Практическое применение организационных структур управления в реальных условиях хозяйствующих субъектах малого и среднего бизнеса
Practical application of organizational management structures in real conditions of small and
medium-sized business entities
Ярошко С.М.
Студент 2 курса, направление магистратуры «Менеджмент», АНОО ВО Сибирский институт бизнеса и Информационных технологий, РФ, г.Омск e-mail: 257904@mail.ru
Yaroshko S.
2nd year student, Master's degree in Management, ANPEO HE Siberian Institute of Business and Information technology, Russian Federation, Omsk e-mail: 257904@mail.ru
Аннотация.
В статье рассматриваются вопросы формального отношения к применению организационных структур. Приводится сравнительные показатели хозяйствующих субъектов с целью выявления взаимосвязи целевых показателей стратегии и структуры предприятия. Изучается причина возникновение проблемы использования организационных структур в качестве инструмента управления. Обобщаются результаты опросов и мнений руководителей предприятий. Рассматриваются вопросы практического применения научно-теоретических методов проектирования организационных структур. В ходе рассмотрения практик управления предприятиями выявлены проблемы при формировании и использовании организационной структуры.
Annotation.
The article deals with the issues of formal attitude to the application of organizational structures. Comparative indicators of economic entities are presented in order to identify the relationship between the target indicators of the strategy and the structure of the enterprise. The reason for the problem of using organizational structures as a management tool is studied. The results of surveys and opinions of business leaders are summarized. The issues of practical application of scientific and theoretical methods of designing organizational structures are considered. During the review of enterprise management practices, problems were identified in the formation and use of the organizational structure.
Ключевые слова: организационная структура, функционал, стратегия управления, инструменты менеджмента.
Key words: organizational structure, functionality, management strategy, management tools.
Вследствие глобальных мировых преобразований в политике, экономике происходит трансформация экономических отношений, инициируются процессы преобразования деловой и потребительской активности. В таких условиях возрастает потребность в эффективном управлении бизнес-процессами, имеет высокое значение скорость обработки и объем информации на основе принимаются управленческие решения. Частота с которой происходят изменения внешней среды не позволяет хозяйствующим субъектам обеспечить отмечается недостаточный уровень применения научно-методической и организационно-кадровой базы предприятиями малого и среднего бизнеса.
Анализируя деятельность предприятий, выявляется недостаточной уровень интеграции стратегии предприятий и организационных структур управления. Таким образом, функционал и возможности организационной структуры для стратегического управления предприятием остаётся недооценённым.
Существует мнение, что в реальных хозяйствующих субъектах организационная структура управления является формальным организационно-правовым элементом. Такое мнение основывается на проведенных опросах и анализе управляющих систем предприятий малого и среднего бизнеса.
Кроме того, еще одним подтверждением формализма применения организационных структур управления служит возросший спрос на обучающие курсы для руководителей разного уровня. Руководители предприятий пытаются компенсировать издержки прямого управления бизнес-процессами по средствам внедрения научных и современных подходов к управлению.
На сегодняшний день существует множество отечественных и зарубежных теоретико-методических работ по проектированию систем управления. Исследования по данной тематике носят, как правило, эмпирический характер и отражают опыт крупных организаций, со сложной иерархической структурой. При этом, аспекты проектирования организационных структур малых предприятий, с учетом особенностей их деятельности, практически не освещены и нуждаются в дополнительной методической проработке.
Развивая стратегическое продвижение на рынке, крупные предприятия в достаточной мере используют современные подходы, где на первом месте стоят эффективные, конкурентоспособные системы управления. Но таких крупных игроков на рынке единицы. Основную массу рыночных отношений составляют компании малого и среднего бизнеса.
В таблице 1.1. приведены статистические данные реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, подготовленного для национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» согласно которому на территории Российской Федерации осуществляет свою деятельность 2 300 986 субъектов.
Таблица 1. 1 Хозяйствующие субъекты.
Федеральный округ Российской Федерации Количество хозяйствующих субъектов Количество персонала
Северо-Западный 303 539 1 560 128
Центральный 795 913 4171678
Южный 179 032 1 016 405
Северо-Кавказский 50 301 262 829
Приволжский 408 673 2 298 644
Уральский 199 193 1 020 556
Сибирский 246 683 1 251 271
Дальневосточный 117 652 539 221
ИТОГО 2 300 986 12 120 732
В свою очередь количество крупных Российских компаний, достигших высоких экономических показателей и надежно занявших монополизирующие позиции в отраслях насчитывает порядка 19 предприятий. Перечень крупнейших предприятий на начало 2021 года указан в таблице 1.2.
№ п/п Наименование компании Количество персонала № п/п Наименование компании Количество персонала
1. Ростех 529 300 2. Сургутнефтегаз 115 000
3. Газпром 466 100 4. Лукойл 102 500
5. Почта России 335 000 6. САФМАР 100 000
7. Роснефть 308 000 8. ОАК 97 947
9. Магнит 295 882 10. ВТБ 77 200
11. Сбербанк 293 752 12. Норникель 75 900
13. X5 Retail Group 278 399 14. Русгидро 69 700
15. Росатом 250 000 16. Евраз 68 379
17. Ростелеком 128 584 18. МТС 65 374
19. АФК Система 125 089
ИТОГО
10 881
Соотношения количества занятых работников на крупнейших предприятиях и компаниях малого и среднего бизнеса имеет значительный перекос в сторону малого и среднего бизнеса.
Однако фактически в малых и средних предприятиях превалирует прямое управление высшим менеджментом производственными процессами. Однако, количество занятого персонала в таких предприятиях не всегда пропорционально, что приводит к дисбалансу между нормой управляемости и воздействующих факторов отраслевой специфики.
Наблюдается крайне низкое задействование инструментария организационных структур. Формализм приводит к тому, что организационная структура используется в качестве штатного расписания.
Между тем, организационная структура предприятия - основной элемент стратегического развития предприятия в экономическом пространстве развивающейся экономики. Образуя собой некую экосистему предприятия, организационная структура содержит набор функциональных взаимосвязей и методов воздействия на ресурсы предприятия, позволяя достичь основной цели предприятия с максимальным эффектом.
Научные подходы к управлению предприятием определяют принципы формирования организационных структур, устанавливают формы и методы реализации принципов организационных структур.
Однако рассматриваемые типы организационных структур, сформулированные учёными теоретиками на практике оказываются не приспособленными к конкретным задачам, не имеют универсальности применения и соперничают с компетенциями и амбициями высшего руководства.
Многообразие альтернативных путей решения управленческих задач создают предпосылки для восприятия организационных структур в качестве формального элемента, необходимого в рамках законодательного регулирования рынка труда и налогообложения.
При этом, научно-исследовательских работ по проблематике применения организационных структур в хозяйствующих субъектах крайне мало. Также нет аналитических данных реального эффекта применения организационных структур на результативность предприятия.
В своей научной работе И.В. Логунова высказывает мнение, что выбор оптимальной организационной структуры является одной из важнейших задач по выводу предприятия из кризисной ситуации.[1]
Однако А.В. Шевченко отмечает, что основной сущностью сетевой экономики становятся предприятия, не имеющие фиксированной и территориальной структуры - виртуальные предприятия. Такие предприятия, по мнению А.В. Шевченко, создаются путем отбора требующихся человеческих, организационно-методических и технологических ресурсов разных предприятий и их компьютерной интеграции, приводящей к формированию гибкой, динамичной организационной системы, наиболее приспособленной для скорейшего выпуска новой продукции и ее оперативной поставки на рынок. [2]
Проводя поиск информации о результатах использования организационных структур в управлении предприятием выявляются факторы подтверждающие наличие формализма в использовании организационных структур предприятий малого и среднего бизнеса. А применение научных теоретических подходов в каждой конкретной организации претерпевают искажения первоначального тип до неузнаваемости.
Исследование, проведенное на основе анализа организационных структур и проведенного опроса руководителей предприятий предоставляют следующие данные:
- 35% опрошенных руководителей номинально имеют организационную структуру, но не считают организационную структуру объектом управления, а управленческий состав предприятия формируется из подходящих отраслевых должностей. Между тем, результативность работы предприятия достигается не за счет распределения полномочий и ответственности, а за счет отраслевых специалистов выполняющих как
управленческую, так и исполнительскую функции. В результате выявлена функциональная перегрузка линейных руководителей и отмечается низкий контроль над персоналом.
- 45% опрошенных руководителей не имеют документально закрепленной организационной структуры предприятия, обосновывая её отсутствие низкой штатной численностью предприятия. В таких предприятиях управление всеми процессами хозяйственной деятельности осуществляется непосредственно руководителем. Такой подход также перегружает средний персонал и создает предпосылки к неустойчивому существованию предприятия.
- 20 % опрошенных руководителей имеют документально закрепленную организационную структуру, но к формированию имеющейся структуры подходят формально, включая минимум управленческих должностей и наделяют максимальными полномочиями одну, две ключевые должности не более.
Практически 90% опрошенных считают, что адаптация организационной структуры любого типа подразумевает значительные временные и финансовые затраты и вызывает сложности с соблюдением нормативно-правовых положений.
Основываясь на результатах проведенного исследования можно говорить о существовании факторов препятствующих использованию организационной структуры как объекта управления. Также подтверждается факт формального подхода к проектированию организационной структуры. К факторам препятствующим применению можно отнести следующие:
1. Формализм использования организационной структуры;
2. Сложная адаптация организационной структуры в конкретных отраслевых ситуациях;
3. Существующая законодательная нормативно-правовая база;
4. Делегирование полномочий ставит под угрозу контроль руководителя над управленческими процессами;
5. Отсутствие связи между стратегией предприятия и организационной структурой.
Организационная структура предприятия - сложная экосистема, образующая собой комплекс методов,
ресурсов. Чтобы отвечать задачам бизнеса, она должна сочетать в себе различные по своей природе факторы -цели и стратегии организации, особенности технологических процессов, квалификацию персонала и даже жизненные взгляды руководства и взаимоотношения в коллективе.
Но наиболее важным элементом организационной структуры является её практическое применение в реальном секторе экономических хозяйствующих субъектов.
Список используемой литературы:
1. А.М. Логунова Проблемы поиска оптимальной организационной структуры управления предприятияем: научная статья - https://cyberleninka.ru/articleMproblemy-poiska-optimalnoy-organizatsionnoy-struktury-upravleniya-predpriyatiem
2. А. В. Шевченко Цифровой менеджмент: научная статья - https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-menedzhment
3. Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральная налоговая служба: научная статья - //https://ofd.nalog.ru/index.html
4. А.М. Жемчугов Организационная структура и стратегия предприятия: научная статья -https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnaya-struktura-i-strategiya-predpriyatiya/viewer
5. Розанова, Н. М. Экономика фирмы в 2 ч. Часть 1. Фирма как основной субъект экономики : учебник для вузов / Н. М. Розанова. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 187 с.
6. Милкова, О. И. Экономика и организация предприятия : учебник и практикум для вузов / О. И. Милкова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 473 с.