Научная статья на тему 'Практические напрвления деятельности «Общества попечения о начальном образовании в городе Томске» в годы председательства П. И. Макушина по развитию народного просвещения'

Практические напрвления деятельности «Общества попечения о начальном образовании в городе Томске» в годы председательства П. И. Макушина по развитию народного просвещения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
212
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО ПОПЕЧЕНИЯ / П.И. МАКУШИН / ELEMENTARY EDUCATION / GUARDIANSHIP SOCIETY / SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Блинов Алексей Владимирович

Рассматривается деятельность первого в Томской губернии общества попечения о начальном образовании, которое долгое время предоставляло возможность для проявления гражданской самодеятельности интеллигенции города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nowadays much is said and written about the development of civil society, one of whose elements is a high level of individual responsibility and the development of associations and organizations independent of a direct interference and regulation on the part of the government. The historical experience of the pre-revolutionary Siberia knows a lot of similar examples. One of them is the activities of the Society for the Guardianship of Elementary School in Tomsk that was established in 1882 on P.I. Makushins initiative and existed up to 1906. According to the Statute of the Society, it intended to promote the development of elementary education through feasible material help. In 1888, when it became possible for the city to sponsor new schools, the Society transferred two of its four schools, the Slobodskaya and the Mukhino-Bugorskaya ones, with all their belongings. In 1901 the Society opened another 2 elementary schools in the outskirts of the city, the Yalykovskaya and the Bolozerskaya schools. In the fall of 1887 the repetition courses for men were launched. Classes took place every evening except Saturdays and Sundays. Three years later similar courses for women were opened. Another important sphere of the Societys activities was the organization since February 1883 of public Sunday readings. In the first year there were 11 readings already. Later, especially after the library building that the Society could use had been built, these events became more frequent. The topics and lists of books and brochures suggested for public Sunday readings had been approved beforehand and reported to the Tomsk Province Director of Public Schools and Colleges. In response the following permission arrived: … there are no obstacles to the reading of the listed books in public in the free library auditorium. The courses were especially popular with the Tomsk community and were attended by 300 to 450 persons. Readings were traditionally organized according to the established scheme: serious reading (articles on history, biographies, geography); fiction (the best works of Russian and foreign literature); vocal and musical elements. Thus, we can conclude that the in the first decade of its existence the Society had played a great role in the proliferation of literacy and culture among the population of Tomsk, trying to use different forms and methods of educational activities. It is noteworthy that the experience of the Tomsk Society served as a model for similar societies in other towns of Tomsk province: in 1884 a Society was established in Barnaul. In 1885 in Kainsk, in 1899 in Kolyvan, in 1902 in Biisk.

Текст научной работы на тему «Практические напрвления деятельности «Общества попечения о начальном образовании в городе Томске» в годы председательства П. И. Макушина по развитию народного просвещения»

2011 История №3(15)

УДК 94(470) «19»

А.В. Блинов

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОБЩЕСТВА ПОПЕЧЕНИЯ О НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ГОРОДЕ ТОМСКЕ» В ГОДЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА П.И. МАКУШИНА ПО РАЗВИТИЮ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Рассматривается деятельность первого в Томской губернии общества попечения о начальном образовании, которое долгое время предоставляло возможность для проявления гражданской самодеятельности интеллигенции города. Ключевые слова: образование, общество попечения, П.И. Макушин.

Сегодня достаточно много пишут и говорят о формировании гражданского общества, одним из элементов которого является высокий уровень индивидуальной ответственности, формирование ассоциаций и организаций, деятельность которых не зависит от прямого вмешательства и регламентации со стороны государственной власти. Исторический опыт развития дореволюционной Сибири знает немало подобных примеров, одним из которых является деятельность «Общества попечения о начальном образовании в г. Томске», образованного в 1882 г. по инициативе П.И. Маку-шина и просуществовавшего до 1906 г.

Согласно заявленным в Уставе Общества целям, оно намеревалось служить делу начального образования оказанием посильной материальной помощи этой сфере. С самого начала своего существования, преследуя цели, прописанные в Уставе, Общество активно оказывало помощь городским властям в благоустройстве и ремонте школьных помещений. В результате стараний Общества начальные школы стали принимать совершенно иной вид: началось строительство новых зданий и ремонт старых, приобреталась новая мебель, учебные и наглядные пособия.

Немалое внимание в деятельности Общества отдавалось самим учащимся. Совет Общества ежегодно собирал сведения об имущественном и семейном положении беднейших учеников, ежегодно организовывались сборы для бедных школьников на теплую одежду и обувь [1. С. 7]. За первый год существования Общества расходы в данном направлении составили 5100 руб. 43 коп. Кроме выдачи одежды и обуви, ученики снабжались необходимыми книгами, пособиями, канцелярскими принадлежностями, им выдавались денежные пособия, стипендии, наиболее отличившимся в учебе, а также из средств Общества выделялись суммы на обучение в гимназиях наиболее способных выпускников начальной школы.

Ограничившись в первый год своей деятельности материальной помощью учащимся и учителям городских школ, с 1883 г., как только в кассе скопилась определенная сумма, Общество приступило к открытию своих собственных училищ. В первом отчете Совета Общества за 1882 г. отмечалось: «... Число женских школ за последние два года не прибавилось, и эти школы, особенно Юр-точная, оказываются в настоящее время переполненными, а с начала будущего года окончательно не в состоянии будут принять всех желающих учиться. Ввиду этого Совет находит необходимым дать городскому обществу средства на открытие и содержание с начала будущего года, по крайней мере, одной женской школы с двухлетним курсом» [2. С. 8-9].

Уже в 1883 г. г. Томск, благодаря стараниям Общества и исполнительной училищной комиссии, в деле начального школьного образования занял одно из почетных мест в ряду губернских городов не только Сибири, но и Европейской России. По выражению Г.Я. Крекнина, «поистине это был золотой век в развитии народного образования в г. Томске!...» [3. С. 2]. Открывая ежегодно по одному училищу на беднейших окраинах города, где чувствовалась особая нужда в школе, к 1887 г. Общество располагало уже четырьмя начальными школами - в Заистоке, Мухином бугре, Слободе, Елани, с общим числом учащихся к 1 января 1887 г. 139 человек. Расход на содержание этих школ из средств Общества составил 2981 руб. 93 коп, в среднем по 7435 руб. 48 коп. на каждую школу. По данным Н.М. Ядринцева, к началу 1889 г. в г. Томске, в том числе и при старании Общества, было 17 начальных училищ с 1383 учащимися, что привело к соотношению: 1 учащийся на 24 жителя, тогда как в Москве 1 учащийся приходился на 75, а в Петербурге 1 на 80 жителей» [4. С. 653]. Таким образом, Томск по процентному отношению числа учащихся в на-

чальных школах к общему числу жителей занимал первое место в Российской империи.

Высокую оценку школам, отрытым Обществом, дал Н.С. Юрцовский, который писал: «Они представляют собой такие же постоянные учебные заведения, как и правительственные, и существуют не только на плату за обучение (а иногда даже бесплатные), но и на средства, собранные путем пожертвований. В основе их учреждения лежит не мотив заработка, а филантропический интерес, стремление восполнить недостаточность правительственной и городской образовательной деятельности» [5. С. 197]. В 1888 г., когда у города появилась возможность взять на свое содержание новые школы, Общество передало две из своих четырех - Слободскую и Мухино-Бугорскую со всем школьным имуществом [1. С. 8]. В 1901 г. Обществом были открыты еще 2 начальные школы на окраине города - Ярлыковская и Белозерская.

Проявляя заботу о распространении грамотности среди населения посредствам школ, Общество не могло не позаботиться о сохранении и укреплении этой грамотности. На заседании Совета в 1884 г. была высказана тонкая философская мысль: «Недостаточно только посадить дерево, надо походить за ним, чтоб оно выросло и принесло плод; без этого оно легко может высохнуть и незачем было сажать его» [1. С. 10]. Реализуя данную идею, Общество пытается создать условия для поддержания знаний среди выпускников начальных школ. Именно для них Общество организовало работу вечерних повторительных классов.

Осенью 1887 г. начали свою работу мужские повторительные классы. Занятия проводились ежедневно в вечернее время, кроме субботы и воскресенья. Через три года последовало открытие аналогичных женских классов. По этому поводу в отчете Совета Общества за 1891 г. сообщалось: «Совет Общества с особым удовлетворением отмечает в своем отчете учреждение в минувшем году женских повторительных классов для окончивших курс начальной школы девочек. В этом факте он видит новый шаг к осуществлению своей заветной мечты, чтоб начальное образование в городе распространялось не только в ширь, но и в глубь...» [6. С. 11].

По инициативе Общества был поднят вопрос об открытии бесплатной народной библиотеки. В августе 1884 г. П.И. Макушин обратился с официальным прошением об устройстве такой библиотеки к томскому губернатору И.И. Красовскому. По этому поводу П.И. Макушин сообщал: «... в настоящее время я имею удовлетворение заявить,

что начальник губернии И. И. Красовский отнесся к этому предложению с полнейшим сочувствием и выразил свою готовность теперь же разрешить открытие такой библиотеки» [7. С. 29]. В сентябре 1884 г. состоялось торжественное открытие народной бесплатной библиотеки в г. Томске, первоначально располагавшейся в съемном доме купчихи Копыловой на Миллионной улице, в сентябре 1887 г. переведено в собственное здание, выстроенное на средства потомственного гражданина С. С. Валгусова на углу Хомяковского переулка и улицы Духовской. Для покупки книг была открыта подписка. Сибиряки-книгопродавцы, проживающие в Москве и Петербурге, были приглашены к пожертвованию книг для народной библиотеки особыми письмами.

Проект Устава библиотеки, разработанный П. И. Макушиным, был напечатан в Отчете о состоянии начальных училищ г. Томска за 18831884 гг. и утвержден без изменений. В нем (п. 1) отмечалось, что «.библиотека учреждается с целью дать возможность лицам, получившим начальное образование в городских школах или на дому, поддержать приобретенные в школе знания и продолжить свое образование путем чтения. Пользование библиотекой объявлялось бесплатным. Из собранных Советом Общества сведений видно, что в числе читателей библиотеки было около 77% учащихся начальных и уездных училищ в возрасте от 12 до 16 лет. Еще одним важным направлением в деятельности Общества стала организация с февраля 1883 г. публичных (народных) воскресных чтений. Уже за первый год было организовано 11 чтений. Впоследствии, особенно после постройки библиотечного здания, переданного в распоряжение Общества, данные мероприятия стали более частым фактом. Темы и перечень книг и брошюр, предполагаемых к прочтению на народных воскресных чтениях, сообщались заранее и доводились до сведения Директора народных училищ Томской губернии. В ответ приходило разрешение следующего содержания: «. не встречается препятствий к прочтению на народных чтениях в аудитории при бесплатной библиотеке книг, названных в списке». Помимо утверждения литературы, Совету Общества полагалось согласовывать с учебным начальством и кандидатуры лекторов [8. Л. 3, 8]. Курсы пользовались популярностью среди городского общества и собирали от 300 до 450 человек. Чтение традиционно выстраивали по отработанному алгоритму: серьезное чтение (статьи историко-биографического характера, по географии и т.п.); беллетристическое чтение (лучшие произведения русской и

Практические направления деятельности «Общества попечения о начальном образовании в городе Томске»

зарубежной литературы); номера вокального и музыкального характера.

Еще одним знаменательным вкладом Общества в дело просвещения томского общества было учреждение Музея прикладных знаний, мысль об основании которого появилась у Совета Общества в 1887 г. На общем собрании Общества в марте 1887 г., по предложению П. И. Макушина, была избрана особая комиссия для выработки Устава музея. Он мыслился как живая книга, рассказывающая об истории Сибири, ее природных богатствах, о развитии промышленности и сельского хозяйства, «являясь в то же время выставкой предметов сибирской промышленности и произведений более совершенного типа, он будет содействовать уяснению нужд и потребностей целого края» [1. С. 19-20]. Музей был открыт в 1893 г.

Таким образом, мы видим, что Общество за первое десятилетие своего существования сыграло огромную роль в распространении грамотности и культуры среди населения г. Томска, стараясь использовать различные формы и методы просветительной деятельности. Примечательно, что опыт

Томского Общества послужил примером для создания подобных обществ в других городах Томской губернии: в 1884 г. было учреждено Общество в Барнауле, в 1885 г. - в Каинске, в 1899 г., - в Колывани, в 1902 г. - в Бийске.

ЛИТЕРАТУРА

1. Десятилетие Томского Общества попечения о начальном образовании (1882-1892). Томск, 1892.

2. Отчет Совета Общества попечения о начальном образовании в г. Томске за 1882 г.

3. Крекнин Г.Я. Ревнитель света П.И. Макушин. 50 лет просветительской деятельности в Сибири. Томск, 1916.

4. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении. Изд. 2-е. СПб., 1892.

5. Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Вып. 1: Общий ход развития школьного дела в Сибири. 1703-1917. Ново-Николаевск, 1923.

6. Отчет Совета Общества попечения о начальном образовании в г. Томске за 1891 г. Томск, 1892.

7. Макушин П.И. Отчет о состоянии начальных училищ г. Томска за 1883-1884 гг. Томск, б.г.

8. ГАКО (Государственный архив Кемеровской области). Ф. 100. Оп. 1. Д. 59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.