Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОРИТМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА У ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОРИТМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА У ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Музыкальные способности / музыкально-ритмическое чувство / малокомплектный детский сад / разновозрастная группа (5–8 лет). / Musical abilities / musical-rhythmic feeling / ungraded kindergarten / mixed-age group (5–8 years).

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова И. В.

В статье рассматривается развитие музыкально-ритмического чувства дошкольников в процессе музыкального воспитания в условиях малокомплектного детского сада; представлены некоторые практические аспекты организации различных форм и видов музыкальной деятельности в контексте исследования у детей разновозрастной группы посредством реализации выявленных и обоснованных педагогических условий: создание комфортной среды с учетом специфики отношений; разработка занятий на основе программного материала детей старшей и подготовительных групп; активное вовлечение детей разного возраста в музыкально-ритмическую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF MUSICAL AND RHYTHMIC FEELING IN CHILDREN OF DIFFERENT AGES IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article pays attention to the problem of developing the musical abilities of students, namely, the attention is focused on the development of the musical and rhythmic feeling of preschoolers in the process of musical education in an ungraded kindergarten; some practical aspects of organizing various forms and types of musical activity are presented in the context of research in children of a different age group through the implementation of identified and justified pedagogical conditions: creating a comfortable environment, taking into account the specifics of relationships; development of classes based on the program material for children of the senior and preparatory groups; active involvement of children of different ages in musical and rhythmic activities.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОРИТМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА У ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

УДК 373.24

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА У ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© 2022 И. В. Ефремова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования e-mail: efremova751975@mail. ru

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

В статье рассматривается развитие музыкально-ритмического чувства дошкольников в процессе музыкального воспитания в условиях малокомплектного детского сада; представлены некоторые практические аспекты организации различных форм и видов музыкальной деятельности в контексте исследования у детей разновозрастной группы посредством реализации выявленных и обоснованных педагогических условий: создание комфортной среды с учетом специфики отношений; разработка занятий на основе программного материала детей старшей и подготовительных групп; активное вовлечение детей разного возраста в музыкально-ритмическую деятельность.

Ключевые слова: музыкальные способности, музыкально-ритмическое чувство, малокомплектный детский сад, разновозрастная группа (5-8 лет).

PRACTICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF MUSICAL

AND RHYTHMIC FEELING IN CHILDREN OF DIFFERENT AGES IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

© 2022 I. V. Efremova

Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor at the Department of Music Education e-mail: efremova751975@mail. ru

Bunin Yelets State University

The article pays attention to the problem of developing the musical abilities of students, namely, the attention is focused on the development of the musical and rhythmic feeling of preschoolers in the process of musical education in an ungraded kindergarten; some practical aspects of organizing various forms and types of musical activity are presented in the context of research in children of a different age group through the implementation of identified and justified pedagogical conditions: creating a comfortable environment, taking into account the specifics of relationships; development of classes based on the program material for children of the senior and preparatory groups; active involvement of children of different ages in musical and rhythmic activities.

Keywords: musical abilities, musical-rhythmic feeling, ungraded kindergarten, mixed-age group (5-8 years).

Анализ научной литературы подтверждает тот факт, что в практике музыкального обучения и воспитания развитие музыкальных способностей понимается не только как формирование специальных, профессиональных навыков музицирования,

но и как развитие общих способностей, то есть универсально-познавательных свойств личности [1; 2; 6]. Несомненно, развитие музыкально-ритмического чувства в структуре музыкальных способностей, характеризуемое «как способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его» [7], является важнейшим условием существования человека, причем имеющим свою специфику на каждой ступени образования. Учитывая то, что именно в дошкольном возрасте начинает формироваться базовая культура ребенка, в контексте статьи акцентируем внимание на данном возрастном периоде, а также обозначим некоторые, важные с нашей точки зрения, педагогические условия, способствующие развитию музыкально-ритмического чувства у детей разновозрастной (старше-подготовительной) группы детского сада №17 г. Ельца Липецкой области. Добавим, что наш интерес к разновозрастной группе обусловлен спецификой указанного дошкольного образовательного учреждения -малокомплектный детский сад.

Практика показывает, что исследуемая нами проблема не нова, и ее различные аспекты представлены в работах Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, Л.А. Пеньевской и др.; В.Г. Щур и С.Г. Якобсон рассматривали возможности взаимодействия детей разного возраста в процессе обучения. Отличительной же особенностью малокомплектного детского сада является то, что в группах объединены дети разного возраста, и научно-методической основой такого педагогического процесса выступает определенный комплекс требований дошкольной педагогики с конкретными условиями воспитания в каждой группе детей.

В дальнейшем представим некоторые практические аспекты развития музыкально-ритмического чувства у детей разновозрастной (старше-подготовительной) группы посредством реализации выделенных нами педагогических условий:

- создание комфортной среды с учетом специфики отношений;

- разработка занятий на основе программного материала детей старшей и подготовительных групп;

- активное вовлечение детей разного возраста в музыкально-ритмическую деятельность.

Разработанная нами программа предусматривала:

- корректировку перспективного плана с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей разного возраста;

- организацию различных форм музыкального воспитания дошкольников посредством активного вовлечения детей в различные виды музыкально-ритмической деятельности;

- разработку дидактического инструментария (составление картотеки игр, музыкально-ритмических упражнений на развитие музыкально-ритмического чувства; подбор логоритмических распевок, фонопедических упражнений).

Следует отметить, что при планировании музыкальной деятельности важно не только учитывать уровень общего музыкального развития детей, но и определять приоритетные задачи, а также соотносить их с этапами работы образовательного процесса; необходимо подбирать музыкальный материал, соответствующий возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Кроме того, необходимо и «совершенствовать способности педагогов по организации работы с детьми дошкольного возраста на основе внедрения в педагогическую практику различных инновационных организационных форм взаимодействия» [5, с. 134].

Продумывая методику нашей работы, мы исходили в первую очередь из необходимости создания комфортной среды с учетом специфики отношений детей разного возраста. Понимая феномен «комфортная среда» как фактор результативности

и успешности образовательного процесса в учебном заведении [4, с. 31], мы пришли к выводу, что правильно созданная комфортная среда послужит благоприятным условием и для музыкального воспитания дошкольников, и для продуктивной деятельности музыкального руководителя, который должен в своей работе основываться на значимые методы и приемы работы, способствующие эмоциональному восприятию музыки, сохранению психофизического здоровья детей, полной их вовлеченности в образовательный процесс, благополучной самореализации в атмосфере спокойствия, доброжелательности и поддержки. Безусловно, основной задачей воспитания дошкольников является создание у детей эмоционального комфорта и психологической защищенности, поэтому среда остается главной составляющей, в которой проходит воспитательный процесс.

В условиях МБДОУ детский сад №17 г. Ельца каждая возрастная группа имеет свое название. Утопая в разнообразии ярких цветов (гамма светло-розовых тонов, олицетворяющих тепло), ребенок чувствует себя комфортно и при этом ощущает доброту и заботу со стороны взрослых. В старше-подготовительной группе оформлены центры по разным видам деятельности: центр сюжетно-ролевой игры «Мы играем», музыкальный уголок, центр науки, игры для мальчиков и девочек, центр конструирования и т.д. Размещение оборудования организовано по принципу центрирования, позволяя детям объединиться подгруппами по общим интересам. Все центры легко трансформируются, содержание которых дополняется с учетом возрастных особенностей и интересов.

Как и во всех дошкольных учреждениях, процесс музыкального воспитания в малокомплектных детских садах реализуется посредством организации традиционных форм музыкальной деятельности детей, таких как музыкальные занятия, музыка на праздниках, музыкальные игры, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыкальное воспитание в семье. Содержание музыкальных занятий разрабатывается в соответствии с годовым и перспективным планом, где соотношение видов заданий определяется учебно-воспитательными задачами, индивидуальными особенностями детей, уровнем их музыкального развития, степенью усвоения программного материала в соответствии с требованиями каждой возрастной группы.

Учитывая основополагающие выводы Э. Жак-Далькроза, что обучение ритмике необходимо абсолютно для всех детей [8], активное вовлечение детей разного возраста в музыкально-ритмическую деятельность, основанную на взаимосвязи образного содержания, выразительных и изобразительных возможностей музыки, а также танцевальных и музыкально-игровых движений, с нашей точки зрения, является важным педагогическим условием, способствующим успешности рассматриваемого процесса в детском саду. Движения для дошкольников - это не только средство восприятия музыки, но и понимание ее характера в процессе взаимодействия, то есть, выполняя произвольные движения под разнообразную музыку, ребенок конкретизирует воображаемый образ, делая его тем самым понятным для самого себя. В ходе целенаправленной музыкальной деятельности в детском саду ведется систематическая работа по формированию следующих разновидностей двигательных умений дошкольников: умения выполнять под музыку основные гимнастические движения, элементарные перестроения, владение атрибутом, предметами; танцевальные умения, различные виды шагов, сюжетно-образные движения, физкультурные упражнения; имитационные умения, передающие в движении манеру поведения различных животных, персоналий, героев сказок и т.д.

Непосредственный интерес детей вызывают танцы, хороводы, включающие в себя элементы народных плясок, безусловно доступные по их координации

в соответствии с возрастом и возможным изменением в связи с характером мелодии или конфигурацией пляски.

Следует отметить, что важным показателем у дошкольников старше-подготовительной группы является развитие речи, этим критерием и определяется их готовность к школе. Учитывая то, что на сегодняшний день увеличивается количество детей с отклонениями в речевом развитии, мы акцентировали внимание на широком включении в процесс музыкального воспитания дошкольников логоритмики -«системы музыкально-двигательных, рече-двигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции» [3, с. 284]. Логоритмические упражнения, используемые нами в ходе музыкальной работы, не только оказывали позитивное воздействие на развитие речи и в целом координации движений детей разного возраста, но и способствовали тем самым развитию их музыкально-ритмического чувства, к тому же они важны и для нормально развивающихся детей, и для детей с какими-либо нарушениями.

Реализуя запланированные виды музыкальной деятельности, для решения поставленных задач в ходе занятий мы, по необходимости, включаем некоторые элементы логоритмики, например, пальчиковую гимнастику, где песни и стихи сопровождаются движением рук для развития мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти; различные фонопедические упражнения, влияющие на звукопроизношение, укрепление гортани и развитие навыков речевого дыхания; логопедическую (артикуляционную) гимнастику, то есть вокально-артикуляционные упражнения, нацеленные на укрепление мышц лица, улучшение артикуляции, развитие певческого аппарата. С удовольствием дети включаются в музыкальные и музыкально-ритмические игры с детскими шумовыми инструментами, что, несомненно, не только способствует развитию их чувства ритма, но и активизирует внимание, формирует умение ориентироваться в пространстве.

Практика показывает, что игра на детских музыкальных инструментах оказывает положительное воздействие на развитие музыкально-ритмического чувства дошкольников. Специальные исполнительские умения детей связаны с овладением приемами игры на каком-либо инструменте, причем в дошкольном возрасте это в большинстве своем шумовые и ударные инструменты, не имеющие звукоряда, в числе которых бубны, деревянные ложки, маракасы, колокольчики и т.д. Подчеркнем, что данная работа органично вписывалась в наши музыкальные занятия: ребята с большим удовольствием выступали в роли музыкантов. Так, исполняя песню «Веселый оркестр», музыка и слова Г. Шпадэ-Глазыриной, дети 7-8 лет подыгрывали себе на музыкальных инструментах, исполняя несложный ритмический рисунок, а воспитанники 5-6 лет, на словах «Динь-динь-динь», хлопали в ладоши. Естественно, при пении мы обращали внимание детей на то, чтобы произношение слов было четким и понятным, а ритмический рисунок с точностью передан. Для достижения лучших результатов задания можно усложнить, придумывая новый ритм, или выполнить подходящие движения вместе с проговариванием текста. К тому же создание шумовых оркестров является значимым условием развития метроритмического слуха ребенка.

Наши занятия были построены на базовых дидактических принципах, наиболее важных для работы с детьми старшего дошкольного возраста: психологической комфортности (ненавязчиво пробудить желание к исполнительству); доступности (соответствие содержания и формы занятий возрасту детей); последовательности и систематичности (постепенное усложнение поставленных задач по всем направлениям музыкально-ритмического воспитания); партнерства (совместная музыкальная деятельность); положительной оценки (более высокая активность, эмоциональная отзывчивость, желание дальше участвовать в исполнительской деятельности) и др.

Использование музыки на гимнастике и в физкультурной деятельности придало не только эффект увлекательности, но и способствовало успешности решения поставленных задач (укрепление детского организма, формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств: выносливости, быстроты и т.д.). Отмечая целесообразность выполнения под музыку основных движений (ходьбы, бега, подпрыгиваний), строевых и общеразвивающих упражнений с элементами художественной гимнастики, мы также акцентировали внимание на формировании представления дошкольников о характере выполняемых упражнений, их темпе и ритме. Например, занятие началось с ходьбы под веселый, энергичный марш В. Алференко «На зарядку». Внимательно слушая нашу установку, ребята с удовольствием приступили к заданию. Безусловно, большое внимание уделялось выполнению упражнений под счёт (в течение 1-2 мин.), что помогло лучше овладеть своим телом, почувствовать заданное движение и его технику. Также мы следили за осанкой, прямой спиной, правильностью взятия дыхания (вдох носом, выдох ртом). При подборе музыкального материала учитывали обязательное соответствие формы и характера музыкального произведения характеру выполняемых движений, то есть выполнение плавных движений (спокойное поднятие рук вверх, их разведение в стороны и опускание вниз) под звуки музыкального произведения «Вальс» А. Гречанинова и выполнение четких упражнений (поднятие рук, прыжки, наклоны) под исполнение русских народных песен с акцентированными сильными долями, например «Ах вы сени».

Безусловно, при проведении музыкальных занятий в разновозрастной группе, мы обращали внимание на содержание материла, которое должно соответствовать возрастным особенностям дошкольников (разработка занятий на основе программного материала детей старшей и подготовительных групп). В итоге мы активно включали ребят разного возраста в единую работу и тем самым совмещали различное содержание реализуемой программы: при выполнении какого-либо задания дети старшего возраста выполняют наиболее трудные движения, тогда как младшие -более легкие, доступные для исполнения ими. Например, под музыку М. Сосниной «Мы ногами топ» на куплете ребята выполняли движения в соответствии с текстом; на припеве дети 5-6 лет делали пружинку, а 7-8 лет - приставные шаги влево и право вместе с хлопками. Знакомство с новым музыкально-ритмическим движением осуществлялось поэтапно: сначала дети знакомились с музыкой при помощи четких, конкретных и понятных вопросов. Подчеркнем, что это один из главных словесных приемов, побуждающих мыслительную деятельность дошкольников и активизирующих их внимание. Безусловно, мы старались делать это в меру, не перегружая детей, и только потом приступали к разучиванию движений. Естественно, их освоение происходило под счет, при этом также был учтен принцип «зеркальности» - показ, подразумевающий, что при выполнении наклонов вправо-влево необходимо показывать их в «зеркальном» изображении, стоя лицом к детям во время исполнения; возможен и показ приема детьми, которые освоили его лучше, чем сверстники. Также в нашей работе использовался метод упражнений, связанный с многократным повторением каких-либо особенных трудных мест или всего произведения в целом.

Особый интерес как у старших ребят, так и у детей младшего возраста вызывало включение игрового сюжета, объединяющего несколько видов деятельности, тем самым пробуждая их воображение и вызывая эмоциональную отзывчивость. Например, обучающиеся 5-6 лет изображали лес, имитируя деревья и показывая движение их ветвей ритмичными покачиваниями: подул ветерок, сначала слабый, потом сильный и т.п., а дети 7-8 лет имитировали листики, играя на музыкальных инструментах

под музыку «Листики» Л. Бетховена. Таким образом, ненавязчиво мы включали детей разного возраста в различные виды деятельности, учитывая их индивидуальные возможности. Безусловно, все представленные мероприятия проводились совместно с воспитателем, который также учитывал не только цели и задачи воспитания, но и возможности и интересы дошкольников. Ребятам, не справлявшимся с заданиями, были предложены дополнительные индивидуальные занятия.

Несомненно, музыка оказывает свое воспитательное воздействие на детей при реализации всех форм организации музыкальной деятельности. Однако ненавязчивые, но целенаправленные задания в контексте развития их чувства ритма в свободное от занятий время, особенно в летний период, имеют важное значение в становлении личности дошкольника. Так, во время прогулок ребята вовлекаются в различные музыкальные игры, хороводы, поют любимые песни и т.д. Например, в процессе увлекательного путешествия в лесную сказку с целью знакомства с удивительной красотой окружающей природы нам важно было создать доброжелательную атмосферу, заинтересовать всех ребят, учитывая их разновозрастные особенности, уровень музыкально-творческого развития, а также владения и исполнения музыкального репертуара. Для концентрации внимания детей дошкольного возраста была организована музыкальная игра «Угадай ритм», в ходе которой ребята, выстроившись друг за другом, негромкими постукиваниями пальцев передавали по цепочке предложенный нами ритмический рисунок; в свою очередь последний участник, стоящий впереди всех, должен был выполнить верную ритмическую конфигурацию, громко хлопая в ладоши.

Самостоятельная музыкальная деятельность, возникающая прежде всего по инициативе самих детей и непосредственно связанная с их интересами, желаниями и потребностями, также способствует созданию комфортной среды в нашем дошкольном образовательном учреждении. Сформированные умения и навыки проявляются во время исполнения детских песен, участия в музыкальных играх с пением, музицировании. С большим удовольствием дети отправлялись и в виртуальное путешествие на поезде под знакомую песню Н. Метлова «Поезд», с остановками на различных тематических станциях: «Песенная», «Игровая», «Танцевальная», «Сказочная», «Маршевая», предусматривающих комплекс заданий в соответствии с определенным названием.

Обобщая вышесказанное, констатируем: несомненно, современные требования, предъявляемые в целом к системе образования, вызывают необходимость неординарных решений поставленных задач музыкального образования обучающихся посредством организации их активной музыкально-творческой деятельности, включения инновационных форм проведения музыкальных занятий, вариативности заданий, игровых технологий и т.д. К тому же систематическая целенаправленная работа педагога-музыканта, основанная на реализации выделенных нами педагогических условий, также не только повысит уровень развития музыкально-ритмического чувства у детей разновозрастной группы, но и в целом обеспечит эффективное музыкальное воспитание дошкольников в современных образовательных условиях.

Библиографический список

1. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. П. Анисимов. - Москва: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.

2. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : учебное пособие для студентов вузов / А. Н. Зимина. - Москва: ВЛАДОС, 2000. - 302 с.

3. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская; под редакцией Л. С. Волковой. - Москва: ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

4. Лошакова, Т. Ф. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении: автореферат диссертации ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Т. Ф. Лошакова. - Екатеринбург, 2001. - 35 с.

5. Меньшиков, В. М. Социально-педагогические условия успешной организации духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях / В. М. Меньшиков, О. С. Ильина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2018. - № 4 (48) [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary 36549674 81620919.pdf (дата обращения: 11.04.2022).

6. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебник для академического бакалавриата. - 3 издание, испр. и доп. / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. - Москва: Юрайт, 2019. - 296 с.

7. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - URL: https://cyberpedia.su/10x48e4.html (дата обращения: 25.03.2022).

8. Эмиль Жак-Далькроз и его метод (система) музыкального воспитания. Ритмическая гимнастика Эмиля Жак-Далькроза. - URL: https://poisk-ru.ru/s43030t6.html (дата обращения: 14.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.