Научная статья на тему 'О благотворительности в сфере начального и среднего профессионального образования в Томской губернии во второй половине XIX - начале XX веков'

О благотворительности в сфере начального и среднего профессионального образования в Томской губернии во второй половине XIX - начале XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
212
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Private charity in the sphere of comprehensive primary and secondary professional education in Tomsk province in the second half of XIX - XX century

The article explores the development of private charity of Tomsk entrepreneurs in the sphere of comprehensive primary and secondary professional education in the sec¬ond half of XIX-XX centuries.

Текст научной работы на тему «О благотворительности в сфере начального и среднего профессионального образования в Томской губернии во второй половине XIX - начале XX веков»

К 100-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Л.Ю. Соколова, М.П. Широкова

О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Томский государственный педагогический университет

В конце Х\ТП-Х1Х вв. Томск стал одним из центров складывающегося всероссийского рынка, местом, где формировались крупные капиталы в торговле, добывающей и обрабатывающей промышленности, существенную часть которого контролировали местные купцы.

Кроме расширения своей деятельности, торговцы в той или иной мере вкладывали свои средства в развитие образования в родном городе. Но делалось это не только в силу их внутренних установок на необходимость делать добро и делиться своим богатством с малоимущей частью населения, получая, правда, за это различные награды и пожалования, но и интуитивно, руководствуясь своей потребностью заслужить авторитет в глазах людей на земле и прощение собственных грехов на небесах.

Явление частной благотворительности было довольно широко распространено, но кратковременно в томской жизни второй половины XIX - начала XX вв. все больше частная инициатива поддержки малоимущих превращалась в общественную.

Современное состояние финансовой и экономической ситуации города и области, а особенно томского предпринимательства, делает возможным возрождение этого явления и в сфере образования.

В современной отечественной историографии нет работ, специально посвященных истории томской благотворительности. Лишь отрывочные сведения можно встретить в исследованиях по общему состоянию культурной, экономической и социальной жизни в Томске и Сибири в целом.

Анализ литературы позволяет в историографии проблемы выделить три периода. В конце XIX - начале XX вв. по свежим следам писалась история учебных заведений, и имена учредителей,

благотворителей по праву занимали в ней центральное место [1].

В 1912 г. в печати вышел сборник статей различных авторов «Город Томск», в которых сделана попытка представить наиболее полный обзор не только культурного, но и экономического положения города, начиная с его основания. Некоторые статьи из данной работы полностью посвящены состоянию просвещения в г. Томске в конце XIX - начале XX в. [2].

В этой литературе явление благотворительности рассматривалось как важная и неотъемлемая часть деятельности наиболее предприимчивого в деле обогащения томского купечества.

Революционные события 1917 г. привнесли в общественную и личную жизнь людей коренные изменения, что повлекло за собой пересмотр основополагающих норм поведения и отношения к некоторым явлениям жизни. Вместе с ликвидацией аристократических слоев был перечеркнут опыт частной благотворительности как негосударственной поддержки нуждающихся. Если история благотворительности и изучалась, то преобладало мнение о том, что купцы и общественные деятели, занимаясь меценатством в деле просвещения, жаждали лишь славы, почестей и быстрого обогащения. Считая такое поведение порочным и недопустимым в советском обществе, историки в своих работах либо замалчивали роль купцов, либо упоминали об этом вскользь.

Например, Н.С. Юрцовский и В.В. Шамахов в своих работах заостряли внимание на том, что основная инициатива в сфере просвещения населения Томска изучаемого периода всецело принадлежала правительственным ведомствам, которые и способствовали его развитию [3].

В современных условиях экономического и политического кризиса, возрождения основ ры-

Л.Ю. Соколова, М.П. Широкова. О благотворительности в сфере начального и среднего.

ночной экономики, социального расслоения, многопартийности и тому подобного вновь становится актуальной проблема частной и общественной благотворительности, в том числе в сфере образования. Изучением исторического опыта XIX - начала XX вв. занимаются как специалисты (историки, экономисты, правоведы), так и публицисты, литераторы, общественные деятели, предприниматели.

Тема истории благотворительности в сфере просвещения г. Томска нашла отражение как в крупных исследованиях, так и небольших статьях. С опорой на богатый архивный материал их авторы восстанавливают объективную картину прошлого, без преувеличений, с одной стороны, и идеологических акцентов - с другой [4].

Восстановить историческую справедливость в оценке роли и места частных и общественных проявлений благотворительности в деле образования в Томской губернии помогают сохранившиеся источники: материалы местной периодической печати, отчеты благотворительных обществ, уставы различных организаций, активно занимавшихся благотворительностью и т.д. [5].

Изучение источников и литературы свидетельствует о том, что явление частной и общественной благотворительности в области образования было довольно широко распространено в Томской губернии, особенно со второй половины XIX в. Купечество, промышленники, интеллигенция осознавали важность распространения просвещения и поддерживали по мере возможности начальное и среднее, общее и профессиональное образование. Повторимся, что с конца XIX в. частная инициатива в деле благотворительности постепенно уступает место общественной. Мы попытаемся в общих чертах осветить явление меценатства в начальном и среднем профессиональном образовании в Томской губернии на рубеже XIX — XX вв.

Ко времени серьезного реформирования практически всех форм жизни в середине 60-х гг. XIX в. во всей Томской губернии насчитывалось всего 12 начальных школ, средняя губернская мужская гимназия и духовная семинария в Томске.

Учитывая то, что в Томске к этому времени было открыто всего 3 народных училища - 1-е мужское городское (1789 г.) и два воскресных (мужское и женское в 1829 г.), которые в силу низкого материального обеспечения могли обслуживать небольшой процент желающих учиться, можно говорить об отсутствии в городе народного начального образования. Слабая обеспеченность объяснялась недостаточным финансированием из кассы городского управления.

Именно в этих условиях и получила распространение частная и общественная инициатива в деле благотворительности. Ярким примером

меценатства в начальном образовании можно назвать открытие почетным гражданином г. Томска И.Ф. Каменским Детского сада со школою для детей низших и средних слоев городского населения. Это учреждение было обставлено богатыми научными пособиями и содержалось полностью на средства основателя. Данное учреждение обходилось Каменскому ежегодно в 8 тыс. р. Новое, прекрасно устроенное заведение быстро наполнилось учащимися и к концу первого учебного года имело уже около 100 учеников. Каменский содержал этот сад более 5 лет, и в марте 1879 г. он сообщает директору училищ, что «вследствие частовременных отлучек, а в последнее время и полного выезда из города, надзор за садом делается неудобным, а потому он намерен его закрыть» [6].

Но городская дума на заседании 27 марта 1879 г. постановила выразить «благодетелю» глубокую признательность за его инициативу (всего за 5 лет Каменский истратил на сад около 27 тыс. р.), а содержание сада принять на счет города. В этом же году из Детского сада были образованы 2 подгорных приходских училища -мужское и женское, на общих основаниях.

Еще раньше, т.е. в 1876 г., на заседании думы томский 1-й гильдии купец И.А. Еренев заявил, что, «желая способствовать распространению образования между подрастающим поколением г. Томска» [6], он готов устроить и содержать на свой счет училища (мужское и женское) в Заозерном предместье города в течение 7 лет, но с условием, что «по прошествии этого срока городское общество возьмет содержание тех училищ на свой счет», а он со своей стороны «уступит все возведенные им училищные здания вместе с землею в собственность города» [6].

Формирование системы городского самоуправления с 1870 г., способствовавшее постоянному увеличению местного бюджета, обеспечивало новые возможности в деле развития школьного образования, но теперь эта инициатива все больше переходит в руки общественных организаций.

Так, в 1880 г. гласный думы П.И. Макушин предложил создать в ней училищную испольни-тельную комиссию, которую и вел с перерывами в течение 15 лет. По замыслу основателя, комиссия, первая в Сибири, должна была добиваться получения средств для общего развития образования, открытия новых школ, помощи бедным ученикам. Члены комиссии должны были находить для школ богатых попечителей, которые из своих средств (не менее 100 р. в год) могли устраивать школьные буфеты, проводить праздники, обеспечивать школы необходимым оборудованием и печатными изданиями. Кроме этого, комиссия способствовала повышению педагогическо-

го мастерства преподавателей школ, ею было внесено предложение два раза в месяц проводить педагогические советы с целью «обсуждать возникающие в учебной практике вопросы, дать возможность малоопытным учителям воспользоваться рекомендациями более опытных» [7].

Для более успешного обучения в школах комиссия признала необходимым устройство в городе общего педагогического музея, в который входили бы все наглядные пособия, необходимые для педагогического процесса, а также лучшие педагоги ¡.еские руководства и сочинения известных педагогов, которые бы находились в открытом доступе для всех учителей. Для учеников предполагалось открытие при каждом училище отдельной библиотеки с необходимым набором книг.

Но деятельность комиссии крайне слабо успевала за все возрастающими потребностями в деле народного образования, что объяснялось низкой материальной поддержкой новых проектов.

Поэтому для более организованной постановки общего образования населения в 1880 г. все тот же «неугомонный просветитель» Макушин внес в думу предложение об образовании Общества попечения о народном образовании в г. Томске, подкрепив его разработанным проектом устава. Официально общество было открыто в 1882 г.

Согласно уставу, общество не имело права самолично открывать новые школы, но очень скоро это ограничение теряет свою силу, и за период с 1883 по 1887 г. возникают еще 4 начальные школы в районах с беднейшим населением: еланская в 1883 г., слободская в 1884 г., мухино-бугорская в 1885 г. и заисточная в 1886 г., каждая из которых имела 2 отделения - мужское и женское.

Вовлекая в просветительскую деятельность широкие и разнообразные слои местного населения за счет очень низких членских взносов и пожертвований, общество быстро приобретает широкий размах в сфере своей деятельности. Например, определив членский взнос всего в 1 р., Общество попечения о народном образовании уже через 2 месяца после своего открытия имело 500 членов и 1 тыс. р. в кассе. Некоторые историки в своих работах указывают на «изворотливость» совета общества в изыскании необходимых средств. Кроме дозволенных по уставу вечеров и концертов, общество организовало кружки для мелких жертвований в магазинах и казенных учреждениях. Парикмахерам, торговцам и служащим в некоторых государственных учреждениях были розданы особые расчетные книжки для сбора пожертвований с клиентов, покупателей, сотрудников учреждений. В городе и на линии железной дороги стали распространяться копилки и особые книжки 5-копеечного сбора в пользу общества [8].

До 1901 г., когда общество открыло еще 2 начальные школы (ярлыковскую и белозерскую), его основные материальные средства и инициатива были направлены на развитие общего просвещения.

Интересен тот факт, что заинтересованность в развитии промышленности и коммерческих предприятий города вынудила ряд местных предпринимателей обращаться к учебной администрации за разрешениями об открытии училищ при их фабриках и заводах на собственные средства для того, чтобы обучать грамоте детей служащих и рабочих. В этих ходатайствах предприниматели обязывались предоставлять помещение для школ, оплачивать содержание здания и прислуги, обеспечивать учителей жалованием, квартирами и бытовыми удобствами, доставлять необходимое оборудование, мебель и учебные пособия.

Особое место в развитии общего начального образования занимает открытие и содержание на частные средства детских приютов.

Еще с 1844 г. на средства золотопромышленника А. Попова (8 тыс. р. на основание и 3 тыс. р. на содержание) был открыт Мариинский детский приют. Позднее его попечительницей стала супруга известного промышленника И.Д. Аста-шева, которая ежегодно расходовала на содержание приюта около 3 -4 тыс. р. В приюте в то время содержались около 100 детей беднейших сословий, 20 из которых жили в нем постоянно на полном обеспечении, а остальные были приходящими.

После открытия в 1874 г. приюта для мальчиков в Мариинский приют стали принимать только девочек на полный пансион (до 60 человек). А в 1875 г. заботы о приюте взяли на себя супруги Цибульские, доведя его капиталы до 130 тыс. р. Программа обучения, кроме элементарного образования, содержала в себе курс по подготовке сельских учительниц. Всего Цибульские пожертвовали на этот приют 143 тыс. р., и располагался он в собственном каменном двухэтажном доме. При выходе из приюта воспитанницы получали часть капитала, который формировался из заработков самих воспитанниц во время проживания в приюте.

С открытием новых школ изменялась постепенно и структура образования. На рубеже XIX-XX вв. прослеживается стремление Томской городской думы продлить срок обучения в начальной школе до 5 лет. В 1910 г. Томская дума, по примеру других губерний, приняла план введения всеобщего начального образования, который был рассчитан на 10 лет и поддерживался ассигнованиями из государственной казны. Новые школы строились по проектам лучших томских архитекторов и соединяли в себе все требования педагогической науки.

Л.К). Соколова, М.П. Широкова. О благотворительности в сфере начального и среднего..

Стремление городской общественности и частного предпринимательства поставить образование на практическую основу проявлялось и в подходе к среднему профессиональному образованию. Первоначально инициатива открытия таких учебных заведений принадлежала Томской городской думе, которая уже в 1847 г. пожертвовала здание на углу ул. Магистратской (ныне Р. Люксембург) и пер. Тец-ковского (пер. Кооперативный) для первого реального училища. Однако государственное содержание не исключало возможной помощи меценатов. Например, потомственный почетный гражданин города Колывани 1 -й гильдии купец Цыбульский пожертвовал единовременно 15 тыс. р. на первоначальный ремонт здания и оснащения его необходимым оборудованием. Кроме этого, Цыбульский был избран на место почетного попечителя училища сроком на 3 года, в течение которых он должен был заботиться о материальном благосостоянии учебного заведения.

Кроме того, 14 марта 1882 г. в городе было открыто Общество вспомоществования бедным учащимся Томского Алексеевского (по учреждению Императора Николая от 21 марта 1878 г.) реального училища на основании устава, утвержденного 11 августа 1881 г. Целью открытия данного общества было «доставление беднейшим и способным ученикам училища средств к продолжению учения в сем училище» [9].

Средства общества формировались из ежегодных взносов действительных членов (не менее 3 р.) и почетных членов (не менее 50 р.). Таким образом, частные средства позволяли и беднейшим сословиям дать своим детям среднее профессиональное образование. Дети из торгово-промышленных слоев обучались платно, и в 1889 г. плата за обучение составляла 20 р. в год с одного ученика. Примерно 32.8 % общего бюджета составляли пособия городских обществ, основными членами которых были все те же купцы и предприниматели.

Развивающую роль частный капитал играл и в деле расширения ремесленных училищ. Еще «в 1865 г. купеческая жена Акулова Т.П. подала в городскую думу предложение об устройстве в городе ремесленного училища и сделала первый взнос на него в размере 250 р.» [10]. Но это предложение не было удовлетворено. Уже на следующий год макарьевский 1-й гильдии купец A.C. Ка-линик-Шушляев завещал на это дело 12 тыс. р. [11].

В дальнейшем эту идею «подхватили» и выделили необходимые средства братья Евграф и Всеволод Королевы. В пожертвованном ими каменном 2-этажном здании на ул. Почтамтской и в 2-этажном деревянном с надлежащими постройками (оценочная цена 30 тыс. р.) 26 февраля 1883 г. было открыто первое ремесленное училище. Сам Евграф Королев не признавал «мелкой» благотворительности, почти не участвовал в мас-

совых пожертвованиях («по подписке»), а предпочитал действовать один или с братом Всеволодом, «чтобы королевская фамилия звучала не в общем хоре» [12]. Поэтому его кредитными билетами на 10 тыс. р. и облигациями Восточного займа на 35 тыс. р. было обеспечено довольно продолжительное существование училища.

К началу XX в. в Томске сложилась довольно развитая по тому времени система профессионального образования, которая включала в себя 3 училища - 2 ремесленных (братьев Королевых и Томское 4-классное) и 1 железнодорожное, готовившие квалифицированных слесарей, токарей, столяров, машинистов, мастеров и т.д.

Однако в связи с проведением и налаживанием функционирования Сибирской железнодорожной магистрали, связавшей азиатскую часть России с развитыми в капиталистическом отношении городами европейской России, в сибирских городах стали появляться новые отрасли труда, разнообразилась, расширялась и усложнялась торговля. Потребовались более современные приемы производства и торговли, а следовательно, понадобились образованные помощники и слуги новому сибирскому господину-«капиталу» [13]. Таких слуг капитала и призвано было готовить Томское коммерческое училище, первое в Сибири, открытое в 1901 г.

Мысль об открытии подобного училища возникла в томском купеческом обществе, которое еще в 1986 г. установило ежегодный денежный сбор с гильдейских и сословных свидетельств (1-й гильдии - 15 р., 2-й гильдии - 6 р. в год) в фонд по строительству училища. Вскоре открылась и подписка на пожертвование, на которую откликнулся Торговый дом «Кухтерин и сыновья», подаривший для нужд училища дом и флигель на ул. Магистратской стоимостью в 30 тыс. р.

16 сентября 1901 г. училище начало свою деятельность в пожертвованном доме. Однако очень скоро из-за малой вместимости здания встает вопрос о необходимости строительства каменного, более современного в техническом и гигиеническом отношении, здания. Землю под училище пожертвовал все тот же Кухтерин, но так как этот участок был несколько отдален от города, то попечительский совет училища обратился в городскую думу с ходатайством обменять этот участок на другой, который находился на Соляной площади, на что и получил согласие.

Только к 16 сентября 1904 г. училище переехало в новое здание, которое по своим удобствам является «образцовым для всех других учебных заведений г. Томска» [14].

В период с 1 сентября 1901 г. по 1 июня 1909 г. на нужды училища было сделано частных пожертвований на сумму в 103 587 р., а Министерство финансов отпустило пособие из капитала Товарищества братьев Поповых - 31 тыс. р.

Наличие частной и общественной благотворительности в сфере народного просвещения в конце XIX - начале XX вв. свидетельствовало о заботе наиболее зажиточных томичей постановкой образования в городе. Развитие экономики и торговли вынуждало томских промышленников и особенно купцов заботиться не только о

воспитании своих детей, но и о подготовке квалифицированных кадров для своих предприятий, устраивая средние и начальные заведения как для мужчин, так и для женщин. Опыт благотворительности, накопленный прошлыми поколениями предпринимателей, может быть полезным для наших современников.

Литература

1. Дмитриев-Мамонов A.M. К истории первого университета в Сибири // Всемирный вестник. 1905. № 10; Егоров С.Е. Первое Сибирское коммерческой училище цесаревича Алексея в г. Томске. 1901-1909. Томск, 1910; Кащенко Н.Ф. Сибирские высшие женские курсы, их положение, нужды и надежды, Томск, 1912; Курочкин И.М. Статистика и материалы для истории Томской мужской гимназии с 1889 по 1899 г. Томск, 1899; Лаврский А. Сибирские высшие женские курсы. Томск, 1912; Мисю-рев A.A. Томская губернская гимназия в первое 10-летие ее существования 1878-1888 гг. Томск, 1894.

2. Потанин Г. Культурно-просветительные организации; Сапожников В,В. Императорский Томский университет; Он же. Сибирские высшие женские курсы; Слободский М.И. Среднее образование в Томске; Он же. Профессиональное образование; Карпова Н.П. Низшее образование; Она же. Внешкольное образование // Город Томск. Томск, 1912.

3. Шамахов В.В. Школа Западной Сибири в конце XIX - начале XX веков. Томск, 1957; Юрцовский Н.С, Очерки по истории просвещения в Сибири. Вып. 1 (1703-1917), Н.-Ник„ 1923.

4. Бойко В.П. Томское купечество в конце XVIII—XIX веках, Томск, 1994; Томская область. Исторический очерк / Под ред. В.П. Зиновьева. Томск, 1994; Миронов В.Б, Век образования. М., 1990; СталеваТ. Сибирский просветитель Петр Макушин. Томск, 1990.

5. Благотворительные учреждения Томской губернии / Сост. Соболев, Томск, 1895; Извлечение из отчетов попечителя Западно-Сибирского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1886, 1889 гг. Томск, 1887, 1891; Макушин П.И. О бостоянии начальных училищ г.Томска за 1886/87 учебный год. Томск, 1888; Отчет о состоянии и деятельности Томского городского ремесленного училища Е. и В. Королевых за 1911 г. Томск, 1912; Отчет о состоянии приходских училищ г. Томска. Томск, 1891; Устав «Общества попечения о начальном образовании в городе Томске». Томск, 1882; Устав «Общества взаимного вспоможения приказчиков в г. Томске». Томск, 1893 и т.д.

6. Отчет о состоянии приходских училищ г. Томска. Томск, 1891. С, 4.

7. СталеваТ. Сибирский просветитель Петр Макушин, Томск, 1990,

8. Шамахов В.В, Школа Западной Сибири в конце XIX - начале XX веков: В 3 т. Т. 1. Ч. 2. 1957. С. 28.

9. Благотворительные учреждения Томской губернии, Очерк. Томская губернская типография, 1895. С. 46.

10. Бойко В.П. Томское купечество конца XVIII - начала XX веков. Томск, 1994. С. 244.

11. Сибирская газета. 1881. 1 нояб.

12. Разумов 0. Он начинал, как начинают нынче (о Королеве) // Томский вестник, 1993. 6, 13 авг.

13. Сибирская жизнь, 1911. № 205.

14. Слободский M.Â. Среднее образование в Томске // Город Томск. Томск, 1912. С. 23,

М.П. Широкова, С.А. Кочурина

О НЕКОТОРЫХ ФИНАНСОВЫХ НЕДОРАЗУМЕНИЯХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОМСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА

Томский государственный педагогический университет

Финансовая жизнь Томского учительского института, как и других подобного рода учебных заведений, была четко очерчена границами возможностей, предоставляемых государственной казной. Помимо сведений о библиотеке, подаренной попечителем Западно-Сибирского учебного округа Леонидом Ивановичем Лаврентьевым в первый год существования Томского учительского института (ТУИ) [1], сведений о какой-либо крупной или регулярной благотворительной помощи со стороны частных лиц или организаций в адрес института нам ни в архивных материалах, ни в литературе не удалось обнаружить. Правда, сразу оговоримся, что землю под строительство специального корпуса институту городские власти выделили безвозмездно еще в 1900 г.

[2]. А затем все финансовые проблемы институт решал самостоятельно, лишь при моральной поддержке все того же попечителя.

Средств, отпускаемых казной на содержание корпуса, преподавателей, воспитанников, прислуги и так далее, было явно недостаточно, особенно в первые годы жизни института, и директору Виктору Петровичу Щепетеву приходилось совершать настоящие чудеса изворотливости. А когда это не удавалось, он сам без оплаты преподавал уроки истории и географии. Кроме этого, В.П. Щепетев обращался к начальству с просьбой о разрешении ему также безвозмездно преподавать не предусмотренные программой министерства уроки немецкого и французского языков, на что, вероятно, получил отказ. Финансовые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.