Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА РАСХОДОВ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ'

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА РАСХОДОВ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / УСЛУГИ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / РАСХОДЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лесина О.В.

Статья посвящена анализу ведения управленческого учета в телекомму- никационных компаниях г. Москвы и МО. В результате исследования автор показал, что крупные компании, представленные в данном регионе федеральными операторами связи, ис- пользуют в своей деятельности все системы управленческого учета - калькулирование себе- стоимости и учет расходов, формирование бюджетов, анализ и контроль. При этом инфор- мационная база управленческого учета крупных и средних компаний также формируется на основе себестоимости, определенной по методике раздельного учета доходов и расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL ASPECTS OF MANAGEMENT ACCOUNTING TELECOMS COST

The article is devoted to analysis of management accounting in telecommunication companies of Moscow and MO. The study the author showed that the largest companies in the re- gion, Federal operators, use in their activities all the management accounting system - cost account- ing and cost accounting, budgeting, analysis and control. The information base of management ac- counting of large and medium-sized companies formed on the basis of the cost determined by the method of separate accounting of income and expenses.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА РАСХОДОВ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ»

понент кадры незначительно вырос и составил 52,2 пункта. Этот компонент - единственный, находящийся выше отметки в 50 пунктов, что отражает рост активности. В 3 кв. индекс найма преодолел отметку в 50,0 п. и составил 51,1 п. (кварталом ранее 49,6 п.). Это свидетельствует о смене тенденции в вопросе штата: МСБ больше нанимает персонала, чем сокращает. Подрос индекс оплаты труда (с 52,7 п. до 53,3 п.), за счет несколько большей склонности МСБ к повышению зарплат.

В разрезе отраслей также отмечается повышение индексов деловой активности. Темпы роста оказались схожими, соответствующие подындексы подросли на 0.1-1,3 пункта. Наиболее благоприятно обстоит дело с деловой активностью в производстве, где не только компонент кадры, но и компонент продажи находятся заметно выше отметки в 50 пунктов, а также более высокая склонность предпринимателей к инвестициям.

В то же время по динамике лучше выглядел индекс сферы услуг, который прибавил 1,3 п., а хуже - торговли, который не показал заметного изменения относительно 2 кв.

В разрезе размеров бизнеса индексы деловой активности двигались разнонаправ-

Литература:

1. Антикризисный мониторинг субъектов малого и среднего предпринимательства в России URL: http://www.oporamo.ru/upload/users/b473c3114edc79b3618d0d7bf2d090b6.pdf (дата обращения: 05.02.2017).

2. Индекс ОПОРЫ RSB1 URL: http://opora.ru/projects/indeks-opory-rsbi/7sphrase_id4662 (дата обращения: 05.02.2017).

References:

1. Antikrizisnyj monitoring sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii URL: http://www.oporamo.ru/upload/users/b473c3114edc79b3618d0d7bf2d090b6.pdf (data obrashcheniya: 05.02.2017).

2. lndeks OPORY RSB1 URL: http://opora.ru/projects/indeks-opory-rsbi/?sphrase_id=1662 (data obrashcheniya: 05.02.2017)._

Прикладные экономические исследования №6 (16), Издательство «Научный консультант», 2016

Практические аспекты управленческого учета расходов телекоммуникационных компаний

Лесина О.В.

_ассистент кафедры «Финансы», 105005, ул. 2-я Бауманская, 7_

Аннотация: статья посвящена анализу ведения управленческого учета в телекоммуникационных компаниях г. Москвы и МО. В результате исследования автор показал, что крупные компании, представленные в данном регионе федеральными операторами связи, используют в своей деятельности все системы управленческого учета - калькулирование себестоимости и учет расходов, формирование бюджетов, анализ и контроль. При этом инфор-

лено. Хороший рост показали индексы мик-ро и среднего бизнеса. Первый за счет усиления компонент инвестиций и доступности финансирования, второй - преимуществен-ноблагодаря росту продаж. При этом индекс малого бизнеса немного скорректировался из-за более слабых значений показателей инвестиций и доступности финансирования.

В целом, во всей линейке отраслевых индексов и в разрезе размеров бизнеса можно констатировать, что лучше всего ситуация обстоит в производстве малого и среднего бизнеса, а хуже в торговле и производстве микро-бизнеса, а также сфере услуг малого бизнеса.

Преодоление тяжелого состояния экономики, особенно, в секторе МСБ, должно быть связано, как показывают исследования, с решением финансово-экономических вопросов, например, динамикой кредитования. Также важным становится вопрос межбюджетных отношений, кластерного развития регионов и создания на основе лучших практик муниципалитетов площадок для построения механизмов эффективного воспроизводства субъектов малого и среднего предпринимательства.

мационная база управленческого учета крупных и средних компаний также формируется на основе себестоимости, определенной по методике раздельного учета доходов и расходов.

Ключевые слова: телекоммуникационная компания; управленческий учет: услуги; принятие решений; себестоимость; расходы; информационная база.._

Applied Economic Researches 6(16), Published by Scientific Adviser, 2016 PRACTICAL ASPECTS OF MANAGEMENT ACCOUNTING TELECOMS COST

Lessina O.V.

assistant oj the Department «Finance», 105005. street. 2 Baumanskaya. 7 Abstract: the article is devoted to analysis of management accounting in telecommunication companies of Moscow and MO. The study the author showed that the largest companies in the region, Federal operators, use in their activities all the management accounting system - cost accounting and cost accounting, budgeting, analysis and control. The information base of management accounting of large and medium-sized companies formed on the basis of the cost determined by the method of separate accounting of income and expenses.

Keywords: telecommunications company; management accounting; service; decision mak-ing; cost; costs; information database._

Телекоммуникационная сеть представляет собой совокупность технологических элементов, позволяющих осуществлять обмен информацией между территориально разнесенными объектами с помощью электрических. оптических или радиосигналов. В соответствии с вышесказанным определим, что телекоммуникационные компании -это экономические субъекты единой инфо-коммуникационной отрасли, осуществляющие предпринимательскую деятельность посредством эксплуатации телекоммуникационной сети.

Телекоммуникационные услуги

включают телефонную и телеграфную связь, передачу информации электронным путем, телекс, факсимильную связь, электронную почту и онлайновую связь, а также более сложные виды телекоммуникаций, связанные с переработкой, хранением и кодированием информации. Телекоммуникационные услуги условно можно разделить на две основные группы: - основные (базисные) телекоммуникации, охватывающие коммуникационные средства передающие информацию в реальном времени, включающие телефон, телеграф, телекс, факсимильную связь, сотовые телефоны, спутниковые системы связи, главная особенность которых заключается в том, что с их помощью голос или другие сигналы передаются от отправителя к получателю в первоначальной, неизменной форме;

- модифицирующие услуги, включающие электронную почту, онлайновые формы связи, обработку, накопление и хранение дан-

ных. и обмен информацией в электронной форме. Их особенность связана с тем, что форма передаваемого сообщения изменяется (модифицируется) в ходе передачи, а стоимость передаваемой информации возрастает на размер оказанной услуги.

В последние пять лет представители телекоммуникационных компаний отмечают тенденцию сокращения рыночной капитализации субъектов отрасли. В результате практически все компании признают необходимость пересмотра стратегии ведения бизнеса и принятия решений по повышению результатов эффективности деятельности. [1] При этом рассматривается спектр возможных способов выхода из кризисного состояния: от замораживания крупных инвестиционных проектов до сокращения административно-управленческих расходов. Принятие таких решений осуществляется после всесторонней оценки текущего состояния на основе учетной информации деятельности компании.

Исследование, проведенное методом анкетирования, среди компаний города Москвы и МО показало, что большинство респондентов отмечают необходимость ведения управленческого учета для обоснованного принятия решений. Так как в данном регионе осуществляют деятельность как федеральные, так и региональные операторы связи обобщение данных осуществлялось в разрезе крупных, средних (от 100 до 250 человек) и малых (численностью до 100 человек) компаний.

Целью проводимого исследования являлось определение сложившейся практики

ведения управленческого учета и перспектив ее совершенствования

Исследование показало, что себестоимость услуги определяют все компании, прошедшие анкетирование. В анкетах респонденты уточняли методику оценки себестоимости, применяемую в их компании. В

результате следует отметить, что 100% компаний для целей управленческого учета используют отраслевую методику, рекомендованную для формирования внешней отчетности и, следовательно, для бухгалтерского финансового учета.

Таблица 1.1

Исследование практики ведения управленческого учета в телекоммуникационных

компаниях г. Москвы и МО

Параметры оценки Процент компаний, давших положительный ответ к общему количеству респондентов

всего крупных средних малых

1. Ведение управленческого учета расходов 1.1 Калькулирование себестоимости услуги 1.2 Формирование бюджетов 1.3 Анализ расходов 1.4 Контроль расходов 100 75 78 85 о о о о 100 77 77 82 100 50 60 80

2. Целесообразность внесения изменений в применяемую методику оценки себестоимости услуги 73 88 77 50

3. Целесообразность организации управленческого учета на основе процессного управления (бизнес-процессов) 90 100 91 80

Источник: исследование автора

На уточняющие вопросы о целесообразности внесения изменений в применяемую методику, которые будут основаны на специальных способах управленческого учета, 73% респондентов ответили положительно. При этом среди малых предприятий только 50% компаний считают данное направление совершенствования деятельности необходимым. Основным препятствием руководители малых компаний выделяют увеличение расходов на оплату труда работников финансовой службы. Однако в случае разработки и апробации методики формирования себестоимости услуги для целей управления руководители малых компаний считают возможным внедрение ее в течение пяти лет.

Исследование показало, что крупные компании, представленные в данном регионе федеральными операторами связи, используют в своей деятельности все системы управленческого учета калькулирование себестоимости и учет расходов, формирование бюджетов, анализ и контроль. При этом информационная база управленческого учета

крупных и средних компаний также формируется на основе себестоимости, определенной по методике раздельного учета доходов и расходов. В соответствии с масштабами своей деятельности 88% крупных и 77% средних телекоммуникационных компаний считают целесообразным разработку и внедрение методики калькулирования себестоимости и учета расходов для целей управления и принятия решений. Исследование перспектив развития и внедрения процессно-ориентированного управленческою учета также показало, что 90% респондентов заинтересованы в разработке соответствующей методики. При этом основная задача, которая была выделена руководителями опрошенных компаний по отношению к системе управленческого учета расходов заключается в оптимизации затрат, полноценном использовании информации для проведения анализа, контроля расходов, а также принятия управленческих решений по ценообразованию, рационализации организационной структуры компании, опреде-

-.гнию целесообразности перевода отдельных операций на аутсорсинг.

Проблема формирования резерва универсального обслуживания очень важна для системы управленческого учёта расходов телекоммуникационной компании. ~езерв универсального обслуживания формируется операторами связи общего пользо-г :Iия в размере 1,2 процента от доходов, поученных в течение квартала от оказания ус-•г связи абонентам, путем перечисления в - ;рес федерального органа исполнительной з :лети в области связи (Федеральное агентство связи в составе Министерства связи и массовых коммуникаций РФ). Данный резерв создается для финансового обеспечения казания универсальных услуг связи, а также . 01 декабря 2013 года для финансирования создания и функционирования базы данных перенесённых абонентских номеров.

Таким образом, телекоммуникационные компании отчисления в данный резерв включают в состав текущих расходов организации.

Ведение раздельного учёта является обязательным для некоторых операторов связи в соответствии с законодательством о естественных монополиях в целях подтверждения соответствия устанавливаемых оператором цен уровням предельных тарифов, утверждённых Федеральной службой по тарифам.

Таким образом, государственное регулирование единой инфокоммуникацион-ной отрасли накладывает определённый отпечаток на организацию управленческого учёта. Так, при ведении учёта расходов организации и формировании информационной базы для принятия управленческих решений следует исходить из того, что некоторые расходы являются практически неизбежными [3].

Литература:

Российские телекоммуникационные компании в период кризиса. Режим доступа: -up://www.cfm.ru/anticrisis/companies/brmich/teIecom.shtml. Дата обращения: 1 1.12.2016. 2 Андерсен, Бьёрн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования: пер. с англ. / Бьёрн Андерсен. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.

V Вахрушева, О.Б. Формирование управленческого учета на основе гармонизации учета, анализа, бюджетирования и контроля / О.Б. Вахрушева // Аудитор. - 2014. - № 1 1. - Бахрушина. М.А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учёта М.А. Бахрушина // Международный бухгалтерский учёт. - 2014. - № 33.

References:

1. Rossijskie telekommunikacionnye kompanii v period krizisa. Rezhim dostupa: •ttp://www.cfin.ru/anticrisis/companies/branch/telecom.shtml. Data obrashcheniya: 11.12.2016.

2. Andersen, B'yorn. Biznes-processy. Instrumenty sovershenstvovaniya: per. s angl. / B'yom Andersen. M.: RIA «Standarty i kachestvo», 2003.

3. Vahrusheva, О.В. Formirovanie upravlencheskogo ucheta na osnove garmonizacii ucheta, analiza, byudzhetirovaniya i kontrolya / O.B. Vahrusheva // Auditor. - 2014. - № 11.

4. Vahrushina, M.A. Problemy i perspektivy razvitiya rossijskogo upravlencheskogo uchyota M.A. Vahrushina // Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchyot. - 2014. - № 33._

Прикладные экономические исследования №6 (16), Издательство «Научный консультант», 2016 Малый и средний бизнес в России: преобразования человеческого потенциала

Борисов С.Р.

те.кафедрой инновационного предпринимательства Ml ТУ им. Н.Э. Баумана., Председатель попечительского совета «OI/OPA РОССИИ». 2-я Бауманская ул.. д.5. стр. 1. Москва, 105005. России

Аннотация: управление человеческим потенциалом в контексте развития малого и среднего предпринимательства является актуальным на протяжении четверти века. Законодательные инициативы призваны способствовать увеличению доли предпринимательских структур в экономике страны. Предлагается комплекс мер, призванный улучшить ситуацию. Особое внимание уделяется кластерной политике развития регионов, с учетом опыта передовых муниципалитетов. При обучении предпринимательству акцент делается на комплексной подготовке инженерных кадров. Представлены предложения по преобразованию контроль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.