Научная статья на тему 'Практические рекомендации по световому режиму при хранении и экспонировании фотоматериалов в музее'

Практические рекомендации по световому режиму при хранении и экспонировании фотоматериалов в музее Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
1041
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТОВОЙ РЕЖИМ / ФОТОГРАФИЯ / НЕГАТИВ / ФОТОМАТЕРИАЛ / ФОТОПЛЕНКА / ХРАНЕНИЕ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ / МУЗЕЙ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Добарская Валерия Александровна

Статья посвящена практическим рекомендациям по световому режиму при хранении и экспонировании фотоматериалов в музее. В статье рассматриваются характеристики светового излучения и фотоматериалов, хранение и сканирование фотографий и пленки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical recommendations on light conditions in photographs’ keeping and exhibition in a museum

The article tells about practical recommendations on light conditions in photographs’ keeping and exhibition in a museum. In the text there are described characteristics of light emission, of different kinds of photo materials. The author gives advice how to keep, to exhibit and to scan photos and films in a right way

Текст научной работы на тему «Практические рекомендации по световому режиму при хранении и экспонировании фотоматериалов в музее»

В,А. Добарская (Головач), г* Новосибирск

Практические рекомендации тії» световому режиму при хранении и экспонировании фотоматериалов в музее

Коллекции фотоматериалов являются важной составляющей музейных фон дов разного профиля. Информационное содержание фотографии как исторического источника многослойно и многогранно, что предъявляет высокие требования к упорядочиванию, систематизации, хранению и публикации музейных фотографических коллекции.

Работа посвящена практическим рекомендациям ограничения влияния скота на фотоматериалы в зависимости от их вида, определяющегося материалом, на котором изготовлен снимок. К настоящему времени накоплен определенный научный потенциал в области изучения фотоматериалов и их использования, который может служить серьезной базовой основой для разработки конкретной методики работы с различными видами этих специфических источников в музее в связи с проблемой влияния света. Практические материалы и автор*

-34

скне вынолы были получены по результатам исследовательской работа в музеях Новосибирской и Кемеровской областей.

В связи с тем. что но составу фотоматериалы различны, необходимо учитывать особенности условий их хранения и использования. Чтобы определить для каждого из них свой метод хранения, необходимо выявить их виды и охарактеризовать основные источники снега.

Характеристика светового излучения

Ущерб отсвета, наносимый музейному предмету, зависит от физической характеристики видимого или невидимого излучения в зависимости от длины волны. Для сохранности предметов необходимо определить основные источники света. Белый свет состоит из света разных цветов, или разных длин волн.

Свет, который человек может видеть, имеет длины волн в диапазоне от 380 до 700 нм. На одном конце этого «видимого» спектра находится ультрафиолетовый свет, имеющий длины волн от 300 до 350 нм, а па другом инфракрасный свет с длинами волн от 700 до 750 нм. Разные источники света (солнце, люминесцентные лампы, металлогалоидные лампы) дают разные световые спектры. При нагревании предмета ускоряется гемп разрушения музейного предмета. Признаки обветшания материала становятся заметными не сразу [2, с. 23].

Самый серьезный ущерб наносит ультрафиолетовое излучение. Ори прохождении нефильтрованного дневного света через стекло большим вред нанесет экспонатам небольшое количество ультрафиолета, чем весь объем видимого излучения. Очень хрупкий материал страдает как от видимого, гаки оа ультрафиолетово] о излучения, и гак как первого больше, го больше и причиненный им ущерб. Бесцветны і і материал (лик или связующие вещества краски) из-за бесцветности не способен поглощать видимое излучение, но поглощает ультрафиолетовое излучение. Следственно, ультрафиолетовое излучение есть основная причина разрушения. Свет разрушает только то, что находится в пределах его досягаемости, а поскольку большинство предметов непрозрачны, основной удар света приходи гея на их поверхность. Однако у многих музейных экспонатов в первую очередь это касается фотоматериалов именно поверхность представляет наибольшую ценность.

При хранении фотоматериалов необходимо соблюдать одновременно два условия. Первое уменьшить освещенное ! ь до минимума,

-35“

необходимого для должного рассмотрения экспонатов, и по возможности сократить время освещения. Второе определить темпы выцветания материала. Окна в помещении музея рекомендуется покрывать прозрачным материалом фильтром, не пропускающим ультрафиолетовое излучение [3, с, 35]. Они производятся в виде: самостоятельных акриловых или пол и карбонатных листов 3 6 мм толщиной; тонкой фольги, обычно ацетатной; УФ-поглощающего лака.

Для небольших музеев в целях защиты экспонатов суг действия есте-ствеиного света наиболее оптимальный вариант предлагается в «Единых правилах...» [4]. Все окна музейного здания должны быть снабжены шторами. Рекомендуется иметь два ряда штор: внешние из плотных тканей темнот цвета и внутренние из тонкой светлой ткани. Темные шторы должны быть опущены в часы, когда экспозиция закрыта. Светлые шторы предназначены для предохранения предметов от прямого попадания солнечных лучей. Вольфрамовые лампы пропускают ультрафиолетовое излучение с длиной волны менее 300 нм, что недопустимо при освещении музейного предмета.Часто используемые в музейных экспозиционных чалах и помещениях хранения люминесцентные лампы характеризуются отличной от вольфрамовых ламп длиной волны ультрафиолетового излучения. В настоящий момент Ситуация такова, что все люминесцентные лампы требуют поглощающих ультрафиолет фильтров* Допускается применение люминесцентных ламп с урезанным ультрафиолетовым участком спектра типа Л К, ЛХБ, Л ТБ [5], Ксено новые лампы, используемые во вспышке, излучают ультрафиолетовый и инфракрасный свет в свя in с чем администрация музеев обычно запрещает использование вспышки при съемке музейных предметов.

Для освещения в музее наиболее оптимальными являются светодиодные светильники, обладающие очень узким спектром светового излучения, который не имеет инфракрасной составляющей и не содержит ультрафиолета, что делает их свет полностью безопасным для музейных предметов [6]. Светодиодные светильники дают широкие возможности для разнообразных вариантов подсветки, способных удовлетворить веем правилам освещения музейных экспонатов. Высокая световая отдача позволяет добиться качественного освещения музейных залов. У светодиодных светильников есть возможность регулировки светового потока, что позволяет создать наилучший уровень освещенности для музейных экспонатов. При таком освещении

-36-

возможные блики, мешающие восприятию фотографии посетителем, практи ч е ск и и скл юче н ы.

Освещенность не должна превышать 50 люкс по всей поверхности предмета. Прямые солнечные лучи не должны попадать на экспонат. Ультрафиолетовое излучение не должно превышать 75 микроватт/люмен* Такое освещение рекомендуется исключительно в течение времени, предусмотренного для посещения (осмотра экспозиции), Оптимальное иремя экспонирования пс более грех месяцев, после чего рекомендуется использовать репликации и репродукции.

При киносъемках, телевизионных передачах и фотографировании в музейных помещениях необходимо принимать все меры предосторожности, гарантирующие чувствительные к переменам темпера туры экспонаты от нагрева, Источники света должны находиться не ближе 4 метров от экспоната, а свет надлежит включать на минимальное время (не более 3-5 минут). Недопустимо повышение температуры воздуха в помещении, где проводится съемка, больше чем на 2 С° [7],

Запрещается фотографирование экспонатов с использованием электронной вспышки, а также проведение кино- и гелесьемок музейных предметов, находящихся в неудовлетворительном состоянии сохранности.

Размещение фотоматериалов, витрин и других вертикальных поверхности гребу et анализа экспозиционных условий в каждом конкретном случае. І Іебрежность в этом вопросе проявляется на фотографиях, сделанных аппаратом со вспышкой; если вспышка находится слишком близко, на поверхности фотографии будут блики. Если направить снег почти вертикально, тень каждой проекции станет длинном и бросающейся в глаза. Поэтому следует правильно разместить не только музейный предмет и витрины, но и лампы. Для этого перед монтированием экспозиции (выставки) необходима разработка де-іальньїх графических проекции тематико-жепозиппош¡ого плана.

Харак і еристика фотоматериалов

Особенности условии хранения н использования рекомендуются в зависимости от состава различных фотоматериалов. Наиболее архаїчним из них являются кейсовые (кассетные) фотографии, к которым относятся дагерротипы, амбротипы и ферротипы, имеющие различные материальные основы п требующие, соответственно, отдельных подходов к каждому.

Для получения дагерротипа использовалась медная пластинка, покрытая тонким слоем серебра, Главная проблема повреждения дагерротипов это царапины и коррозия серебряной поверхности пластины, возникающие в результате неквалифицированной чистки изображения или вследствие повреждения предохраняющего даг ерротип стекла. Коррозия начинается чаще всего с контуров из-за плохой t ср-метизашш упаковки, изображение выглядит тусклым, а иногда образуется цветная пленка из серы и оксидов серебра, что может сделать изображение абсолютно невидимым [8]. 11а тех участках поверхности фотоматериалов, где серебряное покрытие повреждено и обнажена медь, появляются зеленые и голубые медные соли. При проникновении влаги между дагерротипом и стеклом произрастает плесепь. Также поверхность дагерротипа может бытыюдвержена коррозии из-за выделения серы и щелочи некачественными старыми щелочными стеклами XIX века,

Амброгип отличают стеклянная основа, менее четкая проработка деталей и серовато-зеленый цвет изображения. Амброгип без кейса распознается по зачерненной лаковой задней поверхности. Основные повреждения этого типа истирание коллоидного слоя, его отслаивание и растрескивание [9]. При неправильном хранении таких фотоматериалов их изображение выцветает и желтеет. Также возможно отслоение лака задней стенки. Ферротип (тин гайп) изготавливался на пластинках из железа или олова, покрытых черной эмалью. Соответственно. железосодержание этого іипа требует отсутствия влаги.

Наиболее распространенным видом фотоматериалов сегодня яв.шется фотопленка, физико-химические свойства которой широко известны и не гребуkvi здесь специальной характеристики в целом [Î0, с. 55], но подразделяются здесь на группы ь связи с потенциалом сохранности изображения: негативная, обращаемая (слайдовая) и позитивная.

Конкретные рекомендации по условиям хранения и экспонирования фотографий опираются на их классификацию по цветности изображения, химическому составу светочу всі тигельної о слоя iî восприятию пространства. Сохранять фотоматериалы, изготовленные после сер. 1990-х гг.. когда проявка и печать стали автоматизированы (многократное использование одного раствора при проявке и печати), сложнее. Цветные фотографии быстрее выцветают., а цветная иега-

-38-

тииная и позитивная фотопленки осыпаются. Черно-белая фотопленка сохраняс гея лучше, так как ее до сих пор проявляют «вручную». В связи со сложностью сохранности фотоматериалы, созданные после 1990-х гг, пс рекомендуется брагь в основной фонд.

Хранение фотографии и фотопленки

Наибольший вред фотграфин и фотопленке наносится в результате неправильного обращения. Грамотная организация и правильное хранение коллекции обеспечивают удобство работы с ней, позволяя быстро находить нужное изображение, а значит, снижает риск механического повреждения фотографий. .

Держать фотоматериалы необходимо осторожно, поддерживая обеими руками во избежание повреждения. На конверте ставится надпись карандашом с указанием номера и сюжета съемки. Надписей чернилами не рекомендуется делать во избежание попадания чернил на эмульсионный слоіі фотоматериала. Если необходимо сделать пометку на самой фотографии» лучше использовать мягкий свинцовый карандаш, оставляя надпись на оборотной стороне изображения. Если мягкий карандаш не пишет на оборотной поверхности фотобумаги, использовать чернила на углеродной основе и черіежное перо. Делая надпись на обороте снимка* необходимо подклады пать под него стекло или толстую металлическую пластинку, гак как иначе следы карандаша могут проступить на лицевой строке фотоснимка.

Фотоматериалы необходимо оборачивать в микалентную бумагу и хранить в отдельных конвертах« защищающих их от пыли и света и служащих дополнительной опорой при использовании. Рекомендуются химически стабильные пластиковые или бумажные материалы ¿для хранения, в состав которых не входят: сера, кислої ы или 11 сроке и-лы. Бумажные конверты должны иметь свидетельство о прохождении теста па фотографическую акгивностъ (PAT (Photographie Activity Test), который определяет безопасность материала при контакте е серебряным фотографическим изображением [1 ]]. Если результаты recia PAT неизвестны, используйте конверты из бумаг и, не содержащей лигнин, произведенной из 100% тряпичного волокна или альфа-целлюлозы и имеющей чистый белый цвет или белый е желтоватым или сероватым оттенком.

Главной задачей при хранении кейсовых фотографий является замена старых стекол на новые негцелочные, и их \ ерметизация еігениальным материалом, исключающим доступ воздуха, который может содержать озон, серу и другие вещества. Рекомендуемая влажное: і, воздуха 40-50 %, температура 18—20 С° [12]. Если у кейсовой фотографии изначально не было герметичной упаковки, то возможно хранение в нейтральной бумажной обертке.

Пленочные нитрат- и ацетат-целлюлозные негативы, которые пи мере старения мої ут выделять кислотные газы, должны храниться отдельно от других фотографических материалов.

Хранить фотопленку в рулонах не рекомендуется, потому что уже после нескольких применении такого рулона на эмульсионном слое возникают продольные царапины, постепенное накопление которых ео временем приводит пленку в полную негодность. Поэтому фотопленку рекомендуется (не касается диафильмов) разрезать форматом 6x6 см или на отдельные кадры [13, с. 138]. Конверты с негативами хранятся в коробках, служивших для их фабричной упаковкой или в специально изготовленных папках. Негативы укладываются но порядку, а на крынке коробки обозначаются порядковые номера слайдов карандашом.

Альбом фотографий как единица хранения представляет собой высокую музейную ценность. Альбомы и фотографии наилучшим образом сохраняются в атмосфере, не подверженной резким колебаниям температуры или влажности. Это значит; что подвалы - самые неподходящие места для фотографий.

Наилучший способ хранения фотоальбомов — это герметичный футляр из бескислотного картона. Если хранить фотографии в коробках или альбомах со вставными прозрачными стран и нами. то материал футляра или вставные страницы не должны содержать в своем составе поливинилхлоридные материалы (далее РУС). Страницы из РУС-материала со временем разлагаются и выделяют вещества, разрушающие изображения на фотографиях. Между альбомными листами следует прокладывать микалентную бумагу*

В іечение двух последних десятилетий появились два тттпа вставных страниц для фотоальбомов, не рекомендуемых к использованию для хранения фотографий. Каждый из этих типов страниц ео вре*

-АО-

менем может частично или полностью уничтожить изображение на фотої рафиях [14].

( границы для альбомов на клеящей основе называются «магнитными» («magne lie») или «волшебными» («magic»X Эти страницы изготовлены из жесткого картона и снабжены прозрачной пленкой с клейкой латексной полоской. Клеящие полоски, используемые для страниц этого гнпа, со временем желтеют и часто вызывают появление желтых полос* проступающих на фотографиях. Уже через несколько месяцев клейкая полоска настолько затвердевает что фотографию невозможно удалить со страницы ocj риска разорвать ее на части.

Другой тип вставных страниц снабжен кармашками из поливинилхлорида. Не все пластиковые страницы для фотоальбомов портят фотографии. Однако страницы из PVC обнаруживаю! ннную тенденцию к порче изображения на фотографиях. Череч несколько леї материал PVFC начинает разлагаться с выделением химических компонентов, входящих в ею состав. Эти жирные или клейкие вещества могут вьпвать на фотографиях появление окрашенных пятен. Кроме гою, это часто при водит к склеиванию фототрафии с материалом кармашков* в результате чего вынуть фотографию из кармашка становится ненозможным.

Для фиксации фотоїрафий на страницах альбома следует исполь-ювить шлько майларовые уголки (майлар-D). Не тіадо использовать обычную бытовую клеящуюся леп ту, а также клей. Они могут вызвать быстрое разрушение фотографий и страниц альбома. Часто на обратной стороне фотографий встречаются надписи, свидетельствующие

0 гом, кто и когда снят на фотографии, и где сделан снимок. Эту информацию следует скопировать для каждой фотографии и разместить в альбоме под соответствующими фотографиями. В дальнейшем при просмотре альбома фотографии с іеке їом на обратной стороне можно ііе вынимать из кармашков и не деформировать фотографию.

В заключении отметим сложную структуру фотоматериалов как ее основную характерне і нку при выявлении он е пмальмых условий их хранения и использования. Если хранитель не знаком с тем пли иным

1 емюлогическим процессом, прежде чем предпринимать какие-либо специальные меры, направленные на консервацию или изменение условий хранения фотоматериалов, ему следуеі проконсультироваться со специалистом по консервации и рест аврации.

Рис* І. Дагтеротип

Рис. 2. Амбротип

РИС. З, ФеррО! 1111

Рис. 4. Слайд

ш ко^лк *çj«(wv

коо

Пр имечания

1. Работа основывается па серии интервью и исследовании технологии хранения фотоматериалов із музеях Кемеровской области: муниципальное автономное учреждение музей-заповедник «Красная Горка», муниципальное учреждение эщму зей-заповедцик «Тюль-берскйй городок», районный историко-угнографический музей «Чолкой»; Новосибирской области: муниципальное бюджетное учреждение культуры «Музей города Новосибирска», музей истории Октябрьского района города Новосибирска, государственное бюджетное учреждение культуры Новосибирской области «Новосибирский государственный краеведческий музей».

2. Томсон. Г. Музейный климат/ Г. Томпсон. - СПб: Изд-во «Скифия», 2005. -С. 23.

3. Там же. С. 35.

4. «Единые правила организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций. находящихся в музеях РФ», 2009 г. [Электронный ресурс] www.iiiwrussia.ru: сервер Законы России. — Режим доступа: www. lawrussia.ru/bigtexis/lavv 2209/index.him (07.03.2011).

5. Там же.

6. Светодиоды в музейном освещении [Электронный ресурс] www. led-lampy.ru : сервер компании ООО «Лампы светодтодные». Режим доступа: www\led~lampy.riin.e:a/LED vmuseum.php (09.03.2011).

7. «Единые правила организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях РФ», 2009 г. [Электронный ресурс] Www.lawrussia.ru: сервер Законы России. Режим доступа: www.

1 awrussia.ru/bigtexls/la\v_2209/index.him (07.03.2011).

8. Ксисовые фотографии [Электронный ресурс] www.nepif.org. ru: сервер «РОСФОТО». — Режим доступа: www.ncprf.org/ru/ restorati о її-с enter/72-cassettes. (07.03.2011),

9. Там же.

10. Журавлев, Л. Справочник фотографа-любителя / А. Журавлев, Ю. Кайдалов. — Новосибирск: Ново Си 6. кн. изд-во, 1958. - С. 55.

1!, Как хранить фотодокументы [Электронный ресурс] www.neprf. org.ru: сервер «РОСФОТО». - Режим доступа: www.ncprf.org/ra/ res юг at ion-ccnlcr/50-íi re hi val -materials-in fo.

12, Кейсовые фотографии [Электронный ресурс] www.ncprf.org/ ш: сернер «РОСФОТО», - Режим доступа: www.neprf,org/ru/ test oration- center/72-cassette s

13, Гагмап, H.Ä. Фотографирование произведений искусства / НА: Гагман,-М.: Искусство, 1963. C. 138

14, Как хранить фотоальбомы [Электронный ресурс] www.mirfoto. net: сервер фотолаборатории «Мир фото». - Режим доступа: www*mirfoto .net/i n fo3 .html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.