Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР ЧЕРЕЗ ПОСТРОЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ'

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР ЧЕРЕЗ ПОСТРОЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СКЛОННОСТЬ К ИННОВАЦИЯМ / ПРИНЦИПЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / ПЕРЕТОК ЗНАНИЙ / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ БЛИЗОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ БЛИЗОСТЬ / АГЛОМЕРАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ КЛАСТЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трошин А.С., Столярова З.В., Липунов С.А.

Настоящее исследование охватывает основные вопросы, касающиеся сущности и особенности развития региональных инновационных систем, рассматривая их как ключевой элемент механизма интегрированных структур и самодостаточный фактор повышения конкурентоспособности страны в глобальном масштабе. В работе выявлены наиболее значимые характерные черты региональных инновационных систем, обозначены их важнейшие функции. В частности, региональная инновационная система рассматривается авторами как интеграция взаимосвязанных подсистем, вовлеченных в различные формы инновационной деятельности. Произведено исследование основных принципов эффективного функционирования механизма интегрированных структур через создание региональных инновационных систем, с учетом фактора локальной склонности к инновациям. Представлена и проанализирована структура региональной инновационной системы. На основе существующих в мировой практике подходов разработан собственный алгоритм оценки эффективного функционирования региональной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Трошин А.С., Столярова З.В., Липунов С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL IMPLEMENTATION OF AN EFFECTIVE MECHANISM OF INTEGRATED STRUCTURES THROUGH THE CONSTRUCTION OF A REGIONAL INNOVATION SYSTEM

This study covers the main issues related to the essence and features of the development of regional innovation systems, considering them as a key element of the mechanism of integrated structures and a self-sufficient factor in increasing the country's competitiveness on a global scale. The paper reveals the most significant characteristic features of regional innovation systems, and outlines their most important functions. In particular, the authors consider the regional innovation system as an integration of interrelated subsystems involved in various forms of innovation activity. A study was made of the basic principles of the effective functioning of the mechanism of integrated structures through the creation of regional innovation systems, taking into account the factor of local propensity for innovation. The structure of the regional innovation system is presented and analyzed. Based on the approaches existing in world practice, a proprietary algorithm for assessing the effective functioning of a regional innovation system has been developed.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР ЧЕРЕЗ ПОСТРОЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ»

Практическая реализация эффективного механизма интегрированных структур через построение региональной инновационной системы

Трошин Александр Сергеевич

д.э.н, проф. кафедры мировой экономики и финансового менеджмента, БГТУ им. В.Г. Шухова, as_troshin@inbox.ru

Столярова Злата Владиславовна

к.э.н., доц. кафедры теории и методологии науки, БГТУ им. В.Г. Шухова, zlatast@mail.ru

Липунов Сергей Александрович

аспирант кафедры мировой экономики и финансового менеджмента, БГТУ им. В.Г. Шухова, beltreid@rambler.ru

Настоящее исследование охватывает основные вопросы, касающиеся сущности и особенности развития региональных инновационных систем, рассматривая их как ключевой элемент механизма интегрированных структур и самодостаточный фактор повышения конкурентоспособности страны в глобальном масштабе. В работе выявлены наиболее значимые характерные черты региональных инновационных систем, обозначены их важнейшие функции. В частности, региональная инновационная система рассматривается авторами как интеграция взаимосвязанных подсистем, вовлеченных в различные формы инновационной деятельности. Произведено исследование основных принципов эффективного функционирования механизма интегрированных структур через создание региональных инновационных систем, с учетом фактора локальной склонности к инновациям. Представлена и проанализирована структура региональной инновационной системы. На основе существующих в мировой практике подходов разработан собственный алгоритм оценки эффективного функционирования региональной инновационной системы.

Ключевые слова: интегрированные структуры, региональное управление, региональная инновационная система, склонность к инновациям, принципы региональной инновационной системы, переток знаний, географическая близость, промышленная и социальная близость, агломерация инновационных систем, инновационные отраслевые кластеры.

Данная работа была реализована в рамках Программы «Приоритет 2030» на базе Белгородского государственного технологического университета имени В. Г. Шухова, с использованием оборудования Центра высоких технологий при БГТУ имени В.Г. Шухова.

Введение

Создание интегрированных структур имеет особое значение в деле повышения конкурентоспособности экономики региона и страны в целом. В настоящее время построение эффективного механизма интегрированных хозяйствующих субъектов в рамках отдельной территории невозможно без создания региональной инновационной системы.

Во всем мире признается тот факт, что кардинальная трансформация основ экономических связей неизбежна в связи со значительным ускорением научно-технического прогресса и быстрым распространением цифровых технологий. (Bjorn et а/., 2011) Вместо экономически интегрированных структур, в основном ориентированных на промышленное производство, переход к экономике знаний становится все более актуальным и необходимым. Этим объясняется сохраняющаяся популярность концепции инновационных систем с точки зрения интегрированных структур.

Проанализировав различные подходы к пониманию категории национальной инновационной системы, Рп^п, 2002, Gurieva, 2007, Gohberg, 2003) далее мы будем исходить из следующей обобщающей формулировки. Так, национальная инновационная система представляет собой совокупность субъектов и институтов, объединенных системой отношений в процессе создания, обмена и переработки научных знаний, информации и технологий. В результате, в рамках системы интегрированных структур формируется особая социально-экономическая среда, которая в свою очередь проецируется на региональный и отраслевой уровни.

При этом национальная инновационная система представляет собой совокупность региональных инновационных систем, каждая из которых, с одной стороны, является объектом управления, а с другой стороны, является движущей силой, способной существенно изменить вектор развития экономики страны. Этим объясняется повышенное внимание к региональным экономическим системам интегрированных структур, возникшее в последние годы. ^^^,2003)

Изучение различных исследовательских источников по данной теме позволяет выявить следующую классификацию подходов к изучению феномена региональной инновационной системы. В частности, можно выделить институциональный, функциональный и комплексный подходы. Институциональный подход (Gokhberg,2003, Dinkin,2003) предполагает изучение региональной инновационной системы через сеть институтов и организаций, непосредственно связанных с процессом создания новых знаний. Что касается функционального подхода (Smirnova, 2012, Gorunova 2001), то он представляет собой исследование региональной инновационной системы в тесной связи с отраслевой и промышленной

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м «

fO

сч

0 cs

сч

01

о ш m

X

3

<

m о х

X

специализацией территории. Комплексный подход (Mukhamedyarov and Divarva,2010) охватывает всю систему взаимоотношений между участниками и структурами, реализующими инновационную деятельность разного уровня внутри региона и за его пределами в целях дальнейшего продвижения и развития новых знаний и технологий.

Отдельно необходимо отметить разницу во взглядах на трактовку самой концепции региональной инновационной системы. С одной стороны, она рассматривается с позиции характеристики деятельности субъектов в определенных географических рамках. (Bjorn et al., 2011). С другой стороны, региональная инновационная система может быть проанализирована как часть единой целостной национальной системы и не может изучаться в отрыве от нее. Третий подход предполагает рассмотрение региональной инновационной системы как агломерации отраслевых инновационных систем. (Agrawal et al., 2014)

На наш взгляд, подход к изучению региональной инновационной системы должен основываться на объективно существующих исходных характеристиках региона, которые могут быть либо моноотраслевой, либо более или менее диверсифицированной формой размещения производственных сил по всей территории. Более того, степень склонности к инновациям может варьироваться исходя из отраслевой принадлежности производства и уровня зависимости региона от федерального центра в плане обеспечения трудовыми и финансовыми ресурсами. Таким образом, можно определить региональную инновационную систему как комплекс интегрированных организационных структур, производящих новые знания и обеспечивающих финансово-экономическое, правовое и информационное обеспечение инновационных процессов, находящихся в едином социокультурном пространстве региона, взаимосвязанных друг с другом и имеющих постоянные устойчивые связи. В связи с глубокой дифференциацией в уровне развития регионов особое внимание следует уделить принципам построения и алгоритмам оценки эффективности региональных инновационных систем в рамках интегрированных структур.

1. Методы

Для достижения цели исследования принципов и функций региональных инновационных систем как ключевого элемента механизма интегрированных структур и разработки алгоритма оценки их эффективности были использованы следующие методы:

-теоретический метод предполагает тщательное изучение научной литературы, посвященной проблеме функционирования интегрированных структур и становления региональных инновационных систем, их моделей и различных взглядов на аспекты, связанные с уровнем научной работы и производства знаний в регионах;

- эмпирический метод подразумевает обследование и обработку результатов аналитического исследования с целью их применения при дальнейшей разработке алгоритмов оценки эффективной работы региональных инновационных систем. Основной целью применения эмпирического метода является доказательство того, что упомянутый выше алгоритм может быть полезным инструментом оценки состояния инновационной деятельности с точки зрения региональных интегрированных структур.

2. Результаты

Региональные инновационные системы, имеющие общие характеристики, такие как целостность возникновения, разнообразие, управляемость, функциональность (Gurieva,2007), в добавлении к этому списку обладают признаками иерархической структуры, обособленности и независимости. (Таблица 1). То есть такие системы демонстрируют, с одной стороны, высокую степень самостоятельности, а, с другой стороны, органично интегрируются в общую национальную инновационную систему.

Таблица 1

Основные характеристики региональных инновационных систем

Целесообразность региональной инновационной системы Основной целью региональной инновационной системы является реализация научного потенциала региона, а при его незначительных масштабах - содействие его росту.

Региональные инновационные системы как фактор промышленного роста региона Системная инновационная деятельность задает принципиально новый вектор развития для всех этапов жизненного цикла продукта, охватывая научно-исследовательскую работу, производство, распределение, потребление, эксплуатацию.

Взаимосвязь с качеством человеческого капитала. С одной стороны, качество человеческого капитала определяет эффективность региональной инновационной системы, поскольку человеческий капитал является основным ресурсом для производства знаний. С другой стороны, уровень развития региональной инновационной системы влияет на возможность внедрения новых технологий, производства продукции с высокой добавленной стоимостью, увеличение регионального валового продукта, а значит, и расширение инвестиций в человеческий капитал.

Региональные инновационные системы являются элементом национальной инновационной системы. Являясь составной частью иерархической системы, региональные инновационные системы не только функционируют в рамках задач национальной инновационной политики, но и являются движущей силой развития науки и техники на всей территории страны и за ее пределами.

Прибыль и социальный эффект - основные мотивы деятельности участников региональной инновационной системы Создание инновационных систем базируется на задаче повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности территории. Это может быть достигнуто экономическими инструментами в создании и продвижении товаров с высокой добавленной стоимостью на рынке или путем реализации социально ориентированных программ, направленных на повышение качества человеческого капитала и достижение имиджа инновационно лояльного региона.

Региональные инновационные системы функционируют при поддержке и мониторинге государства. Правительство является одним из основных инициаторов создания и развития региональных инновационных систем, поскольку инновационная деятельность требует долгосрочных, масштабных и высокорисковых инвестиций. Этот вид расходов может быть недоступным или непривлекательным для бизнеса, поскольку не приносит быстрой отдачи.

Региональная инновационная система представляет собой Подсистемы могут включать в себя операции по взаимодействию с объектом, т.е. научной информацией (создание, обработка, распространение, обмен, коммерциализация), а также могут рассматриваться как взаимосвязанные участники инновационного

комплекс взаимосвязанных подсистем. процесса (образовательные учреждения, исследовательские центры, промышленные предприятия и предпринимательство, а также представители местных и государственных органов власти). Таким образом, они демонстрируют целостность объектных и субъектных аспектов.

Преемственность этапов инновационной деятельности Вся цепочка инновационной деятельности встроена в региональную инновационную систему, которая контролирует процесс поступательного движения от знаний к формализованной конкурентоспособной продукции.

Региональные инновационные системы трудно обобщить Сложность обобщения вызывает трудности с классификацией. Объясняется это тем, что все регионы отличаются своей спецификой в таких аспектах, как уровень развития экономики и отраслей, климатические условия, количество трудовых и природных ресурсов, культурные и этнические особенности, качество инфраструктуры.

Региональные инновационные системы представляют собой отдельные комплексы с разным уровнем территориальной, отраслевой и другой близости. Степень изоляции региональных инновационных систем объясняется уровнем самостоятельности территориального подразделения и его финансовой и кадровой зависимостью от центра. Близость региональных инновационных систем может быть в различных формах: географических, промышленных, социальных, инфраструктурных, культурных и даже религиозных.

3. Обсуждение

Основной целью региональной инновационной системы является управление инновационно-технологической деятельностью, а также повышение эффективности производства знаний и рост объемов наукоемкой продукции в рамках интегрированных структур, ориентированных на повышение конкурентоспособности национальной экономики в глобальном масштабе. (Stolyarova et а/., 2019)

Региональные инновационные системы выполняют функции, которые включают в себя, помимо традиционного планирования, прогнозирования, координации и контроля (Nazir al., 2019) ряд специфических, среди которых следует выделить следующие:

1) Функция генерации новых знаний, которая через конкретное воплощение в научно-технических разработках способствует, с одной стороны, распространению инноваций, развитию образовательного сектора, с другой стороны, приводит к коммерциализации научных идей и экономической выгоде. Соответственно, в ходе реализации данной функции должна повышаться конкурентоспособность региональных интегрированных структур и уровень благосостояния населения.

2) Функция модернизации управления в соответствии с задачами национальной инновационной экономики. Это означает трансформацию общих подходов к региональному управлению, требующую пересмотра традиционных административных методов. В результате общий механизм управления интегрированными структурами должен быть скорректирован в соответствии с приоритетными целями инновационного развития конкретного региона, который зачастую строится на базе так называемого «якоря», которым может быть опорный вуз, научно-образовательный центр, различные инновационные отраслевые кластеры или уникальный природный ресурс.

3) Функция формирования научно-технической инфраструктуры. Она реализуется через взаимодействие и сотрудничество образовательных учреждений, научно-исследовательских организаций, бизнес-сектора разного масштаба и государственных органов. Таким образом, создается особая среда интегрированных структур, влияние которых выходит за рамки системы и служит стимулом для роста экономики и социальной сферы региона. Иными словами, крайне важно рассматривать научно-техническую инфраструктуру не только как условие построения региональной инновационной системы, но и как следствие эффективного функционирования механизма ее интегрированных структур.

4) Коммерческая реализация функции. Несмотря на безусловную ценность научных знаний как таковых, многие из которых имеют исключительно социальный эффект, нельзя забывать, что, только воплощаясь в товаре или услуге с высокой добавленной стоимостью, они послужат инструментом повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона.

Структура региональных инновационных систем представляет собой объединение взаимосвязанных подсистем. (Richtik,2011) На входе системы концентрируются знания, интеллектуальный опыт и научно-техническая информация из разнообразных источников. Результатом системы является наукоемкий продукт, который имеет форму общественного блага или продукта с высокой добавленной стоимостью. Реализация обратной связи должна осуществляться посредством корректирующих действий по результатам производственной деятельности высокотехнологичной продукции и анализа общественного мнения. Внешняя среда представлена, с одной стороны, социально-экономическим фоном в границах региона, а, с другой стороны, национальными и глобальными инновационными системами.

Влияние внешней среды проявляется непосредственно через контролирующее воздействие представителей органов власти различного уровня, реализацию частных и государственных инвестиционных программ или косвенно, через использование инструментов фискальной и антимонопольной политики, появление новых технологий или открытий в мировой науке. В зависимости от географического положения, климатических условий, отраслевой направленности, социально-экономического статуса, а также этнокультурных особенностей структура инновационных систем разных регионов может существенно различаться. (Cooke, 2018) При этом необходимо выделить ряд ключевых подсистем.

1. Подсистема зарождения научного знания. Она включает в себя процессы обработки и адаптации поступающей научной информации извне на основе внутренних данных, интеллектуального потенциала системы интегрированных структур. На этом этапе проводится анализ последних технических достижений в соответствующих областях знаний, прогноз дальнейшего развития науки и техники, определение необходимости и практической целесообразности проведения конкретных исследований и разработок с учетом имеющихся ресурсов.

2. Организационная подсистема подразумевает координацию и эффективное взаимодействие всех интегрированных структур в инновационном процессе, повышение качества кадровой работы, научно-технической документации, обеспечение связи с подсистемами национальной инновационной системы, бесперебойный

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

CJ

< СП

0

1 I

обмен информацией между структурными подразделениями.

3. Вспомогательная подсистема включает в себя комплекс методической сопроводительной документации, обеспечение необходимого объема материальных и трудовых ресурсов, информационно-правовое обеспечение. По своей сути вспомогательной подсистемой является внутренняя логистика, способствующая эффективному обороту промежуточных продуктов научной деятельности. Центральной функцией данной подсистемы является обеспечение качественных и надежных каналов связи между интегрированными структурными элементами внутри системы и за ее пределами.

4. Управляемая подсистема непосредственно объединяет фундаментальные исследования, все виды поисковой и проектной деятельности, а также конкретные результаты инновационной деятельности в виде потребительских или общественных благ.

5. Контролирующая подсистема представляет собой сложный многоуровневый механизм. Управление и контроль осуществляется как вертикально, реализуя принцип иерархической соподчиненности региональной инновационной системы национальной системе, так и горизонтально через продуктивное взаимодействие структурных элементов: образовательных учреждений, научно-исследовательских центров, бизнес-сектора и органов государственной власти. (Рисунок 1)

Рисунок 1. Структура региональной инновационной системы

Функционирование подсистем происходит в соответствии с целями, заявленными в программах инновационного развития региона, ориентированных на повышение его конкурентоспособности.

Структура региональной инновационной системы представляет собой комплекс субъектов и взаимосвязей, объединенных согласованной научной деятельностью в рамках определенной административно-территориальной единицы. (Doroshenko в( а/., 2015) Формат отношений между интегрированными элементами системы может быть однонаправленным или сложным интерактивным. Иными словами, структура региональной инновационной системы представляет собой проекцию научно-технической активности в стране, демонстрирующую определенный уровень общего технологического развития.

При этом построение региональной инновационной системы невозможно без учета ее особенностей, которые, как уже отмечалось выше, должны включать в себя региональную склонность к инновациям. (Smirnova, 2012) Хотя это достаточно сложный аспект для оценки,

в то же время он помогает объяснить провалы некоторых инновационных программ, реализуемых в регионах, сопровождаемыми внушительными объемами неизрасходованных бюджетных средств. Инновационная склонность механизма интегрированных структур может варьироваться от высокой степени открытости и восприимчивости к новым идеям, до абсолютного неприятия. Причем, последний вариант не обязательно связан с отсутствием общеобразовательного и культурного уровня. Именно поэтому региональная предрасположенность к инновациям должна активироваться осознанно через создание социального механизма восприимчивости к новым научным идеям, начиная с индивидуального уровня индивидов, прямо или косвенно связанных с образовательной или производственной деятельностью. Этого можно достичь, если общество увидит конкретные результаты работы инновационных систем в виде высококачественной продукции, повышения общего уровня благосостояния за счет роста производства и экспорта наукоемких товаров.

Таким образом, только культивируя индивидуальную лояльность к знаниям, общество может поднять общий уровень инновационной культуры, который может быть достигнут в рамках образовательных учреждений и промышленных предприятий и, следовательно, стать надежным строительным материалом региональной инновационной системы.

Функционирование региональной инновационной системы интегрированных структур должно основываться на ряде принципов:

- Принцип постоянного улучшения качества человеческого капитала. Человеческий капитал, как основной производитель знаний, является базовым ресурсом для создания инновационной системы. Тема качества человеческого капитала особенно остро стоит в рамках региональной политики. Чаще всего наблюдается отток квалифицированных кадров в столицу и крупные мегаполисы, а также желание выпускников покинуть регион для поступления в столичные вузы без последующего возвращения домой. Отсюда и очевидный кадровый дефицит, и критический разрыв между уровнем инновационной активности в центре и на периферии.

- Принцип увеличения инвестиций в образование. Мировая исследовательская практика доказывает, что чем больше расходов выделяется из бюджетов разных уровней, тем выше скорость создания и распространения научных знаний. (Troshin в( а/., 2019) Об этом свидетельствует статистическая корреляция между количеством государственных инвестиций в науку и количеством выданных патентов на изобретения. Поддержка образования на всех уровнях от средней школы до исследовательских кластеров является прерогативой государства и важнейшим фактором повышения конкурентоспособности страны.

- Принцип повышения инновационности предпринимательской деятельности. При этом можно упомянуть основные цели бизнес-сообществ, работающих в сфере инноваций, изложенные Шумпетером в его книге. (Schumpeter,1982):

• Стремление к созданию новых продуктов и услуг высокого качества;

• Формирование организационных структур нового типа, отвечающих требованиям современности;

• Увеличение доли венчурного капитала.

- Принцип расширения рынков сбыта высокотехнологичной продукции, путем осуществления деловых контактов на межрегиональном и международном рынках. Данный принцип подразумевает активные действия всех вовлеченных интегрированных структур предпринимательства, общественных региональных организаций и органов местного самоуправления в сфере регионального маркетинга.

- Принцип эффективного управления рисками. Поскольку инновации сопряжены с высоким риском, региональная инновационная система является очень уязвимым субъектом, который требует развития эффективной системы страхования рисков.

- Принцип интеграции и синергии, подразумевающий взаимодействие всех секторов региональной инновационной системы: фирм и предприятий, университетов, школ, научно-исследовательских и финансовых институтов, федеральных органов власти и местного самоуправления. Поэтому необходимо создать на высшем уровне объединяющую институциональную структуру, которая будет способствовать созданию рабочей среды для всех этих акторов с целью обеспечения их мобильности и повышения эффективности совместной работы по производству и распространению новых знаний, их трансформации в инновации, дальнейшего внедрения в готовую продукцию и услуги на рынке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевым этапом в функционировании региональных инновационных систем в рамках интегрированных структур является оценка эффективности их деятельности, которая может осуществляться по представленному алгоритму.

Первым шагом является определение ключевых акторов региональной инновационной системы. Как правило, эти участники встроены в три основных сектора: научно-образовательный, предпринимательский и государственный. Участие государства реализуется через слаженную работу структур федерального, регионального и местного самоуправления. Бизнес-сектор объединяет организации и компании, работающие в сфере разработки и производства высокотехнологичной продукции в тесном партнерстве с профильными министерствами и научными центрами. Научно-образовательный сектор является основным поставщиком научных знаний, аккумулируя интеллектуальный потенциал региона. Этот этап позволяет определить степень вовлеченности каждого участника и его конкретный вклад в инновационный процесс.

Вторым шагом является анализ эффективности функционирования механизма интегрированных структур. Оценка совместной работы отраслей инновационной системы и их субъектов является основой алгоритма определения эффективности региональной системы интегрированных структур. На этом этапе выявляются доминанты системы, вокруг которых выстраивается цепочка взаимодействий в области создания, обработки и коммерциализации научно-технической информации и новых идей. В зависимости от отраслевой принадлежности организации, могут применяться различные практические инструменты оценки: для научно-исследовательских центров и вузов - это количество патентов, для производственных предприятий - объем выпускаемой и реализуемой высокотехнологичной продукции, для представителей региональных властей - степень освоения бюджета, объем налоговых поступлений, показатели экспорта, социальная и экологическая эффективность управления. В ходе анализа должны быть

выявлены проблемные моменты, препятствующие положительной динамике инновационных процессов, и разработана соответствующая дорожная карта по их устранению. В некоторых случаях необходимы радикальные меры в виде исключения субъекта из системы или ее полной перестройки.

Третий этап предполагает определение степени успешности работы и оценку реальных результатов деятельности всех интегрированных структур. Оценка функциональной активности субъекта структуры позволяет прогнозировать успешность всей инновационной системы. (ТгобМп et а/., 2019) При этом деятельность ключевых акторов не должна быть ограничена рамками структурного подразделения, это сложный многосторонний процесс взаимодействия участников с разными задачами и функциями.

Четвертый шаг включает в себя маркировку интенсивности распространения инноваций в регионе. Предполагается определить полюса роста и неактивные точки, а также рассмотреть возможности расширения территориального охвата сети интегрированных структур, осуществляющих инновационную деятельность. Такая условная карта могла бы быть построена с учетом реальных ресурсных возможностей и существующей схемы размещения производительных сил с соблюдением принципа целесообразности. Она позволяет, в том числе, определить долю отрасли, в которой наблюдается повышенная инновационная активность, с целью выработки дополнительного показателя отраслевого баланса в регионе.

Пятый шаг предполагает выбор методологии оценки степени эффективности региональной инновационной системы. Большинство методов основаны на традиционной модели «затраты-выход» 2011) с включением ряда рейтинговых показателей. При этом такая методология не может быть универсальной, так как набор показателей должен разрабатываться исключительно индивидуально, с учетом специфики региона (плотность населения, промышленность, климатические условия, транспортная инфраструктура и т.д.). При этом количество показателей должно быть ограничено, они не должны явно дублировать друг друга. Такая методика удобна тем, что помогает оценить реальные результаты и степень реализации знаний в конкретном продукте.

При этом ценность инноваций не всегда связана с коммерциализацией знаний, поэтому деятельность системы зачастую является работой на будущее или дает исключительно социальный эффект, важность которого также не следует недооценивать. Соответственно, простой подход «затраты-выпуск» не способен всесторонне оценить эффективность региональной инновационной системы в рамках интегрированных структур.

С этой точки зрения модель "затраты-выпуск" должна сочетаться с другим подходом, основанным на теории перетока знаний. (Agrawal et а/., 2014) Указанная теория предполагает рассмотрение движения научной информации и опыта как непрерывного динамического процесса, в котором знания, созданные одним субъектом, могут быть использованы другим бесплатно или с компенсацией, не превышающей ценности самого знания. В рамках региональной инновационной системы интегрированным структурным механизмом являются административно-территориальные единицы с размещенными на их территории инновационными комплексами.

X X

о

го А

с.

X

го т

о

2 О

м

Сл>

fO

es о es

es

о ш m

X

3

<

m о x

X

Важность концепции перетока знаний для повышения инновационной активности и, как следствие, конкурентоспособности региона доказана результатом эмпирических исследований, проведенных в начале 2000-х годов в разных странах. ^0^6^,2003) Масштаб процесса перетока знаний оценивался по формулам, включающим показатели объема финансирования науки в регионах, а также переменные величины, учитывающие географическую близость регионов-доноров и регионов-реципиентов. Конечно, пространственная составляющая не является единственным переменным параметром. Необходимо учитывать сходство и совместимость регионов, участвующих в процессе, в экономическом, рыночном, технологическом, организационном и социальном аспектах.

Процесс перетока знаний материализуется в специфической форме поставок высокотехнологичной продукции, передовых технологий, новейших подходов к организации производства и управлению научно-исследовательской деятельностью. Причем данный процесс может иметь эндогенный характер (на территории региона между интегрированными структурами, вовлеченными в инновационную деятельность), и экзогенный в виде межрегионального научно-технического сотрудничества.

В результате трансфер знаний компенсируют дефицит научно-исследовательской деятельности в некоторых регионах-реципиентах, в то время как регионы-доноры получают ренту за экспорт ресурсов, что зачастую выражается не только в денежном выражении, но и в повышении имиджа и инвестиционной привлекательности последних.

Шестой шаг предполагает выявление и анализ сильных и слабых сторон цепочки инновационных взаимодействий между ключевыми акторами механизма интегрированных структур, с целью исправления недостатков системы и повышения эффективности ее деятельности внутри региона и на межрегиональном уровне. Данный этап дает основания для корректировки дальнейших управленческих действий, направленных на повышение эффективности региональной инновационной системы.

Заключение

Региональная инновационная система является ключевым фактором практической реализации эффективного механизма интегрированных структур. Деятельность, основанная на создании, распространении и коммерциализации знаний, ускоряет обмен информацией между конкретными территориальными интегрированными структурами. В результате инновации становятся жизнеспособным ресурсом для производства высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. Это, в свою очередь, является необходимым условием повышения конкурентоспособности всей национальной экономики, основой обеспечения ее безопасности и барьером для возможных негативных проявлений внешней среды.

Диалектический характер взаимодействий региональных инновационных систем в рамках интегрированных структур и их взаимоотношений с национальными и глобальными инновационными системами создает широкое пространство для дальнейших научных открытий, продвижения прогрессивных идей и продуктивной эксплуатации интеллектуального опыта. Таким образом, с одной стороны, совокупная инновационная активность

региональных интегрированных структур повышает общий уровень национальной экономики, а, с другой стороны, только в условиях прочной национальной инновационной системы может осуществляться плодотворная научно-техническая деятельность на локальном уровне. Этот двусторонний процесс возможен при неограниченном доступе к знаниям при условии, что институциональные структуры будут работать четко и эффективно, поддерживая хорошо подготовленную законодательную базу.

Литература

1. Agrawal, A., Cockburn, I., Galasso, A., and Oettl, A. 2014. Why are some regions more innovative than others? The role of small firms in the presence of large labs. Journal of Urban Economics 81,149-165.

2.Bjorn, T.A., Smith, H. L., and Oughton, C. 2011. Regional Innovation Systems: Theory, Empirics and Policy Regional Studies 45 (7). Special Issue, 875-891.

3. Cooke, Р. Regional Innovation Systems, Clusters, and the Knowledge Economy. 2018. Oxford Journals, Social Sciences, Industrial and Corporate Change 10 (4), 945-974.

4.Dinkin, A.A. 2003. The place of Russia in global technology space. Conf. materials of 4th international forum "High Tech of 21st century". Moscow, VK ZAO "Ekspozentr" Publ., 12- 15.

5.Doroshenko, Y.A., Troshin, A.S., Chizhova, E.N., Somina, I.V. and Pivko, I.S. 2015. Infrastructural component of investment-innovative development in small business (by the example of Belgorod region's agricultural complex). Journal of Applied Engineering Science 13(4), 283-292.

6.Gohberg, L.M. 2003. National innovation system of Russia in "new economy". Economic issues 3, 26-38.

7.Gorunova, L.A. 2001.The management of the regional innovation system. Instruments and mechanisms of the management: monograph. St. Petersburg, SPbGUEF Publ., 216 p.

8.Gurieva, L.K. 2007.The competitiveness of innovation-oriented region. Cand. econ. sci. diss. Moscow, 240 p.

9.Mukhamediarov, A.M. and Divarva, E.A. 2010. Regional innovation system: development, functioning, evaluation, effectiveness. Ufa: AN RB, Gilem Publ., 188 p.

10. Nasir, G.R., Titova, I.N., Glotova, A.S., and Troshin A.S. 2019. Predictive models and scenarios of economic development of the region. Economic and Social Development Book of Proceedings,1143-1149.

11. Richtik, M.I. 2011. National innovation system of the USA: history, policy, strategy. Information-analytic materials. Niz. Novgorod, NGU of N.I. Lobachevskii Publ., 23 p.

12. Schumpeter, J. 1982. Theory of Economic Development. - M.

13. Smirnova, E.A. 2012. Theoretical approach to the regional innovation system. Economy of Crimea 4 (33), 142146.

14. Stolyarova, V.A., Stolyarova, Z.V. and Troshin, A.S. 2019. Science and Technology as the Main Factor of National Economy Competitiveness in Terms of Globalization. Advances in Economics, Business and Management Research 128, 938-945

15. Troshin, A.S., Kupriyanov, S.V. and Sandu, I.S. 2019. Investment and innovative component of strategic development of the region (on the example of the Belgorod region). IOP conference series: earth and environmental science. The conference proceedings. Far Eastern Federal University, 032236.

16. Volkov A.T. 2011. Innovation structure of university. Edit. by D.S. Medovnikov. Moscow, MAKS Press Publ., 236 p.

Practical implementation of an effective mechanism of integrated structures through the construction of a regional innovation system Troshin A.S., Stolyarova Z.V., Lipunov S.A.

BSTU named after V.G. Shukhov

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32

This study covers the main issues related to the essence and features of the development of regional innovation systems, considering them as a key element of the mechanism of integrated structures and a self-sufficient factor in increasing the country's competitiveness on a global scale. The paper reveals the most significant characteristic features of regional innovation systems, and outlines their most important functions. In particular, the authors consider the regional innovation system as an integration of interrelated subsystems involved in various forms of innovation activity. A study was made of the basic principles of the effective functioning of the mechanism of integrated structures through the creation of regional innovation systems, taking into account the factor of local propensity for innovation. The structure of the regional innovation system is presented and analyzed. Based on the approaches existing in world practice, a proprietary algorithm for assessing the effective functioning of a regional innovation system has been developed.

Keywords: integrated structures, regional governance, regional innovation system, propensity to innovate, principles of the regional innovation system, knowledge flow, geographical proximity, industrial and social proximity, agglomeration of innovation systems, innovation industry clusters.

References

1. Agrawal, A., Cockburn, I., Galasso, A., and Oettl, A. 2014. Why are some

regions more innovative than others? The role of small firms in the presence of large labs. Journal of Urban Economics 81,149-165.

2.Bjorn, T.A., Smith, H. L., and Oughton, C. 2011. Regional Innovation Systems: Theory, Empirics and Policy Regional Studies 45 (7). Special Issue, 875-891.

3. Cooke, P. Regional Innovation Systems, Clusters, and the Knowledge

Economy. 2018. Oxford Journals, Social Sciences, Industrial and Corporate Change 10 (4), 945-974.

4.Dinkin, A.A. 2003. The place of Russia in global technology space. Conf. materials of 4th international forum "High Tech of 21st century". Moscow, VK ZAO "Ekspozentr" Publ., 12- 15.

5.Doroshenko, Y.A., Troshin, A.S., Chizhova, E.N., Somina, I.V. and Pivko, I.S. 2015. Infrastructural component of investment-innovative development in small business (by the example of Belgorod region's agricultural complex). Journal of Applied Engineering Science 13(4), 283-292.

6.Gohberg, L.M. 2003. National innovation system of Russia in "new economy". Economic issues 3, 26-38.

7.Gorunova, L.A. 2001.The management of the regional innovation system. Instruments and mechanisms of the management: monograph. St. Petersburg, SPbGUEF Publ., 216 p.

8.Gurieva, L.K. 2007.The competitiveness of innovation-oriented region. Cand. econ. sci. diss. Moscow, 240 p.

9.Mukhamediarov, A.M. and Divarva, E.A. 2010. Regional innovation system: development, functioning, evaluation, effectiveness. Ufa: AN RB, Gilem Publ., 188 p.

10. Nasir, G.R., Titova, I.N., Glotova, A.S., and Troshin A.S. 2019. Predictive models and scenarios of economic development of the region. Economic and Social Development Book of Proceedings,1143-1149.

11. Richtik, M.I. 2011. National innovation system of the USA: history, policy, strategy. Information-analytic materials. Niz. Novgorod, NGU of N.I. Lobachevskii Publ., 23 p.

12. Schumpeter, J. 1982. Theory of Economic Development. - M.

13. Smirnova, E.A. 2012. Theoretical approach to the regional innovation system. Economy of Crimea 4 (33), 142-146.

14. Stolyarova, V.A., Stolyarova, Z.V. and Troshin, A.S. 2019. Science and Technology as the Main Factor of National Economy Competitiveness in Terms of Globalization. Advances in Economics, Business and Management Research 128, 938-945

15. Troshin, A.S., Kupriyanov, S.V. and Sandu, I.S. 2019. Investment and innovative component of strategic development of the region (on the example of the Belgorod region). IOP conference series: earth and environmental science. The conference proceedings. Far Eastern Federal University, 032236.

16. Volkov A.T. 2011. Innovation structure of university. Edit. by D.S. Medovnikov. Moscow, MAKS Press Publ., 236 p.

X X

o 00 A c.

X

00 m

o

2 O

ho M

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.