Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАПИСАНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫПО ПРОФИЛЮ "ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО"'

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАПИСАНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫПО ПРОФИЛЮ "ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРАКТИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ФУНКЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садовникова М. П.

В настоящей статье рассматриваются практические аспекты написания качественной выпускной квалификационной работы по профилю «Предпринимательство» программы обучения высшего образования. Раскрывается значение и место выпускной квалификационной работы по профилю обучения «Предпринимательство» в системе практико-ориентированного профессионального обучения предпринимателей. Рассматривается значение выпускных квалификационных работ по профилю«Предпринимательство» как элемент перехода от «неформального» подхода к обучению предпринимателей и пониманию предпринимательства как профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садовникова М. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL ASPECTS OF WRITING А HIGH-QUALITY FINAL QUALIFYING WORK IN THE PROFILE “ENTREPRENEURSHIP”

This article discusses the practical aspects of writing a high-quality final qualifying work in the profile “Entrepreneurship” of the higher education curriculum. The article reveals the meaning and place of the final qualifying work on the profile of training “Entrepreneurship” in the system of practice-oriented vocational training of entrepreneurs. The article considers the importance of graduate qualification works on the “Entrepreneurship” profile as an element of the transition from an “informal” approach to training entrepreneurs and understanding entrepreneurship as a professional activity.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАПИСАНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫПО ПРОФИЛЮ "ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО"»

DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-4-128-138

Садовникова М. П., ORCID 0000-0001-5110-9805, преподаватель кафедры теории и практики конкуренции, Университет «Синергия», Москва, Россия, marina.sadovnikovai@maii.ru

Практические аспекты написания качественной выпускной квалификационной работы по профилю «Предпринимательство»

В настоящей статье рассматриваются практические аспекты написания качественной выпускной квалификационной работы по профилю «Предпринимательство» программы обучения высшего образования. Раскрывается значение и место выпускной квалификационной работы по профилю обучения «Предпринимательство» в системе практико-ориентированного профессионального обучения предпринимателей. Рассматривается значение выпускных квалификационных работ по профилю «Предпринимательство» как элемент перехода от «неформального» подхода к обучению предпринимателей и пониманию предпринимательства как профессиональной деятельности.

Ключевые слова: выпускная квалификационная работа, предпринимательство, практика, предпринимательские функции, предпринимательские компетенции, предпринимательство, высшее образование

Введение

Обучение предпринимательству в России активно развивается во всех возможных направлениях: от новых краткосрочных курсов до полноценных программ высшего профессионального образования.

Актуальным остается вопрос написания качественных выпускных квалификационных работ по направлению «Предпринимательство». Различные аспекты написания выпускных квалификационных работ часто освещаются в научных работах исключительно педагогической направленности. Данный вопрос активно обсуждается, но не в контексте обучения предпринимательству.

С другой стороны, в большинстве научных работ, посвященных обучению предпринимательству, не затрагивается тема написания и защиты выпускных квалификационных работ по данному профилю студентами

программ бакалавриата, хотя, несомненно, потребность в раскрытии и проработке данной темы существует как у самих студентов-предпринимателей, так и у преподавателей, руководителей ВКР по направлению «Предпринимательство».

С учетом активного развития обучения предпринимательству в системе высшего образования, а также на фоне появления новых образовательных программ обучения профессиональному предпринимательству, предполагающих погружение обучающихся в предпринимательскую деятельность во время обучения, вопрос об особенностях выпускных квалификационных работ студентов-предпринимателей, о критериях оценки ВКР является особенно актуальным.

На данный момент тема выпускных квалификационных работ студентов профиля «Предпринимательство» является практически неразработанным аспектом образовательной деятельности, направленной на подготовку предпринимателей.

Анализ литературы

Различные аспекты обучения предпринимательству, в том числе и в системе высшего образования, затрагивают в своих научных работах как российские, так и зарубежные авторы: Yury Rubin, Michael Lednev, Daniel Mozhzhukhin. Entrepreneurship education in action: a matrix of competencies for a bachelor's degree program. Annals of entrepreneurship education and pedagogy — 2018 [1]; Heidi M. Neck, Patricia G. Greene, Candida G. Brush. Practice-based entrepreneurship education using actionable theory. Annals of entrepreneurship education and pedagogy — 2014 [2]; Michael H. Morris, Jeffrey B. Kaplan. Entrepreneurial (versus managerial) competencies as drivers of entrepreneurship education. Annals of entrepreneurship education and pedagogy — 2014; Nola Miyasaki. Can universities really help students start ventures? Annals of entrepreneurship education and pedagogy — 2014; Younggeun Lee, Patrick Kreiser, Alex H. Wrede, Sanvisna Kogelen. Examining the role of university education in influencing the development of student's entrepreneurship capabilities. Annals of entrepreneurship education and pedagogy — 2018 [3]; Prateek Shekhar, Aileen Huang-Saad, Julie Libarkin. Examining differences in student's entrepreneurship self-efficacy in curricular and co-curricular entrepreneurship education programs. Annals of entrepreneurship education and pedagogy — 2018 [4].

Вышеперечисленные авторы в своих работах обращаются к темам становления предпринимательства как профиля обучения в университетах, практико-ориентиро-ванного обучения профессиональных предпринимателей, компетентностного подхода к обучению предпринимателей.

Однако тема написания и защиты выпускных квалификационных работ студентами профиля «Предпринимательство» ранее не получила широкого распространения среди экспертов в области обучения предпринимательству как предмет исследования и тема для научных работ.

Методология

Методология данной статьи базируется главным образом на эмпирических методах исследования, в том числе методах-операциях: изучении специализированной литературы и научных работ экспертов в области обучения предпринимательству, в особенности на программах высшего образования, а также методах-действиях: мониторинге, изучении и обобщении опыта написания и защиты выпускных квалификационных работ студентами программы высшего образования (бакалавриат) профиля «Предпринимательство», а также опыта обучения по профилю «Предпринимательство» в целом в Университете «Синергия».

Из теоретических методов был применен анализ, вследствие чего в проблеме изучения особенностей выпускных квалификационных работ студентов профиля «Предпринимательство» были выявлены ключевые элементы, которые и описываются в данной статье.

Значение ВКР в системе практико-ориентированного профессионального обучения предпринимателей

Каждый студент в завершение обучения по программе бакалавриата сталкивается с необходимостью написания и защиты выпускной квалификационной работы. Студенты, обучающиеся по относительно новому для российского высшего образования направлению «Предпринимательство», — не исключение.

В 2020 году в Минобрнауки РФ было принято решение фактически приравнять стар-тапы, создаваемые студентами ВУЗов к выпускным квалификационным работам [5]. С одной стороны, замечательно, что студентам будет официально предоставлена такая возможность. С другой стороны, не ясен предполагаемый формат защиты таких работ, да и к тому же речь в данном случае идет лишь о высокотехнологичных стартапах, в то время как многие студенты выбирают для

создания стартапа и первого бизнеса множество других сфер деятельности: торговлю, строительство, сферу услуг и т. д.

Студенты профиля «Предпринимательство» МФПУ «Синергия» обладают возможностью защиты выпускных квалификационных работ по собственным стартапам, что логически обоснованно с точки зрения специфики этого профиля обучения. Однако такие выпускные квалификационные работы представляют собой не факт наличия стар-тапа как такового — к защите выпускной квалификационной работы студент допускается с текстовым документом научно-исследовательской работы, которая в данном случае и будет отражать деятельность студента в области создания стартапов, и с презентацией, с которой студенту предстоит выступить перед комиссией на защите ВКР.

Подходит ли такой формат написания и защиты выпускных квалификационных работ для профиля «Предпринимательство»? Написание и защита работы в традиционном для ВКР формате делает научно-исследовательскую работу достаточно «академичной», чего зачастую не хватает программам обучения предпринимательству, которые долгое время воспринимались как дополнительное образование и краткосрочные курсы либо как лишь «предпринимательская составляющая» образовательных программ по другим профилям [6].

Профиль «Предпринимательство» программы высшего образования подразумевает, что предпринимательство рассматривается не как что-то дополнительное, а как профессиональная деятельность. В ходе освоения учебной программы студент получает систему знаний и умений в сфере создания и ведения бизнеса, управления бизнесом и его развитием — всего, что необходимо для ведения профессиональной предпринимательской деятельности. А это значит, что и формат написания и защиты выпускных квалификационных работ по направлению «Предпринимательство» не должен отличаться ненаучностью и излишне не-

формальным подходом от выпускных квалификационных работ по другим профилям высшего образования [7].

Облегчает задачу студента-предпринимателя и то, что требования к выпускной квалификационной работе, защищаемой в традиционном формате, стандартизированы и понятны как студенту, так и научному руководителю. Однако остается вопрос: не слишком ли ограничивают студента-предпринимателя стандартные требования к выпускным квалификационным работам с точки зрения предпринимательских инициатив студента?

Такой формат написания выпускной квалификационной работы, несмотря на строгие стандартизированные требования, оставляет студентам достаточно простора для творчества. Так, например, студент вправе осветить в своей выпускной квалификационной работе практически любые аспекты своей предпринимательской деятельности: от стратегии развития собственного бизнеса до обоснования прекращения предпринимательской деятельности.

Для студента и руководителя ВКР очень важно понять, каким образом следует выстроить работу по написанию выпускной квалификационной работы, чтобы получить максимально эффективный результат от этой деятельности, который можно будет использовать в дальнейшем — как в научно-исследовательской деятельности, так и в предпринимательской практике.

Например, если тема выпускной квалификационной работы по направлению «Предпринимательство» связана с разработкой стартапа, то в итоговом варианте работы будет содержаться его бизнес-план, бизнес-модель, организационная структура и состав команды, описание бизнес-процессов и бизнес-коммуникаций — необходимая информация для реализации собственного стартапа.

Если студент выберет тему ВКР, связанную с формированием стратегии роста и развития уже существующего бизнеса, то в выпускной квалификационной работе будет содержаться обоснование выбора стра-

тегии развития собственного бизнеса, план реализации мероприятий по развитию, разработанный для конкретного бизнеса с учетом всех его особенностей, в том числе отраслевых, план управления изменениями.

Очень интересна с точки зрения применения в предпринимательской практике тема выпускной квалификационной работы, связанная с антикризисным управлением. Несмотря на то, что с точки зрения практики эта тема довольно сложная, студент, проведя исследование по данной тематике, сможет выявить риски, характерные для его бизнеса и отрасли, в которой он решил вести деятельность, и сформулировать способы их нейтрализации.

Если же студент освещает свой собственный опыт антикризисного управления предприятием, то в выпускной квалификационной работе он сможет выявить и проанализировать ошибки, сделать выводы об эффективности применения в его конкретном случае методов и инструментов антикризисного управления предприятием.

Отдельного внимания заслуживают темы выпускных квалификационных работ по направлению «Предпринимательство», связанные с прекращением предпринимательской деятельности. Эта тема может быть раскрыта и в случае ликвидации бизнеса, и в случае его продажи.

В случае ликвидации бизнеса студент может обосновать свое решение о прекращении предпринимательской деятельности, проанализировав те факторы, которые повлияли на него, разобрать допущенные ошибки, сделать выводы, которые позволят его следующему стартапу стать более успешным.

В случае продажи бизнеса студент также вправе раскрыть причины и цель продажи бизнеса, особенности подготовки и заключения данной сделки, особенности переговорного процесса, предшествовавшего продаже бизнеса, и т. д.

Таким образом, вне зависимости от выбранной темы выпускной квалификационной работы, исследования студентов-пред-

принимателей должны иметь две характеристики — практичность и отражение собственного опыта, каким бы он ни был [8].

Почему же собственный предпринимательский опыт представляется таким важным для написания качественной выпускной квалификационной работы по направлению «Предпринимательство»?

Поскольку предпринимательская деятельность основана на индивидуальных инициативах, в каждом конкретном случае особенности применения компетенций, освоенных студентами за время обучения, будут разными. Качество применения знаний, умений и навыков, получение которых предусмотрено учебной программой профиля «Предпринимательство», лучше всего раскрывается именно через опыт и практику предпринимательской деятельности и те выводы, которые делает студент на основании своих собственных результатов.

В идеале в выпускной квалификационной работе должна найти отражение реализация студентом профессиональных функций предпринимателя, а именно:

• создание бизнеса: формирование бизнес-идеи, постановка целей и задач создания нового бизнеса, построение бизнес-плана, стратегии развития бизнеса, бизнес-модели и дорожных карт развития бизнеса, формирование организационной структуры бизнеса, структуры собственности, учреждение и регистрация бизнеса, обустройство бизнеса и привлечение необходимых ресурсов, настройка и обеспечение бизнес-процессов, формирование положительного имиджа бизнеса;

• ведение бизнеса: обеспечение эффективности бизнес-процессов и бизнес-результатов, выполнение обязательств перед заинтересованными сторонами (работниками, государством, клиентами, поставщиками, партнерами, подрядчиками и т. д.), обеспечение собственной занятости и собственной профессиональной конкурентоспособности, распределение и реинвестирование доходов, оценка стоимости бизнеса;

• развитие бизнеса: управление ростом и развитием бизнеса, при необходимости — диверсификация бизнеса, обеспечение технологической реконструкции и обновления бизнеса, реинжиниринг бизнеса и бизнес-процессов, осуществление реорганизации бизнеса, проведение ребрендинга;

• обеспечение конкурентоспособности и конкурентной устойчивости бизнеса: реализация конкурентных действий, стратегий и тактик, поддержание и укрепления конкурентной устойчивости бизнеса, конкурентных преимуществ и конкурентных позиций, преодоление конкурентных недостатков, обеспечение безопасности и добросовестности бизнеса;

• прекращение предпринимательской деятельности: продажа бизнеса, сокращение доли участия в бизнесе, безвозмездная передача бизнеса новым владельцам, ликвидация или банкротство бизнеса [9].

Через реализацию на практике предпринимательских функций и ее результаты и раскрывается степень освоения студентом предпринимательских компетенций и информации, предусмотренной учебной программой.

Место работы над выпускной квалификационной работой в структуре обучения студента профиля «Предпринимательство»

Помимо выбора темы выпускной квалификационной работы, предмета и объекта исследования перед многими студентами встает необходимость выбора несколько иного толка: самостоятельно написать выпускную квалификационную работу или же прибегнуть к помощи третьих лиц на коммерческой основе?

В пользу самостоятельного написания выпускной квалификационной работы данный вопрос может разрешить высокая мотивация студента-предпринимателя, его искренняя заинтересованность в своем деле и его результатах.

В принципе, к четвертому году обучения будущий квалифицированный предприниматель должен понимать: обмануть можно кого угодно, даже высокотехнологичные программы антиплагиата, но только не самого себя.

И если студент-предприниматель не намерен вести самостоятельную деятельность и брать ответственность за ее результаты, то, возможно, он выбрал вовсе не ту профессию, которая ему подходит, ведь профессиональное предпринимательство — это одна из наиболее индивидуальных, инициативных, самостоятельных профессий по своей сути.

При покупке или скачивании выпускных квалификационных работ студент может столкнуться с трудностями при защите. Никто не сможет разобраться в бизнесе и его особенностях лучше, чем его создатель, разве что только профессиональные консалте-ры. Поэтому на фоне коллег, написавших выпускные квалификационные работы самостоятельно и на основе собственного опыта, студент, защищающий «покупную» работу, практически всегда будет выделяться в невыгодном для себя свете: как минимум, не на все вопросы комиссии он сможет ответить.

Еще одним аргументом в пользу самостоятельной работы над выпускной квалификационной работой по направлению «Предпринимательство» является ценность пройденного обучения и опыта начинающего предпринимателя.

Теоретически, для того чтобы создать свое дело, наличие диплома совершенно не обязательно. Получать высшее образование по направлению «Предпринимательство» имеет смысл в том случае, если студент имеет мотивацию к получению знаний и компетенций, которые он намерен применять на практике, а не для того, чтобы «просидеть четыре года ради бумажки».

Плохая новость для всех, кто решил не прилагать особых усилий к освоению учебной программы и работе над ВКР в частности: профессиональное предпринимательство — не та работа, где наличие соответ-

ствующего диплома является гарантией успеха, и не та работа, где можно безынициативно существовать на окладе. С того момента, как студент принял решение стать профессиональным предпринимателем, он должен иметь четкое понимание: отныне его успех и благополучие зависит не от диплома, начальника или чужого бизнеса — только от него самого.

В наличии диплома о высшем образовании по направлению «Предпринимательство», если рассматривать его с точки зрения «реликвии», которая позволит устроиться на работу, нет никакого смысла. Как и в «покупной» выпускной квалификационной работе.

Для того чтобы студент был вовлечен в процесс обучения предпринимательству, стремился к самостоятельной практической деятельности и успешно завершил обучение с качественной выпускной квалификационной работой, очень важно мотивировать его. В ходе всего обучения необходимо формировать и поддерживать профессиональную заинтересованность студента, его вовлеченность в предпринимательскую деятельность.

Необходимо, чтобы студент понимал: все, что анализируется, пишется, изучается — это не просто теории, концепции и цифры, это в первую очередь про него самого и его профессиональную деятельность.

Именно в этом заключается суть прак-тико-ориентированного подхода к обучению предпринимателей: в вовлеченности, мотивации, развитии самостоятельности и инициативности. Поэтому успех реализации такого обучения, и то, насколько оно будет практико-ориентированным, зависит не только от ВУЗа и преподавателей, но и от самих студентов.

Тоже самое можно сказать и конкретно о выпускных квалификационных работах. ВКР начинающего предпринимателя — это не просто текстовый файл, который надо прочитать и рассказать на защите. Это консолидация знаний, умений, навыков предпри-

нимателя, которые он получил за все время обучения, его опыта, его личных качеств.

Далеко не последнюю роль в мотивации студента к самостоятельной работе над ВКР играет научный руководитель. Для эффективной работы над каждой конкретной выпускной квалификационной работой научному руководителю необходимо обладать следующими характеристиками:

• понимание специфики темы выпускной квалификационной работы и компетентность в этой сфере;

• понимание отраслевой специфики и особенностей той сферы бизнеса, о которой пишет выпускную квалификационную работу студент;

• в идеале наличие практического опыта предпринимательской или стартаперской деятельности.

Одним из наиболее перспективных с точки зрения практико-ориентированного подхода к обучению предпринимателей способов взаимодействия студентов с научным руководителем по ВКР представляется менторство.

Если говорить о том, что выпускная квалификационная работа студентов-предпринимателей должна базироваться на их практическом предпринимательском опыте, то логично предположить, что ментор-практик сможет оказать своим студентам более комплексную поддержку, чем просто преподаватель.

И дело здесь вовсе не в степени компетентности: предприниматель-ментор с большой долей вероятности в свое время столкнулся на практике с теми же проблемами, с которыми теперь сталкивается студент-предприниматель. И соответственно, он имеет опыт решения этих проблем в пользу своего бизнеса, а значит, обладает достаточными компетенциями для того, чтобы помочь в этом своему студенту.

К прочим достоинствам бизнес-ментора как научного руководителя по выпускным квалификационным работам студентов-предпринимателей можно также отнести

знание рынка, особенностей бизнес-процессов, понимание характерных для конкретной сферы бизнеса особенностей деловых коммуникаций и выстраивания взаимоотношений с контрагентами.

Иными словами, работа с бизнес-ментором над выпускной квалификационной работой позволит студенту-предпринимателю буквально погрузиться в ту сферу бизнеса, которая ему интересна, и в которой он хотел бы развиваться как профессиональный предприниматель.

Есть у научного руководства выпускными квалификационными работами бизнес-менторами и ряд недостатков. К ним можно отнести ту же самую отраслевую специализацию: чем больше студентов-дипломников, пишущих выпускные квалификационные работы по проектам в разных сферах бизнеса, тем больше бизнес-менторов с разной отраслевой специализацией понадобится найти на роль руководителей по выпускным квалификационным работам.

Следующей сложностью является то, что на одного бизнес-ментора, даже без учета отраслевой специализации, будет приходится меньше студентов, чем на одного руководителя ВКР при стандартном типе научного руководства, иначе бизнес-ментор не сможет уделить достаточное внимание каждому своему студенту и его бизнесу, и вся ценность менторства как способа научного руководства будет утеряна.

И наконец, сложность в организации научного руководства по выпускным квалификационным работам бизнес-ментора заключается в том, что менторов для начинающих предпринимателей довольно сложно найти, иногда даже сложнее, чем инвесторов [10].

И все же, если вузу удастся грамотно организовать работу студентов профиля «Предпринимательство» с бизнес-менторами в роли научных руководителей по выпускным квалификационным работам, такой тип сотрудничества станет для студентов бесценным опытом, позволяющим перенять компетенции у успешных коллег по

бизнесу и непосредственно на практике обучиться тонкостям ведения бизнеса под руководством профессионалов.

Взаимосвязь между написанием выпускных квалификационных работ и прохождением преддипломной практики студентами профиля «Предпринимательство»

Исходя из концепции практико-ориен-тированного подхода к обучению по направлению «Предпринимательство» вполне логичной представляется тесная взаимосвязь между преддпипломной практикой студентов-предпринимателей и непосредственно их выпускными квалификационными работами.

Если во время преддипломной практики студент окончательно закрепляет свои предпринимательские компетенции, полученные в процессе обучения в вузе, то выпускная квалификационная работа является как бы подведением итогов, формированием выводов студента о том, чему он научился, что применил на практике, какие компетенции освоил, как смог реализоваться в качестве профессионального предпринимателя.

Поэтому добросовестное прохождение преддипломной практики — это прекрасная возможность для студента собрать уникальный материал на основе собственной деятельности. Затем этот материал он систематизирует в выпускной квалификационной работе, что не может не сказаться положительно как на практической ценности ВКР, так и на оригинальности работы, что также является показателем качества выпускной квалификационной работы.

Описание прохождения преддипломной практики в качестве профессионального предпринимателя — это, фактически, готовая практическая глава выпускной квалификационной работы. Студенту остается только привести свои наблюдения,

результаты и выводы по преддипломной практике в соответствие с выбранной темой ВКР и методическими рекомендациями по написанию выпускной квалификационной работы.

Например, в основе заданий на преддипломную практику для студентов профиля «Предпринимательство» Университета «Синергия» лежит матрица компетенций предпринимателя. Как и в основе всего обучения студента-предпринимателя, предшествовавшего прохождению преддипломной практики и написанию выпускной квалификационной работы.

Примечательно, что эти задания приводятся в соответствие со спецификой темы ВКР, выбранной студентом, а также с особенностями предпринимательского дела студента: начиная от отраслевых особенностей и заканчивая стадией жизненного цикла организации, на которой к моменту прохождения преддипломной практики находится бизнес.

В соответствии с этими особенностями предпринимательского дела студента профиля «Предпринимательство» в основу индивидуального задания на преддипломную практику закладываются те предпринимательские функции и компетенции, которые конкретному студенту предстоит проявить и закрепить на практике.

Индивидуализация преддипломной практики и выпускной квалификационной работы позволяет сделать эту деятельность максимально полезной и интересной: было бы неправильно заставлять студента, который развивает бизнес в сфере строительства, проходить практику и писать ВКР о ресторанном бизнесе, точно так же, как неправильно было бы заставлять студента, бизнес которого активно развивается, писать о прекращении предпринимательской деятельности.

Такая работа была бы студентам не интересна и не понятна, она бы не интегрировалась в их текущую предпринимательскую деятельность, а потому, помимо прочего, отнимала бы у студентов дополнительное вре-

мя, которое они могли посвятить реальной предпринимательской деятельности.

Нельзя не отметить и то, каким образом влияет написание выпускной квалификационной работы на основе собственного уникального опыта студента на важнейший критерий качества ВКР — оригинальность (по этому критерию ВКР проверяются с помощью систем поиска плагиата, например, Руконтекст [11]). Как показывает практика, выпускные квалификационные работы студентов профиля «Предпринимательство», написанные на основе собственного опыта и результатов прохождения преддипломной практики, никогда не имеют процент оригинальности по результатам проверки на плагиат ниже 75-80%.

Промежуточный контроль качества написания выпускной квалификационной работы по предпринимательству

Написание выпускной квалификационной работы часто становится самым настоящим испытанием для студентов, которые пишут ВКР впервые, из-за множества требований и большого объема информации.

Для того чтобы написать качественную выпускную квалификационную работу по направлению «Предпринимательство» и избежать временнЫх потерь, связанных с необходимостью переделывать тот или иной элемент ВКР, студент может организовать свою работу с учетом промежуточного контроля качества написания выпускной квалификационной работы. При этом особенное внимание следует уделить следующим параметрам:

• логическая взаимосвязь между всеми элементами ВКР и отсутствие противоречий;

• соответствие всех элементов выпускной квалификационной работы теме ВКР;

• оригинальность;

• соответствие выпускной квалификационной работы требованиям к оформлению;

• соблюдение сроков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При написании каждого элемента ВКР студент может проверять его по вышеперечисленным параметрам.

Текущий контроль качества выполнения работ по написанию ВКР позволит избежать различных рисков, ведущих к необходимости переделывать часть выпускной квалификационной работы, например, уход от темы ВКР, потеря оригинальности, противоречие между главами и параграфами ВКР.

В завершение работы над ВКР рекомендуется произвести итоговый контроль соответствия выпускной квалификационной работы вышеперечисленным параметрам и требованиям к ВКР, установленным вузом.

Для эффективной организации процесса написания выпускной квалификационной работы и соблюдения всех сроков студенты-предприниматели могут воспользоваться различными инструментами планирования, которые применяются в предпринимательстве и менеджменте. Например, построение дорожной карты. Дорожная карта настолько универсальный инструмент планирования и визуализации, что использовать его можно во многих областях: от проектного управления и стратегического планирования развития предприятий до... написания выпускных квалификационных работ [12].

Преимущество данного инструмента для планирования работы над ВКР заключается в простоте применения, наглядности и вместе с тем информативности. Дорожная карта, построенная в виде инфографики, позволит разбить процесс работы над выпускной квалификационной работой на основные этапы с указанием сроков выполнения, что значительно облегчит задачу студента по структурированию ВКИ и тайм-менеджменту.

Также студент может применять для организации процесса работы над ВКР любые другие инструменты планирования, понятные и удобные ему лично.

Отдельного внимания заслуживает защита выпускной квалификационной работы.

Интересно, что защита выпускной квалификационной работы по направлению

«Предпринимательство» обладает чертами самого настоящего переговорного процесса, чем отличается от защиты ВКР по другим профилям. Так, например, комиссия может задать студенту вопросы касательно стоимости его бизнеса, стратегии развития, конкурентных стратегиях, оценке объема требуемых инвестиций и т. д.

Не стоит забывать и о подготовке презентации к защите выпускной квалификационной работе. Как правило, основное требование, предъявляемое вузом к презентации, — соблюдение фирменного стиля университета. В остальном студенту предоставляется полная свобода творчества: презентацию можно дополнить рисунками, фотографиями, иллюстрирующими деятельность собственного бизнеса студента, графиками, таблицами.

Таким образом, в данной статье были рассмотрены особенности ВКР по направлению «Предпринимательство» как элемента перехода от «неформального» подхода к обучению предпринимателей и пониманию предпринимательства как профессиональной деятельности. Проанализированы возможности применения собственного предпринимательского опыта студентов профиля «Предпринимательство» в качестве основы для ВКР. Приведены аргументы в пользу самостоятельной добросовестной работы студентов-предпринимателей над ВКР, обоснована важность отражения в выпускной квалификационной работе предпринимательских инициатив студентов.

Также обоснованы положительные стороны бизнес-наставничества как перспективного профиля для научного руководства ВКР студентов профиля «Предпринимательство» и сложности реализации такого способа взаимодействия между студентом-дипломником и научным руководителем.

Кроме того, в статье сформулированы рекомендации по контролю качества выпускной квалификационной работы на протяжении всего процесса написания ВКР.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующие выводы:

1. Рассмотрение различных аспектов написания качественных выпускных квалификационных работ по направлению «Предпринимательство» является актуальной темой для изучения, а совершенствование требований к ВКР по направлению «Предпринимательство» и формата работы студентов над выпускными квалификационными работами представляет научный и практический интерес для вузов, преподавателей и бизнес-менторов, в рамках которого, однозначно, есть место практико-ориентированному и предпринимательскому подходу.

2. Самостоятельная работа над выпускной квалификационной работой студентов программ высшего образования профиля «Предпринимательство» является важнейшим критерием качества ВКР. В то же время для написания действительно качественной выпускной квалификационной работы по профилю «Предпринимательство», обладающей не только высокой степенью оригинальности, но и практической ценностью, исследование, положенное в основу ВКР, должно осуществляться студентом профиля «Предпринимательство» на собственном предпринимательском опыте.

3. Важнейшая задача вузов и научных руководителей заключается в том, чтобы за-мотивировать студента на получение предпринимательского опыта во время обучения, оказать студенту всестороннюю помощь в интеграции его в предпринимательскую среду. Это очень важно в контексте практи-ко-ориентированного подхода к обучению предпринимателей: если само обучение практико-ориентированное, то и выпускная квалификационная работа должна иметь максимальную практическую ценность и аккумулировать опыт профессиональной предпринимательской деятельности студента. Однако без поддержки со стороны вуза и наставника студенты, не имевшие ранее предпринимательского опыта, могут испытывать серьезные сложности, несмотря на

высокую мотивацию к ведению предпринимательской деятельности.

В контексте данной статьи дальнейшей разработки и обсуждения требуют вопросы формата взаимодействия студентов-предпринимателей с научным руководителем, например, возможность научного руководства в формате бизнес-менторства, а также организация накопления предпринимательского опыта студентом для написания ВКР на протяжении обучения по программе высшего образования по профилю «Предпринимательство»: как организовать учебный процесс таким образом, чтобы студент имел возможность усвоить теоретическую базу по различным дисциплинам, имея при этом возможность как можно раньше начать погружение в профессиональную предпринимательскую деятельность.

Список литературы

1. Rubin Yu, Lednev M, Mozhzhukhin D. Entrepreneurship education in action: a matrix of competencies for

a bachelor's degree program // Annals of entrepreneurship education and pedagogy — 2018. P. 187-202. DOI: https:// doi.org/10.4337/9781788114950.00018.

2. Heidi M. Neck, Patricia G. Greene, Candida G. Brush. Practice-based entrepreneurship education using actionable theory // Annals of entrepreneurship education and pedagogy — 2014. P. 3-20. DOI: https://doi.org/10.4 337/9781783471454.00008.

3. Lee Younggeun, Kreiser Patrick, Wrede Alex H, Kogelen Sanvisna. Examining the role of university education in influencing the development of student's entrepreneurship capabilities // Annals of entrepreneurship education and pedagogy — 2018. P. 134-161. DOI: https://doi.org/10.43 37/9781788114950.00016.

4. Shekhar Prateek, Huang-Saad Aileen, Libarkin Julie. Examining differences in student's entrepreneurship self-efficacy in curricular and co-curricular entrepreneurship education programs // Annals of entrepreneurship education and pedagogy — 2018. P. 218-235. DOI: https://doi.org/10.4337/9781788114950.00020.

5. «Известия»: в России с 2021 года стартапы могут приравнять к дипломным работам // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ obschestvo/8836553 (дата обращения: 29.07.2020).

6. Рубин Ю. Б., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П. Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования // Современная конкуренция. 2017.

Т. 11. № 1 (61). С. 30-56.

7. Рубин Ю. Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 5-17.

8. Рубин Ю. Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 7-21.

9. Рубин Ю. Б. Теория предпринимательства: пространство функционального подхода // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 1 (67). С. 83-103.

10. Шубнякова Н. Г., Рождественский В. Г. Инкубирование инновационных проектов и система менторства // Современная конкуренция. 2015. Т. 9. № 6 (54). С. 81-91.

11. Руконтекст [Электронный ресурс]. URL: https://text. rucont.ru

12. Логинов М. П. Дорожные карты: понятие, сущность, классификация // Проблемы управления. 2017. № 5. С. 2-17.

References

1. Rubin Yu, Lednev M, Mozhzhukhin D. Entrepreneurship education in action: a matrix of competencies for

a bachelor's degree program. Annals of entrepreneurship education and pedagogy — 2018, pp. 187-202. DOI: https://doi.org/10.4337/9781788114950.00018.

2. Heidi M. Neck, Patricia G. Greene, Candida G. Brush. Practice-based entrepreneurship education using actionable theory. Annals of entrepreneurship education and pedagogy — 2014, pp. 3-20. DOI: https://doi.org/10. 4337/9781783471454.00008.

3. Lee Younggeun, Kreiser Patrick, Wrede Alex H, Kogelen Sanvisna. Examining the role of university education in influencing the development of student's entrepreneurship capabilities. Annals of entrepreneurship education and pedagogy — 2018, pp. 134-161. DOI: https://doi.org/10.4337/9781788114950.00016.

4. Shekhar Prateek, Huang-Saad Aileen, Libarkin Julie. Examining differences in student's entrepreneurship self-efficacy in curricular and co-curricular entrepreneurship education programs. Annals of entrepreneurship education and pedagogy — 2018, pp. 218-235. DOI: https://doi.org/10.4337/9781788114950.00020.

5. «Izvestiya»: v Rossii s 2021 goda startapy mogut priravnyat' k diplomnym rabotam [Izvestia: in Russia, starting from 2021, startups can be equated with theses]. TASS [Electronic resource]. URL: https://tass.ru/ obschestvo/8836553 (accessed: 29.07.2020).

6. Rubin Yu., Alekseeva E., Lednev M., Mozhzhukhin D. Entrepreneurship education: the way of rooting in university segment of Russian education. Journal of Modern Competition, 2017, vol. 11, no. 1(61), pp. 30-56 (in Russian, abstr. in English).

7. Rubin Yu. Entrepreneurship education in Russia: diagnosis of the problem. Higher education in Russia, 2015, no. 11, pp. 5-17 (in Russian, abstr. in English).

8. Rubin Yu. Creation of graduate's entrepreneurial competencies within the educational area of baccalaureate. Higher education in Russia, 2016, no. 1, pp. 7-21 (in Russian, abstr. in English).

9. Rubin Yu. Entrepreneurship theory: space of functional approach. Journal of Modern Competition, 2018, vol. 12, no. 1(67), pp. 83-103 (in Russian, abstr. in English).

10. Shubnyakova N., Rozhdestvensky V. Innovation projects incubation and mentorship program. Journal of Modern Competition, 2015, vol. 9, no. 6(54), pp. 81-91 (in Russian, abstr. in English).

11. Rukontekst [Electronic resource]. URL: https://text. rucont.ru

12. Loginov M. Dorozhnye karty: ponyatie, sushchnost', klassifikatsiya [Roadmaps: concept, essence, classification]. Problemy upravleniya, 2017, no. 5, pp. 2-17.

DOI: 10.37791/1993-7598-2020-14-4-128-138

Sadovnikova M.P., ORCID 0000-0001-5110-9805, Lecturer of the Department of Competition Theory and Practice, Synergy University, Moscow, Russia, marina.sadovnikova1@mail.ru

Practical aspects of writing a high-quality final qualifying work in the profile "entrepreneurship"

This article discusses the practical aspects of writing a high-quality final qualifying work in the profile "Entrepreneurship" of the higher education curriculum. The article reveals the meaning and place of the final qualifying work on the profile of training "Entrepreneurship" in the system of practice-oriented vocational training of entrepreneurs. The article considers the importance of graduate qualification works on the "Entrepreneurship" profile as an element of the transition from an "informal" approach to training entrepreneurs and understanding entrepreneurship as a professional activity.

Keywords: graduation qualification work, entrepreneurship, practice, entrepreneurial functions, entrepreneurial competencies, entrepreneurship, higher

About the author: M. Sadovnikova, Lecturer of the Department of Competition Theory and Practice

For citation: Sadovnikova M. Practical aspects of writing a high-quality final qualifying work in the profile "entrepreneurship". Journal of Modern Competition, 2020, vol. 4, no. 4(80), pp. 128-138 (in Russian, abstr. in English).

Перечень материалов, опубликованных в журнале

«СОВРЕМЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ»

в 2020 году

Практика конкуренции

Леднев М. В., Вольнов А. В.

Конкуренция и конкурентные стратегии на российском рынке лизинга: современная практика № 1(77)

Антимонопольное регулирование

Коваленко А. И.

Сетевой эффект как признак

доминирующего положения

цифровых платформ № 1(77)

Князева И. В.

Сцилла и Харибда антимонопольного правоприменения в условиях социально-экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19 № 2(78)

Бродский В. А, Кожуховский И. С.

Расчет границ товарного рынка в антимонопольном расследовании № 3(79)

Конкурентоспособность бизнеса

Алавердов А. Р., Алавердова Т. П.

Социально ориентированная кадровая стратегия как допонительное конкурентное преимущество современной организации № 1(77)

Чернухина Г. Н, Ермоловская О. Ю.

Развитие человеческого капитала как фактор повышения конкурентоспособности предпринимательских структур в России № 1(77)

Громова Н. В.

Лояльность персонала как фактор обеспечения конкурентоспособности российских компаний № 2(78)

Исаева Д. В.

Прогнозирование динамики оборотных средств как метод повышения

конкурентоспособности компании и ее инновационного развития № 2(78)

Коваленко А. И.

Ограничения рыночной власти цифровых платформ № 2(78)

Храмова А. В.

Бихевиористический подход к кастомизации торгового бизнеса в современных условиях № 3(79)

Чернухина Г. Н.

Трансформация и тенденции потребления в современной шеринговой модели бизнеса № 3(79)

Теория предпринимательства

Орехова С. В, Баусова Ю. С.

К вопросу о феномене

бизнес-модели № 1(77)

Позина М. Б., Ханова З. Г.

Исследовательские горизонты изучения психологии российского предпринимательства № 2(78)

Предпринимательство в цифровой экономике

Орлова Л. Н, Ильин А. Б., Сизова Ю. С.

Предпринимательские риски

в условиях цифровизации

экономики на примере России № 1(77)

Горелова Т. П.

Социальные сети: динамичное развитие каналов продаж № 1(77)

Отраслевые рынки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тохиров Т. И.

Управление экономической безопасностью автотранспортной системы региона № 1(77)

Леднев В. А.

Предпринимательство в спорте: необходимо развивать клубную систему № 1(77)

Го Ч. Ч.

Сравнение уровня привлекательности депозитных продуктов банка в системе обеспечения должного уровня конкурентоспособности № 2(78)

Братков К. И.

Проблема развития предпринимательской деятельности в индустрии спорта в российских научных исследованиях № 2(78)

Ермаков И. В., Филатов В. В.

Социально-экономическая безопасность предприятий молочной промышленности России в условиях

импортозамещения № 2(78)

Цыганова А. Е.

Методические аспекты оценки влияния барьеров входа на состояние конкуренции на рынке азотных удобрений Республики Казахстан № 2(78)

Линдер Н. В., Кузнецова М. О.

Взаимодействие со стейкхолдерами как фактор повышения конкурентоспособности трансъевразийских контейнерных железнодорожных грузоперевозок по транспортным коридорам: результаты эмпирического исследования № 3(79)

Симонов К. В.

Инновационная бизнес-модель выставочной компании: апробация методики

моделирования № 3(79)

Харламова А. Г.

Особенности конкуренции

на рынке дошкольного

образования г. Москвы № 3(79)

Вопросы обучения предпринимательству

Пиньковецкая Ю. С.

Предпринимательское образование в современных национальных экономиках: мнения экспертов № 1(77)

Шохирева Е. Г.

Поколение Z и как удовлетворить его потребности в сфере дошкольного и дополнительного

образования № 1(77)

Рубин Ю. Б., Погорелова А. Ю, Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П., Потапова О. Н, Пузыня Т.А.

Обучение семейному предпринимательству в бакалавриате № 4(80)

Садовникова М. П.

Практические аспекты написания качественной выпускной квалификационной работы по профилю «Предпринимательство» № 4(80)

Национальная конкурентоспособность

Сизова Ю. С., Малиновская М. И.

Проекты государственно-частного партнерства как форма поддержки

предпринимательства № 2(78)

Алтухов А. В., Джункеев У. К., Маковеев А. А, Тищенко С. А.

Сетевой анализ взаимосвязей отраслей экономики США № 2(78)

Курнышева И. Р.

Конкурентная политика в системе стратегического планирования № 3(79)

Сизова Ю. С.

Консолидация принципов экономики знаний и цифровой экономики для повышения

предпринимательской культуры № 3(79) Осипенко О. В.

О перспективах развития теории и практики корпоративного управления в Российской Федерации № 3(79)

Рубин Ю. В., Можжухин Д. П., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Погорелова А. Ю, Потапова О. Н, Пузыня Т.А.

Специфические черты стартаперских компетенций как планируемых результатов обучения предпринимательству в бакалавриате № 3(79)

Теория конкуренции

Коваленко А. И.

Технологические гиганты на цифровых рынках - результат провала регулятора № 4(80)

Гореликов В.А., Братков К. И.

Маркетинговые продукты в спорте как инструменты конкурентной борьбы в индустрии спорта № 4(80)

Конкурентные преимущества

Никулина Ю. В., Чернухина Г. Н.

Стратегия многоканальных продаж как конкурентное

преимущество

в оптовой торговле № 4(80) Симонова Е. В.

Стимулирование развития конкурентных преимуществ инновационного бизнеса посредством

бенчмаркинга № 4(80)

Практика предпринимательства

Осипенко О. В.

Управление предпринимательскими структурами в России в контексте преодоление коронавирусного карантина № 4(80)

Лукашенко М. А, Добровольская Т. Ю.

Цифровая корпоративная культура

предпринимательского

университета № 4(80)

Величенко А. С.

Особенности функционирования интернет-экономики и digital-агентств в Российской Федерации № 4(80)

The list of materials published in 2020

Competition practice

Lednev M. V., Volnov A. V.

Competition and competitive strategies

in the Russian leasing market:

current practice № 1(77)

Antitrust regulation

Kovalenko A. I.

Network effect as a sign of dominating position of digital platforms № 1(77)

Knyazeva I. V.

The Scylla and Charybdis of antitrust enforcement in the context of the socio-economic crisis caused by the COVID-19 pandemic № 2(78)

Brodsky V.A., Kozhukhovskiy I. S.

The calculation of the boundaries of the

product market in antitrust

investigation № 3(79)

Business competitiveness

Alaverdov A. R, Alaverdova T. P

Socially-oriented human resources strategy as an additional competitive advantage of the modern organization № 1(77)

Chernukhina G. N, Ermolovskaya 0. Yu.

The development of human capital

as a factor in increasing the competitiveness

of business structures in Russia № 1(77)

Gromova N. V.

Personnel loyalty as a factor in ensuring the competitiveness of Russian companies № 2(78)

Isaeva D. V.

Forecasting the dynamics of working capital as a method of increasing the competitiveness of a company and its innovative development № 2(78)

Kovalenko A. I.

Limits of market power of digital

platforms № 2(78)

Khramova A. V.

Behavioral approach to customization

of trading business in modern

conditions № 3(79)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chernukhina G. N.

Trasformation and consumption

trends in the modern sharing

business model № 3(79)

Entrepreneurship theory

Orekhova S. V., Bausova Yu. S.

On the Phenomenon of Business

Models № 1(77)

Pozina M. B, Hanova Z. G.

Research horizons of studying the psychology of russian entrepreneurship № 2(78)

Entrepreneurship in the digital economy

Orlova L. N, Ilin A. B, Sizova Yu. S.

Entrepreneurial risks in the conditions of

economy digitalization o

as exemplified by Russia № 1(77)

Gorelova T. P.

Social networks: dynamic

development sales channel № 1(77)

Industry markets

Tohlrov T. I.

Economic safety management of the region's motor transport system № 1(77)

Lednev V.A.

Entrepreneurship in sport: it is necessary to develop the club system № 1(77)

Guo Ch. Ch.

Comparison of the bank's deposit products attractiveness level in the system of providing a long competitiveness level № 2(78)

Bratkov K I.

The problem of developing entrepreneurial activity in the sports industry in Russian scientific research № 2(78)

Yermakov I. V, Filatov V. V.

Socio-economic security of russian

dairy industry enterprises in the

context of import substitution № 2(78)

Tsyganova A. E.

Methodological aspects of assessing the impact of entry barriers on competition in the fertilizer nitrogen market of the Republic

of Kazakhstan № 2(78)

Linder N. V, Kuznetsova M. O.

Interaction with stakeholders as

a factor in increasing the competitiveness

of trans-Eurasian container rail freight

transportation along transport corridors

from the Far East to the western border

of the Russian Federation: results

of an empirical study № 3(79)

Simonov K. V.

Innovative business model of exhibition

company: modeling methodology

testing № 3(79)

Kharlamova A. G.

Features of competition in the preschool education market in Moscow № 3(79)

The issues of entrepreneurship education

Pinkovetskaia I. S.

Entrepreneurial education in modern national economies: expert opinions № 1(77)

Shokhireva E. G.

Generations Z and how to satisfy

their needs in the field of preschool

and continuing education № 1(77)

Rubin Yu. B, Mozhzhukhin D. P., Alekseeva E. V, Lednev M. V., Pogorelova A. Yu., Potapova 0. N, Puzynya T.A.

Specific features of startup competencies as planned outcomes of entrepreneurship learning in bachelor's degree № 3(79)

Rubin Yu. B., Pogorelova A. Y., Alekseeva E. V., Lednev M. V., Mozhzhukhin D. P., Potapova 0. N, Puzynya T.A.

Training family business

in undergraduate № 4(80)

Sadovnikova M. P.

Practical aspects of writing a high-quality final qualifying work in the profile "entrepreneurship" № 4(80)

National competitiveness

Sizova Y. S, Malinovskaya M. I.

Public-Private Projects as the form of Entrepreneurship Support № 2(78)

Altukhov A. V., Dzhunkeev U. K, Makoveev A. A, Tishchenko S.A.

Network analysis of the

US industries interconnection № 2(78)

Kurnysheva I. R.

Competitive policy in the strategic planning system № 3(79)

Sizova Y. S.

Knowledge and digital economies features consolidation

for entrepreneurial culture boosting № 3(79) 0sipenko 0. V.

On the prospects for the development of theory and practice

of corporate governance

in the Russian Federation № 3(79)

The theory of competition

Kovalenko A. I.

Technological giants on digital

markets as a result of a regulator

failure № 4(80)

Gorelikov V. A., Bratkov K. I.

Marketing products in sports as competitive instruments

in the sports industry № 4(80)

Oompetitive advantages

Nikulina Yu. V., Chernukhina G. N.

Multi-channel sales strategy as a competitive advantage in wholesale trade № 4(80)

Simonova E. V.

Development Stimulation of Competitive Advantages

of the Innovative Business through Benchmarking № 4(80)

Entrepreneurship practice

Oslpenko O. V.

Management of Russian

companies after the abolition

of coronavirus quarantine № 4(80)

Lukashenko M.A, Dobrovolskaya T. Yu.

Digital corporate culture of an entrepreneurial university № 4(80)

Bellchenko A. S.

Features of functioning of the Internet

economy and digital agencies

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

in the Russian Federation № 4(80)

ПОДПИСКА-2021

Журнал «Современная конкуренция» выходит 4 раза в год

1 номер 1190 руб. 2 номера (полугодие) 2380 руб. 4 номера (годовая) 4760 руб.

Вы можете выбрать любой удобный для вас вид подписки.

Подписка через редакцию

Отправьте заявку на edit@synergy.ru или позвоните по тел. +7 (495) 987-43-74 (доб. 33-04). Доставка включена в стоимость подписки. Подписка по почте По каталогу агентства «Роспечать» подписной индекс 36207; по объединенному каталогу «Пресса России» подписной индекс 88060; по каталогу российской прессы «Почта России» подписной индекс 14246.

Руководитель службы маркетинга А. А. Розанцев, тел.: +7 (495) 987-43-74 (доб. 33-04), e-mail: arozantsev@synergy.ru.

Доставка осуществляется заказной бандеролью с уведомлением.

Электронный выпуск, а также отдельные статьи журнала можно приобрести на сайтах www.moderncompetition.ru,www.elibrary.ru и www.litres.ru.

К оплате принимаются все виды электронных платежей, банковские карты. Возможна также оплата с помощью SMS.

Учредитель и издатель: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет "Синергия"». Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-57863 от 25.04.2014 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Редакция:

Заместитель главного редактора А. И. Коваленко Литературный редактор Ю.А. Голоперова

Дизайн макета: Б. В. Зипунов, верстка: Т. М. Каган Адрес редакции и издателя: 129090, Москва, ул. Мещанская, д. 9/14, стр.1 (юрид.); 125190, Москва, ул. Планетная, д. 36, оф. 301, 302. Тел.: +7 (495) 987-43-74 (доб. 33-04). Тел.: +7 (495) 987-43-74 (доб. 33-04); (905) 510-00-58; e-mail: edit@synergy.ru; Alkovalenko@synergy.ru; www.moderncompetition.ru. Наши реквизиты: Университет «Синергия» ИНН 7729152149 КПП 770201001 ОГРН 1037700232558 Р/с 40703810338180120073

БИК 044525225 К/с 30101810400000000225

Сбербанк России (ПАО) Вернадское ОСБ

При перепечатке и цитировании материалов ссылка на журнал «Современная конкуренция» обязательна. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. © Университет «Синергия» Подписано в печать 29.12.2020

Тираж 100 экз.

Отпечатано в ООО «САМ ПОЛИГРАФИСТ». 129090, г. Москва, Протопоповский пер., д. 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.