Научная статья на тему 'Практические аспекты преподавания европейского музыкального образования в музыкальных школах Китая'

Практические аспекты преподавания европейского музыкального образования в музыкальных школах Китая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное образование / Китай / занятие музыкой / преподавание / музыкальная школа / европейские тенденции развития. / music education / China / music lessons / teaching / music school / Europe promotes development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжао Цзиньюй

В статье проведено исследование современной системы музыкального образования Китая. Указано на особенности его развития и влияние на музыкальное образование в Китае европейских тенденций. В качестве специфических особенностей выявлены: методологические основы классических философско-мировоззренческих традиций, особенности менталитета китайского народа, способность к быстрой и эффективной адаптации и освоению мировых достижений в обучении и развитии новых поколения. Сделан акцент на особенностях воздействия европейской культуры, на участии европейских преподавателей в преподавании музыкального образования в Китае, отмечены способы повышения эффективности и развития системы преподавания европейского музыкального образования в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL ASPECTS OF TEACHING EUROPEAN MUSIC EDUCATION IN MUSIC SCHOOLS IN CHINA

This article conducts a study of the modern music education system in China. The features of its development and the influence of European trends on music education in China are indicated. The following specific features have been identified: the methodological foundations of classical philosophical and worldview traditions, the peculiarities of the mentality of the Chinese people, the ability to quickly and effectively adapt and master world achievements in the training and development of new generations. Emphasis is placed on the peculiarities of the influence of European culture, on the participation of European teachers in teaching music education in China, and ways to improve the efficiency and development of the system of teaching European music education in China are noted

Текст научной работы на тему «Практические аспекты преподавания европейского музыкального образования в музыкальных школах Китая»

Практические аспекты преподавания европейского музыкального образования в музыкальных школах Китая

Чжао Цзиньюй,

аспирант, Московский педагогический государственный университет

E-mail: 1198474664@qq.com

В статье проведено исследование современной системы музыкального образования Китая. Указано на особенности его развития и влияние на музыкальное образование в Китае европейских тенденций. В качестве специфических особенностей выявлены: методологические основы классических философско-мировоззренческих традиций, особенности менталитета китайского народа, способность к быстрой и эффективной адаптации и освоению мировых достижений в обучении и развитии новых поколения. Сделан акцент на особенностях воздействия европейской культуры, на участии европейских преподавателей в преподавании музыкального образования в Китае, отмечены способы повышения эффективности и развития системы преподавания европейского музыкального образования в Китае.

Ключевые слова: музыкальное образование, Китай, занятие музыкой, преподавание, музыкальная школа, европейские тенденции развития.

Музыкальное образование является отражением культурного обмена и взаимодействия, которое проявляется, в первую очередь, в художественной и смысловой коммуникации. Более того, в этой области можно наблюдать взаимодействие и интеграцию различных педагогических подходов, систем и моделей.

Музыкальная сфера представляет собой динамичную систему, где происходит постоянный обмен идеями и практиками между различными культурными традициями. Отечественные музыкальные учебные заведения, созданные по образцу западноевропейских, являются ярким примером межкультурного взаимодействия в области музыкального образования. Многие исполнительские и педагогические школы были адаптированы и внедрены в иные культурные контексты, но при этом они продолжили развиваться как самобытные и уникальные направления.

Этот процесс культурного заимствования и последующей трансформации свидетельствует о динамичном характере музыкального образования, где происходит постоянный обмен и взаимообогащение различных традиций.

Культурный диалог играет ключевую роль в межкультурном взаимодействии, что было всесторонне исследовано Ю.М. Лотманом.

Сфера музыкального образования имеет особую специфику, поскольку музыкальное искусство, в рамках которого осуществляется обучение, придает ему открытый характер системы [7, с389].

Можно констатировать, что движущей силой межкультурного взаимодействия в данной области выступает непрерывный диалог культур, в котором ни одно смысловое значение не утрачивается [1, с. 372].

Изучение особенностей взаимодействия культур в области профессионального музыкального образования Поднебесной вызывает немалый интерес у исследователей. Формирование и эволюция системы подготовки музыкантов в этой стране происходили весьма сложным и неоднозначным образом, отображая как уникальность культурного наследия, так и исторические перипетии.

Невзирая на множество препятствий и трудностей, китайская школа профессионального исполнительского мастерства сумела в довольно сжатые сроки пройти путь от полной безвестности в мировом академическом музыкальном сообществе до завоевания статуса одного из его признанных флагманов.

Этот процесс трансформации и интеграции различных культурных влияний свидетельствует

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см о см

о динамичном и адаптивном характере китайского музыкального образования [10, с. 105].

Одной из приоритетных задач совершенствования нынешней модели подготовки музыкантов в Поднебесной выступает ее включение в международный образовательный контекст, освоение и адаптация передовых достижений мирового опыта в данной области [10, с. 105].

Объективной основой для интеграционных тенденций в глобальном музыкально-образовательном пространстве служит уникальная способность музыкального искусства выполнять роль универсального коммуникативного инструмента, размывающего границы между государствами и нациями, преодолевающего языковые и ментальные барьеры.

Этот трансграничный характер музыки способствует объединению людей, создавая основу для взаимного обогащения и развития национальных музыкальных образовательных систем.

Китайская система музыкального образования, несмотря на определенное сходство с европейскими методологическими подходами, отличается своими уникальными методическими и организационными решениями. В процессе обучения музыке в Китае задействуются все сенсорные возможности учащихся - слуховые, визуальные и кинестетические.

Как в формальном, так и в неформальном музыкальном образовании, ключевым принципом выступает подражание, что существенно отличает китайский подход от западных традиций. Таким образом, китайская система музыкального образования демонстрирует самобытную культурную специфику, сочетая заимствованные и адаптированные элементы с оригинальными национальными практиками.

В процессе обучения восточных музыкантов преобладает наглядно-действенный подход: учащиеся в основном слушают, наблюдают и копируют действия учителя или мастера-исполнителя. При подготовке китайских музыкантов-инструменталистов ключевое значение имеет практическое музицирование, тогда как теоретическая подготовка зачастую находится на сравнительно низком и довольно примитивном уровне [11, с. 11].

Таким образом, китайская система музыкального образования демонстрирует ярко выраженную ориентацию на практические навыки и эмпирический компонент обучения, в отличие от более академического подхода, характерного для западных музыкальных школ.

Необходимо подчеркнуть, что описанный подход к музыкальному образованию в Китае расходится с одним из ключевых принципов, лежащих в основе развивающего обучения музыке, принятого в европейской музыкальной педагогике. Согласно этому принципу, процесс музыкального обучения должен предполагать постепенное увеличение теоретической насыщенности занятий. [12, с. 164].

Итак, существует определенное несоответствие между традиционными китайскими методами, ориентированными преимущественно на практическое музицирование, и общепринятыми в Европе подходами, стремящимися к гармоничному сочетанию практики и теории в музыкальном образовании.

Китайская цивилизация на протяжении длительного времени демонстрировала устойчивость к внешним культурным влияниям, особенно в отношении европейских музыкальных традиций. Исторически сложившаяся замкнутость и настороженное отношение к вестернизации проявлялись в неприятии таких западных инструментов, как фортепиано, которые воспринимались как чуждые и даже враждебные элементы китайской культуре. Этот феномен наблюдался на протяжении всего XX века, включая период «культурной революции». Таким образом, проникновение западноевропейского музыкального искусства в Китай представляло собой сложный процесс взаимодействия и адаптации различных культурных традиций.

В связи с этим, культурная интеграция западноевропейских музыкальных традиций в Китае проходила через сложный и неоднозначный исторический процесс.

Ключевыми механизмами, позволившими Китаю создать собственную успешную музыкально-педагогическую школу и выйти на мировой уровень, стали [4, стр.52]:

• Заимствование

• Адаптация европейской системы музыкального

образования

После Синхайской революции в Китае возникло «Движение за новую культуру», ключевой фигурой которого стал выдающийся музыкант и просветитель Сяо Юмэй. Его деятельность оказала глубокое влияние на развитие музыкального образования в стране. Сяо Юмэй и его последователи неустанно трудились над внедрением западных музыкальных традиций в Китае, что принесло ощутимые результаты.

Реформы, инициированные Сяо Юмэем и его единомышленниками, привели к созданию современных учебных программ по музыке, включавших широкий спектр дисциплин - от теории и истории музыки до граммофоноведения и обучения игре на различных инструментах. Открывшиеся в университетах Китая музыкальные отделения стали центрами музыкального образования и культуры, способствуя распространению новых идей и тенденций, заимствованных из Европы и других регионов мира. [6, стр.211]

Непрерывные усилия по реформированию музыкального образования в Китае привели к дальнейшим важным достижениям. Министр просвещения Цай Юаньпэй и выдающийся музыкант-просветитель Сяо Юмэй объединили свои усилия, чтобы создать первый в Китае национальный оркестр европейского типа. Это стало значительным событием в истории китайской музыки, объединив

талантливых музыкантов со всей страны и представив публике западные произведения, ранее недоступные для широкой аудитории.

Кроме того, Цай Юаньпэй и Сяо Юмэй ввели новую систему нотации, которая упростила процесс обучения музыке и сделала его более доступным для населения. Это привело к увеличению числа людей, заинтересованных в изучении музыки, и способствовало развитию музыкальной грамотности в Китае.

Кульминацией их совместных усилий стало создание в 1927 году в Шанхае первой китайской Национальной консерватории, ректором которой стал Сяо Юмэй [3, стр.26].

Цель консерватории заключалась в том, чтобы «импортировать мировую музыку и упорядочить национальную музыку», что отражало желание объединить лучшее из западной и китайской музыкальных традиций.

Национальная консерватория стала центром музыкального образования и инноваций в Китае. Она предлагала всестороннюю учебную программу, охватывающую широкий спектр музыкальных жанров и стилей, включая западную классическую музыку, китайскую народную музыку и современную музыку. Студенты получали образование в области теории музыки, композиции, исполнения и других связанных с музыкой дисциплин.

С момента своего основания консерватория сыграла важную роль в развитии китайских музыкантов мирового класса и продвижения китайской музыки на международной арене. Она стала катализатором для роста и разнообразия музыкальной индустрии Китая, поддерживая таланты и прививая любовь к музыке среди населения [14, с. 138].

Влияние Цай Юаньпэя и Сяо Юмэя на музыкальное образование и культуру Китая невозможно переоценить. Их видение и инициативы привели к преобразованиям, которые продолжают влиять на музыкальное сообщество страны по сей день. Их наследие продолжает вдохновлять поколения музыкантов и любителей музыки, обогащая музыкальную ткань Китая и всего мира.

Признавая важность международного опыта и знаний для развития музыкального образования в Китае, китайские преподаватели стремились привлечь зарубежных специалистов к участию в образовательном процессе. В это время Шанхай был домом для многих талантливых иностранцев, и китайские педагоги воспользовались этой возможностью, пригласив некоторых из них преподавать в консерватории. Этот шаг продемонстрировал дальновидность и стремление к инновациям со стороны китайских просветителей.

Особенно примечательным является тот факт, что с конца 1929 года более половины преподавательского состава консерватории составляли российские педагоги-эмигранты. Китайские преподаватели высоко ценили российскую школу музыкального образования и ее традиции, и это привело к уникальному сотрудничеству между двумя культурами [5, стр.91].

Российские педагоги внесли значительный вклад в консерваторию, поделившись своими обширными знаниями и опытом. Они привнесли лучшие практики российского музыкального образования, обогащая учебную программу консерваторию и повышая качество музыкального образования в Китае. Студенты получили уникальную возможность учиться у мастеров своего дела, расширяя свои музыкальные горизонты и развивая свои навыки [2, стр.411].

Сотрудничество между китайскими и российскими педагогами привело к взаимному обогащению культур и обмену идеями. Российские педагоги получили возможность поделиться своим уникальным подходом к музыке и обучению, в то время как китайские преподаватели смогли предложить свое глубокое понимание китайской музыкальной традиции и культуры. Это взаимодействие способствовало созданию динамичной и вдохновляющей учебной среды.

Присутствие российских педагогов-эмигрантов в консерватории оказало долгосрочное влияние на музыкальное образование в Китае. Оно заложило основу для дальнейшего развития международных отношений и сотрудничества в области музыки [14].

Одним из примечательных достижений сотрудничества между Китаем и Советским Союзом в сфере музыкального образования стало создание профессиональных музыкальных коллективов, включая хоры и оркестры. Советские преподаватели не только передавали свои знания и навыки китайским студентам, но и направляли их таланты на практическое применение, формируя ансамбли, которые стали платформой для демонстрации растущих музыкальных способностей Китая.

Кроме того, российские педагоги внесли значительный вклад в развитие теоретических аспектов музыкального образования в Китае. Начиная с 1950-х и 1960-х годов, специально созданные группы переводчиков занялись важной задачей переноса на иероглифику трудов известных российских музыковедов, таких как Нина Васильевна Туманина, Татьяна Николаевна Ливанова и Игорь Владимирович Способин.

Успех Китая в области музыкального образования и исполнительского мастерства является результатом сложного взаимодействия его богатой истории и культуры с влиянием извне. Китай, с его давней культурой и искусством, заложил основу для современного возрождения музыки, демонстрируя удивительную способность адаптировать и развивать иностранные идеи и практики [8, стр.112].

Китайское музыкальное сообщество, вдохновленное достижениями своих предшественников, неустанно стремится к совершенствованию и инновациям. Оно не только гордится своими успехами, но и сохраняет приверженность передаче знаний и навыков следующим поколениям. Этот непрерывный цикл обучения и развития способ-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см о см

ствует постоянному росту и эволюции китайского музыкального наследия.

Таким образом, китайское высшее музыкальное образование представляет собой динамичную и все более глобальную систему, которая процветает благодаря сочетанию местного опыта и влияния извне. Это стремление к непрерывному совершенствованию и интеграции в мировое пространство является ключом к успеху Китая в области музыкального образования и исполнительского мастерства, вызывая восхищение во всем мире [9, стр.289].

Итак, интеграция европейских стандартов музыкального образования в китайскую систему привела к существенной трансформации учебных планов музыкальных школ по всей стране. Практическая реализация этого перехода включала ряд значимых шагов, нацеленных на повышение качества обучения музыке и расширение возможностей для учащихся.

Прежде всего, музыкальное образование в Китае стало более многогранным, фокусируясь не только на теоретических знаниях, но и на практических навыках. Учащиеся получают разностороннюю подготовку, которая охватывает занятия по игре на музыкальных инструментах, вокалу и дирижированию. Такой практико-ориентированный подход позволяет студентам развивать свои музыкальные таланты и готовит их к разнообразным траекториям профессионального роста в музыкальной сфере.

Во-вторых, в китайских музыкальных школах была внедрена система индивидуальных занятий и наставничества. Учащиеся получают персональное внимание и руководство от опытных педагогов, что дает им возможность раскрывать свои уникальные способности и интересы. Такая практика способствует личностному росту и развитию сильных музыкальных компетенций.

В-третьих, европейское влияние привело к появлению в Китае оркестрового и ансамблевого музицирования. Студенты учатся гармонично взаимодействовать с другими музыкантами, развивая навыки сотрудничества и умение слышать друг друга. Это готовит их к работе в профессиональных оркестрах и ансамблях, расширяя возможности для творческой коллаборации и концертной деятельности.

Кроме того, музыкальные школы Китая теперь предлагают широкий спектр дисциплин, выходящих за рамки традиционного учебного плана. Студенты могут изучать такие предметы, как история музыки, музыкальные технологии, звукозапись и продюсирование, что дает им более целостное представление о музыкальной индустрии и готовит к разнообразным карьерным перспективам.

Практическая направленность европейского музыкального образования также находит отражение в увеличении количества выступлений и концертов. Учащиеся получают возможность демонстрировать свое мастерство перед публикой, что способствует развитию их уверенности в себе

и сценического присутствия. Эти выступления также повышают осведомленность общественности о музыкальных талантах и достижениях студентов.

Для обеспечения высокого качества образования школы привлекают опытных преподавателей из Европы и других регионов мира, предоставляя студентам возможность учиться у признанных специалистов. Это способствует межкультурному обмену и взаимообогащению идеями, обогащая музыкальное образование в Китае.

Кроме того, музыкальные школы Китая поощряют сотрудничество и обмены с зарубежными партнерами.

Студенты получают возможность участвовать в международных конкурсах, фестивалях и программах обменов, что расширяет их кругозор и позволяет учиться у их зарубежных коллег.

Тем самым, внедрение европейских методов в китайское музыкальное образование привело к значительным изменениям и инновациям. Практическая направленность обучения позволяет студентам развивать свои таланты и готовит их к многообразным карьерным возможностям в музыкальной индустрии. Китай демонстрирует свою приверженность предоставлению студентам лучшего музыкального образования, вдохновляя и поддерживая их страсть к музыке.

Литература

1. Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979. - С. 361-373.

2. Ван Чжичэн. История русской эмиграции в Шанхае / пер. с кит. Пань Чэнлога, Сяо Ху-эйч-жуна, Лю Юйцинь, Бэй Вэньли, Л.П. Черниковой; предисл. Л.П. Черниковой. - М.: Русский путь: Русское Зарубежье, 2008. - 576 с.

3. Гайдай П.В. Диалог культур как ведущая тенденция в современном музыкально-педагогическом образовании России и Китая // Гуманитарный вектор. - 2011. - № 1 (25). -С. 25-28.

4. Гайдай П.В. Развитие профессионального музыкального образования в контексте межкультурного взаимодействия: Россия - Китай, ХХ век // Педагогический журнал Башкортостана. - 2018. - № 3 (76). - С. 50-56.

5. Куликова Л.В. Межкультурная коммуникация: теоретические и прикладные аспекты: монография. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004. -196 с.

6. Рогова А.В. Культура как текст: разработка проблемы диалога культур в философско-педагогической мысли русского зарубежья (первая половина ХХ века) // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты. - 2011. - № 2. -С. 308-312.

7. Хуан Пин. Вклад советских специалистов в становление фортепианного искусства Нового Китая (1949-1969) // Известия Российского государственного педагогического универси-

тета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 82. -С. 388391.

8. Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школ: монография. -СПб.: Астерион, 2009. - 159 с.

9. Цзо Чжэньгуань. Русские музыканты в Китае. - М.: Композитор, 2014. - 335 с.

10. Asafev, B.V. Izbrannye stat'i o muzykal'nom prosveshchenii i obrazovanii. / B.V. Asafev. - 2-e izd. - L.: Muzyka. Leningr. otd-nie, 1973. - 144 s.

11. Frolkin, V.A. Mirovaya muzykal'naya pedagogi-ka v ehpohu globalizacii (Vostok - Zapad: kro-ss-kul'turnye perspektivy) / V.A. Frolkin // Materi-aly III-j mezhdunar. nauch.-prakt. ochno-zaochnoj konf. «Pedagogika muzykal'nogo obrazovaniya: Problemy i perspektivy razvitiya» // Nizhnevart. gumanit. un-t, 19-20 apr. 2011 goda / Otv. red. EH.B. Abdullin. - Nizhnevartovsk: Izd-vo Nizhnevart. gumanit. un-ta, 2011. - 283 s.

12. Cypin, G.M. Obuchenie igre na fortepiano: ucheb. posobie dlya ped. in-tov / G.M. Cypin. - M.: Prosveshchenie, 1984. - 176 s.

PRACTICAL ASPECTS OF TEACHING EUROPEAN MUSIC EDUCATION IN MUSIC SCHOOLS IN CHINA

Zhao JinYu

Moscow State Pedagogical University

This article conducts a study of the modern music education system in China. The features of its development and the influence of European trends on music education in China are indicated. The following specific features have been identified: the methodological foundations of classical philosophical and worldview traditions, the peculiarities of the mentality of the Chinese people, the ability to quickly and effectively adapt and master world achievements in the training and development of new generations. Emphasis is placed on the peculiarities of the influence of European culture, on the participation of European teachers in teaching music education in China, and ways to improve the efficiency and development of the system of teaching European music education in China are noted.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: music education, China, music lessons, teaching, music

school, Europe promotes development.

References

1. Bakhtin M.M. On the methodology of the humanities // Aesthetics of verbal creativity. -M.: Art, 1979. - P. 361-373.

2. Wang Zhicheng. History of Russian emigration in Shanghai / trans. from China Pan Chenloga, Xiao Huich-rong, Liu Yuqin, Bei Wenli, L.P. Chernikova; preface L.P. Chernikova. - M.: Russian way: Russian Abroad, 2008. - 576 p.

3. Gaidai P.V. Dialogue of cultures as a leading trend in modern music and pedagogical education in Russia and China // Humanitarian vector. - 2011. - No. 1 (25). - pp. 25-28.

4. Gaidai P.V. Development of professional music education in the context of intercultural interaction: Russia - China, twentieth century // Pedagogical Journal of Bashkortostan. - 2018. - No. 3 (76). - P. 50-56.

5. Kulikova L.V. Intercultural communication: theoretical and applied aspects: monograph. - Krasnoyarsk: RIO KSPU, 2004. -196 p.

6. Rogova A.V. Culture as a text: development of the problem of dialogue of cultures in the philosophical and pedagogical thought of Russian diaspora (first half of the twentieth century) // Interpretation of the text: linguistic, literary and methodological aspects. - 2011. - No. 2. - P. 308-312.

7. Huang Ping. The contribution of Soviet specialists to the formation of the piano art of New China (1949-1969) // News of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen. - 2008. -No. 82. -S. 388-391.

8. Huang Ping. The influence of Russian piano art on the formation and development of Chinese pianistic schools: monograph. -SPb.: Asterion, 2009. - 159 p.

9. Zuo Zhenguan. Russian musicians in China. - M.: Composer, 2014. - 335 p.

10. Asafev, B.V. Izbrannye stat'i o muzykal'nom prosveshchenii i obrazovanii. / B.V. Asafev. - 2nd ed. - L.: Muzyka. Leningr. otd-nie, 1973. - 144 s.

11. Frolkin, V.A. Mirovaya muzykal'naya pedagogika v ehpohu globalizacii (Vostok - Zapad: kross-kul'turnye perspektivy) / V.A. Frolkin // Materialy III-j mezhdunar. nauch.-prakt. ochno-zaochnoj konf. "Pedagogika muzykal'nogo obrazovaniya: Problemy i perspektivy razvitiya" // Nizhnevart. humanit. un-t, 19-20 apr. 2011 / Otv. red. EH.B. Abdullin. - Nizhnevartovsk: Izd-vo Nizhnevart. humanit. un-ta, 2011. - 283 s.

12. Cypin, G.M. Obuchenie igre na fortepiano: ucheb. posobie dlya ped. in-tov/G.M. Cypin. - M.: Prosveshchenie, 1984. - 176 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.