КНИГА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ
УДК 027.8
Е.В. Ивановская (Сизова)
БИБЛИОТЕКИ ТОМСКИХ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ XIX - НАЧАЛА XX в.1
В статье рассматривается история формирования и существования учительских и ученических библиотек при томских воскресных школах в XIX - начале XX в.
Ключевые слова: Томск, библиотека, воскресные школы.
В середине XIX в. в России получили распространение различные формы воскресного обучения детей и взрослых с целью духовно-нравственного просвещения и пропаганды грамотности: воскресные беседы, чтения, лекции с показом иллюстраций. В этот период в качестве самостоятельных учебных заведений стали появляться общеобразовательные воскресные школы, которые учреждались церковными приходами, монастырями, а также общественными организациями и частными лицами. Однако просуществовали они недолго и Высочайшим повелением от 10 июня 1862 г. были закрыты. Вновь воскресные школы стали открываться в 7080-е гг. XIX в. Данный вид учебных заведений осуществлял свою деятельность на основании Положения о начальных народных училищах, утвержденного 25 мая 1874 г. В этом документе был пункт о библиотеках, учреждаемых в воскресных школах. В нем указывалось следующее: «При школах, по мере средств, устраиваются учебно-вспомогательные учреждения: а) библиотека учительская, б) библиотека ученическая, состоящая из учебных руководств, книг для чтения учениками, в) склад учебников, учебных пособий и классных потребностей, заготовляемых заблаговременно училищем и предназначенных частью для безвозмездной раздачи бедным ученикам, частью для продажи более достаточным» [1. С. 70-75].
1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ .№ 11-14-70002а/Т.
В Томске первые воскресные школы были открыты в 60-е гг. XIX в., но через пару лет они закрылись. Вновь данный вид учебных заведений появился в городе в 1881 г., когда по инициативе небольшого круга лиц, состоявшего из учителей приходских школ и нескольких домашних учительниц, были открыты две воскресные школы (мужская и женская) [2]. В связи с тем, что для вновь организованных школ были нужны учебные руководства и книги для чтения, педагогический совет этих учебных заведений на одном из своих заседаний поставил вопрос о необходимости учредить ученические библиотеки. В отчете о состоянии начальных училищ г. Томска за 1881/82 учебный год отмечалось, что достижение «развития учащихся и доставления им навыка в чтении доступных их пониманию книг при ограниченном сроке занятий возможно только при том случае, если бы школа владела библиотекою для чтения, которая даже при крайней непродолжительности занятий и при ничтожной домашней подготовке учеников все-таки очень помогла бы наставникам направлять и поддерживать по пути развития своих учеников... Наши воскресные школы имеют случай убедиться, что любознательность их питомцев постепенно возбуждается, свидетельством чего служит тот факт, что они с большим интересом прочитывают каждую книгу, охотно беседуют о прочитанном и постоянно заявляют о своем желании пользоваться книгами для чтения. одна грамотность без желаемого и возможного развития, достижимого путем систематического чтения, не есть еще результат, которого стоило бы добиваться» [3. С. 55]. Однако средств на учреждение библиотек не было. Поэтому педагогический совет «постановил предложить г. председателю училищной комиссии П.И. Макушину обратиться в Томскую городскую думу с просьбою, не найдет ли она возможным ассигновать на этот предмет несколько рублей в год и через П. И. Макушина просить городскую думу ходатайствовать перед г. директором училищ Томской губернии о разрешении приобретать в библиотеки воскресных школ для взрослых и такие книги, которые не будут помещены в Министерском каталоге (преимущественно технического содержания), причем список этих книг будет представлен г. директору на рассмотрение; давать эти книги ученикам и ученицам без всякого залога и если взятые ими книги будут утеряны, то за них учитель не отвечает» [4. С. 5]. Томская городская дума удовлетворила данное ходатайство. Для устройства библиотек она
ежегодно выделяла по 100 рублей на каждую школу. Однако в связи с материальными затруднениями в период с 1891/92 учебного года по январь 1899 г. из бюджета томской городской думы на нужды библиотек томских воскресных школ отчислялось только по 50 рублей в год на каждое учебное заведение.
Несмотря на все принятые меры, библиотеки томских воскресных школ были скудны. При формировании их фондов большую помощь оказали почетные блюстители этих учебных заведений. Так, в 1882/83 учебном году почетная блюстительница женской воскресной школы Н.Я. Чернядева подарила 60 томов книг, а на следующий год еще 48. Кроме того, она выписала для библиотеки журнал «Семья и школа». Почетный блюститель мужской воскресной школы
Н.Н. Вяткин «на пособия и книги для чтения передал 100 рублей» [5. С. 6].
Библиотека начала свое существование в год открытия воскресной женской школы. Каждый год она пополнялась и обновлялась и к 1901 г. состояла из 939 названий в 1172 томах. По мнению администрации школы, наличие такого количества книг считалось недостаточным. Во-первых, в библиотеку иногда попадали книги, которые совсем не использовались с момента основания библиотеки; во-вторых, книг, которые пользовались спросом, едва хватало на год, на два: так как они изнашивались, поскольку ученицы не отличались бережным обращением с книгами; в-третьих, существенный урон библиотечному фонду наносил ежегодный невозврат книг. Кроме того, сохранность библиотечного фонда страдала от подвижного и непостоянного состава учителей, как заведующих группами, так и заведующих библиотекой. Вся библиотека к 1901 г. делилась на 9 отделов: духовно-нравственный (31 назв. в 34 т.); беллетристический (372 назв. в 536 т.); исторический (136 назв. в 141 т.); естественный, медицина и гигиена (103 назв. в 130 т.); география, путешествия (73 назв. в 85 т.); биографический (38 назв. в 55 т.); журналы (97 назв. в 100 т.); сборники (42 назв. в 43 т.); смесь 947 назв. в 48 т.) [6. С. 17]. Самым большим по количеству книг был беллетристический отдел. В нем можно было встретить сочинения таких писателей, как Островский, Достоевский, Гоголь, Гончаров, Тургенев, Л.Н. и А.К. Толстые, Гоголь и др. Ученицы, пробывшие в воскресной школе два или три года, перечитывали практически все книги из школьной библиотеки. Журнальный отдел состоял из следующих
периодических изданий: «Детское чтение», «Семейные вечера», «Родник», «Читальня народной школы», «Нива», «Детский отдых», «Игрушечка с отделом для малюток», «Юный читатель». Работа библиотеки руководством школы оценивалась хорошо. Так, к 26 ноября 1900 г. за 7 воскресений было выдано 638 книг, более половины всей библиотеки [7. С. 18]. Несмотря на это, библиотека очень нуждалась в пополнении своих фондов, но на выделяемые средства в 255 рублей 56 копеек осуществить более или менее нормальную закупку книг было сложно.
В среднем за период с 1882 по 1887 г. «на 1 ученицу приходилось 5 книг, на 1 ученика 5,9» [5. С. 132]. С 1887 по 1897 г. сведений о библиотечных фондах не сохранилось. По имеющимся данным, за период с 1897 по 1902 г. в среднем на 1 ученицу приходилось 2,2 книги, на 1 ученика в 1901-1902 гг. - 1,9 книг.
Таблица 1
Количественные характеристики библиотечных фондов томских воскресных школ
с 1882 по 1902 г. [5]
Годы Женская школа Мужская школа
Кол-во книг Кол-во книг на 1 чел. Кол-во книг Кол-во книг на 1 чел.
1882-1883 219 2,3 102 2,5
1883-1884 390 3,7 201 3,9
1884-1885 415 6,1 270 9,0
1885-1886 436 6,4 279 6,8
1886-1887 500 6,6 309 7,7
1897-1898 600 1,8 - -
1898-1899 903 1,9 - -
1899-1900 1172 2,1 659 3,9
1900-1901 1490 2,5 - -
1901-1902 1618 2,6 1027 1,9
Из данной таблицы видно, что с каждым годом библиотечные фонды томских воскресных школ увеличивались, но с ростом численности учащихся падало процентное соотношение книг и учащихся. Это обстоятельство объясняется тем, что начиная с 1897 г. библиотеки этих учебных заведений формировались не пропорционально количеству учеников. В связи с этим многие учащиеся томских воскресных школ пользовались услугами бесплатной библиотеки томского Общества попечения о народном образовании.
Таблица 2
Количество учащихся воскресных школ, бравших книги из бесплатной библиотеки Общества попечения о начальном образовании (по данным отчета данного общества) [5. С. 136]
Женская школа
1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 по 1 июля
9 48 70 - 202 268 308
Мужская школа
1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 по 1 июля
- 3 2 - 17 50 84
Анализ материалов таблицы позволяет сделать вывод, что количество книг, выданных для учащихся воскресных школ из бесплатной библиотеки Общества попечения о начальном образовании, с каждым годом возрастало, так как собственные книжные собрания указанных школ не удовлетворяли всем потребностям учащихся. Особенно этот факт показателен для женской воскресной школы.
Это обстоятельство признавали и преподаватели учебных заведений. Так, в отчете о деятельности томской женской воскресной школы за 1897-1898 гг. говорится, что «библиотека бедна и не поставлена еще так, как следовало бы» [7. С. 48]. Главные причины плохой постановки библиотечного дела в воскресных школах авторы видели в следующем: «Во-первых - в частой замене заведующих библиотекой; так, например, в 1898/99 учебном году их сменилось двое; во-вторых, большинство преподавателей - люди неопытные и мало знакомые со школьной библиотекою; и в-третьих - «недосуг» [8. С. 21]. Кроме того, одна из учительниц писала в своем дневнике, что «библиотека так запущена, так все перепутано, что на разбор в ней немало нужно положить труда» [5. С. 133]. Кроме того, обе воскресные школы постоянно жаловались на то, что каждый год «наблюдается масса неполученных книг от учащихся» [5. С. 133].
Выдача книг из библиотеки женской воскресной школы осуществлялась через учительниц групп, в мужской воскресной школе и вечерних классах учащиеся брали книги у библиотекаря. Первоначально для получения нужной книги ученицы давали расписку, которая составлялась по определенному шаблону: «Я, нижеподписавшаяся, обязуюсь отпускаемые мне из библиотеки женской воскресной школы книги и учебные пособия держать в чистоте и порядке, а по прекращению мною
занятий в школе все книги и пособия, какие к тому времени будут за мною, возвратить в библиотеку чистыми и целыми. За потерянную или испачканную мною книгу обязуюсь уплатить ее полную стоимость». Далее следует «Жительство имею» и «Подпись». «Настоящее обязательство удостоверяем» (подпись двух преподающих) [5. С. 133]. Однако такие расписки существовали недолго.
Впоследствии в библиотеках томских воскресных школ были выработаны правила пользования книжными фондами. Выдача книг из библиотеки Томской женской воскресной школы с 20 сентября 1901 г. регулировалась правилами, выработанными в школьном совете:
1. Каждый преподающий не может брать книг более удвоенного числа его учениц, имеющихся в группе в данное время.
2. Не допускать, чтобы ученица держала книгу более трех недель. По истечении трехнедельного срока ученица обязана непременно принести книгу, и если она не дочитана, то взять может только тогда, когда на нее не было заявлено требований.
3. Выданную книгу заведующая группою обязана записать за ученицей в групповой журнал, где для записей выдачи книг из библиотеки отведено отдельное место [5].
Библиотечные правила в томской мужской воскресной школе были более структурированы.
1. Библиотека открыта для всех участников школы.
2. Желающие получить книгу получают ее только по предъявлению библиотекарю абонементной книжки, которая выдается каждому при записи на чтение. В случае потери абонементной книжки взамен выдается другая.
Примечание. Каждый, вновь записывающийся в библиотеку, должен предъявить библиотекарю билет школы для получения абонементной книжки.
3. Каждому выдается за один раз из библиотеки не более 4 книг.
4. Читатели обязаны беречь выдаваемые книги: не вырывать из них листов, рисунков и картин, не пачкать, не рвать и вообще не портить книг каким бы то ни было образом; например, не делать в книгах надписей, пометок, помня, что, испортив книгу, они этим могут лишить возможности других прочитать ее.
5. Читатели, которые пожелали бы иметь в библиотеке то или иное интересующее их сочинение, приглашаются записывать свои заявления в особую, предназначенную для этой цели книгу, храня-
щуюся у библиотекаря. Заявления эти будут приниматься во внимание при приобретении новых книг.
6. При требовании несколькими читателями одной и той же книги в одно время соблюдается очередь получения заявления.
7. Книги выдаются в дни и часы школьных занятий, в праздничные по особому объявлению от 12 до 1 часу дня.
8. Все мнения и желания относительно библиотеки, равным образом как и отзывы о прочитанных книгах, записываются желающими в особую, предназначенную для этой цели книгу и просматриваются на собраниях преподающих.
9. При прекращении занятий в школе и чтения в библиотеке все книги должны быть сданы библиотекарю вместе с абонементом [5. С. 34].
Однако большинство этих правил существовало только на бумаге.
Таким образом, можно сказать, что понимание школьной администрацией необходимости формирования библиотечных фондов не только для средних, но и для начальных училищ привело к открытию собственных библиотек при томских воскресных школах.
Литература
1. Воскресные школы // Справочная книжка об устройстве и ведении бесплатных народных библиотек, народных чтений и воскресных школ. Вологда, 1903. С. 70-75
2. Сибирская газета. 1883. № 11.
3. Отчет о состоянии начальных училищ г. Томска за 1880/81 уч. г. Томск, б.г. С. 55.
4. История возникновения воскресных школ в г. Томске и библиотек при них. Томск, 1899. С. 5.
5. Вольфсон Д. Воскресные школы. Томск, 1903. С. 6.
6. Томская воскресная женская школа за 1881-1901 гг. Томск, 1902. С. 17.
7. Отчет о деятельности томской женской воскресной школы за 1897/98 уч. г. Томск, 1899. С. 48.
8. Отчет о деятельности Томской женской воскресной школы за 1898/99 уч. г. Томск, 1900. С. 21.