_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_
УДК 37.0+371
Ахметов Нурлан Каркенович
Доктор педагогических наук, заведующий кафедрой химии, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Kamilla [email protected], Алматы, Казахстан
Жаксыбаев МельдебекЖумабекович
Доктор химических наук, доцент кафедры химии, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, [email protected], Алматы, Казахстан
Нурахметова Айгуль Радылкановна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, [email protected], Алматы, Казахстан
Сагимбаева Айшан Есенгазиевна
Кандидат химических наук, ст. преподаватель кафедры химии, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, [email protected], Алматы, Казахстан
ПРАКТИКА ИСПОЛьЗОВАНИя УЧЕБНЫХ ИГР В ОБУЧЕНИИ
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы применения учебных игр в фундаментальных науках. Трудности использования учебных игр связаны с выделением основных тем, узловых вопросов изучаемого предмета, определения их особенностей, благодаря которым необходимо создавать игры или моделирования. Перечислены методические требования и правила, использование которых позволит успешнее применять в обучении игры и моделирование. С помощью опросов и анкетирования выявлено отношение учащихся к применению игр и моделирования в обучении.
Ключевые слова: игровое обучение, активизация, учебный процесс, моделирование.
Ранее в статьях «Учебные игры: анализ и систематизация» и «Технология создания учебных игр», опубликованных в «Сибирском педагогическом журнале», были рассмотрены теоретические основы классификации игр и моделирований, а также технология создания учебных игр [2; 4]. Обсуждаемые в этих статьях вопросы могут быть приняты в качестве основы при создании учебных игр и моделирований, в первую очередь в практике преподавания фундаментальных дисциплин, таких, как физика, биология, математика, химия и т. д. Это особенно важно потому, что учебных игр, основанных на знаниях учащимися наиболее общих законов естественных дисциплин, предложено очень мало. Связано это с тем, что учебные игры, направленные на обучение природным законам и закономерностям, сравнительно трудно создаются. Так как, прежде всего, их трудно подготовить, а также из-за того, что преподаватель, создающий такого рода игры, должен уметь применять игровое обучение и одновременно знать основные закономерности и методику преподаваемой учебной дисциплины. Перед таким преподавателем стоит несколько
важных проблем, для решения которых он должен связать в единое целое закономерности учебной дисциплины с возможностями игрового обучения.
В связи с этим, понимая, что применение учебных игр в фундаментальных науках только сейчас начинает свое развитие, а порядок или методика применения игрового обучения в учебном процессе вообще представляется «белым пятном», такому преподавателю, прежде всего, следует соблюдать ряд условий, выполнение которых позволит полноценно использовать игры и моделирования в обучении. Прежде всего, это касается самого содержания учебной дисциплины и применяемой для ее изучения технологии обучения.
Поэтому при подготовке учебных игр необходимо сразу же выделить основные темы, узловые вопросы изучаемого предмета, определить их особенности, благодаря которым будут создаваться игры или моделирования. Такими особенностями могут быть изучаемые однотипные свойства отдельных составляющих изучаемого предмета, сопоставление которых можно проводить в игровой форме. Или создание игр и моделирований для лучшего усвоения раз-
личного рода систематизаций, классификаций и схем. Очень важно суметь определить, выделить и предложить учебные игры для наиболее главных особенностей учебного материала, так как основной нашей целью является именно знание учащимися фундаментальных основ предмета.
После определения особенностей главных тем, узловых вопросов изучаемого материала наступает очередь поиска соответствующих правил игры, которые бы позволяли решить положительно поставленную задачу активизации учебного процесса.
Другими словами, требуется создать структуру игры, на основе которой возможно организовать процесс обучения в условиях его активизации путем применения элементов игрового обучения. Это является достаточно трудной задачей, особенно когда дело касается подготовки учебных игр и моделирований не только для отдельных разделов учебной программы, но и для всей программы в целом.
В качестве положительного примера и успешного решения всех поднятых вопросов можно привести работу, в которой применение игр связано с освоением курса химического качественного анализа изучаемого во многих высших учебных заведениях и колледжах [3]. Так в качестве главных сведений, которые необходимо знать учащемуся после окончания обучения этому курсу аналитической химии, авторы выделяют следующие.
Первое - это знание учащимися основных схем и методов химического качественного анализа (сероводородный, кислотно-основной, аммиачно-фосфатный и т. п.). Усвоение учащимися этих основных схем и методов химического качественного анализа дает им общее представление о направлении, путях разделения и идентефикации ионов различных химических элементов. То есть эти знания позволяют учащимся логически понимать и применять на практике различные методы анализа, четко осознавая, что они из себя представляют.
Второе важное знание вытекает непосредственно из первого. Учащимся следует хорошо изучить и знать последовательность хода анализа катионов или анионов, наиболее часто применяющихся методов химического качественного анализа.
В то же время знание последовательно-
сти хода анализа различных методов имеет и важное самостоятельное значение, показывая учащимся возможности для реализации рзличных подходов в случае возникновения у них практической надобности.
Третье знание, в количественном отношении, по-видимому, является самым трудоемким, имеющим достаточно большой объем сведений, которые учащемуся необходимо будет просто выучить и затем помнить в своей профессиональной деятельности. Этим условием будет знание учащимися всех соответствующих частных реакций изучаемых катионов и анионов. Поэтому очень важно помочь учащимся запомнить все эти важные сведения не путем механического запоминания, а активизируя этот процесс.
Четвертым знанием, для окончательной убежденности в полноценной подготовке учащегося по химическому качественному анализу, является умение учащихся решать так называемые «теоретические смеси веществ». В аналитической химии под этим понимается задание, в котором учащемуся дается для решения задача - гипотетическая смесь различных химических соединений. Решением этой задачи является определение: какие из составляющих компонентов смеси между собой прореагируют; какие новые соединения образуются в результате возможных химических реакций, в какой форме это произойдет; будет ли при этом происходить образование осадков, выделение газов или изменение цвета смеси. Для возможного усложнения поставленной задачи преподаватель может обсудить с учащимися также и пути, схемы анализа гипотетической смеси. Умение решать «теоретические смеси веществ» представляет собой условную вершину, сумму всех теоретических знаний, которые должен получить учащийся при обучении его химическому качественному анализу [1; 5].
В целом, все эти четыре знания являются наиболее важными и нужными для успешной подготовки учащихся по качественному химическому анализу аналитической химии.
При этом в работе Н. К. Ахметовой, А. Р. Нурахметова и А. Е. Сагимбаева приводятся примеры конкретных учебных игр и методика их использования для обучения учащихся [3].
Одновременно с применением игрового обучения следует способствовать «игро-
UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS
вым настроениям» учащихся. Выбор игры чаще всего осуществляет сам преподаватель в зависимости от индивидуальных особенностей группы и отдельных учащихся. Преподаватель так же определяет объём и структуру учебного материала, который используется в процессе игры.
В то же время ко всему вышесказанному следует присоединить несколько основных методических требований, использование которых позволит успешнее применять в обучении учебные игры и моделирование:
- должна быть установлена определенная педагогическая мера использования учебных игр на занятиях;
- необходимо при обучении применять наиболее эффективные модели игр и моделирований;
- моделируемые в игре ситуации должны быть максимально близки к учебной действительности;
- необходим соотвествующий эмоциональный фон, учащиеся должны быть психологически готовы к работе в атмосфере взаимодействия, соревнования в условиях коллектива;
- содержание игр и моделирований, правила их проведения необходимо отразить в соответсвующей учебно-методической литературе для учащихся;
- применяемые игры и моделирования должны соответсвовать уровню учебной подготовленности учащихся, способствовать их интеллектуальному росту.
При этом к вышеизложенным требованиям стоит добавить ряд дополнительных правил, имеющих несколько большую практическую и методическую направленность.
1. Материальное оформление учебной игры (карточки, таблицы и т. п.) должно быть выполнено на хорошем техническом уровне.
2. Учащиеся должны быть предварительно хорошо ознакомлены с правилами учебной игры.
3. При первоначальном использовании любой учебной игры рекомендуется показать её практическое применение учебной группе с помощью успевающих учащихся.
4. Следует избегать такого положения в учебной игре, когда в ней участвуют слишком много игроков (больше 5-6) или когда на руках у отдельного игрока находится больше 7-8 игральных фишек. То есть в случае боль-
ших групп учащихся рекомендуется заранее подготовить определенное количество различных комплектов игр с тем, чтобы существовала возможность смены вариантов у различных групп играющих. Выполнение этого правила позволит сохранить динамичность и занимательность применяемых учебных игр. И кроме этого позволит также проверить знание учащимися различных вопросов, выбранных преподавателем по изучаемой теме.
5. Качественный состав играющих групп следует подбирать по принципу: на несколько сильных в учебе учащихся примерно 30 % слабых.
6. Результаты учебных игр должны непосредственно входить в результаты оценок знаний учащихся, получаемых ими на контрольных работах, рубежных опросах и т. п.
7. При использовании учебных игр рекомендуется вначале составлять комплекты игр по отдельным составляющим общего вопроса, а затем уже комплект общей игры.
8. Учебная игра не должна противопоставляться традиционным методам обучения. Преподавателю необходимо органически связывать их в единое целое.
9. Учебные игры дадут наибольший эффект только при регулярном использовании их на семинарских и других занятиях.
10. Преподаватель должен внимательно следить за тем, чтобы все учащиеся были охвачены игрой, т. к. не принимающие участие в игре могут отвлекать «играющих» (обуча-щихся) или подсказывать им.
11. Для плохо подготовленных по каким-либо причинам учащихся следует составлять легкие варианты игр с последующим переходом к более сложным.
12. В тех случаях, когда учащиеся достаточно подготовлены по учебной программе и хорошо усвоили предложенные им учебные игры, необходимо использовать эти игры комплексно, т. е. чаще менять их (по мере возможности) на занятиях. Это позволит избежать однообразия и сопутствующих этому моментов во время занятий.
Отдельные пункты вышеприведенных требований и правил отмечались и другими педагогами, использующимми игровое обучение в практике. Например, американским исследователем G. КаЛаШшй" [10] и отечественными авторами [6; 7; 8].
Обобщая вышеизложенные требования
и правила, следует сказать, что основные их положения действительны для всех учебных игр, создающихся в различных дисциплинах всех фундаментальных наук.
Особое место при создании и применении игр и моделирований имеет последующая завершающая оценка созданной модели. Этот последний компонент модели - период обсуждения - позволяет учащимся и преподавателю собраться вместе после проведения игры для внимательного, вдумчивого анализа ее итогов и определения ее значимости в достижении поставленных целей. К примеру, G. КаЛа-Шшй- для оценки созданной модели игры предлагает обсудить следующие вопросы: была ли использованная в игре ситуация лучшей из возможных для достижения намеченной цели; какие дополнительные цели реализуются в процессе игры; были ли правила игры краткими и точными; как были мотивированны учащиеся и т. д. [10].
Нам представлялось интересным выяснить отношение самих учащихся к игровому обучению, их оценку положительных и отрицательных сторон игр и моделирований. Проведенные среди учащихся анонимные опросы и анкетирование показали, что более двух третей учащихся предпочитают учебные занятия, проводимые с использованием игр и моделирований, а еще большее число учащихся относится к ним положительно. Больше половины учащихся собираются использовать игровое обучение в своей будущей профессиональной деятельности. Отмечалось и определенное повышение качества знаний у учащихся после использования на занятиях учебных игр и моделирований. Примерно такой же качественный эффект показан в результатах исследований работы К. Ег^оп, М. Ег^оп [9].
В заключение остается добавить, что учебные игры и моделирования удобно использовать также при проведении различного рода олимпиад, конкурсов и т. п.
Предложенное игровое обучение направлено на дополнение существующих методов и форм обучения учащихся. Только в этом видится наиболее рациональное применение игрового обучения.
Библиографический список
1. Алексеев В. П. Курс качественного химического полумикроанализа. - М.: Химия. - 1973. -412 с.
2. Ахметов Н. К., Нурахметова А. Р. Технология создания учебных игр // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 6. - С. 65-70.
3. Ахметов Н. К., Нурахметова А. Р., Сагим-баева А. Е. Игровое обучение в химическом качественном анализе. - Алматы: Улагат, 2015. - 251 с.
4. Ахметов Н. К., Нурахметова А. Р., Тапало-ва О. Б. Учебные игры: анализ и систематизация // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -№ 4. - С. 117-121.
5. Крешков А. П. Бессероводородные методы качественного полумикроанализа. - М.: Высшая школа. - 1979. - 289 с.
6. Пидкасистый П. И., Арыстанов М. Ж., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии. - Алма-Ата: Мек-теп. - 1980. - 204 с.
7. Семенова Е. В. Дидактическая игра в процессе формирования коммуникативных умений студентов педвуза: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1984. - 230 с.
8. Харченко С. Я. Педагогическая игра как метод формирования у студентов общественно-педагогических умений: дис. ... канд. пед. наук. -Л., 1984. - 254 с.
9. Ericson K., Ericson M. Simulation and Games Exercises in large lecture classes // Communication Education. - 1979. - V. 28. - P. 224-229.
10. KachaturoffG. Learning Through Simulation. The social studies. - 1978. - V. 69 - P. 222-226.
Akhmetov Nurlan Karkenovich
Dr. Sci. (Pedag.), head of the department of the Kazakh national pedagogical university named after Abay, Kamilla [email protected], Almaty
Zhaksibaev Meldebek Zhymabekovich
Dr. Sci. (Chemi.), Assist. Prof. of the Department chemistry of the Kazakh national Pedagogical University named after Abay, [email protected] , Almaty
_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_
Nurakhmetova Aigul Radylkanovna
Cand. Sci. (Chemi.), Assist. Prof. of the Department of chemistry of the Kazakh national Pedagogical University named after Abay, [email protected], Almaty
Sagimbayeva Aizhan Esengazyevna
Cand. Sci. (Chemi.), senior teacher of the Kazakh national Pedagogical University named after Abay, [email protected], Almaty
PRACTICE OF USE OF EDUATIONAL GAMES IN TRAINING
Abstract. The questions of educational games application in fundamental sciences are considered in this paper. Difficulties of use of educational games are connected with allocation of the main subjects, nodal questions of the studied subject, determination of their features due to which it is necessary to create game or modeling. The following stage is search of the corresponding rules of the game which would allow positively solve an objective of educational process activization. Notably, it is necessary to create structure of game which is capable to correspond to process of training in the conditions of its activization by application of elements of game training. When it concerns preparation of educational games and modelings not only for separate sections of the training program, but for all program in general, the task becomes difficult.
Authors offered the main points the most important and necessary for successful training of pupils according to the qualitative chemical analysis of analytical chemistry. Keywords: game training, activization, educational process, modeling.