УДК 159.9.072
Жураев У.Т.
преподаватель кафедра «Психология» Термезский государственный университет (г. Термез, Узбекистан)
ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ ВОЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: в данной статье представлен эмпирический анализ ситуационных и личностных детерминант волевой деятельности М.В. Чумакова по методологии воли человека, а также выводы по результатам, успех произвольных умственных процессов зависит от воли ученика, а умственные процессы развиваются вместе с волей. В то же время сама воля становится активной в деятельности и в процессе обучения. Важность соблюдения дисциплины также важна для роста воли. Воспитание и развитие волевых процессов у хорошо подготовленных студентов играет важную роль укреплении коммуникативных навыков. Для прилежных учеников, чувство долга и ответственности настоятельно демонстрируется. Эти качества являются одним из способов культивировать в них волю. Иногда проявление чувства долга переходит в нестабильность. Это часто случается, когда студенты устают в результате длительных усилий. Рост воли у ученика -начало формирования черт характера молодого студенческого возраста.
Ключевые слова: воля, действия, героизм, терпение, смелость, развитие, самообразование.
Изучение воли человека осуществляется на всех этапах социально-исторического
развития, опираясь на различные научно-методические основы. Воля - это контроль
человека над собой, своими эмоциями, мыслями и действиями, другими словами, воля
- это способность человека сознательно управлять своим поведением и достигать своих
целей, несмотря на все трудности. Способность человека преодолевать внутренние
барьеры также позволяет ему успешно преодолевать внешние барьеры. Воля может
быть выражена не только в активных действиях, но и в воздержании от действий.
Нейрофизиологическая основа воли связана с возбуждением и развитием баланса
25
тормозных процессов. Это также способствует повышению нормальности нервных процессов в отношениях между классом и учеником.
Баланс процессов возбуждения и торможения, увеличение силы воли как преднамеренного акта, желание преодолеть трудности - все это трудный процесс для быстро двигающегося студента нервной системы. Из-за этого студенты этого возраста более склонны быть агрессивными и быстро становятся эмоциональными и импульсивными в своих действиях. Спортсмен должен участвовать в гонке, пробежать определенное расстояние, пересечь водные пути или другие препятствия и убежать в плохо управляемом коридоре. Успешно справившись с трудностями, спортсмен сможет объединить волю, необходимую для преодоления этих трудностей. Следовательно, добровольные действия - это сознательные действия, которые неразрывно связаны с преодолением как внутренних, так и внешних барьеров для достижения своих целей.
Характерной особенностью волевой деятельности является то, что люди всегда выполняют волевые акты как личность. Таким образом, волевой процесс будет рассматриваться как вопрос полной ответственности. Принимая во внимание вышеупомянутые особенности, необходимо учитывать индивидуальные особенности воли в анализе признаков. Также важно учитывать и изучать адекватность отдельных черт (например, интеллектуально и эмоционально), потому что их взаимозависимость отражает индивидуальные характеристики, а не дублирует. Если мы переведем эти понятия в волевые способности, которыми обладает ученик в своем обучении, это правильная позиция для учителя. Благодаря волевой деятельности человек во многом признает себя человеком, осознающим свой образ жизни и судьбу. [2]
В нашем исследовании использовали методологии для изучения ситуационных и личностных детерминант воли человека. Эти методы широко используются сегодня и служат для выявления многих аспектов личности. Ниже мы представляем результаты методики.
Результаты эмпирического анализа М. В. Чумакова по методики исследования воли личности В результате корреляционного анализа результатов, полученных по методике М. В. Чумакова по изучению личностных качеств, получены следующие результаты:
1. Стабильность (постоянная, решительная, настойчивая, интенсивная). 8,13;
2. Мотивация (активная, энергичная, безразличная, вялая, оптимистичная, жизнерадостная). 8,1;
3. Ответственность (ответственный, самодовольный, безответственный, неуверенный, водопад). 8,05;
4. Бдительность (компактность, концентрация). 7,12;
5. Терпение (Выносливость, Интеллигентность, Осторожность, Нетерпение, Самоконтроль). 6,85; 6.
6. Трудолюбие (воинственный, энергичный, стойкий, бессильный, бескорыстный, равнодушный, раздражительный). 6.6;
7. Независимость (независимость, нерешительность, управляемость, покорность).
5,93;
8. Упорство (смелость, смелость, уверенность, твердость, твердость, без смелости, незащищенность, нерешительность, сомнение). 5,08;
9. Инициатива (лидер, бизнесмен, сильная инициатива, ревностный, авторитетный, дальновидный, неактивный, безразличный, ленивый, без усердия). 5,05
«Преподаватель с профессиональными навыками знает, что каждое молодое поколение - это новое поколение молодых людей, которые способны взаимодействовать с своим окружением, соответствовать современным требованиям, устанавливать чаяния молодых людей и прививать хорошие идеи, которые могут пробудить национальную гордость, направить выбор». (Абдурахманова, 2019)
Вышеуказанные результаты могут быть использованы в диагностических целях. Наши знания других атрибутов, связанных с качеством воли, в которой мы заинтересованы, могут предоставить более глубокую и исчерпывающую информацию о личности исследуемого лица.
Ниже мы представляем корреляцию между личностными качествами, перечисленными в методики.
На основании корреляционного анализа результатов, полученных по методике
изучения личностных качеств, мы заключаем следующее. Что касается результатов
испытаний, то чем выше ответственность, тем больше инициативы. В нашем
27
исследовании корреляция между отзывчивостью и энтузиазмом показывает уровень доверия 0,99%. Чем выше уровень инициативы, тем выше выносливость и энтузиазм. Напротив, анализ результатов показывает снижение мотивации при увеличении инициативы. С настойчивостью мы видим, что выносливость индивидуума также увеличилась на 0,99%. Однако, с высоким уровнем настойчивости, независимость может дать низкие результаты. По нашему опыту, отрицательные результаты были получены при изучении уровня независимости личности. То есть мы видим, что с ростом независимости сознание падает. Это может быть проиллюстрировано тем фактом, что тестеры имели поверхностный подход к вопроснику в результате различных внешних причин. Чем выше терпение, тем больше энтузиазма. Результаты исследований показывают, что когда мотивация увеличивается, чувствительность уменьшается. Мы видим, что чем выше энтузиазм, тем выше чувствительность человека. На основании результатов вышеуказанного статистического анализа можно сделать следующие важные выводы. Исследования, направленные на выявление личностных качеств, могут помочь диагностировать состояние личность, человека.
Список литературы:
Газиев Е.Г. Общая психология. Ташкент, 2010. Хайриев X. Психология воли Ташкент, 2010.
Абдурахманова А.Т. "Влияние педагогических технологий на познавательную и психоэмоциональную сферу учащихся". Проблемы современной науки и образования, 2019.