УДК 378 ББК 74.4
Рябов Павел Андреевич
аспирант кафедра педагогики и психологии Российская международная академия туризма (РМАТ) Московская область, г. Химки Ryabov Pavel Andreevich Post-graduate Department of Pedagogy and Psychology The Russian International Academy for Tourism (RIAT) Moscow region, Khimky city area [email protected]
Практическое обучение как активный компонент формирования профессиональной мотивации у студентов туристского вуза Practical training as an active component of formation of professional motivation of students of tourist higher education institute
В статье рассматривается практическое обучение как активный компонент формирования профессиональной мотивации у студентов туристского вуза. На основе анализа видов профессиональной мотивации приводится содержание и результаты опытно - поисковой работы.
The article considers practical training as an active component of formation of professional motivation of students of tourist higher education institute. Content and result of experimental research work based on the analysis of types of professional motivation are given in this article.
Ключевые слова: студент, практическое обучение, формирование мотиваций, опытно - поисковая работа.
Key words: student, practical training, formation of motivation, experimental research work.
Для совершенствования подготовки специалистов принципиальное значение имеет формирование мотиваций их профессиональной деятельности, способствующих целенаправленному овладению профессиональными знаниями и умениями посредством широкого спектра учебных занятий, методов и приемов их проведения в процессе обучения.
Успех в формировании профессиональной мотивации обеспечивается такой организацией образовательного процесса, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала студента. При этом центральное место в формировании профессиональной
мотивации занимает практическое обучение, под которым понимается совокупность семинарских и практических занятий, а также практик и стажировок, предусмотренных учебным планом. Практическое обучение даёт возможность применить полученные профессиональные знания в реальной профессиональной деятельности, выступая тем обязательным условием, без которого невозможно формирование профессиональной мотивации студентов.
Анализ работ по теории и практике профессионального туристского образования (Беспалько В.П., Зорина И.В., Казаковой А.Г., Квартальное А.В., Кальней В.А., Новикова А.М., Питюкова В.Ю., Сеселкина А.И., Сластенина В.А., Юцевичене П.А.) показал, что эффективным направлением профессиональной туристской подготовки является модульный подход. В работе Киримовой З.В. [1] детально исследовано модульное построение практического обучения студентов туристского вуза, однако, не показано, каким образом формируется профессиональная мотивация в процессе практического обучения. Воробьева М.В. [2] исследовала развитие профессиональной мотивации у студентов туристского вуза в процессе обучения, но практическому обучению как инструменту развития профессиональной мотивации не уделялось должного внимания. Попов И.Б. [3] рассматривал вопросы организации и проведения практик и стажировок, являющихся ведущими составляющими практического обучения в туристском вузе, однако, проблема формирования профессиональной мотивации в процессе проведения практик и стажировок, не была затронута в его работах.
Таким образом, можно сделать вывод, что вопросам влияния практического обучения на формирование профессиональной мотивации у студентов туристского вуза не уделяется должного внимания, и проблема формирования профессиональной мотивации в процессе практического обучения, построенного на модульном подходе, является актуальной. При этом применение модульного подхода позволяет иметь как гибкую структуру
формирования любой иерархии модулей учебного плана, так и возможность создания индивидуальных траекторий практического обучения студентов.
Для решения этой проблемы прежде всего была разработана модель формирования профессиональной мотивации студентов туристского вуза в процессе практического обучения (рис.1)., включающая три этапа: этап зарождения, этап развития и этап закрепления профессиональной мотивации.
Рис.1 Модель формирования профессиональной мотивации студентов туристского вуза в процессе практического обучения
Для повышения эффективности формирования профессиональной мотивации, структурно включающей два больших блока мотивов: профессионально значимые мотивы и личностно значимые мотивы, предлагаются следующие модули формирования мотиваций: модуль зарождения профессиональной мотивации; модуль развития профессиональной мотивации; модуль закрепления профессиональной мотивации.
Принципиальное значение имеет совершенствование содержания занятий практического обучения в этих модулях, а именно практических занятий (тренингов, мастер-классов), семинаров (в том числе выездных), экскурсионных занятий, деловых игр, учебной и производственной практик, и методики их проведения на каждом этапе в части формирования профессиональной мотивации студентов, их готовности к эффективной производственной деятельности. Педагогическими условиями формирования профессиональной мотивации студентов являются использование при реализации предлагаемых модулей приемов контекстного [4] и проблемного обучения [5].
Исключительно большой мотивирующей силой обладает содержание обучения. Правильный отбор и построение содержания во многом обуславливает отношение обучаемого к учебной дисциплине. Через усиление профессиональной направленности учебного материала, связи его с жизнью закрепляется положительное отношение к учебной дисциплине, что является основной предпосылкой решения проблемы формирования профессиональной мотивации.
Для координации влияния различных видов занятий в модулях на формирование профессиональной мотивации студентов разработана Программа формирования профессиональной мотивации студентов, рассчитанная на все 4 года обучения студентов в Российской международной академии туризма по программам бакалавриата по направлению подготовки
080200.62 Менеджмент. Программа объединила модули формирования мотиваций с их содержательным наполнением, направленным на создание благоприятных условий для формирования профессиональной мотивации студентов и оказания влияния на систему мотивов обучения в вузе в целом. Было разработано методическое обеспечение формирования профессиональной мотивации студентов в процессе проведения занятий по профильным дисциплинам в рамках модулей формирования мотиваций: для семи практических занятий, десяти выездных семинаров, одной экскурсии, трех деловых игр, одной учебной (ознакомительной) практики и двух производственных практик.
Апробация Программы формирования профессиональной мотивации студентов в ходе практического обучения была осуществлена путём проведения опытно-поисковой работы в Российской международной академии туризма.
Студентам экспериментальной и контрольной групп (по 17 студентов в каждой) был предложен опросник , включающий два блока мотивов ( таблицы 1 и 2): блок профессионально - значимых мотивов (собственно профессиональные мотивы, прагматически мотивы, мотивы профессионального развития и карьерного роста) и блок личностно - значимых мотивов (социальные мотивы; познавательные мотивы; мотивы самореализации личности), для оценки по пятибалльной системе.
Таблица 1- Блок профессионально-значимых мотивов
СРЕДНЕЕ В ЭГ СРЕДНЕЕ В КГ РОСТ ЭГ-КГ(%)
СОБСТВЕННО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОТ] ИВЫ
1.УЧУСЬ, ПОТОМУ ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ ВЫБРАННАЯ ПРОФЕССИЯ 4,35 4,17 4,31
2.ЧТОБЫ ДАТЬ ОТВЕТЫ НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К СФЕРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4,00 3,05 31,14
3.ХОЧУ В ПОЛНОЙ МЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ 4,11 3,38 21,59
ИМЕЮЩИЕСЯ У МЕНЯ ЗАДАТКИ, СПОСОБНОСТИ И СКЛОННОСТИ К ВЫБРАННОЙ ПРОФЕССИИ
4.СТАТЬ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ 4,29 3,46 23,98
5.ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ УСПЕШНОСТЬ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3,65 3,18 14,77
ПРАГМАТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ
1.ПОТОМУ ЧТО ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ ПОЗВОЛЯТ МНЕ ДОБИТЬСЯ ВСЕГО НЕОБХОДИМОГО 4,33 3,58 20,94
2.ПОТОМУ ЧТО ОТ УСПЕХОВ В УЧЕБЕ ЗАВИСИТ УРОВЕНЬ МОЕЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ В БУДУЩЕМ 4,11 3,41 20,52
3.ПОТОМУ ЧТО ОТ УСПЕХОВ В УЧЕБЕ ЗАВИСИТ МОЕ БУДУЩЕЕ СЛУЖЕБНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 4,47 3,47 28,81
4.ЕСЛИ Я НЕ БУДУ ХОРОШО УЧИТЬСЯ, Я НЕ СМОГУ ОБЕСПЕЧИВАТЬ СВОЮ СЕМЬЮ 4,24 3,59 18,10
5.С КРАСНЫМ ДИПЛОМОМ ЛЮБОЙ РАБОТОДАТЕЛЬ ПРЕДЛОЖИТ МНЕ ХОРОШО ОПЛАЧИВАЕМОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО 3,12 2,95 5,76
МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И КАРЬЕРНОГО РОСТА
1.ЧТОБЫ РАБОТАТЬ С ЛЮДЬМИ, НАДО ИМЕТЬ ГЛУБОКИЕ И ВСЕСТОРОННИЕ ЗНАНИЯ 4,52 3,89 16,19
2.ПОТОМУ ЧТО В БУДУЩЕМ ДУМАЮ ЗАНЯТЬСЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 4,00 2,82 48,84
3.ЛЮБЫЕ ЗНАНИЯ ПРИГОДЯТСЯ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ 4,23 4,05 4,44
4.ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ ДИПЛОМ С ХОРОШИМИ ОЦЕНКАМИ, ЧТОБЫ ИМЕТЬ ПРЕИМУЩЕСТВО ПЕРЕД ДРУГИМИ 3,36 3,06 0,80
5.ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ВУЗЕ ПОМОГУТ МНЕ В БУДУЩЕМ ВЫРАСТИ ПО КАРЬЕРНОЙ ЛЕСТНИЦЕ 5,06 3,42 18,71
Актуальность формирования профессиональной мотивации подтверждается главным результатом опытно-поисковой работы: по завершению работы наблюдается рост заинтересованности к обучению экспериментальной группы (ЭГ) относительно контрольной группы (КГ).
В целом оценка результатов опытно-поисковой работы показала положительную динамику формирования профессионально - значимых мотивов (прирост в среднем на 19 %) и личностно - значимых мотивов (прирост в среднем на 17%).
Таблица 2 - Блок личностно-значимых мотивов
СРЕДНЕЕ В ЭГ СРЕДНЕЕ В КГ РОСТ ЭГ-КГ(%)
СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ
1.ЧТОБЫ ЗАВОДИТЬ ЗНАКОМСТВА И ОБЩАТЬСЯ С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ 4,35 3,58 21,50
2.ПОТОМУ ЧТО ХОЧУ ПРИНЕСТИ БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ ОБЩЕСТВУ 4,35 3,41 27,56
3.ПОТОМУ ЧТО ЗНАНИЯ ПРИДАЮТ МНЕ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ 4,29 3,59 19,49
4.ЧТОБЫ НЕ ОТСТАВАТЬ ОТ ДРУЗЕЙ 3,77 3,00 25,66
5.УЧУСЬ РАДИ ИСПОЛНЕНИЯ ДОЛГА ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ, ШКОЛОЙ 2,95 3,00 -1,66
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ
1.УСПЕШНО УЧИТЬСЯ, СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ НА «4» И «5» 4,35 3,52 23,57
2.ПРОСТО НРАВИТСЯ УЧИТЬСЯ 4,00 3,35 19,40
З.БЫТЬ ПОСТОЯННО ГОТОВЫМ К ОЧЕРЕДНЫМ ЗАНЯТИЯМ 4.05 3,17 27,76
4.УСПЕШНО ПРОДОЛЖИТЬ ОБУЧЕНИЕ НА ПОСЛЕДУЮЩИХ КУРСАХ, ЧТОБЫ ДАТЬ ОТВЕТЫ НА КОНКРЕТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ 4,17 3,58 16,48
5.ЧТОБЫ ПРИОБРЕСТИ ГЛУБОКИЕ И ПРОЧНЫЕ ЗНАНИЯ 4,17 3,64 14,56
МОТИВЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
1.ХОЧУ БЫТЬ УВАЖАЕМЫМ ЧЕЛОВЕКОМ УЧЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА 4,29 3,47 23,63
2.ЧТОБЫ УЗНАВАТЬ НОВОЕ, ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 4,35 3,94 10,40
3.УЧЕБА ВОСПИТАЕТ ВО МНЕ ЛИЧНОСТЬ 4,36 3,59 21,44
4.УЧУСЬ, ЧТОБЫ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОИ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ 4,01 3,56 12,64
5.БЫТЬ НА ХОРОШЕМ СЧЕТУ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ 3,06 3,30 -7,27
Получив в ходе опытно-поисковой работы статистические оценки уровня мотивации студентов, необходимо было установить степень достоверности сходства и различия исследуемых групп на основании полученных оценок. Это было сделано с использованием статистического критерия Стьюдента[6].
Проведенная оценка достоверности показала, что характеристики экспериментальной и контрольной групп до начала опытно-поисковой работы совпадают с уровнем значимости р=0,05 (1эмп < = 2,75) и одновременно с этим достоверность различий характеристик экспериментальной и контрольной групп после опытно-поисковой работы равна (1-р), т.к. ^ > =2,75. Это позволяет сделать вывод, что применение предлагаемых занятий в рамках практического обучения приводит к статистически значимым на уровне (1-р) по критерию Стьюдента отличиям результатов и в целом подтверждает достоверность полученных результатов опытно-поисковой работы.
Таким образом, проведенная опытно-поисковая работа позволила выявить влияние практического обучения на формирование профессиональной мотивации студентов путём сравнения результатов группы обучаемых (экспериментальной) по новым предлагаемым занятиям в рамках практического обучения и контрольной группы (обучаемой по традиционной методике).
Библиографический список
1. Киримова З.В. Этапы модульного построения практического обучения студентов туристского вуза // Вестник университета российской академии образования. - М: 2010. - №1.
2. Воробьева М.В. К вопросу об изучении профессиональной мотивации студентов //Среднее профессиональное образование. - М: 2009.- №11.
3. Попов И.Б. Виды и структура организации отечественной практики студентов на объектах туризма. - // Дополнительное образование.- М: 2003. -№3.
4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М: Высшая школа, 1991.
5. Лернер И.Я. Проблемное обучение.- М: Знание,1974.
6. Новиков А.Д. Статистические методы в педагогических исследованиях.- М: МЗ-Пресс, 2004.
Bibliography
1. Kirimova Z.V. Stages of modular construction of practical training of students of tourist higher education institute // Herald of the University of the Russian Academy of Education. - M: 2010. - №1.
2. Vorobievа M.V. On the question of the study of professional motivation of students // Srednee professionalnoe obrazovanie. - M: 2009.- №11.
3. Popov I.B. Types and structure of the organization of the domestic students practice on tourism facilities. - // Dopolnitelnoe obrazovanie.- M: 2003. -№3.
4. Verbitskiy A.A. Active Learning in Higher Education : ^ntextual approach.- M: MZ-Press, 1991.
5. Lerner I.Ya. Problem training..- M: Znanie, 1974.
6. Novikov A.D. Statistical methods in pedagogical research.- M: MZ-Press, 2004.