Научная статья на тему 'Практические электронные курсы'

Практические электронные курсы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким Жанна Владимировна, Ким Леонид Сергеевич

В статье говорится о важности внедрения электронных технологий в процесс обучения. Приводится конкретный пример реализации электронного учебного курса в Алтайской академии экономики и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практические электронные курсы»

Информационные технологии в обучении

91

=10-- Литература

1. Агеев В.Н., Древс Ю.Г. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование: учебное пособие в помощь авт. и ред. / под ред. Ю.Г. Древса. М.: Моск. гос. ун-т печати, 2003. 236 с.

2. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания. М., 2000. 164 с.

3. Гронский А. В чем экзистенциальность гештальт-терапии? // Экзистенция: психология и психотерапия, 2008. № 12. С. 94-107.

4. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М., 1965. С. 86-234.

5. Проектирование пользовательского интерфейса на персональных компьютерах, стандарт фирмы IBM / под ред. М. Дадашова, М.: DBS Ltd, 1992. 186 с.

6. Преображенский К.К. Психологические аспекты проектирования изображений в машинной графике: дис. ... канд. псх. наук. М., 1991. 255 с.

7. Тарабукин Н. Смысловое значение диагональных композиций в живописи // Уч. записки Тарт. гос. ун-та. 1973. Вып. 308. С. 427-481.

8. Уфимцев Р. Когнитивные технологии: http://www.metaphor.ru/er/blog/058.xml

9. Уфимцев Р. Магия когнитивного маркетинга // Новый маркетинг. 2008. № 2. С. 8-21.

10. Foley J.D., Andries van Dam, Feiner S.K., Hughes J.F. / Computer Graphics: Principles and Practice in C (2nd Edition). Addison Wesley, 1997. 1264 c.

11. Norman D.A. Collaborative computing collaboration first, conputing second // Com. of the ACM, 1991. Vol. 34. P. 88-90.

12. ZeleznikR.C., Forberg, A.S., Strauss P.S. Two-pointer input for 3D interaction. - In Proceedings of 1997 Simposium on Interactive 3D Graphics (Providence, Rhode Island, April 27-30).

Практические электронные курсы

Ким Жанна Владимировна (kimgv58@gmail.com), Ким Леонид Сергеевич (kimleo58@gmail.com)

Алтайский государственный технический университет г. Барнаул, Алтайская академия экономики и права (ААЭП), г. Барнаул

Аннотация

В статье говорится о важности внедрения электронных технологий в процесс обучения. Приводится конкретный пример реализации электронного учебного курса в Алтайской академии экономики и права.

В нынешних условиях информационного и телекоммуникационного бума создаются благоприятные условия для создания единого информационного образовательного пространства, позволяющего качественно и своевременно удовлетворять информационно-образовательные потребности общества. Это естественным образом влечет за собой необходимость коренных изменений устоявшихся взгля -дов на процесс информатизации всей экономики и образования, в частности. Назрела насущная потребность в комплексном системно-целевом подходе к проблеме информатизации образования на всех ее структурных уровнях, а также в инновационном учебно-методическом обеспечении этого процесса. Понимание сути проблемы требуется, в первую очередь, специалистам и руководителям всех структур управления образованием и руководящим лицам образовательных учреждений, от которых в итоге и зависит внедрение информационных технологий в процесс управления образованием и в учебно-воспитательный процесс. При этом внедрение его разнообразных организационных моделей требует не только развития и применения различной электронно-вычислительной техники и их программного обеспечения, но и серьезных организационных преобразований, нововведений в кадровой политике, реорганизации нормативно-методической и учебно-методической базы всего образовательного про -цесса, модификации педагогических методов и инструментария, соответствующих уровню развития современных компьютерных технологий. На текущий момент ситуация с внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в систему образования остается на низком уровне, в основном по причине отсутствия должного финансирования этого процесса.

В последнее время одно из важных направлений в образовательном процессе получило комбинированное обучение, когда классическое преподавание в аудитории по расписанию в очном режиме со -четается с современными технологиями электронного обучения. Эффективно управляемое электронно-коммуникационное обучение становится важнейшим вектором направления современного образования.

92

ИТО Марий Эл -2010

Применение компьютерных и телекоммуникационных технологий в преподавании позволит не только повысить у обучаемых интерес к изучению дисциплины, но и более эффективно закрепить теоретические знания по изучаемому материалу, а главное - приобрести профессиональные умения и прочные навыки решения задач, что является важнейшим качеством современного специалиста. В настоящее время есть все необходимые предпосылки для внедрения современных электронно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Используя объединяющие, органически связанные современные информационные, телекоммуникационные и компьютерные технологии, можно и нужно создавать современные электронные курсы по всем дисциплинам, в том числе курсы дистанционного обучения. Одним из важных преимуществ электронных курсов является динамичность и мобильность оцифрованных материалов, что позволяет в оперативном режиме производить их модификацию или корректировку в зависимости от текущих потребностей, включая материалы и задания тестов, ежегодно пополняемые аналогами новейших задач министерских тестов. Разработка и установка электронно-коммуникационного курса являются базовой основой для внедрения современного электронного метода обучения.

Реальным примером использования современных информационных технологий служит разработанный учебный комплекс, представляющий собой отдельный web-сайт, состоящий из комплекта электронных документов, связанных между собой многочисленными гиперссылками, и устанавливаемый на файловом сервере учебного заведения. В нем реализована самая универсальная технология комбинированного обучения, интегрирующая в себе самые передовые информационные, компьютерные и сетевые технологии и классическое преподавание по расписанию в аудитории. Для проведения регулярного тестового контроля с целью проверки качественного уровня усвоения изученного материала разрабатывается база тестовых вопросов в системной объектно-ориентированной обучающей среде Moodle, устанавливаемой на специально выделенном сервере, имеющем выход в глобальную информационную сеть Интернет. Из этой базы путем случайного выбора вопросов из определенных тем составляются тематические тесты к основным модулям дисциплины. Для проведения поточных лекций используются установленные стационарные или переносные мультимедиа-проекторы, к которым преподаватель подключается с помощью ноутбука. Лекции представляют собой презентации, разработанные в программной оболочке MS PowerPoint.

На сегодняшний день в Алтайской академии экономики и права разработан и апробирован электронно-коммуникационный курс «Математика» для студентов юридического факультета, который может служить образцом реального внедрения электронных технологий в учебный процесс. Он представляет собой электронный учебно-практический комплекс, составленный в соответствии с учебно-методическим комплексом этой дисциплины. Перечислим его основные, связанные между собой гиперссылками элементы:

- лабораторный практикум, состоящий из лабораторных занятий в виде отдельных модулей, содержащих план текущего занятия и порядок его выполнения с кнопкой гиперссылки на гипертекстовую страницу содержания текущей темы;

- литература, состоящая из оцифрованных учебно-методических пособий, лекций, прочитанных на текущий момент, других вспомогательных материалов;

- программа курса в электронном формате;

- электронная памятка для студентов с описанием рейтинговой системы оценки их знаний;

- электронный журнал успеваемости студентов в формате электронной таблицы с текущими оценками и средним баллом по дисциплине.

В состав каждого модуля электронно-коммуникационного курса входят:

1) краткая теоретическая справка, включающая основные утверждения, формулы, графики, диаграммы и поясняющие примеры;

2) блок подробно разъясненных решений примеров типового варианта;

3) индивидуальные многовариантные типовые задачи для самостоятельной работы студентов;

4) небольшой контрольный тест к изучаемой теме занятия в вышеописанной системе Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.