3. Иванова Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы / Т.В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - №1. - С. 16-20.
4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
5. Надеева Е.П. Развитие ценностных ориентаций, учащихся в процессе исторического образования. / Е.П. Надеева // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. -№ 5. - С. 46 - 50.
Ивашко Кристина Сергеевна
ведущий специалист по информационным технологиям отдела КИТ
Государственное учреждение «Институт проблем искусственного интеллекта»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 371.3
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
PRACTICAL ASPECTS OF APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE LEARNING PROCESS
В статье рассматриваются информационные технологии в контексте интенсивного развития в процессе обучения. Важным критерием для внедрения инновационных подходов в систему образования является организация исследовательской деятельности как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, умение систематизировать, классифицировать, анализировать и реализовывать свои умения и навыки на практике.
Ключевые слова: информационные технологии, организация учебного процесса, сеть Интернет, сетевой ресурс.
The article considers information technologies in the context of intensive development in the learning process. An important criterion for the introduction of innovative approaches to the education system is the organization of research activities on the part of the teacher and students, the ability to systematize, classify, analyze and implement their skills in practice.
Key words: information technologies, organization of educational process, Internet, network resource.
Организация образовательного процесса значительно изменилась благодаря информационным технологиям, которые позволяют повысить продуктивность работы преподавателя, а также предоставляют возможность
49
организации учебного процесса в режиме on-line, в котором важным аспектом будет исследовательская деятельность. Известно, что информационные ресурсы зачастую являются основой для распространения и обмена информацией через сети Интернет. В учебном процессе актуальны вопросы для создания оптимальных условий для эффективного использования современных технологий, создания условий для личностного развития учащихся, организации системы дистанционного обучения. В статье рассматривается механизм координации ведения учебного процесса с помощью информационных ресурсов, планирование и организация возможностей ведения урока С помощью Системы электронных учебных ресурсов и рассматривается возможность для открытия новых перспектив в организации учебно-воспитательного процесса. Каждый педагог, организатор, методист и др. должен знать, чем живет современное образование, какие достижения, новые методики преподавания являются первоочередными на данном этапе времени.
Эффективное использование современных информационных технологий усугубляется быстрым ростом количества источников и сайтов, ведь около 70 % первичной информации, необходимой для овладения новыми знаниями и умениями, педагоги получают из материалов, которые уже были использованы на практике и были представлены в печатном или электронном виде. Потребность в обработке и доработке полученного материала, регулярное использование информационных ресурсов и сети Интернет, а также прогресс в области компьютерных и информационных технологий стали неотъемлемыми условиями для создания виртуальных хранилищ, обмена информации через сетевые каналы. Очевидно, что со временем в педагогической практике будет возрастать потребность в создании необходимых условий для открытой и информационно-познавательной среды учебных заведений, направленных на повышение и улучшение организации учебного процесса. Интересной является мысль, сформулированная в работе [1]: «Преподаватели, как и учащиеся, хотят быть очень прогрессивными, когда обращаются к популярным сайтам в Интернете, но в то же время они очень консервативные, когда выступают в роли авторов своих работ и методик, ведь не только синтезируются новейшие достижения в области педагогической практики, но и сохраняется обращение к традиционной и устоявшейся теории, и практике».
Вся исследовательская работа, проводимая работниками в сфере образования, предполагает открытую доступность к запрашиваемой информации. Например, учитель по конкретно заданному профилю урока
может быстро найти материал в сети, просто вводя запрос в поисковой системе, но прозрачность и «видимость» полученных результатов обеспечивает саморегулятивную функцию фильтрования, так как существует механизм экспертного оценивания, например, отзывы, комментарии, публичные дискуссии и др. В связи с этим реализация концепции открытого доступа к материалам может осуществляться несколькими способами: самостоятельное размещение авторских проектов по разработке урока на специальных сайтах либо на собственных веб-страницах (или веб-страницах своего учебного заведения), и таким образом можно не только конкретизировать и систематизировать полученную информацию, но и сохранить авторское право по созданной и разработанной методике для проведения уроков. Система формирования учителями собственных уроков может содержать не только готовые конспекты и тесты к урокам, а также содержать ссылки на энциклопедические статьи по конкретному уроку, содержать вопросы и задания по тематике заданного урока, разделенного по рубрикам, например репродуктивный, аналитический и творческий, а отдельная рубрика может быть посвящена анализу усвоенного материала либо подобраны развивающие и занимательные материалы по интересам учащихся (индивидуальный подход к учащимся).
На протяжении последних десятилетий исследования, проводимые в области оценивания концепции открытого доступа к информации по определенному тематическому профилю для учителей, показали, что методология оценивания базируется на внедрении системы аттестационных параметров, где важное место принадлежит библиометрическим показателям публикационной активности и престижу общеобразовательного учреждения. Однако прежде всего необходимо обратить внимание на то, что результат, выдаваемый поисковой системой, может быть не всегда достоверным, поэтому методические требования к их определению очень важны. Среди показателей классификационной оценки деятельности учителей учитываются не только материалы, соответствующие государственным стандартам и рекомендациям, престиж учебного заведения и др., но и так называемая международная интеграция учителя, то есть представление в мировом информационном пространстве, направленное на предоставление участникам педагогического процесса - учителям и учащимся школы - возможности организации и получения доступного качественного образования. Таким образом, можно допустить, что информационные ресурсы, безусловно, являются эффективным способом распространения, освоения и закрепления необходимого материала для преподавательской детальности. Но необходимо
также отметить, что понятие доступа к информационным электронным ресурсам не всегда тождественно свободно доступно, так как не все учебные заведения могут позволить себе соответствовать требованиям для работы в сети Интернет, в свободном режиме on-line. Очень важным аспектом является обеспечение компьютерной техникой, сетевым оборудованием и современными средствами обучения в общеобразовательных учреждениях.
Очевидно, что со временем позиция использования информационных технологий в педагогической практике будет укрепляться, так как по статистике те учителя, которые начали регулярно пользоваться информационными ресурсами в сети Интернет, уже не возвращаются к традиционным и устоявшимся формам ведения уроков. Перспективы использования информационных технологий видятся прежде всего в создании условий для ознакомления и освоения материалов по конкретно заданной тематике, организации обмена полученными знаниями и умениями, выявлении тенденций развития определенных областей знаний, установлении реально существующих связей между учебными заведениями и участниками педагогического процесса - учителями и учащимися. Причем данная интеграция направлена на работу не только внутриклассовую, но и проводится так называемая исследовательская деятельность с основным упором не на знание общих закономерностей, а на выполнение специальных заданий, упражнений, тестов и иных творческих заданий, в которых предусмотрена работа по обогащению памяти учащихся системными объединениями упражнений в единое ядро по заданной тематике. Известно, что доступность к поиску информации способствует возможности работать в ней как в школе, так и за ее пределами. За счет чего к перечню главных участников образовательного процесса добавляются еще и родители школьника. В этой связи объективность подобного рода занятий зависит от полноты, отображенной в ней тематики и самой методики анализа, то есть очень важно, чтоб информация, предоставленная учителем, была пригодной для проведения анализа, исследования и содержала достоверные и полные данные, была классифицирована и доступна. Чтоб повысить уровень усвоения материала и закрепления знаний, необходимо усовершенствовать программное обеспечение с целью дальнейшей разработки аппарата по расширению возможностей в процессе обучения, опираясь не только на значение норм и правил, но и на развитие личности.
Разработанные методики, проекты, вопросы, ответы, задания и т.п., могут быть представлены в Интернете на единой платформе с интегрированной поисковой системой в открытом доступе с правом (при
соблюдении норм и правил, заполнении регистрационной формы) читать, загружать, копировать, распространять, печатать, производить поиск, индексировать, комментировать, обсуждать и др. При этом подготовленный и изложенный материал должен иметь важное значение для реализации практической направленности при изучении конкретной темы, целенаправленно применять полученные умения и навыки в нужном значении, а также учащимся может предоставляться право самим участвовать в процессе усвоения и закрепления материала. Так, изучая тему «Синонимы», можно создать творческую атмосферу, подобрав слова, которые принадлежат к разным стилистическим пластам, и предложить учащимся самим подготовить синонимические ряды (по предложенной ими тематике) с разной стилистической окраской, при этом учитывать правильность и неправильность употребления просторечных слов в речи самого учащегося (например, слово «одежда» - тряпки, экипировка (разг.), облачение, одеяние (устар., теперь шутливая форма), убор (устарев.), также при обсуждении данной тематики можно предложить ученикам проанализировать свою речь, либо речь своих одноклассников, друзей, родителей в контексте художественного, разговорного стиля (с целью активизации деятельности учащихся использовать наглядность, обращаясь к жизненным реалиям).
При этом обучение организуется в рамках одного предмета и класса, и подразумевает чередование прямого личного общения учителя и ученика либо группы учеников и обучения с помощью сетевого ресурса, презентация, виртуальные примеры и т.д. Затем результаты выполненных заданий (по выбору) учащиеся сами оценивают свои возможности, продолжая фразы «я для себя понял(а)», «я столкнулась (столкнулась) с трудностями....... Таким
образом, ценность сопоставления способствует более полному пониманию и усвоению языковых единиц, получению и углублению знаний, проводится работа над проблемными вопросами, проявление познавательной активности учащихся, а также проводится оценка уровня усвоения материала.
Информационные технологии способствуют решению проблем, связанных с предоставлением и получением нужной информации по определенному предмету и заданной тематике, с организацией обмена информацией в определении тенденций развития определенных областей исследований, установлении реально существующих связей между школой и участниками учебного процесса. Реализация проекта подобного рода способствует укреплению информационной базы для поддержки инновационной деятельности в системе образования, решать вопросы,
связанные с традиционными, методологическими, интерпретационными подходами, укреплению новых систем и методик в образовательном процессе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лиферов А. П. Образование Будущего: глобальные проблемы - локальные решения / А. П. Лиферов, Н. А. Степанов. - M.: Педагогический поиск, 2000. - 52 с.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М.: AcademiA, 2000. - 361 с.
Новикова Елена Владимировна,
кандидат психологических наук, ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»,
(г. Донецк, ДНР)
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЯ ИНТУИТИВНОГО ПОЗНАНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
PSYCHOLOGY OF INTUITIVE KNOWLEDGE: HISTORY AND NOWDAYS
В статье рассмотрены вопросы понимания интуиции, её особенностей и видов в историческом развитии. Проанализированы концепции современных учёных относительно феномена интуиции в современной науке. Представлены психологические особенности интуиции.
Ключевые слова: интуиция, «инсайт», «реле-эффект», интуитивно-чувственное отражение, логическое мышление, интуитивное мышление, бисоциации.
The questions of understanding of intuition, its features and kinds in historical development are considered in the article. The phenomenon of intuition in modern science is analyzed. The psychological features of intuition are presented.
Key words: intuition, insight, relay-effect, intuitive-sensory reflection, logical thinking, intuitive thinking, bisociation.
Проблемы, связанные с познанием, творчеством, интуицией всегда привлекали к себе внимание. К числу самых сложных научных проблем, над которыми работают и современные ученые (философы, психологи, педагоги, культурологи, информатики, социологи и другие) относятся проблемы