Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИИ'

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1287
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / RURAL TERRITORIES / RURAL POPULATION / CONCEPT / STRATEGY / DEVELOPMENT PROGRAMS / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинникова Н. Г., Водолазская Т. С.

Рассматривается концепция устойчивого развития в общем и применительно к сельским территориям. Описывается многофункциональность сельских территорий. Излагаются проблемы всех сфер жизни села, аргументируется необходимость практической реализации государственных программ устойчивого сельского развития. Рассмотрены результаты выполнения программ развития, выявлены проблемы реализации, предложены пути их решения. Данные вопросы приобретают исключительно важное значение при проведении земельно-кадастровых работ, которые в полной мере должны отвечать потребностям устойчивого развития сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL APPROACHES TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES IN RUSSIA

The concept of sustainable development in general and in relation to rural areas is considered. The multifunctional nature of rural territories is described. The problems of all spheres of rural life are described, and the need for practical implementation of state programs for sustainable rural development is argued. These issues are extremely important when conducting land cadaster work, which should fully meet the needs of sustainable rural development.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИИ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ECONOMY AND MANAGEMENT OF NATIONAL ECONOMY

УДК 631.89.2

https://doi.org/10.23947/2413-1474-2020-4-3-25-37

Практические подходы к устойчивому развитию сельских территорий в России Овчинникова Н. Г., Водолазская Т. С.

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Рассматривается концепция устойчивого развития в общем и применительно к сельским территориям. Описывается многофункциональность сельских территорий. Излагаются проблемы всех сфер жизни села, аргументируется необходимость практической реализации государственных программ устойчивого сельского развития. Рассмотрены результаты выполнения программ развития, выявлены проблемы реализации, предложены пути их решения. Данные вопросы приобретают исключительно важное значение при проведении земельно-кадастровых работ, которые в полной мере должны отвечать потребностям устойчивого развития сельских территорий.

Ключевые слова: устойчивое развитие, сельские территории, сельское население, концепция, стратегия, программы развития, социально-экономическое развитие.

Для цитирования. Овчинникова, Н. Г. Практические подходы к устойчивому развитию сельских территорий в России / Н. Г. Овчинникова, Т. С. Водолазская // Экономика и экология территориальных образований. — 2020. — Т. 4, № 3. — С. 27-37, https://doi.org/10.23947/2413-1474-2020-4-3-25-37

Practical approaches to sustainable development of rural territories in Russia

Ovchinnikova N. G., Vodolazskaya T. S.

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

The concept of sustainable development in general and in relation to rural areas is considered. The multifunctional nature of rural territories is described. The problems of all spheres of rural life are described, and the need for practical implementation of state programs for sustainable rural development is argued. These issues are extremely important when conducting land cadaster work, which should fully meet the needs of sustainable rural development.

Keywords: sustainable development, rural territories, rural population, concept, strategy, development programs, socio-economic development.

For citation: Ovchinnikova, N. G., Vodolazskaya T. S. Practical approaches to sustainable development of rural territories in Russia. Economy and ecology of territorial formations, 2020, vol.4, no 3, pp. 25-37. https://doi.org/10.23947/2413-1474-2020-4-3-25-37

Введение. В современных условиях развитие сельских территорий является важным направлением, способствующим устойчивому экономическому развитию России. Развитые сельские территории — гарант стабильности жизни в стране. А для этого целесообразно повышать качество жизни сель-

ского населения путём сокращения отличий между городом и селом в социально -трудовой сфере. Земельный фонд Российской Федерации занимает 17,1 млн кв. км. На сельские территории приходится почти две трети этой площади. В настоящее время в сельской местности проживает около 25% населения. С научной точки зрения понятие «сельские территории» обычно представляется как обитаемая местность за пределами крупных городов с ее природными условиями и ресурсами, сельским населением и овеществленными плодами предшествующего труда людей, то есть разнообразными элементами материальной культуры и основных производственных фондов на данной территории. Согласно информации официального сайта Федеральной службы государственной статистики, понятия «сельская местность» и «сельские территории» немного разнятся. Так, под сельской местностью понимается совокупность сельских населенных пунктов. А под сельскими территориями — территории сельских поселений и межселенные территории, то есть территории одного или нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, и территория, находящаяся за пределами границ поселений [1]. Цель данной статьи — анализ условий, обеспечивающих устойчивое развитие сельских территорий, одну из главных целей государственной политики по эффективному использованию имеющегося потенциала экономики страны

Тема развития сельских территорий в стране в последние десятилетия поднималась довольно часто. В наше время она особенно актуальна. Это обусловлено неблагоприятными демографическими изменениями — постоянным сокращением численности населения сельских поселений. Согласно прогнозу Росстата, составленного в 2017 году, в дальнейшем процесс сокращения численности сельского населения ускорится и к 2036 году численность сельского населения сократится еще на 4,6 миллиона (до 33 миллионов человек) [2-3]. Эта проблема, помимо нарушения процесса выполнения селом его различных функций, также ограничивает возможности реализации общегосударственных целей в области демографического развития (табл. 1).

Таблица 1

Численность населения Российской Федерации на 1 января исследуемого года

Годы Численность населения человек Возраст, лет Дом от общей численности, % Рождаемость сельского на селения человек Смертность сешього населения человек Убыль сельского населения (нвенения гагод), человек

0-19 20-39 40-59 60-79 80 н более

обшая городское сельское городское сельское городское сельское городское сельсксе городское сельское городское сельское городское сельское естественная трагионнзя

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

2011) 141914509 103705314 38209195 20627997 9268277 34379199 11002176 30505054 10914215 15397603 5764773 2795461 1229754 73.1 263 525055 606782 81727 96011

2011 142960895 105581607 37379288 21186433 8736194 34711691 10680491 30266071 10995146 16342524 5745528 3074888 1221929 73,9 26,1 526582 569024 42442 150518

1012 1430563 S3 105741983 37314400 21118231 8720576 34819459 10603851 30166295 10972145 16524543 5785150 3113454 1231678 73,9 26,1 546410 552700 6290 166631

201В 143347059 106118252 37228807 21196420 8 772834 34815327 103939Ю 30011479 10914947 16928881 5888022 3166145 1259095 74,0 26,0 538512 539304 792 177151

2014 143666931 106548716 37118215 21513582 8825638 34599845 10167965 29910868 10844768 17391982 6033121 3132439 1246723 74,2 25.8 547823 538961 -8862 133694

2015 146267288 108282220 37985068 22128845 9092384 34656121 10234046 30096296 10995389 18240290 6399471 3160668 1263778 74,0 26,0 485296 546650 61354 47535

2016 146544710 108657433 37887277 22629423 9085235 34097114 10076755 29980842 10881071 18712696 6551767 3237358 1292449 74.1 253 462138 536071 73933 36462

2017 146804372 109032363 37772009 23157122 9081540 33516896 9921192 29900535 10749992 19089584 6675003 3368226 1344282 74,3 25,7 420780 515890 95110 47296

2018 1468805 32 109326899 37553533 23599019 9034537 32915186 9730894 29801314 10573435 19364415 6795884 3646965 1418783 74,4 25,6 399113 511207 112094 69469

2019 146780720 109453533 37327187 23923980 8965842 32248618 9540461 29704863 10394567 19696800 6929211 3879272 1497106 74,6 25.4

Данные для 2014 года по Российской Федерации приведены без учета данных по Республике Крым Источник: составлено авторами по данным Росстата [2]

Более наглядно все изменения представлены на рис. 1 и 2.

12000000

10000000

8000000

6000000

4000000

2000000

10944215 10995146 - 10972145 -К- 10914947 10844768 10995389 10881071 10749992 10573435 10394567

11002176 10680491 10603851

10393909 10167965 10234046 -■- 10076755 -■- 9921192 -■- 9730894 9540

926S277 - 8736194 -■- 8720576 -■- 8772S34 8825638 9092384 9085235 9081540 9034537 8965842

—Ж

-6551767 6675003 6795884 6929211

Ж— 5764773 5745528 -Ж- 5785150 5888022 6033121

1229754 1221929 1232678 1259095 1246723 1263778 1292449 1344282 1418783 g 149/106

-±-20-39 -»«-40-59 -*-60-79

80 и более

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рис. 1. Изменение численности сельского населения разных возрастных групп по годам

Рис. 2. Убыль сельского населения, чел.

Уровень жизни в сёлах снижается. Происходит ухудшение всех сторон жизнедеятельности сельского населения. Это связано с безработицей, плохо развитыми транспортной системой и системой автомобильных дорог, нецентрализованными газо- и водоснабжением сельских населённых пунктов, низким уровнем обеспечения качественной питьевой водой, отсутствием канализации, недостатком, а в некоторых селах и полным отсутствием учреждений культуры, низкой доступностью медицинских и образовательных услуг, а также с острыми жилищным вопросом и вопросом трудоустройства.

Как следствие происходит миграция населения трудоспособного возраста в промышленные центры, что, в свой черёд, приводит к спаду рождаемости и старению возрастной структуры села. Сокращение численности сельского населения в результате миграции происходит также по причине перемены категории населённых пунктов, то есть из-за преобразования городских населенных пунктов в сельские (или сельских — в городские) по решению органов власти.

Однако благодаря увеличению количества прибывших в сельскую местность начиная с 2015 года эта убыль резко замедлилась. На рис. 1 видно, что за последние годы численность населения трудоспособного возраста в сельской местности постоянно уменьшается.

Все названные выше проблемы могут привести к утрате общественного контроля над большими территориями и, как результат, к утрате территориальной целостности страны.

Социально-экономическое развитие данных территорий ухудшается из-за влияния всех этих факторов. Что, в свою очередь, отражается на выполнении множества народнохозяйственных функций в сельской местности. К ним относятся:

— производственная: предоставление населению рабочих мест и продуктов хозяйственной деятельности;

— социально-демографическая: воспроизводство населения и улучшение качества его жизни;

— культурная: создание и сохранение духовных ценностей, традиций, обрядов, объектов естественного и искусственного происхождения, обладающих культурной ценностью, и музеев, находящихся в селе;

— природоохранная: создание и сохранение памятников природы, представленных уникальными, ценными с точки зрения экологии, науки и культуры природными комплексами;

— рекреационная: создание условий и оказание услуг для отдыха и восстановления, сохранения морального и физического здоровья населения;

— пространственно-коммуникационная: обеспечение экономики страны землёй как пространственным базисом для прокладки инженерных коммуникаций;

— социального контроля над территорией: поддержка органов государственной власти и органов местного самоуправления сельским населением в обеспечении безопасности и порядка [4].

Все эти важные функции сами по себе выполняться не могут. Для этого необходима основа, которая обеспечивала бы обобщение экологии, экономики и общества путём взаимосвязи экологических процессов, сельскохозяйственного производства и среды жизнедеятельности сельского населения. В этом качестве выступает земельно-имущественный комплекс сельских территорий.

Под земельно-имущественным комплексом понимается и совокупность земельных ресурсов (пространственный базис) для жизни и хозяйственной деятельности сельского населения, и объект недвижимости с его различными формами собственности, и элемент рыночных отношений.

Земельно-имущественный комплекс сельских территорий, в свою очередь, основа осуществления сельскохозяйственной деятельности, каркас агропромышленного комплекса на селе. Поэтому, на взгляд авторов, в целях рационального использования земельных ресурсов и трудовой базы сельской местности в наше время должна быть создана эффективная система управления земельно-имущественным комплексом сельских территорий. Под такой системой управления понимается баланс между экономической, экологической и социальной сферами, то есть создание комфортных условий для осуществления производства, охраны и восстановления природных ресурсов земельно-имущественного комплекса, а также защита прав и интересов субъектов земельно -имущественных отношений.

Под развитием сельских территорий, которые в настоящее время находятся в кризисном состоянии, можно понимать реализацию федеральных программ по устойчивому развитию сельских территорий, которые направлены на устранение этой кризисной ситуации. Их реализация в нашей стране началась ещё в 2003 году. Согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий, устойчивое развитие сельских территорий — это стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее выполнение им его народнохозяйственных функций, поддержание экологического равновесия в биосфере [5]. Иными словами, нам необходимо в сельской местности создать благоприятные условия для

увеличения количества предприятий по выращиванию агропродукции, обеспечить жильём молодых специалистов и молодые семьи, увеличить социальное развитие села путём повышения числа учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта и отдыха и обеспечения современным оборудованием уже имеющиеся объекты, организовать строительство и реконструкцию автодорог внутри и между населёнными пунктами, произвести газификацию и водоснабжение сельских населённых пунктов, развить сеть средств связи и телекоммуникации, организовать подготовку и переподготовку управленческих кадров сельскохозяйственного производства, создать современные сельские поселения.

Если рассматривать устойчивое развитие в более широком смысле, то оно подразумевает удовлетворение потребностей человечества на всех уровнях без ущерба для будущих поколений. Концепция устойчивого развития далеко не нова. Она существует и развивается уже достаточно долгое время. Идея устойчивого развития — результат перехода от экологизации научных знаний и социально-экономического развития к практическим действиям, начавшегося активно осуществляться в 70-е годы ХХ века. В то время перед обществом стал вопрос загрязнения окружающей среды и истощения (ограниченности) природных ресурсов. Исследованием проблем и поиском путей их решений занялись работники науки. Ведь природная среда — основа всех процессов жизнедеятельности общества, происходящих в политической, экономической, социальной, экологической, производственной и других сферах. Осознание угрозы наступления кризиса природных ресурсов привело к созданию международных неправительственных научных организаций по изучению глобальных процессов на Земле, таких как Международная федерация институтов перспективных исследований, Римский клуб, Международный институт системного анализа, а в СССР — Всесоюзный институт системных исследований. Всё это способствовало созданию идеи устойчивого развития. Сам же термин «устойчивое развитие» в своём классическом содержании был сформулирован в 1987 году в докладе под названием «Наше общее будущее», представленном Международной комиссией по окружающей среде и развитию [6].

Таким образом, устойчивое развитие в общем представляет собой развитие, удовлетворяющее потребности настоящего времени, но не ставящее под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Каждая страна немного изменяет идею устойчивого развития в зависимости от исторически сложившего уклада жизни общества. В Российской Федерации ранее на законодательном уровне было закреплено понятие устойчивого развития как «гармоничное развитие производства, социальной сферы, населения и окружающей природной среды». В наше же время понятие «устойчивое развитие» приводится в нормативно-правовых актах различных уровней. И связано оно со строительством, развитием территорий, сельскохозяйственным производством, экономикой и пр.

В современном мире наиболее актуальной является триединая концепция устойчивого развития (рис. 3).

Рис. 3. Составные части устойчивого развития

На рисунке видно, что концепция устойчивого развития обязательно должна включать в себя три компонента: экономический, экологический и социальный. Таким образом, суть концепции устойчивого развития состоит во взаимодействии этих сфер так, чтобы с каждым будущим поколением возрастало качество жизни людей, обеспечивалось сохранение либо улучшение состояния окружающей среды, а также реализовывалось движение по траектории социального прогресса, учитывающего потребности каждого индивида. Иными словами, должно соблюдаться динамическое равновесие всех сфер и уровней жизнедеятельности людей.

В нашей стране активно реализуются мероприятия для достижения 17 целей, которым соответствуют 169 конкретных задач Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятой всеми государствами-членами Организации Объединенных Наций в 2015 году. Основная цель Российской Федерации на этот период — обеспечить благополучие населения страны, создав и поддерживая баланс экономических, социальных и экологических усилий. В результате мониторинга достижений целей устойчивого развития на территории нашего государства был составлен первый статистический сборник «Цели устойчивого развития в Российской Федерации», подготовленный Федеральной службой государственной статистики при участии российских министерств и ведомств. Задача этого издания — показать текущее состояние и прогресс устойчивого развития в нашей стране, сравнить их с другими странами, чтобы лучше понимать, в какой точке мы находимся, чего достигли и где нужно приложить дополнительные усилия [7]. Для достижения поставленных целей работы предстоит ещё много, так как не все показатели, представленные в данном сборнике, являются положительными.

С 2003 года в России было реализовано множество программ, принятых органами власти различных уровней. На рис. 4 представлена хронология принятия программ по устойчивому развитию сельских территорий в Российской Федерации.

Рис. 4. Хронология принятия программ по устойчивому развитию сельских территорий

в Российской Федерации

Также существует множество программ областного или краевого уровня, направленных на улучшение жизни сельских поселений в конкретной сфере.

В паспортах программ описаны их основные цели, задачи, принципы и направления. Изучая их, можно сказать, что во многом они схожи между собой. Так, все эти программы нацелены на:

— создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его функций и повышения качества и уровня жизни населения;

— увеличение численности сельского населения и продолжительности его жизни;

— воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также на экологизацию производства;

— развитие крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также увеличение числа семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;

— экономическую и территориальную доступность социальных услуг и объектов социальной сферы для всех групп сельского населения;

— охрану окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов;

— охрану и увеличение культурных ценностей села [8].

Мероприятия программ устойчивого развития финансируются за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Все эти программы завершались, прекращались, продолжались, растворялись друг в друге. Анализ результатов реализации программ, направленных на кардинальное улучшение социально-экономического состояния села, позволяет сделать вывод о том, что, хотя и завершены они с хорошими показателями, ожидаемых перемен не принесли, так как осуществлялись за достаточно большой промежуток времени, да и демографическая ситуация в сельской местности за последнее время не улучшается (рис. 5). Как результат, на сегодняшний день обеспеченность основными социальными благами сельского населения остаётся крайне низкой.

Итоги ФЦП. направленных на развитие сельских территорий

Проложено:

■__,

---\

более 70 тыс. километров распределительных газовых сетей;

( N

порядка 2,5 тыс. километров

автомобильных дорог. Постоянной круглогодичной связью по дорогам общего

пользования с твёрдым покрытием обеспечено 707 сёл;

^___^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 тыс. километров локальных водопроводов.

Рис. 5. Результаты выполнения федеральных целевых программ по устойчивому развитию сельских территорий на период с 2003 по 2018 год [9]

Анализируя итоги реализации программ, можно выделить основные факторы, замедляющие развитие сельских территорий (рис. 6).

Рис. 6. Основные факторы, тормозящие развитие сельских территорий [3, 10-15]

Поэтому для решения возникших проблем предлагается следующее:

— создание ведомства, наделенного всеми полномочиями для принятия решений в области управления земельными ресурсами, то есть создание государственной земельной службы на всей территории России [16];

— создание единой базы нормативно-правового регулирования устойчивого развития сельских территорий [17];

— стабильное финансовое обеспечение устойчивого развития сельских территорий [18];

— совершенствование организационно-управленческого механизма сельского развития [19];

— информационно-консультационное обеспечение [20].

Таким образом, на сегодняшний день принятые меры и достигнутые результаты явно недостаточны для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения. Но всё же хочется верить, что все эти усилия приложены не напрасно и в скором времени жизнь в сельской местности станет значительно лучше.

Заключение. В заключение можно отметить, что в наше время основной организационно-экономический механизм, направленный на решение задач всестороннего развития сельских территорий — это федеральные целевые программы. Устойчивое развитие сельских территорий может быть обеспечено только при устойчивом развитии сельской экономики. Земельно-имущественный комплекс сельских территорий является экономическим каркасом внутрихозяйственной организации использования земли.

Достижение целей устойчивого развития сельских территорий невозможно без улучшения демографической ситуации и, как следствие, трудоресурсной базы сельскохозяйственной экономики. Можно сказать, что динамика численности населения выступает показателем устойчивого развития сельских территорий в России.

Создание условий устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, обеспечивающей эффективное использование имеющегося потенциала экономики страны [5, 14].

В ходе реализации программ устойчивого развития сельских территорий нужно принимать во внимание не только общечеловеческие, но и этнические особенности сельского населения нашей http://eco.e.donstu.ru/ 33

страны, природно-климатические и экономические условия, возникшие в силу пространственно -территориальной специфики. Таким образом, устойчивое развитие сельских территорий должно стать приоритетным направлением развития государства, основой экономического и социального благополучия общества.

Библиографический список

1. Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. — Режим доступа: http: //www.consultant.ru/docu-ment/cons doc LAW 174933/ (дата обращения: 22.09.2020).

2. Демографический ежегодник России. 2019 : Стат.сб. / Росстат. — Москва, 2019. — 252 c.

3. Медведков, Д. А. Комплексное и устойчивое развитие застроенной территории: опыт, проблемы и пути их решения / Д. А. Медведков, Н. Г. Овчинникова // Организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях : материалы научно -практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. — Симферополь. — 2018. — С. 204-206.

4. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Зарубежный опыт и проблемы России ; отв. ред. Н. Ф. Глазовский, А. В. Гордеев, Г. В. Сдасюк. — Москва : Т-во научных изданий КМК, 2005. — 614 с.

5. Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р. [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 107793/ (дата обращения: 22.09.2020).

6. Устойчивое развитие [Электронный ресурс] / Википедия. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Устойчивое развитие (дата обращения: 25.06.2020).

7. Статистический сборник «Цели устойчивого развития в Российской Федерации». 2019 [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/sdg/report/document/69771 (дата обращения: 22.09.2020).

8. Устойчивое развитие сельских территорий в Российской Федерации. Исследование кооперационного проекта «Германо-Российский аграрно-политический диалог» / Под ред. О. Оли, Т. Дамм, Х. П. Пельманна, доктора Й. Вендиша. — Москва, 2017. — 33 с.

9. Выступление заместителя председателя правительства РФ Алексея Гордеева на правительственном часе в Совете Федерации [Электронный ресурс] / Правительство России. — Режим доступа: http://government.ru/info/36022/ (дата обращения: 25.06.2020).

10. Овчинникова, Н. Г. Социо-эколого-экономическое моделирование процессов управления земельными ресурсами в сфере сельскохозяйственного производства / Н. Г. Овчинникова // Terra Economicus. — 2011. — Т. 9, № 3-2. — С. 89-91.

11. Овчинникова, Н. Г. Разработка и принятие проектных решений по организации рационального использования земельных ресурсов / Н. Г. Овчинникова // Известия Ростовского государственного строительного университета. — 2011. — № 15. — С. 225-230.

12. Овчинникова, Н. Г. Оценка производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий / Н. Г. Овчинникова, С. Н. Гончарова // Интернет-журнал «Науковедение». — 2012. — № 3 (12). — С. 112.

13. Овчинникова, Н. Г. Ответственность кадастрового инженера в сфере земельно-имущественных отношений / Н. Г. Овчинникова, Е. С. Шумкова // Экономика и экология территориальных образований. — 2015. — № 3. — С. 36-39.

14. Овчинникова, Н. Г. Учетно-регистрационный процесс в системе управления земельными ресурсами / Н. Г. Овчинникова, Е. С. Шумкова // Экономика и экология территориальных образований. — 2016. — № 2. — С. 125-129.

15. Овчинникова, Н. Г. Государственный кадастровый учет как инструмент информационного обеспечения системы управления земельными ресурсами и развития земельного рынка / Н. Г. Овчинникова, А. И. Щиренко // Экономика и экология территориальных образований. — 2016. — № 2. — С. 67-71.

16. Овчинникова, Н. Г. Организация рационального использования земельных ресурсов при территориальном планировании муниципальных образований / Н. Г. Овчинникова, В. В. Шмакова // Экономика и экология территориальных образований. — 2017. — № 4. — С. 80-90.

17. Русских, А. В. Значимость документов территориального планирования муниципального образования для ведения ЕГРН / А. В. Русских, А. В. Овчинникова // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». — 2017. — № 4. — С. 285-289.

18. Алиева, Н. В. Функции управления земельными ресурсами в решении вопросов развития территорий субъекта Российской Федерации / Н. В. Алиева, Н. Г. Овчинникова // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. — 2017. — № 3. — С. 79-83.

19. Ovchinnikova N.G.Aanalysis of territorial planning and prospects for further development of urban districts and settlements in Rrostov region // В сборнике: MATEC Web of Conferences. 2017. С. 01004.

20. О мерах правительства Российской Федерации по устойчивому развитию сельских территорий // Аналитический вестник. Издание Совета Федерации Федерального Собрания РФ. — № 5 (719). — Москва, 2019. — 52 с.

Поступила в редакцию 23.07.2020

Запланирована в номер 10.08.2020

Об авторах:

Овчинникова Наталья Геннадьевна, доцент кафедры «Экономика природопользования и кадастра» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), кандидат экономических наук, доцент, donong 160875 @yandex.ru

Водолазская Татьяна Сергеевна студентка кафедры «Экономика природопользования и кадастра» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), 1 chinaski 1@gmail. com

References

1. Ob utverzhdenii Strategii ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 2 fevralya 2015 g. № 151 -r [Elektronnyj resurs] [ On approval the strategy for sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period up to 2030: the order of the government of the Russian Federation No. 151-R dated February 2, 2015 [Electronic resource]]. ConsultantPlus (In Russ.)

2. Demograficheskij ezhegodnik Rossii [Demographic Yearbook of Russia]. Rus.statistics, 2019:252 (In Russ.)

3. Medvedkov DA. Kompleksnoe i ustojchivoe razvitie zastroennoj territorii: opyt, problemy i puti ih resheniya [Integrated and sustainable development of built-up areas: experience, problems and solutions]. Organizational and economic problems of regional development in modern conditions : materials of the scientific and practical conference of young scientists, postgraduates and students, Simferopol', 2018: 204-206 (In Russ.)

4. Ustojchivoe razvitie sel'skogo hozyajstva i sel'skih territory. Zarubezhnyj opyt i problemy Rossii [ Sustainable development of agriculture and rural areas. Foreign experience and problems in Russia]. Chief editors Glazovsky NF., Gordeev AV., Sdasyuk GV. Moscow, Scientific edition unity, 2005:614 (In Russ.).

5. Ob utverzhdenii Koncepcii ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda : rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 noyabrya 2010 g. № 2136 -r. [El-ektronnyj resurs] [On approval of the concept of sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period up to 2020 : decree of the government of the Russian Federation No. 2136-R of November 30, 2010. [Electronic resource]]. ConsultantPlus (In Russ.)

6. Ustojchivoe razvitie [Elektronnyj resurs] [Sustainable development [Electronic resource]]. Wikipe-dia (In Russ.)

7. Statisticheskij sbornik «Celi ustojchivogo razvitiya v Rossijskoj Federacii». 2019 [Elektronnyj resurs] [Statistical collection "sustainable development goals in the Russian Federation". 2019]. Federal state statistics service (In Russ.)

8. Ustojchivoe razvitie sel'skih territorij v Rossijskoj Federacii. Is-sledovanie kooperacionnogo proekta «Germano-Rossijskij agrarno-politicheskij dialog» [ Sustainable development of rural territories in the Russian Federation. Research of the cooperation project "German-Russian agrarian and political dialogue»]. Edited by O. Oli, T. Damm, H. P. Pel'manna, doktora J. Vendisha, Moscow, 2017: 33 (In Russ.)

9. Vystuplenie zamestitelya predsedatelya pravitel'stva RF Alekseya Gordeeva na pravitel'stvennom chase v Sovete Federacii [Elektronnyj resurs] A speech of the Deputy Prime Minister of the Russian Federation Alexey Gordeev at the government hour in the Federation Council [electronic resource]. Government of Russia (In Russ.)

10. Ovchinnikova NG. Socio-ekologo-ekonomicheskoe modelirovanie processov upravleniya ze-mel'nymi resursami v sfere sel'skohozyajstvennogo proizvodstva [Socio-ecological and economic modeling of land management processes in the field of agricultural production]. Terra Economicus, 2011;9;3—2: 89-91 (In Russ.)

11. Ovchinnikova NG. Razrabotka i prinyatie proektnyh reshenij po organizacii racional'nogo ispol'zovaniya zemel'nyh resursov [Development and adoption of project decisions on the organization of rational use of land resources]. Proceedings of Rostov State University of civil engineering, 2011; 15: 225-230 (In Russ.)

12. Ovchinnikova NG. Ocenka proizvodstvennogo potenciala sel'skohozyajstvennyh predpriyatij [Assessment of the production potential of agricultural enterprises]. Internet-journal " Science", 2012;3;12:112 (In Russ.)

13. Ovchinnikova, N. G. Otvetstvennost' kadastrovogo inzhenera v sfere zemel'no-imushchestvennyh otnoshenij [Responsibility of the cadastral engineer in the field of land and property relations]. Economy and ecology of territorial formations, 2015;3: 36-39 (In Russ.)

14. Ovchinnikova NG. Uchetno-registracionnyj process v sisteme upravleniya zemel'nymi resursami [Accounting and registration process in the land management system]. Economy and ecology of territorial formations, 2016;2:125-129 (In Russ.)

15. Ovchinnikova N G. Gosudarstvennyj kadastrovyj uchet kak in-strument informacionnogo obespecheniya sistemy upravleniya zemel'nymi resursami i razvitiya zemel'nogo rynka [State cadastral registration as a tool for information support of the land management system and land market development]. Economy and ecology of territorial formations, 2016;2:67-71 (In Russ.)

16. Ovchinnikova, N. G. Organizaciya racional'nogo ispol'zovaniya zemel'nyh resursov pri territori-al'nom planirovanii municipal'nyh obrazovanij [Organization of rational use of land resources in territorial planning of municipalities]. Economy and ecology of territorial formations, 2017;4: 80-90 (In Russ.)

17. Russkih AV. Znachimost' dokumentov territorial'nogo planirovaniya municipal'nogo obra-zovaniya dlya vedeniya EGRN [Significance of municipal territorial planning documents for maintaining the unified state register of legal entities]. Electronic network polythematic journal "Scientific works of KubSTU", 2017;4: 285-289 (In Russ.)

18. Alieva NV. Funkcii upravleniya zemel'nymi resursami v reshenii voprosov razvitiya territory sub"ekta Rossijskoj Federacii [Functions of land management in solving issues of territories development of the subject of the Russian Federation]. Bulletin of the South Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute). Series: Social and economic Sciences, 2017;3: 79-83 (In Russ.)

19. Ovchinnikova NG. Aanalysis of territorial planning and prospects for further development of urban districts and settlements in Rostov region. MATEC Web of Conferences, 2017:01004.

20. O merah pravitel'stva Rossijskoj Federacii po ustojchivomu razvitiyu sel'skih territorij [About measures of the Russian Federation government for sustainable development of rural territories]. Analytical Bulletin. Publication of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation, Moscow, 2019;5;719: 52 (In Russ.)

Received 23.07.2020 Scheduled in the issue 10.0S.2020

Authors:

Ovchinnikova, Natalya G., associate professor, the department of «Economics of Nature Management and Cadastre», Don State Technical University, (1, Gagarin Square, Rostov-on-Don, 344003, RF), associate professor, Ph.D. in Economics, [email protected]

Vodolazskaya, Tatiana S., student the Department of «Environmental Economics and cadaster» Don State Technical University, (1, Gagarin Square, Rostov-on-Don, 344003, RF)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.