Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ЗАНЯТИЯ-КОНФЕРЕНЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВУЗЕ'

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ЗАНЯТИЯ-КОНФЕРЕНЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СТУДЕНТЫ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ЗАНЯТИЕ-КОНФЕРЕНЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курченкова Елена Анатольевна, Куличенко Юлия Николаевна, Медведева Людмила Вениаминовна

Целью исследования является обоснование важности интерактивных методов обучения в современном образовании в высших учебных заведениях на примере занятий по иностранному языку. Статья посвящена вопросу использования практического занятия-конференции как формы обучения в образовательном пространстве вуза. В ней представлен краткий обзор интерактивных методов обучения иностранному языку в вузе, определена специфика организации занятия-конференции, охарактеризованы этапы подготовки и проведения такого занятия, а также приведены критерии оценки работы обучающихся на занятии. Научная новизна исследования заключается в разработке структуры, этапов подготовки, методики проведения и оценивания занятия-конференции как формы обучения иностранному языку в вузе на основе интеграции методов проектов, кейс-метода, дискуссии, деловой игры со студентами неязыковых специальностей в высшем учебном заведении на примере студентов Института математики и информационных технологий в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Волгоградский государственный университет». В результате охарактеризованы основные этапы проведения занятия-конференции и его преимущества в развитии профессиональной иноязычной компетенции обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курченкова Елена Анатольевна, Куличенко Юлия Николаевна, Медведева Людмила Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL CLASSES IN ENGLISH IN THE FORM OF A CONFERENCE LESSON AS A MEANS OF PROFESSIONAL FOREIGN-LANGUAGE COMPETENCE FORMATION IN NON-LINGUISTIC STUDENTS AT A UNIVERSITY

The research aims to substantiate the importance of interactive teaching methods in modern education at higher education institutions using the example of foreign language classes. The paper addresses the use of practical conference lessons as a form of teaching in the educational space of a university. The work gives a brief overview of interactive methods of teaching a foreign language at a university, determines the specificity of organising a conference lesson, describes the stages of preparation and conduct of such a lesson, as well as provides criteria for assessing students’ work in the classroom. Scientific novelty of the research lies in developing the structure, stages of preparation, methods of conducting and assessing a conference lesson as a form of teaching a foreign language at a university through the integration of project-based learning, the case method, discussion, business simulation games involving non-linguistic students at a higher education institution as exemplified by students studying at the Institute of Mathematics and Information Technology of the Federal State Autonomous Educational Institution for Higher Education “Volgograd State University”. As a result, the main stages of a conference lesson and its advantages in the development of students’ professional foreign-language competence have been characterised.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ЗАНЯТИЯ-КОНФЕРЕНЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВУЗЕ»

Z rpämoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 2. С. 218-223 | 2022. Volume 7. Issue 2. P. 218-223

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

EN

Практическое занятие по английскому языку в форме занятия-конференции как средство формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов неязыковых специальностей в вузе

Курченкова Е. А., Куличенко Ю. Н., Медведева Л. В.

Аннотация. Целью исследования является обоснование важности интерактивных методов обучения в современном образовании в высших учебных заведениях на примере занятий по иностранному языку. Статья посвящена вопросу использования практического занятия-конференции как формы обучения в образовательном пространстве вуза. В ней представлен краткий обзор интерактивных методов обучения иностранному языку в вузе, определена специфика организации занятия-конференции, охарактеризованы этапы подготовки и проведения такого занятия, а также приведены критерии оценки работы обучающихся на занятии. Научная новизна исследования заключается в разработке структуры, этапов подготовки, методики проведения и оценивания занятия-конференции как формы обучения иностранному языку в вузе на основе интеграции методов проектов, кейс-метода, дискуссии, деловой игры со студентами неязыковых специальностей в высшем учебном заведении на примере студентов Института математики и информационных технологий в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Волгоградский государственный университет». В результате охарактеризованы основные этапы проведения занятия-конференции и его преимущества в развитии профессиональной иноязычной компетенции обучающихся.

Practical Classes in English in the Form of a Conference Lesson as a Means of Professional Foreign-Language Competence Formation in Non-Linguistic Students at a University

Kurchenkova E. A., Kulichenko Y. N., Medvedeva L. V.

Abstract. The research aims to substantiate the importance of interactive teaching methods in modern education at higher education institutions using the example of foreign language classes. The paper addresses the use of practical conference lessons as a form of teaching in the educational space of a university. The work gives a brief overview of interactive methods of teaching a foreign language at a university, determines the specificity of organising a conference lesson, describes the stages of preparation and conduct of such a lesson, as well as provides criteria for assessing students' work in the classroom. Scientific novelty of the research lies in developing the structure, stages of preparation, methods of conducting and assessing a conference lesson as a form of teaching a foreign language at a university through the integration of project-based learning, the case method, discussion, business simulation games involving non-linguistic students at a higher education institution as exemplified by students studying at the Institute of Mathematics and Information Technology of the Federal State Autonomous Educational Institution for Higher Education "Volgograd State University". As a result, the main stages of a conference lesson and its advantages in the development of students' professional foreign-language competence have been characterised.

Введение

В области преподавания иностранных языков в высших учебных заведениях в настоящее время применяются различные методы интерактивного обучения, где основной целью является создание условий для совместной образовательной деятельности в различных учебных ситуациях (Гальскова, 2003). Интерактивный метод предполагает осуществление совместного обучения, при котором все студенты становятся активными

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220034

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

участниками образовательного процесса, а задача преподавателя - организовать эту деятельность и создать необходимые условия для проявления инициативы обучающихся (Мильруд, Максимова, 2000; Мясоед, 2004; Ростовцева, 2021).

Широкое внедрение интерактивных методов обучения в образовательный процесс способствует более эффективному усвоению знаний каждым из обучающихся в группе. Коллективная работа над материалом предполагает совместную деятельность обучающихся, причем каждый студент несет ответственность за определенный объем работы. Данные методы показали особую эффективность в ходе усвоения нового материала, способствуют развитию критического мышления и творческих способностей обучающихся.

Актуальность темы нашего исследования определяется рядом факторов. В настоящее время к выпускникам вузов предъявляются высокие требования, одним из которых является знание иностранного языка на уровне, необходимом для успешного осуществления профессиональной коммуникации. При этом отмечается, что студенты в недостаточной степени владеют комплексом соответствующих знаний, умений и навыков: допускают неточности в выборе формального/неформального регистра речи, не используют весь спектр иноязычных стратегий вежливого коммуникативного поведения (Давыдова, 2021). В связи с этим встает вопрос о необходимости использования разнообразных и более эффективных форм обучения, одной из которых, по нашему мнению, является занятие-конференция. В настоящее время участвовать в различных научных и практических конференциях приходится не только ученым, преподавателям, но и специалистам и менеджерам самого различного уровня. Участие в международных конференциях повышает статус предприятий и учреждений, поэтому в последнее время к специалистам предъявляются все более высокие требования в области владения профессиональной иноязычной компетенцией.

Исследование направлено на решение следующих задач:

- охарактеризовать интерактивные методы обучения иностранным языкам в вузе в рамках проведения занятия-конференции;

- охарактеризовать занятие-конференцию как вид учебной деятельности;

- описать этапы проведения занятия-конференции как способа развития профессиональной иноязычной компетенции студентов неязыковых специальностей в вузе (на примере студентов-математиков).

Теоретической базой исследования послужили работы, посвященные изучению интерактивных методов обучения (Гальскова, 2003; Мясоед, 2004; Ростовцева, 2021), конференции как виду учебной деятельности (Раскалинос, 2017) и развитию иноязычной компетенции (Давыдова, 2021; Кобелева, 2010; Лозовская, 2015).

Выполнение поставленных цели и задач потребовало следующих методов исследования: контент-анализ документации, интернет-ресурсов и научной литературы по методике формирования профессиональных компетенций у студентов неязыковых вузов, лексико-грамматического материала по теме «Языки программирования», письменных и устных высказываний студентов в процессе подготовки и проведения занятия-конференции. Также были использованы такие научные методы, как наблюдение, структурный и функциональный анализ результатов, методы обобщения, сравнения и оценивания.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в описании занятия-конференции как вида учебной деятельности, способствующего развитию профессиональной иноязычной компетенции студентов неязыковых направлений подготовки. В статье охарактеризованы этапы проведения занятия-конференции и преимущества этого вида учебной деятельности в процессе преподавания иностранного языка студентам-математикам, однако приведенные в данной работе рекомендации могут быть применены при обучении студентов всех направлений подготовки.

Использование интерактивных методов обучения в процессе преподавания иностранного языка в вузе в рамках проведения занятия-конференции

Занятие в форме конференции описано в некоторых работах отечественных методистов. Одни авторы относят данную форму работы к активным методам обучения (Раскалинос, 2017, с. 82), однако мы полагаем, что занятие-конференция является формой обучения, основывающейся на интерактивных методах.

Во время занятий по иностранному языку преподаватели могут применять разнообразные интерактивные методы и приёмы: ролевые и образовательные игры (кейс-метод), снежный ком (snowball), конкурсы и соревнования, представление тематических сценок на иностранном языке, дискуссии, проектный метод, проведение презентаций, мозговой штурм, метод обучения в сотрудничестве, игровые методы, групповые задания, деловые игры, имитации, экскурсии, встречи с творческими людьми и специалистами, занятия-спектакли, создание фильмов.

Разберем более подробно несколько методов, которые применяются при проведении занятия-конференции в процессе обучения английскому языку в Институте математики и информационных технологий в Волгоградском государственном университете (ВолГУ). Это метод проектов, кейс-метод, дискуссия, деловая игра.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом и быть оформленной в виде некоего конечного продукта (Буланов, 2017). Данный метод предполагает самостоятельный поиск студентами решения поставленной задачи, в то время как преподавателю отводится роль координатора действий. Проекты могут быть трех видов: личностные, парные и групповые (чаще остальных применяются на практике). Главной задачей в групповом проекте является организация деятельности участников проекта в группе (Панина, Вавилова, 2008).

Кейс-метод (от англ. case - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций. Кейс-метод заключается в описании реальных ситуаций, где в задачу студентов входит анализ ситуации, понимание сути проблемы и предложение вариантов ее дальнейшего решения. Кейсы - это игровая модель обучения, которая является одним из самых эффективных методов при обучении иностранному языку, так как позволяет анализировать иноязычный дискурс и формировать представление о реальном функционировании иностранного языка (Лозовская, 2015).

Развитию профессиональной иноязычной компетенции студентов на разных этапах обучения способствуют дискуссии, предполагающие целенаправленное обсуждение изучаемых тем, обмен идеями, изложение разных точек зрения по тому или иному вопросу и их аргументирование, способность выслушать мнение оппонента и выразить свое согласие или несогласие, развитие критического мышления и умение делать выводы.

Практика преподавания иностранного языка для студентов неязыковых специальностей актуализирует использование деловых игр, связанных с конкретными ситуациями делового общения, с которыми студенты могут столкнуться в профессиональной деятельности и решение которых в учебной ситуации потребует активизации навыков профессиональной иноязычной компетенции.

Таким образом, метод проектов, кейс-метод, дискуссия, деловая игра - это методы, лежащие в основе проведения занятия-конференции. Метод проектов предполагает, что каждый студент составляет свое выступление в виде проекта и представляет его вниманию аудитории. На этапе обсуждения используется интерактивный метод дискуссии, которая также заранее готовится участниками конференции. Сама конференция еще может рассматриваться как деловая игра, где существуют различные роли, такие как докладчик, секретарь, координатор, слушатели и т.д. Метод кейсов является значимым для проведения занятия-конференции, поскольку оно моделирует реальную ситуацию, которая может возникнуть в жизни каждого студента и будущего специалиста, где и придется решать некоторые задачи, а именно осуществлять анализ ситуации, понимать суть проблемы и находить варианты ее дальнейшего решения.

Занятие-конференция как вид учебной деятельности

Проведение практических занятий в формате конференции способствует развитию умений и навыков обучающихся в процессе освоения ряда дисциплин. Для изучения иностранного языка в вузе данная форма учебной деятельности приобретает особое значение, поскольку позволяет реализовать коммуникативные умения и навыки студентов, необходимые для успешного осуществления профессиональной иноязычной коммуникации.

Занятие-конференция является важной формой обучения, способствующей усовершенствованию целого ряда умений и навыков студентов, требующихся для успешной коммуникации в рамках будущей профессиональной деятельности, и представляет собой обобщение результатов самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, осуществляемой под руководством преподавателя.

В настоящее время на занятиях по иностранному языку следует стремиться развивать у обучающихся умения и навыки, необходимые для участия как в научно-теоретических, так и в научно-практических конференциях. В последнее время преобладают узкоспециализированные конференции, которые, в отличие от мульти-дисциплинарных, посвящены одной из актуальных тем науки, техники, практики (Курченкова, 2016, с. 115). Занятие-конференция по своей структуре аналогично именно данному типу научной конференции и проводится на заключительном этапе изучения определенного раздела учебной программы.

Подготовку занятия-конференции можно поделить на два этапа. На первом этапе, посвященном организации конференции, определяется тема; ставятся цель и задачи; разрабатывается перечень вопросов, которые раскрывают тему (план конференции); объявляется конкурс на лучший доклад и девиз конференции; распределяются обязанности и роли между студентами: докладчик, секретарь, координатор, слушатель. Преподаватель может выбрать как роль наблюдателя, так и активного участника дискуссии.

Второй этап подготовки к занятию-конференции ориентирован на его содержательный компонент и посвящен написанию докладов. Список тем либо предлагается преподавателем, либо разрабатывается совместно с обучающимися, однако каждый студент выбирает тему в соответствии со своими научными интересами. В процессе написания докладов преподаватель проводит консультации и координирует деятельность студентов. При необходимости преподаватель помогает обучающимся с поиском научной литературы. Работая над докладами, студенты развивают разные умения чтения аутентичных текстов по специальности (ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое чтение) и вырабатывают умения ориентироваться в иноязычном тексте, определять содержание по заголовку, выделять главные факты, выражать свое мнение, комментировать текст.

На занятии-конференции происходит развитие умений, связанных с компетенциями говорения в монологической форме. Студенты проявляют умения кратко и развернуто высказываться о фактах и событиях, используя эмоциональные суждения.

Важный этап проведения занятия-конференции - это постановка вопросов докладчику и ответы на них, обсуждение поставленной темы, где развиваются компетенции, связанные с диалогическим говорением. При этом совершенствуются навыки формулирования просьбы, совета, согласия/несогласия и аргументирования своей точки зрения. Студенты проявляют свои умения в ведении диалогов этикетного характера: начать, поддержать и закончить коммуникацию, выразить пожелания, благодарность за вопрос, переспросить, выражать эмоциональную поддержку, комплимент.

Итоги занятия-конференции целесообразно подводить коллективно, чтобы не только преподаватель оценивал работы обучающихся, но и сами студенты высказывали свое мнение и принимали участие в оценке качества докладов. Для большей эффективности можно создать жюри.

Во время проведения занятия-конференции происходит развитие не только обязательных профессиональных, но и компенсаторных компетенций: использование синонимов, перифразов, мимики, жестов, умений задавать и отвечать на вопросы, использования языковой догадки, тематического прогнозирования содержания, опускания или игнорирования второстепенной информации.

Таким образом, проведение занятия-конференции является эффективным видом учебной деятельности, способствующим развитию умений и навыков студентов, необходимых для успешного осуществления иноязычной коммуникации.

Этапы проведения занятия-конференции

как способа развития профессиональной иноязычной компетенции студентов-математиков

Важной целью обучения иностранному языку является развитие иноязычной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Компетенция (от лат. competentis - способный) - совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения и обеспечивающих результативность будущей профессиональной деятельности (Кобелева, 2010, с. 56). Реализация профессиональной иноязычной компетенции обеспечивается приобретением студентами языковой (лингвистической), речевой (дискурсивной), социокультурной и социолингвистической компетенций.

Для профессиональной иноязычной компетенции важнейшими являются следующие умения: чтение, аудирование, монологическое и диалогическое говорение, письмо. «Для теории речи наиболее важна коммуникативная компетенция, которая охватывает и речь - говорение, и аудирование, и письмо, и чтение на изучаемом языке. Коммуникативная компетенция подразумевает не только теоретические знания, но и навык, свободное владение речью» (Гальскова, 2003, с. 65). Профессиональная компетентность специалиста с высшим образованием может рассматриваться как совокупность общей и профессиональной компетенций. Ключевые компетенции - это общие для всех специальностей компетенции, а профессиональные компетенции связаны с конкретными специальностями (Байденко, 2006).

Важнейшими компетенциями специалиста, получившего высшее образование в классическом университете, являются: владение умениями публичного выступления, проведения презентаций, чтения докладов, участия в научной конференции, круглом столе, дискуссии, отстаивания своей точки зрения. Компетенция участия в конференции включает в себя владение всеми этапами поиска, подготовки информации по заданной теме, оформление текста доклада, представление его в устной форме, участие в обсуждении, умение задавать и отвечать на вопросы.

В результате освоения программы бакалавриата у выпускника направления 02.03.03 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» должны быть сформированы компетенции, предусматривающие способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах).

Исходя из требований, предъявляемых к уровню сформированное™ знаний, умений и навыков студентов, обучающихся по направлению 02.03.03 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», им предлагается выполнение предусмотренной в учебной программе самостоятельной работы, которая является подготовительным этапом к проведению занятия - научной конференции.

Приведем пример того, как данная форма проведения занятия успешно используется в Институте математики и информационных технологий ВолГУ.

Студентам второго курса в качестве самостоятельного домашнего задания предлагается подготовиться к учебной конференции на тему «Языки программирования». Перед этим в течение двух-трех занятий студенты изучали тексты, посвященные языкам программирования, по учебнику, утвержденному рабочей программой. Студентам с невысоким уровнем владения английским языком поручается использовать тексты из учебника для подготовки сообщения об одном из языков программирования (BASIC, C, Pascal). Студенты среднего уровня, используя тексты из учебника, привлекают дополнительную информацию, найденную самостоятельно. Студенты с высоким уровнем подготовки самостоятельно находят информацию для доклада, используя дополнительные источники. В данном случае речь будет идти о тех языках программирования, о которых не было упомянуто в изученных текстах (C PLUS, ALGOL).

Самостоятельная работа студентов (СРС) предполагает подготовку к практическим занятиям, изучение рекомендуемой литературы, а также составление и представление на занятии презентации PowerPoint по определенной лексической теме с последующим обсуждением в рамках аудиторного занятия. Одним из видов СРС является подготовка презентации на заданную тему. Для проведения научной конференции студентам предлагается выполнить и представить презентацию на тему "Computer Languages". Студенты самостоятельно выбирают один из языков программирования так, чтобы темы не повторялись и были знакомы всем студентам в данной академической группе. Составляется программа конференции.

Все обучающиеся самостоятельно подготавливают свою презентацию на согласованную с преподавателем тему, которая соответствует следующим требованиям презентации PowerPoint: 10-12 слайдов, наличие обязательных первого и последнего слайда, текста и изображения на слайдах. Также студенты готовят вопросы для выступающих.

Критериями оценки выступления студента на научной конференции являются:

- информативность и логичность (содержание презентации должно соответствовать выбранной теме; должен быть подобран материал, иллюстрирующий основные положения; выводы должны быть аргументированы);

- структурированность (информация должна быть представлена в логичной последовательности);

- грамотность (текст презентации должен соответствовать лексическим, грамматическим и стилистическим нормам современного английского языка);

- умение взаимодействовать с аудиторией (выступающему необходимо продемонстрировать умение поддерживать контакт с аудиторией, удерживать внимание слушателей во время презентации и отвечать на вопросы в ходе последующего обсуждения).

С вышеперечисленными критериями студенты знакомятся заранее. Презентации PowerPoint оцениваются по 10-балльной системе в соответствии со следующими критериями. Структура презентации (презентация соответствует требованиям) - 2 балла. Знание и понимание студентом излагаемого материала, смысловое содержание презентации - 3 балла, если презентация полностью соответствует теме излагаемого материала. Языковое оформление презентации - 2 балла, если студент демонстрирует высокий уровень владения грамматическими правилами английского языка и его словарный запас достаточен для четкого изложения данной темы. Выступление автора презентации перед аудиторией - 3 балла, если студент демонстрирует высокий уровень навыков устной монологической речи.

Таким образом, занятие-конференция позволяет моделировать ситуацию научного общения, что способствует совершенствованию профессиональных умений и навыков, а также интеллектуальных и творческих способностей студентов. Грамотная организация занятия-конференции с учетом рассмотренных выше рекомендаций способствуют развитию профессиональной иноязычной компетенции обучающихся.

Заключение

В ходе проведенного исследования проанализированы интерактивные методы обучения иностранным языкам и обоснована необходимость их использования в образовательном пространстве вуза, поскольку они позволяют студентам становиться не только активными участниками, но и организаторами учебного процесса; охарактеризованы методы, которые используются при подготовке и проведении занятия-конференции, а именно метод проектов, кейс-метод, дискуссия, деловая игра.

Занятие-конференция охарактеризовано как вид учебной деятельности, рассмотрена структура его организации, описаны этапы подготовки и проведения такого занятия, а также приведены критерии оценки работы обучающихся на занятии. Определение этапов организации и проведения занятия-конференции позволяет студентам планировать работу по подготовке к нему, а предложенная система критериев оценивания наглядно показывает основные требования, предъявляемые к презентации.

В данной работе описаны этапы проведения занятия-конференции как способа развития профессиональной иноязычной компетенции студентов неязыковых специальностей в вузе на примере обучения студентов-математиков. Анализ проведенных со студентами-математиками занятий-конференций подтвердил, что данная форма организации учебной деятельности обладает рядом преимуществ, главное из которых - формирование профессиональной иноязычной компетенции. Подготовка и представление презентаций позволяет студентам-слушателям подробнее познакомиться с темой выступления, активно используя аудиовизуальный канал восприятия информации, и расширить свои знания по изучаемой проблеме/теме. Использование деловых игр, участники которых решают проблемы, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности, активизирует не только языковые, но и междисциплинарные знания, полученные на профильных занятиях. Таким образом, занятия-конференции помогают более эффективной организации учебного процесса в рамках отдельно взятой учебной группы, способствуют раскрытию личностных качеств каждого студента и развивают знания, умения и навыки, необходимые для формирования профессиональной иноязычной компетенции обучающихся.

Преподавателями кафедры иноязычной коммуникации и лингводидактики ВолГУ регулярно проводятся занятия-конференции с применением интерактивных методов. Многолетний опыт использования в работе со студентами занятий-конференций подтверждает важность применения интерактивных методов при обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей в высших учебных заведениях.

Перспективы дальнейшего исследования заключаются в изучении специфики проведения занятия-конференции при работе со студентами других направлений подготовки, а также в процессе преподавания иностранного языка обучающимся по программам среднего профессионального образования в университетском колледже на базе ВолГУ.

Источники | References

1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций у выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

2. Буланов Д. С. Роль инновационных технологий в обучении иностранному языку в высшей школе // Научно-

методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 19. URL: http://e-koncept.ru/2017/770394.htm

3. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2003.

4. Давыдова Ю. Г. Формирование лингвопрагматической компетенции студентов вузов на практических занятиях по иностранному языку // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 1.

5. Кобелева Е. П. Формирование профессиональной иноязычной компетенции будущих специалистов экономического профиля // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. Вып. 12 (120).

6. Курченкова Е. А. Урок-конференция на английском языке как средство формирования профессиональной иноязычной компетенции // Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: мат. Всерос. науч. конф. Волгоград, 2016.

7. Лозовская Т. В. Методика отбора кейсов для обучения иноязычной речи студентов неязыковых специальностей // Крымский научный вестник. 2015. № 5. URL: http://krvestnik.ru/pub/2016/01/06-Lozovskaya.pdf

8. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. № 5.

9. Мясоед Т. А. Интерактивные технологии обучения. М., 2004.

10. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. М., 2008.

11. Раскалинос В. Н. Семинар-конференция как активная форма обучения в вузе // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2017. № 1.

12. Ростовцева П. П. Интерактивные методы обучения как способы повышения эмоционального интеллекта // Мир науки, культуры и образования. 2021. № 4 (89).

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Курченкова Елена Анатольевна1, к. филол. н., доц. Куличенко Юлия Николаевна2, к. филол. н., доц. Медведева Людмила Вениаминовна3, к. пед. н. 1 2' 3 Волгоградский государственный университет

Kurchenkova Elena Anatolievna1, PhD Kulichenko Yulia Nikolaevna2, PhD Medvedeva Lyudmila Veniaminovna3, PhD

i, 2, 3 Volgograd State University

1 kurlena@volsu.ru, 2 kulichenko@volsu.ru, 3 milamed@volsu.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 09.02.2022; опубликовано (published): 31.03.2022.

Ключевые слова (keywords): профессиональная иноязычная компетенция; студенты неязыковых специальностей; занятие-конференция; интерактивные методы обучения; современные образовательные технологии; professional foreign-language competence; non-linguistic students; conference lesson; interactive teaching methods; modern educational technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.