съезд должен был идеологически и организационно определить устройство еврейской автономии в России. К началу съезда проводилась активная избирательная кампания различных еврейских организаций. Съезд проходил в июне-июле

1918 г. в Москве. Из-за начавшейся Гражданской войны фактически превратился в съезд еврейских общин центральной России. Война, анархия и разруха привели к тому, что де-факто съезд не имел никакой юридической и практической значимости.

5) создание автономного союза синагог под протекцией светской

- право использования языка идиш в общественной жизни и в государ- > ственных учреждениях России, там, где количество еврейского насе- о ления достигает 10% от общей численности населения;

- право евреев заменить выходной день в воскресенье на отдых в субботу;

- «внешняя политика»: участие Еврейского союза в международной еврейской жизни (эмиграция, научные институты и пр.).

В этой программе многие пункты являлись противоречивыми. Так, например, одной из основных идей была реализация персонально-автономного принципа существования Еврейского союза. Идея национально-персональной автономии подразумевает, что национальное меньшинство получает гражданские права, одинаковые с остальными гражданами и, в то же время, имеет автономию в национально-культурной и религиозной жизни. Поскольку она персональна, то каждый сам должен решить, хочет ли он примкнуть к этой группе или нет.

Еврейскую буржуазию не устраивало то, что для вступления в персональную автономию надо было добровольно платить налог. Кроме того, ортодоксальное еврейство не привлекала идея оказаться под протекцией светских властей общины. Поэтому многие слои еврейского общества отказались поддержать партию.

Вообще, программа партии «подводила итоги» попытке обновления «Фолкспартей» после Февральской революции. В своих воспоминаниях С.М. Дубнов писал: «На летней конференции в Москве "Демократическое объединение" приняло программу "Фолкспартей" с некоторыми элементами социал-реформизма и назвало себя "Идише Фолкспартей" Наиболее деятельные мои единомышленники уже вступили в комитет этой обновленной "Фолкспартей" и оставили место для меня» [1]. Несмотря на некоторые успехи, в итоге партию ждал еще больший кризис. Частично из-за того, что центральное руководство больше занималось просветительской деятельностью, чем партийной.

В «Идише Фолкспартей» было много людей, сочувствующих сионизму, но в партии скептически относились к перспективам заселения Палестины (Земли Израиля, Эрец Исроэль). Хотя в упомянутой выше программе партии говорилось об отмене ограничений, препятствующих еврейской колонизации Палестины, в другой статье газеты «Еврейский мир» утверждалось, что развивать еврейскую жизнь надо именно

общины;

6) принцип «государство в государстве»: - Еврейскому союзу принадлежит право принудительного обложения прогрессивным налогом своих членов;

О -о гм - О.

£ 5

ш ^ в диаспоре, а Палестина имеет значение только для создания националь-^ р ной автономии, потому что несбыточна сама идея о еврейском государ-ч стве [5, с. 2-3]. Естественно, что такая риторика была неприемлема для § всех сочувствующих сионизму.

По языковому вопросу «Идише Фолкспартей» стояла на позициях идишизма, оставляя место для иврита в школьном образовании. Но это не устраивало представителей еврейской общественности, выдвигавших иврит в качестве единственного литературного и разговорного языка (гебраистов).

Указанная позиция - это позиция видных членов «Идише Фолкспар-тей», находящихся в столице России. Но на местах, в провинции, она могла быть кардинально другой. Например, в г. Пензе (Среднее Поволжье) местное отделение «Идише Фолкспартей» опубликовало агитационное объявление в социалистической газете «Наш путь» (декабрь 1917 г.) [2, с. 88-89], риторика в котором была совсем другая. Объявление имело оттенок агрессии, особенно по отношению к сионистам, еврейской буржуазии и ортодоксальным евреям. Такая агитация имеет определенное сходство по стилистике и структуре с объявлением «Бунда», размещенном в той же местной социалистической газете [Там же, с. 86-87]. Для сравнения приведем примеры.

Агитация пензенского отделения «Бунда»: «Помните, граждане, что список № 1 - это список еврейской буржуазии и клерикалов - союз лжи и невежества. Они хотят оживить ту допотопную общину, где царствовал мрак, где подавлялась личность, и убивалось всякое стремление к лучшей светлой жизни. Список № 6 - список сионистов. Они зовут в Сион и говорят, что король английский прогнал турок и отдает вам Палестину с миллионом арабов. Не верьте им!» [Там же, с. 87].

Агитация пензенского отделения «Идише Фолкспартей»: «Не голосуйте за список № 1. Это союз ассимиляторов с клерикалами, союз богатых карманов с мраком. Не голосуйте за сионистов, для которых еврейский народ - игрушка для их фантазий, они презирают ваш язык (имеется в виду идиш. -Д.К.) и тем причиняют вам обиду. Если вы хотите, чтобы община была демократической и вправду отстаивала интересы широких народных масс, голосуйте за список № 4» [Там же, с. 89].

Таким образом, мы видим, что объявление «Идише Фолкспартей» в пензенской газете имеет агрессивную риторику. Между тем, если внимательно познакомиться с программой «Идише Фокспартей» от центральных органов, то видно, что в нем нет «наступательной» риторики. Центральное руководство «Идише Фолкспартей» пыталось найти компромисс между разными слоями еврейского населения. Но такой компромисс фактически был невозможен, не говоря уже о том, что

диктаторские и радикальные режимы, образовавшиеся на территории к у ^ России после 1917 г., не позволили осуществить программу партии. ^ 2 г-с

Тип публикуемого ниже источника - статья в пропагандистской 'о з ° однодневной газете, которая выразила отношение центральных орга- § ^

О

нов партии «Идише Фолкспартей» к важнейшим событиям: подготовке ^ е^ к Всероссийскому Еврейскому съезду, «Декларации Бальфура», стро- ^ ительству еврейской демократии. Авторами статей газеты выступи- о ло центральное руководство партии: С.М. Дубнов («Еврейский съезд и национальный совет»); В. Лацкий1 («О народности и классовой политике»); И. Ефройкин2 («Слово за еврейской демократией»); С. Цинберг3 («Об английской декларации»); А. Перельман4 («К нашей общинной программе; избирательная платформа «Идише Фолкспартей»).

Текст публикуется по современным правилам правописания. Стилистические особенности сохранены, явные грамматические ошибки исправлены.

А. Перельман. К нашей общинной программе; избирательная платформа «Идише Фолкспартей»5

А. Национальная автономия

I. За еврейским народом особым законом Всероссийского Учредительного Собрания должны быть признаны права персонального внеобластного автономного союза на всей территории Российской республики. Тем же законом определяются общие пределы компетенции персонально-автономного союза по отношению ко всему Российскому государству и к отдельным автономным национальностям и областям России.

II. Общие пределы компетенции персонально-автономного союза определяются задачами охраны и развития еврейской национальности в областях:

1 Лацкий-Бертульди Я'аков Зеев Вольф (1881-1940) - деятель еврейского рабочего движения, журналист, активный сторонник идей территориализма. После Февральской революции 1917 г стал одним из руководителей «Идише Фолкспартей».

2 Ефройкин Исраэль (1884—1954) - общественный деятель, с 1904 г. - активный деятель сионистско-социалистической группы «Возрождение». После Февральской революции 1917 г. вместе с Дубновым и др. возглавил «Идише Фолкспартей».

3 Цинберг Исраэль (Сергей Лазаревич) (1873-1939) - историк еврейской литературы, публицист. В 1905-1906 гг. состоял в «Фолкспартей», участвовал в издании ее органа -«Дос фолксблат», а в 1917 г. - в работе Еврейского народного союза (блок «Фолкспартей» и беспартийных).

4 Арон Филиппович Перельман (1876-1954) - последний владелец издательства «Брокгауз и Ефрон», видный участник еврейских просветительских проектов начала ХХ в., друг Дубнова и Цинберга. Участвовал в основании партии «Идише Фолкспартей».

5 Еврейский мир. 1917. № 1. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.