РЕГУЛИРОВАНИЕ
Как известно, 19 февраля состоялось первое в 2010 году заседание Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ), на котором был принят ряд важнейших решений в области регулирования использования радиочастотного спектра, имеющих несомненное практическое значение. Большинство из них вызывает неослабевающий интерес не только у операторов связи, но и у различных пользователей радиочастотного спектра.
О принятых решениях уже сообщалось в средствах массовой информации, поэтому рассмотрим подробнее некоторые из них.
А.А. Бобин,
эксперт-обозреватель
журнала
О сотовой связи на борту самолета...
Одним из принципиальных стало решение о возможности использования базовых станций стандарта GSM на борту воздушных судов (решение № 10-06-02). С принятием этого решения у пассажиров воздушных судов и экипажей самолетов появилась возможность пользоваться своими мобильными телефонами не только на земле, но и в воздухе.
В то же время следует особо подчеркнуть, что в периоды взлета и посадки самолета сотовой связью на борту пользоваться нельзя. Взлет и посадка - са-
мые ответственные моменты в пилотировании воздушного судна, поэтому должна быть исключена всякая возможность появления помех. Следить за этим будет автоматика воздушного судна, которая на эти периоды будет отключать сотовую связь.
Каково же определение этапов взлета и посадки самолета? Критерием здесь служит высота полета воздушного судна. За пограничную величину условно принята высота, равная 3 тыс. м. То есть окончанием этапа взлета считается тот момент, когда самолет достигает этой и большей высоты. И наоборот, началом этапа посадки считается тот мо-
мент, когда самолет снизится до высоты 3 тыс. и менее метров.
Однако периоды взлета и посадки занимают очень короткое время, поэтому система сотовой связи стандарта GSM на борту самолета будет действовать практически всегда.
Воздушное судно - это сложное техническое сооружение, имеющее как излучающие, так и приемные устройства. И для обеспечения электромагнитной совместимости вновь устанавливаемых базовых станций стандарта GSM с уже действующими бортовыми радиоэлектронными средствами воздушного судна (а также и с другими РЭС, находящи-
16
век! КАЧЕСТВА № 3 • 2010
мися вне пределов воздушного судна), ГКРЧ утвердила соответствующие технические характеристики базовых станций. При этом Комиссией решено, что базовые станции (а значит, и вся система связи стандарта GSM) на борту самолета должны работать в полосах радиочастот 1710-1785 и 1805-1880 МГц.
Функционально структура системы связи стандарта GSM, предоставляющая пассажирам и экипажам воздушных судов услуги сотовой связи, включает в себя бортовой и наземный сегменты, а также фидерную линию спутниковой связи.
Бортовой сегмент состоит из бортового оборудования радиодоступа GSM (приемопередающая бортовая базовая станция стандарта GSM с блоком управления сетью и внутрифюзеляж-ной антенной), бортового оборудования спутниковой связи, а также вну-трифюзеляжной сети (построенной на базе сервера, который обеспечивает интерфейсы между различными модулями системы).
Наземный сегмент включает в себя земную станцию спутниковой связи, оборудование коммутации и управления сетью GSM и оборудование сопряжения с наземными сетями телефонной связи и передачи данных общего пользования. Проще говоря, весь перечисленный набор оборудования представляет собой наземную станцию сопряжения, которая совместно с бортовым оборудованием обеспечивает передачу сигналов GSM в направлениях «борт -земля» и «земля - борт».
Таким образом, исходя из анализа структуры системы связи, становится понятной схема организации связи. Абонент, находящийся на борту самолета, выходит на наземную сеть стандарта GSM через бортовую базовую станцию этого стандарта, бортовую станцию спутниковой связи, космический аппарат и наземную станцию сопряжения, которая, в свою очередь, подключается к телефонной сети связи и передачи данных общего пользования.
Пользоваться же при этом услугами сотовой подвижной радиосвязи стандарта GSM на борту самолетов в воздушном пространстве РФ смогут пассажиры и члены экипажей не только российских, но и зарубежных авиакомпаний.
.и на борту морских судов
Еще одним документом ГКРЧ, имеющим большое практическое значение, можно считать решение о возможности использования базовых станций стандарта GSM на борту морских судов (решение № 10-06-03-1).
Этим решением абонентам сотовых сетей стандарта GSM предоставляется возможность пользоваться услугами сотовой связи на борту морских судов, находящихся как в акватории морей и океанов, так и в территориальных водах Российской Федерации.
Кстати, упомянутым решением такая же возможность пользоваться услугами сотовой связи предоставляется пассажирам и экипажам не только морских судов, но и судов класса «река - море».
Принцип доступа абонента сотовой сети стандарта GSM к телефонной сети связи и передачи данных общего пользования практически такой же, как и в предыдущем случае. То есть точно также в структуре системы связи используется базовая станция морского судна стандарта GSM, земные станции спутниковой связи и космический аппарат.
Аналогично предыдущему решению ГКРЧ определила условия, при соблюдении которых могут функционировать сотовые сети подвижной радиосвязи на борту морских судов.
Следует также отметить, что базовые станции стандарта GSM должны работать только в полосах радиочастот 1710-1785 и 1805-1880 МГц.
Кроме того, для бортовых базовых станций упомянутого стандарта ГКРЧ определены соответствующие технические характеристики, которыми должны обладать эти станции. Отметим, что эти параметры соответствуют характеристикам, полученным по результатам исследований международных организаций.
Следует также добавить, что РЭС подвижной радиосвязи стандарта GSM, устанавливаемые на борту морских судов, не должны использоваться на внутренних водных путях, в портах и гаванях Российской Федерации, а также в пределах двух морских миль от базовой линии (напомним, что базовой линией считается береговая линия с прилегающими островами). Думается, это вполне объяснимо. В подобных случаях нет нужды в использовании бортового оборудования сотовых сетей, так как можно пользоваться действующими наземными сотовыми сетями, развернутыми на территории страны (которые охватывают также и прилегающее побережье).
Кроме этого, базовые станции стандарта GSM, устанавливаемые на борту морских судов в пределах от 2 до 12 морских миль от базовой линии, не должны использовать внешние антенны. То есть сеть доступа между абонентскими станциями и бортовой базовой станцией стандарта GSM должна функционировать исключительно в пределах территории морского судна.
а ::::
В АДМИНИСТРАЦИИ СВЯЗИ ssg
:::: н
Добавим, что эти рекомендации определены по итогам исследований, также проведенных в рамках деятельности международных организаций.
Необходимо подчеркнуть, что пользоваться услугами сотовой подвижной радиосвязи стандарта GSM в территориальных водах Российской Федерации могут пассажиры не только российских, но и иностранных морских судов.
Отмечая важность принятых решений ГКРЧ о возможности использования базовых станций сотовых сетей стандарта GSM на борту воздушных и морских судов, скажем несколько слов относительно получения частотных разрешений: и в том и другом случаях (как для установки, так и эксплуатации бортовых базовых станций) никаких разрешений оформлять не нужно. Иными словами, ни решений ГКРЧ на выделение полос радиочастот, ни разрешений Роскомнадзора на использование радиочастот или радиочастотных каналов не потребуется.
В целях безопасности дорожного движения
Еще одно из решений, принятых на февральском заседании ГКРЧ (как и два предыдущих), можно также отнести к «транспортной» тематике. Это решение ГКРЧ (решение № 10-06-03-2) призвано способствовать проведению мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения и снижение аварийности на транспорте. Данным решением выделена полоса радиочастот 63-64 ГГц для интеллектуальных систем на транспорте (ITS). Иногда встречается и другое название систем ITS - «интеллектуальные транспортные системы».
Комиссия отметила, что интеллектуальные системы на транспорте являются разновидностью систем безопасности, направленных на улучшение безопасности дорожного движения, снижение аварийности на транспорте, уменьшение количества несчастных случаев в результате дорожно-транспортных происшествий, а также повышение эффективности дорожного движения.
Система безопасности и обеспечения эффективности дорожного движения ITS предусматривает возможность использования двух типов беспроводной связи: «дорога-автомобиль» и «связь между автомобилями». Необходимо также отметить, что в Европе развертывание систем ITS предусматривается в рамках трансъевропейской дорожной сети.
Благодаря принятому решению ГКРЧ появилась возможность внедрения систем ITS и на территории Россий-
РЕГУЛИРОВАНИЕ
№ 3 • 2010 ВеК| КАЧЕСТВА
17
в
ЕН
РЕГУЛИРОВАНИЕ ван В АДМИНИСТРАЦИИ СВЯЗИ ва в
ской Федерации. Причем ни для разработки, ни для производства, ни для применения РЭС этих систем разрешений на использование радиочастотного спектра получать не нужно.
Полосы частот для РЖД
Еще одно из решений, принятых на том же заседании ГКРЧ, также можно отнести к разряду «транспортной» тематики. Речь в данном случае идет о решении № 10-06-10. Пунктом 36 этого документа ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) были выделены полосы радиочастот 876-880 и 921-925 МГц для применения РЭС в сети технологической сухопутной подвижной радиосвязи стандарта вБМ-Я на сети железных дорог РФ.
Здесь необходимо вспомнить, что проблема выделения в нашей стране частотного ресурса для РЭС европейского стандарта ОБМ-Я была обозначена еще несколько лет назад. Однако эти полосы радиочастот не были предусмотрены действующей «Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации» для систем указанного стандарта, что делало невозможным выделение для них полос радиочастот 876-880 и 921-925 МГц.
И лишь с выходом постановления Правительства РФ от 24 декабря 2009 г. № 1085, которым были внесены необходимые изменения в указанную таблицу, стало возможным рассмотрение вопроса и принятие соответствующего решения ГКРЧ о внедрении на сети железных дорог страны систем подвижной радиосвязи стандарта вБМ-Я.
В соответствии с принятым решением ГКРЧ, РЭС стандарта вБМ-Я не должны создавать вредных помех и не могут требовать защиты от помех со стороны РЭС, используемых для нужд государственного управления. Вызвано это тем, что полосы радиочастот 876-880 и 921-925 МГц, согласно таблице, имеют категорию «ПР» (то есть предназначены для преимущественного использования РЭС правительственного назначения). Следовательно, по отношению к этим средствам РЭС систем стандарта вБМ-Я должны работать на вторичной основе.
Завершая «транспортную» тематику, хотелось бы добавить, что на февральском заседании ГКРЧ были также приняты решения о присоединении нашей страны к соответствующим решениям европейского комитета по электронным средствам связи (ЕСС) в части использования полос радиочастот для всех четырех рассмотренных выше систем связи на транспорте.
И еще о февральских решениях ГКРЧ
Учитывая большой интерес ведущих операторов к современным системам мобильной связи, на февральском заседании ГКРЧ было принято решение (решение № 10-06-04) об использовании полос радиочастот 1935-1980 и 2125-2170 МГц для РЭС, предназначенных для создания фемтосот в сетях сухопутной подвижной радиосвязи стандарта IMT-2000/UMTS. Термин «фемтосота» для обозначения миниатюрной домашней базовой станции впервые был употреблен лишь несколько лет назад.
РЭС фемтосот, представляющие собой малогабаритные маломощные базовые станции (мощностью до 100 мВт), предназначаются для обслуживания небольших территорий и применяются для улучшения зон покрытия сетей связи и повышения качества предоставляемых услуг связи. Причем применяться они должны только внутри зданий, закрытых офисных, складских и производственных помещений и только с техническими характеристиками, утвержденными упомянутым решением ГКРЧ. Соединение фемтосот с сетью оператора осуществляется с помощью любой широкополосной линии связи (в том числе и с помощью кабеля).
Отметим некоторые особенности в применении этих радиосредств.
Во-первых, РЭС фемтосот должны работать только в пределах зон обслуживания базовых станций соответствующих операторов сетей связи стандарта IMT-2000/UMTS.
Во-вторых, эти РЭС должны работать только в пределах присвоенных (назначенных) радиочастот или радиочастотных каналов базовых станций соответствующих операторов сетей связи упомянутого стандарта. Причем для применения этих РЭС не требуется оформление каких-либо дополнительных решений на выделение полос радиочастот, а также разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов. Однако применение этих РЭС должно осуществляться на вторичной основе по отношению к РЭС, используемым для нужд государственного управления.
Кроме того, оборудование фемтосот может приобретаться и устанавливаться любыми юридическими лицами и гражданами страны, но подключение этого оборудования к сети связи оператора связи стандарта IMT-2000/ UMTS должно осуществляться только тем оператором, в сети которого будет
функционировать подключаемое оборудование.
Еще одно решение ГКРЧ (№ 10-0607), принятое на февральском заседании Комиссии, скорее всего, заинтересует, различных операторов связи. Этим решением были выделены две полосы радиочастот в диапазоне 10 ГГц для радиорелейных станций (РРС) прямой видимости.
В соответствии с Рекомендациями международного союза электросвязи в диапазоне 10 ГГц для РРС прямой видимости могут использоваться полосы радиочастот 10,38-10,68 и
10.5-10,68 ГГц. В каждой из этих полос радиочастот для РРС существует свой частотный план. Так, например, в полосе радиочастот 10,38-10,68 ГГц радиорелейные станции должны использовать частотный план, отвечающий требованиям Рекомендации F.746 МСЭ-Р. А в полосе радиочастот 10,5-10,68 ГГц частотный план для РРС должен отвечать требованиям Рекомендации F.747 МСЭ-Р.
Ранее в нашей стране применялись лишь РРС, использующие полосу радиочастот 10,38-10,68 ГГц. Однако для возможности применения и других РРС февральским решением ГКРЧ были выделены обе полосы радиочастот. Причем это решение ГКРЧ носит обобщенный характер. То есть для разработки, производства и применения РРС разработчикам, производителям и операторам не требуется получения частных (отдельных) решений ГКРЧ на выделение полос радиочастот (при условии соблюдения требований, установленных этим решением). А это, в свою очередь, способствует ускорению внедрения такого оборудования на сетях связи.
Этим же решением ГКРЧ определены основные технические характеристики РРС прямой видимости диапазона 10 ГГц, согласно которым, максимальная ширина диаграммы направленности антенн РРС не должна превышать величину 4,5 градуса, а максимальная мощность передатчика не должна превышать 0,5 Вт. При этом максимальная величина ЭИИМ передатчика РРС в пределах полосы радиочастот 10,38-10,6 ГГц должна быть не более 55 дБВт, а в пределах полосы
10.6-10,68 ГГц - не более 40 дБВт.
В заключение хотелось бы вновь
подчеркнуть, что все упомянутые выше решения ГКРЧ вне всякого сомнения имеют большое практическое значение. Остается надеяться, что они окажут существенное влияние на развитие современных систем связи в стране. ■
1B
век КАЧЕСТВА № 3 • 2010