УДК 338.242
В. Н. Шаховская
Белорусский национальный технический университет
ПРАКТИЧЕСКАЯ СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В современной экономической системе рейтинги стран, регионов, организаций стали важным информационным средством установления и поддержания деловых отношений в рамках хозяйственной деятельности и регулирования делового общения. Понятие «рейтинг» становится востребованным бизнес-активом во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в строительной.
В статье приведены предпосылки к созданию и функционированию рейтинговых систем в строительной сфере зарубежных стран. Представлен сравнительный анализ внедряемых отраслевых рейтинговых систем на внутренних рынках стран-участниц ЕАЭС, таких как Республика Казахстан и Российская Федерация. Обозначены сходные проблемные вопросы, требующие внедрения рейтинговой оценки конкурентоспособности строительных организаций в Республике Беларусь. Для этих целей предложены теоретические основы применения рейтинговой оценки конкурентоспособности строительных организаций, включающие определение понятия «рейтинговая оценка конкурентоспособности строительных организаций» и формирование авторской системы рейтинговой оценки конкурентоспособности строительных организаций. Обозначена предлагаемая сфера использования рейтинговой оценки на государственном уровне, уровне заказчика, уровне непосредственно строительной организации и на уровне кредитных и финансовых институтов.
Внедрение в строительном комплексе системы рейтинговой оценки конкурентоспособности строительных организаций позволит повысить качественный уровень выбора строительной организации, улучшить информационную открытость строительной отрасли, усилить ответственность участников рынка за качество своей деятельности и выработать новые подходы к допуску субъектов строительной деятельности на рынки стран - участниц ЕАЭС.
Ключевые слова: рейтинговая оценка, конкурентоспособность, строительная организация.
Для цитирования: Шаховская В. Н. Практическая сфера применения рейтинговой оценки конкурентоспособности строительных организаций // Труды БГТУ. Сер. 5, Экономика и управление. 2023. № 1 (268). С. 83-90. DOI: 10.52065/2520-6877-2023-268-1-11.
V. Shakhovskaya
Belarusian National Technical University
THE PRACTICAL SCOPE OF THE RATING ASSESSMENT OF THE COMPETITIVENESS OF CONSTRUCTION ORGANIZATIONS
In the modern economic system, ratings of countries, regions, organizations have become an important information tool for establishing and maintaining business relations within the framework of economic activity and regulating business communication. The concept of "rating" is becoming a sought-after business asset in all spheres of life, including in construction.
The article presents the prerequisites for the creation and functioning of rating systems in the construction sector of foreign countries. A comparative analysis of the implemented industry rating systems in the domestic markets of the EAEU member countries, such as the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation, is presented. Similar problematic issues are identified that require the introduction of a rating assessment of the competitiveness of construction organizations in the Republic of Belarus. For these purposes, the theoretical foundations for applying the rating assessment of the competitiveness of construction organizations are proposed, including the definition of the concept of "rating assessment of the competitiveness of construction organizations" and the formation of the author's system of rating assessment of the competitiveness of construction organizations. The proposed scope of using the rating at the state level, the level of the customer, the level of the construction organization itself and at the level of credit and financial institutions is indicated.
The introduction of a rating system for assessing the competitiveness of construction organizations in the construction complex will improve the quality level of the choice of a construction organization, increase the information openness of the construction industry, strengthen the responsibility of market participants for the quality of their activities and develop new approaches to the admission of construction entities to the markets of the EAEU member countries.
Keywords: rating assessment, competitiveness, construction organization.
For citation: Shakhovskaya V. The practical scope of the rating assessment of the competitiveness of construction organizations. Proceedings of BSTU, issue 5, Economics and Management, 2023, no. 1 (268), pp. 83-90. DOI: 10.52065/2520-6877-2023-268-1-11 (In Russian).
Введение. В природе взаимоотношений существует практика выстраивания субъектов хозяйствования с учетом их компетенции и надежности. Она называется рейтингом. Данная своего рода качественная характеристика выполненных работ, услуг существовала еще со времен Российской империи и именовалась таким красивым словом, свойственным русскому языку, как «репутация», которая давала возможность субъектам хозяйствования жить и получать подряд или заказ в те времена.
Понятие «рейтинг» широко развито в банковской сфере. Однако в последнее время оно становится востребованным бизнес-активом во всех сферах жизнедеятельности. Возникновение рейтингов вызвано многообразием субъектов хозяйствования и отношений между ними. Данное многообразие потребовало создания простой, понятной и общепризнанной шкалы, которая позволила бы оценить и сопоставить финансовое, производственно-хозяйственное состояние и тенденции развития субъектов хозяйствования. Различные подходы к решению такой задачи породили разнообразие методик рейтинговых оценок, которые представляют на рынок рейтинговые агентства.
Под рейтинговой оценкой принято понимать «место предприятия в классификации, полученной в ходе осуществления рейтинговой процедуры» [1] либо «индивидуальный числовой показатель оценки достижений некоторого субъекта в классификационном списке» [2].
Вопросы рейтинговой оценки деятельности субъектов хозяйствования в строительной сфере рассматривались такими российскими учеными, как Бабков А. Г., Гумба Х. М., Симионов Р. Ю. [3, 4] и др.
Изучение научных трудов, нормативных правовых актов по проблемам рейтинговой оценки деятельности субъектов хозяйствования позволяет сделать вывод, что это многоуровневая комплексная оценка, которая взаимосвязана с конкретным правовым, конкурентным полем и его состоянием.
Основная часть. В мировую строительную практику методы рейтинговой оценки были включены в качестве мотивационного механизма для поддержания приемлемого уровня производительности подрядчиков [5, 6], снижения риска невыполнения договоров и гарантийных обязательств после ввода объектов в эксплуатацию [7].
В последнее время пристальное внимание ученых сосредоточено на проблемах правового регулирования и путей совершенствования системы государственных закупок, используемых при конкурентном отборе участников строительного
производства [8-11]. В связи с чем внедрение рейтинговых оценок стало актуальным, с одной стороны, при допуске подрядчиков на строительный рынок в качестве фильтра, который должен отсечь поток недобросовестных из них, а также послужить инструментом борьбы с необоснованным демпингом [10, 11]. С другой стороны - для повышения эффективности и качества закупок за счет исключения манипулирования и коррупционных проявлений заказчиков при проведении ими процедур закупок, снижения издержек на предварительную оценку подрядчиков [12, 13].
Рейтинговые оценки и создаваемые на их основе отраслевые системы рейтингов внедряются как на уровне заказчика, так и на государственном уровне.
В странах - участниках ЕАЭС система рейтингов с учетом накопившихся проблем в строительной отрасли по результатам применения законодательства о государственных закупках, отсутствия адекватного выбора квалифицированных организаций в строительной сфере, подобно мировому опыту выводится на самый высокий законодательный уровень.
В Республике Казахстан данная работа ведется с 2007 г. Изначально законодательно [14] было закреплено, что подтверждением соответствия участника закупки общим квалификационным требованиям при проведении процедур государственной закупки может служить рейтинг, присвоенный данному участнику. С вступлением в действие с 1 января 2016 г. новых правил по государственным закупкам [15, 16] рейтинговая система приобретает новый качественный уровень. На ее основе построено формирование на уровне уполномоченного государственного органа отраслевых рэнкингов (реестров квалифицированных подрядчиков), имеющих право в дальнейшем получить на основе конкурса заказ на выполнение строительно-монтажных работ.
В 2021 г. с учетом полной автоматизации процессов закупок в Республике Казахстан квалификационные реестры трансформировались в электронный депозитарий квалифицированных потенциальных поставщиков работ, имеющих право в дальнейшем участвовать в конкурсе на строительство соответствующего объекта. Электронный депозитарий стал цифровой информационной базой допуска строительных организаций на казахский строительный рынок, содержащей сведения и документы, которые не только подтверждают опыт работы потенциальных подрядчиков, но и служат в дальнейшем источником
квалификационных данных участников для оценки их конкурсных предложений.
На сегодняшний день по такой системе работают в Японии, Германии, Италии, Литве и ряде других европейских странах.
В Российской Федерации путь к рейтинговой системе в строительной отрасли начат еще в 1999 г. при создании благоприятных условий для развития российской инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. По сегодняшний день постоянно формируются на региональном уровне различные информационно-аналитические центры для осуществления регулирования и публикации рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности, что является актуальным и действенным при привлечении инвестиций в российскую экономику.
Сегодня, выстраивая стройную систему законодательства в строительстве, профессиональным российским сообществом также предложено внедрение отраслевой рейтинговой системы как обязательного элемента допуска на строительный рынок профессиональных специалистов и компаний. Для этого прорабатывается методология, дополнительные функции и порядок использования рейтинговой системы при государственных закупках путем реализации пилотного проекта в ряде регионов России. Проведенные тестовые работы, по мнению вице-президента национального объединения строителей Антона Мороза, уже показали реальную эффективность использования механизма [13].
Анализ подходов к использованию рейтинговых оценок при проведении процедур закупок в государствах - членах ЕАЭС показал, что отличия касаются как состава показателей, на основании который определяется рейтинг, количественного определения их значимости в общей рейтинговой оценке с учетом геополитического месторасположения, экономического и политического устройства страны, национальной строительной политики, так и концепции создания и функционирования самой системы рейтинговой оценки. Общим является то, что рейтинговая оценка считается одним из действенных исследовательских инструментов, когда необходима оперативная сравнительная оценка квалификации хозяйствующего субъекта, основанная на главных производственных аспектах и финансово-экономических показателях деятельности строительных организаций.
В Республике Беларусь система рейтинговой оценки применительно к строительной отрасли не разработана. Автором предложены следующие концептуальные подходы по ее созданию.
Под рейтинговой оценкой конкурентоспособности строительной организации предлагается понимать присвоение строительной организации
определенной категории конкурентоспособности по результатам комплексного анализа количественных и качественных показателей ее производственно-хозяйственной деятельности. Рейтинговая оценка определяется посредством составления интегрального показателя, состоящего из комплексных показателей, характеризующих способность организации качественно реализовать заказ на строительство объекта (выполнение видов строительных и иных специальных монтажных работ) в установленные сроки с договорной ценой.
Предлагаемое автором определение понятия предусматривает, что:
1) рейтинговая оценка - это установленная категория конкурентоспособности (место организации), присвоенная в соответствии с заранее установленной рейтинговой шкалой;
2) рейтинговая оценка формируется в процессе комплексного анализа важнейших показателей производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом отраслевой специфики выполнения строительных и иных специальных монтажных работ, отражающих способность организации выполнить заказ на строительство объекта. Рейтинговая оценка конкурентоспособности строительной организации - это инструмент, созданный на основе множества отраслевых показателей деятельности строительной организации, позволяющий объективно оценить не только уровень финансовой стабильности организации, но и ее способность качественно выполнять работы;
3) для установления комплексной количественно измеряемой характеристики конкурентного потенциала должен быть использован интегральный показатель, состоящий из комплексных показателей, сформированных с учетом особенностей строительной отрасли.
Видится, что система рейтинговой оценки конкурентоспособности строительных организаций должна представлять собой набор специально разработанных методик, механизм их применения при закупочном процессе в строительстве, а также комплекс программно-технических средств, предназначенных для автоматизации и унификации процесса сбора заранее отобранных показателей производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций, исходя из перечня критериев их оценки на основе установленной структуры таких критериев и их значимости, и расчета рейтинга конкурентоспособности строительных организаций согласно авторской методике рейтинговой оценки конкурентоспособности строительных организаций.
Концепция авторской системы рейтинговой оценки конкурентоспособности строительных организаций представлена на рисунке.
Информационные источники системы рейтинговой оценки
Сведения из существующих государственных информационных ресурсов (систем), баз данных о деятельности строительных организаций Сведения о производственно-хозяйственной деятельности от строительных организаций
1 г 1 г
ОТРАСЛЕВАЯ СИСТЕМА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Методика рейтинговой оценки конкурентоспособности строительных организаций
Методика оценки конкурсных предложений и выбора подрядчика
Механизм проведения процедур закупок в строительстве с использованием рейтинговой оценки конкурентоспособности строительных организаций
Единая база данных, содержащая:
1) исходные данные строительных организаций для расчета рейтинга;
2) исходные данные, отобранные для расчета рейтинга из государственных информационных баз;
3) рейтинг конкурентоспособности строительных организаций и дифференцированные реестры строительных организаций;
4) комплекс программно-технических средств, предназначенных для осуществления задач по автоматизации процесса сбора и определения рейтинга конкурентоспособности
Сфера применения системы рейтинговой оценки
Система рейтинговой оценки конкурентоспособности строительных организаций (источник: собственная разработка автора)
Предлагается применение результата рейтинговой оценки (текущего рейтинга конкурентоспособности строительной организации и динамики его изменения) по следующим направлениям:
1) на государственном уровне в качестве индикаторов:
1.1) при принятии решений о необходимости поддержания производственно-хозяйственной деятельности отдельной организации на государственном уровне в виде выделения дотаций и ассигнований;
1.2) при принятии решений областными и Минским городским Советами депутатов о назначении подрядчика для строительства без проведения процедуры государственной закупки на основании оперативной сравнительной оценки результатов деятельности строительных организаций на рынке подрядных работ [17];
1.3) то же при принятии решений местными исполнительными и распорядительными органами о назначении специализированных организаций для выполнения работ по текущему ремонту жилого фонда, по благоустройству без проведения процедур закупок [18];
1.4) при принятии решений Министерства архитектуры и строительства по упрощению процедуры прохождения аттестации в строительстве, например, по увеличению срока действия аттестатов соответствия при наличии высокого рейтинга конкурентоспособности;
1.5) для отслеживания структуры строительного комплекса, его конкурентного состояния по регионам в отдельности и страны в целом, а также динамики развития строительного комплекса и принятия оперативных управленческих решений, т. е. проводить своего рода рейтинговый контроль, позволяющий осуществлять непрерывный сопоставляющий дифференцированный контроль уровня конкурентоспособности строительных организаций; побуждать каждую организацию повысить ответственность за результат своей работы;
2) на уровне инвестора и кредитных учреждений:
2.1) при оценке стоимости бизнеса в качестве нематериального актива организации, позволяющего непосредственно влиять на рыночную стоимость имущественных активов организации;
2.2) при принятии решений по кредитным условиям выделения средств для выполнения обязательств в рамках договора строительного подряда. Строительные организации с высоким рейтингом могут получить лучшие условия кредитования;
3) на уровне заказчика (застройщиками):
3.1) при оперативной сравнительной оценке
квалификации строительной организации для
проведения процедуры закупки из одного источника при строительстве объектов по проектам, рекомендованным для повторного применения [19];
3.2) при оценке соответствия строительных организаций установленным квалификационным требованиям закупочных процедур для принятия решения о допуске к процедурам закупок строительных организаций, обладающей определенной категорией конкурентоспособности (использование рейтингов в качестве фильтра, позволяющего отсечь поток недобросовестных подрядчиков, снизить издержки на предварительную оценку строительных организаций);
3.3) дополнительно при оценке конкурсных предложений по выполнению строительных и иных монтажных работ и выборе подрядчика для снижения риска невыполнения контрактов, а также в качестве инструмента борьбы с необоснованным демпингом;
3.4) при принятии обоснованных решений о необходимости предоставления строительными организациями конкурсного обеспечения для участия в процедурах закупок и обеспечения исполнения договора строительного подряда, размера такого обеспечения, что является своего рода финансовыми преференциями, льготами или ограничениями, которые позволят снизить финансовую нагрузку на организации, находящиеся в кризисных условиях и условиях наблюдаемой недостаточности у них собственных оборотных средств;
3.5) в качестве индикатора при принятии решений о предоставлении дополнительных авансов, их размере в ходе исполнения договора строительного подряда, что позволит заказчикам снизить финансовые риски при реализации инвестиционного проекта в строительстве;
4) на уровне строительной организации:
4.1) при формировании адекватной самооценки конкурентных преимуществ и слабых мест организации, т. е. дает возможность выявить как достижения (сильные стороны), так и недостатки (слабые места) в производственно-хозяйственной деятельности организации; принять соответствующие управленческие решения по повышению конкурентного потенциала строительной организации и производительности труда. Рейтинг способствует формированию навыков самоконтроля и самооценки деятельности строительной организации;
4.2) при принятии решения об участии в процедуре закупки на основании оперативного сопоставления собственного уровня конкурентного потенциала с уровнем конкурентного потенциала других участников процедуры закупки;
4.3) рейтинг может служить информационным источником, позволяющим в том числе снизить затраты на проведение рекламной кампании.
На основании вышеуказанного можно сделать вывод, что система рейтинговой оценки -это основа для выстраивания благоприятной, здоровой конкурентной среды в строительстве, выполняющая как экономическую, мотивацион-ную, контрольную, так и социальную функции. Внедрение рейтинга в сферу строительства - это один из способов совершенствования бизнес-процессов в строительной сфере в ответ на воздействие со стороны конкурентной среды через информационные и инновационные факторы.
Заключение. Внедрение в строительном комплексе системы рейтинговой оценки строительных организаций позволит:
- создать информационную базу для принятия своевременных управленческих решений на основе оперативной, достоверной информации о способности организации реализовать тот или иной инвестиционный проект в строительстве, повысить прозрачность принимаемых
управленческих решений, учесть требования противоположных заинтересованных сторон;
- цифровизировать процедуры закупок и выработать новый упрощенный механизм закупок в строительстве, развивать здоровую конкуренцию путем замены субъективных критериев на объективные независимые оценки, снизить количество несостоявшихся процедур закупок по причине несоответствия участников квалификационным требованиям, сократить временные затраты при организационно-технических, подготовительных мероприятиях строительного производства;
- создать механизм мониторинга и контроля состояния строительных организаций (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год), мотивации развития, роста и повышения профессионального результата их деятельности;
- повысить конкурентный, в том числе экспортный (с внедрением в ЕАЭС) потенциал и престиж деятельности участников строительной деятельности Республики Беларусь;
- выработать новые подходы к допуску субъектов строительной деятельности на рынки стран - участниц ЕАЭС.
Список литературы
1. Лысенко Д. В. Экономический анализ: учеб. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. 245 с.
2. Большой энциклопедический словарь. В 2 т. Т. 2 / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1991. 768 с.
3. Бабков А. Г. Рейтинговая оценка деятельности предприятия // Экономический анализ. 2004. № 14 (29). С. 59-64.
4. Симионов Р. Ю. Рейтинговая оценка строительных организаций // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 1. С. 1-16.
5. Contractor Performance Evaluation (CPE) Form. URL: https://www-toronto-ca.translate.goog/ business-economy/doing-business-with-the-city/follow-up-on-city-contracts/contractor-performance-evalu-ation-cpe-form/?_x_tr_sl= en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc (date of access: 07.02.2023).
6. Government of Newfoundland and Labrador Department of Transportation and Infrastructure Highway Design Division. Contractor Performance Evaluation System. URL: https://www.gov.nl.ca/ ti/files/160-March-2022.pdf (date of access: 07.02.2023).
7. Equifax Australasia Credit Ratings Pty Limited. Independent Construction Industry Ratings Tool (iCIRT) Single-Party and Multi-Party Ratings Methodology (v1.0, 2021). URL: https://www.buildrating.com/pdf/ iCIRT-Methodology-Issue1-May-2021.pdf (date of access: 07.02.2023).
8. Saminu Sani Bako. An overview of procurement methods and techniques for effective delivery of construction projects // International Journal of Advanced Research in Engineering. 2016. Vol. 2 (3). P. 1-5.
9. Демиденко М. В. Развитие подрядных торгов на строительство объектов в системе государственных закупок: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Санкт-Петербург, 2017. 151 с.
10. Цапко К. А. Особенности и проблемы государственных закупок в инвестиционно-строительном комплексе // Интернет-журнал «Науковедение». URL: http://naukovedenie.ru/PDF/ 41EVN415.pdf (дата обращения: 07.02.2023).
11. Глазов Н. М. Особенности проведения государственных закупок на подрядные работы в строительстве. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-provedeniya-gosudarstvennyh-zakupok-na-podryadnye-raboty-v-stroitelstve/viewer (дата обращения: 09.02.2023).
12. Шахов В. Отсечь от госзаказа недобросовестных подрядчиков может система предквалификацион-ного отбора. URL: http://sroportal.ru/news/partners/vladimir-shaxov-otsech-ot-goszakazaedobrosovestnyx-podryadchikov-mozhet-sistema-predkvalifikacionnogo-otbora (дата обращения: 02.02.2023).
13. Рейтинг подрядной организации позволит сократить долю расторгнутых контрактов и повысить уровень прозрачности деятельности компаний. URL: http://www.smvstroy.ru/news/i75-rejting-podryadnoj-organizacii-pozvolit-sokratit-dolyu.html (дата обращения: 02.02.2022).
14. О государственных закупках: Закон Респ. Казахстан, 21 июля 2007 г., № 303-III // Информационная система «ПАРАГРАФ». URL: https://online.zakon.kz/m/document?doc_id=31228809 (дата обращения: 07.02.2023).
15. О государственных закупках: Закон Респ. Казахстан, 4 дек. 2015 г., № 434-V // Информационная система «ПАРАГРАФ». URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34050877 (дата обращения: 07.02.2023).
16. Об утверждении Правил осуществления государственных закупок: Приказ Министра финансов Респ. Казахстан, 11 дек. 2015 г., № 648 // Информационная система «ПАРАГРАФ». URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34515777 (дата обращения: 07.02.2023).
17. О закупках при строительстве объектов, включенных в инвестиционные программы областей и г. Минска: Указ Президента Респ. Беларусь, 24 сент. 2021 г., № 366 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. URL: https://ilex-private.ilex.by/view-document/BELAW/175548/Указ%20Президента%20Республики%20Беларусь%20от%2024.09.2021o/o 20N%20366%20?searchKey=kkep&searchPosition=1#M100001 (дата обращения: 07.02.2023).
18. О закупках в жилищно-коммунальном хозяйстве: Указ Президента Респ. Беларусь, 22 дек. 2020 г., № 478 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. URL: https://ilex-private.ilex.by/view-document/BELAW/171251/Указ%20Президента%2 0Рес-публики%20Беларусь%20от%2022%20декабря%202020г.%20№478%20?searchKey= 7zor&search Position=2#M 100001 (дата обращения: 07.02.2023).
19. О строительстве объектов по проектам, рекомендованным для повторного применения: Указ Президента Респ. Беларусь, 3 марта 2022 г., № 80 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. URL: https://ilex-private.ilex.by/view-document/ BELAW/ 178085/Указ%20Президента%20Республики%20Беларусь%20от%203%20марта%202022г.%20№80 %20?searchKey=2ss9&searchPosition=1#M100001 (дата обращения: 07.02.2023).
References
1. Lysenko D. V. Economicheskiy analiz: uchebnoe posobie [Economic analysis: textbook]. Moscow, TK Velby, Prospekt Publishing House Publ., 2014. 245 p. (In Russian).
2. Prokhorov A. M. Bolshoy entsyklopedicheskiy slovar' [Big encyclopedic dictionary]. Vol. 2. Moscow, Soviet Entsiklopedyia Publ., 1991. 768 p. (In Russian).
3. Babkov A. G. Rating evaluation of the enterprise. Ekonomicheskiy analiz [Economic analysis], 2004, no. 14 (29) pp. 59-64 (In Russian).
4. Simionov R. Yu. Rating assessment of construction organizations. Audit i finansoviyy analiz [Audit and financial analysis], 2007, no. 1, pp. 1-6 (In Russian).
5. Contractor Performance Evaluation (CPE) Form. Available at: https://www-toronto-ca.translate.goog/ business-economy/doing-business-with-the-city/follow-up-on-city-contracts/contractor-performance-evaluation-cpe-form/?_x_tr_sl= en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc (accessed 07.02.2023).
6. Government of Newfoundland and Labrador Department of Transportation and Infrastructure Highway Design Division. Contractor Performance Evaluation System. Available at: https://www.gov.nl.ca/ ti/files/160-March-2022.pdf (accessed 07.02.2023).
7. Equifax Australasia Credit Ratings Pty Limited. Independent Construction Industry Ratings Tool (iCIRT) Single-Party and Multi-Party Ratings Methodology (v1.0, 2021). Available at: https:// www.buildrating.com/pdf/iCIRT-Methodology-Issue1-May-2021.pdf (accessed 07.02.2023).
8. Saminu Sani Bako. An overview of procurement methods and techniques for effective delivery of construction projects. International Journal of Advanced Research in Engineering, 2016, vol. 2 (3), pp. 1-5.
9. Demidenko M. V. Rasvitiyepodryadnykh torgov na stroitel 'stvo ob 'yektov v sisteme gosydarstvennykh zakupok. Dissertatsiya kandidata ekonomicheskikh nauk [Development of contract tenders for the construction of facilities in the public procurement system. Dissertation PhD (Economics)]. St. Petersburg, 2017. 151 p. (In Russian).
10. Tsapko K. A. Features and problems of public procurement in the investment and construction complex. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/41EVN415.pdf (accessed 07.02.2023) (In Russian).
11. Glazov N. M. Features of public procurement for contract work in construction. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-provedeniya-gosudarstvennyh-zakupok-na-podryadnye-raboty-v-stroitelstve/viewer (accessed 09.02.2023) (In Russian).
12. Shakhov V. The system of pre-qualification selection can cut off unscrupulous contractors from the state order. Available at: http://sroportal.ru/news/partners/vladimir-shaxov-otsech-ot-goszakazaedobrosovest nyx-podryadchikov-mozhet-sistema-predkvalifikacionnogo-otbora (accessed 02.02.2023) (In Russian).
13. The rating of the contractor will reduce the share of terminated contracts and increase the level of transparency of companies' activities. Available at: http://www.smvstroy.ru/news/i75-rejting-podryadnoj-organizacii-pozvolit-sokratit-dolyu.html (accessed 02.02.2023) (In Russian).
14. About public procurement: the law of the Republic of Kazakhstan, 21.07.2007, no. 303-III. Available at: https://online.zakon.kz/m/document?doc_id=31228809 (accessed 07.02.2023) (In Russian).
15. About public procurement: the law of the Republic of Kazakhstan, 04.12.2015, no. 434-V. Available at: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34050877 (accessed 07.02.2023) (In Russian).
16. On the approval of the Rules for public procurement: the Order of the Minister of Finance of the Republic of Kazakhstan, 11.12.2015, no. 648. Available at: https://online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=34515777 (accessed 07.02.2023) (In Russian).
17. On procurement during the construction of facilities included in the investment programs of the regions and the city of Minsk: the Decree of the President of the Republic of Belarus, 24.09.2021, no. 366. Available at: https://ilex-private.ilex.by/view-document/BELAW/175548/Указ%20Президента%20Республики%20Бела-русь%20от%2024.09.2021%20N%20366%20?searchKey=kkep&searchPosition=1#M100001 (accessed 07.02.2023) (In Russian).
18. On procurement in housing and communal services: the Decree of the President of the Republic of Belarus, 22.12.2020, no. 478. Available at: https://ilex-private.ilex.by/view-document/ BELAW/171251/ Указ%20Президента%20Республики%20Беларусь%20от%2022%20декабря%20.2020г.%20№478%20? searchKey=7zor&searchPosition=2#M100001 (accessed 07.02.2023) (In Russian).
19. About the construction of facilities according to the projects recommended for reuse: the Decree of the President of the Republic of Belarus, 03.03.2022, no. 80. Available at: https://ilex-private.ilex.by/view-document/BELAW/178085/Указ%20Президента%20Республики%20Беларусь%20от%203%20марта% 202022г.%20№80%20?searchKey=2ss9&searchPosition=1#M100001 (accessed 07.02.2023) (In Russian).
Информация об авторе
Шаховская Вероника Николаевна - аспирант кафедры экономики, организации строительства и управления недвижимостью. Белорусский национальный технический университет (220013, г. Минск, пр-т Независимости, 65, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Information about the author
Shakhovskaya Veronika Nikolaevna - PhD student, the Department of Economics, Construction Organization and Real Estate Management. Belarusian National Technical University (65, Nezavisimosti Ave., 220013, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Поступила 14.02.2023