Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ'

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
искусственный интеллект / инновационный продукт / нейросеть / сфера здравоохранения / телемедицина / цифровая медицина / artificial intelligence / innovative product / neural network / healthcare / telemedicine / digital medicine

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Искандаров М.Г.

В статье автор раскрывает практические аспекты реализации инновационного проекта в сфере телемедицины и здравоохранении. В фокусе внимания - перспективы и возможности применения программного комплекса цифровой клиники на базе искусственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE PROJECTS OF TELEMEDICINE

In the article, the author reveals the practical aspects of the implementation of an innovative project in the field of telemedicine and healthcare. The focus of attention is on the prospects and possibilities of using the software package of a digital clinic based on artificial intelligence in the field of healthcare.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ»

УДК 334.012

Искан да ров М.Г.

генеральный директор Общество с ограниченной ответственностью «Регион»

(г. Уфа, Россия)

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ

Аннотация: в статье автор раскрывает практические аспекты реализации инновационного проекта в сфере телемедицины и здравоохранении. В фокусе внимания -перспективы и возможности применения программного комплекса цифровой клиники на базе искусственного интеллекта.

Ключевые слова: искусственный интеллект, инновационный продукт, нейросетъ, сфера здравоохранения, телемедицина, цифровая медицина.

В Российской Федерации и её регионах сфера здравоохранения является одним из составных элементов системы государственной социальной политики. Охрана здоровья граждан реализуется государством через комплекс мероприятий национального проекта «Здравоохранение» [2]. В 2020 году на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам Президент Российской Федерации В.В. Путин акцентировал внимание на широком использовании преимуществ новых технологических и цифровых решений в социально и экономически значимых сферах общества: в системе социального обеспечения, медицины, образования, государственного управления, жилищно-коммунального хозяйства, бизнеса [1].

Безусловно, одним из важнейших направлений развития является сфера здравоохранения. Страна из года в год сталкивается с вызовами, требующими безотлагательных действий: пандемия коронавируса, высокий уровень

смертности, онкологии, заболеваний кровеносной системы. Всё это обуславливает необходимость обеспечения качественной медицинской помощи любому пациенту, вне зависимости от его места проживания. Одним из возможных путей развития сферы здравоохранения является цифровая телемедицина, позволяющая реализовать дистанционное предоставление медицинских услуг.

Телемедицина как технология имеет продолжительную историю своего развития. Ещё в 1905 году В. Эйтховен предпринял первую попытку передачи кардиосигнала по телефону. В 1960-х годах XX века советские исследователи применяли биотелеметрические методы контроля параметров жизнедеятельности летчиков и космонавтов. В 1970-е годы в крупных городах России была создана сеть центров дистанционной кардиологической диагностики «ЭКГ по телефону». С 1990-х годов доктора активно изучают возможности использования интернет-технологий для удаленного мониторинга пациентов, передачи данных, контроля за процессом лечения.

С 2017 года применение телемедицины детально регламентировано законодательством Российской Федерации, что позволило перейти к системному применению цифровых технологий в профилактике, диагностике и лечении пациентов на расстоянии [3, с. 30].

Развитие телемедицины позволяет человеку экономить силы и время, поскольку он может обратиться к специалисту в режиме онлайн. Это актуально как для жителей мегаполисов, так и для людей, проживающих в сельской местности и не имеющих возможности при первой необходимости попасть на прием к терапевту или врачу узкой специализации.

В настоящее время можно отметить повышение доверия населения к цифровым медицинским платформам, отмечается рост обращений россиян к телемедицине. Так, по данным исследования, проведенного аналитиками медиахолдинга ЯатЫег&Со, в 2021 году возможностями телемедицины воспользовался каждый десятый россиянин. Однако, уже в 2023 году каждый пятый житель нашей страны был на онлайн приеме у врача [5].

На рис. 1 представлены результаты социологического опроса россиян, проведенного ЯатЫег&Со в декабре 2022 года с целью выяснения их отношения к телемедицине. В опросе приняло участие 280 тысяч человек (жителей России) в возрасте от 18 до 65 лет.

-1-г

Да. я знаю о Кет. я не знаю о Мне важен Мне важна

телемедицине. % телемедицине. % личный контакт. возможность

% выбора

специалиста, %

Рис. 1. Результаты социологического опроса «Отношение к телемедицине», % [5]

Как видно из представленных на диаграмме данных, 46% респондентов знают о телемедицине, 54% - не знают об этой технологии. 37% опрошенных считают, что при обращении к врачу важен личный контакт. При этом 53% ответили, что важна возможность выбора специалиста, и они не против консультироваться в дистанционном формате. Полученные данные свидетельствуют о растущем потенциале рынка дистанционных (цифровых) медицинских услуг.

Вместе с тем, несмотря на увеличение количества медицинских цифровых платформ, большинство из них ограничены и построены на принципе посредничества и перенаправления пациента к докторам, работающим в поликлиниках и медицинских центрах, что приводит к возникновению электронной очереди и режиму ожидания. Реализация такого

подхода снижает эффективность оказания дистанционной медпомощи населению.

В октябре 2023 года проектной группой под руководством Искандарова М.Г. (г. Уфа), в рамках предпринимательской инициативы был разработан инновационный программный комплекс цифровой клиники на базе искусственного интеллекта «Моё Здоровье. Online» [4].

Работе над проектом предшествовал анализ следующих задач:

- сокращение эффекта «кадрового дефицита» врачей для пациентов;

- обеспечение качественной медицинской помощи;

- снижение очередей на прием к врачам узкого профиля;

- реализация мониторинга состояния здоровья пациентов с хроническими заболеваниями;

- повышение цифровой компетентности, повышение квалификации медицинских работников за счет дистанционного обучения;

- снижение нагрузки на поликлиники.

В результате разработанный продукт «Моё Здоровье. Online» интегрирует в одном приложении: искусственный интеллект, медицинские интернет-технологии, систему мониторинга за состоянием пациента в режиме реального времени и возможности дистанционного обучения и повышения квалификации медицинских работников. Важно отметить, что обеспечивая взаимодействие между пациентом и доктором, искусственный интеллект постоянно обучается.

Одним из преимуществ продукта является то, что цифровая клиника в приложении «Моё Здоровье. Online», которое может скачать любой человек, предоставляет пациентам и докторам широкий спектр возможностей (таблица

1)[4].

Таблица 1. Возможности программного комплекса цифровой клиники на базе искусственного интеллекта «Моё Здоровье. Online»

Дпя пациента Для врача/медицинского персонала

Узнать, что делать в экстренной Изучить и скорректировать

ситуации; расписание приема пациентов;

Получить расшифровку анализов; Ознакомится с картой здоровья

Выяснить, как правильно пациента, анализами, анамнезом,

подготовиться к анализам; историей болезни, эпикризом;

Обсудить с врачом ход лечения; Провести опНпе-консультации;

Уточнить диагноз; Просмотреть список курсов

Получить назначение медицинских наблюдения;

препаратов; Сформировать выписки

Загрузить медицинскую информацию рекомендаций, рецептов;

для сбора и формирования анамнеза; Просмотреть уведомления и

Оплатить услуги и оценить их сформировать запрос на обратную

качество; связь;

Самостоятельно ввести свои личные Пройти дистанционное обучение и

данные; повышение квалификации (в т.ч. в

Сформировать запрос на обратную сфере цифрового медицинского

связь. образования).

Продуктом проекта предусмотрено, что искусственный интеллект выступает в качестве основного помощника для пациента и врача. Он формирует рекомендации для пациентов, а при возникновении критических ситуаций срабатывает программа вызова скорой медицинской помощи.

Применение технологии искусственного интеллекта «Моё Здоровье. Online» предполагает два основных этапа [4]. На первом этапе происходит разработка функционала программного комплекса для 3 ролей: администратора, пациента и врача (рис. 2).

Рис. 2. Схема функционала программного комплекса цифровой клиники на базе искусственного интеллекта «Моё Здоровье. Online» (этап 1)

На втором этапе происходит обучение продукта: от определения/диагностики заболевания до подбора лечения. Мобильное приложение позволит пациенту в непрерывном режиме контролировать состояние своего здоровья, а мониторинг цифровых следов пациента, проведенный искусственным интеллектом, снизит риск самоназначений и неправильного лечения за счет своевременного предупреждения и защитит личные данные пациента от неправомерного использования.

Таким образом, реализация проекта цифровой клиники открывает широкие возможности для обследования и лечения пациентов на расстоянии. При этом, могут быть достигнуты следующие эффекты: снижение затрат на диагностику, рост охвата населения качественной медицинской помощью, повышение результативности лечения за счет ранней диагностики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44326 (дата обращения: 28.10.23).

2. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным

проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44326(дата обращения: 28.10.23).

3. Богомякова Е.С., Орех Е.А., Глухова М.Е. Телемедицина в российских мегаполисах: проблемы и перспективы//Социологический журнал. 2023. № 3. С. 29^8.

4. Паспорт проекта Искандарова М.Г. «Разработка программного комплекса цифровой клиники на базе искусственного интеллекта «Моё Здоровье. Online» [Текст]. - не публ.

5. Почти каждый пятый россиянин уже посещал врача онлайн (исследование Rambler&Co) [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnews.rii/news/line/2022-12-19_pochtikazlidyjpyatyj_rossiyainn (дата обращения: 28.10.23).

Iskandarov M.G.

General Director Limited Liability Company "Region" (Ufa, Russia)

PRACTICAL ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE PROJECTS OF TELEMEDICINE

Abstract: in the article, the author reveals the practical aspects of the implementation of an innovative project in the field of telemedicme and healthcare. The focus of attention is on the prospects and possibilities of using the software package of a digital clinic based on artificial intelligence in the field of healthcare.

Keywords: artificial intelligence, innovative product, neural network, healthcare, telemedicme, digital medicine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.