Научная статья на тему 'Эволюция организационных структур управления'

Эволюция организационных структур управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2360
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ / ЛИНЕЙНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / КОЛЬЦЕВАЯ СТРУКТУРА / СХЕМА "КОЛЕСО" / СХЕМА "ЗВЕЗДА" / ЛИНЕЙНО-ШТАБНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / МАТРИЧНАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кугелева А.С.

В статье анализируется эволюция организационных структур управления. Для этого было приведено понятие организационной структуры управления. Затем было исследовано изменение организационных структур управления по мере роста и укрупнения предприятий. Проанализированы как простые организационные структуры управления, так и сложные. Приведена их классификация. Приведены этапы эволюций организации в XX веке. Выявлены основные факторы развития структуры предприятия. Описаны основные типы организационных структур по взаимодействию с внешней средой. Проанализированы современные организационные структуры управления. Сформулирован вывод о том, что нет универсальной структуры управления и в каждом конкретном случае ее необходимо выбирать под стоящие перед организацией цели. Кроме того, нужно время от времени проверять ее эффективность и при необходимости снова модернизировать или менять полностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция организационных структур управления»

Эволюция организационных структур управления

£

Б

а

2 ©

Кугелева Алина Семеновна,

аспирант, Российский университет дружбы народов, кафедра менеджмента. akugeleva@mail.ru

В статье анализируется эволюция организационных структур управления. Для этого было приведено понятие организационной структуры управления. Затем было исследовано изменение организационных структур управления по мере роста и укрупнения предприятий. Проанализированы как простые организационные структуры управления, так и сложные. Приведена их классификация. Приведены этапы эволюций организации в XX веке. Выявлены основные факторы развития структуры предприятия. Описаны основные типы организационных структур по взаимодействию с внешней средой. Проанализированы современные организационные структуры управления. Сформулирован вывод о том, что нет универсальной структуры управления и в каждом конкретном случае ее необходимо выбирать под стоящие перед организацией цели. Кроме того, нужно время от времени проверять ее эффективность и при необходимости снова модернизировать или менять полностью. Ключевые слова: эволюция, организационные структуры управления, линейная структура управления, функциональная структура управления, линейно-функциональная структура управления, кольцевая структура, схема «колесо», схема «звезда», линейно-штабная структура управления, матричная структура

«Структура организации - это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации»[11, с. 73].

«Организационная структура управления - состав, взаимосвязь и взаимоподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления.»[9, с. 177].

Организационные структуры управления существуют столько же, как и сами организации, так как они являются их неотъемлемой частью. Конечно, люди не сразу их так называли, но, по сути, многие формы дошли до нас с древних времен. Еще в Древней Руси были ремесленники и подмастерья, которые были прототипом для индивидуальных предпринимателей. Например, кузнецы. Мастер и его ученик образовывали линейную структуру управлении. Это самая простая организационная структура для малых предприятий.

Для базовых (самых простых) схем, по Смирнову Э.А., возможны следующие варианты: схемы «колесо» и «звезда».

Схема «колесо» используется малыми предприятиями и требует самостоятельных работников и профессионального руководителя. Применяется при постоянно меняющихся внешних условиях, так как организации, использующие данную схему, могут быстро и адаптивно под них подстраиваться.

Схема «звезда» востребована там, где необходима автономность каждого сотрудника или подразделения. Она помогает сохранять конфиденциальность деятельности каждого сотрудника или подразделения, так они между собой не общаются. Руководитель выполняет линейные и функциональные обязанности[1, с. 14-15].

Следующий этап в развитии организационных структур связан с появлением заводов в конце XVIII - начале XIX веков в Англии. Этому предшествовало изобретение и внедрение паровых машин и ткацких станков. Первые фабрики были ткацкими. На них использовалась линейно-функциональная структура.

С середины XIX века механизация стала внедряться в другие виды производства, так как появились токарные, фрезерные и прочие станки. Еще одним толчком к развитию производства послужило появление электричества в начале ХХ века. Масштабы предприятий сильно выросли.

Смирнов Э.А. дает следующие схемы для больших предприятий: иерархическую, линейно-штабную, матричную и смешанную.

Иерархическая схема удобна большим предприятиям с выраженным разделением труда. До 1982 года в России была командная экономика, предприятия работали в стабильной среде, поэтому большинство из них имело иерархическую организационные структуры управления.

В линейно-штабной схеме создаются специальные подразделения с разными специализациями: финансовый, технологический, экономический, маркетинговый отделы, отдел кадров, производство и прочие. В каждом отделе есть руководитель, который им управляет и осуществляет коммуникацию с другими отделами. При этом данные подразделения не имеют права принимать решения, а созданы для более качественного выполнения обязанностей линейного руководителя.

Матричная схема применяется там, где нельзя четко ввести разделение труда по отделам. Структура подчинения имеет два уровня: административный (руководитель проекта) и функциональный (специалисты).

Матричная схема может применяться в сложных наукоемких производствах товаров и услуг. Требует высокой компетентности руководителя [6, с.149].

Часто на предприятиях используют смешанную схему.

Согласно Ивановой И.А. в XX веке эволюция организаций делится на следующие этапы:

1. «Отделение управленческих функций от капитала-собственности, превращение в профессию, формирование иерархии управления.

2. 1920-е годы: появление командно-административных организаций с вертикальной соподчиненностью и высоким уровнем централизации.

3. 1980-90-е годы: переход к организациям с преобладанием горизонтальных структур и связей»[2, с. 84].

В 1745 году впервых появляется термин «бюрократия». Однако понятие бюрократии как организации было введено позже немецким социологом и экономистом М. Вебером. Он использовал этот термин для обозначения рациональной организации, «предписания и правила которой создают фундамент эффективной работы и позволяют бороться с фаворитизмом» [3, с. 336].

Достоинствами бюрократических организаций являются четкие цели и простые и доступные для выполнения задачи, которые осуществляются за счет централизованного планирования, денежное вознаграждение мотивирует работника, качество выполнения им работы хорошо измеримо и власть руководителя признается законной [3, с. 337], но у такой структуры есть и ощутимые недостатки: жестокость, некомпетентность, волокита, неэффективность и нелепость правил[3, с. 336], хотя они обычно не в полном объеме присутствуют в конкретной организации.

Пирамидальная структура управления - это традиционная бюрократическая структура, характеризующаяся наличием формальных отношений, наиболее устойчивая и статичная[15].

Необходимо отметить, что в 1980-е годы специалисты стали внедрять все больше и больше децентрализованные плоские структуры организации управления [7, с. 305].

Хотя на практике, чаще всего используется комбинация базовых типов организационных структур, для этого нужно хорошо знать их плюсы и минусы[18].

Факторы развития структуры предприятия:

-«развитие специализации и кооперирования производства;

-автоматизация управления;

-применение совокупности научных подходов к проектированию структуры

и функционированию систем менеджмента;

-соблюдение принципов рациональной организации производственных процессов;

-перевод существующих структур управления на проблемно-целевую струк-туру»[10, с. 110-111].

О.С. Виханский и А.И. Наумов в своем учебнике по менеджменту [3] делят типы организационных структур по взаимодействию с внешней средой на механистический и органистические.

«Механистический тип организационной структуры «характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации» [3, с. 336].

Механистическая организационная структура хорошо применима при стабильном внешнем окружении и рутинных технологиях выполнения работ.

Органистические (адаптивные) организации - «организации слабо или умеренно использующие формальные процедуры» [4, с. 101]. Они замечательно себя зарекомендовали при сложном и динамичном внешнем окружении.

Исторически первой организационной структурой управления была линейная структура, но так как внешняя среда начала меняться быстрее и усложнилась, то потребовалось деление на специалистов - профессионалов своего дела, которые бы более качественно выполняли свои функции. Так появилась функциональная структура управления, а затем при помощи комбинации линейной и функциональной структур на их базе была создана линейно-функциональная структура управления, которая хорошо зарекомендовала себя при массовом производстве со стабильным ассортиментом продукции при незначительных изменениях технологии производства. В современной России линейно-функциональная структура управления очень востребована [17].

Они повсеместно применялись с начала XX века при развитии промышленности, за счет них произошел рост вертикально интегрированных организаций, которые превратились со временем в огромные корпорации типа отраслевых министерств и федеральных агентств, территориально-производственных комплексов и научно-производственных объединений.

Чем больше росли корпорации, тем сложнее становилось ими управлять. При

укрупнении корпораций предприятия становятся невосприимчивыми к быстрым изменениям внешней среды и научно-техническому прогрессу[1б].

В линейно-штабной организационной структуре параллельно к основному руководству добавляются специальные подразделения (штабные службы), которые тоже могут пользоваться всеми ресурсами организации для решения специальной задачи. Часто, они создаются под конкретную цель, например, для восстановления работы организации после аварии.

«Организация, имеющая дивизионную структуру, состоит из ряда юридически самостоятельных подразделений (предприятий), пространственно отдаленных друг от друга ..., имеющих собственную сферу деятельности, самостоятельно решающих текущие производственные и хозяйственные вопросы» [5, с. 74-76].

Нестабильность внешней среды к концу XX века послужила причиной того, что в России и во всем мире стали появляться все новые типы организационных структур.

После перестройки РФ перешла к рыночным отношениям, при нем каждое подразделение выпускает продукцию или оказывает услуги, ориентируясь на определенную группу покупателей, в совокупности образующей рынок[5, с. 75]. Данная политика получила широкое распространение с развитием маркетинга и внедрением его на предприятиях.

В XX веке было сделано множество открытий, в том числе в сфере связи и коммуникаций, что обусловило бурное развитие организаций, их укрупнение и переход к работе в мировых масштабах благодаря появлению интернета, который стер границы между странами и обеспечил легкий и дешевый доступ к информации для большинства индивидуальных предпринимателей и организаций. На данный момент мы живем в условиях всемирной глобализации и постоянного укрупнения бизнеса.

На сегодняшний день появилось множество гибких организационных структур, которые быстро подстраиваются под постоянно меняющиеся условия внешней среды.

Одной из разновидностей новых способов организации бизнеса является создание команды, которая будет работать над определенным проектом. В этой организационной структуре или ее части нужен грамотный и опытный руководи-тель(менеджер проекта), так как на этапе

О £

Я

3

Г

9

сч ai

S

Б

«а

2 о

создания команды очень важно, чтобы ее участники стали доверять друг другу и помогали коллегам при необходимос-ти[8, с. 264-290].

Бурное развитие информационных технологий привело к тому, что члены команды могут жить в разных странах и общаться между собой через интернет посредством онлайн-конференций, они даже могут работать в разных организациях, а объединяться для выполнения конкретного проекта.

Таким образом, «в современных российских условиях в процессе реформирования общества и социальных институтов реализуются два типа организационных структур: экстенсивный (командно-административный) и интенсивный (рыночный).

Применение такой типизации организационных структур позволяет достаточно четко определить, какие из них и в какой мере обеспечивают социальный, экономический, политический и технический прогресс. Это связано с тем, что организационные структуры и основанные на них системы органов управления должны соответствовать не только производительным силам, но и специфике и тенденциям социально- экономического развития в целом»[13].

«Главным свойством организации будущего, как показывают многочисленные исследования, является гибкость, постоянное приспособление к динамичной окружающей среде. Это, в свою очередь, потребует постоянной высокой отдачи персонала, развития творчества, самостоятельности, демократизации управления и т.п. Отсюда вытекают современные тенденции развития организаций, предполагающие повышение значимости таких свойств, как большая гибкость, приверженность индивидам, преимущественное использование команд, высокая внутренняя конкурентоспособ-ность»[17, с. 10].

Индикаторами, показывающими состояние различных структурных единиц и их объединений, являются результаты проведения оценки эффективности функционирования организационной структуры управления хозяйственными образованиями [20, с. 66].

Специальное внимание уделяется инвестиционной стратегии. Именно динамическое соотношение между инвестиционной стратегией и организационной структурой предопределяет в последние годы успех в мире современных комплексных технологий и острой конкуренции. Исследователями выделяются

шесть факторов предпринимательского прогресса инвестиционной стратегии: деньги, менеджмент, рабочая сила, оборудование, материалы и, наконец, рынок. Успех в бизнесе зависит именно от того, насколько оптимально сочетание всех этих факторов в практической деятельности социально-экономической едини-цы[19, с. 14].

С древних времен до наших дней организационные структуры управления сильно эволюционировали. Необходимо отметить, что не существует универсальной структуры управления. В каждом конкретном случае необходимо сначала изучить цели и задачи будущей организации, а затем проектировать организационную структуру управления.

Более того, по мере роста, развития и укрупнения предприятия ему может потребоваться частичная или полная перестройка структуры управления, которая будет лучше отвечать поставленным целям и быстрее реагировать на изменения внешней среды. Только простые и рутинные процессы при ведении бизнеса позволят использовать традиционные системы управления, а на предприятиях, требующих наукоемких и сложных технологий, нужны более гибкие системы управления.

Литература:

1. Иванова И.И. Менеджмент: Учеб. пособие. - 3-е изд. -М.: РИОР: ИНФРА-М, 2011. - 128 с.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Экономисту 2004. - 528 с.

3. Веснин В.В. Основы менеджмента: учебник. - М.: ТК ВЕЛБИ, Издательство Проспект, 2007. - 312 с.

4. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента / Учеб. Пособие под ред. д-ра эконом. наук, проф. О. Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. - СПб.: ИД «МиМ», 1997. - 192 с.

5. Теория и искусство управления [Текст]: учебник для студентов, обучающихся по программам «Мастер делового администрирования» и «Магистр менеджмента» / Алиева З.А., Блинникова А.В., Балашов В.В., Громова О.Н., Деревягина Л.Н., Лялин А.М., Румянцева З.П., Серебрякова Г.В., Толкачева Е.В., Шрамченко Т.Б.; Государственный университет управления - М.: ГУУ, 2009. - 586 с.

6. Робинс Х., Финли М. Почему не работают команды? Что идет не так и как это исправить / Пер. с англ. - М.: Добрая книга, 2005. - 304 с.

7. Владимирова И.Г. Международный менеджмент: Учебник для вузов. - М.: КНОРУС, 2011. - 177 с.

8. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 672 с.

9. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2002.- 480 с.

10. Белоусова Ю. Эволюция систем управления производственными процессами на предприятии / Логистика. -2012. -№3. - с. 52-54.

11. Дашиева К. Ч. Исследование эволюции организационных форм / К. Ч. Дашиева // VIII Международная студенческая электронная научная конференция «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2016». - 2016. - Режим доступа: https:/ /www.scienceforum.ru/2016/pdf/ 26401.pdf, свободный.

12. Беляцкий Н. П. , Велесько С. Е. , Ройш П. Управление персоналом. Мн. : Интерпрессервис, Экоперспектива, 2015. - 352 c.

13. Храброва И. А. Корпоративное управление. М. , 2015. - 200 с.

14. Райченко, А.В. Административный менеджмент / А.В. Райченко. М.: ИНФРА-М, 2009.-415 с.

15. Воробьев, Е. Б. История развития бизнеса в России и за рубежом: методические указания / Е. Б. Воробьев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. -Ярославль: ЯрГУ, 2012 - 52 с.

16. Иванов Г. Г. Тенденции развития организационных структур управления российскими промышленными предприятиями и методика внедрения новых структурных подразделений // ТДР. 2006. №12-1. [Электронный ресурс]: URL: http:/ /cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-organizatsionnyh-struktur-upravleniya-rossiyskimi-promyshlennymi-predpriyatiyami-i-metodika-vnedreniya-novyh (дата обращения: 09.08.2017).

Evolution of organizational management structures Kugeleva A.S.

Peoples' Friendship University of

Russia, chair of Management The article analyzes the evolution of organizational management structures. The definition of the organizational structure of management was given. Then, the change in organizational management structures was investigated with the growth and enlargement of enterprises. Both simple organizational management structures and complex ones were considered in the article. Their classification is given. The stages of the organization's evolution in the 20th century are given. The main

factors of the enterprise structure development are revealed. The main types of organizational structures for interaction with the external environment are described. Modern organizational management structures are analyzed. It was concluded that there is no universal management structure, and in each specific case it should be chosen for the organization's purposes. In addition, from time to time it is necessary to check its effectiveness and, if necessary, to modernize or change completely.

Key words: evolution, organizational management structure, linear management structure, functional management structure, linear-functional control structure, ring structure, «wheel»- scheme, «stars-scheme, linear-staff control structure, matrix structure

References

1. Ivanova I.I. Management: Textbook. -

3rd ed. -M .: RIOR: INFRA-M, 2011. - 128 p.

2. Vikhansky O.S., Naumov A.I. Management: Textbook. - 3rd ed. -Moscow: The Economist, 2004. -528 p.

3. Vesnin V.V. Fundamentals of management: a textbook. -Moscow: TK VELBI, Publishing House Prospekt, 2007. - 312 p.

4. Lebedev O.T., Kankovskaya AR. Fundamentals of Management /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Textbook Ed. Dr. econom. Sciences, prof. O.T. Lebedeva ed. 2 nd, ext. -SPb .: ID «MiM», 1997. - 192 p.

5. Theory and art of management [Text]:

a textbook for students studying under the Master of Business Administration and Master in Management programs / Alieva Z.A., Blinnikova AV., Balashov V.V., Gromova O.N., Derevyagina LN, Lyalin AM, Rumiantseva Z.P., Serebryakova G.V., Tolkacheva E.V., Shramchenko T.B.; State University of Management - Moscow: GUU, 2009. - 586 p.

6. Robins H., Finley M. Why do not the

teams work? What goes wrong and how to fix it / Trans. With the English. - M .: Good book, 2005. - 304 p.

7. Vladimirova I.G. International Management: A Textbook for Universities. - Moscow: KNORUS, 2011. - 177 p.

8. Fatkhutdinov R.A Production organization: Textbook. - Moscow: INFRA-M, 2000. - 672 p.

9. Milner B.Z. Organization Theory: A

Textbook. 2 nd ed., rev. ed. -M.: INFRA-M, 2002.- 480 p.

10. Dashieva K.Ch. Investigation of the evolution of organizational forms / K.Ch. Dashieva // VIII International Student Electronic Scientific Conference «STUDENT SCIENTIFIC FORUM 2016». - 2016. - Access mode: https:// www.scienceforum.ru/2016/pdf/ 26401.pdf, free.

11. Belyatsky N.P., Velesko S.E., Roysh P. Personnel management. Mn. : Interservis, Ecoperspektiva, 2015. -352 c.

12. Khrabrova I.A Corporate Governance. M., 2015. - 200 p.

13. Mischenko ES Organizational Management Structures (Current State and Evolution): A Training Manual / E.S. Mishchenko. -Tambov: Publishing house of TSTU, 2011. -104 p.

14. Raichenko, AV. Administrative management / A.B. Raichenko. M .: INFRA-M, 2009. - 415 p.

15. Vorobiev, E. B. The history of business development in Russia and abroad: methodical guidelines / E.B. Vorobiev; Jaroslo. State. Un-t them. P.G. Demidov. - Yaroslavl: YarSU, 2012 - 52 p.

16. Ivanov G. G. Trends in the development of organizational structures for the management of Russian industrial enterprises and the methodology for introducing new structural divisions // TDR. 2006. No 12-I. [Electronic resource]: URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/ tendentsii-razvitiya-organizatsionnyh-struktur-upravleniya-rossiyskimi-promyshlennymi-predpriyatiyami-i-metodika-vnedreniya-novyh (Accessed: August 9, 2017).

О À

В

S

i? 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.