Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ'

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ / СТРУКТУРНЫЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КЛИЕНТСКИЙ КАПИТАЛ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михеева Т.В.

В статье рассмотрены подходы к оценке ключевых компонентов интеллектуального капитала и описаны основы их воздействия на хозяйственную деятельность компаний. На примере 3 основных составных компонентов интеллектуального капитала проанализированы ключевые направления их влияния на финансовые результаты организации и общие подходы к ведению бизнеса. Было выявлено, что интеллектуальный капитал позволяет обеспечить конкурентные преимущества для организаций за счет стимулирования инноваций, роста компетентности сотрудников, цифровизации основных бизнес-процессов и общего повышения эффективности компании. Исследование позволяет сделать вывод о составе и особенностях функционирования основных элементов в каждой из категорий интеллектуального капитала (человеческий капитал, структурный капитал и клиентский капитал), в том числе с целью последующего их отображения в управленческой отчетности для дальнейшего эффективного управления этими компонентами и полноценного включения их в хозяйственный оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL FOUNDATIONS OF THE INTELLECTUAL CAPITAL’S IMPACT ON THE RESULTS OF A COMPANY

The article describes the main approaches to assessing the key components of intellectual capital and discusses the bases of their impact on the of company’s business processes. Using the essential features of 3 main components of intellectual capital, were analyzed directions of influence on the financial results of an organization and general approaches in business management. It was found that intellectual capital can provide competitive advantages for organizations by stimulating innovation, increasing the competence of employees, digitalizing core business processes and increasing the efficiency of the company. The study leads to a conclusion about the composition and characteristics of the main elements in each of the categories of intellectual capital (human capital, structural capital and client capital), including with the aim of including them in management reporting for further proper management of these components and their inclusion in the economic turnover.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ»

Практические основы влияния интеллектуального капитала на финансовые результаты деятельности компании

см о см

<0 О!

о ш т

X

<

т о х

X

Михеева Татьяна Владимировна;

соискатель, кафедра экономики промышленности, РЭУ им. Г.В. Плеханова, mikheevatv@gmail.com

В статье рассмотрены подходы к оценке ключевых компонентов интеллектуального капитала и описаны основы их воздействия на хозяйственную деятельность компаний. На примере 3 основных составных компонентов интеллектуального капитала проанализированы ключевые направления их влияния на финансовые результаты организации и общие подходы к ведению бизнеса.

Было выявлено, что интеллектуальный капитал позволяет обеспечить конкурентные преимущества для организаций за счет стимулирования инноваций, роста компетентности сотрудников, цифровизации основных бизнес-процессов и общего повышения эффективности компании. Исследование позволяет сделать вывод о составе и особенностях функционирования основных элементов в каждой из категорий интеллектуального капитала (человеческий капитал, структурный капитал и клиентский капитал), в том числе с целью последующего их отображения в управленческой отчетности для дальнейшего эффективного управления этими компонентами и полноценного включения их в хозяйственный оборот. Ключевые слова: интеллектуальный капитал, экономика организации, структурный капитал, человеческий капитал, клиентский капитал, нематериальные активы

Интеллектуальный капитал представляет собой важнейший ресурс и ключевой фактор создания добавленной стоимости в экономике предприятия. Будучи включенным в хозяйственный оборот в качестве экономического актива интеллектуальный капитал приносит компании будущие выгоды [1]. В условиях постиндустриальной экономики изменения на предприятиях становятся крайне динамичными, что приводит к тому, что успешное функционирование предприятий и организаций зависит от их готовности и способности адаптироваться к таким изменениям [4]. Использование компонентов интеллектуального капитала позволяет компаниям реализовать такую адаптацию и обеспечить свою конкурентоспособность за счет формирования у фирм конкурентных преимуществ, в том числе в сфере применения инноваций [5].

Как правило, интеллектуальный капитал, имеет нематериальную природу, что приводит к определенным сложностям, когда возникает задача определения его стоимости. Для этих целей принято использовать подходы, оценивающие способы создания ценности и повышения конкурентного преимущества в компании [5].

Согласно мнению большинства исследователей [8] интеллектуальный капитал включает в себя три основных компонента: человеческий капитал, структурный капитал и клиентский капитал. К человеческому капиталу относятся навыки, творческий потенциал и опыт сотрудников компании, на которые можно влиять посредством инвестиций в программы обучения. Структурный капитал включает нематериальные активы в организации, которые позволяют прямым или косвенным образом повышать эффективность бизнес-процессов или иным способом реализовывать конкурентные преимущества фирмы. Он включает в себя авторские права, патенты, процедуры, информационные системы и базы данных, которые помогают в принятии решений. Клиентский капитал включает в себя все отношения компании с внешними контрагентами, и включает в себя не только непосредственных клиентов компании и ее подрядчиков, но и активы, связанные с имиджем и брендом, а также доверие, опыт и знания, которые формируют критически важные отношения между бизнесом и клиентами [5] Клиентский капитал становится причиной, по которой клиенты выбирают конкретную организацию для совместной работы [8].

Несмотря на то, что концепция интеллектуального капитала сформирована достаточно давно, комплексных исследований о характере влияния его основных компонентов на результаты деятельности компаний недостаточно. На настоящий момент многими исследователями подтверждена положительная взаимосвязь между интеллектуальным капиталом и производительностью организации [1, 4, 6, 8], однако большинство проведенных исследований сосредоточилось на оценке

влияния на результаты деятельности компании человеческого капитала и структурного капитала. Вместе с тем, влияние клиентского капитала на функционирование компаний в отдельных отраслях также немаловажно, в этой связи в будущие исследования необходимо добавить данный компонент интеллектуального капитала, чтобы определить наиболее релевантные направления повышения эффективности организации за счет использования всех компонентов интеллектуального капитала в совокупности или по отдельности с учетом отраслевого влияния.

Ниже приведено описание основных компонентов интеллектуального капитала и подходы к их составному наполнению, предложенные различными исследователями.

Человеческий капитал

Человеческий капитал в качестве одного из компонентов интеллектуального капитала включает в себя профессиональные навыки, компетенции (в том числе эмоциональный интеллект) и мотивацию сотрудников, а также их лидерские качества. Профессиональные компетенции сотрудников составляют их опыт и знания, полученные в рамках исполнения их обязанностей и дополнительного образования. К факторам, способствующим повышению профессиональных компетенций, относятся обучение, курсы переквалификации и дополнительного образования, практический опыт и навыки работы. Социальная составляющая в профессиональных навыках (эмоциональный интеллект), включает в себя навыки межличностного общения: способность конструктивно и эффективно общаться с другими работниками, что способствует сотрудничеству и повышает способности сотрудников к обучению [11].

Еще одной важной составляющей человеческого капитала является мотивация сотрудников, которая играет важную роль в организации, поскольку мотивированные сотрудники с большей готовностью решают сложные задачи, что в свою очередь, приводит к большей производительности труда в компании. Поэтому менеджмент компаний готов поддерживать мотивацию сотрудников различными способами: предлагая справедливую компенсацию, вовлекая сотрудников в процесс принятия решений, обеспечивая возможность продвижения по службе и свободу принимать решения. Лидерские качества также являются составной частью интеллектуального капитала, поскольку работники с лидерским потенциалом в состоянии беспрепятственно выполнять свои административные задачи, а также разрабатывать и реализовывать важные для компании стратегические инициативы [10].

В соответствии с данными исследования [10] человеческий капитал не может принадлежать организации, поскольку он является неотъемлемым качеством самих сотрудников и не может быть у них изъят. При этом человеческий капитал имеет стратегическое значение для бизнеса, поскольку генерирует инновации в компании. Ключевую роль человеческого капитала подтверждается исследованием [6], пришедшим к выводу, что человеческий капитал является основным фактором роста стоимости компании, ввиду того, что грамотное управление элементами человеческого капитала может помочь создать другие интеллектуальные активы бизнеса. При этом отдельные элементы человеческого капитала для определенных отраслей имеют определяющее значение: например, специализированное профессиональное

обучение, квалификационные сертификаты и соответствующий опыт работы имеют высокий приоритет в таких сферах, как медицина, информационные технологии или бухгалтерский учет и аудит.

Ввиду неотъемлемости человеческого капитала от его носителя и риска высокой текучести кадров, оценить экономические выгоды сотрудников непросто, потому что при увольнении сотрудников их приобретенные навыки и знания в компании не остаются. Но в этом случае у организации может остаться структурный капитал, который был сформирован за счет использования человеческого капитала, когда сотрудники еще работали в компании [11]. Вместе с тем именно человеческий капитал является наиболее значимым для эффективности компании фактором [12], позволяющим действовать в соответствии с рыночной конъюнктурой.

Структурный капитал

Структурный капитал представляет собой совокупность информационных систем и баз данных, корпоративной культуры, систем менеджмента, информационных технологий и прочих нематериальных активов, прямым образом влияющих на деятельность компании. Структурный капитал также имеет важное значение для компаний, так как именно за счет внедрения инноваций формируются новые продукты, которые повышают конкурентоспособность организации. Прямым следствием внедрения инноваций является появление у организации патентов и авторских прав. Корпоративная культура, связанная с ключевыми ценностями организации, которые влияют на передачу знаний и взаимодействие в повседневной работе сотрудников, также является важной частью структурного капитала. Благодаря воздействию благоприятной корпоративной культуры у сотрудников формируется привычка к постоянному внедрению инноваций и улучшений. Внутренние системы менеджмента позволяют организовать эффективный способ принятия решений в организации, включая порядок взаимодействия сотрудников при решении рабочих задач.

Большинство исследователей определяют структурный капитал как те нематериальные активы, которые можно отделить от человеческого капитала внутри фирмы, но тесно связанные с ним [2]. Структурный капитал в большинстве случаев зависит от человеческого капитала, поскольку он развивается благодаря нему - в частности, разработка патентов - это задача отдельных лиц внутри компании [6].

Важным отличием элементов структурного капитала от элементов человеческого капитала является их безоговорочная принадлежность компании - даже в случае увольнения сотрудников. При этом сущностно структурный капитал позволяет обеспечить наиболее эффективное использование человеческого капитала за счет использования разного рода инноваций и информационных систем. В рамках создания добавленной стоимости человеческий капитал преобразуется в структурный, который в свою очередь повышает эффективность работы сотрудников [10].

Основные элементы структурного капитала, как правило, задействованы в бизнес-процессах компании и хранятся в ее информационных системах. К элементам структурного капитала можно отнести ноу-хау, которые используются в работе компании и помогают в создании конкурентного преимущества. Элементы подразделяются на две ключевые категории: инфраструктурные

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

es

0 es

<0

01

o

Ш

m

X

<

m O X X

компоненты и интеллектуальная собственность компании. К инфраструктурным компонентам относятся бизнес-процессы, правила и регламенты, обеспечивающие эффективную работу компании. Интеллектуальная собственность может включать в себя, товарные знаки, патенты, и прочие нематериальные активы, которые отображаются на балансе организации.

Структурный капитал также оказывает прямое влияние на конкурентоспособность компании и ее эффективность, поскольку налаженные процессы, система менеджмента, технологические знания и ноу-хау позволяют обеспечить улучшение производительности компании.

Клиентский капитал

Клиентский капитал включает в себя наработанные отношения с клиентами, взаимодействие с поставщиками и иными контрагентами компании, а также имидж и связи с общественностью и отношения с инвесторами.

Клиентский капитал обычно включает в себя различные элементы коммуникации между компанией и ее клиентами, в том числе долю рынка, прибыль в разрезе на одного клиента, и политики удержания клиентов, поскольку для достижения конкурентного преимущества очень важны долгосрочные отношения.

Вместе с тем существуют сложности с четкой идентификацией и оценкой клиентского капитала, в связи с чем существует различные предложения по оценке. Например, такой элемент как отношения с клиентами оценивается как нематериальный актив в случае наличия зафиксированных договорных отношений или наличия потенциальных заказов в CRM-системе или Интернет-сайте компании. Но вместе с тем существуют отдельные элементы, которые не могут быть оценены однозначным образом, например, это касается такой категории, как лояльность клиентов или отношения с поставщиками [6]. Ценность этих элементов сложно измерить и контролировать с точки зрения будущих выгод, которые они могут принести фирме.

Клиентский капитал основывается на отношениях компании с внешним и внутренним периметром, поэтому чтобы обеспечить его высокий уровень необходимо поддерживать хорошие отношения с клиентами, поставщиками, общественностью, инвесторами и другими людьми, потому что они предоставляют релевантную информацию, основанную на результатах деятельности компании.

Интеллектуальный капитал увеличивает конкурентные преимущества и эффективность работы компаний. Поэтому им необходимо создать среду, позволяющую обмениваться информацией, чтобы обеспечить передачу знаний между сотрудниками. Передача знаний позволяет развивать способности, которые в конечном итоге приводят к улучшению процессов в организации.

Таким образом, интеллектуальный капитал и его отдельные компоненты имеет огромную ценность для компании. Элементы интеллектуального капитала, такие как нематериальные активы, гарантируют, что продукты, идеи и концепции не будут скопированы на рынке, который предлагает организации более высокие конкурентные преимущества. Наличие интеллектуального капитала в компании связана с высокой производительностью бизнеса [3]. А в дополнение к количественным аспектам интеллектуальный капитал повышает лояльность и удовлетворенность клиентов. Учитывая выгоды, которые дает интеллектуальный капитал, менеджмент

компании должен определить какие его компоненты, важны для создания и поддержания конкурентного преимущества внутри организации, поскольку компании с лучшей культурой управления, функциональностью и эффективными программами обучения показывают лучшие финансовые результаты. Ввиду этого большинство предприятий в развитых странах нацелены на управление интеллектуальным капиталом, чтобы повысить свою прибыльность.

Литература

1. Брукинг, Э. Интеллектуальный капитал. / Пер. с англ.- СПб.: Питер, 2001.-288 с.

2. Новосельский С. О., Разумова А. С. Перспективы оценки и учета интеллектуального капитала на предприятии // Auditorium. 2014. №3 (3).

3. Bontis, N. (1998). Intellectual capital: An exploratory study that develops measures and models. Management decision, 36, 63-76

4. Chrisman, J.J., Chua, J.H., De Massis, A., Frattini, F., & Wright, M. (2015). The ability and willingness paradox in family firm innovation. Journal of Product Innovation Management, 32(3), 310-318.

5. Daum.J.H. (2003). Intangible Assets and Value Creation. New York: John. John Wiley & Sons, Inc.

6. Joia.L.A. (2007). Strategies for Information Technology and Intellectual Capital. Challenges and Opportunities, Hershey. London: Information Science Reference.

7. Kamukama, N., Ahiauzu, A., & Ntayi, J.M. (2010). Intellectual capital and performance: Testing interaction effects. Journal of Intellectual Capital, 11, 554-574

8. Obeidat, B.Y., Tarhini, A., Masa'deh, R.E., & Aqqad, N.O. (2017). The impact of intellectual capital on innovation via the mediating role of knowledge management: a structural equation modeling approach. International Journal of Knowledge Management Studies, 8(3-4), 273-298.

9. Seleim, A., Ashour, A., & Bontis, N. (2004).Intellectual capital in Egyptian software firms. The Learning Organization, 11, 332-346.

10. Subramaniam, M. (2005). The influence of intellectual capital on the types of innovative capabilities. The Academy of Management Journal, 48(3), 450-463.

11. Swart. S. (2006). Intellectual capital: disentangling an enigmatic concept. Journal of Intellectual Capital, Emerald Group Publishing Limited, 7(2), 136-159.

12. Tarus, D., & Sitienei, E. (2015). Intellectual capital and innovativeness in software development firms: The moderating role of firm size. Journal of African Business, 16, 48-65.

Practical foundations of the intellectual capital's impact on the results

of a company Mikheeva T.V.

Plekhanov Russian University of Economics

JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22, K34

The article describes the main approaches to assessing the key components of intellectual capital and discusses the bases of their impact on the of company's business processes. Using the essential features of 3 main components of intellectual capital, were analyzed directions of influence on the financial results of an organization and general approaches in business management. It was found that intellectual capital can provide competitive advantages for organizations by stimulating innovation, increasing the competence of employees, digitalizing core business processes and increasing the efficiency of the company. The study leads to a conclusion about the composition and characteristics of the main elements in each of the categories of intellectual capital (human capital, structural capital and client capital), including with the aim of

including them in management reporting for further proper management of these components and their inclusion in the economic turnover. Keywords: intellectual capital, human capital, relationship capital, client

capital, intangible assets References

1. Brooking, E. Intellectual Capital. / Per. from English SPb .: Peter, 2001.-

288 p.

2. Novoselsky SO, Razumova AS Prospects for the assessment and

accounting of intellectual capital at the enterprise // Auditorium. 2014. No. 3 (3).

3. Bontis, N. (1998). Intellectual capital: An exploratory study that develops

measures and models. Management decision, 36, 63-76

4. Chrisman, J. J., Chua, J. H., De Massis, A., Frattini, F., & Wright, M. (2015).

The ability and willingness paradox in family firm innovation. Journal of Product Innovation Management, 32 (3), 310-318.

5. Daum.J.H. (2003). Intangible Assets and Value Creation. New York: John.

John Wiley & Sons, Inc.

6. Joia.L.A. (2007). Strategies for Information Technology and Intellectual

Capital. Challenges and Opportunities, Hershey. London: Information Science Reference.

7. Kamukama, N., Ahiauzu, A., & Ntayi, J.M. (2010). Intellectual capital and

performance: Testing interaction effects. Journal of Intellectual Capital, 11, 554-574

8. Obeidat, B.Y., Tarhini, A., Masa'deh, R.E., & Aqqad, N.O. (2017). The

impact of intellectual capital on innovation via the mediating role of knowledge management: a structural equation modeling approach. International Journal of Knowledge Management Studies, 8 (3-4), 273298.

9. Seleim, A., Ashour, A., & Bontis, N. (2004) Intellectual capital in Egyptian

software firms. The Learning Organization, 11, 332-346.

10. Subramaniam, M. (2005). The influence of intellectual capital on the types

of innovative capabilities. The Academy of Management Journal, 48 (3), 450-463.

11. Swart. S. (2006). Intellectual capital: disentangling an enigmatic concept.

Journal of Intellectual Capital, Emerald Group Publishing Limited, 7 (2), 136-159.

12. Tarus, D., & Sitienei, E. (2015). Intellectual capital and innovativeness in software development firms: The moderating role of firm size. Journal of African Business, 16, 48-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X X

o

OD A c.

X

OD m

o

io

2 O IO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.