Научная статья на тему 'ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ОКАЗАНИЯ ЦИФРОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В СОЕДИНЁННОМ КОРОЛЕВСТВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ, НЕКОТОРЫХ ГОСУДАРСТВАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА'

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ОКАЗАНИЯ ЦИФРОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В СОЕДИНЁННОМ КОРОЛЕВСТВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ, НЕКОТОРЫХ ГОСУДАРСТВАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
86
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МЕДИЦИНСКАЯ КАРТА / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Гришин С. М.

В статье дается анализ современных направлений цифровизации медицины континентальной Европы, которая в последние десятилетия набрала обороты. Уделяется особое внимание таким основным направлениям в области цифрового здравоохранения: искусственный интеллект в здравоохранении; телемедицина; мобильное здравоохранение; электронные медицинские карты. Рассматриваются практические аспекты внедрения цифровой медицины в профилактике и лечении пациентов на примере ряда европейских стран. Выявлены ключевые проблемы и предложены правовые пути их решения. Автор делает вывод, что необходимо продолжить изучение возможностей данных направлений цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW ENFORCEMENT PRACTICE OF PROVIDING DIGITAL MEDICAL SERVICES IN THE UNITED KINGDOM OF GREAT BRITAIN AND NORTHERN IRELAND, SOME STATES OF THE EUROPEAN UNION

The article analyzes the modern trends of digitalization of medicine in continental Europe, which has gained momentum in recent decades. Special attention is paid to the following main areas in the field of digital healthcare: artificial intelligence in healthcare; telemedicine; mobile healthcare; electronic medical records. The practical aspects of the introduction of digital medicine in the prevention and treatment of patients are considered on the example of a number of European countries. The key problems are identified and legal solutions are proposed. The author concludes that it is necessary to continue studying the possibilities of these areas of digitalization.

Текст научной работы на тему «ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ОКАЗАНИЯ ЦИФРОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В СОЕДИНЁННОМ КОРОЛЕВСТВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ, НЕКОТОРЫХ ГОСУДАРСТВАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_5_113

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ОКАЗАНИЯ ЦИФРОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ

УСЛУГ В СОЕДИНЕННОМ КОРОЛЕВСТВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ, НЕКОТОРЫХ ГОСУДАРСТВАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА THE LAW ENFORCEMENT PRACTICE OF PROVIDING DIGITAL HEALTH SERVICES IN THE UNITED KINGDOM OF GREAT BRITAIN AND NORTHERN IRELAND, SOME STATES OF THE EUROPEAN UNION

ГРИШИН Сергей Михайлович,

соискатель кафедры гражданского права и процесса и международного частного права

Юридического института, Российский университет дружбы народов (РУДН),

адвокат, Московская коллегия адвокатов «Интеллектуальные решения».

119017, Россия, г. Москва, ул. Большая Ордынка, д. 29, стр. 1, оф. 403

ORCHID ID: 0000-0002-3009-5317;

E-mail: [email protected];

Grishin S.M.,

Candidate of the Department of Civil Law and Process and International Private Law of the RUDN Law Institute,

Lawyer, Moscow Bar Association "Intellectual Solutions".

119017, Moscow, Bolshaya Ordynka str., 29, p. 1, office 403.

ORCHID ID: 0000-0002-3009-5317;

E-mail: [email protected]

Краткая аннотация. В статье дается анализ современных направлений цифровизации медицины континентальной Европы, которая в последние десятилетия набрала обороты. Уделяется особое внимание таким основным направлениям в области цифрового здравоохранения: искусственный интеллект в здравоохранении; телемедицина; мобильное здравоохранение; электронные медицинские карты. Рассматриваются практические аспекты внедрения цифровой медицины в профилактике и лечении пациентов на примере ряда европейских стран. Выявлены ключевые проблемы и предложены правовые пути их решения. Автор делает вывод, что необходимо продолжить изучение возможностей данных направлений цифровизации.

Abstract. The article analyzes the modern trends of digitalization of medicine in continental Europe, which has gained momentum in recent decades. Special attention is paid to the following main areas in the field of digital healthcare: artificial intelligence in healthcare; telemedicine; mobile healthcare; electronic medical records. The practical aspects of the introduction of digital medicine in the prevention and treatment of patients are considered on the example of a number of European countries. The key problems are identified and legal solutions are proposed. The author concludes that it is necessary to continue studying the possibilities of these areas of digitalization.

Ключевые слова: искусственный интеллект, медицинская карта, медицинские услуги, цифровые технологии.

Keywords: artificial intelligence, medical card, medical services, digital technologies.

Для цитирования: Гришин С.М. Правоприменительная практика оказания цифровых медицинских услуг в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, некоторых государствах Европейского Союза // Аграрное и земельное право. 2023. № 5(221). С. 113-116. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_ 113.

For citation: Grishin S.M. The law enforcement practice of providing digital health services in the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland, some States of the European Union // Agrarian and Land Law. 2023. No. 5(221). pp. 113-116. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_113.

Статья поступила в редакцию: 27.03.2023

Введение

Цифровизация медицины динамично набирает обороты в последнее десятилетие благодаря появлению и внедрению таких взаимодополняющих инноваций, как Интернет медицинских вещей, телемедицина, а также медицинские алгоритмы и ресурсы на основе искусственного интеллекта.

Являясь современным этапом информатизации, включающим автоматизацию, интеллектуализацию процесса предоставления медицинских услуг, внедрение онлайн и мобильных приложений, развитие телемедицины, цифровая медицина приходит на смену устаревшей системе оказания медицинских услуг.

Современные направления цифровизации медицинских услуг

В настоящее время понятие «цифровая медицина» иногда смешивают с такими направлениями, как «цифровое здравоохранение» (англ. - digital health), «цифровая терапия» (англ. - digital therapeutics, DTx), «цифровое оздоровление» (англ. - digital wellness) и «телемедицина» (дистанционное предоставление медицинских услуг). По справедливому замечанию А.А. Карцхия [5] «цифровая медицина» (англ. - digital medicine или Medtech) в современном понимании представляет собой сферы здравоохранения и медицины, связанные с использованием цифровых технологий в качестве инструментов измерения и вмешательства в физическое состояние человека».

Всемирная организация здравоохранения дала определение понятию цифровое здравоохранение: «Широкий зонтичный термин, охватывающий использование информационных и коммуникационных технологий, а также развитие таких областей, как использование передовых компьютерных наук — играет важную роль в укреплении системы общественного здравоохранения, в повышении справедливости в доступе к услугам здравоохранения и работе по обеспечению всеобщего охвата услугами здравоохранения»[18].

Цифровизация медицинских услуг включает, среди прочего, следующие направления: интернет медицинских вещей; электронные рецептурные системы и управления электронным документооборотом как инструменты для принятия клинических решений при оказании медицин-

ской помощи; искусственный интеллект и машинное обучение; нанотехнологии и медицинская робототехника; приложения мобильного здравоохранения, используемые с целью мониторинга и профилактики; телемедицина и удалённый мониторинг параметром здоровья пациентов; облачные технологии; электронные рецептурные системы, иная медицинская документация.

Цифровизация набрала обороты за последние два десятилетия, особенно с появлением таких инноваций, как Интернет медицинских вещей, телемедицина и медицинские инструменты на основе искусственного интеллекта.

Стоит отметить, что развивающаяся в течение порядка двух десятилетий телемедицина оправданно получила серьёзный импульс в стрессовых условиях карантинных ограничений COVID-19.

Правовое регулирование цифровизации медицинских услуг в некоторых государствах континентальной Европы

Департамент здравоохранения и социального обеспечения (DHSC) - правительственный государственный орган власти Великобритании, отвечающий за государственную политику в области здравоохранения и социального обеспечения в Англии, а также за некоторые элементы тех же вопросов, которые иначе не переданы правительству Шотландии, правительству Уэльса или исполнительной власти Северной Ирландии.

Отделение разрабатывает политику и руководящие принципы для улучшения качества медицинской помощи и удовлетворения ожиданий пациентов. Департамент выполняет часть своей работы через независимые органы (ALB), включая исполнительные вневедомственные государственные органы, такие как объединившиеся 01 февраля 2023 г. Национальная служба здравоохранения (NHS England) и NHS Digital , а также исполнительные агентства, такие как Агентство по охране здоровья Великобритании и Агентство по регулированию лекарственных средств и медицинских изделий (MHRA). DHSC также руководит работой Национального института исследований в области здравоохранения (NI HR).

В Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии деятельность по оказанию медицинских услуг с применением цифровых технологий регламентируется актами рекомендательного характера. Нормы законодательства Соединенного Королевства помимо действующих норм обширно используются всевозможные инструкции и рекомендации [15].

В Соединенном Королевстве принят долгосрочный план Национальной службы здравоохранения Великобритании по которому первичная и амбулаторная медицинская помощь с поддержкой цифровых технологий станет основным направлением деятельности Национальной службы здравоохранения[4], а также специальный кодекс этики, ориентированный на применение врачами телемедицинских технологий [7].

Новое законодательство ФРГ поддерживает цифровизацию национального здравоохранения. Всего в период с 2019 по 2021 год было внесено семь законопроектов, посвященных электронному здравоохранению. Они были направлены на совершенствование нормативно-правовой базы для оцифровки системы здравоохранения ФРГ и ускорение расширения ее цифровой инфраструктуры за счет поощрения внедрения электронных медицинских карт и электронные рецепты. Благодаря этим законопроектам ФРГ укрепила свою базу электронного здравоохранения и сокращает разрыв с европейскими пионерами электронного здравоохранения, Скандинавией и Великобританией [9], в частности, Цифровой стратегией 2025 Германии [20].

В ФРГ с 2020 года в государственных больницах, частных клиниках и благотворительных госпиталях под управлением религиозных организаций, впервые в мире начали назначать цифровые медицинские приложения, которые доступны по рецепту и включают в себя цифровые дневники для больных диабетом, функции для поддержки физиотерапевтических или психотера-певтических процедур, а также для измерения артериального давления [11].

В декабре 2019 года Закон о цифровом обслуживании («Digitale-Versorgung-Gesetz») ввел общее право на предоставление и возмещение цифровых медицинских приложений (DiGA) для застрахованных лиц в рамках обязательного медицинского страхования ФРГ. В конце 2019 года был сделан новаторский шаг для ФРГ и во всем мире на пути к комплексному уходу за пациентами с цифровой поддержкой в связи с принятием Закона о модернизации цифрового здравоохранения и сестринского ухода [14] («Digitale-Versorgung-Gesetz», DVG) законодательное собрание Германии ввело общее право на предоставление и возмещение цифровых медицинских приложений [2].

Телемедицина во Франции начала свое развитие в 2004 году после внедрения ряда законов в сфере здравоохранения.

Во Франции термин «телемедицина» получил закрепление в ст. L.6316 1 Кодекса общественного здравоохранения (Code de la sant publique) в 2009 г. Так, согласно Кодексу под телемедициной понимается «форма дистанционной медицинской помощи с использованием информационных технологий и средств коммуникации, при которой осуществляется взаимодействие между собой либо с пациентом специалистов в сфере здравоохранения, среди которых в обязательном порядке должен быть специалист в сфере медицины, а также, при необходимости, персонал, осуществляющий уход за пациентом» [6].

С 2010 до 2016 год телемедицина считалась дорогой услугой. Тогда в стране заработала программа финансовой поддержки телемедицинских стартапов в девяти регионах ETAPES. К 2018 году на всей территории Франции телемедицинские услуги включили в систему обязательного медицинского страхования, а программы финансовой поддержки расширили на всю страну.

Разрешения на оказание телемедицинских услуг выдает региональное агентство здравоохранения (Agence Régionale de Santé, ARS). Чиновники проверяют «защищенность персональной информации пациентов и перспективы конкуренции нового сервиса с уже действующими врачами и медучреждениям в конкретном районе» [3]. Среди целей использования телемедицины указаны «диагностика, профилактика заболеваний, реабилитация пациента после перенесенного заболевания, мониторинг состояния здоровья пациента, получение консультаций экспертов, назначение препаратов, назначение и проведение медицинских процедур, выбор метода лечения» [1]. Несмотря на небольшой объем приведенной нормы закона, значительная часть норм, развивающих ее положения, принимается в виде подзаконных актов.

Основным отличием французского законодательства является включение в сферу регулирования телемедицины услуг, оказываемых с

привлечением специалистов в сфере здравоохранения, не являющихся медицинскими работниками, например физиологов, которые в других государствах - членах ЕС не могут оказывать медицинские услуги.

Во Франции помимо нормативных правовых актов законодательства в рассматриваемой сфере используются и этические документы, принимаемые различными ассоциациями и профессиональными советами [6].

Опыт правовой регламентации цифровизации медицинских услуг Эстонии интересен, прежде всего, первой страны в мире, которая внедрила общенациональную систему, регистрирующую историю болезни практически всех жителей. Программа была запущена 17 декабря 2008 года.

Начальную правовую базу реформ в Эстонии заложили Закон о медицинском страховании 1991 года и Закон об организации оказания медицинских услуг 1994 года. После их принятия в стране появились многочисленные фонды медицинского страхования, которые служили посредниками между поставщиками и потребителями медицинских услуг.

Такая децентрализация себя не оправдала, и в 2000-е годы в здравоохранении начался второй этап реформ, на котором некоторые организационные функции снова были централизованы. В 2000 году Эстонский фонд медицинского страхования (ЭФМС) получил статус самоуправляемой публично-правовой организации, в 2001 году был принят новый Закон об организации оказания медицинских услуг, а в 2002 году -Закон о медицинском страховании. Кроме этого, в 2001 году был принят Обязательственно-правовой закон, который «установил новые правовые отношения между поставщиками медицинских услуг и пациентами: впервые эти отношения стали определяться как юридически законное соглашение, по которому ответственность несут обе стороны»[10].

В настоящее время всеми вопросами здравоохранения на государственном уровне занимается Министерство социального обеспечения.

Все поставщики медицинских услуг в Эстонии обязаны предоставлять медицинскую информацию своих пациентов в цифровую информационную систему здравоохранения.

Эстония была первой страной в мире, которая внедрила общенациональную систему, регистрирующую историю болезни практически всех жителей от рождения до смерти. Программа была запущена 17 декабря 2008 года [8].

Наряду с электронными медицинскими картами в Эстонии также создана служба электронных рецептов. Это позволяет врачам создавать электронные рецепты, которые затем добавляются в медицинскую карту пациента и доступны в аптеке для получения лекарств, которые им могут потребоваться. В настоящее время «97% рецептов в Эстонии являются цифровыми»[8].

Пандемия коронавируса показала, что в Эстонии «есть дефицит срочного доступа к врачам. Тогда в середине 2020 года один из эстонских телемедицинских сервисов запустил работу искусственного интеллекта в помощь врачам для принятия решений, постановки диагнозов и назначения лечения»[3]. Стратегический план развития электронного здравоохранения Эстонии до 2020 г., включая видение развития электронного здравоохранения до 2025 г.[21] Важная особенность: все врачи в Эстонии, в отличие от российских — частнопрактикующие, имеют право дистанционно консультировать в рамках цифровых платформ.

Необходимо отметить, что в европейских странах помимо достижений, имеются и сложности: в политике, в соблюдении нормативных требований, в кибербезопасности и исключительных правах на медицинские (персональные) данные, в функциональной совместимости национальных платформ цифрового здравоохранения по всей Европе, в принципах оборота информации (сведений) о здоровье, в цифровой терапии, в европейских электронных медицинских картах, а также в восприятии цифровой медицины заинтересованными сторонами в сфере здравоохранения населения.

Заключение

На сегодняшний день цифровое медицинской отрасли здравоохранения является областью, в которой прослеживается повышенная активность, как государственных органов, так и национальные организации здравоохранения и социальной защиты, местные провайдеры медицинских услуг, представители стартапов, медицинского и сестринского персонала, смежных медицинских работников, а также управленческий и технический ИТ-персонал, специалисты по данным и аналитики.

Пандемия Covid-19 безусловно придала дополнительный импульс развитию рынка дистанционных медицинских услуг, и особенно телемедицины. Требуются новые подходы с упором на цифровые инструменты для обеспечения полной автоматизации с присущей функциональной совместимостью.

Библиогра фия:

1. Варюшин М.С. Правовое регулирование телемедицины в России и ЕС: два шага вперед и один назад // Закон. 2018. №1. С. 167.

2. Генсоровски, Д., Витте, Дж., Батрам, М. и др. Доступ к рынку и ценообразование на основе стоимости цифровых медицинских приложений в Германии (2022) / URL: https://doi.org/10.1186/s12962-022-00359-y (дата обращения: 27.02.2023).

3. Дисплей против фонендоскопа: как развитые страны внедряют телемедицину и что у них общего с Россией. 05.07.2021 / URL: https://www.techinsider.ru/technologies/717783-displey-protiv-fonendoskopa-kak-razvitye-strany-vnedryayut-telemedicinu-i-chto-u-nih-obshchego-s-rossiey/ (дата обращения: 27.02.2023).

4. Долгосрочный план Национальной службы здравоохранения / The NHS Long Term Plan. URL: https://www.longtermplan.nhs.uk/publication/nhs-long-term-plan/ (дата обращения: 27.02.2023).

5. Карцхия А.А. Цифровая медицина - реальность сегодняшнего дня // Экономические и социальные проблемы России. - 2021. - № 2. -С. 132-142.

6. Кодекс общественного здравоохранения Франции. Code de la santé publique / URL: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/texte_lc/LEGITEXT000006072665/ (дата обращения: 27.02.2023).

7. Медицинские онлайн-консультации: юридические, этические и социальные аспекты. / URL: https://www.gmcuk. org/ethical-guidance/ethical-hub/remote-consultations (дата обращения: 27.02.2023).

8. «Обзор эстонской системы электронной медицинской карты (EHR)». Эстонский фонд электронного здравоохранения. 31 Августа 2010 года / URL: https://tallinn.mhealth.events/article/vsyo-o-tsifrovoy-meditsinskoy-reforme-v-estonii-97210 (дата обращения: 27.02.2023).

9. Преобразование электронного здравоохранения в Германии идет неравномерно. 15 марта 2022 г. / URL: https://www.mckinsey.com/industries/life-sciences/our-insights/germanys-ehealth-transformation-makes-good-but-uneven-progress#0 (дата обращения: 27.02.2023).

10. Реформа здравоохранения в Эстонии. Какие законы регулируют медицину в стране / URL: https://aif.ru/health/life/reforma_zdravoohraneniya_estonii_kakie_zakony_reguliruyut_medicinu_v_strane (дата обращения: 27.02.2023).

11. Скоро ли врачи начнут «прописывать» ПО для лечения? 06.03.2020 / URL: https://www.if24.ru/skoro-li-vrachi-nachnut-propisyvat-po-dlya-lecheniya/ (дата обращения: 01.08.2020).

12. Степаненко Д.А. Правовая оценка блокчейн в цифровой криминологии // Евразийский юридический журнал. - 2022. - № 9 172). - С. 399-400.

13. Степаненко Д.А. Формирование криминологических баз данных с использованием технологий блокчейна // Евразийский юридический журнал. -2022. - № 10 (173). - С. 436-437.

14. Телемедицина в законе: как регулируется удаленная медпомощь в разных странах. 18.03.2022 / URL: https://evercare.ru/news/telemedicina-v-zakone-kak-reguliruetsya-udalennaya-medpomosch-v-raznykh-stranakh (дата обращения: 01.08.2020).

15. Телеобслуживание: правовые, этические и социально-экономические факторы. Richie Sethi, Gautam Bagga, David Carpenter, Djamel Azzi, Rinat Khusainov. Telecare: legal, ethical and socioeconomic factors. URL: https://www.researchgate.net/publication/266630279_Telecare_Legal_Ethical_ and_Socioeconomic_Factors (дата обращения: 27.02.2023).

16. Умаров Х.С. Влияние блокчейн-технологий на трансформацию государственных и корпоративных процессов // Дискуссия. - 2021. - № 6 (109). -

С. 28-36.

17. Хартия телерадиологии, разработанная Профессиональным советом французской радиологии: Conseil Professionnel de la Radiologie Française. Charte de téléradiologie. / URL: https://studylibfr.com/doc/2456466/conseil-professionnel-de-la-radiologie-fran%C3%A7aise (дата обращения: 27.02.2023).

18. Цифровое здравоохранение / URL: https://www.euro.who.int/en/health-topics/Health-systems/digital-health (дата обращения: 27.02.2023).

19. «Электронный рецепт». Электронное здравоохранение Эстонии / URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.af5ffaaa-62fcd002-8d8a93d1-74722d776562/https/e-estonia.com/solutions/healthcare/e-prescription (дата обращения: 27.02.2023).

20. Digital Strategy 2025. Germany. URL: https://www.de.digital/DIGITAL/Redaktion/EN/Publikation/digitalstrategy-2025.pdf?_blob=publicationFile&v=9 (дата обращения: 27.02.2023).

21. Estonian eHealth Strategic Development Plan 2020. 03.12.2015. / URL: https://apo.org.au/node/252426 (дата обращения: 27.02.2023).

22. Степаненко Д.А. Правовая оценка блокчейн в цифровой криминологии // Евразийский юридический журнал. - 2022. - № 9 172). - С. 399-400.

23. Степаненко Д.А. Формирование криминологических баз данных с использованием технологий блокчейна // Евразийский юридический журнал. -2022. - № 10 (173). - С. 436-437.

24. Умаров Х.С. Влияние блокчейн-технологий на трансформацию государственных и корпоративных процессов // Дискуссия. - 2021. - № 6 (109). -

С. 28-36.

References:

1. Varyushin M.S. Legal regulation of telemedicine in Russia and the EU: two steps forward and one step back // Law. 2018. No. 1. p. 167.

2. Gensorowski, D., Witte, J., Batram, M. et al. Market access and pricing based on the cost of digital medical applications in Germany (2022) / URL: https://doi.org/10.1186/s12962-022-00359-y (accessed: 02/27/2023).

3. Display vs phonendoscope: how developed countries are implementing telemedicine and what they have in common with Russia. 05.07.2021 / URL: https://www.techinsider.ru/technologies/717783-displey-protiv-fonendoskopa-kak-razvitye-strany-vnedryayut-telemedicinu-i-chto-u-nih-obshchego-s-rossiey / (accessed: 02/27/2023).

4. Long-term plan of the National Health Service / The NHS Long Term Plan. URL: https://www.longtermplan.nhs.uk/publication/nhs-long-term-plan / (accessed:

02/27/2023).

5. Kartskhiya A.A. Digital medicine - the reality of today // Economic and social problems of Russia. - 2021. - No. 2. - pp. 132-142.

6. Code of Public Health of France. Code de la santé publique / URL: https://www.legifrance.gouv.fr/codes/texteJc/LEGITEXT000006072665/ (accessed: 02/27/2023).

7. Online medical consultations: legal, ethical and social aspects. / URL: https://www.gmcuk . org/ethical-guidance/ethical-hub/remote-consultations (accessed:

02/27/2023).

8. "Overview of the Estonian Electronic Medical Record System (EHR)". Estonian E-Health Foundation. August 31, 2010 / URL: https://tallinn.mhealth.events/article/vsyo-o-tsifrovoy-meditsinskoy-reforme-v-estonii-97210 (accessed: 02/27/2023).

9. The transformation of e-health in Germany is uneven. March 15, 2022 / URL: https://www.mckinsey.com/industries/life-sciences/our-insights/germanys-ehealth-transformation-makes-good-but-uneven-progress#0 (accessed: 02/27/2023).

10. Healthcare reform in Estonia. What laws regulate medicine in the country / URL: https://aif.ru/health/life/reforma_zdravoohraneniya_estonii_kakie_zakony_reguliruyut_medicinu_v_strane (date of application: 02/27/2023).

11. Will doctors soon start "prescribing" software for treatment? 06.03.2020 / URL: https://www.if24.ru/skoro-li-vrachi-nachnut-propisyvat-po-dlya-lecheniya / (accessed:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

01.08.2020).

12. Stepanenko D.A. Legal assessment of blockchain in digital criminology // Eurasian Legal Journal. - 2022. - № 9 172). - Pp. 399-400.

13. Stepanenko D.A. Formation of criminological databases using blockchain technologies // Eurasian Legal Journal. - 2022. - № 10 (173). - Pp. 436-437.

14. Telemedicine in law: how remote medical care is regulated in different countries. 03/18/2022 / URL: https://evercare.ru/news/telemedicina-v-zakone-kak-reguliruetsya-udalennaya-medpomosch-v-raznykh-stranakh (accessed: 01.08.2020).

15. Tele-service: legal, ethical and socio-economic factors. Richie Sethi, Gautam Bagga, David Carpenter, Djamel Azzi, Rinat Khusainov. Telecare: legal, ethical and socioeconomic factors. URL: https://www.researchgate.net/publication/266630279_Telecare_Legal_Ethical_ and_Socioeconomic_Factors (accessed: 02/27/2023).

16. Umarov H.S. The impact of blockchain technologies on the transformation of government and corporate processes // Discussion. - 2021. - № 6 (109). - Pp. 28-36.

17. The Charter of Teleradiology, developed by the Professional Council of French Radiology: Conseil Professionnel de la Radi ologie Française. Charte de téléradiologie. / URL: https://studylibfr.com/doc/2456466/conseil-professionnel-de-la-radiologie-fran%C3%A7aise (accessed: 02/27/2023).

18. Digital Healthcare / URL: https://www.euro.who.int/en/health-topics/Health-systems/digital-health (accessed: 02/27/2023).

19. "Electronic recipe". E-health of Estonia / URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.af5ffaaa-62fcd002-8d8a93d1-74722d776562/https/e-estonia.com/solutions/healthcare/e-prescription (accessed: 02/27/2023).

20. Digital Strategy 2025. Germany. URL: https://www.de.digital/DIGITAL/Redaktion/EN/Publikation/digitalstrategy-2025.pdf?_blob=publicationFile&v=9 (accessed:

02/27/2023).

21. Estonian eHealth Strategic Development Plan 2020. 03.12.2015. / URL: https://apo.org.au/node/252426 (accessed: 02/27/2023).

22. Stepanenko D.A. Legal assessment of blockchain in digital criminology // Eurasian Legal Journal. - 2022. - № 9 172). - Pp. 399-400.

23. Stepanenko D.A. Formation of criminological databases using blockchain technologies // Eurasian Legal Journal. - 2022. - № 10 (173). - Pp. 436-437.

24. Umarov H.S. The influence of blockchain technologies on the transformation of state and corporate processes // Discussion. - 2021. - № 6 (109). - Pp. 28-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.