Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ СКЛОННОСТИ К ЗАНЯТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ СКЛОННОСТИ К ЗАНЯТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
375
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / МОДЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И СКЛОННОСТИ К ЗАНЯТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ / ПРИРОДНАЯ ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеева Елена Валентиновна, Можжухин Данила Петрович, Позина Марина Борисовна, Рубин Юрий Борисович

В статье дается обоснование модели диагностики склонностей и способностей к занятиям бизнесом, которая построена на основе функциональной теории предпринимательства. Содержание деятельности любого предпринимателя основано на предпринимательском ресурсе, с помощью которого владельцы бизнеса получают конкурентные преимущества. Становясь эффективными участниками бизнес-процессов, они должны обеспечивать и поддерживать результативность и конкурентоспособность своего бизнеса; уметь налаживать бизнес-коммуникации для организации производства и реализации товаров; оказывать услуги и выполнять необходимые работы, обусловленные трудовыми функциями. Однако уникальность деятельности предпринимателя заключается в том, что в данной профессии предпринимательский ресурс сочетается с природной предприимчивостью, которая при равных условиях ведения бизнеса позволит человеку не только быть финансово успешным, но и максимально эффективно использовать свой личностный потенциал. Авторы исходят из гипотезы о природной предприимчивости, которая лежит в основе ведения любого бизнеса. Это значит, что уже на ранних стадиях профессиональной идентификации можно обнаружить у школьников склонности к ведению бизнеса и создать условия для их развития на следующих образовательных уровнях. На основе данной гипотезы разработан диагностический опросник, позволяющий определять интегральное значение предприимчивости, включающее личностные, когнитивные, мотивационные, эмоционально-волевые предпосылки занятия предпринимательством. Опросник построен на основе теории черт личности, детерминирующих бизнес-деятельность. На основе экспертных оценок были выделены профессиональные, общепрофессиональные и универсальные качества личности, имеющие профессиональную значимость для занятия предпринимательством. Авторы методом экспертной оценки выделили параметры, которые относятся к профессионально значимым характеристикам и удовлетворяют функциям бизнеса, отражают личностные качества и склонности людей к занятию предпринимательством, дифференцируют школьников по параметру «предприимчивость» на ранних этапах профориентации, а также позволяют осуществлять диагностику наиболее важных личностных характеристик, определяющих предпринимательскую профессионализацию школьников в процессе обучения предпринимательству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алексеева Елена Валентиновна, Можжухин Данила Петрович, Позина Марина Борисовна, Рубин Юрий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME DIAGNOSTIC ISSUES OF SCHOOLCHILDREN ENTREPRENEURIAL ABILITIES AND THEIR PROPENSITIES TO ENTREPRENEURSHIP

He article provides a substantiation of a model for diagnosing a propensity and aptitude for doing business, which is based on the functional theory of entrepreneurship. The content of any entrepreneur's activity is based on an entrepreneurial resource, with the help of which business owners gain competitive advantages. By becoming effective participants in business processes, they must ensure and maintain the effectiveness and competitiveness of their business; be able to establish business communications for the organization of production and sale of goods; provide services and perform the necessary work related to labor functions. However, the uniqueness of an entrepreneur's activity lies in the fact that in this profession, an entrepreneurial resource is combined with natural entrepreneurship, which, under equal conditions for doing business, will allow a person not only to be financially successful, but also to use his personal potential as efficiently as possible. The authors proceed from the hypothesis of natural entrepreneurship, which underlies any business. A diagnostic test has been developed that allows at the early stages of career guidance to determine the integral meaning of entrepreneurship, including cognitive, motivational and emotional-volitional prerequisites for doing business. The authors, using the method of expert assessment, identified parameters that are professionally significant characteristics and satisfy the functions of business, reflect the personal qualities and tendencies of people to engage in entrepreneurship differentiate schoolchildren by the parameter “entrepreneurship” in the early stages of career guidance. And also, they allow diagnosing the most important personal characteristics, that determining the entrepreneurial professionalization of schoolchildren in the process of teaching entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ СКЛОННОСТИ К ЗАНЯТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ»

DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-123-143

Некоторые вопросы диагностики предпринимательских способностей школьников и их склонности к занятию предпринимательством

Е. В. Алексеева1, Д. П. Можжухин1*, М. Б. Позина1, Ю. Б. Рубин1

1 Университет «Синергия», Москва, Россия ' [email protected]

Аннотация. В статье дается обоснование модели диагностики склонностей и способностей к занятиям бизнесом, которая построена на основе функциональной теории предпринимательства. Содержание деятельности любого предпринимателя основано на предпринимательском ресурсе, с помощью которого владельцы бизнеса получают конкурентные преимущества. Становясь эффективными участниками бизнес-процессов, они должны обеспечивать и поддерживать результативность и конкурентоспособность своего бизнеса; уметь налаживать бизнес-коммуникации для организации производства и реализации товаров; оказывать услуги и выполнять необходимые работы, обусловленные трудовыми функциями. Однако уникальность деятельности предпринимателя заключается в том, что в данной профессии предпринимательский ресурс сочетается с природной предприимчивостью, которая при равных условиях ведения бизнеса позволит человеку не только быть финансово успешным, но и максимально эффективно использовать свой личностный потенциал. Авторы исходят из гипотезы о природной предприимчивости, которая лежит в основе ведения любого бизнеса. Это значит, что уже на ранних стадиях профессиональной идентификации можно обнаружить у школьников склонности к ведению бизнеса и создать условия для их развития на следующих образовательных уровнях. На основе данной гипотезы разработан диагностический опросник, позволяющий определять интегральное значение предприимчивости, включающее личностные, когнитивные, мотивационные, эмоционально-волевые предпосылки занятия предпринимательством. Опросник построен на основе теории черт личности, детерминирующих бизнес-деятельность. На основе экспертных оценок были выделены профессиональные, общепрофессиональные и универсальные качества личности, имеющие профессиональную значимость для занятия предпринимательством. Авторы методом экспертной оценки выделили параметры, которые относятся к профессионально значимым характеристикам и удовлетворяют функциям бизнеса, отражают личностные качества и склонности людей к занятию предпринимательством, дифференцируют школьников по параметру «предприимчивость» на ранних этапах профориентации, а также позволяют осуществлять диагностику наиболее важных личностных характеристик, определяющих предпринимательскую профессионализацию школьников в процессе обучения предпринимательству.

Ключевые слова: теория предпринимательства, функции предпринимательства, трудовые ресурсы, модель диагностики предпринимательских способностей и склонности к занятию предпринимательством, природная предприимчивость

Для цитирования: Алексеева Е. В., Можжухин Д. П., Позина М. Б., Рубин Ю. Б. Некоторые вопросы диагностики предпринимательских способностей школьников и их склонности к занятию предпринимательством // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 1. С. 123-143. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-123-143

Some diagnostic issues of schoolchildren entrepreneurial abilities and their propensities to entrepreneurship

E. Alekseeva1, D. Mozhzhukhin1*, M. Pozina1, Yu. Rubin1

1 Synergy University, Moscow, Russia ' [email protected]

Abstract. The article provides a substantiation of a model for diagnosing a propensity and aptitude for doing business, which is based on the functional theory of entrepreneurship. The content of any entrepreneur's activity is based on an entrepreneurial resource, with the help of which business owners gain competitive advantages. By becoming effective participants in business processes, they must ensure and maintain the effectiveness and competitiveness of their business; be able to establish business communications for the organization of production and sale of goods; provide services and perform the necessary work related to labor functions. However, the uniqueness of an entrepreneur's activity lies in the fact that in this profession, an entrepreneurial resource is combined with natural entrepreneurship, which, under equal conditions for doing business, will allow a person not only to be financially successful, but also to use his personal potential as efficiently as possible. The authors proceed from the hypothesis of natural entrepreneurship, which underlies any business. A diagnostic test has been developed that allows at the early stages of career guidance to determine the integral meaning of entrepreneurship, including cognitive, motivational and emotional-volitional prerequisites for doing business. The authors, using the method of expert assessment, identified parameters that are professionally significant characteristics and satisfy the functions of business, reflect the personal qualities and tendencies of people to engage in entrepreneurship differentiate schoolchildren by the parameter "entrepreneurship" in the early stages of career guidance. And also, they allow diagnosing the most important personal characteristics, that determining the entrepreneurial professionalization of schoolchildren in the process of teaching entrepreneurship.

Keywords: the entrepreneurship theory, the functions of entrepreneurship, labor resources, a model for diagnosing entrepreneurial abilities and propensity to engage in entrepreneurship, natural enterprise

For citation: Alekseeva E., Mozhzhukhin D., Pozina M., Rubin Yu. Some diagnostic issues of schoolchildren entrepreneurial abilities and their propensities to entrepreneurship. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2021, vol.15, no.1, pp.123-143 (in Russian). DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-123-143

Введение

Современная ранняя профориентация в области предпринимательской деятельности является относительно новым и перспективным направлением в области разработки тестов. До сих пор отсутствует однозначная профессиограм-ма современного российского предпринимателя как актора, специализирующегося

на специфическом виде профессиональной деятельности. Следовательно, университеты, научные коллективы и профессиональные сообщества должны активизировать усилия в направлении разработки, адаптации и стандартизации методов диагностики и оценки новых поколений российских предпринимателей.

Перед системой высшего образования стоит достаточно сложная задача. С одной

стороны, важно сформировать у студентов компетенции, необходимые в предпринимательской деятельности, с другой - добиться такого сочетания личностных свойств, которые бы не вступали в противоречие с их Я-концепцией и были конгруэнтны их будущей профессии.

Междисциплинарный подход к психологическому анализу личности предпринимателя находится в широком диапазоне вариативности, а отсутствие у экспертов единого общепризнанного представления о профиле личности успешного предпринимателя ставит перед исследователями достаточно сложную задачу создания общей модели предпринимательских способностей. Это, в свою очередь, затрудняет разработку диагностического инструментария, с помощью которого можно уже на ранних этапах профориентации школьников и студентов дифференцировать их способности к успешному обучению профессии, а значит, с достаточной долей вероятности предугадывать перспективу дальнейшего построения собственного бизнеса.

Обзор литературы

Вопросы обучения предпринимательству и диагностики предпосылок достижения образовательных результатов в предпринимательском образовании активно обсуждаются с последней четверти ХХ века [1-7].

В центре статьи - функциональная теория предпринимательства, лежащая в основе концепции обучения предпринимательству в Московском финансово-промышленном университет «Синергия» [8-12], рассматривающая предпринимательство как особый, функционально самодостаточный вид профессиональной деятельности в широком диапазоне современных экономических, политических и межнациональных реалий. На ее основе в университете построены матрицы компетенций, компе-тентностные модели обучения, образовательные программы [3].

Теоретической основой создания опросника для проведения диагностики предпринимательских способностей и склонностей российских школьников послужили психологические исследования российских и зарубежных специалистов в области психологии личности, психодиагностики, психологии труда, психометрики, конструирования тестов [13-20, 21]. Использовались труды авторитетных российских разработчиков теории способностей [22-25], а также работы крупных персонологов и теоретиков в области психодиагностики [26-31].

В качестве экспертов выступили действующие предприниматели, одновременно являющиеся и исследователями в области теории предпринимательства, и преподаватели соответствующих курсов по технологии бизнеса [32, 33].

Методология исследования

Методологической основой создания опросника послужили исследования природной предприимчивости людей. Он разработан для оценки уровня развития профессиональных и надпрофессиональных навыков, необходимых предпринимателям для успешного ведения собственного бизнеса.

Опросник построен на основе теории черт личности [30, 34]. В ряде современных исследований, направленных на изучение особенностей предпринимателей, выявлены черты, имеющие сходство с личностными качествами лидеров и управленцев. Однако черты предпринимателя и черты управленца детерминированы разными целями, и прежде всего тем, что в предпринимательстве они связаны с функциями бизнеса. Деятельность в бизнесе обусловлена природной предприимчивостью, которая является склонностью к предпринимательской деятельности или предпосылкой для нее. Гипотеза, лежащая в основе данной разработки, связана с тезисом о склонности к предпринимательству как определенному образу

жизни, как некое свойство характера и, возможно, как стратегия воспитания.

Опросник создавался на основе экспертных наблюдений, подробно изложенных в работе «Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности» [35], согласно которому экспертная оценка широкого спектра свойств личности, встроенных в профессиональный контекст, позволяет получить комплексный портрет специалиста и в дальнейшем служить психологическим эталоном профессии.

В основе разработки - общепринятые подходы к трактовке предпринимательства как направления профессиональной деятельности. Они включают построение системы профессиональных, общепрофессиональных и универсальных качеств личности, а также выделение в системе способностей и личностных качеств свойств личности, имеющих профессиональную значимость для занятия предпринимательством. Это непосредственно предпринимательские способности и склонности, а также предприимчивость как ключевое личностное образование, имеющие значимость для успешного занятия предпринимательством [36-38].

Трудовой ресурс предпринимателя как объект научного исследования

Содержание деятельности любого предпринимателя состоит в действиях, связанных с обеспечением результативности и конкурентоспособности бизнес-процессов; налаживанием бизнес-коммуникаций, поддерживаемых и развиваемых для обеспечения производства и реализации товаров; оказанием услуг и выполнением необходимых работ, обусловленных трудовыми функциями. Трудовыми функциями любого предпринимателя становятся учреждение собственного дела и проведение старта-пов; текущее ведение собственного бизнеса, включая формирование и поддержание рабочих мест, а также выполнение социальных обязательств перед гражданами, обще-

ством и государством; обеспечение роста и качественной трансформации бизнеса; прекращение занятия собственным делом. Предпринимаемые действия производятся на основе эффективного использования всех имеющихся в распоряжении владельцев бизнеса ресурсов, включая собственный трудовой ресурс [3, 8, 9, 11].

Любое направление профессионального предпринимательства сочетает два равнозначных смысла. Предприниматели выступают основными выгодоприобретателями (бенефициарами) в своем бизнесе и в то же время становятся поставщиками персонального трудового ресурса - предпринимательского ресурса. Персональное участие предпринимателей в бизнес-процессах и бизнес-коммуникациях своих бизнес-единиц всегда имеет двойное назначение - приобретение выгоды и обеспечение возможности профессиональной самореализации вследствие применения в собственном деле личного трудового ресурса.

Нередко трактовка предпринимателей как выгодоприобретателей неправомерно сводится лишь к констатации их нацеленности на получение и увеличение доходов от бизнеса. Поэтому в литературных произведениях и политической публицистике прошлых лет предпринимателей часто односторонне изображали лишь выгодоприобретателями, не раскрывая способов обеспечения выгоды в процессе их каждодневной работы в предпринимательской профессии. Не уделялось и должного внимания темам предпринимательства как трудовой профессиональной деятельности и использования предпринимательских трудовых ресурсов.

В действительности предпринимательская профессия нацеливает людей во всем мире на интерес к росту личных доходов, а также к обеспечению наилучшей профессиональной самореализации с помощью применения селф-менеджмента - персонального трудового ресурса предпринимателей в виде личного участия в бизнес-процессах и бизнес-коммуникациях, каса-

ющихся своего дела. Объектами предпринимательского селф-менеджмента являются:

• персональные результаты участия в занятии предпринимательством;

• персональное участие в бизнес-процессах и бизнес-коммуникациях своего дела;

• персональный трудовой ресурс предпринимателей.

О положительных результатах личного участия людей в ведении собственного бизнеса следует судить по тому, какова степень:

• обоснованности выбора ими организационно-правовых форм предпринимательства, размеров доли владения бизнесом, организационной структуры бизнеса, командных высот в управлении бизнесом;

• масштаба их личного влияния на достижение бизнес-единицами положительных результатов в управлении бизнесом;

• устойчивости их позиций в межфирменных, внутрифирменных и смешанных бизнес-коммуникациях в части наличия возможности решать в своих интересах ключевые вопросы ведения и развития бизнеса;

• признания окружением их личного бренда, надежности их личной деловой репутации, устойчивости их делового имиджа.

Достижение перечисленных результатов обеспечивается каждым предпринимателем благодаря формированию и развитию своего персонального трудового ресурса, а также его применению в бизнес-процессах и бизнес-коммуникациях.

Персональный трудовой ресурс предпринимателя является личным достоянием каждого человека, занимающегося предпринимательством на профессиональной основе. Это его личный предпринимательский потенциал, личная рабочая сила, применяемая в процессе занятия предпринимательством. От качества и способов применения данного ресурса, а вовсе не от потребителей, поставщиков, конкурентов или топ-менеджеров бизнес-единиц непосредственно в определяющей степени зависит, приобретет его обладатель искомую выгоду в бизнесе или нет.

Предприниматели формируют собственную рабочую силу и применяют ее в процессе выполнения профессиональных функций подобно тому, как нанятые работники формируют и применяют свою рабочую силу в процессе труда по найму в чужом бизнесе. Однако в отличие от людей, работающих в чужом бизнесе, предприниматели относятся к своему трудовому ресурсу как к ресурсу власти и управления в собственном деле.

Каждому действующему предпринимателю важно обеспечивать не только процветание собственного бизнеса и своих бизнес-единиц, но и личное процветание; не только эффективность работы бизнес-единиц, но и личной эффективности в применении персонального трудового ресурса. Для предпринимателя бизнес-процессы и бизнес-коммуникации своего дела - это также способы применения своего трудового ресурса как в операционной деятельности, так и в ходе персонального взаимодействия в среде предпринимательства.

Как и рабочая сила любого человека, рабочая сила предпринимателей представляет собой главный признак их профессиональной пригодности - пригодности к профессиональной деятельности в качестве предпринимателей.

Многие люди полагают, будто каждый человек от рождения пригоден к занятию предпринимательством. Такие представления возникают иногда вследствие поверхностного истолкования норм российского права, согласно которым предпринимательством в Российской Федерации может заниматься любое физическое лицо, обладающее общей дееспособностью и правоспособностью, независимо от его пола, возраста, национальности, физических данных, места проживания. В России также пока отсутствуют профессиональные стандарты предпринимателя, которые содержали бы описание профессиональных предпринимательских функций, требования к профессии предпринимателя и к обеспечению

предпринимательской деятельности. В то время как почти каждая профессия имеет свои стандарты.

В Гражданском кодексе Российской Федерации определено, что физическим лицом является любой гражданин - обладатель гражданских прав (т. е. прав, содержащихся в гражданском законодательстве России), приобретающий и осуществляющий данные права сообразно своей воле и опираясь на свои интересы. При этом дееспособными признаются граждане с 14-летнего возраста, а правоспособными - с 18-летнего. Достижение молодыми людьми указанного возраста открывает им возможность создавать свое дело и вести его в угоду своим интересам.

Поскольку предпринимательская занятость обеспечивается людьми самостоятельно, дееспособность и правоспособность физических лиц порой рассматриваются как признаки их фактической готовности для полноценного участия в предпринимательстве, начиная с 18-летнего возраста, а частично - и с 14-летнего. В России для занятия предпринимательством не требуется наличие каких-либо специальных разрешений, лицензий, квалификационных требований или допусков к работе, как это предусмотрено в большей части профессий. Поэтому любой 18-летний гражданин вправе стать предпринимателем, учредить и зарегистрировать собственную бизнес-единицу. Фактически каждый российский школьник может ограниченно начать заниматься собственным бизнесом, достигнув 14 лет.

Исследования Института психологии Российской академии наук показали, что старшеклассники в возрасте 15-16 лет не имеют четких представлений о собственных ментальных ресурсах и часто выбирают профессию случайно [25]. Это ведет к ошибочному определению профиля обучения в массовой школе не менее чем в половине случаев. Поэтому уже на ранних этапах профориентации возможно выявление лиц,

обладающих определенными предпосылками, а возможно, и способностями к участию в будущих бизнес-процессах.

Однако определяемый законом возраст наступления дееспособности и правоспособности физических лиц - не признак готовности последних к занятию предпринимательством на профессиональной основе, а лишь правовая предпосылка возможности включения их в предпринимательскую деятельность. Ведь хотя предпринимателем может считать себя любой человек, зарегистрированный таковым в уполномоченном государственном органе, в действительности профессионально готовыми к успешному занятию предпринимательством являются далеко не все люди. Одна из самых важных причин - отсутствие у потенциальных предпринимателей качественного трудового ресурса, благодаря которому они могли бы профессионально работать предпринимателями, быть владельцами бизнеса в конкурентной среде. На самом деле, добиваться высоких результатов в бизнесе, претендовать на признание и успех могут только люди, обладающие персональным трудовым ресурсом, качество которого соответствует профессиональным требованиям к занятию предпринимательством. Эти требования пока не описаны профессиональными стандартами, но они формировались в течение многих тысячелетий эволюции предпринимательской профессии и обусловливаются необходимостью квалифицированного выполнения предпринимательских функций.

В обобщенном виде перечень профессиональных требований к занятию предпринимательством предполагает (рис. 1):

• физическое здоровье и физические кондиции людей, позволяющие им работать предпринимателями (при условии отсутствия психических расстройств);

• наличие психологических предпосылок успешного участия в предпринимательстве, к которым относятся личностные качества, склонности, способности людей, прежде всего уровень их личной предприимчивости;

• уровень профессиональной компетентности людей (уровень знаний, навыков) и наличие личного предпринимательского опыта, позволяющие им квалифицированно выполнять предпринимательские функции.

Таким образом, персональный трудовой ресурс предпринимателя - это качество рабочей силы, которая, как и качество рабочей силы любого человека, определяется в сопоставлении с рабочей силой конкурентов, представляющих аналогичную профессию.

Персональный трудовой ресурс предпринимателей называется рабочей силой не только потому, что в экономической теории трудовые ресурсы и рабочая сила, как правило, рассматриваются в качестве синонимов. Сильным персональный трудовой ресурс предпринимателей признается в процессе конкуренции, поскольку само понятие «сила» обеспечивает ее обладателям сравнительные профессиональные возможности и конкурентные преимущества.

Предпринимательский ресурс, превращаясь в силу, приобретает значение самостоятельного конкурентного преимущества, а его обладатели - владельцы бизнеса - становятся эффективными участниками бизнес-процессов и бизнес-коммуникаций. Поэтому наличие у предпринимателей сформированной качественной рабочей силы влияет на масштабы участия людей в предпринимательской деятельности и определяет размеры их личного предпринимательского потенциала, сопоставимого с потенциалом конкурентов - других предпринимателей.

Изложенное рождает ряд вопросов, которые связаны с психологическими факторами и качеством личностных ресурсов, обуславливающих в конечном итоге потенциал предпринимательской деятельности. Каковы предпосылки для занятия предпринимательством? Насколько личностные предпосылки конгруэнтны качеству

Профессиональные знания в области предпринимательства

Professional knowledge in the fieldof entrepreneurship

Личный предпринимательский опыт

Personal entrepreneurial experience

Личностные профессионально значимые предпринимательские

способности Personal professionally significant entrepreneurial abilities

Личностные профессионально значимые качества и склонности

Personal professional significant qualities and inclinations

Физическое здоровье и физические кондиции предпринимателей

Physical health and physical condition of entrepreneurs

Профессиональные навыки в предпринимательстве

Professional skills in entrepreneurship

Рис. 1. Качество персонального трудового ресурса предпринимателей Fig. 1. Quality of entrepreneurial personal resources

предпринимательских ресурсов? При каких условиях профессионально значимые личностные качества, склонности и способности будут соответствовать объективным требованиям к занятию предпринимательством?

Психологические факторы, способствующие успешному занятию предпринимательством

Начиная с конца XIX в. ответы на вопросы относительно предпринимательских склонностей, личностных черт и способностей людей приобрели своеобразную мифологическую окраску до такой степени, что предпринимательство порой трактуется как особое состояние души - якобы в противоположность «обыкновенным» людям предприниматели наделены особым «духом предпринимательства» (термин введен в оборот Вернером Зомбартом). У таких людей особый набор специфических личностных черт и поведенческих манер. При появлении на свет они наделяются личностными предпосылками к занятию предпринимательством (в то время как дееспособность и правоспособность наступает по достижению ими определенного возраста).

Авторы отдельных гипотез усматривали в предпринимателях наличие особых личностных качеств и склонностей, имеющих кардинальные отличия от остальных людей. Различные психологические теории предпринимательства базируются на методологии, основанной на упомянутых выше представлениях. В литературе много описаний психологических портретов предпринимателей, знакомство с которыми позволяет считать их людьми выдающимися, порой даже наделенными сверхъестественными характеристиками. Им приписывают невероятную прозорливость, фантастическую интуицию, отвагу, отчаянную храбрость, бдительность, а также нечеловеческую выносливость, исключительную предрасположенность к предвидению, перманентную нацеленность на борьбу против всех, энту-

зиазм. Порой такими характеристиками наделяются все предприниматели без исключения. В широко распространенных трактовках предпринимательства как врожденного задатка отдельных «особенных» людей или особого «состояния души» личностным психологическим особенностям действующих предпринимателей придается излишнее значение в ущерб предпринимательской компетентности; им также уделяется чрезмерное внимание при описании сущности предпринимательства. Однако искусственно умалять значимость рассматриваемых личностных психологических особенностей предпринимателей также не стоит.

И хотя значение личностных черт людей для занятия предпринимательством порой сильно преувеличивается, нельзя отрицать важность личностных предпосылок успешной профессиональной работы в предпринимательстве, как и в любой иной профессиональной деятельности. На данное обстоятельство обращается внимание в психологических теориях предпринимательства, начиная с «Богатства народов...» Адама Смита.

Часто люди не имеют способностей к занятию какой-либо определенной деятельностью. Иногда, напротив, встречаются необычайно одаренные люди, в том числе в профессиональном предпринимательстве. Так, люди, изначально не способные или малоспособные к занятию предпринимательством, могут добиться успехов в бизнесе лишь вследствие случайных и чрезвычайных жизненных обстоятельств. В то же время способных предпринимателей часто ждет предсказуемый успех.

Не менее важным компонентом личности предпринимателя является его самооценка. Многие люди раздумывают, следует ли осваивать профессию предпринимателя, опираясь на самооценку личностных особенностей. Ведь добиваться положительных результатов в бизнесе и превосходить конкурентов предпринимателям легче, если они обладают удачной комбинацией качеств,

склонностей и способностей, профессионально значимых для занятия предпринимательством.

Предпринимательские склонности, личностные качества и способности задают вектор направления профессиональной деятельности и являются предпосылкой успешного занятия бизнесом, в то время как личностные качества, склонности и способности, обладающие профессиональной значимостью в любой трудовой деятельности, составляют кластер общетрудовых личностных предпосылок для осуществления любой иной профессиональной работы.

В исследовании способностей к предпринимательству необходима четкая дифференциация уровня значимости профессионально важных свойств, а в комбинации личностных качеств, склонностей и способностей требуется умение выделять те, которые в наибольшей степени способствуют достижению успеха в бизнесе.

Исследование личностных предпосылок для занятия предпринимательской деятельностью

Известно, что каждый человек с рождения обладает личностными предпосылками для занятия теми или иными видами профессиональной деятельности, но не все они могут быть признаны профессионально значимыми. В последние годы в свободное употребление вошли популярные термины hard и soft skills. Первый означает знания и умения, которым можно научить и которые можно измерить, а второй - те качества, которые с трудом поддаются количественному измерению, но без которых даже самые высокие показатели hard не будут являться гарантией успеха. Для овладения «гибкими» навыками (уравновешенность, дружелюбие, пунктуальность, коммуникабельность) не существует алгоритма, поскольку человек или обладает этими качествами от рождения или приобретает их в тренинговом форма-

те, нарабатывая опытным путем с помощью техник командной работы, разнообразных упражнений на креативность и развития мышления, регулярной работы по развитию навыков публичных выступлений.

И первая и вторая группа качеств являются профессионально значимыми, поскольку в своей совокупности детерминируют деятельность, благодаря которой человек способен выполнять работу в соответствии с профессиональными требованиями и добиваться значимых результатов. Автор психологической теории предпринимательской деятельности, а более широко - деятельности «экономического человека», Хайн-рих Воттава (Рурский университет, г. Бо-хум) рассматривает предпринимательскую деятельность с точки зрения психологических предпосылок и механизмов ее регуляции и на этой основе предлагает немецким абитуриентам Self-Assessment-Test, позволяющий достаточно точно предсказать их успешность в будущем обучении [39, 40]. Тест «измеряет» не только логическое мышление, быстроту реакции, способность креативно мыслить, а также исключительно «психологические» свойства, которые сегодня называют «гибкими», или «мягкими» навыками.

Согласно последним исследованиям 93% работодателей ищут людей с ярко выраженными «мягкими» навыками. Поиск исполнителей с высоким Ю заменили запросом о поиске людей с высоким эмоциональным интеллектом (EQ), обладающих высоким самосознанием и самоконтролем, развитой социальной чуткостью и эмпатией, способных управлять отношениями и брать ответственность на себя [41-43].

Для отдельных направлений профессиональной деятельности именно синергия личностных качеств, склонностей (наклонностей) и способностей является определяющим фактором. Это особенно важно в профессиях, где сравнительно высок уровень самостоятельности, где качество принятых решений гарантируют успех, - медицина,

образование, профессиональный спорт, искусство, адвокатская практика, консалтинг. В данному ряду стоит и предпринимательство, поскольку именно наличие или отсутствие способностей к ведению бизнеса детерминирует результат деятельности и обуславливает решение продолжать оставаться в этой профессии.

Структура и содержание профессиональной деятельности предпринимателей обусловлены системой соответствующих профессиональных способностей и профессионально значимых качеств, которые рассматриваются как свойства функциональных систем, реализующих те или иные психические функции. В. Д. Шадриков выделяет три функциональные системы, которые тесно связаны между собой и являются генетически обусловленным базисом психической деятельности: функциональная система эмоций и переживаний; функциональная система познания; функциональная система мотивации. Свойствами этих систем выступают соответствующие способности - познавательные, мотивационные, эмоциональные, устойчивые, проявления которых в условиях реализации бизнес-деятельности дополняются личностными качествами предпринимателей. Таким образом, познавательной системе предпринимателя соответствуют познавательные качества и познавательные способности, которые мотивированы желанием заработать, а эмоциональной системе - качества и способности, которые связаны с восприятием и переживанием успеха или неудачи, сопровождающие предпринимательскую деятельность [22].

Во всех современных исследованиях предпринимательства уникальность профессии подчеркивается тезисом о том,что в именно в этом виде деятельности сочетаются типовые профессиональные действия, присущие большинству профессий, и профессиональные бизнес-навыки, которые при равных условиях ведения бизнеса позволят быть не только финансово успешным, но и максимально эффектив-

ным в использовании личностного потенциала [44, 45].

Классификатор профессий Джона Хол-ланда (1963) содержит шесть индикаторов типов личности, соотнесенных с той или иной профессиональной деятельностью: реалистичный тип (рабочие в промышленности и сельском хозяйстве, техники), интеллектуальный (ученые, программисты), артистический (специалисты в сфере искусства), социальный (врачи, педагоги, психологи), предприимчивый (коммерсанты, менеджеры, журналисты, юристы, политики), конвенциальный (бухгалтеры, канцелярские служащие) [46].

Упрощенная классификация Е. А. Климова по критерию предмета труда дифференцирует профессии на пять типов: человек-человек, человек-техника, человек - знаковая система, человек - художественный образ и человек-природа. И. Л. Соломин вводит дополнительный критерий, на основе которого предмет труда подразделяется на алгоритмизированный (исполнительский) и эвристический (творческий), и формирует карту профессий из десяти профессиональных групп. Схема описания профессий является основой для составления профес-сиограмм и психограмм, базирующихся на междисциплинарном подходе. Таким образом, все многообразие признаков профессии делится на пять условных категорий, включающих технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики [47]. Так, например, для составления профессиограммы предпринимателя, которая должна учитывать все дефиниции бизнес-деятельности, потребуется именно междисциплинарный подход, поскольку предпринимательство:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• по характеру труда - это деятельность одновременно и исполнительская и творческая;

• по задачам - охватывает практически весь диапазон имеющихся профессий (от медицины до технической наладки оборудования);

• по способностям - это весь спектр профессиональных, общепрофессиональных и личностных свойств, необходимых для успешного прохождения всего пути от стар-тапа до его устойчивого развития.

Представляет интерес общая модель профессии, предложенная Лайлом и Сай-ном Спенсерами. В рамках сформулированной ими гипотезы данная модель составляется из когнитивных, мотивационных, личностных, межличностных и оценочных компонентов деятельности. Когнитивные компоненты включают планирование, разработку и генерацию идей; поиск информации и исследование рынка; использование дополнительных ресурсов для расширения возможностей для бизнеса; применение логических и систематических подходов для оценки альтернатив и прогноза результатов. Мотивационные компоненты подразумевают наличие таких качеств, как инициативность, настойчивость, ориентация на эффективность, жертвенность ради достижения высококачественных продуктов и услуг, высокая потребность удовлетворить клиента, забота о развитии деловых контактов и использование влиятельных людей в качестве агентов достижения личных целей. В кластер личностных свойств входят уверенность в своих способностях, высокое качество работы, полная ответственность за возникшие проблемы, осознание пределов своих возможностей и ограничений, признание прошлых ошибок и рефлексия над деятельностью. Межличностные особенности проявляются в надежности, честности и искренности по отношению к партнерам, способности убеждать других. Не менее важен контроль качества исполнения действий, отражающих оценочный компонент деятельности [48].

Предпринимательство и предприимчивость

В настоящее время отсутствует единое общепризнанное представление о профи-

ле личности успешного предпринимателя, однако мнения исследователей и экспертов позволяют создать его более-менее обобщенный портрет. Наиболее значимой чертой выступает природная предприимчивость. Предприниматели ведут собственный бизнес самостоятельно, сочетая его с личными и семейными интересами; они руководствуются рациональными мотивами и логикой, действуя порой на свой страх и риск и под свою личную ответственность; проявляют инициативу, используя свои способности, профессиональные знания и умения; демонстрируют личностные качества, которые имеют особое значение для занятия предпринимательством, и преследуют свои предпринимательские интересы, обладая различной степенью профессиональной пригодности.

К природным качествам предприимчивого типа личности относятся люди с врожденным оптимизмом, энтузиазмом, уверенностью в себе, с хорошими организаторскими качествами и красноречием. У них, как правило, наблюдается повышенная импульсивность, агрессивность, готовность к риску, потребность в личном статусе, лидерстве и власти. Предприимчивый тип (по Холлан-ду) встречается среди бизнесменов, дипломатов, юристов, политиков, а также нередко в таких профессиях, как маркетолог, менеджер, журналист и репортер. Природная предприимчивость позволяет им успешно решать неоднозначные задачи, разбираться в мотивах поведения людей различных психотипов и неординарно действовать в разнообразных ситуациях [46].

Не менее важными качествами являются природный эгоизм, честолюбие, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, доминантность, воля и решительность. Для предпринимателя характерны последовательность в делах, отзывчивость к внешним угрозам, склонность к обмену и дух соперничества. Чувство хозяина проявляется в склонности к перехвату чужих инициатив и готовности к риску.

Другие исследователи к перечисленным качествам добавляют инициативность, независимость, целеустремленность [49], способность ставить цели и убеждать, стремление к знаниям, регулярное планирование своих действий, наблюдательность, активную жизненную позицию, личностную зрелость, готовность брать на себя ответственность, высокую социальную адаптивность, стрессоустойчивость [36, 50].

Зарубежные и отечественные авторы особо выделяют гибкость мышления, независимость и уверенность в суждениях, развитый внутренний контроль, высокую самоактуализацию, ориентацию на эффективность и качество работы, склонность к риску и настойчивость. При этом одни исследователи отмечают импульсивность предпринимателей, их спонтанность и чувствительность к восприятию новых стимулов, а другие - сдержанность, эмоциональную устойчивость, стабильность и уравновешенность [44].

В любом случае, можно согласиться с тем, что требовательность к себе, инициативность, реализм, высокий уровень притязаний и высокая мотивация достижений являются неотъемлемой частью того набора характеристик, которые отличают предпринимателя от человека, который не занимается бизнесом.

Опросы российских предпринимателей, проведенные несколько лет назад, показали, что при решении хозяйственных, коммерческих и управленческих задач они часто обнаруживают стандартные подходы, демонстрируют упрощенную деловую мотивацию и руководствуются устаревшими взглядами на систему бизнес-отношений [51]. Подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу помогла ситуация с COVID-19. «Несчастье помогло» не только валидизировать стратегии успешных действий предпринимателей, но и задуматься над комплексом социально-психологических и личностных проблем, которые были обнаружены ad hoc в процессе

решения управленческих и бизнес-задач. Это, в свою очередь, позволило еще раз осмыслить кластер профессиональных компетенцией, лежащих в основе успешного ведения бизнеса, и уточнить «запас прочности» психологических гипотез, на основании которых строятся многие психологические исследования последних лет. Так, в еще не опубликованном пилотажном исследовании кафедры психологии Университета «Синергия» (апрель, 2020) были получены данные о личностных свойствах предпринимателей и их специфике поведения в условиях COVID-карантина. С помощью дистанционного тестирования на сайте предпринимательство.рф на вопросы вопросника «Способны ли вы вести дело?» ответили 360 предпринимателей. Анализ результатов показал, что 45% респондентов в условиях кризиса сохраняют уверенность в завтрашнем дне, полностью контролируют ситуацию и демонстрируют высокие навыки управления собственным делом. Около 37%, столкнувшись со множеством проблем в период пандемии, теряют надежду восстановить свой бизнес, но при этом готовы еще раз рискнуть и со всех сторон рассмотреть возможности продолжения предпринимательской деятельности. Чуть более 16% предпринимателей твердо решили больше не рисковать.

Интересно, что преуспевающие бизнесмены в условиях неопределенности оказываются более толерантны к внешним угрозам, демонстрируют адекватную осторожность в действиях и умело просчитывают риски в неопределенных ситуациях. Способствовали предпринимательской активности инициативность, упорство, ответственность, решительность, отношение к окружающим людям, организаторские способности и лидерство. У неуспешных предпринимателей при возникновении нестабильной социально-экономической ситуации возрастало ощущение тревоги, неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне, что приводило к фрустрации.

Актуальность разработки диагностического теста

До сих пор актуален призыв Д. Мак-Клелланда к исследователям искать новые методы для оценки практических способностей и прогноза успешной деятельности, поскольку рациональные теории не объясняют, а лишь описывают поведение успешно работающих людей.

Концепция обучения предпринимательству основана на функциональной теории предпринимательства. Ее ядром являются: 1) модель ключевых профессиональных функций предпринимательства и их описание; 2) анализ специфики предпринимательской деятельности и объяснение, почему предприниматели ведут себя в бизнесе так или иначе.

Объяснительное и прогностическое значения функциональной теории предпринимательства обоснованы в ряде публикаций [11] и подтверждены опытом успешной реализации программ обучения предпринимательству в течение трех десятков лет в Университете «Синергия». На ее основе нами был разработан опросник для проведения диагностики способностей и склонностей российских школьников, профессионально значимых для занятия последними предпринимательством на профессиональной основе.

Цель опросника - определить на ранних стадиях профессиональной идентификации учащихся склонность к ведению предпринимательской деятельности и на основе выявленного интегрального показателя «Предприимчивость» определить непосредственную значимость предпринимательской деятельности для каждого респондента.

Вопросник содержит 130 утверждений, направленных на выявление у школьников склонностей к ведению бизнеса, которые будут в дальнейшем имплементированы в условиях успешного обучения по программе предпринимательства в систему более высокого уровня - способностей к профессиональному занятию бизнесом.

В категорию оцениваемых свойств включены 26 параметров (профессионально значимых качеств), которые методом контент-анализа были выделены из соответствующих разделов учебника «Управление собственным бизнесом» и затем валиди-зированы участниками экспертной группы с помощью вопросов, сформулированных под каждый параметр [35]. В результате тщательной аналитической работы экспертной группы были выделены:

Четырнадцать параметров, которые относятся к категории профессионально значимых свойств и определяют характеристики, удовлетворяющие функциям бизнеса:

1. Склонность к самостоятельному ведению своего дела

2. Инициативность

3. Рационализм

4. Способность принимать на себя риски

5. Позитивный настрой

6. Конкурентный дух

7. Склонность к новаторству

8. Проницательность

9. Креативность

10. Сочетание творческого начала и рутины

11. Способность действовать комбинационно и маневренно

12. Находчивость

13. Решительность

14. Способность управлять собой и оказывать влияние на окружение ради достижения своих целей

Двенадцать параметров, имеющих общепрофессиональную и универсальную (над-профессиональную) направленность, которые отражают значимые для занятия предпринимательством склонности и личностные качества:

1. Управленческие способности

2. Лидерские способности

3. Склонность к личностному, профессиональному/карьерному росту

4. Аналитические способности

5. Сочетание критического и конструктивного мышления

6. Интеллект

7. Интуиция

8. Трудолюбие

9. Стойкость, упорство, настойчивость, волевые качества

10. Работоспособность

11. Психологическая устойчивость

12. Открытость к коммуникациям и коммуникабельность

Каждый параметр опросника оценивается с помощью вопросов/утверждений по шкале Лайкерта. Высокий уровень согласия с утверждением оценивается в 5 баллов, полное несогласие с утверждением - в 1 балл. Всего в опроснике 130 утверждений. Диапазон возможных значений от 650 до 130 баллов.

Приведем в качестве примера вопросы/ утверждения, относящиеся к одной из шкал первого блока (функции бизнеса) и одной из шкал второго блока (личностные качества и склонности) с соответствующей интерпретацией.

Шкала «Стойкость, упорство, настойчивость, волевые качества»

1. Я склонен стоять на своем

2. Я не склонен перейти к решению другой задачи, если не получается текущая

3. При решении какой-либо проблемы я стараюсь получить оптимальный результат из всех возможных

4. Даже если я не люблю школьный предмет, я включаю волю и заставляю себя к нему готовиться

5. Если я потерпел поражение, то стараюсь прежде всего не раскисать и переломить ситуацию (поменять отношение к ситуации)

Интерпретация показателей по шкале «Стойкость, упорство, настойчивость, волевые качества»

Высокий уровень (более 20 баллов): Вы

способны управлять собой. Готовы самостоятельно структурировать свой день, устанавливать распорядок дня, планировать но-

вые дела и задачи. Вы способны включать свое окружение в решение запланированных дел. Для достижения намеченных целей Вы можете не только справляться с собой, но и оказывать влияние на окружающих. Вы это очень хорошо осознаете, поскольку в таком влиянии видите реальную пользу для достижения намеченных целей. Вам удается четко и неукоснительно соблюдать дисциплину, принимая регламентируемые правила поведения. Вы готовы соглашаться с установленными порядками, навязанными извне, даже если это не очень нравится Вам и окружающим. Вы с удовольствием занимаетесь самообразованием, изучаете новые предметы, интересуетесь необычными фактами, неординарными событиями для реализации поставленных задач и намеченных целей.

Средний уровень (11-19 баллов): Чтобы управлять собой, Вам нужно иметь рядом высокомотивированного и целеустремленного человека. Вы не прочь придерживаться распорядка дня, следовать определенным правилам поведения, соблюдать регламенты и дисциплину, но Ваша недостаточная способность к самоорганизации является помехой в достижении намеченной цели. Вы не прочь учиться и узнавать новое, но Вам не хватает воли и усердия, чтобы это реализовать в жизни. Вас легко отвлечь, и Вы это хорошо знаете. Научившись управлять собой, Вы сможете вполне управлять другими людьми и создавать интересные совместные проекты.

Низкий уровень (менее 10 баллов): Вам сложно управлять собой. Вы не готовы придерживаться распорядка, следовать установленному режиму дня, планировать дела и задачи. Вам нравится действовать по ситуации и не придерживаться общепринятых правил. Вы считаете неправильным достигать цели, используя других людей.

Шкала «Аналитические способности»

1. Я способен замечать промахи и ошибки у себя и у других

2. Я часто взвешиваю плюсы и минусы при принятии решений

3. Я способен предвидеть необходимые временные и материальные ресурсы для решения проблемы

4. Я способен прогнозировать будущие ситуации, опираясь на сегодняшнее понимание жизни

5. Я способен давать оценку степени важности получаемой информации

Интерпретация показателей по шкале «Аналитические способности»

Высокий уровень (более 20 баллов): У Вас

хорошие аналитические способности. Вы умеете давать оценку степени важности получаемой информации. Наблюдая за событиями, можете их детализировать и критически оценивать. Замечаете промахи и ошибки у себя и у других. Взвешиваете плюсы и минусы при принятии решений и оценке ситуации. Можете прогнозировать будущие ситуации в логике собственного понимания обстоятельств сегодняшней жизни.

Средний уровень (11-19 баллов): Вы любите думать, анализировать и прогнозировать события. Вам нравится принимать решения. В оценке ситуаций Вы руководствуетесь в большей степени личным опытом или интуицией. И хотя ошибки с Вами случаются довольно часто, Вы не склонны критически относиться к собственным промахам.

Низкий уровень (менее 10 баллов): Вы решаете задачи по мере их поступления. Чаще воспринимаете ситуацию в целом и не обращаете внимание на детали. Решения часто принимаете интуитивно без четкого просчета ситуации. Вам сложно дифференцировать поступающую информацию и расставлять приоритеты в своих делах.

Опросник прошел пилотажное исследование на выборке студентов, обучающихся по направлению «Предпринимательство». Методом контрастных групп были установлены статистически значимые различия по большинству профессионально значимых параметров. Критерий согласованности характеристик указывает на высокую надежность опросника (а=0,94).

Обсуждение и дискуссии

Опросник построен на основе контент-анализа кластера профессиональных, общепрофессиональных и личностных параметров, «обслуживающих» ключевые функции бизнеса. От того, насколько профессионально значимые личностные качества, склонности и способности будут близки уже на ранних этапах профориентации школьников специфике этих функций - объективным требованиям к занятию предпринимательством, - настолько будет эффективен процесс обучения в настоящем и успешность ведения данными школьниками предпринимательской деятельности в будущем.

В качестве методологической основы для разработки опросника взята концепция обучения предпринимательству, которая на сегодняшний момент является логическим продолжением объяснительной и прогностической функции теории предпринимательской деятельности. Согласно данной концепции, предпосылкой для занятия предпринимательством является личная предприимчивость. В бизнес-деятельности личная предприимчивость является интегральным показателем психологических предпосылок предпринимательства, которые учитывают все возможные психологические аспекты профессиональных, общепрофессиональных и личностных характеристик предпринимателя. Личностные качества, склонности и способности рассматриваются нами как предпосылки когнитивных, мотивационных, межличностных и самооценочных свойств, конгруэнтных качеству предпринимательских ресурсов и определяющих успешность обучения профессии «предприниматель».

Диагностическая цель опросника - на основе выявленного интегрального показателя предприимчивости определить склонность к ведению предпринимательской деятельности у школьников и оценить степень их профессиональной идентификации на ранних этапах профориентационной работы.

Заключение

Опросник в его окончательном варианте позволяет выявлять ранние признаки склонности к профессии предпринимателя; оценивать предпринимательский потенциал развития у учащихся 8-11-х классов; дифференцировать индивидуальные показатели по параметрам «предпринимательские склонности» и «предпринимательские способности» для дальнейшей индивидуализации обучения по программе «Предпринимательство»; систематизировать понятия «предпринимательские склонности» и «предпринимательские способности» в рамках теории и практики ведения бизнеса.

Разработанный опросник направлен на выявление предпринимательских способностей и склонностей у учащихся образовательных школ. Может быть также использован для диагностики студентов и взрослых людей. В статье представлен фрагмент опросника, позволяющий читателю получить представление о его структуре, названии параметров (диагностических шкал), содержании вопросов, специфике интерпретации.

Готовность быть предпринимателем и добиваться хороших результатов в ре-

ализации бизнес-проектов формируется под влиянием ряда объективных и субъективных причин. Наличия объективных знаний, умений и навыков не всегда достаточно. Как и наоборот, когда при наличии нужного запаса знаний человеку не достает не менее важных личностных характеристик, обуславливающих способность выходить из зоны комфорта и преодолевать объективные трудности. Профессия предпринимателя очень привлекательна, особенно для молодых людей, уже не мечтающих о профессии летчика, космонавта и даже чиновника. В скором времени появится профессиональный стандарт, четко регламентирующий условия профессиональной подготовки дипломированного бизнесмена. И сразу перед психологами и профессиональным сообществом встанет вопрос о разработке прогностических методик, позволяющих исследовать возможности ранней диагностики всего кластера способностей к предпринимательству у школьников и студентов. Созданный диагностический формат опросника мог бы стать основой для создания профес-сиограммы предпринимателя, что позволит на ранних стадиях профориентации определять школьников, склонных к ведению своего бизнеса в будущем.

Список литературы

1. Vesper K., McMullan W. Entrepreneurship: Today Courses, Tomorrow Degrees? // Entrepreneurship Theory and Practice. 1998. Vol. 13. No. 1. P. 7-13. DOI: 10.1177/104225878801300102.

2. Bird B. Towards a Theory of Entrepreneurial Competency. Advances in Entrepreneurship // Firm Emergence and Growth. 1995. Vol. 2. P. 51-72.

3. Rubin Yu, Lednev M, Mozhzhukhin D. Entrepreneurship education in action: a matrix of competencies for

a bachelor's degree program // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy: In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). Northampton, MA: Edward Elgar Publishing Limited, 2018b. P. 187-202. DOI: 10.4337/9781788114950.

4. Morris M., Kaplan J. Entrepreneurial (versus managerial) competencies as drivers of entrepreneurship education // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2014: In association with the United States association for small business and entrepreneurship (USASBE). Northampton, MA: Edward Elgar Publishing Limited, 2014. P. 134151. DOI: 10.4337/9781783471454.00014.

5. Neck H., Greene P. & Brush C. Teaching Entrepreneurship A Practice-Based Approach. Northampton, MA: Edward Elgar Publishing Limited, 2014. - 339 p. DOI: 10.4337/9781782540564.

6. White R, Hertz G, Moore K. Competency Based Education in Entrepreneurship: a Call to Action for the Discipline // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy: In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). Northampton, MA: Edward Elgar Publishing Limited, 2016.

P. 127-147. DOI: 10.4337/9781784719166.00013.

7. Morris M, Webb J., Fu J., Singhal S. A Competency-Based Perspective on Entrepreneurship Education: Conceptual and Empirical Insights // Journal of Small Business Management. 2013. Vol. 51. No. 3. P. 352-369. DOI: 10.1111/jsbm.12023.

8. Рубин Ю.Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. 2016а. № 1. C. 7-21.

9. Рубин Ю. Б. Образовательная программа по предпринимательству в бакалавриате и условия ее реализации // Высшее образование в России. 2016б. № 2. C. 15-27.

10. Рубин Ю. Б., Алексеева Е. В., Леднев М. В., Можжухин Д. П. Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 1 (61). C. 30-56.

11. Рубин Ю. Б. Теория предпринимательства: пространство функционального подхода // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 1 (67). С. 83-103.

12. Rubin Yu, Lednev M, Mozhzhukhin D. Competition Studies: Structuring Competencies in University Entrepreneurship Programs // Higher Education in Russia. 2019. Vol. 28. No. 1. P. 21-33. DOI: 10.31992/08693617-2019-28-1-21-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Айзенк Г. Ю. Структура личности: пер. с англ. - СПб.: Ювента, М.: КСП + , 1999. - 464 с.

14. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении: пер. с англ. - М.: Апрель Пресс; Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 752 с.

15. Анастази А, Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с. (Серия: Мастера психологии).

16. Купер К. Индивидуальные различия / пер. с англ. Т.М. Марютиной под ред. И. В. Равич-Щербо. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 527 с.

17. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб.: Речь, 2002. - 480 с.

18. ФрумкинА. А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности. - СПб.,

2001. - 172 с.

19. Митина О.В. Математические методы в психологии: практикум. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 238 с.

20. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие. - М.: Логос,

2002. - 432 с.

21. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность: пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2000. - 284 с.

22. Шадриков В. Д. Профессиональные способности: монография. - М.: Университетская книга, 2010. - 320 с.

23. Холодная М. А. Особенности организации концептуальных структур: онтологический подход. Когнитивные исследования // Сборник научных трудов. Вып. 5 / под ред. А. А. Кибрика, Т. В. Черниговской,

A. В. Дубасовой. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - 295 с.

24. Чуприкова Н.И. Умственное развитие. Принцип дифференциации. - СПб.: Питер, 2007. - 448 с.

25. Волкова Е.В. Технологии развития ментальных ресурсов. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - 216 с. (Серия: Методы психологии).

26. БурлачукЛ. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 688 с. (Серия: Мастера психологии).

27. Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001. - 224 с.

28. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред.

B.С. Магуна. - М.: Аспект Пресс, 2000 (Глава 2: Научное исследование личности).

29. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер, 2008. - 607 с.

30. ОлпортГ. Становление личности: Избранные труды. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.

31. Эденборо Р. Практическая психометрия. Эффективное интервьюирование. - СПб.: Питер,

2003. - 384 с.

32. Позняков В.П. Итоги и перспективы исследования российских предпринимателей с позиции концепции психологических отношений // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 267-275.

33. Потапова О.Н, Алексеева Е. В. Применение интерактивных методов обучения предпринимательству как средство повышения эффективности обучения // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 1 (73).

C. 17-23.

34. Айзенк Г., Кеттелл Р., Оллпорт Г. Психология индивидуальности. Факторные теории личности. - СПб.: Изд-во «Прайм-Еврознак», 2007. - 128 с.

35. Зинченко Т. П., Фрумкин А. А, Винокуров Л. В. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности. - СПб., 2001. - 172 с.

36. Позина М. Б., Ханова З. Г. Исследовательские горизонты изучения психологии российского предпринимательства // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 2 (78). С. 26-35. DOI: 10.37791/2687-06572020-14-2-26-35.

37. Поздняков В. П., Филинкова Е.Б. Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы // Прикладная психология. 1998. № 5. С. 32-43.

38. Мусаэлян И. Э, Сливницкий Ю. О. Психология предпринимательства - новая область отечественной психологической науки // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1995. № 1. С. 3-7.

39. Wottawa H. & GluminskiI. Psychologische Theorien für Unternehmen. Göttingen: Verlag für Angewandte Psychologie. 1. Auflage 1995, XIV/334 Seiten.

40. Wottawa H. BORAKEL - Bochumer Online-Test für Studium und Beruf (PSYNDEX Tests Info) [Online Beratungstool der Ruhr-Universität Bochum]. Bochum: Ruhr-Universität, 2006.

41. Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических

и методологических разработок в области управления: роль soft-skills и hard-skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Т. 9. № 1. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 19.12.2020).

42. Пигин В. Прорывные вещи генерируют люди с особым набором soft skills [Электронный ресурс]. URL: https://finassessment.net/blog/vasilij-pigin-proryvnye-veshchi-generiruyut-lyudi-s-osobym-naborom-soft-skills (дата обращения: 19.12.2020).

43. Позина М.Б. «Быть и Иметь»: Психологически факторы развития высокосинергичной личности // Сборник научных трудов Российского университета транспорта (МИИТ) «Практическая психология в России и за рубежом» / под редакцией М. Ю. Быкова, О.И. Каяшевой, Н. В. Николаевой. - СПб., 2018. С. 21-26.

44. Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. - СПб.: Питер, 2011. - 224 с.

45. Bacigalupo M., Kampylis P., Punie Y. et al. EntreComp: The Entrepreneurship Competence Framework. Luxembourg: Publication Office of the European Union, 2016. - 39 р.

46. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с. (Серия: Мастера психологии).

47. Соломин И. Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. - СПб.: Речь, 2006. - 288 с.

48. Лайл М. Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе: пер. с англ. - М.: HIPPO, 2005. - 384 с.

49. Сульчинская Э.Э. Ценностно-мотивационный конфликт преподавателей высшей школы: статистический подход // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 1А.

С. 313-318. DOI: 10.25799/AR.2019.43.1.082.

50. Ханова З.Г. Склонность к предпринимательству как мотивационно-смысловое образование личности. - В кн.: Прикладная психология: основные проблемы, перспективы и новые направления: учеб. пособие / под ред. О. И. Каяшевой, М. Б. Позиной. - СПб.: Изд-во «НИЦ АРТ», 2018. - С. 63-68.

51. Гордова Э.Е. Этическая направленность и ценностные установки в предпринимательской деятельности // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2014. № 2 (10). С. 31-40.

Сведения об авторах

Алексеева Елена Валентиновна, ORCID 0000-0002-4505-3638, директор Студии предпринимательства, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected]

МожжухинДанила Петрович, ORCID 0000-0001-8742-0769, старший преподаватель, кафедра теории и практики конкуренции, Университет «Синергия»; исполнительный директор Национальной ассоциации обучения предпринимательству; Москва, Россия, [email protected]

Позина Марина Борисовна, ORCID 0000-0002-0225-8166, канд. психол. наук, заведующая кафедрой психологии, Университет «Синергия», [email protected]

Рубин Юрий Борисович, ORCID 0000-0002-1983-3526, чл.-корр. РАО, докт. экон. наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ; президент, заведующий кафедрой теории и практики конкуренции, Университет «Синергия»; президент Российской ассоциации обучения предпринимательству; Москва, Россия, [email protected]

Статья поступила 15.01.2021, рассмотрена 25.01.2021, принята 08.02.2021

References

1. Vesper K., McMullan W. Entrepreneurship: Today Courses, Tomorrow Degrees? Entrepreneurship Theory and Practice, 1998, vol.13, no.1, pp.7-13. DOI: 10.1177/104225878801300102.

2. Bird B. Towards a Theory of Entrepreneurial Competency. Advances in Entrepreneurship. Firm Emergence and Growth, 1995, vol.2, pp.51-72.

3. Rubin Yu., Lednev M., Mozhzhukhin D. Entrepreneurship education in action: a matrix of competencies for

a bachelor's degree program. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy: In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). Northampton, MA, Edward Elgar Publishing Limited, 2018b, pp.187-202. DOI: 10.4337/9781788114950.

4. Morris M., Kaplan J. Entrepreneurial (versus managerial) competencies as drivers of entrepreneurship education. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy - 2014: In association with the United States association for small business and entrepreneurship (USASBE). Northampton, MA, Edward Elgar Publishing Limited, 2014, pp.134-151. DOI: 10.4337/9781783471454.00014.

5. Neck H., Greene P. & Brush C. Teaching Entrepreneurship A Practice-Based Approach. Northampton, MA, Edward Elgar Publishing Limited, 2014, 339 p. DOI: 10.4337/9781782540564.

6. White R., Hertz G., Moore K. Competency Based Education in Entrepreneurship: a Call to Action for the Discipline. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy: In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). Northampton, MA, Edward Elgar Publishing Limited, 2016, pp.127-147. DOI: 10.4337/9781784719166.00013.

7. Morris M., Webb J., Fu J., Singhal S. A Competency-Based Perspective on Entrepreneurship Education: Conceptual and Empirical Insights. Journal of Small Business Management, 2013, vol.51, no.3, pp.352-369. DOI: 10.1111/jsbm.12023.

8. Rubin Yu. B. Creation of graduates' entrepreneurial competencies within the educational area of baccalaureate. Vysshee obrazovanie vRossii=Higher Education in Russia, 2016a, no.1, pp.7-21 (in Russian).

9. Rubin Yu. B. Educational Programs in Entrepreneurship for Bachelor Degree Students and Requirements to Their Implementation. Vysshee obrazovanie vRossii=Higher Education in Russia, 2016b, no.2, pp.15-27 (in Russian).

10. Rubin Yu. B., Alekseeva E. V., Lednev M. V., Mozhzhuhin D. P. Entrepreneurship education: the way of rooting in University segment of Russian education. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2017, vol.11, no.1(61), pp.30-56 (in Russian).

11. Rubin Yu. B. Entrepreneurship theory: space of functional approach. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2018, vol.12, no.1(67), pp.83-103 (in Russian).

12. Rubin Yu., Lednev M, Mozhzhukhin D. Competition Studies: Structuring Competencies in University Entrepreneurship Programs. Higher Education in Russia, 2019, vol.28, no.1, pp. 21-33. DOI: 10.31992/0869-36172019-28-1-21-33.

13. Ajzenk G. Yu. Struktura lichnosti [Personality structure]. Transl. from English. St. Petersburg, Yuventa Publ.; Moscow, KSP+ Publ., 1999, 464 p.

14. Anastazi A. Differentsial'naya psikhologiya. Individual'nye i gruppovye razlichiya vpovedenii [Differential psychology. Individual and group differences in behavior]. Transl. from English. Moscow, AprelPress Publ., EKSMO-Press Publ., 2001, 752 p.

15. Anastazi A., Urbina S. Psihologicheskoe testirovanie [Psychological testing]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002, 688 p. (Seriya: Mastera psihologii [Series: Masters of Psychology]).

16. Kuper K. Individual'nye razlichiya [Individual differences]. Transl. from English T. M. Maryutinoj ed. by I. V. Ravich-Sherbo. Moscow, Aspekt Press Publ., 2000, 527 p.

17. Shmelev A. G. Psihodiagnostika lichnostnyh chert [Psychodiagnostics of personality traits]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2002, 480 p.

18. Frumkin A. A. Psikhologicheskii otbor vprofessional'noi i obrazovatel'noi deyatel'nosti [Psychological selection in professional and educational activities]. St. Petersburg, 2001, 172 p.

19. Mitina O. V. Matematicheskie metody vpsihologii:praktikum [Mathematical Methods in Psychology: Workshop]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2009, 238 p.

20. Chelyshkova M. B. Teoriya ipraktika konstruirovaniya pedagogicheskih testov: uchebnoe posobie [Theory and Practice of Designing Pedagogical Tests: A Study Guide]. Moscow, Logos Publ., 2002, 432 p.

21. Ajzenk G., Vilson G. Kak izmerit lichnost [How to measure personality]. Transl. from English. Moscow, Kogito-Centr Publ., 2000, 284 p.

22. Shadrikov V. D. Professional'nye sposobnosti: monografiya [Professional abilities: monograph]. Moscow, Universitetskaya kniga Publ, 2010, 320 p.

12

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Holodnaya M. A. Osobennosti organizatsii kontseptual'nykh struktur: ontologicheskiipodkhod. Kognitivnye issledovaniya [Features of the organization of conceptual structures: an ontological approach. Cognitive research] Sbornik nauchnyh trudov [Collection of scientific papers], vol.5, pod red. A. A. Kibrika, T. V. Chernigovskoj, A. V. Dubasovoj. Moscow, Institut psihologii RAN Publ., 2012, 295 p.

Chuprikova N. I. Umstvennoe razvitie. Printsip differentsiatsii [Mental development. Differentiation principle]. St. Petersburg, Piter Publ., 2007, 448 p.

Volkova E. V. Tehnologii razvitiya mental'nykh resursov [Technologies for the development of mental resources]. Moscow, Institut psihologii RAN Publ., 2016, 216 p. (Seriya: Metody psihologii [Series: Methods of Psychology]). Burlachuk L. F. Slovar'-spravochnikpo psihodiagnostike [Dictionary-reference for psychodiagnostics]. 3rd edition. St. Petersburg, Piter Publ., 2008, 688 p. (Seriya: Mastera psihologii [Series: Masters of Psychology]). Druzhinin V. N. Kognitivnye sposobnosti: struktura, diagnostika, razvitie [Cognitive abilities: structure, diagnosis, development]. Moscow, PER SE Publ.; St. Petersburg, IMATON-M Publ., 2001, 224 p.

Pervin L., Dzhon O. Psikhologiya lichnosti: Teoriya i issledovaniya [Personality Psychology: Theory and Research]. Transl. from English M. S. Zhamkochyan ed. by V. S. Maguna. Moscow, Aspekt Press Publ., 2000. (Glava 2: Nauchnoe issledovanie lichnosti [Chapter 2: Scientific research of personality]).

Hell L., Zigler D. Teorii lichnosti (Osnovnye polozheniya, issledovaniya i primenenie) [Personality Theories (Fundamentals, Research and Application)]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008, 607 p.

Olport G. Stanovlenie lichnosti: Izbrannye trudy [Personal Formation: Selected Works]. Moscow, Smysl Publ., 2002, 462 p.

Edenboro G. Prakticheskayapsikhometriya. Effektivnoe interVyuirovanie [Practical psychometrics. Effective interviewing]. St. Petersburg, Piter Publ., 2003, 384 p.

Poznyakov V. P. The results and prospects of research on Russian businessmen from the perspective of the conception of psychological relations. Znanie. Ponimanie. Umenie, 2014, no.1, pp.267-275 (in Russian). Potapova O. N., Alekseeva E. V. Application of interactive methods of teaching entrepreneurship as a means of increasing the effectiveness of training. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2019, vol.13, no.1(73), pp.17-23 (in Russian).

Ajzenk G., Kettell R. Psikhologiya individual'nosti. Faktornye teorii lichnosti [Psychology of personality. Factorial theories of personality]. St. Petersburg, Prajm-Evroznak Publ., 2007, 128 p.

Zinchenko T. P., Frumkin A. A., Vinokurov L. V. Psikhologicheskii otbor vprofessional'noi i obrazovatel'noi deyatel'nostii [Psychological selection in professional and educational activities]. St. Petersburg, 2001, 172 p. Pozina M. B., Hanova Z. G. Research horizons of studying the psychology of Russian entrepreneurship. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2020, vol.14, no.2(78), pp.26-35 (in Russian). DOI: 10.37791/2687-0657-2020-14-2-26-35.

Pozdnyakov V. P., Filinkova E. B. Psihologiya uspeshnogo predprinimatelstva: opyt issledovaniya iprakticheskoj raboty [The Psychology of Successful Entrepreneurship: Research Experience and Practical Work]. Prikladnaya psikhologiya, 1998, no.5, pp.32-43.

Musaelyan I. E., Slivnickij Yu. O. Psikhologiya predprinimatel'stva - novaya oblast' otechestvennoipsikhologicheskoi nauki [The psychology of entrepreneurship is a new area of Russian psychological science]. Vestnik MGU. Seriya 14: Psikhologiya=Moscow University Psychology Bulletin, 1995, no.1, pp.3-7.

Wottawa H. & Gluminski I. Psychologische Theorien für Unternehmen. Göttingen: Verlag für Angewandte Psychologie. 1. Auflage 1995, XIV/334 Seiten.

Wottawa H. BORAKEL - Bochumer Online-Test für Studium und Beruf (PSYNDEX Tests Info) [Online Beratungstool der Ruhr-Universität Bochum]. Bochum: Ruhr-Universität, 2006.

Ivonina A. I., Chulanova O. L., Davletshina Yu. M. Modern directions of theoretical and methodological developments in the field of management: the role of soft-skills and hard skills in professional and career development of employees. Internet-zhurnal "Naukovedenie", 2017, vol.9, no.1. Available at: ttps://naukovedenie. ru/PDF/90EVN117.pdf (accessed 19.12.2020).

Pigin V. Proryvnye veshchi generiruyut lyudi s osobym naborom soft skills [Breakthrough things are generated by people with a special set of soft skills]. Available at: https://finassessment.net/blog/vasilij-pigin-proryvnye-veshchi-generiruyut-lyudi-s-osobym-naborom-soft-skills (accessed 19.12.2020).

Pozina M. B. «Byt i Imet'»: Psikhologicheski faktory razvitiya vysokosinergichnoi lichnosti ["To be and to have": Psychologically factors in the development of a highly synergistic personality]. Sbornik nauchnykh trudov Rossiiskogo universiteta transporta (MIIT) «Prakticheskaya psikhologiya v Rossii iza rubezhom» [Collection of scientific papers of the Russian University of Transport (MIIT) "Practical Psychology in Russia and Abroad"]. Ed. by M. Yu. Bykova, O. I. Kayashevoj, N. V. Nikolaevoj. St. Petersburg, 2018, pp.21-26. Ilin E. P. Rabota i lichnost'. Trudogolizm, perfektsionizm, len' [Work and personality. Workaholism, perfectionism, laziness]. St. Petersburg, Piter Publ., 2011, 224 p.

45. Bacigalupo M., Kampylis P., Punie Y. et al. EntreComp: The Entrepreneurship Competence Framework. Luxembourg, Publication Office of the European Union, 2016, 39 p.

46. Ilin E. P. Differencialnaya psihologiya professionalnoj deyatelnosti [Work and personality. Workaholism, perfectionism, laziness]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008, 432 p. (Seriya: Mastera psihologii [Series: Masters of Psychology]).

47. Solomin I. L. Sovremennye metody psikhologicheskoi ekspress-diagnostiki iprofessional'nogo konsul'tirovaniya [Modern methods of psychological express diagnostics and professional counseling]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2006, 288 p.

48. Lyle M. Spencer Jr., Syne M. Spencer. Kompetentsiina rabote [Competencies at work]. Transl. from English. Moscow, HIPPO Publ., 2005, 384 p.

49. Sulchinskaya E. E. Value-motivational conflicts in higher education lecturers: the statistical approach. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory isovremennye issledovaniy=Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches, 2019, vol.8, no.1A, pp.313-318 (in Russian). DOI: 10.25799/AR.2019.43.1.082.

50. Hanova Z. G. Sklonnost' kpredprinimatel'stvu kak motivatsionno-smyslovoe obrazovanie lichnosti [Competencies at work]. Vkn.: Prikladnaya psikhologiya: osnovnye problemy, perspektivy i novye napravleniya: ucheb. posobie [In book: Applied Psychology: Main Problems, Prospects and New Directions: Study Guide]. Ed. by

O. I. Kayashevoj, M. B. Pozinoj. St. Petersburg, NIC ART Publ., 2018, pp.63-68.

51. Gordova E. E. Ethical orientation and valuable installations in enterprise activity. Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo=Gumanitarnye Vedomosty of TSPU, 2014, no.2(10), pp.31-40 (in Russian).

About the authors

Elena V. Alekseeva, ORCID 0000-0002-4505-3638, Director of Entrepreneurship Studio, Synergy University, Moscow, Russia, [email protected]

Danila P. Mozhzhukhin, ORCID 0000-0001-8742-0769, Senior Lecturer, Theory and Practice of Competition Department, Synergy University; CEO, Russian Association for Entrepreneurship Education; Moscow, Russia, [email protected]

Marina B. Pozina, ORCID 0000-0002-0225-8166, Cand. Sci. (Psychol.), Head of Psychology Department, Synergy University, Moscow, Russia, [email protected]

Yury B. Rubin, ORCID 0000-0002-1983-3526, Corresponding Member of the Russian Education Academy, Dr. Sci. (Econ.), Professor, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation; President, Head of Theory and Practice of Competition Department; President, Russian Association for Entrepreneurship Education; Moscow, Russia, [email protected]

Received 15.01.2021, reviewed 25.01.2021, accepted 08.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.