Научная статья на тему 'Практика… до выхода на дело'

Практика… до выхода на дело Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлов А.И.

Два года назад мы восстановили деловые контакты с моим бывшим коллегой, Александром, с которым раньше вместе работали и который теперь живет в Белоруссии. На момент возобновления наших деловых отношений он работал начальником строительного участка государственного треста, получал зарплату, эквивалентную 50 долларам США. Благодаря нашему интенсивному обмену информацией, советам, консультациям, помощи, и поддержке мой коллега сменил работу, начал собственное дело и значительно продвинулся на этом пути. Есть у нас и другие примеры успешного сотрудничества в деле развития предпринимательства. Такая форма общения подсказала нам, как нужно наиболее успешно организовывать процесс обучения и консультирования, как эффективно помочь людям, которые ищут путь своей самореализации. Именно с этой целью мы создали Международную Академию развития бизнеса, в которой реализуем такой подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The practice before starting

Tw o years ago we restored relations with my ex-colleague Alexander, we used to work together and now he lives in Byelorussia. Two years ago he worked foe government as the head of building plot and he had a salary equaled 50 $. Thank to our intensive exchange of information, pieces of advises, consulting, help and support he managed to change the place of work, started his business and was successful. There are many examples of our effective cooperation at the business development. Such a form of communication showed us the way of organizing the process of training and consulting, the way of helping people who are looking for the way of self-realization. That is why we created the International Academy of business development where we can make all the creative ideas come true.

Текст научной работы на тему «Практика… до выхода на дело»

современные мысли

практика... до выхода на дело

ОрловЛ.И.

профессор, ректор Международной Академии развития бизнеса, Президент Международного консорциума "Интелбизнес-косалтинг"

Два года назад мы восстановили деловые контакты с моим бывшим коллегой, Александром, с которым раньше вместе работали и который теперь живет в Белоруссии. На момент возобновления наших деловых отношений он работал начальником строительного участка государственного треста, получал зарплату, эквивалентную 50 долларам США. Благодаря нашему интенсивному обмену информацией, советам, консультациям, помощи, и поддержке мой коллега сменил работу, начал собственное дело и значительно продвинулся на этом пути. Есть у нас и другие примеры успешного сотрудничества в деле развития предпринимательства. Такая форма общения подсказала нам, как нужно наиболее успешно организовывать процесс обучения и консультирования, как эффективно помочь людям, которые ищут путь своей самореализации.

Именно с этой целью мы создали Международную Академию развития бизнеса, в которой реализуем такой подход.

Перед Новым годом я получил от моего коллеги письмо, которое привожу практически без купюр. «Дорогой Александр Иванович! Дружище, с Новым Годом тебя! От всего сердца желаю Успехов во всех начинаниях, крепчайшего Здоровья и огромного личного Счастья!!! Иваныч, ты даже себе не представляешь, насколько я тебе благодарен за твои добрые письма, за поддержку в трудные минуты. Ведь во многом благодаря именно тебе мы приобрели компьютер, освоили Интернет, пробудились, расшевелили собственное «Я», прочли массу интереснейших книг, да и вообще, общение с тобой доставляет истинное наслажде-

ние, видимо, дело в твоей основная сложность в врожденной деликатно-

сти и ненавязчивости. приложении своих усилий -

Именно ты дал мощней-

ший толчок для нового отсутствие достаточных

витка моей жизненной _

деятельности. Сегодня практических навыков работает моя фирма и

фирма сына, открываем и умений, необходимых для

еще одно ООО, так как

надо расширяться - ведь организации своего дела

получается неплохо. _

Мой примерный месячный доход составляет _

примерно 2000 долларов США. Раздали долги, _

приоделись и приобрели все самое необходимое в дом, поменяли старенький PENTIUM-1 на _

очень мощный PENTIUM-4 со всеми возмож- _

ными и невозможными «наворотами». Да ещё _

много чего. А ещё перестраиваем дедовский _

дом, в котором живем, обустраиваем второй

этаж, делаем евроремонт в кухне, коридоре и _

санузле, меняем двери, окна и т. д.

Приезжай в гости! Весной! Будет что показать и _

посмотреть. Мы выделим тебе отдельную госте- _

вую комнату с прекрасным видом и «обалденным» обхождением! Проживание, питание и _

дорога за мой счёт.

Ну? В 2004-ом обязательно посещу Москву и _

обещаю нанести визит. Вчера сдал дом госкомиссии на «отлично». Сегодня отдыхаю по пол- _

ной - топлю с утра баньку, наводим порядок в доме, пришел на баньку дядька жены, проводили с ним уходящий год. Брестская «Кленовая» _

не хуже российской «Гжелки». Дочь из Минска _

приехала, привезла мне в подарок шеститомник Наполеона Хилла, а я ей купил фотоаппа- _

рат KODAK в подарочек, мы под ёлку кладем по- _

дарки. В середине января едем с сыном в Краснодар и в Крым, к родне, к друзьям на пару недель, надо отдохнуть. Ну, всего».

Идея.

Современный процесс обучения в вузах и бизнес-школах России состоит, в основном, из лекционно-теоретических курсов и семинарских занятий, называемых практическими. В

о в я

ряде учебных заведений применяют «кейсовую систему». Однако как сам набор кейсов (практических ситуаций), так и методика работы с ними требуют значительного количественного и качественного улучшения. В большинстве вузов студенты и слушатели эпизодически проходят якобы «практику». Основным критерием оценки подготовленности студентов и слушателей является защита дипломных работ.

о дает ли такая организация учебного процесса и подтверждает ли полученный диплом достаточный уровень умений и навыков, необхо-ых для практической деятельности? Если бы это было так, то любой выпускник мог бы сразу открыть свое дело, либо без особого труда найти работу. Но происходит ли это в реальной жизни? Явная и скрытая безработица, перепроизводство пециалистов, переток их в фирмы других ей, так как похожие специальности присут-

_ ствует везде - вот что ожидает их за стенами вузов

_ и бизнес-школ. Основная сложность в приложении своих усилий - отсутствие достаточных практических навыков и умений, необходимых _ для организации своего дела или умения виртуозно работать менеджером, управленцем, продавцом товаров и услуг, техническим специалистом. Сумма теоретических знаний, полученных в вузах, не гарантирует высокого качества практической работы. Отсутствие практики - бич современного образования. _ Если раньше был мастер и был ученик, или подмастерье, который непосредственно получал _ знания, умения и навыки в процессе каждодневной практической работы, то сегодня эти «биз-_ нес-половинки» в большинстве своем разъединены. Сегодня к процессу обучения привлека-_ ются либо преподаватели, не имеющие требуемых навыков и умений, либо имеющие недоста-_ точный практический опыт, либо давно отошедшие от практических дел. Наблюдается ситуация, когда подмастерья учатся у мастеров, которые зачастую сами не работали и имеют лишь «теоретические»

_отсутствие практики - знания или, в лучшем

случае, имеют малый бич современного образования опыт работы в бизнесе.

Отсюда и качество полу- сумма теоретических знаний,

чаемых знаний, умений

и навыков. полученных в вузах,

Так ли уж нужны узкая

специализация и обяза- не гарантирует высокого

тельный (стандартный)

набор предметов, кото- качества практической

рые потом не используются? Нужна ли много- работы летняя теоретическая

подготовка, после которой студент-очник только и начинает осваивать практику, где зачастую ему сразу же говорят: «Забудь то, чему _

тебя учили, и начинай делать так, как надо».

Процесс осознания необходимости получения _

не только престижного диплома, дающего «имиджевый» приоритет перед иными дипломами в трудоустройстве, но и нужных для деловой жизни практических навыков, становится все более популярным.

Если в зарубежных вузах этот процесс уже давно _

частично компенсируется интенсивным обучением, количеством предлагаемых кейсов (в десятки раз превосходящих количество кейсов, _

используемых в российских вузах), то в России _

этот процесс пока еще движется очень медленно. Но все же лед тронулся. И осознание необходимости перемен с акцентом на практическую деятельность входит в жизнь российских вузов.

Примером тому может служить факультет эко- _

номических и социальных наук Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, кото- _

рым руководит доктор экономических наук,

профессор Анатолий Вячеславович Бусыгин. _

Студентам четвертого курса сокращают напо- _

ловину учебные дни, и по возможности оказывают содействие в трудоустройстве «на пол- _

ставки». На пятом курсе студенты уже обучают- _

ся лишь один день в неделю, в субботу. В таком же режиме они занимаются и во время учебных сессий после каждого триместра. В остальные

дни - работают. В итоге многие к концу срока _

обучения приобретают ценные практические навыки и временную либо постоянную работу. Похожая система применяется в одном из вузов г. Курска, где студентам помогают найти ра- _

боту, содействуют освоению практических навыков и зарабатыванию денег на собственное образование.

Символичны три звонка от разных людей, прозвучавшие недавно в отделе маркетинга Академии народного хозяйства. Впервые за многие годы звонившие сказали: «Нам не нужны дипломы. Помогите найти людей, которые по-настоящему знают практическую сторону дела и могут нас научить, как работать на практике». Но пока это лишь три звонка, хотя в АНХ обучается около 9 тысяч студентов и слушателей - руководителей и специалистов со всей России, повышающих свою квалификацию и проходящих профессиональную переподготовку.

Предложения от Международной академии развития бизнеса.

Руководитель одной из французских бизнес-школ как-то заявил, что они никогда не приглашают для проведения занятий академических профессоров, а только практиков. По этому пути идет руководство и коллектив Международной академии развития бизнеса. Мы организуем глубоко индивидуальное, сугубо практическое обучение людей, желающих выявить свою жизненную миссию, свое предназначение, найти ту сферу деятельности, в которой они со своими способностями могут достичь наивысшего успеха, и помочь им реализовать свой потенциал посредством овладения знаниями, умениями и навыками в избранной ими сфере деятельности.

Срок обучения мы определяем персонально для каждого слушателя, в зависимости от целей, набора навыков, умений и методов, «степени обучаемости» и желания совершенствоваться. Одна из сложностей -высокий и постоянно растущий размер оплаты обучения. Мы предлагаем по желанию слушателя производить оплату не только деньгами, или даже вовсе не

осознание необходимости

перемен с акцентом

_на практическую

деятельность входит

_в жизнь российских вузов

деньгами, а компенси- мы предлагаем производить

ровать ее стоимость

своим трудовым либо оплату обучения не только

имущественным учас-

тием в проектах Школы деньгами, или даже вовсе

практического бизнеса.

Стоимость обучения не деньгами, а компенсировать

может варьироваться

в зависимости от следу- ее стоимость своим трудовым

ющих факторов:

- степени подготовлен- участием в работе Академии

ности; _

- предшествующего бизнес-опыта;

- участия в бизнес-проектах;

- финансовых, имущественных и прочих возможностей;

- степени обучаемости.

При успешном освоении навыков слушатель может не только полностью компенсировать стоимость обучения заработанными средствами, но и получить дополнительный заработок. Зачислению в Школу предшествует конкурсный отбор, проводимый на основании предварительного анкетирования, личного собеседо- _

вания со специалистами и руководителями Международной академии развития бизнеса. Его цель - выявить кандидатов, наиболее соответствующих концепции индивидуального самосовершенствования, заинтересованных своем максимальном саморазвитии. Обучение каждого слушателя производится на основе его личного индивидуального плана, составляемого совместно со специалистами и руководителями Академии. Это своего рода маршрутный лист, карта последующей деятельности поступающего.

Срок обучения ограничивается лишь самим слушателем. Наиболее действенными формами обучения считаем такие, которые позволяют использовать свободное время слушателя в наиболее приемлемом для него режиме, то есть дистанционное, заочное, очно-заочное. Вот направления, которые мы предлагаем освоить слушателям для приобретения основных знаний, умений и навыков:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- философия предпринимательства;

- история предпринимательства;

- основы психологии;

- основы самоменеджмента;

- деловой этикет;

- основы общения, ведения переговоров, завязывания деловых связей;

- основы делопроизводства;

- информатика;

- искусство рождения идей;

- основы финансов, экономики;

- менеджмент;

- предпринимательское, корпоративное, а также зарубежное предпринимательское право;

- иные курсы по выбору слушателя. Обучение производится на основе конкретных деловых проектов, которые совместно избираются слушателем и консультантами и преподавателями Школы.

По окончании Международной Академии развития бизнеса слушатели получают квалифицированные навыки и умения в соответствии с избранной специальностью, зафиксированные в выдаваемых им дипломах.

Orlov A.I.

The professor,

The rector of the International Academy of business development, The President of International consortium «Intelbusinessconsulting

The practice before starting

Two years ago we restored relations with my ex-colleague Alexander, we used to work together and now he lives in Byelorussia. Two years ago he worked foe government as the head of building plot and he had a salary equaled 50 $. Thank to our intensive exchange of information, pieces of advises, consulting, help and support he managed to change the place of work, started his business and was successful. There are many examples of our effective cooperation at the business development. Such a form of communication showed us the way of organizing the process of training and consulting, the way of helping people who are looking for the way of self-realization. That is why we created the International Academy of business development where we can make all the creative ideas come true.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.