Научная статья на тему 'Практические аспекты государственного регулирования экономики на примере восточноазиатских стран'

Практические аспекты государственного регулирования экономики на примере восточноазиатских стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баженова Т. Л., Снитко Н. А.

В статье рассматриваются формы государственного регулирования экономики в восточноазиатских странах. Авторы подробно останавливаются на анализе подходов государственного вмешательства в экономику на примере Японии и Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты государственного регулирования экономики на примере восточноазиатских стран»

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ ВОСТОЧНОАЗИАТСКИХ СТРАН

В статье рассматриваются формы государственного регулирования экономики в восточноазиатских странах. Авторы подробно останавливаются на анализе подходов государственного вмешательства в экономику на примере Японии и Китая.

Сердцевиной восточноазиатских стран является государственное регулирование, нацеленное на постепенное расширение возможностей рыночного механизма, использование субсидий для решения насущных экономических задач, протекционистских тарифов в начальной стадии развития промышленных отраслей.

Подобный подход используется, если правительство считает, что значительный спрос на мировом рынке сохранится в течение длительного времени, а национальные компании имеют сравнительные преимущества, дающие им возможность конкурировать на международном рынке. Вмешательство в данном случае предназначено не для того, чтобы помешать конкуренции, а для того, чтобы приспособиться к ее условиям. Компании защищены лишь в течение определенного периода времени. Характерной для этой модели является сильная экспортная ориентация. Рост в большей мере достигается благодаря экспортной экспансии, а не благодаря защите своих компаний на внутреннем рынке. К другим особенностям относятся сравнительно невысокие налоги, хорошее образование у рабочих, высокий уровень занятости. Все это привело к формированию рабочей силы, обладающей сильной мотивацией к труду [1].

Формы государственного вмешательства различаются по странам, но его цель неизменна и состоит в том, чтобы повысить конкурентоспособность своих компаний и отраслей на мировом рынке. Например, в Японии и Южной Корее правительства поддерживали низкие ставки процента, поощряя капиталоемкие производства и допуская формирование крупного бизнеса, способного развивать экспортные рынки и быть конкурентоспособным на международной арене. В Тайване же средние раз-

меры фирмы значительно меньше, и правительство способствует повышению конкурентоспособности фирм, учреждая совместные исследовательские институты. Управление экономического развития сингапурского правительства проводит активную промышленную политику. В частности, в последнее время оно стимулирует развитие крупной промышленной зоны в радиусе 50 км вокруг Сингапура. Город выступает в качестве координирующего центра, ответственного за разработку, маркетинг и распределение продукции, произведенной на фабриках соседних стран, имеющих низкие издержки производства.

Современная Япония - мощная экономическая держава, располагающая высокоразвитой промышленностью, новейшими технологиями, огромными финансовыми ресурсами и валютными резервами, достигшая высочайших и относительно стабильных темпов экономического развития и роста производительности труда.

По объему ВНП она занимает второе место в капиталистическом мире (14% мирового ВНП) после США. По производству ВНП на душу населения Япония превзошла США, уступая только Швейцарии.

На долю Японии приходится около 12% мирового промышленного производства.

Существенное место в экономике страны занимает сельское хозяйство, хотя доля его продукции в национальном доходе составляет лишь 2,2%.

Япония характеризуется самой высокой автоматизацией производства, высочайшим научно-техническим потенциалом. Японские товары отличаются небывалой конкурентоспособностью на мировых рынках. Страна не имеет внешних долгов, при этом у нее са-

мый низкий среди промышленно развитых стран уровень инфляции и безработицы (около 2 и 3,35% соответственно).

Одним из факторов экономического роста является умело осуществляемое планирование социально-экономического развития страны в целом, и особенно промышленное планирование.

Практика долгосрочного планирования -уникальное явление среди стран со свободной рыночной экономикой. Японцам удалось найти наиболее оптимальное сочетание плана и рынка и на этой основе проводить в жизнь весьма эффективную экономическую, или, как ее называли сами японцы, «индустриальную политику».

Индустриальная политика в Японии включает в себя два основных элемента. Во-первых, рационализацию производства на уровне отдельных предприятий путем всемерного содействия внедрению новейших достижений науки и техники, технологии и менеджмента - на микроуровне и, во-вторых, структурную перестройку промышленности в наиболее эффективном направлении - на макроуровне [2].

Общегосударственные планы не являются директивами. Они лишь ориентируют с помощью подсказок, советов, намеков, финансовых санкций и т. д. отдельные субъекты и звенья экономической структуры на их выполнение. Характерным отличием японского экономического плана является строгая и обязательная увязка его с конкретной стадией развития страны.

Наряду с общегосударственными планами с 1962 г. в стране периодически разрабатываются долгосрочные программы - комплексные планы национального развития.

В Японии в силу специфики ее исторического развития сложились довольно сильные традиции активного вмешательства государства в экономическую жизнь страны. В первые послевоенные годы доминировали методы прямого административного регулирования, которые были вызваны инфляцией, острыми диспропорциями в экономике, несбалансированностью производства и рынка. В последующем, когда рыночная несбалансированность в основном была преодо-

лена, доминирующую роль стали играть методы финансового, кредитного, ценового регулирования, хотя они сопровождались и административными формами вмешательства в хозяйственную жизнь страны.

В настоящее время государственное вмешательство в экономику носит системный характер и осуществляется на всех уровнях. Японское правительство решительно воздействует на все стороны воспроизводственного процесса и экономических отношений, в том числе на экономический рост и его темпы, структуру промышленного производства, образование и науку; на занятость и взаимоотношения труда и капитала; на кредит и денежное обращение; на ценообразование и на внешнеэкономические связи.

В рамках промышленной политики государство проводит комплекс мероприятий, направленных на совершенствование отраслевой структуры, размещение производства, регулирование и стимулирование инвестиций, формирование промышленных групп, поощрение мелкого и среднего бизнеса, поддержание конкуренции, стимулирование определенных отраслей хозяйства, экспорта и конкурентоспособности национальной экономики, реализацию крупномасштабных общенациональных программ НИОКР.

Применительно к депрессивным отраслям используются такие инструменты, как субсидии и кредиты для перераспределения ресурсов, модернизации производства, переобучения кадров, оказания помощи работникам в поисках новой работы. Широко применяются также поощрение и финансовая поддержка новых фирм и НИОКР, разрабатываются государственные программы приватизации, используются протекционистские меры и т. д. Конкретные меры в отношении молодых отраслей с высоким потенциалом роста включают в себя низкопроцентные кредиты, импортные квоты, налоговые льготы, субсидии, тарифную защиту, ограничение прямых зарубежных инвестиций, поддержку фундаментальных исследований и т. п. [3].

Вмешательство государства в экономику проявляется и в области мелкого и среднего бизнеса. Японская экономика носит в определенной степени двойственный харак-

тер. Наряду с мощными, высоко монополизированными крупными объединениями существуют сотни тысяч мелких и средних фирм с количеством работающих от нескольких человек до 300. Вклад этого сектора в экономику значителен. По данным 1990 г., на долю мелких и средних фирм приходилось 99,2% общего числа всех предприятий Японии, 80,6% всех занятых в национальной экономике, 51,6% общего объема продаж продукции в обрабатывающей промышленности, 80,4% - в розничной торговле. Особенно распространены такие предприятия в сельском хозяйстве, торговле, общественном питании и вообще в сфере услуг.

Необходимость государственной помощи малым и средним предприятиям считается в Японии аксиомой. Такие предприятия уступают крупным по возможностям модернизации, финансовым ресурсам и т. д. Компенсацию относительной слабости малого и среднего бизнеса как раз и берет на себя государство, причем цели государственной поддержки за последние годы менялись. Сначала целью было восстановление хозяйства, затем - развитие на базе новейших достижений НТП.

Осуществляя активную поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, государство добивается устойчивого их функционирования. В результате Япония резко выделяется среди развитых стран крайне низким уровнем банкротств. Из вновь образующихся небольших предприятий в течение года там разоряется не более 5%, в то время как в США - около 30%.

В набор главных средств государственной поддержки некрупного предпринимательства входят:

- специальное финансирование и льготное кредитование;

- гарантирование займов;

- льготное налогообложение и особый порядок амортизации;

- организация обучения и повышения квалификации кадров;

- консультирование;

- оказание научно-технического и информационного содействия;

- кооперирование.

Исключительно большую роль играет японское государство в проведении антидеп-рессионной политики. В период ухудшения общеэкономической конъюнктуры правительство увеличивает ассигнования на общественные строительные работы, снижает налоги и ставку учетного процента Банка Японии. Другими словами, хозяйственные трудности преодолеваются при активной поддержке государства, которое использует для этих целей фискальную, денежно-кредитную политику или меры прямого административного воздействия на субъекты рынка [4].

Уникальным дополнительным источником роста японской экономики всегда были и остаются сбережения. Они позволяют осуществлять беспрецедентные темпы накопления и обновления капитала. Начиная с 50-х годов темпы сбережений в Японии были самыми высокими в мире. Например, в 1970-1972 гг. сбережения японских семей и бизнеса, не входящего в корпорации, составили 16,8% ВНП (американских - 8,5%). Чистые сбережения японских корпораций составили 5,8% ВНП, тогда как американских - 1,5%.

Сбережения позволили Японии избежать серьезной внешней задолженности. Потерпевшая поражение в войне страна не допустила в значительных размерах иностранный капитал в свою экономику. Преодоление послевоенных трудностей и поддержание высоких темпов роста шло в основном за счет использования собственных накоплений. Заграничные капиталовложения Японии заметно превосходят вклады иностранных инвесторов в японскую экономику. В конце 80-х годов японские прямые капиталовложения за границу составляли 186,4 млрд. долл., а иностранные капиталовложения в самой Японии -12,8 млрд. долл.

Высокий уровень сбережений в стране поддерживает интенсивное развитие экономики в целом и обеспечивает ее стабильность. Именно из этих средств государство покрывает дефицит своего бюджета, субсидируя те или иные сферы экономики (например, промышленность полупроводников ежегодно получает государственные субсидии в сумме 400 млн. долл.), финансируя здравоохранение, просвещение, НИОКР и т. д.

Сбережения служат также важным условием высоких темпов научно-технического прогресса, модернизации и широкомасштабного расширения основного капитала, обеспечения высокой конкурентоспособности японских товаров и услуг.

Антимонопольная политика используется правительством Японии для повышения эффективности экономики посредством поддержания государством высококонкурентной среды. Особенности японских монополий состоят в том, что они менее диверсифицированы (применительно к ним действует принцип: на одну отрасль - одна фирма) и контролируют многие виды деятельности и отрасли посредством межфирменных групп. Такие группы создаются главным образом в форме кейрецу - вертикальных объединений фирм, включающих дочерние компании и субподрядные фирмы. Кейрецу, приблизительно соответствуя понятию «концерн», представляет собой такую организационную структуру, в которой головная компания обросла внешне самостоятельными фирмами, находящимися, однако, в определенной зависимости от головной компании. Группирование фирм базируется на системе, участии, кредитовании, назначении управляющих, информационном обеспечении и т. д.

Для борьбы с монополизмом еще в 1947 г. в Японии было принято антимонопольное законодательство. Закон 1947 г. заложил основы государственной политики борьбы с монополией и стимулирования конкуренции. В дальнейшем закон неоднократно пересматривался и дополнялся с учетом особенностей развития японской экономики. Среди целей антимонопольной политики Японии неизменно фигурирует и такая, как защита «слабых» (как правило, мелких) фирм от произвола «сильных».

Содержание закона можно свести к трем основным положениям: во-первых, запрещается монопольное положение одного из производителей или их узкого круга; во-вторых, не допускаются несправедливые деловые операции; в-третьих, запрещается несправедливая деловая практика.

Япония занимает ведущее место не только в мировой экономике, но и в мировой тор-

говле. По этому показателю она занимает третье место в мире после США и ФРГ. До начала 90-х годов и в экспорте, и в импорте Японии внешнеторговым партнером номер один были Соединенные Штаты. В настоящее время положение изменилось. Крупнейшими внешнеторговыми партнерами Японии стали страны Юго-Восточной Азии, на которые в 1997 г. приходилось около 28% японского экспорта и импорта, на долю США - около 26% товарооборота, стран ЕС - примерно 14%, а на долю КНР - менее 7%.

В 1998 г. правительством была предложена Программа всесторонних экономических мер. Ее основная цель - развитие потенциала Японии для повышения эффективности экономики в XXI в. В программу впервые были включены меры по созданию в стране инфраструктуры будущего века, по обеспечению экологической безопасности и использованию новых видов энергии; информационных средств; развитию здравоохранения и образования; по борьбе со стихийными бедствиями.

Развитие экономики должно базироваться на максимальном использовании национального капитала, высокообразованного человеческого капитала, передовых технологий. Для достижения эффективного использования внутренних ресурсов правительство страны делает ставку на самореализацию частного капитала на основе принципа равной конкуренции. В связи с этим разработаны меры по поощрению венчурных предприятий, по поддержке малого и среднего бизнеса через развитие их финансирования и кредитования. Одновременно предусматривалось снижение налогов и стимулирование повышения эффективности использования недвижимости, в первую очередь земли.

«План оживления промышленности» как составная часть новой программы предусматривает реструктуризацию японской экономики и обновление японских компаний.

Для поддержки малого и среднего бизнеса, а также новых перспективных предприятий, развивающих новые технологии и создающих новые рабочие места, предлагается предоставление специальных займов под низкий процент сроком до семи лет; размеры кредитов для малых и средних предприятий увеличены до 10

млн. иен. С целью ускорения технологического развития частных компаний им дано право пользоваться результатами НИОКР, которые финансирует государство. Облегчен доступ к результатам исследований, проводимых университетами страны [5].

Особое место среди восточноазиатских стран занимает Китай.

Выбранный Китаем путь сочетает в себе, с одной стороны, ориентацию на социалистический строй и главенствующую роль государства в экономике, а с другой - переход к рыночной экономике.

Экономическая реформа в Китае ведет отсчет с декабря 1978 г., когда было принято постановление «Об активном развитии различных форм хозяйствования на селе», положившее начало экономическим экспериментам, в частности массовому внедрению семейного подряда.

Состоявшийся в конце октября 1987 г. XIII съезд Коммунистической партии Китая принял курс на углубление хозяйственных реформ, подчеркнув неразрывное единство всесторонней модернизации страны, построения «социализма с китайской спецификой» с проведением глубоких экономических преобразований.

За годы преобразований в Китае были выработаны принципы проведения реформ:

- реформирование экономики обязательно должно сопровождаться развитием производительных сил; в реформах должно преобладать не разрушительное, а созидательное начало. Критерием эффективности реформирования должны быть не степень популярности взятой модели, а сам процесс развития экономики и общества;

- в ходе реформ необходимо преобразовывать экономическую систему, а не социально-экономический строй общества, который, напротив, должен сохраняться и совершенствоваться;

- при реформировании следует исходить из обстановки в собственной стране, а не копировать слепо опыт и модели других стран;

- активно проводя политику открытости и расширения внешнеэкономических и научно-технических связей, КНР может успешно развиваться, опираясь преимуще-

ственно на собственные силы и собственные ресурсы;

- при проведении реформ нельзя стремиться как можно скорее достичь больших результатов. Экономические реформы — длительный эволюционный процесс, применение скачкообразных методов лишь затрудняет развитие;

- в ходе развития нельзя выдвигать задачи масштабнее, нежели их способен принять и «переварить» народ;

- реформы не должны порождать потрясения в обществе. Социальная, политическая, психологическая стабильность являются важнейшим условием их успешного осуществления;

- при реализации реформ в соответствии с конкретными условиями необходимо сначала разработать первоначальные проекты, которые должны проходить экспертизу заинтересованных органов, затем проводить их экспериментальное апробирование, результаты которого должны изучаться и оцениваться, и лишь в случае благоприятного заключения положительный опыт необходимо распространять;

- реформы нужно вести последовательно и комплексно, стремясь к прорыву на важных направлениях [2].

Большинство изложенных принципов отражает характерную черту китайских реформ - градуализм, т. е. постепенность проведения.

Специфическим признаком китайского пути реформ обычно считается отказ от одномоментной всеохватывающей либерализации цен и быстрой приватизации государственного сектора экономики. Однако за годы рыночных реформ в Китае в структуре отношений собственности и в ее общественных формах произошли существенные преобразования.

Значительная перестройка проводилась внутри государственной и коллективной собственности с целью предоставления предприятиям большей самостоятельности и проявления инициативы в хозяйственной деятельности. Одним из главных направлений их реформирования была и остается линия на четкое определение имущественных прав субъектов хозяйствования, на отделение пра-

ва собственности от права хозяйствования, государственных функций - от функций предприятий и превращение предприятий в самостоятельные субъекты рыночной экономики, работающие на принципах «самохо-зяйствования, самоокупаемости, саморазвития и самоконтроля».

Самой крупной и радикальной реформой была реформа в сельском хозяйстве. Началась она в 1978 г. с перехода малых производственных бригад, звеньев на различные формы подряда, с разрешения крестьянам торговать продуктами со своих подсобных участков, с устранения различных ограничений на выращивание скота, птицы, а завершилась роспуском в 1983 г. производственных бригад и фактическим переходом крестьян на единоличное хозяйствование. Ключевым мероприятием стал раздел земли по едокам и с учетом плодородия участков.

Руководство страны пошло, по сути дела, на беспрецедентное решение: 90% земли, находившейся раньше в коллективной собственности, было передано крестьянам на условиях подряда.

В Китае широко распространено понятие «третья индустрия» - так именуют услуги и мелкорозничную торговлю.

В ходе целенаправленного расширения сферы услуг решалась труднейшая проблема огромного аграрного перенаселения. Экономически активное население за годы реформ возросло с 401 до 625 млн.

Первостепенное значение при создании системы макроэкономического регулирования, адекватной требованиям рынка, в Китае придается трансформации функций правительственных структур, перенесению основы их деятельности на выработку параметров макроэкономической и социальной политики, а также на управление государственным имуществом.

С 1992 г. центральной становится задача приведения функций планирования в соответствие с требованиями «социалистической рыночной экономики». Приоритетными для плановых органов считаются не задачи прямого управления хозяйственной деятельностью на макроуровне, а выработ-

ка стратегии развития, экономической политики, балансирование макроэкономической ситуации, содействие развитию и нормальному функционированию рынка.

Внедрение механизма ценообразования, базирующегося на сочетании регулируемых и рыночных цен при ведущей роли последних, привело к существенному снижению количества товаров и услуг, цены на которые определяются государством.

Налоговая система КНР за годы реформ претерпела два крупных этапа преобразований. В 1985 г. важнейший единый торговопромышленный налог был разделен на три самостоятельных (на продукцию, на добавленную стоимость и на хозяйственную деятельность), значительно увеличилось общее количество взимаемых налогов, а также осуществлен переход от изъятия государством части прибыли предприятий к взиманию с них подоходного налога.

Начавшаяся с 1994 г. налоговая реформа предусматривает переход к упрощенной схеме налогообложения предприятий. Налоги, за исключением сельскохозяйственного и таможенных пошлин, насчитывают ныне 18 видов, сведенных в шесть укрупненных категорий: налог на хозяйственную деятельность, на добавленную стоимость, подоходный, на ресурсы (на добычу полезных ископаемых), потребительский и «налог на добавленную стоимость на землю» (речь идет о налогообложении операций по купле-продаже права пользования землей).

Другое направление налоговой реформы - более четкое разделение налогов на местные и центральные - имеет целью изменить соотношение бюджетных доходов центра и мест с нынешних 40:60 на обратное и одновременно обеспечить местные власти твердыми доходами и базой для расходов.

Важное значение для обеспечения «стыковки» национальной экономики с мировым хозяйством, постепенного расширения степени открытости внутреннего рынка для иностранных производителей товаров и услуг сыграла политика снижения импортных пошлин.

Проведение крупных реформ в планировании, финансовой и кредитно-денежной

сферах позволило Китаю к середине 90-х годов заложить основы макроэкономического регулирования, использующего главным образом экономические рычаги.

Следует отметить, что меры, которые были применены в восточноазиатских странах, можно считать объективно эффективными, исходя из роста их экономик. И можно предположить, что в случае целе-

направленной продуманной государственной политики в России, в случае скоординированного взаимодействия государственных структур с бизнесом, эффективных мер государственной поддержки и с учетом использования зарубежного опыта наша страна будет иметь положительные результаты и стабильный рост экономики в будущем.

Список использованной литературы:

1. Киреев, А.П. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: учеб. пособие для вузов / А.П. Киреев - М.: Междунар. Отношения, 2001. - 416 с.

2. Мировая экономика: учеб. пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. - 3 изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 510 с.

3. Абалкин Л.И. Собственность, хозяйственный механизм, производительные силы / Л.И. Абалкин // Экономическая наука современной России. - 2000. - №5. - С. 34 - 41.

4. Мировая экономика и международные экономические отношения: учеб. / Под ред. Р. И. Хазбулатова. - М.: Гардари-ки, 2006. - 671 с.

5. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / Под ред. А.С. Булатова, Н.Н. Ливенце-ва. - М.: Магистр, 2008. - 654 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.