Научная статья на тему 'Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования'

Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ / PROFESSIONAL STANDARDIZATION IN MODERN ENTREPRENEURSHIP / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИ-ЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / COMPETENCY-BASED APPROACH IN ENTREPRENEURSHIP EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / EDUCATIONAL PROGRAM ON ENTREPRENEURSHIP / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ / PROFESSIONAL REQUIREMENTS TO ENTREPRENEURS / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / МАТРИЦА КОМПЕТЕНЦИЙ / MATRIX OF COMPETENCIES / СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИЙ / НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСПЕШНОГО ЗАНЯТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ / STRUCTURE OF COMPETENCIES NECESSARY FOR SUCCESSFUL ENTREPRENEURSHIP ACTIVITIES / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES / КОНКУРЕНТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETITIVE COMPETENCIES / LEARNING OUTCOMES IN ENTREPRENEURSHIP EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубин Ю.Б., Алексеева Е.В., Леднев М.В., Можжухин Д.П.

Предпринимательство является основным вектором эволюции мировой экономики на протяжении ее многовековой истории. В современном мире предпринимательство стало способом интернационализации общественной жизни, межнационального и межкультурного сотрудничества людей. Не подвергается сомнению и ключевое значение предпринимательства как системообразующего элемента современной российской экономики. Однако предпринимательство все еще не признано в России направлением общественно-полезной деятельности людей и уважаемой профессией. Очевиден ряд факторов, которые сдерживают формирование позитивных образов предпринимателей и предпринимательства в сознании россиян и не позволяют поставить предпринимательство вровень с другими профессиями. Наибольшую проблему в части укоренения конструктивных представлений о современном предпринимательстве представляет отсутствие определения специфических предметов и объектов профессиональной деятельности предпринимателей, состава предпринимательских ресурсов и бизнес-процессов, миссии предпринимательства в российской экономике, профессиональных интересов предпринимателей и перечня профессиональных функций, являющихся исключительной компетенцией предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurship education: the way of rooting in University segment of Russian education

Entrepreneurship is the main vector of the global economy evolution throughout its long history. In the modern world, entrepreneurship has become a way of internationalization of social life, inter-ethnic and inter-cultural cooperation of people. Not in doubt, the key importance of entrepreneur-ship as a system-forming element of the modern Russian economy. However, entrepreneurship is still not recognized in Russia as a direction of socially useful activity of people and respected profession. There are several factors that limit the formation of positive images of entrepreneurs and entrepreneurship in the minds of Russians and not allow you to put entrepreneurship on a par with other professions. The biggest problem in terms of rooting constructive ideas about modern entrepreneurship is the lack of a definition of specific items and objects of professional activity of entrepreneurs, the enterprise resources and business processes, the mission of the entrepreneurship in the Russian economy, the professional interests of entrepreneurs and the list of professional functions, that are the exclusive competency of the entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования»

Рубин Ю. Б., чл.-корр. РАО, докт. экон. наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ,

ректор, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», президент Национальной

ассоциации обучения предпринимательству, yrubin@synergy.ru

Алексеева Е. В., преподаватель кафедры Теории и практики конкуренции,

Московский финансово-промышленный университет «Синергия», eturchaninova@synergy.ru

Леднев М. В., канд. экон. наук, доцент кафедры Теории и практики конкуренции,

Московский финансово-промышленный университет «Синергия», mlednev@bk.ru

Можжухин Д. П., исполнительный директор Национальной ассоциации обучения предпринимательству,

dmozhzhukhin@ruaee.ru

Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования

Предпринимательство является основным вектором эволюции мировой экономики на протяжении ее многовековой истории. В современном мире предпринимательство стало способом интернационализации общественной жизни, межнационального и межкультурного сотрудничества людей. Не подвергается сомнению и ключевое значение предпринимательства как системообразующего элемента современной российской экономики.

Однако предпринимательство все еще не признано в России направлением общественно-полезной деятельности людей и уважаемой профессией. Очевиден ряд факторов, которые сдерживают формирование позитивных образов предпринимателей и предпринимательства в сознании россиян и не позволяют поставить предпринимательство вровень с другими профессиями.

Наибольшую проблему в части укоренения конструктивных представлений о современном предпринимательстве представляет отсутствие определения специфических предметов и объектов профессиональной деятельности предпринимателей, состава предпринимательских ресурсов и бизнес-процессов, миссии предпринимательства в российской экономике, профессиональных интересов предпринимателей и перечня профессиональных функций, являющихся исключительной компетенцией предпринимателей.

Ключевые слова: профессиональная стандартизация в современном предпринимательстве, компетентностно-ори-ентированный подход в обучении предпринимательству, образовательная программа по предпринимательству, профессиональные требования к предпринимателям, результаты обучения предпринимательству, матрица компетенций, структура компетенций, необходимых для успешного занятия предпринимательством, предпринимательские компетенции, конкурентные компетенции.

Введение

Отсутствие упорядоченных представлений о предпринимательстве не дает возможности полноценно развивать предпринимательское образование на системном уровне. Ключевым результатом любой программы обучения

предпринимательству должна явиться совокупная предпринимательская компетентность, приобретаемая выпускниками в процессе освоения программы и необходимая им для успешной профессиональной карьеры в предпринимательстве. Однако в современном российском бизнесе практически не встречается формализованно-

го описания профессиональных функций предпринимателей, их трудовых действий, а также знаний и умений, необходимых им для выполнения данных функций и действий. Исключение составляют документы, описывающие типовые процедуры работы высших звеньев корпоративного менеджмента — регламенты проведения общих собраний акционеров и заседаний советов директоров. Но документов, которые содержали бы критерии оценки предпринимательской квалификации и процедуры такой оценки, в настоящее время нет.

В противоположность компетенциям нанимаемых работников, которые устанавливаются работодателями, компетенции для профессионального исполнения предпринимательских функций формируются непосредственно самими предпринимателями. Подробная формализация важна не только для действующих предпринимателей, но и для образовательных организаций, которые могли бы руководствоваться ею в процессе разработки структуры и определения контента программ обучения предпринимательству.

Последствия неупорядоченности

В высшем и среднем профессиональном образовании отсутствуют специализированные программы по формированию профессиональной, общепрофессиональной и общекультурной предпринимательской компетентности. Даже те учебные заведения, в названии которых присутствуют слова «предпринимательство» или «бизнес», не имеют в арсенале образовательных программ, которые были бы нацелены на обучение предпринимательской профессии, — в лучшем случае обучение предпринимательству искусственно подверстыва-ется к задачам подготовки специалистов в других профессиях. Чаще всего обучение предпринимательству в России сводится к разрозненным курсам по бизнес-плани-

рованию, стартапам, бухгалтерскому учету в малом бизнесе и т. п.

Главная причина такого положения заключается в том, что при организации СПО, бакалавриата и магистратуры отсутствуют базовые стандарты обучения предпринимательству. Попытки компенсировать это посредством введения «предпринимательской составляющей» в образовательные программы по другим направлениям («менеджмент», «инноватика») приводят лишь к искусственному вкраплению предпринимательской тематики в подготовку студентов к другому типу профессиональной деятельности.

Такие полумеры, несомненно, не могут обеспечить приобретение выпускниками профессиональной компетентности, необходимой им для занятия предпринимательством на приемлемо конкурентоспособном уровне. Компетентностно-ориентированный подход, уже много лет безоговорочно признаваемый в России базовой платформой обучения на всех уровнях получения формального образования, мало востребован российскими образовательными организациями в процессе обучения предпринимательству, что объясняется различными обстоятельствами, отчасти описанными в наших предыдущих публикациях [Рубин, 2015, 2016а, 2016б].

В противоположность России за рубежом давно достигнут консенсус по вопросу о предпринимательских компетенциях и сформированы представления о задачах предпринимательского образования. Это уже много десятилетий назад дало различным странам возможность разработать специализированные программы для колледжей, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры по предпринимательству.

За рубежом предпринимательство признается равноценной областью образования, наравне с менеджментом и экономикой. Выпускники университетских программ получают по окончании программ академические степени, соответственно,

бакалавров или магистров предпринимательства.

Предпринимательское образование определяется университетами и колледжами как набор формализованного обучения, которое предназначено для информирования, тренировки и подготовки людей, заинтересованных в создании и развитии бизнес-структур, привитие им специальных навыков, полезных для того, чтобы стать успешным предпринимателем.

В США, например, предпринимательство — третья по популярности специальность в бакалавриате. На едином европейском пространстве высшего образования предпринимательство входит в пятерку наиболее востребованных направлений обучения бакалавров.

Специализированные образовательные программы предпринимательского образования реализуются во всем мире, но не в России, которая остро нуждается в них для укоренения национальной системы предпринимательства и обеспечения ее конкурентоспособности. Недопустимо, что Россия в этом вопросе отстает не только от развитых стран Запада и Востока, но и от стран Африки и Латинской Америки.

Профессиональная стандартизация в современном предпринимательстве

Для того чтобы не отстать от других стран, в России развернута работа по обоснованию профессионального стандарта предпринимателя, системы компетенций в сфере профессионального предпринимательства и образовательных стандартов в сфере обучения предпринимательству. Тем более что в последние годы обучение профессиональному занятию предпринимательством российских граждан, прежде всего, молодежи, приобрело характер общественной потребности и социального заказа, вызревшего в недрах позитивных тенденций развития экономики страны.

С 2012 года разработкой проектов таких стандартов занимается Национальная ассоциация обучения предпринимательству.

Национальная ассоциация обучения предпринимательству является ключевым драйвером формирования понятийного и методологического аппарата обучению предпринимательству. В 2014-2017 годах Национальная ассоциация обучения предпринимательству осуществила разработку проектов базовых нормативно-методических материалов, которые могут быть положены в основу профессиональной и образовательной стандартизации в сфере предпринимательства. В июле 2016 года на базе Ассоциации Советом по профессиональным квалификациям участников финансового рынка была создана рабочая группа для разработки профессионального стандарта предпринимателя. Первое профессионально-общественное обсуждение функциональной карты данного стандарта намечено на апрель 2017 г. и будет проведено в рамках ежегодной международной научно-практической конференции «Современное предпринимательское образование».

Необходимость профессиональной стандартизации в сфере предпринимательства назрела давно. Она следует из ключевой парадигмы соответствия ФГОС требованиям профессиональных стандартов по видам деятельности [Белоцерковский, с. 26-31; Се-нашенко, с. 31-36; Пилипенко, Жидков, Караваева, Серова, с. 5-15]. Позитивное применение гипотезы соответствия позволяет преодолевать многочисленные противоречия и конфликты интересов в образовании [Корчагин, Сафин, с. 47-54; Алавердов, Громова, с. 5-16].

Указанная необходимость обусловлена также сочетанием позитивных трендов в укоренении предпринимательства в живом пространстве российской действительности и деструктивных реалий, создающих неблагоприятный фон, на котором данное укоренение осуществляется.

В таблице 1 представлены позитивные тренды.

Таблица 1. Позитивные тренды укоренения предпринимательства в российской деятельности

Table 1. Positive trends in the rooting entrepreneurship in the Russian activities

Позитивные тренды укоренения предпринимательства в российской деятельности

Неизменная поддержка предпринимательства со стороны высших органов власти

Устойчивый интерес людей к занятию предпринимательством в качестве основного направления занятости

Долговременная стабильность в поддержке предпринимательских инициатив и стартапов на региональном уровне

Меры по поддержке малого предпринимательства

Меры по поддержке молодежного предпринимательства

Антимонопольная правоприменительная практика

В таблице 2 представлены факторы, провоцирующие неблагоприятный фон эволюции современного российского предпринимательства.

Сочетание указанных начал провоцирует противоречия в развитии предпринимательства в России. Так, в 2015 г. 23% россиян обнаружили желание организовать свой бизнес (в 2005 г. — 17%), однако для России характерен низкий уровень (33%) выживаемости новых компаний (в странах Западной Европы — свыше 50%). Российские вузы и колледжи все еще не участвуют в должной мере в обучении предпринимательству, в большинстве учебных заведений не создана предпринимательская экосистема (у 60% студентов не было курсов по предпринимательству, хотя у остальных был как минимум один курс по выбору). Между тем студенты университетов готовы посвящать более 30% времени своего обучения курсам по предпринимательству (средний показатель по международной выборке составляет чуть более 25%), и сами

Таблица 2. Неблагоприятный фон эволюции современного российского предпринимательства

Table 2. Unfavorable background of the evolution of modern Russian entrepreneurship

Неблагоприятный фон эволюции современного российского предпринимательства

Отсутствие согласия в понимании роли и задач предпринимательства в экономике страны

Отсутствие укорененного позитивно-реалистического определения предпринимательства в нормативных документах

Отсутствие документов, которые содержали бы описание предпринимательской деятельности: предпринимательских функций, действий, компетенций, целевых задач, направлений активности

Наличие ментальных задержек и избыточной эмоциональности в восприятии предпринимательства со стороны различных слоев населения

Наличие пережитков антипредпринимательских убеждений в процессе воспитания молодежи

Отсутствие системы предпринимательского образования в стране

университеты в этой ситуации вынуждены применять ФГОС по другим направлениям профессиональной подготовки для обучения предпринимательству.

Актуальность своевременной работы по профессиональной стандартизации в сфере предпринимательства определяется в настоящее время прежде всего обстоятельствами, представленными в табл. 3.

Важно подчеркнуть, что до сих пор нигде в мире и никогда в истории профессиональные стандарты предпринимателей, тем более на государственном уровне, не создавались. За рубежом создание каких-либо стандартов в сфере профессиональной деятельности людей является большой редкостью и происходит только в тех случаях, когда возникает необходимость формализации профессиональных функций и действий людей для подготовки материалов квалификационных экзаменов с целью подтверждения людьми уровней профессиональной квалификации,

Таблица 3. Актуальность своевременной работы по профессиональной стандартизации Table 3. The relevance of timely work on professional standardization

Актуальность своевременной работы по профессиональной стандартизации

Необходимость объяснения уникального функционального ядра предпринимательской деятельности, инвариантного для миллионов предпринимателей во всем мире

Необходимость реалистического описания профессиональных функций, выполняемых предпринимателями и нехарактерных для представителей других профессий

Необходимость описания предпринимательских действий, совершаемых для выполнения данных функций и компетенций, необходимых для совершения этих действий

Необходимость объяснения предпринимательской мотивации и профессиональных предпринимательских интересов, исходя из перечня выполняемых ими функций и совершаемых действий

Необходимость скорейшего укоренения системы предпринимательского образования, которая позволяла бы формировать необходимые компетенции, развивать предпринимательские способности

В условиях тотальной стандартизации профессиональной деятельности неправомерно вынесение предпринимательства за ее рамки

Необходимость включения поддержки предпринимательского образования в систему мер государственной политики по поддержке национального предпринимательства

зафиксированных в ранее полученных документах об образовании. Например, в США такие экзамены регулярно проводятся для лиц, получивших медицинское или юридическое образование за рубежом, но претендующих на постоянную работу в этой стране.

В России объект профессиональной стандартизации — любая трудовая деятельность людей без исключения. При этом отдельные виды трудовой деятельности, к примеру, оперное пение, балетное искусство, преподавание в высшей школе, большинство видов менеджмента, никогда ранее объектами стандартизации не становились.

Таковой является и предпринимательская деятельность, которая в восприятии

многих людей вообще несовместима с идеями стандартизации — о каких стандартах может идти речь, когда все предприниматели категорически нестандартны! Впрочем, подобное восклицание уместно и по поводу оперных или джазовых исполнителей, поэтов, скульпторов, профессиональных спортсменов. Выдающиеся представители любой творческой профессии, а также врачи, инженеры, адвокаты, следователи, дизайнеры, конструкторы космических ракет, преподаватели, ученые, менеджеры трудно вмещаются в стандартный формат — в отличие от обычных представителей этих профессий, однако их профессиональные функции и выполняемые в процессе работы действия всегда могут быть описаны с помощью стандартных формулировок, которые составят идентификационный каркас профессии, к которой они принадлежат.

В полной мере вышеизложенное относится и к предпринимательству. Невозможно создать «стандарт Билла Гейтса» или «стандарт Рокфеллера», но вполне по силам — стандарт типичного предпринимателя, который изо дня в день выполняет типичные профессиональные функции и действия, работая в мельчайшем, малом, среднем, крупном бизнесе, в социальном или технологическом предпринимательстве, в отраслевом или массовом диверсифицированном предпринимательстве.

Признаки компетентности людей в сфере предпринимательства неотделимы от профессионального ядра, целей, задач и содержания этой деятельности, что и обусловливает возможность построения рамок профессиональных квалификаций в предпринимательстве. За рубежом это было убедительно показано в [Lans, Bergevoet, Mulder, Woerkum, 2005, c. 81-95], в России на данном принципе базируется вся современная практика профессиональной и образовательной стандартизации в сфере высшего и среднего профессионального образования.

Как правило, любая профессия включает следующие признаки:

• наличия специфики в типах, видах труда и в его содержании;

• наличия специфических для каждого вида профессиональной деятельности предметов, средств труда, включая рабочие места, а также результатов труда;

• нацеленности профессиональной деятельности на обеспечение конкурентных преимуществ и достижения профессиональных успехов;

• необходимости ведения деятельности для обеспечения и воспроизведения достойных условий жизни, включая получение доходов на содержание и развитие самих себя и других людей, законным представителем которых является работник;

• необходимости профессионального трудоустройства и обеспечения собственной занятости;

• необходимости профессионального обучения для выполнения определенных функций;

• наличия профессиональных интересов [подробнее об этом Климов, 1998, с. 65-67; Шадриков, 2010, с. 133].

Предпринимательская профессия сосуществует с другими профессиями и отвечает запросу общества на профессиональное создание и ведение бизнеса по производству и продаже товаров, оказанию услуг, выполнению работ, которым занималась бы специфическая категория людей, делая это самостоятельно, инициативно, на свой риск, под свою ответственность, с опережением конкурентов и обеспечением превосходства над ними.

Предпринимательство как специфическое направление профессиональной деятельности людей включает самостоятельное учреждение собственного бизнеса и управление им для обеспечения в конкурентной среде производства и продажи на законной основе новых благ и ценностей — создания товаров, выполнения работ, оказания услуг, для формирования и поддержания ра-

бочих мест, в том числе рабочих мест для самих себя, а также для несения социальных обязательств перед гражданами, обществом и государством, а также для получения доходов и иных выгод. Важно отметить, что приведенное определение содержит по крайней мере четыре целевые установки (табл. 4).

Таблица 4. Целевые установки занятия

предпринимательством

Table 4. The objectives of entrepreneurship

Целевые установки занятия предпринимательством

Обеспечение предпринимателями в конкурентной среде производства и продажи на законной основе новых благ и ценностей — создания товаров, выполнения работ, оказания услуг

Формирование и поддержание предпринимателями рабочих мест, в том числе рабочих мест для самих себя

Несение предпринимателями социальных обязательств перед гражданами, обществом и государством

Получение предпринимателями личных доходов и иных выгод

Указание на сочетание данных целевых установок позволяет воспринять предпринимательство как многоцелевое явление, необходимое не только самим предпринимателям для успешной реализации собственного трудового ресурса и получения доходов и иных выгод, но и их окружению, нуждающемуся в рабочих местах и в новых ценностях, а также обществу, государству, нуждающимся в пополнении доходной части бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов, а отчисления в них поступают как раз вследствие занятия людьми предпринимательством. Наличие в действительности такого сочетания обеспечивает востребованность предпринимательства в любой современной стране со стороны не только самих предпринимателей, но и их окружения, формулирующего таким образом внешний запрос на предпринимательство.

На него важно также указать для объяснения природы профессиональной предпринимательской мотивации и профессиональных предпринимательских интересов субъектов современного предпринимательства, устойчивости предпринимательства как явления действительности и жизненной необходимости системы предпринимательского образования для любого государства.

Вместе с тем, поскольку деятельность по профессиональной стандартизации в сфере предпринимательства не имеет исторических аналогов и производится впервые, эскалация усилий по продвижению процесса неизбежно сталкивается с рисками отторжения этих усилий, которые обусловлены:

• сложностью объяснения природы функционального ядра предпринимательства и наличием в предпринимательстве специфических профессиональных функций;

• критическим отсутствием законодательной и/или иной нормативной документации, которая позволила бы продвинуться в разработке профессионального стандарта предпринимателя;

• отсутствием в обществе и в структурах управления готовности к восприятию предпринимательства в качестве полезной профессиональной деятельности, требующей подробного описания;

• разумной обеспокоенностью представителей предпринимательского сообщества тем, что принятие профессионального стандарта предпринимателя может создать проблемы с допуском людей к занятию предпринимательством в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вовлечение людей в предпринимательство не всегда происходит посредством их профессионального участия — альтернативой является рассмотрение предпринимательства не как профессии, а скорее, как хобби, которому можно уделять определенное внимание при наличии свободного времени. Однако так происходит в других видах занятий — люди рисуют, поют, ремонтируют свои квартиры, чинят электропроводку,

варят суп часто как любители, а не профессионалы.

В связи с этим следует разграничивать профессиональное предпринимательство и непрофессиональное, что позволило бы успешно преодолевать инерционный стереотип отождествления предпринимательства как деятельности с личной предприимчивостью, которая является важной особенностью многих людей, а также представления о том, что «студента нельзя обучить профессиональной компетентности» [Митяева, 2008, с. 57-65].

Подобный агностицизм порождается и выдержанным в духе ортодоксального марксизма-ленинизма определением предпринимательства в ст. 2 Гражданского кодекса РФ, в котором зафиксирована лишь одна целевая установка людей на занятие предпринимательством — «систематическое получение прибыли». В нем должным образом не отражены другие целевые установки предпринимательской деятельности — обеспечение создания новых ценностей (упомянуто, но в качестве не цели предпринимательства, а лишь условия получения предпринимателями доходов), обустройство рабочих мест (не упомянуто) и выполнение финансовых обязательств перед окружением и обществом (не упомянуто). Принимая за основу данное определение, трудно понять, чему следует обучать действующих и будущих предпринимателей (не систематическому же получению прибыли?) и вообще зачем нужны меры государственной поддержки предпринимательства, если его развитие подчинено лишь непреходящей страсти предпринимателей к систематическому получению прибыли, вероятно, извлекаемой из карманов своего окружения.

Современная нормативная база не содержит пока иных толкований предпринимательства. В ней также отсутствуют определения предпринимательских должностей в своем бизнесе. Современными российскими квалификационными справочниками не предусмотрены такие должности, как предпринима-

тель, участник (собственник, владелец) бизнеса, член совета директоров, хотя в уставах юридических лиц подробно описываются полномочия этих персон.

Укажем и на разумную обеспокоенность многих представителей предпринимательского сообщества тем, что принятие профессионального стандарта предпринимателя может впоследствии в нашей стране, известной приверженностью к государственному надзору и контролю, создавать людям проблемы с допуском к занятию предпринимательством. Как известно, Гражданский кодекс РФ фактически признает право любого дееспособного человека зарегистрировать и осуществлять предпринимательскую деятельность в любой законной форме. Определенные ограничения охватывают лишь предпринимательские намерения молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет. Возникают опасения, не получится ли, что конечным результатом усилий по профессиональной стандартизации в предпринимательстве станет не столько формализация предпринимательских функций, действий и компетенций, сколько порождение нового бюрократического монстра в виде искусственных рогаток в допуске людей к занятию предпринимательством на основе степени соответствия стандарту вплоть до запретов на профессию, а также кор-рупционно емких проблем в преодолении этих рогаток.

Обеспокоенность может исчезнуть лишь на основе понимания того, что запретов на профессию в России быть не может, и профессиональные стандарты не могут по сути отменять или приостанавливать гарантируемые законом фундаментальные права граждан. Профессиональный стандарт предпринимателя нужен не надзорным органам, а самим предпринимателям, которые могли бы сопоставлять собственную компетентность в бизнесе с требованиями, соответствие которым необходимо им самим для успешного выполнения предпринимательских функций.

Следует принять в расчет кардинальную особенность предпринимательства как особого типа профессиональной деятельности. В отличие от других видов труда по найму предпринимателям приходится самостоятельно определять собственные компетенции в сфере предпринимательства, опираясь на понимание системы профессиональных функций, которые им приходится исполнять на свой риск.

Во всем мире профессиональное предпринимательство развивается на началах самозанятости людей, выбирающих профессию предпринимателя. Поэтому собственная профессиональная компетентность в сфере предпринимательства рассматривается предпринимателями как одно из ключевых личных конкурентных преимуществ и как определяющее конкурентное преимущество бизнеса, которым они занимаются. Предпринимателям приходится самостоятельно и на постоянной основе заботиться о наделении самих себя необходимыми компетенциями в сфере предпринимательства, а также об уровне собственной профессиональной компетентности в сфере, которая формируется и поддерживается непосредственно в процессе осуществления этой деятельности, но главное — в сфере получения специального профессионального образования.

Этим действующие предприниматели кардинально отличаются от многочисленного отряда наемных менеджеров, компетенции которых вместе с должностными инструкциями и трудовыми контрактами определяются их работодателями. Поэтому предпринимательство не может быть сведено к разновидности менеджмента, а обучение предпринимательству — лишь к воспроизведению паттернов обучения менеджменту. В его основе должны быть паттерны профессионального обучения именно предпринимательству, а не какой-либо иной профессии.

Профессиональная компетентность людей в сфере предпринимательства может

и должна иметь формальное описание, как и их профессиональные компетенции — в виде профессиональных обязанностей, корпоративных требований, технологических инструкций, которые могли бы стать основой планирования ими технологических карт своей деятельности по созданию, ведению, развитию и (при необходимости) прекращению собственного бизнеса.

Конечно, формализованные профессиональные компетенции предпринимателей — экзотика современного бизнеса, потому что в России до сих пор отсутствует формальное описание системы компетентностей людей, каждодневно и на долговременной основе занимающихся предпринимательством. Это также порождает еще одно основание агностицизма в сфере обучения предпринимательству — раз якобы отсутствуют функции и компетенции, востребованные для исполнения данных функций, вопросы обучения предпринимательству на системной основе поднимать незачем.

Перечень обобщенных профессиональных функций предпринимателей

Перечень обобщенных профессиональных функций, выполняемых людьми, выбравшими предпринимательскую профессию, включает:

• предпринимательские функции;

• общие профессиональные функции;

• универсальные профессиональные функции.

Предпринимательскими являются профессиональные функции, обеспечивающие ядро идентичности предпринимательской профессии. Обобщенно это функции по вхождению в бизнес (созданию нового бизнеса или вхождению в состав участников действующего бизнеса), по ведению бизнеса, его развитию, прекращению участия в предпринимательской деятельности и выходу из бизнеса, а также по обеспечению конкурентной устойчивости бизнеса, зако-

нопослушного, добросовестного и безопасного участия в предпринимательской деятельности (табл. 5).

Значение общих профессиональных имеют — обобщенно — функции по выявлению факторов макроэкономической среды и закономерностей функционирования современной экономики на микро-, макро-и глобальном уровнях, по ведению учета, анализа, уплате налогов и проведению других платежей, по управлению бизнес-проектами и бизнес-единицами, по обеспечению непрерывности информационных потоков в бизнес-единицах, а также по обеспечению активностей, необходимых для содействия выполнению бизнес-процессов (проектной активности, работы в команде, профессионального лидерства, целеполагания, управления временем, развития креативности, убеждения людей, позитивного восприятия своего и чужого опыта, конструктивной критики, стрессоустойчивости и др.). Названные функции определяются как общие, поскольку их выполняют представители различных профессий, в том числе предпринимательской, но они не входят в ядро ее идентичности.

Значение универсальных — обобщенно — имеют функции по обеспечению общечеловеческих и общекультурных аспектов профессиональной деятельности — по обеспечению реализма в позитивном восприятии общемировых ценностей культуры, движущих сил и закономерностей социально-экономического процесса, среды деятельности и определении своего места в ней, по соблюдению этических норм, общественной морали, толерантности, социальных обязательств, выполнению правил социального поведения и обычаев делового оборота, по поддержанию социальных, межличностных, кросс-культурных коммуникаций на русском языке и иностранных языках, по поддержанию на приемлемом уровне физической формы и здоровья, необходимого для полноценной социализации и профессиональной деятельности, самозащиты

Таблица 5. Профессиональные функции предпринимателей Table 5. Professional functions of entrepreneurs

Обобщенные профессиональные функции Характеристика / содержание профессиональных функций

Создание нового бизнеса (стартапа) / вхождение в состав участников действующего бизнеса • Генерация / трансформация бизнес-идей, формулирование целей, задач и дорожных карт развертывания бизнеса (стартапа), разработка бизнес-моделей и бизнес-планов нового / обновляемого бизнеса. • Формирование / трансформация модели партнерства и структуры собственности в бизнесе, организационной структуры управления бизнеса, учреждение / перерегистрация бизнес-единицы. • Обустройство бизнеса, определение источников внешних ресурсов, создание рабочих мест, формирование коллектива сотрудников бизнес-единицы. • Налаживание процессов производства и продажи новых ценностей и приведение их в состояние конкурентной устойчивости. • Формирование узнаваемого и положительно воспринимаемого на рынке образа и наименования нового бизнеса (стартапа) / обновляемого бизнеса

Ведение бизнеса • Обеспечение результативной работы бизнес-единицы. • Выполнение обязательств перед потребителями, партнерами, поставщиками, обществом, государством, а также обязательств перед работниками — по обеспечению их занятости и получения ими доходов. • Поддержание собственной занятости и развитие собственного трудового ресурса. • Аккумулирование и распределение доходов от предпринимательской деятельности. • Оценка и аудит стоимости бизнес-единицы

Развитие бизнеса • Обеспечение роста бизнеса. • Осуществление диверсификации бизнеса. • Обеспечение технологической реконструкции бизнеса. • Осуществление реинжиниринга бизнеса и бизнес-процессов. • Осуществление реорганизации бизнеса. • Осуществление ребрендинга и внесения изменений в имидж бизнес-единицы

Прекращение участия в предпринимательской деятельности, выход из бизнеса • Осуществление полного или частичного выхода из бизнеса посредством его продажи, сокращения доли участия или безвозмездной передачи бизнеса новым владельцам. • Проведение процедур ликвидации бизнес-единицы. • Осуществление процедуры банкротства бизнес-единицы

Обеспечение конкурентной устойчивости бизнеса, добросовестного и безопасного участия в предпринимательской деятельности • Применение конкурентных действий для поддержания и укрепления конкурентной устойчивости бизнеса, его результатов, конкурентных преимуществ и конкурентных позиций, а также преодоления конкурентных недостатков. • Обеспечение превентивной защиты бизнеса от недобросовестной конкуренции, злоупотребления конкурентами доминирующим положением на рынке, а также противодействия деструктивному вмешательству в бизнес. • Обеспечение правовой дисциплины в процессе создания, ведения, развития бизнеса и прекращения участия в предпринимательской деятельности в целях добросовестного ведения дел

и защиты окружающих в случае катастроф. Названные функции определяются как универсальные, поскольку их выполняют представители всех профессий.

Формирование компетентностных блоков в образовательных программах по предпринимательству

В процессе обучения предпринимательству важно не поддаваться искушению объявить объект изучения — предпринимательство — не профессиональной деятельностью людей, а состоянием их души или направлением их энергетического или творческого драйва, иррационально смешивая предпринимательство с предприимчивостью.

Апелляции к врожденным свойствам в видении современного предпринимательства ставят под сомнение саму возможность обучения предпринимательству, ввергая многих в беспричинный фатализм. Ведь если предпринимателем человеку надлежит родиться, то в противном случае не быть ему таковым никогда невзирая на успеваемость и качество образовательных программ.

Преодоление поверхностных представлений о том, что предпринимательству якобы невозможно обучить обыкновенных людей, опровергаемых всей отечественной и мировой практикой, происходит неравномерно и хаотично. Предпринимательство как тип деятельности является уделом не особых, а обычных людей, большинство которых (как и исполнители других профессий) занимаются предпринимательством не только потому, что им это предначертано, но и в силу объективной экономической необходимости — именно в предпринимательстве они находят возможность зарабатывания средств к существованию, добиваясь признания и авторитета в глазах потребителей, контрагентов, нанятых работников, государственных институтов и конкурентов.

Другое дело — личностные способности и наклонности помогают им в исполнении

профессиональных функций. Так, предприимчивые люди, обладающие:

• способностями к подготовке своих компаний к проведению предпринимательских действий, обеспечению выполнения этих действий, предпринимательскому селф-ме-неджменту и профессиональному саморазвитию в качестве предпринимателей;

• такими профессионально значимыми для занятия предпринимательством личностными качествами и склонностями, как предприимчивость, креативность, конкурентность, внутренний локус контроля, отзывчивость к внешним воздействиям, решительность, хладнокровие, коммуникативность, склонность брать риски на себя —

скорее обретут успех в предпринимательстве, чем те, кто лишен этих признаков или не развил их до подходящего уровня. Однако их наличия недостаточно для занятия предпринимательством на профессиональном уровне.

Так, например, люди, занимающиеся предпринимательством, несомненно, вправе воспользоваться своими конкурентными способностями или личностной конкурентностью при выполнении или обеспечении выполнения конкурентных действий. Однако данные личностные особенности никак не могут заменить наличие в их арсенале компетентности в выполнении конкурентных действий для достижения своим бизнесом приемлемых уровней конкурентной устойчивости и конкурентоспособности. Предрасположенность к конкуренции или конкурентный образ мышления не выручат их при отсутствии специальных знаний и умений по выполнению конкурентных наступательных или оборонительных операций, действий по ситуации, применения ценовых или неценовых методов взаимодействия с соперниками, конкурентных ловушек и т. п.

В соответствии с приведенной выше структуризацией системы обобщенных профессиональных функций в современном предпринимательстве профессиональная компетентность людей, вовлеченных в пред-

принимательство в качестве каждодневной деятельности и обязанных проявлять в этой деятельности приемлемый уровень профессионализма, могла бы включать следующие блоки:

• специальную профессиональную (предпринимательскую) компетентность;

• общепрофессиональную компетентность людей, участвующих в предпринимательской деятельности;

• универсальную профессиональную компетентность людей, участвующих в предпринимательской деятельности.

Специальную профессиональную (предпринимательскую) компетентность выпускников следует рассматривать как совокупность ключевых результатов освоения ими образовательных программ по предпринимательству. Она обеспечивает готовность выпускников к выполнению необходимых предпринимательских функций и тем самым формирует ядро идентичности этих программ.

Иногда предпринимательская компетентность людей отождествляется с их врожденными способностями и личностными качествами. Подчас в ней усматривают исключительно знания и навыки предпринимательства на стадии проведения стартапов. Однако последние пять лет наиболее представительной является точка зрения, согласно которой предпринимательская компетентность объединяет знания и навыки предпринимательства, применяемые на всех стадиях выполнения бизнес-проектов, вплоть до их завершения [Morris, 2014, c. 134-151; Morris, 2016; Рубин, 2016б; Рубин, 2016в, с. 450-467].

Несмотря на значимость других блоков компетентности для успешного занятия предпринимательством выпускниками образовательных программ по предпринимательству, лишь приобретаемая студентами в ходе обучения специальная профессиональная компетентность может оказывать решающее влияние на концепцию и ядро идентичности образовательных программ

по предпринимательству. Она может также рассматриваться как важная часть блока общепрофессиональной компетентности для выпускников инженерных, экономических и иных образовательных программ.

Выпускник программ по предпринимательству может достичь успеха в предпринимательской деятельности, только разобравшись в том, как устроен современный добросовестный бизнес, понимая логику профессиональных действий и профессиональных отношений, которые возникают в процессе ведения дел, умея выполнять эти действия и владея необходимым инструментарием для их выполнения. Квалифицированный предприниматель не может и не должен попадать в положение, когда он знает, «как делать бизнес», но не может добиться результатов, потому что не умеет или не понимает, «как этот бизнес делают другие».

В блоке предпринимательской компетентности выпускников целесообразно также выделение в качестве ее особой части дополнительной профессиональной компетентности. Она включает знание особенностей отраслей экономики, местных, региональных и/или зарубежных рынков, умения действовать на них в соответствии с их национальными, конфессиональными и иными особенностями, обычаями и традициями делового оборота, понимание местного национального и конфессионального своеобразия в менталитете населения. В состав дополнительной профессиональной компетентности выпускников следует включить также приобретенные ими знания, умения и понимания различных видов предпринимательства — социального предпринимательства, технологического предпринимательства, предпринимательства в государственном секторе, инновационного предпринимательства, любого отраслевого предпринимательства и др.

Поэтому при разработке и реализации программ по предпринимательству образовательные организации вправе ориентироваться на конкретное направление пред-

принимательской деятельности, к которому готовятся будущие выпускники (социальное предпринимательство, технологическое предпринимательство, предпринимательство в государственном секторе, отраслевое предпринимательство и др.), исходя из своих образовательных, научно-исследовательских и иных приоритетов, наличия опыта, ресурсов и иных важных обстоятельств.

Следует различать понятия предпринимательской компетентности людей и их компетентности в сфере предпринимательства. Объем второго понятия шире, чем первого, и включает наряду с предпринимательской компетентностью людей их общепрофессиональную и универсальную компетентность.

Блок общепрофессиональной компетентности выпускников охватывает такие сферы, как внутрифирменный менеджмент, экономика, учет и финансы, профессиональная аналитика, неспециальные отрасли права, информационно-коммуникационные технологии. К этому блоку следует отнести также так называемую гибкую компетентность (soft skills) в сферах проектной активности, работы в команде, профессионального лидерства, целеполагания, следования логике событий, управления временем, развития находчивости и креативности, убеждения людей, позитивного восприятия своего и чужого опыта, а также достижений науки, конструктивной критики, преодоления стрессов, проведения презентаций и др.

Нередко общепрофессиональная компетентность рассматривается как наиболее значимый результат подготовки учащихся к занятию предпринимательством, определяющий актуальный профессиональный портрет современного предпринимателя. Несомненно, такая компетентность необходима выпускникам, однако она не является специфичной для занятия предпринимательством. Она необходима, например, современным менеджерам, экономистам, дизайнерам, инженерам и поэтому не может оказывать определяющего влияния

на идентичность образовательных программ по предпринимательству.

Блок универсальной компетентности выпускников охватывает социальную, нравственную, общекультурную, межличностную сферы, сферы владения русском языком и иностранными языками, поддержания на приемлемом уровне физической формы и здоровья, самозащиты и защиты окружающих в случае катастроф.

Представление компетентностных блоков образовательных программ по предпринимательству с помощью матриц компетенций

Компетентностные блоки образовательных программ по предпринимательству могут быть представлены в упорядоченном виде посредством матриц компетенций, которые являются примером удачного применения идеи стандартизации образовательного процесса на внутривузовском уровне.

В противоположность многим странам в Российской Федерации с начала 1990-х гг. применяются государственные образовательные стандарты (в настоящее время — ФГОС). С середины 2000-х годов одной из ключевых гипотез развития российского образования стала также парадигма соответствия ФГОС требованиям, следующим из профессиональных стандартов по видам деятельности или — при их отсутствии — требованиям рынка труда.

Порой идея какой-либо стандартизации в обучении предпринимательству воспринимается как столь же неприемлемая или нереализуемая, как и стандартизация в предпринимательстве. Их кажущаяся нестандартность обусловлена необычным способом обеспечения профессиональной занятости — в противоположность деятельности наемных работников участие людей в занятии предпринимательством осуществляется на началах самозанятости и готовности принять на себя комплексные риски собственного бизнеса в условиях непрозрач-

ности деловых отношений и неопределенности рыночных тенденций. Однако эта необычность не содержит достаточных свидетельств, которые позволяли бы отказать предпринимательству в наличии стандартных признаков. Другое дело, что намерения, решения и действия субъектов предпринимательства всегда вариативны. Наличие конфликтов интересов сторон и отсутствие стопроцентной прозрачности в деловых отношениях между субъектами побуждает их к обеспечению предельной конфиденциальности в формулировании и реализации своих целей, задач, намерений и действий.

Рамки квалификаций давно признаются во всем мире подходящим инструментом упорядочения деятельности, в том числе в сфере предпринимательства. Проблема состоит в том, что стандарты зачастую воспринимаются как средство унификации образовательного контента, отражающего живое пространство предпринимательской деятельности, между тем как их предназначение состоит в его гармонизации для приобретения выпускниками системы необходимых знаний и умений.

Поэтому образовательные программы по предпринимательству давно стали объектами «стандартизации как гармонизации» в большинстве зарубежных университетов. Это в свою очередь позволяет подвергать их процедурам независимой оценки качества и аккредитации, чем на постоянной основе с успехом занимаются, например, аккредитационные агентства и экспертные организации со второй половины ХХ в. [Рубин, 2011; Рубин, 2016г; Соболева, 2012, с. 57-61].

Особенность России состоит не в применении стандартов в образовании, а в огосударствлении стандартизации, которая осуществляется не изнутри самой образовательной среды, а сверху, что влечет за собой искушение монополизации этой сферы со стороны «держателей УМО» и иных интересантов и как следствие порой действительно допускает превалирование унифи-

кации над гармонизацией [Рубин, Емельянов, 2005].

Однако это не исключает возможности использования стандартов в обучении предпринимательству не для унификации подходов к подготовке предпринимателей, а для гармонизации составных частей образовательных программ. Будучи естественным приложением возможности гармонизации образовательного контента, матрицы компетенций становятся инструментом внутривузовской стандартизации в процессе составления образовательных программ по предпринимательству именно в такой коннотации1.

Построение гармонизированной матрицы компетенций для образовательных программ по предпринимательству в бакалавриате

Рассмотрим вопрос о построении гармонизированной матрицы компетенций для образовательных программ по предпринимательству в бакалавриате. В процессе обучения студентам-бакалаврам необходимо освоить уровни компетентности, которые позволяли бы им успешно выполнять все многообразие функций, обеспечивающих устойчивость процесса занятия предпринимательством на профессиональной основе.

В соответствии с приведенной выше структуризацией системы функций, обязательных к исполнению современными пред-

1 В терминологическом аппарате современной науки понятия «компетенции» и «компетентность» принято разграничивать. Однако в противоположность научной терминологии в понятийном аппарате современных ФГОС и других нормативно-методических документов термин «компетенции» применяется в значении компетентности выпускников образовательных программ (перечни компетенций, пучки компетенций, структуры компетенций, паспорта компетенций, матрицы компетенций и др.). В этой связи авторы статьи вынуждены трактовать компетенции сообразно интерпретации ФГОС, хотя они не отказываются и от дефиниции «компетентность».

принимателями на профессиональной основе, профессиональная компетентность людей, вовлеченных в предпринимательство в качестве каждодневной деятельности и обязанных проявлять в этой деятельности приемлемый уровень профессионализма, могла бы включать следующие блоки:

• специальную профессиональную (предпринимательскую) компетентность (СПК);

• общепрофессиональную компетентность (ОПК);

• общую (универсальную) компетентность (ОК).

Паспорта соответствующих компетенций могли бы отражать контент планируемых вузами результатов обучения и вытекающие из него запросы к контенту учебных дисциплин и учебно-методических материалов, содержанию практик, инфраструктуре и экосистеме обучения предпринимательству, методикам проведения занятий по «предпринимательским» дисциплинам.

Несмотря на несомненную значимость всех перечисленных выше блоков компетентности для успешного занятия предпринимательством выпускниками образовательных программ, лишь приобретенная ими в ходе обучения предпринимательская компетентность оказывает решающее влияние на концепцию и ядро образовательных программ по предпринимательству. Так она становится определяющим звеном идентичности данных программ и приобретает приоритетное место в системе компетенций выпускников программ по предпринимательству в бакалавриате.

В составе предпринимательской компетенции следует выделить:

• учредительскую компетентность (СПК-1);

• компетентность в области создания / обновления бизнеса (СПК-2);

• компетентность в области ведения бизнеса (СПК-3);

• компетентность в области поддержания собственной занятости и управления собственным трудовым ресурсом (СПК-4);

• компетентность в области развития бизнеса (СПК-5);

• компетентность в области прекращения участия в предпринимательстве / выхода из бизнеса (СПК-6);

• компетентность в области проектной деятельности (СПК-7);

• компетентность в области инновационной деятельности (СПК-8);

• компетентность в сфере бизнес-коммуникаций с окружением (СПК-9);

• конкурентную компетентность (компетентность в сфере конкуренции) (СПК-10);

• компетентность в области обеспечения безопасности своего бизнеса (СПК-11);

• маркетинговую компетентность (СПК-12);

• компетентность в сфере предпринимательского права и смежных отраслей права (СПК-13).

Отдельно следует выделить дополнительную профессиональную компетентность (ДПК), составляющую важный сегмент СПК, например:

• компетентность в сфере социального предпринимательства (ДПК-1);

• компетентность в сфере инновационного предпринимательства (ДПК-2).

Таковыми могут стать также и иные аспекты компетентности, отражающие направления предпринимательства, отраслевые особенности предпринимательства, а также компетентность в региональной, этнической или иной локальной специфике занятия предпринимательством.

В блок общепрофессиональной компетентности предпринимателей целесообразно включить:

• экономическую компетентность (ОПК-1);

• финансовую и бухгалтерскую компетентность (ОПК-2);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• управленческую компетентность (ОПК-3);

• коммерческую компетентность (ОПК-4);

• компетентность в сфере применения ИКТ (ОПК-5);

• общую коммуникационную компетентность (ОПК-6);

• гибкие профессиональные навыки и умения (soft skills) (ОПК-7).

В блок общей (универсальной) компетентности предпринимателей может входить:

• компетентность в позитивно-реалистическом восприятии действительности и исторического процесса (ОК-1);

• общая правовая и этическая компетентность (ОК-2);

• владение русским языком и иностранными языками (ОК-3);

• компетентность в сфере поддержания физической формы и здоровья, а также в сфере самозащиты и защиты окружающих в случае катастроф (ОК-4).

Если бы современная нормативно-методическая база российского образования позволяла создавать для подготовки бакалавров программы по предпринимательству как отдельному направлению высшего образования, составление матрицы компетенций позволило бы обеспечить гармоничное распределение учебного контента между дисциплинами образовательной программы и формирование совокупной компетентности, необходимой выпускникам для успешного занятия предпринимательством, в виде, структурно отражающем требования к построению образовательных программ в бакалавриате (табл. 6).

В строках матрицы представлены учебные курсы, которые необходимо изучить студентам для формирования блоков компетентности, нужных им для успешного занятия предпринимательством по окончании обучения. Студенты имеют возможность выбрать один из двух профилей («Социальное предпринимательство», «Инновационное предпринимательство»), но вуз может зарезервировать и иные профили (например, «Предпринимательство в государственном секторе», «Предпринимательство в отраслях культуры», «Предпринимательство в индустрии спорта», «Предпринимательство в сфере услуг» и др.). Также, начиная с 3 семестра обучения, они вправе выбрать одну из двух дополнительных элек-

тивных дисциплин (например, 55а или 55б). В столбцах представлены составляющие совокупной компетентности, которые должны быть сформированы в процессе освоения студентами образовательной программы по предпринимательству.

Конкурентная компетентность в предпринимательстве и ее слагаемые

Постоянным читателям и авторам журнала «Современная конкуренция» было бы интересно ознакомиться с примером слагаемых компетентности, которые относим к блоку специальной профессиональной (предпринимательской) компетентности, а именно с компетентностью предпринимателей в сфере конкуренции (конкурентной компетентностью) (СПК-10). Компетентность в данной сфере предпринимательской деятельности существенно значима для успешного занятия предпринимательством на профессиональной основе, прежде всего для обеспечения конкурентной устойчивости и конкурентоспособности бизнеса.

Конкуренция между компаниями и конкуренция предпринимателей являются естественными частями занятия предпринимательством на любой его стадии. Более того, участие в конкуренции входит в перечень обязательных к исполнению предпринимательских функций. Отстаивание собственных интересов в бизнесе является одной из важнейших задач каждого предпринимателя, поэтому важно определить компетентность, необходимую для достижения, поддержания и укрепления конкурентных преимуществ, конкурентоспособности и конкурентной устойчивости бизнеса.

В соответствии с хорошо известными концепциями конкуренции [Porter, 1980, 1985, 1986; Рубин, 2010] в сфере конкуренции следует выделить профессиональные знания и умения, которые помогают выбирать подходящие конкурентные действия, стратегии и тактические модели конкурен-

Таблица 6. Пример гармонизированной матрицы компетенций по предпринимательству для образовательных программ в бакалавриате

Table 6. An example of a harmonized matrix of competencies to Bachelor's Degree Entrepreneurshlp Programs

о о

о

О)

Компетенции Дисциплины ^^^^^^^ Семестр СПК-1 СПК-2 спк-з СПК-4 СПК-5 СПК-6 СПК 7 СПК-8 СПК-9 СПК-10 СПК-11 СПК-12 СПК-13 ДПК-1 ДПК-2 ОПК-1 ОПК-2 опк-з ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 О ОК-2 ок-з ik О

Базовая часть 3 10 19 12 5 5 3 6 12 11 7 4 7 6 4 2 7 6 5 1 12 11 7 5 2 1

1 Основы предпринимательства 1 + + + + + +

2 Управление собственным бизнесом 2 + + + + + + + + +

3 История российского предпринимательства 1 + +

4 Предпринимательское право 6 + + + + + +

5 Психология в предпринимательстве 1 + + + + +

6 Социология предпринимательства 5 + + + + + + +

7 Конкуренция в предпринимательстве 3 + + + + + + + +

8 Маркетинг 4 + + + + +

9 РЯ и ЗЯ-коммуникации в предпринимательстве 7 + + + + + +

10 Технологии проведения стартапов: тренинг 4 + + + + + + +

11 Тренинг по бизнес-моделированию и бизнес-планированию 5 + + + + + + +

12 Тренинг предприимчивости 2 + + + +

13 Обеспечение безопасности бизнеса 7 +

14 Информационно-коммуникационные технологии в предпринимательстве 1 +

15 Теория менеджмента 2 + + + +

Продолжение табл. 6

Компетенции Дисциплины ^^^^^^ Семестр СПК-1 СПК-2 спк-з СПК-4 СПК-5 СПК-6 СПК 7 СПК-8 СПК-9 СПК-10 СПК-11 СПК-12 СПК-13 ДПК-1 ДПК-2 ОПК-1 ОПК-2 опк-з ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 О ОК-2 ок-з О

Базовая часть 3 10 19 12 5 5 3 6 12 11 7 4 7 6 4 2 7 6 5 1 12 11 7 5 2 1

16 Проектный менеджмент 5 + + + + + + +

17 Финансовый менеджмент 5 + +

18 Управление человеческими ресурсами 3 + + + + + + +

19 Микроэкономика 2 + +

20 Макроэкономика 1 + + +

21 Прикладная микроэкономика (экономика предприятия) 2 + + +

22 История +

23 Философия 4 + +

24 Иностранный язык 4 + + + + +

25 Основы безопасности жизнедеятельности 1 +

26 Физическая культура 1 +

Вариативная часть

27 Налоги и налогообложение 4 +

28 Поведение потребителей 4 + + + + +

29 Слияния и поглощения в бизнесе 6 + + +

30 Корпоративные конфликты в бизнесе 7 + + + + +

31 Бухгалтерский учет 3 + +

32 Силовое предпринимательство 6 + + + +

33 Деловой имидж 2 + + + +

34 Оценка стоимости бизнеса 7 + +

35 Бизнес и политика 7 + + + +

го о

о о\

п>

Продолжение табл. 6

о о

о

"о>

Компетенции Дисциплины ^^^^^^ Семестр СПК-1 СПК-2 спк-з СПК-4 СПК-5 СПК-6 СПК 7 СПК-8 СПК-9 СПК-10 СПК-11 СПК-12 СПК-13 ДПК-1 ДПК-2 ОПК-1 ОПК-2 опк-з ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 О ОК-2 ок-з О

Базовая часть 3 10 19 12 5 5 3 6 12 11 7 4 7 6 4 2 7 6 5 1 12 11 7 5 2 1

36 Семейное предпринимательство 6 + + + +

37 Управление инновационной деятельностью в организации 3 + + + + +

38 Управление продажами: тренинг 7 + +

39 Управление стрессами:тренинг 7 + + +

40 Лидерство и командообразование 3 + + + + + +

41 Тайм-менеджмент 6 + +

42 Электронный бизнес 6 + +

43 Стратегическое управление 7 + + + + +

Профиль «Социальное предпринимательство»

44а Управление бизнесом в сфере социального предпринимательства 3 + + + +

45а Создание и управление социальным предприятием 4 + + + +

46а Социальное проектирование 5 + +

47а Корпоративная социальная ответственность 6 + +

48а Генерирование социальных бизнес-идей: тренинг 7 + + + + + + +

Профиль «Инновационное предпринимательство»

446 Управление бизнесом в сфере инновационного предпринимательства 3 + + + + +

00

и с п> и о п>

П) 3 П)

п

ш

Окончание табл. 6

Компетенции Дисциплины ^^^^^^ Семестр СПК-1 СПК-2 спк-з СПК-4 СПК-5 СПК-6 СПК 7 СПК-8 СПК-9 СПК-10 СПК-11 СПК-12 СПК-13 ДПК-1 ДПК-2 ОПК-1 ОПК-2 опк-з ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 О ОК-2 ок-з О

Базовая часть 3 10 19 12 5 5 3 6 12 11 7 4 7 6 4 2 7 6 5 1 12 11 7 5 2 1

456 Создание и управление инновационным предприятием 4 + + + + +

466 Управление инновационными бизнес-проектами 5 + + + + +

476 Прогнозирование и управление инновационными рисками 6 + + +

486 Генерирование инновационных бизнес-идей: тренинг 7 + + + + + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дисциплины по выбору

49а Рынок ценных бумаг 3 + +

496 Индивидуальное предпринимательство 3 + + + +

50а Общество с ограниченной ответственностью 4 + + + +

506 Конфликтология 4 + + + + + + +

51а Конкурентное право 5 + +

516 Управленческие навыки 5 + + +

52а Логистика 5 + + +

526 Управление некоммерческими организациями 5 + + +

53а Конкурентный анализ 6 + +

536 Управление изменениями 6 +

54а Этническое предпринимательство 6 + + + + + + +

546 Международный бизнес 6 + + +

55а Инвестиционный анализ 7 +

556 Управление качеством 7 +

го о

о о\

п>

ции, оценивать собственные конкурентные позиции, принимать решение о применении конкурентных маневров и хитростей.

Молодым людям зачастую кажется, что для участия в конкуренции им необходимо разве что выучить наизусть легкое для запоминания слово «конкуренция». В действительности предпринимателям приходится постоянно поддерживать и совершенствовать знания, умения, навыки, понимания в сфере конкуренции, инструменты ведения конкуренции. Функционируя в конкурентной среде, они вынуждены не только воспринимать, но и ощущать себя субъектами внутрифирменной и межфирменной конкуренции 24 часа в сутки, буквально жить конкуренцией, постоянно осмысливая ее реалии и перспективы во избежание излишних рисков и неожиданных угроз. Не удивительно, что в эмпирических исследованиях слагаемых компетентности, профессионально значимых для занятия предпринимательством, респонденты ставят конкурентную компетентность на одно из первых мест [Паникарова, Иванова, Матвиенко, Шишкин, Полбицын, 2014, С. 26-37].

Теоретический каркас конкурентной компетентности предпринимателей составляют их профессиональные знание и понимание закономерностей эволюции конкуренции, типов и характера конкурентного взаимодействия, видов, методов, стратегий, тактических моделей конкуренции, тактических операций, комбинаций, маневров, конкурентных действий по ситуации, а также ранжирования конкурентных статусов компаний, вопросов конкурентного анализа и содержания менеджмента конкурентных действий. Практическое пространство конкурентной компетентности предпринимателей образуется их деятельными умениями и навыками в вопросах менеджмента конкурентных действий своих компаний и менеджмента личного участия в конкуренции.

Модель конкурентной компетентности, необходимой для успешного занятия пред-

принимательством, схематично представлена на рис. 1.

Профессиональная компетентность предпринимателей в вопросах менеджмента конкурентных действий, предпринимаемых компаниями, распространяется на управление:

• достижением своими компаниями приемлемых конкурентных результатов, созданием, поддержанием и укреплением ими конкурентных преимуществ, недопущением возникновения конкурентных недостатков и исправлением этих недостатков в случае появления;

• совершением компаниями конкурентных действий на стратегическом, тактическом и ситуационном уровнях ведения бизнеса в соответствии с законом;

• формированием конкурентного потенциала компаний из любых подходящих внешних и внутренних источников.

Навыки и познания в менеджменте конкурентных действий помогают предпринимателям успешно реализовывать разные конкурентные действия и контролировать этот процесс. Процесс конкуренции управляется на трех уровнях: стратегическом, тактическом и ситуационном. Каждый уровень имеет особенности и требует специальной компетентности. Субъектам современного предпринимательства нужно одновременно быть компетентным в следующих вопросах:

• в обладании стратегическим видением целей участия в конкуренции, понимании смысла стратегий конкуренции, умении выбирать их и сочетать;

• понимании соотношения стратегии и тактики конкурентных действий, выявлении и ранжировании тактических соперников, постановке тактических задач, определении тактических периодов конкуренции и проведении оперативного контроля;

• умении ситуационно маневрировать и понимании того, что любые ситуационные действия не отменяют стратегии и тактики конкуренции.

СО

ч о

О СК СО X

н

X

ш £

X

о

Предпринимательская компетентность

Конкурентная компетентность

Рис. 1. Модель конкурентных компетенций, необходимых для успешного занятия

предпринимательством Fig. 1. The model of the competitive competencies required for successful entrepreneurship

Знания и умения в разработке и реализации конкурентной стратегии дают предпринимателям понимание различных возможных конкурентных стратегий, особенностей их реализации и возможных комбинаций. Навыки разработки и реализации тактики конкуренции позволяют предпринимателям управлять процессом конкуренции на тактическом уровне с применением различных тактических моделей соперничества. Им приходится постоянно управлять разработкой и применением компаниями стратегий и тактических моделей конкуренции, универсальных и специальных тактических конкурентных операций, действий по ситуации, закреплением компаний на выгодных полях конкуренции. Они должны владеть знаниями и навыками разработки конкурентных диспозиций, планов, систем стимулирования, операционных сценариев, организационных и технических регла-

ментов, рабочих схем выполнения конкурентных действий.

Так, современные предприниматели обязаны обладать на должном уровне знанием состава тактических полей конкуренции, навыками использования фронта, флангов, тыла в тактике конкурентных действий. Фронт представляет собой основное пространство тактического соперничества, фланги обозначают второстепенные направления и области взаимодействия, а тыл формируется ресурсами и направлениями, которые временно не вовлечены в процесс конкуренции, но могут потенциально быть использованы в нем.

Основная часть тактических моделей конкуренции основана на тактике либо обороны, либо наступления. Тактика наступления также называется тактикой первого хода и предполагает активное воздействие на соперников. На основе различных ти-

пов и видов наступления формируется целый ряд тактических наступательных операций. Их разделяют по нескольким категориями: операции в соперничестве за выгодные конкурентные позиции, операции в соперничестве за продукцию и цены, операции в соперничестве за ресурсы, операции по обеспечению превосходства в силе и качестве совершаемых конкурентных действий, фланговые тактические наступательные операции.

Другим важнейшим видом тактики конкурентных действий является оборона. В рамках компетентности в области тактики обороны в конкуренции предприниматели должны понимать и знать виды и типы обороны в конкуренции, оборонительных моделей и операций в конкуренции, задачи и направления конкурентной разведки и контрразведки. Предприниматели должны уметь определять способы применения тактических оборонительных операций и выбирать оптимальные тактические модели обороны и оборонительные операции. Важно, чтобы выпускники умели применять тактические модели превентивной обороны, обороны отдельных рубежей, обороны флангов, эшелонированной обороны, сплошной обороны, контрнаступления и глухой обороны. При этом обладали приемлемой компетентностью для реализации тактики активной и пассивной обороны, поскольку в их основе лежат противоположные тактические операции. Контрнаступление как особый вид тактики также относится к обороне и требует определенных навыков.

Компетентность в области тактики конкурентных действий включает также знания и умения в разработке и применении тактических моделей укоренения в специализированных нишах, отступления, сотрудничества, компромиссного сосуществования в конкуренции, разнообразных конкурентных маневров, тактических уловок и головоломок. Она является многосторонней, а соответствующие знания и умения нуждаются в детальном восприятии и освоении.

Компетентность в проведении конкурентного анализа позволяет оценивать как собственный конкурентный потенциал, так и потенциал конкурентов и других представителей окружения с использованием различных аналитических инструментов.

Навыки и познания в конкурентном позиционировании позволяют оценивать и управлять конкурентными позициями компании по отношению к другим участникам рынка.

Именно предпринимателям приходится больше, чем кому-либо, управлять формированием конкурентного потенциала участников рынка из любых подходящих и доступных источников.

Предприниматели играют ведущую роль в соперничестве компаний за доступ к выгодным внешним источникам ресурсов. Им принадлежит основная роль и в преобразовании ранее полученных компаниями результатов в ресурсы следующих периодов конкуренции.

То, что результаты, полученные ранее, должны «работать» в дальнейшем на укрепление собственного бизнеса, является аксиомой для любого компетентного владельца бизнеса. Добытые ранее конкурентные преимущества становятся хорошим подспорьем грядущих успехов. В то же время эти преимущества надо последовательно укреплять. Преобразование полученных результатов в развитие бизнеса — ступенька в будущее для любого серьезного профессионала. Поэтому его интересуют результаты участия в конкуренции, главным образом, с точки зрения того, как реинвестировать полученные доходы в ресурсы новых тактических периодов соперничества.

Предпринимателям приходится быть компетентными также в вопросах преобразования трудовых ресурсов нанятых сотрудников, чужих конкурентных преимуществ и недостатков в составные части конкурентного потенциала своих компаний. Им важно обладать компетентностью в области преобразования любых сколько-нибудь значимых

внутренних и внешних предпосылок в факторы укрепления конкурентного потенциала собственного бизнеса.

Компетентность в выборе и управлении конкурентным статусом позволяет предпринимателям определять их статус в конкурентной среде (лидер, претендент на лидерство, аутсайдер, дебютант и т. п.) и предпринимать соответствующие конкурентные действия.

Знание различных типов, методов и стилей конкурентных действий сочетается с навыками выполнения уместных, актуальных и своевременных конкурентных действий в процессе соперничества. Их наличие позволяет предпринимателям правильно выбирать, эффективно проводить и оценивать результаты различных конкурентных действий. Эти навыки и знания относятся к основным аспектам конкуренции на протяжении всего жизненного цикла компании [Porter, 1980; Рубин, 2010].

Компетентность в соблюдении антимонопольного законодательства позволяет предпринимателям соблюдать требования нормативной базы и предугадывать различные возможные прецеденты недобросовестной конкуренции, монополизации рынков и злоупотребления доминирующим положением со стороны соперников.

Важна предпринимателям и компетентность в вопросах самостоятельного следования закону и добросовестного участия в конкуренции. Она в значительной мере позволяет участникам рынка избегать нарушения норм права, ограждать себя от тактики мелкого фола и искушения борьбы без правил по-крупному. В современной конкурентной среде более значимыми для владельцев бизнеса и ведущих менеджеров компаний являются познания в вопросах не борьбы без правил, а соблюдения правил ведения соперничества и выполнения запретов на недобросовестные действия и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Профессиональная компетентность предпринимателей в вопросах менеджмен-

та личного участия в конкуренции распространяется на управление личными достижениями в конкурентной среде, менеджмент личных конкурентных преимуществ и недостатков; управление лично совершаемыми действиями по отношению к внутрифирменному и внешнему окружению; управление формированием и развитием личного конкурентного потенциала.

Оба направления менеджмента включают знания / понимание и умения / владение навыками планирования, стимулирования, организации личного участия в конкуренции во главе своих компаний и контроля успешности или безуспешности такого участия (табл. 7).

Необходимость постоянного компетентного решения перечисленных вопросов по сути превращает работу предпринимателей в аналог вечного двигателя. Обеспечивая достижение подходящих результатов участия своих компаний в конкуренции, владельцы бизнеса и ведущие топ-менеджеры компаний вынуждены постоянно превращать их в ресурсы следующих периодов конкуренции, ориентируя на них технические характеристики конкурентных операций.

Заключение

Объем статьи не позволил подробно рассмотреть другие слагаемые компетентности предпринимателей, необходимые им для поддержания должного профессионализма в повседневной деятельности. Такой анализ еще ждет своих авторов. Однако важно подчеркнуть, что любой блок компетентности современных предпринимателей должен внимательно изучаться студентами в процессе освоения образовательных программ, нацеленных на создание у них предпосылок успешного выполнения предпринимательских функций.

Упорядочение представлений о предпринимательстве как о полезной профессиональной деятельности людей и о направленности образовательных программ по предпринимательству для российских

Таблица 7. Профессиональная компетентность предпринимателей в вопросах участия в конкуренции

Table 7. Professional competence of entrepreneurs in questions of participation in competition

Состав профессиональной компетентности Области профессиональной компетентности Знания / Понимание Умения/Владение навыками

Менеджмент личного участия в конкуренции во главе своих компаний Планирование Стимулирование Организация Контроль Знание / понимание содержания и структуры текущего личного конкурентного потенциала, перспектив его развития, инструментов управления им, а также потенциала окружения Умения / навыки в сферах создания и укрепления личного конкурентного потенциала, наращивания личных конкурентных преимуществ, изживания недостатков, управления своими действиями

Менеджмент конкурентных действий своих компаний Достижение компанией приемлемых конкурентных результатов Планирование Стимулирование Организация Контроль Знание / понимание целей и задач в сфере управления достижением компаниями конкурентных результатов Умения / навыки в сфере управления процессом конкуренции «за результаты»

Совершение компанией конкурентных действий Планирование Стимулирование Организация Контроль Знания / понимание в сфере управления параметрами силы и качества конкурентных действий, необходимых для достижения приемлемых результатов Умения / навыки в сфере управления процессом конкуренции «за превосходство в силе и качестве конкурентных действий»

Формирование конкурентного потенциала компаний Планирование Стимулирование Организация Контроль Знание / понимание состава и структуры ресурсов, требуемых для успешного выполнения конкурентных действий, а также перечня источников ресурсов и управления способами их привлечения Умения / навыки в сфере управления процессом конкуренции «за ресурсы»

образовательных организаций составляет в настоящее время определяющую задачу, которую необходимо решить для формирования в обществе реалистически-позитивного восприятия предпринимательства и мотивации граждан к занятию предпринимательством на постоянной основе.

Список литературы

1. Алавердов А. Р., Громова Н. В. Научно-педагогические работники и административно-управленческий персонал: конфликт интересов или конструктивное взаимодействие? // Высшее образование в России. 2017. № 3. С. 5-16.

2. Белоцерковский А. В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 26-31.

3. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1998. С. 65-67.

4. Корчагин Е. А, Сафин Р. С. Компетентностный подход и традиционное представление о высшем образовании // Высшее образование в России. 2016. № 11. С. 47-54.

5. Митяева А. М. Содержание многоуровневого высшего образования в условиях реализации компетентностной модели // Педагогика. 2008. № 8.

6. Паникарова С. В., Иванова А. В., Матвиенко Д. Ю, Шишкин Д. Г., Полбицын С. Н. Лучшие практики обучения предпринимательству: возможности использования в России. Сборник тезисов Международной конференции «Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству». 18 ноября 2014 г. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014. С. 26-37.

7. Пилипенко С. А, Жидков А. А, Караваева Е. В., Серова А. В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы,

рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 5-15.

8. Рубин Ю. Б., Емельянов А. А. Стандартизация образовательной деятельности как фактор конкурентоспособности российского высшего образования // Высшее образование в России. 2005. № 11.

9. Рубин Ю. Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 3.

10. Рубин Ю. Б. Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособным бизнес-моделям // Высшее образование в России. 2011. № 5.

11. Рубин Ю. Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы // Высшее образование в России. 2015. № 11.

12. Рубин Ю. Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. 2016а. № 1.

13. Рубин Ю. Б. Образовательная программа по предпринимательству в бакалавриате и условия ее реализации // Высшее образование в России. 2016б. № 2.

14. Рубин Ю. Б. Управление собственным бизнесом. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2016.

15. Рубин Ю. Б. Становление аудита качества российского образования // Педагогика. 2016. № 3.

16. Сенашенко В. С. О соотношении профессиональных стандартов и ФГОС: высшее образование // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 31-36.

17. Соболева Э. Ю. Проекты в сфере образовательного аудита: требования к экспертам // Менеджмент в России и за рубежом. 2012. № 6. С. 57-61.

18. Шадриков В. Д. Профессиональные способности. М.: Университетская книга, 2010. С. 122-196.

19. Lans T, Bergevoet R, Mulder M, Van Woerkum C. Identification and measurement of competencies of entrepreneurs in agribusiness // Batterink, M., R. Cijsouw, M. Eh-renhard, H. Moonen and P. Terlouw (eds.). Selected Papers from the 8th Ph. D. Conference on Business Economics, Management and Organization Science, PREBEM/ NOBEM. Enschede, 2005.

20. Morris M. H. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy / Ed. Morris M. H. Edward Elgar Publishing, 2014.

21. Morris M. H. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy. Ed. M. Morris and E. Liguori // Edward Elgar Publishing, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Porter M. E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. New York: The Free Press, 1980.

23. Porter M. E. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. New York: The Free Press, 1985.

24. Porter M. E. (ed.) Competition in Global Industries. Boston: Harvard Business School Press, 1986.

References

1. Alaverdov A. R., Gromova N. V. Scientific and pedagogical workers and administrative staff: conflict of interest, or constructive interaction? Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher Education in Russia, 2017, no. 3, pp. 5-16 (in Russian).

2. Belotserkovsky A. V. To the question about the harmonization of educational and professional standards. Vysshee obrazovanie vRossii — Higher Education in Russia, 2015, no. 6, pp. 26-31 (in Russian).

3. Klimov E. A. Vvedenie vpsichologiju truda [Introduction to psychology of labour]. Moscow, Culture and sport; UNITY, 1998, pp. 65-67.

4. Korchagin E. A., Safin R. S. Competence approach and the traditional view of higher education. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher Education in Russia, 2016, no. 11, pp. 47-54 (in Russian).

5. Lans T., Bergevoet R., Mulder M., Van Woerkum C. Identification and measurement of competencies of entrepreneurs in agribusiness. Batterink M., Cijsouw R., Ehr-enhard M., Moonen H., Terlouw P. (eds.). Selected Papers from the 8th Ph. D. Conference on Business Economics, Management and Organization Science, PREBEM/ NOBEM, Enschede, 2005.

6. Mityaeva A. M. The contents of multi-level higher education in the conditions of implementation of competence models. Pedagogika, 2008, no. 8 (in Russian).

7. Morris M. H. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy. Ed. Morris M. H. Edward Elgar Publishing, 2014.

8. Morris M. H. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy. Ed. M. Morris and E. Liguori. Edward Elgar Publishing, 2016.

9. Panikarova S., Ivanova A., Rubin Yu., Matvienko D., Shishkin D., Polbitsin S. Luchshie praktiki obucheniya predprinimatel'stvu_vozmojnosti ispol'zovaniya v Rossii [The Best Practices of Entrepreneurship Education: the Possibility of Using in Russia]. In Proceedings of The International Conference «International Conference The Formation of Professional Entrepreneurial Competencies of Young People in the Process of Entrepreneurship Education». Moscow, Moscow University of Industry and Finance «Synergy», 2014, pp. 26-37 (in Russian).

10. Pilipenko S. A., Zhidkov A. A., Karavaeva E. V., Se-rov A. V. Pairing FSES and professional standards: identified problems, possible approaches, and recommendations for updating. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher Education in Russia, 2016, no. 6, pp. 5-15 (in Russian).

11. Porter M. E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. New York, The Free Press, 1980.

12. Porter M. E. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. New York, The Free Press, 1985.

13. Porter, M. E. (ed.) Competition in Global Industries. Boston, Harvard Business School Press, 1986.

14. Rubin Yu. B., Emel'yanov A. A. Standardization of educational activity as the factor of competitiveness of Russian higher education. Vysshee obrazovanie vRossii — Higher Education in Russia, 2005, no. 11 (in Russian).

15. Rubin Yu. B. Controversial Issues of the Modern Theory of Competition. Sovremennaya konkurenziya — Journal of Modern Competition. 2010, no. 3 (in Russian).

16. Rubin Yu. B. The Market of Educational Services: from Quality to Competitive Business Models. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher Education in Russia, 2011, no. 5 (in Russian).

17. Rubin Yu. B. Higher entrepreneurship education in Russia: diagnosis of the problem. Vysshee obrazovanie vRossii — Higher Education in Russia, 2015, no. 11 (in Russian).

18. Rubin Yu. B. Formation of Competencies in the Field of Entrepreneurship in the Educational Space of the Bachelor's Degree. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher Education in Russia, 2016a, no. 1 (in Russian).

19. Rubin Yu. B. Educational Program on Entrepreneurship for Bachelor's Degree and Conditions for its Implementation. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher Education in Russia, 2016b, no. 2 (in Russian).

20. Rubin Yu. B. Upravlenie sobstvennym bisnesom [Managing own business]. Moscow, Moscow University for Industry and Finance «Synergy», Market DS Publ., 2016.

21. Rubin Yu. B. The Formation of the Audit Quality of Russian Education. Pedagogika, 2016, no. 3 (in Russian).

22. Senashenko V. S. On the correlation of professional standards and FSES: Higher Education. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher Education in Russia, 2015, no. 6, pp. 31-36 (in Russian).

23. Soboleva E. Yu. Projects in the field of educational audit requirements to experts. Menedgment v Rossii i za ru-bezhom — Management in Russia and Abroad, 2012, no. 6, pp. 57-61 (in Russian).

24. Shadrikov V. D. Professional'nye Sposobnosti [Professional Abilities]. Moscow, University book, 2010, pp. 133-134.

Yu. Rubin, Moscow University for Industry and Finance «Synergy», Russian Association for Entrepreneurship Education, Moscow, Russia, yrubin@synergy.ru

E. Alekseeva, Theory and Practice of Competition Department, Moscow University for Industry and Finance «Synergy», Moscow, Russia, eturchaninova@synergy.ru

M. Lednev, Theory and Practice of Competition Department, Moscow University for Industry and Finance «Synergy», Moscow, Russia, miednev@bk.ru

D. Mozhzhukhin, Russian Association for Entrepreneurship Education, Moscow, Russia, dmozhzhukhin@ruaee.ru

Entrepreneurship education:

the way of rooting in University segment of Russian education

Entrepreneurship is the main vector of the global economy evolution throughout its long history. In the modern world, entrepreneurship has become a way of internationalization of social life, inter-ethnic and inter-cultural cooperation of people. Not in doubt, the key importance of entrepreneur-ship as a system-forming element of the modern Russian economy.

However, entrepreneurship is still not recognized in Russia as a direction of socially useful activity of people and respected profession. There are several factors that limit the formation of positive images of entrepreneurs and entrepreneurship in the minds of Russians and not allow you to put entrepreneurship on a par with other professions.

The biggest problem in terms of rooting constructive ideas about modern entrepreneurship is the lack of a definition of specific items and objects of professional activity of entrepreneurs, the enterprise resources and business processes, the mission of the entrepreneurship in the Russian economy, the professional interests of entrepreneurs and the list of professional functions, that are the exclusive competency of the entrepreneurs.

Keywords: professional standardization in modern entrepreneurship, competency-based approach in entrepreneurship education, educational program on entrepreneurship, professional requirements to entrepreneurs, learning outcomes in entrepreneurship education, matrix of competencies, structure of competencies necessary for successful entrepreneurship activities, entrepreneurial competencies, competitive competencies.

About authors:

Yu. Rubin, Dr. Sci. (Economy), Prof., Rector, President; E. Alekseeva, Lecturer; M. Lednev, Cand. Sci. (Economy), Assoc. Prof.; D. Mozhzhukhin, Executive Director

For citation:

Rubin Yu., Alekseeva E., Lednev M., Mozhzhukhin D. Entrepreneurship education: the way of rooting in University segment of Russian education. Journal of Modern Competition, 2017, vol. 12, no. 2 (68), pp. 30-56 (in Russia, abstr. in English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.