РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Канд. экон. наук О. Е. Жуковский
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ СЦЕНАРНОГО АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
Показаны возможности методологии сценарного анализа и планирования на примере реализованного общенационального проекта «Сценарии развития лесного комплекса России до 2015 года». Разработанные сценарии позволяют власти оценить последствия принимаемых решений, а бизнесу - имеющиеся и возникающие новые риски.
Идеи профессионального сценарного планирования зародились в 60-е гг. ХХ в. Второе рождение они получили, когда группа Shell смогла предвосхитить падение цен на нефть и эффективно использовать этот прогноз в условиях мирового нефтяного кризиса начала 1970-х гг.
Методология сценарного анализа и планирования с тех пор неоднократно применялась в мире как корпорациями, так и отраслями, регионами и многими странами. Она чрезвычайно практична: ее корректное применение дает результаты, позволяющие оценивать последствия принимаемых стратегических решений в сфере экономики, финансов, экологии, социальной сфере и др.
В России было реализовано несколько сценарных проектов. Автор статьи принимал непосредственное участие в реализации проекта «Сценарии для России-2015» в 1998-1999 гг., выступил инициатором и координатором проекта «Сценарии развития лесного комплекса России до 2015 года» в 20032004 гг.
Сценарная методология по своей сути объективна и независима, так как не дает положительных и/или отрицательных оценок, не принимает участие в игре на стороне одного из оппонентов, а просто позволяет отвечать на вопрос: что будет, если произойдет или не произойдет то или иное событие, комплекс событий либо целая цепочка событий?
Методология сценарного анализа и планирования наиболее эффективна и дает адекватные результаты в отношении исследования субъекта как системы и внешней среды данного субъекта, рассматривая его:
- с позиций системного анализа как реально функционирующую открытую систему;
- как часть более широкой открытой системы, которой присущ вариантный характер изменения элементов системы и взаимоотношений между ними;
- как среду, которая оказывает постоянное влияние на субъекта и которой также присущ вариантный характер изменений во времени, пространстве, наборе внешних факторов разной степени интенсивности влияния, в том числе технологий.
Сценарная методология позволяет в комплексе рассмотреть все точки зрения и тенденции и, не давая оценок («хорошо - плохо», «верно - неверно»,
«адекватно - неадекватно» и пр.), бесстрастно рассматривать варианты возможного развития событий, анализируя предполагаемые траектории будущего развития субъекта и оценивая последствия решений, принимаемых федеральной и региональной властью, российским бизнесом, а также решений, принимаемых во внешней по отношению к отрасли и/или стране среде.
Методология сценарного анализа и планирования построена на последовательном рассмотрении пяти блоков.
Блок 1. Анализ тенденций, имевших место в развитии корпораций, ин-дустрий, регионов и стран в динамике за последние 10-15 и более лет, выявление, анализ и оценка коротких и длинных циклов. При этом анализу подвергаются внутренние и внешние тенденции, в том числе новые, дается экспертная оценка характера изменения тенденций, которые могут усиливаться или ослабевать.
Блок 2. Выявление и анализ внешних по отношению к субъекту сценарного анализа и планирования обстоятельств, экспертная оценка позитивного и/или негативного их влияния на субъекта и систему в целом.
Блок 3. Выявление, оценка, рэнкинг ключевых факторов развития субъекта сценарного анализа и планирования и системы в целом. Ключевые факторы можно разделить на две группы: поддающиеся и не поддающиеся влиянию. Первую из этих групп важно проанализировать на предмет оценки того, кто или что и каким образом может повлиять на ключевые факторы. Вторую группу целесообразно оценить с позиций того, почему эти ключевые факторы не поддаются влиянию, и предвидеть возникающие при этом последствия.
Блок 4. Выявление, оценка вероятности появления ключевых неопределенностей развития субъекта сценарного анализа и планирования и системы в целом. При этом ключевые неопределенности необходимо разделить на внутренние и внешние, проанализировать источники их возникновения, оценить опасности и сформулировать вызовы, которые они в себе несут.
Блок 5. Выявление и оценка движущих сил и источников их развития -два завершающих и самых важных этапа в методологии сценарного анализа и планирования. При анализе движущих сил, предопределяющих не только возникновение и развитие того или иного сценария развития, но и условия перехода субъекта с одной траектории развития на другую, важно их деление на внутренние и внешние, а также по продолжительности и интенсивности действия (кратко-, средне-, долгосрочные, слабые, сильные, постоянные, переменные и др.).
Важным этапом в реализации сценарных проектов является выбор структуры сценарной группы и привлечение к работе экспертов. Структурирование сценарной группы проводится на начальном этапе сценарного проекта и зависит от следующих факторов:
- выбора субъекта сценарного анализа и планирования (корпорация -отрасль - регион - страна);
- выбора предметных областей (направлений деятельности) субъектов сценарного анализа и планирования (производство товаров, оказание услуг, экономика, финансы, технология и ассортимент, различные виды ресурсов, в
том числе экономический капитал, инвестиции, социальный, в том числе человеческий, капитал, инвестиции в человеческий капитал, инфраструктура, социальная сфера, экология, политики и многое другое);
- предполагаемого использования различных видов анализа, объединенных фактором времени (геополитических, геоэкономических, геоэкологических факторов, анализа исторических аналогий), а также методов исследований;
- предполагаемого учета мнений различных групп влияния и/или носителей интересов: власть (федеральная, региональная, муниципальная, исполнительная, законодательная), бизнес (олигархический, конкурентный, крупный, средний, малый), корпорации (транснациональные, национальные, региональные, локальные), организации (общественные, саморегулируемые, профессиональные, неправительственные и др.).
Важнейшие элементы методологии сценарного анализа и планирования - это так называемые матрица анализа и матрица проблем, формирование которых желательно в ходе публичных обсуждений, в том числе через механизм «мозговых штурмов», в рамках реализации сценарного проекта.
Суть матрицы анализа - выявление и представление взаимосвязанных блоков, например, для лесного комплекса - ресурсы, производство, продукт, потребление (рисунок), опосредующих всю отраслевую технологию от заготовки до доведения готового продукта до потребителя. Матрица анализа позволяет, выявив взаимосвязи между блоками и внутри них, перейти к экономическому, технико-технологическому, экологическому и другим видам анализа, выйти на различные виды отраслевых балансов (сырья, товарных потоков, экспортно-импортных операций, необходимой тепловой и электроэнергии и пр.), формализовать количественные оценки экономических, финансовых и других показателей состояния и развития отрасли.
Необходимо определить, с одной стороны, субъектов предметной области сценарного анализа и планирования, например, лесного комплекса России, а с другой - важнейшие проблемы, имеющиеся в лесном комплексе России, от решения или нерешения которых зависит движение всего лесного комплекса по тому или иному сценарию долгосрочного развития.
В ходе «мозговых штурмов» экспертов сценарной группы проекта «Сценарии развития лесного комплекса России до 2015 года» были определены следующие 10 главных проблем развития отрасли:
1. Лесные ресурсы России - необходимое и достаточное условие для достижения позитивного сценария 2015 г.
2. Управление лесным комплексом и существующая нормативно-правовая база.
3. Взаимодействие власти (федеральная, региональная, муниципальная), бизнеса (крупный, средний, малый), общества (в лице неправительственных организаций).
4. Формы и имеющиеся ограничения на использование лесных ресурсов (аукционы, концессии, аренда с инвестиционными условиями и др.).
5. Глубокая переработка, комплексный подход к использованию лесо-сырьевых ресурсов.
6. Финансово-экономические ограничения (налоги, рента, таможенно-тарифное регулирование и др.).
7. Внешние ограничения (сертификация; рынки; угрозы со стороны искусственных насаждений - плантаций, лесов; товары-субституты и др.).
8. Внутренние ограничения (инфраструктура производственная, инфраструктура социальная, экология и др.).
9. Институт собственности на лесные ресурсы (сроки, категории лесов
и др.).
10. Человеческий капитал (наука, образование, квалификация, переподготовка - экономика знаний и др.).
Рис. Матрица анализа лесного комплекса
Субъектами предметной области сценарного анализа и планирования (в нашем случае лесного комплекса России), которые имеют свои интересы и свое отношение к названным проблемам, по мнению экспертов, являются:
1) федеральная власть;
2) региональная власть;
3) муниципальная власть;
4) крупный бизнес (целлюлозно-бумажные комбинаты, целлюлозно-картонные комбинаты);
5) деревообрабатывающие комбинаты, индустриальное производство деревянных домов, плитное, фанерное производство;
6) мебельное производство;
7) экологические неправительственные организации;
8) иностранные инвесторы (банки);
9) российские инвесторы (банки);
10) социальные сельские группы (в части лесов сельскохозяйственного назначения).
Главные проблемы развития лесной отрасли, названные выше, могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.
Доступ к лесным ресурсам задается в условиях России общими социальными и макроэкономическими тенденциями. Учитывая современные темпы миграции населения из Сибири и Дальнего Востока в европейскую часть страны, не следует ожидать быстрого освоения лесных ресурсов азиатской России. Обратная ситуация, вплоть до возможной переэксплуатации, складывается в европейской части России. Обе эти проблемы обеспечения отрасли сырьем могут быть решены только с помощью привлечения значительных инвестиций в лесную инфраструктуру, стимулирования внутренней предпринимательской активности и за счет роста внутреннего потребления отраслевой продукции.
Управление лесным комплексом и существующая нормативно-правовая база лесного комплекса должны быть приведены в соответствие задачам развития отрасли. С принятием Лесного кодекса в 1997 г. федеральное правительство закрепило свои права собственности на все леса и подтвердило тяжкое бремя собственника - финансирование лесного хозяйства страны. В условиях дефицита бюджетных средств до недавнего времени лесное хозяйство финансировалось только примерно на 50% от объема необходимых затрат. Новый Лесной кодекс, вступивший в силу с 1 января 2007 г., призван обеспечить финансирование лесоустройства и лесопользования, учитывать разделение между субъектами лесного хозяйства функций лесоустроителя и лесопользователя, дать бизнесу долгосрочные ориентиры развития.
Взаимодействие власти (федеральная, региональная, муниципальная), бизнеса (крупный, средний, малый) и общества (в лице неправительственных организаций) позволит сосредоточить максимум сил и возможностей на решении проблем развития лесопромышленного комплекса (ЛПК). Количество проблем в ЛПК велико как ни в одной из других отраслей российской экономики. Проблемы ЛПК тесно взаимосвязаны, а их масштаб требует системного подхода на государственном уровне.
Необходимо привести в соответствие задачам развития отрасли формы и имеющиеся ограничения на использование лесных ресурсов. Применение аукционной системы распределения участков лесного фонда должно быть передано на уровень региональных властей при участии и контроле федеральных органов управления лесным хозяйством. Концессионная форма (аренда с инвестиционными условиями) лесопользования себя не оправдала. Условия аренды участков лесфонда должны претерпеть главное изменение - право аренды лесного фонда должно быть определено в законодательстве РФ как имущественное право арендатора с возможностью использования в качестве залога.
Глубокая переработка и комплексный подход к использованию лесо-сырьевых ресурсов - эффективный способ усиления конкурентных позиций России на международных рынках продукции ЛПК. Необходимо также серьезно рассмотреть вопросы территориального планирования, которое позволит учитывать при проектировании новых предприятий и технологических цепочек национальные интересы, перспективы развития инфраструктур, экологические и природные особенности территорий, обеспеченность трудовыми ресурсами.
Существуют финансово-экономические ограничения (налоги, таможенные платежи, железнодорожные тарифы) в отрасли. В странах Европейского союза приоритеты в структуре импорта лесоматериалов будут неуклонно сдвигаться в сторону продукции высокого передела и полуфабрикатов. Следовательно, для того чтобы расширить свои экспортные возможности в Европе, России придется переоснащать морально и физически устаревшие и создавать новые перерабатывающие производства. Этот процесс должен быть подкреплен адекватной тарифной политикой государства в виде повышения экспортных таможенных пошлин на круглое сырье и одновременно отменой ввозных пошлин на импорт современного технологического оборудования с применением ускоренной и упрощенной процедуры возврата НДС.
Не стоит забывать и о внешних ограничениях развития отрасли в области сертификации управления лесами и лесопользования. Россия участвует в глобальном процессе экологической модернизации. В связи с этим актуален вопрос лесной сертификации. Европейский рынок можно характеризовать как экологически чувствительный. Сертификация лесопользования и лесной продукции при экспорте в Европу несет конкурентные преимущества. Добровольная лесная сертификация внутри России важна как инструмент верификации происхождения товара и может обеспечить вытеснение с рынка тех небольших компаний, которые используют лес, вырубленный незаконным путем. Устойчивое развитие лесного комплекса должно начинаться с экологически продуманной лесозаготовки. Нужно перестать заготавливать на делянках кубические метры древесины, а измерять объемы лесозаготовки в кубометрах заготовленной биомассы. Экологичным должен быть и подход к лесозаготовке в области обеспечения воспроизводства леса. Только так лес станет возобновляемым природным ресурсом в полном смысле.
Существуют также внутренние ограничения в области производственной, социальной и экологической инфраструктур. Пройдя акционирование, леспромхозы сохранили в своей структуре лишнее в виде громоздкого и дорогостоящего управленческого аппарата, ремонтных служб, социальной инфраструктуры (столовых, пекарен, детских садов, подсобного хозяйства и местных транспортных коммуникаций) и потеряли необходимое: государственные гарантии, субсидиарное финансирование затрат и традиционных партнеров.
Должен быть введен институт частной собственности на лесные ресурсы. Его отсутствие тормозит приход в лесное хозяйство крупных инвестиций. Даже охрана леса будет базироваться на других подходах: хищение частного леса - это уже кража, а не браконьерство, как сейчас, и уголовная
ответственность для нарушителя значительно эффективнее административной, не считая действенности охранных мероприятий самого собственника.
Последняя важная проблема отраслевого развития - человеческий капитал (наука, образование, квалификация, переподготовка - экономика знаний). Непрерывность «лесного» образования в большинстве лесных регионов нарушена. Основная причина - отсутствие стимулов материального и социального характера. В еще более плачевном состоянии находится лесная наука, но ее восстановление в классическом виде не имеет смысла. Научный потенциал должен обеспечивать конкретные проекты, технологии в привязке к индустриям и регионам.
Эти 10 проблем были названы экспертами лесной отрасли в 2004 г. Самым важным результатом прошедших двух лет является принятие нового Лесного кодекса, если не устранившим, то смягчившим остроту многих названных выше проблем. При этом бесспорно, что примененный системный комплексный подход к выявлению, анализу и оценке проблем лесной отрасли не только правомерен, но и сохраняет свою актуальность для мониторинга проблем отрасли, оценки сценарных траекторий развития и последствий принимаемых властью стратегических решений для развития отрасли.
Методология сценарного анализа и планирования, реализованная в рамках проекта «Сценарии развития лесного комплекса России до 2015 года», позволила выделить, проанализировать и описать четыре возможных сценария развития лесного комплекса:
1. Сценарий интенсивного роста - полноценное комплексное решение проблем лесного комплекса в течение 2-3 лет.
2. Сценарий отложенного роста - полноценное комплексное решение проблем лесного комплекса в течение 5-7 лет, упущенные время, рынки и возможности.
3. Сценарий непоследовательных половинчатых решений - частичное, непоследовательное, некомплексное решение проблем лесного комплекса.
4. Сценарий инерционного развития - решение накопившихся проблем лесного комплекса не осуществляется властью, бизнес живет одним днем, инвестируя только «короткие» деньги в быстроокупаемые проекты.
На примере такой подотрасли лесного комплекса России, как целлюлозно-бумажная промышленность (ЦБП), полученные в рамках проекта сценарии выглядят следующим образом.
Наивысших результатов российская ЦБП достигла в период 19881989 гг., затем наступил резкий спад, пик которого пришелся на 1996-1998 гг. После дефолта 1998 г. начался постепенный рост объемов производства, темпы роста которого в начале периода значительно превышали темпы роста ВВП, но, постепенно снижаясь, в 2002 г. они практически совпали.
За прошедшие после дефолта годы в ЦБП ежегодно инвестировалось по 250-350 млн. долларов [3] собственных и заемных средств, что позволяло удерживать уровень производства основных видов продукции за счет мер по реконструкции и модернизации действующих предприятий. Российская ЦБП уже долгое время ориентируется на мобилизацию действующего технологиче-
ского оборудования, которое закупалось 25-30 лет назад. Загрузка производственных мощностей составляет 70-80%, а степень износа основных фондов -около 60%. Сформировавшиеся структуры собственников, включая иностранных, обеспечили некоторое увеличение объемов производства, а по таким видам, как газетная бумага и тарный картон, объем производства даже превысил уровень 1989 г.
Сценарий инерционного развития отрасли ориентирован на наращивание инвестиционного потенциала предприятий за счет собственных средств и усилий. При общем улучшении экономической и инвестиционной ситуации в стране могут быть созданы производства высокорентабельных видов продукции, в том числе высококачественных сортов бумаги и картона, усовершенствована структура потребления древесного сырья, повышена экологич-ность и конкурентоспособность вырабатываемой продукции (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Наименование показателей 2003 2015 2015 в % к 2003
Объем производства товарной
продукции, тыс. т:
целлюлоза товарная 2228 2800 125
бумага 3564 5100 143
картон 2694 3700 137
Объем экспорта, тыс. т:
целлюлоза товарная 1750 2100 120
бумага + картон 2500 3600 144
Объем импорта, тыс. т:
бумага + картон 300 1200 400
ВВП отрасли, млрд. долл. 3 3,9 130
Объем инвестиций, млрд. долл. 0,3 6,7 за период
2004-2015 гг.
Если исходить из предрасположенности государства к принятию исключительных мер по восстановлению и развитию российского ЛПК и к усилению роли государства как регулирующего и хозяйствующего субъекта в этом секторе народного хозяйства, то возможен сценарий интенсивного роста - среднесрочного развития ЦБП, нацеленный на восстановление объемов производства 1988-1989 гг. за счет строительства новых мощностей, изменение его структуры в сторону увеличения выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью (легкомелованная бумага, коробочный картон, санитарно-гигиенические изделия), самообеспечение внутреннего рынка с максимальным уменьшением доли импорта и расширение позиций российской продукции ЦБП с низкой добавленной стоимостью на традиционных экспортных рынках (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Наименование показателей 2003 2015 2015 в % к 2003
Объем производства товарной
продукции, тыс. т:
целлюлоза товарная 2228 6500 292
бумага 3564 10720 300
картон 2694 6880 255
Объем экспорта, тыс. т:
целлюлоза товарная 1750 4500 257
бумага + картон 2500 5000 200
Объем импорта, тыс. т:
бумага + картон 300 300 100
ВВП отрасли, млрд. долл. 3 12 400
Объем инвестиций, млрд. долл. 0,3 23,7 за период
2004-2015 гг.
При реализации сценария непоследовательных половинчатых решений в качестве главного критерия следует учитывать темпы роста потребления продукции внутренним рынком. Необходимо отметить, что потребление товарной целлюлозы в России за 12 лет (с 1990 по 2002) упало с 1,9 млн. до 0,35 млн. тонн (на 82%), а бумаги и картона - с 6,0 млн. до 4,5 млн. тонн (на 26%). В 2002 г. из России было экспортировано 85% произведенной товарной целлюлозы, 46% бумаги и 40% картона1. Исходя из анализа роста потребления продукции ЦБП на внутреннем рынке в период 1999-2003 гг., среднесрочных прогнозов роста потребления продукции ЦБП на внутреннем и внешних рынках, выполненных ФАО ООН, фирмой 1аако Роугу (Финляндия) и ЗАО «Ги-пробум» (Россия), расчетный среднегодовой рост потребности в продукции ЦБП до 2015 г. может составить по товарной целлюлозе 3,7-4,8% в год; по бумаге - 5-6% в год; по картону - 7-8% в год (табл. 3).
Т а б л и ц а 3
Наименование показателей 2003 2015 2015 в % к 2003
Объем производства товарной
продукции, тыс. т:
целлюлоза товарная 2228 3100 139
бумага 3564 5400 152
картон 2694 3980 148
Объем экспорта, тыс. т:
целлюлоза товарная 1750 2200 126
бумага + картон 2500 3300 132
Объем импорта, тыс. т: бумага + картон 300 400 133
ВВП отрасли, млрд. долл. 3 4,8 160
Объем инвестиций, млрд. долл. 0,3 8,5 за период 2004-2015 гг.
1 Здесь и далее цифры приведены по данным РАО «Бумпром».
В качестве наиболее вероятного варианта развития ЦБП на среднесрочный период следует рассматривать сценарий отложенного роста (табл. 4). При его реализации развитие ЦБП будет происходить как за счет преобладающего расширения, реконструкции и модернизации действующих мощностей с внедрением на них наилучших существующих технологий, так и за счет строительства новых предприятий в лесоизбыточных районах страны с обязательным выпуском конечной продукции с высокой добавленной стоимостью (высококачественные виды печатной бумаги, упаковочного картона и санитарно-гигиенических изделий). При этом ставится задача не резкого увеличения экспорта полуфабрикатов и продукции с низкой добавленной стоимостью (все виды целлюлозы, газетная бумага, немелованная бумага), а лишь укрепление позиций в уже занятых экспортных нишах.
Т а б л и ц а 4
Наименование показателей 2003 2015 2015 в % к 2003
Объем производства товарной
продукции, тыс. т:
целлюлоза товарная 2228 3700 166
бумага 3564 6000 168
картон 2694 5000 186
Объем экспорта, тыс. т:
целлюлоза товарная 1750 2100 120
бумага + картон 2500 3600 144
Объем импорта, тыс. т: бумага + картон 300 1200 400
ВВП отрасли, млрд. долл. 3 6,5 217
Объем инвестиций, млрд. долл. 0,3 12,5 за период 2004-2015 гг.
Инвестиционная оценка этого сценария составляет около 12,5 млрд. долларов, в том числе на расширение и техническое перевооружение действующих предприятий, включая внедрение наилучших существующих технологий, - 7,6 млрд. долларов, на новое строительство - 4,9 млрд. долларов.
В этом сценарии важна роль всех субъектов, в том числе государства, от которого требуются не прямые бюджетные инвестиции, а меры государственной поддержки.
Методология сценарного анализа и планирования, по сути, чрезвычайно практична: для многих крупных корпораций, отраслей, регионов она дает результаты, позволяющие оценивать последствия принимаемых стратегических решений в сфере экономики, финансов, экологии, социальной сфере, разрабатывать долгосрочные инвестиционные стратегии и планы, адекватно оценивать имеющиеся и вновь возникающие риски.
Список литературы
1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
Блинова Е. А. Туристический рынок Китая: перспективы и уроки для России 97
2. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002.
3. Лесопромышленный комплекс России ХХ1 в.: Материалы VI форума. 12-16 октября. СПб., 2005.
4. Малинецкий Г. Г. Сценарии, стратегические риски, информационные технологии // Информационные технологии и вычислительные системы. 2002. № 4.
5. Подоляк И. В., Сараев В. Н. Системно-сценарный метод // Вестник Кузбасского государственного университета. 2001. № 1.
6. Подоляк И. В., Сараев В. Н. Опыт сценарного программирования процессов глобализации // Экономические стратегии. 2004. № 2.
Е. А. Блинова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК КИТАЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ И УРОКИ ДЛЯ РОССИИ
В статье приводится характеристика и динамика развития
туристического рынка КНР, дается анализ аспектов развития
выездного туризма в КНР, актуальных для российского рынка.
Китайский туристический рынок - один из самых молодых. Несмотря на то, что его история насчитывает всего двадцать лет, прогнозы развития выездного туризма в КНР на данный момент самые оптимистичные. С учетом его значительных объемов и перспектив развития для России данный рынок особенно интересен.
Путешествия с целью туризма и отдыха начали осуществляться гражданами КНР позже, чем в большинстве стран - активных участников международного туризма. Долгое время путешествия с целью туризма и отдыха рассматривались китайскими властями как опасное буржуазное проявление и жестко регламентировались государством. Фактически почти все зарубежные путешествия в период до 1978 г. осуществлялись гражданами КНР в служебных целях и рассматривались как составная часть дипломатической и иной, связанной с внешней политикой деятельности.
После 1978 г. КНР вовлекается в международный туризм при огромной поддержке и энтузиазме со стороны населения, который поначалу сдерживался государством, опасавшимся проникновения в КНР вредных идей Запада. Провозглашенная руководством КНР «политика реформ и открытости» предполагала развитие туризма в первую очередь как источника поступления иностранной валюты, необходимой для финансирования реформ. В связи с этим государством делался упор на развитие въездного туризма. Внутренний туризм почти с самого начала «политики открытости» рассматривался руководством КНР как эффективное средство борьбы с дефляцией за счет стимулирования расходов граждан [1. С. 70-86].