Научная статья на тему 'МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РОССИИ: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА'

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РОССИИ: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисов С.Р.

Управление человеческим потенциалом в контексте развития малого и среднего предпринимательства является актуальным на протяжении четверти века. Законо- дательные инициативы призваны способствовать увеличению доли предпринимательских структур в экономике страны. Предлагается комплекс мер, призванный улучшить ситуацию. Особое внимание уделяется кластерной политике развития регионов, с учетом опыта передо- вых муниципалитетов. При обучении предпринимательству акцент делается на комплексной подготовке инженерных кадров. Представлены предложения по преобразованию контроль- но-надзорной функции и ее влиянию на деятельность компаний малого и среднего бизнеса. Приводится перечень мероприятий, необходимых для регулирования деятельности самоза- нятых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РОССИИ: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА»

-.гнию целесообразности перевода отдельных операций на аутсорсинг.

Проблема формирования резерва универсального обслуживания очень важна для системы управленческого учёта расходов телекоммуникационной компании. ~езерв универсального обслуживания формируется операторами связи общего пользо-г :Iия в размере 1,2 процента от доходов, поученных в течение квартала от оказания ус-•г связи абонентам, путем перечисления в - ;рес федерального органа исполнительной з :лети в области связи (Федеральное агентство связи в составе Министерства связи и массовых коммуникаций РФ). Данный резерв создается для финансового обеспечения казания универсальных услуг связи, а также . 01 декабря 2013 года для финансирования создания и функционирования базы данных перенесённых абонентских номеров.

Таким образом, телекоммуникационные компании отчисления в данный резерв включают в состав текущих расходов организации.

Ведение раздельного учёта является обязательным для некоторых операторов связи в соответствии с законодательством о естественных монополиях в целях подтверждения соответствия устанавливаемых оператором цен уровням предельных тарифов, утверждённых Федеральной службой по тарифам.

Таким образом, государственное регулирование единой инфокоммуникацион-ной отрасли накладывает определённый отпечаток на организацию управленческого учёта. Так, при ведении учёта расходов организации и формировании информационной базы для принятия управленческих решений следует исходить из того, что некоторые расходы являются практически неизбежными [3].

Литература:

Российские телекоммуникационные компании в период кризиса. Режим доступа: -•tp://www.crin.ra''anticrisis/companie.s/branch/teIecom.shtml. Дата обращения: 1 1.12.2016. 2 Андерсен, Бьёрн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования: пер. с англ. / Бьёрн Андерсен. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.

V Вахрушева, О.Б. Формирование управленческого учета на основе гармонизации учета, анализа, бюджетирования и контроля / О.Б. Вахрушева // Аудитор. - 2014. - № 1 !. - Бахрушина. М.А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учёта М.А. Бахрушина // Международный бухгалтерский учёт. - 2014. - № 33.

References:

1. Rossijskie telekommunikacionnye kompanii v period krizisa. Rezhim dostupa: •ttp://www.crin.ru/anticrisis/companies/branch/telecom.shtml. Data obrashcheniya: 11.12.2016.

2. Andersen, B'yorn. Biznes-processy. Instrumenty sovershenstvovaniya: per. s angl. / B'yom Andersen. M.: RIA «Standarty i kachestvo», 2003.

3. Vahrusheva, О.В. Formirovanie upravlencheskogo ucheta na osnove garmonizacii ucheta, analiza, byudzhetirovaniya i kontrolya / O.B. Vahrusheva // Auditor. - 2014. - № 11.

4. Vahrushina, M.A. Problemy i perspektivy razvitiya rossijskogo upravlencheskogo uchyota M.A. Vahrushina // Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchyot. - 2014. - № 33._

Прикладные экономические исследования №6 (16), Издательство «Научный консультант», 2016 Малый и средний бизнес в России: преобразования человеческого потенциала

Борисов С.Р.

те.кафедрой инновационного предпринимательства Ml ТУ им. Н.Э. Баумана,, Председатель попечительского совета «OI/OPA РОССИИ». 2-я Бауманская ул.. д.5, стр. 1. Москва, 105005. России

Аннотация: управление человеческим потенциалом в контексте развития малого и среднего предпринимательства является актуальным на протяжении четверти века. Законодательные инициативы призваны способствовать увеличению доли предпринимательских структур в экономике страны. Предлагается комплекс мер, призванный улучшить ситуацию. Особое внимание уделяется кластерной политике развития регионов, с учетом опыта передовых муниципалитетов. При обучении предпринимательству акцент делается на комплексной подготовке инженерных кадров. Представлены предложения по преобразованию контроль-

Прикладные экономические исследования. №6 (16), 2016

но-надзорной функции и ее влиянию на деятельность компаний малого и среднего бизнеса. Приводится перечень мероприятий, необходимых для регулирования деятельности самозанятых.

Ключевые слова: малый и средний бизнес; предпринимательство; образование; конкуренция._

Applied Economic Researches 6 (16), Published by Scientific Adviser, 2016

SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA: TRANSFORMATION

OF HUMAN POTENTIAL

Borisov S.R.

BMSTU, Head of the Department of innovative entrepreneurship, Chairman of the Board of Trustees of «OPORA RUSSIA». 2nd Baumanskaya str.. 5/1, Moscow. 105005, Russia

Abstract: management of human potential in the context of development of a small and medium business is relevant for quarter of the century. Legislative initiatives are designed to promote increase in a share of MSB in national economy. The package of measures designed to improve a situation is offered. Special attention is paid to cluster policy of development of regions, taking into account experience of the advanced municipalities. When training in an entrepreneur-ship the emphasis is placed on complex preparation of an engineering personnel. Offers on transformation of control and supervising function and its influence on activities of the companies of small and medium business are provided. A list of measures needed to regulate the self-employed activity.

Keywords: small and medium business; enterprise; education; competition._

При проведении анализа текущего состояния малого и среднего бизнеса в России необходимо учитывать плановые показатели, определенные в начале второго квартала 2015 года, когда на заседании Госсовета при Президенте РФ по вопросам развития малого и среднего бизнеса была поставлена задача по увеличению числа предпринимателей [1]. Начиная с 2013 года можно говорить об отсутствии динамики в развитии сектора малого и среднего бизнеса. Это связано, по оценкам экспертов, с множественностью факторов, в частности, с тем, что были исчерпаны все существующие меры, которые ранее давали положительный эффект. В начале 2000-х годов заработала федеральная программа поддержки малого бизнеса [2], которая была охарактеризована всеми заинтересованными лицами как своеобразный импульс. Но потом было отмечено резкое снижение ее эффективности, что связано, в первую очередь, с недоступностью ресурсов для подавляющего числа предпринимателей. Консультационной помощью в настоящее время пользуются лишь 3 % предпринимателей, а финансовой - одна десятая от этих 3 % [3]. Этими значениями показателей можно пренебречь, и дело заключается в том, что общая атмосфера и условия ведения бизнеса не позволяют лю-

дям принять решение об открытии своего дела (тяжесть поборов, административный прессинг и пр.).

Кластерная политика и развитие малого и среднего бизнеса. Одна из главных причин столь низкой доли предпринимателей в общей структуре экономики кроется в том, что в России всё происходящее с малым бизнесом можно охарактеризовать как производное наследие от тотальною иждивенчества, которое все еще характерно для современного общества. Этот тезис раскрывается через констатацию фактов в сфере государственного управления: основная доля углеводородов при формировании доходной части бюджета; отсутствие конкуренции в сфере человеческого капитала; политика приоритетного привлечения и использования для финансирования субсидий и субвенций по линии Минфин или его подразделений в регионе; низкая потребность у глав регионов. муниципалитетов раскрытия потенциала людей, работающих в данном районе, регионе.

Каждый регион обладает уникальными природными и географическими особенностями, преимуществами в климатических условиях, структуре научно-образовательной среды и проч. Можно говорить, в этой связи,

создании кластеров любых конфигураций, создании условий для превращения человеческого потенциала в реальные дела.

В рамках программы «ОПОРЫ РОС-СИИ» «Бизнес-Успех» были выявлены муниципалитеты, перешедшие в Агентство стратегических инициатив (АСИ) как лучшие практики, единичные примеры (каталог лучших практик АСИ, [4]). Непосредственная связь малого бизнеса и муниципалитетов -.вляется основой процветания регионов. В качестве положительных примеров необхо-днмо отметить Тульскую, Ульяновская области, Республику Татарстан, но это единичные случаи.

Обучение предпринимательству. Вторая причина низкой роли МСП в формировании ВВП заключается в том, что в России никогда не проводили обучение предпринимательству, не были разработаны специальные программы предпринимательского образования. В 2010 году «ОПОРА РОССИИ» проводила исследование-опрос; был задан вопрос предпринимателям-активистам, членам организации в разных регионах России: «Почему у вас не удался бизнес?».

Ответы распределились следующим образом. 25 % сказали, что виноваты монополисты, особенно естественные монополии. •«Тарифы задавили нас, своим дают заказы». 25 % сказали, что виноваты чиновники. «Задушили встречными задачами и поборами». Но 50 % сказали, что «виноваты мы сами, потому что не хватило знаний и навыков».

Это говорит о том, что нужно учить предпринимательству. В рамках обучения должны быть внедрены дисциплины, которые помогут тиражировать изобретения, осуществлять постановку на коммерческие рельсы, правильно упаковать, защитить, коммерциализировать разработку.

Для инженеров, прежде всего, должен быть обеспечен доступ к высококлассному, диагностическому, исследовательскому, оборудованию и профильной среде, он должен быть погружен в среду подобных себе учёных-исследователей, но рангом выше, чтобы учиться, догонять, а может быть, и перегонять их в своих идеях.

Такие специально подготовленные люди дальше пойдут в приоритетные отрасли. При наработке связей с колледжами и

школами, которые будут привлекаться к обучению предпринимательству, может возникнуть оригинальная закольцованная система. которая будет способствовать многократному росту потребности в предпринимательстве. И, как следствие, в созидательном труде.

Контролыю-надзорнан деятельность. Сегодняшнее состояние бизнеса можно охарактеризовать еще и как апатию. Более 50 % малого бизнеса в нашей стране - это торговля, а производственный сектор - в лучшем случае 10 12 % и без того малого числа малых предпринимателей.

Опыт зарубежных стран, таких как Австрня. Швейцария, Германия, США, во многом имеет общие черты. Крупный гигант - промышленное предприятие - порождает вокруг себя ореол малых и средних предприятий. которые борются за заказы, выигрывают тендеры на справедливых условиях.

Главная проблема российской экономики сегодня - отсутствие должного уровня конкуренции, когда крупные компании и естественные монополии часто отдают заказы «своим».

Необходимость вырашивания компаний малого и среднего бизнеса очевидна, например, в Германии, позиция компаний такова, что они осознают необходимость создания конкурентного слоя для выхода на оптимальную ценовую линейку, а также обеспечения должного уровня качества. И если нет конкуренции, значит, можно не думать о борьбе с высочайшими непроизводственными издержками.

Природа издержек в современной России такова, что доля так называемой государственной составляющей с различными формами контроля и поборов очень высока, речь идёт не только о налогах, Федеральная налоговая служба в последние годы совершенствует свою деятельность. «ОПОРА РОССИИ» представила общественности методические материалы в помощь предпринимателям: что необходимо знать при общении с государственными органами власти. Это необходимо, чтобы были сформулированы простые и понятные правила игры для малого бизнеса, чтобы была снижена зависимость от субъективного мнения прове-

Прикладные экономические исследования. №6 (16), 2016

ряющих чиновников при принятии решения о развитии бизнеса.

Россия за последние годы чуть-чуть улучшила свои позиции в проекте «Ведение бизнеса» (Doing Business) [5, 6]. Это произошло благодаря действиям министерств и ведомств, особая роль принадлежит Федеральной налоговой службе, которая становится очень технолог ичной.

Очевидным является тог факт, что контроль и надзор не должны быть сосредоточены в одних руках. Контроль в подавляющем большинстве должен стать коммерческим, а надзор - остаться государственным.

В качестве примера можно привести опыт Российского топливного союза, когда при нем была организована инициативная группа по созданию лабораторий по оценке качества топлива. Параллельная работа инспекторов по качеству, по линии стандартизации, метрологии была «передана» для контроля потребителям и аккредитованным бизнес-структурам, которые в случае оценки, не соответствующей действительности, должны были лишаться этой аккредитации. Рыночные структуры в большей степени ценят своё место, нежели государственные контролёры. Это связано непосредственно с их репутация, это становится их бизнесом. В данном направлении должны трансформироваться контрольно-надзорные функции, и это должно стать новым трендом. [7]

Перспективы развития. В качестве первоочередной задачи государства в области повышения численности малого и среднего бизнеса рассматривается поиск подходов к той части трудоспособного населения, которая находится в теневом секторе и нигде не числится. Это задача для «ОПОРЫ РОССИИ», для Федеральной корпорации по раз-

витию малого и среднего предпринимательства, для Правительства РФ.

В малом бизнесе официально зарегистрировано около 18 млн, а в теневом секторе - порядка 25 млн человек. Необходимо при совершенствовании закона о патенте для самозанятых основываться на следующих принципах: исключительно уведомительный порядок начала деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя: максимально широкий перечень видов деятельности, учитывающий специфику деятельности самозанятых; освобождение от уплаты налогов и страховых взносов на 2-3 года; мораторий на проведение плановых проверок в отношении легализовавшихся самозанятых.

Во-вторых, необходимо систематизировать информацию о существующих добросовестных предпринимателях и создать лёгкий способ получения информации друг о друге. Например, членом президиума «ОПОРЫ РОССИИ» уже создана уникальная система Seidon - база данных нескольких миллионов предприятий России (полные портфолио, вплоть до карты в Google; характеристики финансовой устойчивости, исходя из их налоговой официальной отчётности). Подобные системы позволяют прогнозировать с высокой точностью, кто из существующих субъектов рынка потенциально может победить в тех или иных государственных заказах.

За последнюю четверть века в стране много сделано для развития малого и среднего бизнеса. Но это говорит о необходимости наращивать темпы развития. Говоря словами персонажа Льюиса Кэрролла в «Алисе в Стране чудес»: «Какая медленная страна. В нашей стране, чтобы только оставаться на месте, нужно в два раза быстрее бежать!».

Литература:

1. Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета 28 апреля 2015 года URL: http://kremlin.ru/catalog/keywords/40/events/49214 (дата обращения: 05.02.2017).

2. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 121 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы».

3. Аналитический обзор НАФИ «Малый Малый и средний бизнес не обращается за внешним финансированием» URL: http://nafi.ru/analytics/malyy-i-sredniy-biznes-ne-obrashchaetsya-za-vneshnim-finansirovaniem/ (дата обращения: 05.02.2017).

4. Национальный рейтинг инвестиционного климата в субъектах РФ URL: https://asi.ru/investclimate/rating/ (дата обращения: 05.02.2017).

1 Официальный сайт проекта «Ведение бизнеса». URL: http://russian.doingbusiness.org/ (дата бращения: 05.02.2017).

- Индекс восприятия коррупции 2016. URL: http://transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-vorruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2016-polozhenie-rossii-ne-izmenilos (дата обращения: 05.02.2017).

Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2015 год / под ред. JI.M. Гри-.-«рьева и С.Н. Бобылева. — М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2015. 260 с.

References:

Perechen' poruchenij ро itogam zasedaniya Gosudarstvennogo soveta 28 aprelya 2015 goda URL: http://kremlin.ru/catalog/keywords/40/events/49214 (data obrashcheniya: 05.02.2017).

2 Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14 fevralya 2000 g. N 121 «О Federal'noj programme gosudarstvennoj podderzhki malogo predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na 2000-2001 gody».

3. Analiticheskij obzor NAFI «Malyj Malyj i srednij biznes ne obrashchaetsya za vneshnim :":nansirovaniem» URL: http://nafi.ru/analytics/malyy-i-sredniy-biznes-ne-obrashchaetsya-za-• neshnim-finansirovaniem/ (data obrashcheniya: 05.02.2017).

4. Nacional'nyj rejting investicionnogo klimata v sub"ektah RF URL: -ttps://asi.ru/investclimate/rating/ (data obrashcheniya: 05.02.2017).

5 Oficial'nyj sajt proekta «Vedenie biznesa». URL: http://russian.doingbusiness.org/ (data obrashcheniya: 05.02.2017).

- Indeks vospriyatiya korrupcii 2016. URL: http://transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2016-polozhenie-rossii-ne-izmenilos (data obrashcheniya: 05.02.2017).

Doklad o chelovecheskom razvitii v Rossijskoj Federacii za 2015 god / pod red. L.M. Grigor'eva S.N. Bobyleva. — M.: Analiticheskij centr pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii, 2015. 260 s.

Прикладные экономические исследования №6 (16), Издательство «Научный консультант», 2016

Развитие стиля руководства в учреждениях культуры как фактора

эффективного менеджмента

Хриптулов И.В.

ОГБОУ ВО «Смоленский государственный институт искусств», к.п.н.. доцент Аннотация: в России особую актуальность в современных политических и экономических условиях приобретают вопросы организации эффективного управления в сфере культуры. Обусловлено это тем, что культура представляет собой самостоятельный социально-экономический ресурс развития регионов Российской Федерации. Социально - культурная сфера накладывает отпечаток и на стиль работы руководителя учреждения культуры.

Ключевые слова: стиль руководства, учреждения культуры, эффективность управления.

Applied Economic Researches 6 (16), Published by Scientific Adviser. 2016

STILYAIYA'S DEVELOPMENT THE MANAGEMENTS HISTORICAL IN CULTURAL INSTITUTIONS OF THE MANAGEMENT AS FACTOR TAX

EFFECTIVE MANAGEMENT

Hriptulov l.V.

OGBOU VO «The Smolensk state institute of arts», Ph.D., Associate Professor_

Abstract: in Russia favorable special relevance in modern raised political and economic what conditions is gained including questions of the organization arising effective management 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.