Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА'

ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТ ИСКУССТВА / РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ / ОЦЕНКА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / РЫНОЧНАЯ СДЕЛКА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горев Сергей Владимирович, Кутузова Анна Сергеевна

В статье приводится авторский анализ методологии оценки рыночной стоимости предметов искусства. Показано, что анализ сделок с предметами искусства на рыночность выступает продолжением развития экономического анализа и нуждается в собственных механизмах и инструментах. Определены подходы к понятию «рыночная стоимость», обобщены определения рыночной стоимости из зарубежной практики и российского законодательства, выявлены факторы, которые влияют на рыночную стоимость. Исследовано понятие рыночной сделки. Рассмотрены методы оценки рыночности цен в разрезе налогового законодательства. Выявлены структурные элементы анализа сделок, включающие в себя характеристику анализа сделок как деятельности, временную и логическую структуру. Проанализированы материальные и нематериальные параметры стоимости художественного произведения. Описан математический алгоритм объединения двух групп количественных независимых параметров, в рамках которого может быть рассчитана стоимость произведения искусства, для чего разработана шкала относительной важности факторов при их парном сравнении, построена матрица парных сравнений критериев. Для каждого стоимостного параметра рассмотрены коэффициенты весомости в стоимости объекта. Приведена формула для итогового сравнения с одним аналогом. Показана возможность применения алгоритма для оценки художественных произведений, произведений духовной живописи (с определением особенностей) и антиквариата. Рассмотрены три подхода к оценке стоимости объекта: затратный, сравнительный и доходный, показано, что при оценке предметов искусства используется сравнительный или сравнительно-аналитический метод и подход. Выявлена целесообразность применения отдельных методов обоснования цены сделки с точки зрения российского налогового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL INSTRUMENTS FOR THE COST ESTIMATING OF ART OBJECTS

The article presents the author's analysis of the methodology for estimating the market value of art objects. It provides insight into the transactions analysis for marketability is a logical continuation (part) of the development of economic analysis and needs to develop its own methodology. The article defines the approaches to the concept of "market value" and generalizes together the definitions of market value from foreign practice and from Russian legislation. The factors that affect the market value are identified. The concept of a market transaction is also investigated. The methods of estimating the market value in terms of tax legislation are considered. The structure of the transaction analysis methodology is revealed as a combination of three parts: the characteristics of the transaction analysis as a business activity, the time structure of the transaction analysis, and the logical structure of the transaction analysis. The material and non-material characteristics of the value of a work of art are analyzed. The mathematical algorithm of combining two independent groups of quantitative parameters is described, which can calculate the value of the artwork. For these goals, the author made the scale of relative importance of factors in their doubles comparison, and built the matrix for pairwise comparisons of criteria. The coefficients of weight in the value of the object are considered for each cost parameter. The formula for the final comparison with one analog is given. The article shows the possibility of using the algorithm for evaluating works of art, works of spiritual painting (with the definition of its features) and antiques. Three approaches to estimating the value of an object are considered. They are cost-based approaches, comparative and profitable approaches. And it is shown that a comparative or a comparative-analytical approaches are used for evaluating art objects. The expediency of applying certain methods of justifying the transaction price from the point of the Russian tax legislation is revealed.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ, КРЕДИТ. ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

DOI 10.6060/ivecofin.20214701.511 УДК 343.148, 7.061

ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА

Горев Сергей Владимирович (ORCID 0000-0002-4370-9533)

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Стремянный пер., 36, Москва, 117997, Россия

Комитет по региональному развитию Ассоциации «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», Потаповский пер., д. 16/5, стр. 1, Москва, 101000, Россия E-mail: gorev@srosovet.ru

Кутузова Анна Сергеевна (ORCID 0000-0002-7511-1667)

Ивановский государственный химико-технологический университет, пр. Шереметевский, 7, Иваново,

153000, Россия

E-mail: as_kutuzova@mail.ru

В статье приводится авторский анализ методологии оценки рыночной стоимости предметов искусства. Показано, что анализ сделок с предметами искусства на рыночность выступает продолжением развития экономического анализа и нуждается в собственных механизмах и инструментах. Определены подходы к понятию «рыночная стоимость», обобщены определения рыночной стоимости из зарубежной практики и российского законодательства, выявлены факторы, которые влияют на рыночную стоимость. Исследовано понятие рыночной сделки. Рассмотрены методы оценки рыночности цен в разрезе налогового законодательства. Выявлены структурные элементы анализа сделок, включающие в себя характеристику анализа сделок как деятельности, временную и логическую структуру. Проанализированы материальные и нематериальные параметры стоимости художественного произведения. Описан математический алгоритм объединения двух групп количественных независимых параметров, в рамках которого может быть рассчитана стоимость произведения искусства, для чего разработана шкала относительной важности факторов при их парном сравнении, построена матрица парных сравнений критериев. Для каждого стоимостного параметра рассмотрены коэффициенты весомости в стоимости объекта. Приведена формула для итогового сравнения с одним аналогом. Показана возможность применения алгоритма для оценки художественных произведений, произведений духовной живописи (с определением особенностей) и антиквариата. Рассмотрены три подхода к оценке стоимости объекта: затратный, сравнительный и доходный, показано, что при оценке предметов искусства используется сравнительный или сравнительно-аналитический метод и подход. Выявлена целесообразность применения отдельных методов обоснования цены сделки с точки зрения российского налогового законодательства.

Ключевые слова: предмет искусства, рыночная стоимость, оценка, ценообразование, рыночная сделка, налогообложение.

PRACTICAL INSTRUMENTS FOR THE COST ESTIMATING OF ART OBJECTS

Gorev Sergey V. (ORCID 0000-0002-4370-9533)

Plekhanov Russian University of Economics, Stremyanny lane, 36, Moscow, 101000, Russia E-mail: gorev@srosovet.ru

Kutuzova Anna S. (ORCID 0000-0002-7511-1667)

Ivanovo State University of Chemistry and Technology, 7, Sheremetevsky Avenue, Ivanovo,153000, Russia E-mail: as_kutuzova@mail.ru

The article presents the author's analysis of the methodology for estimating the market value of art objects. It provides insight into the transactions analysis for marketability is a logical continuation (part) of the development of economic analysis and needs to develop its own methodology. The article defines the approaches to the concept of "market value" and generalizes together the definitions of market value from foreign practice and from Russian legislation. The factors that affect the market value are identified. The concept of a mar-

ket transaction is also investigated. The methods of estimating the market value in terms of tax legislation are considered. The structure of the transaction analysis methodology is revealed as a combination of three parts: the characteristics of the transaction analysis as a business activity, the time structure of the transaction analysis, and the logical structure of the transaction analysis. The material and non-material characteristics of the value of a work of art are analyzed. The mathematical algorithm of combining two independent groups of quantitative parameters is described, which can calculate the value of the artwork. For these goals, the author made the scale of relative importance of factors in their doubles comparison, and built the matrix for pairwise comparisons of criteria. The coefficients of weight in the value of the object are considered for each cost parameter. The formula for the final comparison with one analog is given. The article shows the possibility of using the algorithm for evaluating works of art, works of spiritual painting (with the definition of its features) and antiques. Three approaches to estimating the value of an object are considered. They are cost-based approaches, comparative and profitable approaches. And it is shown that a comparative or a comparative-analytical approaches are used for evaluating art objects. The expediency of applying certain methods of justifying the transaction price from the point of the Russian tax legislation is revealed.

Keywords: art object, market value, valuation, pricing, market transaction, taxation.

Для цитирования:

Горев С.В., Кутузова А.С. Практический инструментарий для оценки стоимости предметов искусства. Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством». № 01(47). 2021. С. 6-13. DOI 10.6060/ivecofin.20214701.511

For citation:

Gorev S. V., Kutuzova Anna S. Ргай^ instruments for the cost estimating of art objects. News Of Higher Educational Institutions. Series «Economy, Finance And Production Management» № 01(47). 2021. С. 6-13. DOI 10.6060/ivecofin.20214701.511 (in Russian)

Введение

Термин «рыночная стоимость», как наиболее распространенный вид стоимости широко используется в качестве законодательно установленного стандарта оценки во многих странах. Определение рыночной стоимости предметов искусства часто влечет ряд сложностей в силу того, что объект оценки, относящийся к тому или иному виду искусства, обладает уникальными характеристиками, которые нельзя определить на вид, слух и т.п., человеку, не являющемуся специалистом. Кроме того, на рыночную стоимость произведений искусства влияет множество различных факторов, которые должны быть выстроены, ранжированы и учтены в рамках стройной методологии оценки. Анализ сделок с предметами искусства на ры-ночность выступает продолжением развития экономического анализа и нуждается в собственных механизмах и инструментах.

Материалы и методы

В соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 г. №135-ФЗ, под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

• одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

• стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

• объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;

• цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

• платеж за объект оценки выражен в денежной форме [1, 2, 3, 4].

Для сравнения, в Международном стандарте оценки №1 (МСО - 1), принятом Международным комитетом по стандартам оценки имущества (МКСОИ), дается следующее определение рыночной стоимости: рыночная стоимость есть расчетная величина - денежная сумма, за которую имущество должно переходить из рук в руки на дату оценки между добровольным покупателем и добровольным продавцом в результате коммерческой сделки после адекватного маркетинга; при этом полагается, что каждая из сторон действовала компетентно и без принуждения. Определение стоимости, содержащееся в стандарте, используется базой для формулирования собственных определений многими специалистами в области оценочной деятельности [5].

Обобщая выработанные международной практикой и российским законодательством определения рыночной стоимости, можно отметить, что рыночная стоимость - это наиболее вероятная цена, по которой объект оценки перейдет на дату оценки от продавца к покупателю при соблюдении справедливой сделки.

Также, на наш взгляд, необходимым, но отсутствующим элементом вышеобозначенного определения, является указание на дату оценки, что привязывает величину рыночной стоимости по времени к конкретной дате. В силу стечения многих обстоятельств расчетное значение рыночной стоимости для разных дат может значительно отличаться. При этом, безусловно, результат рыночной оценки должен отражать состояние оцениваемого объекта именно на дату проведения такой оценки.

Рассмотрим факторы, влияющие на рыночную стоимость:

• Спрос. Подразумевает предпочтения потребителей. Данный фактор предполагает учет всех возможных рисков.

• Полезность объекта. Объект признается полезным только в том случае, если он приносит пользу собственнику. Как правило, польза - это доходность. При увеличении полезности увеличивается и рыночная стоимость.

• Прибыль как разница между доходами и расходами.

• Время.ИПредполагает периодЯ через который планируетсяполучение прибыли. Если рассматривать компании, то многие предприятия имеют отсроченную|прибыль. К примеру, компания! ввела Л производство нову^Итехнику. Это нужно для увеличения!прибыли,1однако доход увеличится только в перспективе.

• Существующие ограничения. К примеру, ограничительные меры, введенные государством. Чем больше ограничений, тем меньше рыночная стоимость.

•^ИРиски.|Имеются в виду рисктаотсутствия доходов в дальнейшем.

• Ликвидность. Высокая ликвидность активов положительно влияет на стоимость предприятия.

• Конкуренция.ИНаибольшую рыночную стоимостьИимеют объекты,Иимеющие высокий спрос, то есть в сфере небольшой конкуренции. Большое количество конкурентом снижает рыночную стоимость.

Соотношение предложения и спроса. Спрос определяетсяплатежеспособностью инвесторов , возможностью] привлечения] сторонних средств, а также множеством других факторов.

Рыночномсделкой в! теории экономики принято!считать договор, которые заключается между!продавцом ^покупателем определенного товара илшуслуги. Цель любой рыночношсделки - получение] прибыли, ноИодин человек (как правило, продавец»получает прибыль]прямым путем, то есть в денежном эквиваленте, (покупатель) - в косвенном,!поскольку!покупателю нужен сам продаваемый товар для различных целей. Иногда послеИ совершенияИпервой рыночной

сделкмсовершается вторая, чаще всего это связано с перепродажей ранее купленного товара или финансового актива. Все рыночные сделки обеспечивают динамичное развитие экономики.

Методологиотанализа сделок - это совокупностями методов приемов и правил, применяемых при анализе сделок, а также этапы и их последовательность.

Методологию анализа сделок можно представить как совокупность трех|частей [6]:

1. Характеристикманализа сделок как вида деятельности (принципы, условия нормы деятельности);

2. Логическая структур» анализа сделок Ясубъект,Иобъект, предмет,Иметоды, результат деятельности);

3. ВременнаяИструктура анализ^Исделок (этапы проведения^^И анализа и их последовательность).

При1анализе сделок в зависимости от|вида сделки ^ИконкретногоИ случая могу^И быть использованы различныеИстоимостныеИметоды анализа и оценки [7, 8]:

•1методы определениотрыночных цен для|целей налогообложения Яналоговое законодательство);

• подходы и методы рыночной оценки Яоценочное законодательство);

• методы» определенияИтаможенной стоимости (таможенное законодательство);

• методы обоснования начальной цены контракта (законодательство в сфере закупок) и др.

Основной принци™ оценкмзаключен в попытке представить объект оценки так, чтобы он был «виден» более наглядно с большими подробностями, Лчтобы это!видение (представление) объект» было очевидно не только дляИсамого оценщика (эксперта), но и для других.

Результаты

Художественное произведение как правило, имеет конкретные материально-вещественные параметры и нематериальные параметры. К последним относятся представления о красоте, о единстве совершенства технического, композиционного и идейного исполнения, рыночные ожидания, отражения духовных ценностей и др. Рассмотрим их на примере произведений живописи.

Материальные параметры можно измерить инструментами по той или иной существующей или сконструированной оценщиком шкале.

Нематериальные параметры не измеряются инструментами и подлежат определению специалистами.

Соотношение является основным структурным выражением методологии оценки стоимости художественных произведений.

Для определения стоимости предметов искусства используются следующие стоимостные параметры:

Материальные:

1. Материал изготовления картины - (М). Этот параметр косвенно влияет на «долголетие» и сохранность произведения.

2. Используемые красители - (Р).

3. Сохранность - (С). параметр сохранности входит как само физическое состоя-ниеИ картины, так и ожидание будущей сохранности. Этолпараметр является по существу характеристикой «износа» материала картины.

4. Размер - (S). Поскольку сущность картины нельзя отразить в картине произвольного размера (бесконечней малого или большого),'частично!параметр|размера содержится и в группе нематериальных параметров .ИПараметр размера нельзя! прямо Лоднозначно связать с площадью|холста или его основным!линейным размером. Например,1произведение нЛдлинной узкой полоске! холста вырождается в!ленточный орнамент и не имеетахудожественной ценности картины .(Поэтому вИоценке картины в!общем случае необходим неИлинейный размер, а некоторый фактор-размер, гармонично воспринимаемый зрителем.

5. Временная поправка на дату работы - (t). Это относится как ко времени жизни художника, так и к периоду его творчества - ранее, позднее и др.

Нематериальные:

6. «Имя художника» (Рейтинг имени) - (R). Этот параметр сегоднЛ можно количественно отразить, воспользовавшись изданиями «Единого художественного рейтинга» [9] ,1 куда вошли не только художники, но и|скульпторы.

7. Художественная ценность и впечатления от работы (impression) - (I).

8. Техника исполнения и композиция - (Т).

9. «Рыночная раскрутка» или рыночная привлекательность картины - (МР).|Этот параметр рыночного спроса относится Лгруппе нематериальны^ параметров и зависит от редкости, моды,И ожиданий роста цен.И Перефразируя сущность, этошпараметр|можно определить как ожиданиЛрынка Он определяеЛожидания как настоящие и будущие признания художественной ценности и стоимостивобъекта.

Можно заметить, что рыночный параметр (МР) можеябыть прямо или косвенно, в той или иной степени связан с параметрами имени, техни-ки,^1импрессии.^И Однако разделению этих параметров при оценке есть основание:

• есть1множество|примеров, указывающих на независимость^Иэтих параметров как стоимостно-образующих ддЛпроизведений искусства.

• возможная|зависимость эти^параметров, дающая искажения в той или иномметодике определения стоимости объекта,Инивелируется (уничтожается) в1 предлагаемом ниже методологии их использования.

Все перечисленные параметры определя-юянепосредственно стоимости картины, и одновременно определяют взаимный|рейтинг картин в частных, музейных и национальных собраниях.

Далее необходимо построить матрицу парных сравнений критериев. Строим обратно симметричные матрицы. При этом предлагается применить шкалу качественных оценок от 1 до 9 для каждого критерия сравнения.

Попарные сравнения проводятся в терминах доминирования одной альтернативы над другой. Полученные суждения выражаются в целых числах с учётом девятибалльной шкалы.

Шкала относительной важности факторов при их парном сравнении приведена в таблице 1 и задана в виде таблицы лингвистических значений факторов.

Сравнение ведем по принципу «фактор строки к фактору столбца».

Если при парном сравнении фактора О с фактором С] по шкале относительной важности факторов получено а(1,]) = Ь, то при сравнении фактора С] с фактором О получаем а^Д) = 1/Ь.

Матрицы парных сравнений представляют собой обратно симметричные матрицы, на главной диагонали которых находятся единицы.

Обратно симметричные матрица парных сравнений элементов матрицы парных сравнений по шкале относительной важности представлены в таблице 2.

Для каждого стоимостного параметра предлагается рассмотреть следующие коэффициенты весомости в стоимости объекта (табл.3).

Исходя из вышеизложенного получим формулу для итогового сравнения с одним аналогом:

Ср = Со х [Км х Кмоо/моа+ Кр х Кроо/Роа+ КС х КСоо/Соа+ + К х ^оо^оа+ К х К1оо/м0а+ Кя х ^ооЖоа+ + К1 х Къоо/1оа+ Кт х Ктоо/Тоа+ Кмр х Кмроо/мроа

где Со - стоимость объекта аналога, в денежных единицах;

Км - коэффициенты весомости стоимостного параметра;

Кмоо/моа - коэффициент относительной важности стоимостного фактора объекта оценки.

В процедуре оценки духовной живописи, в том числе икон, также участвуют все перечисленные материальные параметры, но параметр рынка (рыночной раскрутки) здесь не присутствует.

Для расчета стоимости духовной живописи можно ввести дополнительный параметр - древности - (Д) и убрать параметр рыночной раскрутки, как не соответствующий смыслу нематериального актива, заключенного в духовной живописи.

Таблица 1. Шкала относительной важности факторов для проведения попарных сравнений Table 1. The scale of relative importance of factors for conducting pairwise comparisons

Важность Определение Комментарий

1 Равная важность Равная важность

3 Умеренное превосходство одного над другим Умеренное превосходство одного над другим

5 Существенное или сильное превосходство Существенное превосходство одного над другим

7 Значительное превосходство Значительное превосходство одного над другим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Очень сильное превосходство Очень сильное превосходство одного над другим

2, 4, 6, 8 Промежуточные решения между двумя соседними суждениями Применяются в компромиссном случае

Обратные величины приведённых выше чисел Если при сравнении одного вида деятельности с другим получено одно из вышеуказанных чисел (например 3), то при сравнении второго вида деятельности с первым получим обратную величину (т.е. 1/3) Если над диагональю стоит целое число, то под диагональю его обратное значение.

Таблица 2. Матрица парных сравнений Table 2. Matrix of paired comparisons

С1 Ci Cn

Сi 1 Wn/Wi Wi/Wn

С Wj/Wi Wj/Wi Wj/Wn

Cn Wn/Wi Wn/Wi 1

Таблица 3. Определение весовых коэффициентов Table 3. Determination of weight coefficients

№ п/п Наименование параметра Обозначение параметра Min Max Ср.

1 Материал изготовления картины M 0,01 0,1 0,05

2 Используемые красители P 0,01 0,1 0,05

3 Сохранность C 0,05 0,15 0,1

4 Размер S 0,05 0,15 0,1

5 Временная поправка на дату работы t 0,05 0,15 0,1

6 «Имя художника» (Рейтинг имени) R 0,1 0,2 0,15

7 Художественная ценность и впечатления от работы (impression) I 0,1 0,2 0,15

8 Техника исполнения и композиция T 0,05 0,15 0,1

9 «Рыночная раскрутка» или рыночная привлекательность картины MP 0,15 0,25 0,2

Прмопределении стоимости предметов художественного!антиквариата важное внимание уделяется стоимости материала (драгоценные камни, металлы), что также может учитываться в рамках единого расчетного алгоритма.

В произведениях] изобразительного искусства порчяхолста,! намокание бумаги или 10

картонмприводит не только к порче! материала, но и ЛпадениюИстоимости или утрате всего произведения искусства как такового вместе с его нематериальными и духовнымотценностями, а в некоторыми случая^И может привести и к существенному^Иудорожанию [10]. Поэтому обращение в|нуль какого|либо из технических

параметров (отсутствиеИ материала, нулевой размер, полный износ) приводит к нулевой стоимости объекта.

Отсюда возникает гипотеза ^основное положение «методологии оценки предметов искусства - стоимость предметЛискусства определяется объединением]двух групЛ параметров -материальных и нематериальных, таким образом, что при обращении в нуль одного из параметров, пропадае™ стоимость предмет» искусства как такового.

В| рамах изложенного алгоритм может быть достаточно!точно рассчитана стоимость не только художественных произведений, но и произведений духовной живописи, художественного иЪехнического антиквариата.

Дискуссия

В рамках реализации методологии оценки у оценщикомтрадиционно сложились три подхода ЛоценкеИстоимости объекта -(затратный, сравнительный и доходный. На практике ни один из подходов не реализуется в чистом виде.

ВИзатратном подходе используются сравнительные^^Ипараметры и элементы сравнительного! подхода, в доходномИподходе используются сравнительные^! параметры и затраты, а в сравнительном используются затраты и доходы. Методологию оценки предметов искусств» можно отнести ^И сравнительному или сравнительно-аналитическому методу Лподходу к|оценке.

Алгоритмическая (математическая)

реализация нахожденияИрыночной стоимости объекта нЛоснове!выражения, представленного выше, достаточна однозначна.

ВначалеИ определяется принадлежность объект^И оценки к той или ино^Игруппе художественных и (илиикультурных ценностей, чтобьиопределить! масштаб ожидаемых временных изменений стоимости объекта.

Далее находятся объект йобъекты) - ана-логотоцениваемого объекта с известной стоимостью в денежном выражении. Здесь важно учесть, что! аукционная стоимость объектов различна в зависимости от того, каков механизм аукциона.

Количественно по|произвольно фиксированной шкале оцениваются материальные и нематериальные параметрыИобъекта оценки и пара-метры|объектов - аналогов. Единый параметр (как материальный, так ^нематериальный) можно определить ка^Ипроизведение параметров по перечню ^Одновременно теми же экспертами по тем же шкалам и масштабамИоцениваются параметры объектов - аналогов.

Далее результа^оценки стоимости аналога, определенный в соответствии с алгоритмом по представленномуИ выражению, сравнивается с действительностью (с известной рыночной

стоимостью аналога) и первоначально произволь-но!выбранные шкалы!оптимизируются (корректируются) под единственно правильный масштаб, в котором экспертные оценки совпадают с реаль-номстоимостью. В зависимости оЛколичества объектов - аналогов возникают те или иные математические! выражения (системы уравнений той ил^Иино^Иразмерности или с той или иной степенью свободы) для нахождения масштабов и шкал стоимостных параметров как инструментов для нахождения стоимости объекта.

Существуе^^И много математических методов оптимизации параметров для нахожде-ниЛзакономерности по эмпирическим! данным (по^^^Истоимости и характеристикам объектов-аналогов) - оЛподгонки перебором и метода наименьших квадратов до многокритериальны^ методов оптимизации - этоЛпроцесс в представленной методологии для профессионалов не носи™ принципиального физического или философского характера.

Налоговый кодекс РФ не!ограничивает налогоплательщика в выборе метода обоснования цены вИсделке.^!Однако, поскольку при проведении|налогового контроля в связи с совершением сделоммежду взаимозависимыми лицами федеральны^Иорган исполнительно^Ивласти, уполномоченный по контролю ^И надзору в области налогов от сборов ,1 может использовать толькоИметоды, предусмотренные пунктом 1 статьи 105.7 НК РФ [11], то и для налогоплательщика целесообразно применять эти же методы, а именно:

• метод|сопоставимых рыночных цен (МСРЦ);

• метод|цены последующейреализации (МЦПР);

• затратный метод (ЗМ);

• метод|сопоставимой рентабельности (МСР);

• метод распределения прибыли ЙМРП) [12].

Прот обосновании цены!контролируемой сделки НК РФ не обязываеяиспользовать более чем один метолтрансфертного ценообразовании ЯТЦО). ПрЛэтом допускается!комбинирование двух и более методов.

Пр^Ивыборе метод^Итрансфертного ценообразования необходимо|учитывать:

•^(результаты функционального!анализа, а именно: распределение ролей, функций и рисков между каждой стороноЯконтролируемомсделки, степенш вовлеченности материальных и нематериальными активов,И возможность обеспечения сопоставимости|сделок;

• информацию из независимых источников, необходимую для определения!рыночной цены применительно к анализируемой контролируемой сделке.

Последнее ограничение (наличие информации), часто является определяющим.

Первый метод ЙМСРЦ) является приоритетным, ^использование ины^методов, указанных в НК РФ, допускается в случае, если применение метод^Исопоставимых рыночных цен невозможно. Но на практике именно из-за отсутствия общедоступноминформации о ценах в сопоставимых сделках с идентичными (однородными) товарами Яработами, услугами), он применяется редко.

Общедоступные базы данных, где объектом наблюдения является цена сделки, и в которой представлены признаки, необходимые для соблюдения требования сопоставимости сделки/однородности ее предмета (за редким исключением, например, лицензионные соглашения), отсутствуют.

Отметим, что даже в случае использования биржевых товаров как предмета сделки, нельзя применять рыночные котировки при обосновании цены. Это невозможно в силу того, что покупатель и продавец могут не раскрываться и, соответственно, отсутствует информация, подтверждающая то, что эти лица не являются взаимозависимыми. Также в этом случае нет данных об общих объемах сделок, рисках и стратегиях сторон, распределении прав и обязанностей между ними.

Заключение

Итак, применение первого метода трансфертного ценообразования происходит либо с использованием налогоплательщиком информации о собственных сопоставимых с контролируемой сделках, либо с использованием данных, полученных от своих контрагентов. Отметим, что сформировать информационную базу для метода сопоставимых рыночных цен может быть достаточно непросто.

Для применения 2, 3 и 5 методов также необходимо соблюдение сопоставимости условий сделок, и также отсутствуют открытые базы данных.

Метод сопоставимой рентабельности же позволяет сравнивать рентабельность анализируемой сделки с рентабельностью сопоставимых компаний (а не сделок).

Методология анализа сделок на рыноч-ность развивается в соответствии с существующими изменениями, потребностями участников рынка и экономики в целом. Основным объектом контроля и анализа являются совершенные сделки, в частности сделки с предметами искусства. Такой анализ позволяет получить общее понимание сделки. Однако установить истинную причину эффективности или убытков можно только в рамках проведения детального анализа сделок, что требует разработки методологии комплексного экономического анализа всей финасово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов и ее отдельных фактов-сделок.

Литература

1. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" // Российская газета. 6 августа 1998 г. № 148-149.

2. Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)".

3. Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)".

4. Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299 (ред. от 06.12.2016) "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)".

5. Фридман Джек, Ордуэй Николас. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости. М.: «Дело», 1997. - 480 с.

6. Ткач А.А. Методологические основы экономического анализа хозяйственных сделок // Аудит и финансовый анализ. - 2017. - 33-4, С.540-545.

7. Прохоров А.М., Рождественский А.Е. Нематериальные активы СССР и России. М., 2001, 31 с.

8. Рождественский А.Е. Рыночная стоимость нематериального актива как объекта представлений // Наукоемкие технологии. 2002. Т. 2, № 1.

9. Ражников В.Г. Словарь художественных настроений (краткий арт-эмоциональный учебный словарь). М. 2005, 40 с.

10. Разрезать картину Бэнкси — новый способ обогатиться ... [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://medialeaks.ru/0910sda-banksy-print/ (дата обращения 10.02.2021).

11. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая, от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.

12. Какие существуют методы оценки рыночности цен? [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://tp.interfax.ru/faq/TC0/10305 (дата обращения 11.02.2021).

13. Астраханцева И.А., Баландина Е.В. Методология оценки прав (требования) по кредитным договорам коммерческих банков // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, Финансы и управление производством. - 2017. -№3 (33), С.3-9.

14. Астраханцева И.А., Полякова М.О., Баландина Е.В. Методика оценки стоимости бизнеса для субъектов малого предпринимательства // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, Финансы и управление производством. -2018. - №3(37), С.17-21.

15.Kh.A.Akhmatov, I.A. Astrakhantseva, A.S. Kutu-zova, L.M. Votchel, V.V.Vikulina. Harmonization of banking business models with the needs of the

economy by encouraging the exogenous social responsibility // Journal Quality-Access to Success" Journal (Vol. 21, N 174, February 2020). Р.81-87.

16. Горев С.В. Особенности проведения судебной экспертизы предметов искусства // Сборник научных трудов вузов России "Проблемы экономики, финансов и управления производством". 2020. - № 47. - С. 101-104.

17. Астраханцева И.А. Методология финансового анализа при проведении экономических экспертиз: монография / ФГБОУ ВО «Ивановский государственный химико-технологический университет». - Иваново, 2021. - 236 с.

References

1. Federal Law of July 29, 1998 N 135-FZ "On appraisal activities in the Russian Federation" // Ros-siyskaya Gazeta. August 6, 1998 N 148-149 (in Russian).

2. Order of the Ministry of Economic Development of Russia of 05/20/2015 N 297 "On approval of the Federal assessment standard" General concepts of assessment, approaches and requirements for the assessment (FSO N 1)" (in Russian).

3. Order of the Ministry of Economic Development of Russia of 05/20/2015 N 298 "On approval of the Federal standard of assessment" The purpose of the assessment and types of value (FSO N 2)" (in Russian).

4. Order of the Ministry of Economic Development of Russia of 20.05.2015 N 299 (as amended on 06.12.2016) "On approval of the Federal assessment standard" Requirements for the assessment report (FSO N 3)" (in Russian).

5. Friedman Jack, Ordway Nicholas. Analysis and evaluation of income-generating real estate. M.: «Delo», 1997. - 480 р. (in Russian).

6. Tkach A.A. Methodological foundations of economic analysis of business transactions // Audit and financial analysis. - 2017. - 33-4, pp. 540-545 (in Russian).

7. Prohorov A.M., Rozhdestvenskij A.E. Intangible assets of the USSR and Russia. M., 2001, 31 р. (in Russian).

8. Rozhdestvenskij A.E. Market value of an intangible asset as an object representation // Science-Intensive technology. 2002. Vol. 2, N.1 (in Russian).

9. Razhnikov V.G. Dictionary of artistic moods. (short art-emotional educational dictionary). M. 2005, 40 p. (in Russian).

10. Cutting a Banksy painting is a new way to get rich... [Electronic resource] // URL: https://mediale-aks.ru/0910sda-banksy-print/ (date of access: 10.02.2021) (in Russian).

11. Tax Code of the Russian Federation. Part one, dated July 31, 1998 N 146-FZ. (in Russian).

12. What are the methods of assessing market prices? [Electronic resource] // URL: https://tp.inter-fax.ru/faq/TC0/10305 (date of access: 10.02.2021) (in Russian).

13. Astrakhantseva I.A., Balandina E.V. Valuation methodology of claims on commercial banks loans // News of higher educational institutions. Series: Economics, Finance and Production Management. -2017. - Vol.3(33). - pp.3-9 (in Russian).

14. Astrakhantseva I.A., Polyakova M.O., Balandina Y.V. Business Evaluation Methodology For Small Enterprises // News of higher educational institutions. Series: Economics, Finance and Production Management. - 2018. - Vol.3(37), pp.17-21. (in Russian).

15.Kh.A.Akhmatov, I.A. Astrakhantseva, A.S. Kutu-zova, L.M. Votchel, V.V.Vikulina. Harmonization of banking business models with the needs of the economy by encouraging the exogenous social responsibility // Journal Quality-Access to Success" Journal (Vol. 21, N 174, February 2020) pp.81-87.

16.Gorev S.V. Features forensic examination of art objects // Collection of scientific works of Russian universities "The problems of economy, Finance and production management". 2020. - N 47. - pp. 101104 (in Russian).

17. Astrakhantseva I.A. Methodology of financial analysis in conducting economic examinations: monograph. Ivanovo state university of chemistry and technology - Ivanovo, 2021. - 236 p. (in Russian).

DOI 10.6060/ivecofin.20214701.512 УДК 338.12

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВОЗМОЖНОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ОПЫТА 2007-2008 ГГ.

Гусев Андрей Алексеевич

Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167, Россия

ИБДА РАНХ и ГС при Президенте РФ, Проспект Вернадского, д. 82, Москва, 119571, Россия E-mail: gusevaa@yandex.ru

Ерёмин Иван Романович

Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, Ленинградский пр-т., 49, Москва,

125167, Россия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: ivan-erx@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.