ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Безродная Валентина Петровна
учитель-методист Республиканского многопрофильного лицея-интерната при Донецком национальном университете
(г. Донецк, ДНР)
УДК 377.35
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ
ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE PROCESS OF EDUCATION IN HISTORY
В статье приводятся результаты, освещающие инновационные технологии обучения истории как условия формирования компетентного ученика на примере опыта работы Республиканского многопрофильного лицея-интерната при Донецком национальном университете.
Ключевые слова: инновационные технологии, обучение истории, коммуникативная компетентность
The article gives results, illustrating the innovation technologies of teaching history as a precondition of forming a competent pupil as exemplified with the work experience of the Republican polyprofile Lyceum-boarding school affiliated to Donesk National University
Key words: innovation technologies, teaching history, communicative competence
В современном, постоянно меняющемся мире, востребован и успешен человек мыслящий, творческий, созидающий и гуманный. Поэтому главной задачей образования и является формирование конкурентноспособной личности, умеющей адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой, развитыми коммуникативными способностями. Выпускник должен уметь самостоятельно мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.
Каждому человеку, вступающему в жизнь, необходимы определенные
навыки мышления, умение анализировать, сравнивать, выделять главное,
решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать
43
адекватную оценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать т.е. стать коммуникативно компетентной личностью.
Компетентность - круг проблем, сфера деятельности, в которой данный человек обладает знанием - соответствующей компетенцией (способностью делать что-то хорошо и эффективно) [2, с. 4]. Компетентность ученика предполагает целый спектр его личных качеств. Сюда относятся не только технологические составляюшие, но и мотивационные, этические, социальные и поведенческие, то есть компетентность всегда личностно окрашена качествами конкретного ученика. Под коммуникативной компетенцией подразумевается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, которые обеспечивают эффективное общение. Она подразумевает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым для партнера по общению. Коммуникативная компетенция относится к группе ключевых компетентностей, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию необходимо уделять большое внимание [1].
В Республиканском многопрофильном лицее-интернате при Донецком национальном университете в процессе преподавания истории создаются максимум условий для самореализации и самоопределения во взрослой жизни. Обширное использование наглядности, применение интерактивных форм обучения (проведение «круглых столов», «мозговых штурмов», пресс-конференций, игр с ролевыми установками), коллективное решение проблемных заданий, рецензий на ответы одноклассников. Все это способствует формированию и развитию творческих и коммуникативных способностей, умению слушать, публично отстаивать свои мысли, убеждать, формулировать и ставить вопросы, критически осмысливать и анализировать услышанное, делать выводы.
Одной из важнейших задач лицейского обучения истории -формирование у учащихся умения учиться. Основной его предпосылкой является самостоятельность творческой активности учащихся в процессе обучения. Наряду с усвоением знаний, умений и навыков в ходе учебы учащиеся учатся мыслить, благодаря самообразованию пополнять свои знания, сознательно творчески использовать приобретенный багаж знаний для решения практических заданий. Эффективность обучения во многом определяется тем, какой мерой сами дети включаются в самостоятельный поиск истины, поскольку нет настоящей учебы без самообразования и нет самообразования без учебы. Задача учителя лицея - с первых учебных дней
сформировать у лицеистов ответственность, инициативу, стремление к самоусовершенствованию и саморазвитию.
С первых уроков истории ученики получают рекомендации относительно усвоения материала, «примеряют» их себе, к своим привычкам, темпераменту (к примеру, холерик быстро и эмоционально выучит материал, а флегматик - медленно, постепенно), стилю деятельности, который может проявиться в определенных индивидуальных подходах, наработанных и закрепленных на протяжении предыдущего обучения, и которые для него более эффективны.
С первых дней ведется работа по формированию ответственного отношения к усвоению знаний, т.е. формированию позитивной мотивации. Одним из таких средств является использование методов и форм организации обучения, которые побуждают детей к самостоятельной познавательной деятельности. Во-первых, это проблемное обучение. Практически почти каждая тема дает возможность создать проблемные ситуации и искать пути их решения. Во-вторых, наглядность - использование интерактивной доски, а также материалов фильмотеки документальных фильмов, фрагменты которых дают пищу для ума, заставляют задуматься, а иногда и подискутировать.
Практикуются проведения уроков «взаимоотдачи», когда ученики по заданию учителя самостоятельно подбирают материал чтобы рассказать его всему классу. Они делают сообщение, используя дополнительный материал. Учитель только направляет их работу, вносит коррективы. Условие -учащийся осознано подбирает материал к обозначенной теме и свободно пересказывает его. На такое сообщение отводится не более трех минут. Однако подобные задания имеют двойной результат: с одной стороны ученики приобретают навыки работы с дополнительной литературой, источниками, учатся выбирать главное из общего текста, обобщать, делать доклад, с другой - это способствует их самоутверждению, что в их возрасте не последний фактор, стимулирующий к учебе. Появляется чувство собственной значимости.
Часто, когда ученик выступает в роли учителя, делая сообщения, он меняется и сам. Тот самый учащийся, которого ранее устраивали малые знания, дрожал от одной мысли «вызовут - не вызовут», с нетерпением ждал окончания урока, теперь приобретает чувство целостности, ответственности, достоинства, личной заинтересованности в том, чтобы узнать больше, чем рассказано в учебнике, и убедительно рассказать о том, что узнал, одноклассникам. Эффективность такой поисковой работы зависит от того насколько заинтересует поставленное задание учеников, как активно
включаются они в поиск материала. Следует отметить, что на сегодняшний день Интернет очень облегчает ребятам возможность найти любую тему. Однако, к сожалению, здесь прослеживается и обратная сторона -современные дети редкие гости в библиотеках, мало читают книги.
Большое значение для формирования коммуникативной компетенции играют дискуссии по проблемным вопросам истории и групповое обсуждение поставленных проблем. Коммуникативные компетенции очень хорошо формируются в группах, т.к. учащимся приходится выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем, афишировать результаты деятельности группы, выступая перед классом. Формы могут быть разными: учебные семинары, дискуссии, учебные деловые игры в виде «круглого стола» или «мозгового штурма».
Семинарские занятия - это интенсивная самостоятельная работа. Подготовка такого занятия - задача непростая, однако потраченные на первом этапе усилия компенсируются уровнем заинтересованности, способствуют формированию культуры исторического мышления, дают дополнительную возможность углубить знания учащихся, ориентировать их на активный поиск путей и возможностей решения поставленных проблем. Для семинарских занятий характерно расширение и обобщение ранее изученного материала, изучение нового материала, коллективное обсуждение вопросов, поставленных в плане, обсуждение сообщений. В реализации познавательных задач семинар способствует закреплению полученных прежде знаний, их углублению на основании обобщения и овладения новыми понятиями.
В то же время семинар решает и воспитательные задачи, способствуя превращению знаний в убеждения, формируя умения отстаивать свои позиции, убеждать других в своей правоте, аргументировать.
Учебные дискуссии способствуют улучшению и закреплению знаний учащихся, увеличению новой информации, формированию умения полемизировать, доказывать, защищать и отстаивать свою мысль, прислушиваться к чужим мыслям.
Активные методы обучения дают возможность отойти от стандартов мышления, стереотипов действий, способствуют выработке характера человека, развивают все три сферы личности: интеллектуальную, эмоциональную и волевую. Такие методы формируют у учащихся комплекс позитивных деловых качеств: умения устанавливать личностные контакты и обмениваться информацией, преодолевать противодействие окружающих, ценить время. Учащиеся учатся четко и убедительно излагать свои мысли, быть немногословными, убедительными.
Одним из направлений работы на уроке является формирование навыков анализа и синтеза. Этому способствует рецензирование ответов одноклассников. Учащиеся получают памятку для проведения рецензии. Она нужна в основном на протяжении первой четверти, пока не будут усвоены основные направляющие анализа и ориентиры, указывающие на что обратить внимание во время продумывания рецензии. Со временем ответы анализируются самостоятельно и даже с использованием дополнительного материала.
Применение таких современных образовательных технологий, как проблемное обучение, проектные методы обучения, критическое мышление способствуют формированию политических, коммуникативных, социальных компетенций на уроках истории. В данных педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированого обучения и формирования ключевых компетентностей у учащихся [5].
Вся эта последовательная работа является составной частью в формировании коммуникативной компетенции и жизненной позиции.
Совместно с другими предметами гуманитарного цикла у выпускников должны быть сформированы:
- политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь регулировать конфликты мирным путем);
- компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе (способность жить с людьми других культур, языков, религий);
- коммуникативные компетенции (уметь устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, иметь определенную совокупность знаний, умений, навыков для эффективного общения);
- когнитивные компетенции (готовность учиться всю жизнь) [3].
В свете вышесказанного особое место в формировании ключевых компетентностей является активное включение лицеистов в научную деятельность, направленную на изучение последних событий в Донецкой Народной Республике. Так, в частности, лицеист Идрисов Тимур ведет активный поиск участников «Дебальцевского котла». В процессе исследований активный контакт, неформальное общение с бойцами ДНР, на наш взгляд, будет способствовать не только повышению коммуникативной компетенции, но и формировать гражданскую позицию будущего защитника отечества. Значительный воспитательный эффект имеют задания поиска информации о лицеистах, погибших в ходе боевых действий. Выполняя
подобные задания, лицеисты находятся в «гуще жизни» молодой республики. Они не только изучают историю, но и активно творят ее.
На сегодняшний день, когда во многих странах, особенно в Украине, идёт фальсификация победы советского народа в Великой Отечественной войне, делается попытка забвения мужества и героизма наших отцов, дедов и прадедов в этой войне, в лицее при ДонНУ проводится большая работа по воспитанию патриотизма у молодого поколения. Это делается не только для сохранения памяти о прошлом, а чтобы они знали свою историю, не позволяли её извращать, могли дать аргументированный отпор тем, кто пытается переврать факты, события. Кроме торжественных мероприятий в лицее создан лекторий, где ребята готовят свои выступления о целом ряде фальсификаций, опровергают их, рассказывают о реальных событиях перед учащимися непрофильных классов.
Учащиеся работают над проектами «Партизанское и подпольное движение на Донбассе», «Сталинское подполье», «Наши земляки в Великой Отечественной войне», защищают их. Создана портретная галерея «Бессмертный полк», где рядом с маршалами и генералами - рядовые, партизаны, подпольщики, а также прапрадеды учеников, принимавшие участие в Великой Отечественной войне.
Ученики пишут научные работы, в том числе и на военную тематику. Так, Будянский Андрей занял второе место на Республиканской Малой Академии Наук со своей научной работой «Роль Сталинградской битвы в Великой Отечественной войне».
Главный экзаменатор наших воспитанников - жизнь. Насколько они будут адаптированы к социальной среде, способными оперативно принимать правильные решения в нестандартных ситуациях, будут уметь анализировать и контролировать собственную деятельность, зависит от того, в какой мере у них будут сформированы ключевые компетентности, в том числе коммуникативные и значительную роль в этом процессе играет правильно организованное историческое образование.
ЛИТЕРАТУРА
1. Битюков К.О. Приемы преподавания истории в условиях индивидуализации обучения / К.О. Битюков // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - № 5. - С. 2632.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
3. Иванова Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы / Т.В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - №1. - С. 16-20.
4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
5. Надеева Е.П. Развитие ценностных ориентаций, учащихся в процессе исторического образования. / Е.П. Надеева // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. -№ 5. - С. 46 - 50.
Ивашко Кристина Сергеевна
ведущий специалист по информационным технологиям отдела КИТ
Государственное учреждение «Институт проблем искусственного интеллекта»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 371.3
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
PRACTICAL ASPECTS OF APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE LEARNING PROCESS
В статье рассматриваются информационные технологии в контексте интенсивного развития в процессе обучения. Важным критерием для внедрения инновационных подходов в систему образования является организация исследовательской деятельности как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, умение систематизировать, классифицировать, анализировать и реализовывать свои умения и навыки на практике.
Ключевые слова: информационные технологии, организация учебного процесса, сеть Интернет, сетевой ресурс.
The article considers information technologies in the context of intensive development in the learning process. An important criterion for the introduction of innovative approaches to the education system is the organization of research activities on the part of the teacher and students, the ability to systematize, classify, analyze and implement their skills in practice.
Key words: information technologies, organization of educational process, Internet, network resource.
Организация образовательного процесса значительно изменилась благодаря информационным технологиям, которые позволяют повысить продуктивность работы преподавателя, а также предоставляют возможность
49