метров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённый анализ методик повышения скоростной выносливости гандболистов высокой квалификации позволил сделать следующие выводы.
Реализация тренировочных программ занятий, направленных на развитие скоростной выносливости гандболистов в рамках подготовительного периода подготовки, наиболее эффективно проходит только в условиях специализированного легкоатлетического стадиона при выполнении общеподготовительных упражнений бегового характера.
Минимальным суммарным объёмом скоростной работы в рамках тренировочных занятий исследуемой направленности, является дистанция в 1 200 метров (Z. Kuchta, 2002; D. Milanovic, D. Vuleta, I. Jukic, S. Simek, 2006), а максимальным - 4 500 метров (I.M. Martin, 2006). Однако наиболее часто тренерами выстраиваются занятия, объём преодолеваемых дистанций в которых варьирует в пределах от 2 000 до 3 500 метров.
Для роста скоростной выносливости большинство специалистов российского и европейского гандбола предпочитают использовать отрезки длиной от 30 до 800 метров. Однако с большей частотой задействуются дистанции в диапазоне от 100 до 600 метров.
По мнению большинства тренеров, совершенствование скоростной выносливости гандболистов высокой квалификации может проходить, как в рамках специализированного занятия, так и в тренировочных занятиях комплексного характера, сопряжено с технико-тактической подготовкой или развитием взрывной силы ног (плиометрикой).
ЛИТЕРАТУРА
1. Acsinte, E. Physical condition in high performance team handball / E. Acsinte, A. Alexsandru // European handball periodical. - Austria, Vien, 2007. - P. 2-12.
2. Bon, M. Computer vision system for tracking handball players during the match / M. Bon // Coaches’ Seminar during the 2004 Men’s European Championship in Slovenia. 22 of January - 1 of February. - Austria : EHF, Vienna, 2004. - P. 1-8.
3. Garcia, C. A. Training / C.A. Garcia // European handball periodical. - Austria, Vien, 2007. - P. 16-18.
4. Kovacs, P. The preparation of a women’s first league team: technical, tactical, physical preparation and team building / P. Kovacs // European handball periodical. - Austria, Vien, 2007. - P. 18-24.
5. Kuchta Z. Motorial training in a preparation period /Z. Kuchta // EHF coaches’ seminar in Poland (Gdansk), 15- 18 of August 2002 - Austria: EHF, Vienna, 2002. - P. 1-13.
6. Martin, I. M. Preparacion fisico / I. M. Martin // Curso nacional de entrenadores (1 ciclo). Julio de 2006. Spain, Universidad de Leon. - Leon, 2006. - P. 1-99.
7. Teorija i metodika treninga funkcionalnih sposobnosti u rukometu / D. Milanovic, D. Vuleta, I. Jukic, S. Simek // Croatian top-coaches seminar. - Zagreb : CHF, 2006. - P. 2952.
8. Serdarusic, N. EHF Top coaches seminar. High-speed-handball / N. Serdarusic // Handball periodical for coaches, referees and lecturers. - Vienna, Austria, 2006. - P. 3-29.
Контактная информация: [email protected]
УДК 615.825 + 613.72
ПРАКТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ РАБОТЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
И СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА»
Наталия Викторовна Сивас, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика
И. П. Павлова
Аннотация
В статье приведены основные направления внеурочного формирования практических навыков и умений в области лечебной физкультуры и спортивной медицины в процессе обучения в медицинском вузе.
Ключевые слова: мотивация, спортивная медицина, лечебная физкультура.
PRACTICAL COMPONENT AS A FACTOR OF INCREASING THE MOTIVATION
FOR THE SPECIALTY "PHYSICAL THERAPY AND SPORT MEDICINE"
Natalia Viktorovna Sivas, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St.-Petersburg Pavlov State Medical University
Annotation
The article presents the main directions of extracurricular formation of practical skills in the field of physical therapy and sport medicine during education at Medical University.
Keywords: motivation, sport medicine, physical therapy.
Студенты СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, обучающиеся на лечебном факультете и факультете спортивной медицины, получают диплом с присуждением квалификации врача-лечебника по специальности «Лечебное дело». Программа обучения на факультете спортивной медицины, открытом в 1992 году, отличается от программы обучения на лечебном факультете тем, что включает в себя ряд дополнительных дисциплин, однако, специальности «Спортивная медицина» и «Лечебная физкультура» являются постдипломными и для их получения необходимо окончить интернатуру и ординатуру.
В процессе обучения раздел основной образовательной программы подготовки специалиста в соответствии с ФГОС ВПО обязательно включает в себя раздел практик «Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа». Этот раздел представляет собой вид учебных занятий непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации подготовки специалиста по специальности «Лечебное дело» предусматриваются следующие виды практик: учебная практика по уходу за больными терапевтического и хирургического профиля, производственная практика - санитарская, медсестринская, врачебная.
Однако, для студентов факультета спортивной медицины, а также для студентов факультета адаптивной физической культуры, открытого в СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова в 2005 году, практическая составляющая в связи с требованиями стандарта третьего поколения по формированию профессиональных компетенций (ПК) и с целью повышения мотивации будущей профессиональной деятельности может быть значительно расширена за счет участия студентов в дополнительных «волонтёрских» мероприятиях, непосредственно связанных с их будущей профессиональной деятельностью, что будет способствовать не только формированию ПК [1], а также так называемых метакомпетенций, необходимых для реализации задач на основе мобилизации личностного потенциала. Находить контакт с пациентами, уметь работать в команде, принимать решения и брать ответственность за них на себя, выступать на научных мероприятиях, воспитывать культуру здоровья и т. д. Все это может быть отнесено к разряду метакомпетенций [5].
Спортивная медицина - медицина здоровых людей, активно занимающихся физической культурой и спортом. Её цель - профилактика возникновения возможных заболеваний и травм, а, при необходимости, их лечение.
Календарь соревнований мирового уровня (2013 год - 27-ая летняя Универсиада в Казани, 2014 год - XXII зимние Олимпийские игры в Сочи и XI Паралимпийские зимние игры, 2018 год - Чемпионат Мира по футболу) диктуют востребованность в России специалистов в области спортивной медицины. Но не только спорт высоких достижений, но
и массовые занятия физической культурой населения от детского до пожилого возраста должны сопровождаться наблюдением спортивного врача.
В нашем Университете есть все необходимые условия для практической реализации компетенций будущих специалистов-выпускников факультета спортивной медицины и факультета адаптивной физической культуры. В то же время участие студентов в общеуниверситетских и других мероприятиях поможет провести их в кратчайшие сроки и с наибольшей эффективностью.
В соответствии с директивным письмо Минздравсоцразвития РФ от 18.02.2011 № 16-2-15/41 об организации мероприятий на повышение мотивации выпускников к работе по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина», а также с уведомлением от лица Президента АНО «Оргкомитет Сочи 2014» от 24.12 2010 № Д4-4900 в СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова создан локальный центр развития волонтёрства «Агентство по развитию добровольческой деятельности».
В процессе специализации с целью реализации компетентностного подхода предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития профессиональных навыков [2]. В рамках работы центра студенты, интерны, ординаторы и аспиранты факультета спортивной медицины и факультета адаптивной физической культуры:
- совместно с отделением спортивной медицины клиники СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова и отделением профилактики поликлиники СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова проводят медицинский осмотр (в части определения уровня физического развития и функционального состояния) студентов 1 и 2 курсов для распределения по медицинским группам для занятий физической культурой;
- совместно с вышеуказанными подразделениями СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова организуют диспансерное наблюдение за уровнем физического развития и функционального состояния студентов, занимающихся в спортивных секциях СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова (всего 12 секций). За каждой секцией закреплена определенная бригада студентов, ведущих наблюдения. На основании данных диспансерного наблюдения совместно с тренером вносятся коррективы в нагрузочный режим занимающихся, составляются тренировочные планы; студенты факультетов спортивной медицины и адаптивной физической культуры, практикуются в массаже и психологической подготовке спортсменов к соревнованиям;
- совместно с сотрудниками кафедры физического воспитания и здоровья участвуют в сборе и обработке данных по программе «Здоровье», обеспечивающей непрерывное наблюдение за психофизиологическим, функциональным состоянием и уровнем физического развития и физической подготовленности студентов, занимающихся физической культурой в рамках учебных занятий; обобщают полученные результаты, участвуют с докладами в работе конференций [5];
- осуществляют медицинское обслуживание студенческих и других спортивных мероприятий, проводимых в рамках СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, района и города;
- организуют шефскую работу в детских садах, школах, детских спортивных школах, где совместно со специалистами врачебно-физкультурных диспансеров осуществлять деятельность по медицинскому наблюдению за занимающимися [4, 5];
- принимают участие в просветительской работе по здоровому образу жизни человека (чтение лекций в аудиториях различного контингента, размещение информации на сайте СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, подготовка и проведение конференций, круглых столов, диспутов и т.д.) [4];
- активно участвовали во «Всероссийской неделе добра», проходившей в Санкт-Петербурге в апреле 2011 года. Студенты проводили мастер-классы по фитнес-аэробике, бальным танцам; изготавливали лайт-боксы с плакатами, настенные щиты, информация в которых посвящена работе с детьми-инвалидами и пропаганде здорового образа жизни;
- участвовали в программе по поддержке молодёжных инициатив: «Санкт-Петербург - культурная столица», «Мы - за здоровый образ жизни», организуя лекции и семинары.
Для успешной реализации перечисленных практических мероприятий были внесены соответствующие изменения и дополнения в содержание программных курсов по спортивной медицине и подготовлены специальные элективные курсы по перечисленным направлениям. Студентам оказывалось содействие со стороны профессорско-преподавательского состава СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова и его руководителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьев, В.И. Комптентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Да-виденко, В.А. Чистяков // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). -С. 35-41.
2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
3. Колбанов, В.В. Валеологический практикум : учебное пособие / В.В. Колба-нов. - СПб. : Элби-СПб, 2011. - 221 с.
4. Педагогика в медицине / Кудрявая Н.В. [и др.]. - М. : Академия, 2006. - 320 с.
5. Соколов, А.А. Профессионально-прикладная подготовка студентов медицинских вузов в процессе физического воспитания : учебное пособие / А.А. Соколов - М. : Медицина, 1966. - 217 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.075
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ
Елена Александровна Слушкина, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
(УрФУ),
Виктор Григорьевич Слушкин, старший преподаватель,
Уральская государственная сельскохозяйственная академия (УГСХА),
Екатеринбург
Аннотация
В статье рассматривается проблема развития выносливости у лыжников-гонщиков в юношеском возрасте, закономерности развития выносливости в работе динамического характера с различной интенсивностью у детей в сравнении со взрослыми, даются рекомендации оптимального возраста юных лыжников для применения методов с целью развития специфической выносливости.
Ключевые слова: возрастные особенности, выносливость, физические качества, работоспособность, интенсивность нагрузки, юные лыжники.
STUDY OF THE DEVELOPMENT OF ENDURANCE IN THE SKI RACES
Helen Aleksandrovna Slushkina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Eltsin,
Victor Grigorevich Slushkin, the senior teacher,
Ural State Agricultural Academy,
Ekaterinburg
Annotation
The article enlights the problem of the development of endurance among the ski racers at the